Реферат по предмету "Педагогика"


Психологические особенности овладения детьми 7-го года жизни конструированием

Федеральное агентство по образованию

Министерство по образованию и науке Российской Федерации

Магнитогорский государственный педагогический университет

Кафедра управления образованием

Курсовая работа

на тему

Психологические особенности овладения детьми 7-го года жизни конструированием

Выполнила: студент курса

Проверил:
Магнитогорск

2010

Содержание



Введение
Разнообразные виды художественно-творческой деятельности имеют неоценимое значение в формировании личности ребенка.

Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества, — он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Творениям взрослых людей присущи новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами, за редкими исключениями, не обладают продукты детского творчества. Ребёнок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приёмов труда, т.е. в обычном смысле слова, не создаёт ничего нового. Всё это коллективное выработанное наследие культуры существует ещё до ребёнка и является «новым» лишь для него.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна и это – первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличатся большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы является самым трудным и мучительным. Ребёнок же, в отличие от взрослого, не испытывает

таких трудностей, он с лёгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества [17, 5]

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в этом возрасте. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое, творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности.

Анализ типов решения задач на воображение, проведённый О.М.Дъяченко, позволил выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

– «опредмечивание» — когда в некоторой незавершённой фигуре ребёнок усматривает определённый объект и в соответствии с этим дорисовывает;

– «включение» — когда ребёнок превращает заданную фигуру во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.

В связи с вышеуказанным принципиален вывод В.В. Давыдова о том, что формировать творчество дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения. Однако для создания новых образов, как указывал Л.С. Выготский, необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой

поведения. Отсюда можно сделать важный вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления и воображения, а так же овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться её), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения).

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева (1995), Л.А. Парамоновой (1979). Н.Н. Поддъякова (1974). Э.А. Фарапоновой (1970) и др., т.к. переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т.е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата» [13, 76]. Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Цель исследования: изучение психологических особенностей овладения детьми 7-го года жизни конструированием.

Объект исследования: личность ребенка старшего дошкольного возраста.



Предмет исследования: процесс влияния овладения конструированием на развитие индивидуальных особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Дать понятие «конструирования», определить его особенности и виды.

2) Исследовать особенности развития конструктивной деятельности в дошкольный период детства.

3) Определить возможности овладения конструированием детьми 7-го года жизни

4) Провести констатирующий этап эксперимента.

5) Разработать рекомендации по совершенствованию овладением конструированием детьми экспериментальной группы.

Методологической основой исследования является теоретическая концепция.

Методы исследования:

– наблюдение;

– качественный анализ;

– тестирование.

Исследование осуществлялось на базе МДОУ «Теремок» села Петропавловка Кусинского района Челябинской области. В исследовании принимали участие 6 старших дошкольников.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, списка литературы, приложения.
Глава IТеоретические основы проблемы исследования
1.1 Понятие «конструирование», его особенности и виды
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта и отвечает интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшении помещений, что приносит им большое удовольствие.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению [6, 44].

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. К техническому типу конструктивной деятельности относятся конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструктора, конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими

трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные — с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

В художественном или изобразительном (В.Б.Косминская) конструировании дети, создавая образы, не только и не столько отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, природного материала.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т.д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки — мебель, транспорт и другие изделия.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой

скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.

Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Система знаний и конструктивно-технических умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.

Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних. В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

Рис. 1. Конструирование по образцу

а – полное репродуцирование образа, б – построение объекта по рисунку, в – воспроизведение образа с заменой отдельных деталей



В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4–5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной иерархической структуры. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу – они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по собственному замыслу.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.) [10, 67].

Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание

замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако и практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у дошкольников является непрерывное сочетание во взаимодействии мыслительных и практических актов. Практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом. Замысел в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий. Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:

– нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;

– неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной, довольствуясь этим;

– поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею;

– нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

– неумение предварительно анализировать задачу.

В противном случае, как показали многие исследования (А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.Р. Лурия и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера. Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, разные виды деятельности, но восприятие окружающего детьми часто бывает поверхностным. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по – своему передавать их в поделках.
1.2 Особенности развития конструктивной деятельности в дошкольный период детства
Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создается определенный, заранее продуманный реальный продукт, отмечая, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и, по своему характеру, сходно с изобразительной, поскольку, в нем так же отражается окружающая действительность.

Ряд зарубежных исследователей склонны трактовать конструирование более широко, рассматривая ее как конструктивный праксис — способность выполнять целесообразные действия по инструкции или же причисляют к конструированию те изменения, которые вносятся ребенком в эти действия под влиянием зрительного поля.

В процессе конструирования осуществляется пространственная организация объектов (формы, положения, размера объектов, композиционных и пространственных отношений между ними), отражаются их основные функциональные особенности. Развитие конструктивной деятельности определяется уровнем сформированности познавательных действий, являющихся необходимым компонентом практических форм мыслительной деятельности; пространственных представлений, определяющих способность устанавливать положение элементов в пространстве; сформированности образов представлений о моделируемых объектах в плане их отражения внешних свойств и функциональных особенностей; психомоторики, осуществляющих точность выполнения задуманной модели и способствующей ее прочности; а также планирующей функции речи, осуществляющей планирование действий и контроль конечного результата.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование — изображение и строительство для игры (А.Н. Давидчук) [15, 98].



Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает

основу для конструктивного творчества дошкольника.

Конструирование занимает значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания [7, 26].

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного

воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Таким образом, отметим следующие особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

– дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

– дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

– расширяется область творческих проявлений.
1.3 Возможности овладения конструированием детьми 7-го года жизни
Для детей 7-го года жизни конструирование является одним из самых интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным

памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.

Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой.

Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:

– четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

– иметь хорошие технические навыки;

– видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.

Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию, он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей.

Обучение детей коллективному труду — одна из важных задач воспитания

у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.

В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. Причем сами условия более сложные, чем в старшей группе, например выполнить из природного материала зверушек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала; из круга, разрезанного по радиусу, изготовить игрушку, у которой конус будет основной частью.

Например, путем разных комбинаций крупных деталей (модулей), в основном геометрической формы, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу, дети создают различные конструкции, соответствующие их росту, т.е. как бы для себя. И поэтому особое значение имеет их функциональность и прочность. Такие конструкции позволяют детям осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. Этот вид конструирования, особенно объемного, по своей сущности близок прежде всего к конструированию из строительного материала и из деталей конструкторов.

Такое конструирование, несмотря на его специфику, требует схемы организации – вначале создаются условия для самостоятельного ознакомления с новым материалом путем экспериментирования с ним; далее перед детьми ставят такие задачи, для решения которых необходимо открывать новые

свойства материала, что, в свою очередь, расширяет тематику конструирования; а затем дети уже самостоятельно, на новом уровне, конструируют по собственным замыслам.

Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объемного тем, что оно, во-первых, способствует развитию у детей умения видеть за плоскостным изображением объемную фигуру и, во-вторых, позволяет детям создавать новую целостность путем убирания лишнего. Последнее существенно влияет на развитие у детей образного мышления (В.Б. Синельников) и воображения и успешно используется также в конструировании из природного материала [10, 9].

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.



Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующему этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый

материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей для детей данного возраста.
Выводы по первой главе
Таким образом, каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во-первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования, во-вторых, на основе этого определить сущностные их взаимосвязи с целью создания целостной системы, формирования творческого конструирования.

Развитие конструктивной деятельности определяется уровнем сформированности познавательных действий, являющихся необходимым компонентом практических форм мыслительной деятельности; пространственных представлений, определяющих способность устанавливать положение элементов в пространстве; сформированности образов представлений о моделируемых объектах в плане их отражения внешних свойств и функциональных особенностей; психомоторики, осуществляющих точность выполнения задуманной модели и способствующей ее прочности; а также планирующей функции речи, осуществляющей планирование действий и контроль конечного результата.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
Глава II Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования 2.1 Задачи, методика констатирующего эксперимента
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Рекомендации по совершенствованию овладением конструированием детьми экспериментальной группы
Выводы по второй главе
1.
Заключение
Дошкольное детство – это время игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли “на равных” играть с ребенком, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Для эффективной работы с детьми необходимо создавать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферы. Позволяющие связывать их, быстро “строить” надежные и устойчивые “мостики” к тем навыкам и умениям, которые должен освоить ребенок. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Творчество является высшей формой самостоятельности детей. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.1
В проделанной работе я реализовала поставленную цель: разработала и апробировала серию занятий, направленных на формирование и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами

флористики.

Задачи, поставленные для успешного достижения цели выполнены:

изучила методическую литературу;

расширила знания дошкольников об основных видах фитодизайна;

познакомила с содержанием объемно-пространственных композиций, которые напоминают природные ландшафты, уголки живой природы;

расширила знания о комнатных растениях;

познакомила дошкольников со способами декорирования оконных проемов, цветочных емкостей, групповых помещений;

познакомила с приемами флористики;

научила создавать художественные композиции из сухих цветов, декоративных веток, ракушек, перьев, шишек и т.д;

познакомила с техникой флористического коллажа;

научила сочетать природный материал с бумагой, пластилином, тканью.

Дети любят всё, что сделано их собственными руками, поэтому очень важно, чтобы детские поделки использовались в разных целях: ими можно украшать свой дом или использовать в качестве подарков своим друзьям, родным.

Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для художественно – конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.
Список литературы

Варкни Н., Р. Калинина Ребёнок в мире творчества // Дошкольное воспитание. -2003. — № 6. — С. 57

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1976. – 79 с

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 76 с

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986. – 96 с

Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с

Комарова Т. Игра и изобразительное творчество //Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 74

Лиштван З.В. Конструирование / Спец.ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с

Новоселова С.Л., Зворыгина Е. В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3–6

Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Умственное воспитание дошкольников / Под. ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972

Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980

Парамонова Л.А., Христ О.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала. — Ровно, 1992

Парамонова Л.А. Конструирование. //Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Изд.дом «Карапуз»,1997.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. Дом

«Карапуз», 1999

Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. — № 17. — С. 7

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 336 с.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М., 1990.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возрасту/Дошкольное воспитание. -1985. — №7. — С. 46-49.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. — М., 1988.
Приложение 1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.