Тема: Психолого-педагогическая коррекция коммуникативнойсферы старших дошкольников
Введение
Актуальностьисследования. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится темфундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, каксложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детскогосада – во многом зависит последующий путь его личностного и социальногоразвития, а значит и его дальнейшая судьба. Дошкольники постоянно находятся вобщении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений,повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Вэтом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, котораяудовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием,как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивнойсоциализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Особую важность эта проблемасформированности коммуникативной сферы приобретает в настоящее время, когданравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфереобщения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферыдетей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания,“технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг длясовременного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие –просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не толькосо взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существеннообогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Оченьчасто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений вобщении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежеланиесчитаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит непотому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшемудошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытываетдругой. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается имииз-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себяуязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию:снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированиютревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всехслучаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своихпреимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такогоотчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, посколькуоно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшемможет принести массу все возможных проблем. Однако не для не секрет, что однимиз главных критериев по которым ребенка принимают в школу — это коммуникативнаяготовность, то есть умение общаться и контактировать с окружающими. Как жесоответствовать таким требованиям, если в дошкольном возрасте развитию этойсферы уделяется очень мало внимания.
На мой взляд, в первую очередь нужносформировать у ребенка правильное представление о межличностных отношениях,научит его общаться и контактировать с окружающими, прежде чем давать им различныезнания. Исходя из этого выявлена проблема исследования — особености развитиякоммуникативной сферы дошкольников. Данная задача будет рассматриваться вусловиях сюжетно-ролевой игры. Следовательно определена тема — развитиекоммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования –старшиe дошкольники
Предмет —коммуникативная сфера ипсихолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников
Цель — разработать методику психолого-педагогической коррекции коммуникативнойсферы старших дошкольников
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования попроблеме формирования коммуникативных способностей личности
2. Определить трудности в общении детей дошкольного возраста
3. Изучить причины трудностей в общении старших дошкольников.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекциикоммуникативной сферы старших дошкольников
Предполагаю,что для преодоления трудностей общения, необходимы следующие условия:
— активизацияи стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощьюспециальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательногопроцесса:.
— анализпричин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицитполноценной, соответствующей возрасту изобразительной деятельности и развитияречи);
— внедрение ввоспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий как комплексныхсредств, направленных: на преодоление трудностей общения.
Методы исследования:
1.Теоретические: Обзорпсихолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2.Экспериментальные: наблюдения, беседа, анализ деятельности.