Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
с. Барда
Программа летнего лагеря
«Город Звезд»
Возрастной состав 7-15 лет
Автор-составитель:
Раимова Айгюль Ильдаровна
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
с. Барда 2009
Обоснование программы
Лето – благодатная пора для социализации и интеграцииребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работаютразличные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослыхне заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместнойдеятельности, споров и ссор.
Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себяполноценным человеком, который может не только существовать подобно растению,но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстниковявляется той средой, которая так необходима ребенку.
Организацияобщности сверстников, ориентированной на активное включение в совместнуюдеятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей. Летнийлагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самыхдейственных социальных институтов социализации и интеграции. Формасюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собойпедколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры«Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительныекачества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различныхобщностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска,героизма и авантюр – очень привлекателен для подростков и отвечает ихстремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвеннорасширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческойдеятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.
Носамой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именноигра – тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь сизбранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя»пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможнопроработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребеноккак бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, какпредписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно егодостоянием.
Такимобразом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальномповедении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
Планирование и работа ориентирована на использованиетехнологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себяположительно и отвечает главной цели программы – создание условий длясамоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жесткоустановленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящиев коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включенияребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволитучитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамкахсюжета.
Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциалакаждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.
Целисмены
1. Созданиеблагоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основесюжетно-ролевой игры.
2. Выявление иразвитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств длядальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детскоготворчества.
Задачисмены
1. Созданиемикроклимата доброго общения;
2. Созданиеколлектива (коллективов – отрядов) детей, подростков и взрослых на принципахпринятия, сотрудничества, творчества;
3. Апробацияпрограммы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря.
4. Включение каждогоребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.
5. Создание условиядля реализации творческих способностей детей.
Направления работы
1. Коллективно-творческаядеятельность:
- подготовка ипроведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологическихособенностей детей и подростков;
- поискнестандартных, нетрадиционных форм работы.
2. Продуктивнаядеятельность:
- участие детей иподростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;
- ежедневноеучастие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
3. Игроваядеятельность:
- участие детей иподростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;
- ежедневноепроигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевойигры.
4. Оздоровительнаядеятельность:
- Ежедневнаяутренняя зарядка;
- Ежедневноеучастие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день)
- участие детей иподростков в различных классах – мастерских – фольклор, танцы и т.п.
- воздушные ванны иводные процедуры.
5. Психологическоенаправление:
- изучениепсихологических особенностей каждого ребенка;
- созданиепсихологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
- организацияпсихолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешнихконфликтов, существующих в сфере общения.
Виды и формы деятельности
- коллективно-творческиедела;
- игровыепрограммы, игры, конкурсы, концерты;
- индивидуальные игрупповые беседы;
- психологическиетренинги;
- командная(отрядная) работа;
- работа в классах– мастерских;
- нетрадиционныеформы работы.Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения
Педколлектив– вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организуетжизнь и совместную деятельность детей и подростков.
Выделимосновные требования к педагогам Лагеря общения:
1. Знание основныхзакономерностей психического и физического развития детей подростков, основныханомалий развития, приемов первой медицинской помощи.
2. Умениеорганизовать деятельность детей и подростков, построенную на принципахпринятия, взаимопомощи, поддержки. Умение в отряде создать “зону ближайшегоразвития” для каждого ребенка. Совместно разделенная дозированная деятельность.
3. Умения и навыки,обеспечивающие организацию полноценного отдыха ребенка, раскрытие еговозможностей.
Методическаяслужба
Основная цель работы – обеспечение сюжетно-содержательнойстороны программы – проведение общелагерных мероприятий, отражающихсюжетно-ролевую направленность лагеря.
Второй, не менее важной целью является организация постояннодействующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выбореадекватных ситуации и сюжету смены отрядных мероприятий.
Методическая служба возглавляется старшим воспитателемлагеря.Алгоритм запуска игровой деятельности
1этап – « ПРОЕКТИРОВАНИЕ», март-апрель 2009 года.
- Обсуждение, идеиорганизационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельностипедагогической команды.
- Разработка идеиигровой деятельности педагогической командой и активом кружковцев.
- Выработка логикиразвития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:
Ø Определениепозиций, ролей, функций участников – выделение структуры управления Городом(Мэр, Советник, Председатель городской Думы и др.)
Ø Разработка этаповигры (с учетом технологии непрерывного проектирования)
Ø Определениепромежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.
- Разработкасодержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета,связанного с позитивными и личностными изменениями участников:
Ø формированиезадачи этапа, исходя из предполагаемого результата:
Ø выбор видадеятельности;
Ø определениесредств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);
Ø определениесредств отслеживания реального результата педагогической деятельности.
- Определениеспособов создания игровой атмосферы, игрового пространства:
Ø Разработканеобходимой символики, атрибутов игры;
Ø Описание легенд,традиций, обычаев, законов игры;
Ø Работа надвнешним оформлением игры.
2этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», июнь 2009 года
- Разработкамеханизма запуска игровой деятельности в различных группах детей.
- Определениепредполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разныхуровнях:
Ø уровень отряда;
Ø уровень Города(всего лагеря).
3этап – «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» 1 июля – 20 июля 2009 года
Деятельность педагогов:
- Проведениедиагностической работы по определению лидерского и творческого потенциалаучастников.
- Демонстрациярезультатов запуска игры:
Ø Представление отрядов;
Ø Принятие правилсовместной жизнедеятельности участников игры – на уровне отрядов и произнесениеклятвы жителя Города ЗВЕЗД.
- Отслеживаниерезультатов запуска игры:
Ø Анализ проводимыхмероприятий и активности участия в них детей и взрослых;
Ø Включенноенаблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности;
Деятельность участников игры:
- Знакомство спредлагаемой игровой деятельностью:
Ø Первичное знакомствос идеей игры (на отрядных сборах);
Ø Выбор роли всоответствии с сюжетом игры (в рамках отряда– роли в съемке фильма – происходитна протяжении всего сюжета);
Ø подробноезнакомство с сюжетом игры;
- Демонстрацияпонимания и включения в игру:
Ø определениепозиций и перспектив деятельности участников (ближние, средние, дальние);
Ø отношение кпредлагаемым нормам и правилам деятельности (принятие законов);
Ø творческоепредставление отрядов (уровень творческой и лидерской активности).Механизмыреализации игрового сюжета
Погружениев сюжет происходит через :
- Театрализованныепредставления (открытие смены – прибытие Звездного десанта в Город Звезд; вовсех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующихлиц – Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов,директора кинофестиваля и др.). Все мероприятия поддерживают главную сюжетнуюлинию – участие в кинофестивале в Городе Звезд.
- Специальный язык:кружки и мастерские – классы, ритуалы поведения, приветствия.
- Оформление общелагерныхстендов («Город ЗВЕЗД», «Законы и традиции», «Олимп», «Сегодня в городе», «Достиженияотрядов» и др.)
Дляданной программы очень важно проявление уникальности каждого участникапрограммы, раскрытие в нем творческого потенциала. Логика развития игровогосюжета строится на основе логики вхождения ребенка в программу:
· первый этап –знакомство в рамках малой общности — отряда, выход на сцену в группе (рольаморфна и не является главной, все участники как бы составляют конгломератролей второго и третьего плана),
· второй этап –комбинация коллективной и индивидуальной деятельности (кинопробы),
· третий этап –представление проявленных способностей ребенка широкой аудитории (фильмы, гдеесть главные роли и роли второго плана).
Сюжет ролевой игры «Город ЗВЕЗД»
Сюжет строится на основеадминистративной структуры города, в который попадает Звездный десант. Отрядыдесанта становятся жителями этого Города, в котором могут жить только люди идущиевперед: добрые, творческие, изобретательные, целеустремленные, стремящиесянайти новое.
Директорфестиваля приглашает отряды Звездного десанта принять участие в Юбилейном фестивале«Все звезды». На протяжении всей смены команды проходят различные пробы,участвуют в работе Академий, знакомятся с гостями города. Каждая командапредставляет свой номер на фестивале. По итогам фестиваля на Площади Звездзажигаются звезды в честь тех, кто внес наибольший вклад в подготовку фестиваляи работу Академии.
Схемаорганизации жизни звездного десанта в городе ЗВЕЗД Мэр города ЗВЕЗД Советник Мэра Председатель городской Думы Администрация города Совет Мудрейших Городская Дума Академия ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ Отряд «Эврика» Отряд «Росток» Отряд «Юность» /> /> /> /> Этапы развития игрового сюжета№ название этапа сроки основное содержание первый организационный Организационный сбор, прохождение медосмотра, формирование команд, заезд в лагерь. Ввод терминологии. Костер Дружбы. второй открытие лагеря Погружение в Игру. Выборы органов детского самоуправления. Отряды Звездного десанта празднуют новоселье, все жители города Звезд получают паспорта и приглашение принять участие в юбилейном кинофестивале «Все звезды». Звездный десант дает Клятву жителей города ЗВЕЗД. Представление команд. Открытие Академий. третий (основной) Подготовка к фестивалю Жизнь в городе ЗВЕЗД. Пробы, обучение в Академии. Общение с гостями города. Фестиваль «Все звезды» четвертый выход из Игры Открытие Площади звезд (подведение итогов фестиваля).