Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО
Калужскийгосударственный педагогический университет
им. К.Э.Циолковского
Программа работы пооздоровлению школьников, и контролю за их самочувствием во время учебногопроцесса
Калуга,2009г.
Введение
По данным ежегодныхпрофилактического осмотров школьников количество детей, относимых к первойгруппе здоровья (т.е. практически здоровых), в 2007/2008 гг.- составляет 41 %.
Важным фактором,способствующим сохранению здоровья детей, является рациональное здоровоепитание. Горячим питанием охвачены все учащиеся школы. Проводится йодизация ивитаминизация питания. Дети из малообеспеченных семей питаются бесплатно.Однако остаётся нерешённой проблема организации питания детей, страдающихалиментарно-зависимыми заболеваниями.
Большая работа проводитсяпо удешевлению питания в школе, благодаря выращиванию с/х продукции.
Большая роль в системемер по охране здоровья детей принадлежит созданию условий для веденияобразовательного процесса в соответствии с санитарно – гигиеническиминормативами. Все учебные кабинеты должны быть оборудованы разноростовой мебельюи конторками для смены динамических поз, полностью выполняться нормативы поосвещенности школьных помещений. В школе должны иметься кабинеты здоровья,оснащенные современным оборудованием:
ü тубусный кварц БОП-4 ( для лечениязаболеваний верхних дыхательных путей);
ü инфразвуковой офтальмомассажер АВМО (для профилактики нарушения зрения);
ü ультразвуковой ингалятор «Туман –1.1» ( для профилактики и лечения простудных заболеваний и вирусных инфекций),для ингаляций используются эфирные масла (эвкалиптовое, пихтовое, кедровое идр., а при индивидуальной непереносимости- травяные сборы;
ü аппарат визуальной цветоимпульсионнойстимуляции с БОС для снятия эмоционального напряжения « АСИР»
В кабинете здоровьядолжно быть также оборудование для проведения занятий лечебной физкультурой:гимнастические палочки, обручи, гимнастический мяч, массажные коврики, гимнастическийкомплекс, состоящий из веревочной и обычной лестниц, трапеции, гимнастическиекольца и канаты.
Цель данной программы определена каксохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Программа призвана решитьследующие задачи:
- развитиекомплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников;
- формирование ушкольников позитивных установок на здоровый образ жизни;
- нормативноеправовое обеспечение деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся;
- развитие системымониторинга здоровья школьников;
- Продолжениеработы по программе « Уроки нравственности и здоровья», формирующей бережноеотношение к здоровью и позитивное отношение к здоровому образу жизни ушкольников разного возраста;
- совершенствованиездоровьесберегающих условий в школе;
- обеспечениешкольников полноценным и сбалансированным питанием с целью улучшенияпоказателей их здоровья и снижения алиментарно-зависимой заболеваемости;
- обеспечениепродуктами лечебно-профилактического назначения в рамках щадящего питания.
В ходеосуществления программы предполагается достичь следующих результатов:
- созданиеблагоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья,воспитанию и развитию личности;
- уменьшитьколичество школьников, имеющих хронические заболевания дидактогенного характера(сколиозы, снижение зрения);
- не допуститьснижения количества здоровых детей;
- уменьшитьколичество детей, имеющих болезни органов пищеварения;
- обеспечитьповышение умственной и физической работоспособности учащихся.
- выработать уучащихся формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья;
Работа пооздоровлению ведется в трех направлениях: 1) организация учебно-воспитательногопроцесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся; 2)повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физическойкультуры; 3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиямидля детей группы риска. Все три направления предусматриваются годовым планомработы медицинской сестры школы, обсужденным и утвержденным на педагогическомсовете .
Первоенаправление
Определяетсяпланировкой, санитарно-техническими сооружениями и оборудованием школы. Именноэти факторы создают благоприятные условия для проведения учебного процесса,отдыха, физического воспитания, полноценного естественного освещения,оптимальной воздушно-тепловой среды, питания.
План работыпо первому направлению.
№
п/п Содержание мероприятия Срок исполнения Исполнители
1.Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач 1.1. Продолжить оснащение кабинетов школы современной разноростовой ученической мебелью, конторками. 2006-2010 Директор, завхоз 1.2. Организация повышения квалификации: педагога-психолога, медицинской сестры, преподавателей физкультуры, социального педагога 2006-2010 гг. Администрация
2. Мероприятия по улучшению питания учащихся 2.1. Организация и поддержка бесплатного и льготного горячего питания для учащихся начальной школы из малообеспеченных семей 2006-2010 гг. Директор, медсестра. ответственный за питание 2.2. Организация витаминизации питания учащихся в предэпидемический период 2006-2010 гг Директор, медсестра. ответственный за питание 2.3. Введение в рацион питания йодосодержащих препаратов 2006-2010 гг медсестра. ответственный за питание 2.4. Организация диетического питания 2006-2010 гг. медсестра. 2.5. Участие в областном конкурсе среди общеобразовательных учреждений на лучшую организацию школьного питания 2006-2010 гг Директор, медсестра. ответственный за питание, повар 2.6. Удешевление детского питания за питания, за счет выращивания овощей и картофеля на пришкольном участке с использованием школьного трактора 2006-2010 гг Директор, зав. пришкольным участком
3. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников 3.1. Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, заполнение индивидуальных карт развития учащихся, анализ состояния здоровья, выявление тенденций ежегодно Медсестра, врачи ЦРБ, зам. директора по НМР. 3.2. Соблюдения гигиенических норм и требований к организации учебного процесса постоянно Работники школы 3.3. Продолжение использования методик по профилактике нарушения зрения и осанки 2006-2010 гг. Медсестра, педагоги 3.4. Продолжение использования режима смены динамических поз и системы физкультминуток в начальной школе 2006-2010 гг. Учителя начальных классов 3.5. Разработка и внедрение режима смены динамических поз и системы физкультминуток в работу основной и средней школы 2006-2010 гг. Зам. директора по НМР, учителя- предметники 3.6. Охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и ЛФК 2006-2010 гг. Медсестра, учитель физкультуры 3.7 Охват всех учащихся начальной школы занятиями по оздоровительной физкультуре Учителя начальных классов
Второенаправление
Профилактикиотклонений здоровья школьников является широкое использование средствфизической культуры. Закономерности двигательного поведения учтены единымспортивным режимом дня, в котором предусматриваются следующие формы физическоговоспитания школьника:
· Гимнастикадо уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5—10 минут не заменяет, адополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенкак удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Медицинскийработник контролирует санитарное состояние мест, где проводится гимнастика,обращают внимание на изменение пульса ребенка, период его восстановления.Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
· Физкультпаузына уроках длительностью 2—3 минуты целесообразны для учащихся всех классов. Онипозволяют изменить рабочую позу, улучшить кровообращение в нижней чаституловища и конечностей, возбудить дыхание.
· Подвижныеигры на малых переменах и динамической паузе. Последнюю желательно проводить насвежем воздухе.
· Подвижныеигры на прогулках в группах продленного дня проводятся после уроков и передуходом домой. Включают организационную часть и самостоятельное использованиеигр по интересам. Контролируя эту форму, медработник следит за активностьюдетей. Целесообразно выяснить причины отсутствия интересов у детей к даннойформе физического воспитания и дать совет учителю, родителям.
· Урокфизкультуры ведется в соответствии с учебной программой. Задача врача —контроль по четырем разделам: 1 — оценка хода урока; 2 — оценка условий занятий— используются санитарные правила по контролю за местами занятий физкультурой испортом; 3 — анализ материалов I и II раздела; 4 — предложения по материаламконтроля: а) учителю; б) администрации школы. Подготовка учащихся к сдаче нормГТО. Врач в соответствии с Всесоюзным физкультурным комплексом ГТО (18 января1985 года), содержащим четыре направления, принимает участие в каждом из них: 1— Знания; 2 — Умения; 3 — Требования к недельному двигательному режиму; 4 —Виды испытаний и нормы.
Третьенаправление
Профилактикаотклонений здоровья у детей группы риска обеспечивается дифференцировкой режимаобучения, который может осуществляться двумя путями — первый: а) обязательнаяежедневная утренняя гимнастика или прогулка до начала занятий в школе,длительностью 30 минут; б) соблюдение минут «тишины» с закрытыми глазами длярасслабления центральной нервной системы в условиях продленного дня и дома; в)выполнение физкультпауз длительностью 2—3 минуты при самоподготовке дома; г)пребывание на воздухе не менее 3,5 часа в день для учащихся I—IV классов и 3часов для среднего и старшего возраста. Целесообразно гулять не одномоментно, ав два приема — после уроков и перед сном; д) 5-разовое питание: завтрак, 2-йзавтрак в школе, обед,, ужин, кефир, овощи или фрукты перед сном; е) сообщениедетям и их родителям знаний об особенностях реагирования физиологических системорганизма и формирование у них умений сохранять и укреплять здоровье; второй:а) освобождение учащихся от факультативных учебных занятий; б) строгоевыполнение рекомендаций по продолжительности приготовления домашних заданий; в)освобождение учащихся от переводных и выпускных экзаменов по решениюврачебно-контрольной комиссии поликлиники в соответствии с приказом МП и МЗСССР «Об освобождении от переводных и выпускных экзаменов учащихсяобщеобразовательных школ» от 3 августа 1981 года № 120/813. Не для всех детейдостаточно выполнения названных рекомендаций. В зависимости от степеникомпенсации хронического процесса делаются и лечебные назначения, которыеосуществляются непосредственно в школе.
Для групприска организуются занятия по лечебной физкультуре в соответствии с планом:
Месяц
Часы
Занятия
Цель
Примечание Сентябрь 8 Комплекс упражнений при сколиозе. Укрепления мышц всего позвоночного отдела. Перед выполнением упражнений необходимо организовать отдых, после которого школьники принимают положение» лежа на спине, руки за голову, локти прижаты к полу» Октябрь 10 Комплекс упражнений с биомеханическим «Тренажером Агашина» Для снижения усталости, профилактики заболеваний и после последствий гиподинамии, общего улучшения самочувствия.
При профилактики заболеваний рекомендуется три группы упражнений:
1.за счет работы мышц рук.
2.за счет работы мышц ног.
3.за счет работы мышц туловища. Не допускается перенапряжений. Ноябрь 9 Комплекс упражнений при плоскостопие Укрепление мышц стопы Продолжение занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной и двух ногах. Декабрь 8 Комплекс упражнений при бронхите Научить детей правильно дышать, упражнения направлены на тренировку диафрагмы Перед выполнением организовать детям отдых, и выполнять упражнения «спокойно», следить за дыханием. Январь 7 Комплекс упражнений с биомеханическим «Тренажером Агашина» Для улучшения и повышения защитных свойств организма, и укрепления лимфатической системы. В период увеличения простудных заболеваний.
Волновой переход от напряжения к расслаблению и обратно с частотами 3-5 гц (колебаний в секунду) осуществляет:
· волновой массаж скелетной мускулатуры;
· массаж кровеносных и лимфатических сосудов;
· активизацию работы периферийной и центральной нервной системы;
· укрепление связок и суставных сумок;
· нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после тренировок. Февраль 8 Комплекс упражнений при заболеваниях желудочно-кишечного тракта Укрепление мышц живота, улучшается перистальтика кишечника, снижается болезненный синдром.
Упражнения выполняются без резких движений. Примечание:
В случаях опущения органов брюшной полости, выполняя упражнения из исходного положения лежа на спине, под таз подкладывается валик. Исходным положением для упражнений №№ 21 и 23 является «коленолоктевое» Март 8 Комплекс упражнений при ОРЗ. При выполнение упражнений во время прыжков дети интенсивно дышат, получатся своего рода аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстрее проходит, и осложнения не грозят. Если после комплекса упражнений хочется откашляться, значит, цель достигнута. Май 4 Комплекс упражнений при нарушение зрения « миопии» Упражнения предназначены для снятия напряжения мышц, окружающих глаз, которые у людей с дефектами зрения находятся в напряженном состоянии, сокращены. Если сделать их глубокими и мягкими, то аккомодация и движение глаз будут происходить свободно, и, как следствие, возвращение к нормальному зрению будет идти намного быстрее. Эти упражнения следует выполнять, удобно сидя в кресле. И после того, как в течение несколько секунд глаза были накрыты ладонями (между упражнениями 1 и 2, 2 и3, и 3 и 4). Все эти упражнения выполняются без очков. Продолжительность упражнений 4-5 минут каждый день. Преимущество в том что ребенок может дома самостоятельно делать эти упражнения.
Схемакомплексной оценки состояния здоровья школьников
Схема комплексной оценкисостояния здоровья школьников базируется на 4-х важнейших критериях здоровья:
1) Наличие или отсутствиехронических заболеваний (в том числе врожденной патологии);
2) Функциональноесостояние основных систем организма;
3) Резистентность иреактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятнымвоздействиями);
4) Уровень игармоничность физического и нервно-психического развития.
Комплексная оценкасостояния здоровья проводится врачами-педиатрами, подростковыми терапевтами припрофилактических осмотрах детей и подростков. Оценка состояния здоровья даетсяна момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они неприобрели хроническую форму, не учитываются.
Наличие или отсутствиезаболеваний определяется при врачебном осмотре, в т. ч. с участием специалистови использованием диагностического аппарата «Амсат-Коверт».
Функциональное состояниеорганов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимыхслучаях функциональных проб. Степень сопротивляемости организма в основномоценивается частотой острых заболеваний (в т. ч. и обострений хроническихболезней) за предшествующий осмотру год.
Уровень и степеньгармоничности физического развития определяется антропометрическимиисследованиями с использованием региональных стандартов физического развития.Достаточный уровень физического развития определяется путем сравнения сосредними показателями биологического развития для данного возраста, а степеньгармоничности-с использованием оценочных таблиц. Комплексная оценка состоянияздоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья»дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В соответствии спредложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья,подразделяются на следующие группы:
I- здоровые, с нормальным развитием инормальным уровнем функций.
II- здоровые, но имеющие функциональныеи некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость кострым т хроническим заболеваниям.
III- дети, больные хроническимизаболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональнымивозможностями организма.
IV-дети, больные хроническимизаболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональнымивозможностями.
V- дети, больные хроническимизаболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженнымифункциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы непосещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.