ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Оглавление
Введение
Глава 1. Организация аттестации образовательного учреждения
1.1 Процедура аттестации образовательного учреждения
1.2 Особенности системы экспертирования образовательного учреждения
Глава 2. Программа деятельности эксперта при осуществленииаттестации образовательного учреждения
2.1 Порядок проведения аттестационной экспертизы
2.2 Содержание организации экспертизы при аттестациидошкольного образовательного учреждения
Заключение
Литература
Введение
Аттестация образовательных учрежденийявляется важнейшим механизмом государственного контроля и качеством образования,осуществляемого на основе единой системы оценки деятельности государственных, муниципальныхи негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.
Целью и содержанием аттестации образовательногоучреждения является установление соответствия содержания, уровня и качестваподготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственныхобразовательных стандартов (Закон Российской Федерации «Об образовании»ст.33, п. 20).
На основании п.11 ст.28 Закона РоссийскойФедерации «Об образовании» Министерством образования РоссийскойФедерации установлен порядок проведения аттестации и государственной аккредитацииобразовательных учреждений. Аттестация проводится в соответствии с Положением опорядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утвержденоприказом Минобразования России от 22.05.98 №1327, зарегистрировано МинюстомРоссии 14.08.98 N 1589) с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МинобразованияРоссии от 11.08.2000 N 2439 (зарегистрировано Минюстом России 16.08.2000 N 2356).
Указанным Положением предусмотренаразработка нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, регламентирующихпорядок работы аттестационной комиссии, определяющих сроки и продолжительность,форму и процедуру проведения аттестации, аттестационные технологии, критерииаттестации и нормативы трудозатрат для определения стоимости этой работы, средниепоказатели для образовательных учреждений соответствующих типов, видов,категорий.
Аттестация является основнойформой государственно-общественного контроля за качеством образования вобразовательных учреждениях.
Для аттестации образовательногоучреждения решением органа (службы), проводящего аттестацию, создаетсяаттестационная комиссия.
В состав аттестационнойкомиссии, как правило, включаются представители образовательных учреждений,научных организаций, методических служб, профессиональных общественныхорганизаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе ваттестуемом образовательном учреждении.
Порядок работы аттестационнойкомиссии регламентируется положением, утверждаемым органом (службой),проводящим аттестацию.
Сроки проведения аттестацииобразовательного учреждения и ее продолжительность устанавливаются органом (службой),проводящим аттестацию.
Глава 1. Организация аттестации образовательногоучреждения1.1 Процедура аттестации образовательногоучреждения
Целью проведения аттестационнойэкспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждениесоответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированнымтребованиям к деятельности юридического лица.
1. Подтвердить соответствиеусловий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ОУ,государственным, региональным и муниципальным требованиям.
2. Установить соответствиесодержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ГОС РК и ФК.
3. Установить соответствиеуровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ОУ, типу и видуучреждения.
4. Установить (подтвердить) соответствиегосударственного статуса ОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиямТипового положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
5. Установить соответствиерезультатов практической деятельности руководящих работников образовательногоучреждения в межаттестационный период заявленным квалификационным категориям.
Приоритетными формами работыкоманды экспертов являются:
Наблюдение за деятельностьюпедагогов, обучающихся образовательного учреждения.
Посещение открытых мероприятий.
Индивидуальные беседы садминистрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, учащимися,родителями.
Анализ документов по организацииобразовательного процесса в ОУ.
Анализ результатов деятельностиобразовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовымположением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, УставомОУ, требованиями ГОС.
Экспертная оценка результатовуправленческой деятельности руководящих работников образовательного учреждения всоответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории.
Для принятия решения комиссиейоб аттестации ОУ необходимо и достаточно наличие не менее 85% положительныхоценок, заданных данной технологической картой в качестве критериальныхзначений единых аттестационных показателей.
Основная роль экспертизы вобразовании заключается в оказании помощи коллективам образовательныхучреждений в осуществлении инновационной, экспериментальной деятельности, какна этапе формирования ее замысла (проектирования), так и его реализации. Впоследнем случае роль экспертизы заключается в сопровождении процессареализации замысла, чтобы ответить на вопрос: «Может ли таким образоморганизованный по форме и содержанию образовательный процесс привести кнамеченным образовательным результатам?».1.2 Особенности системы экспертированияобразовательного учреждения
Экспертиза выполняет множествосамых разных задач. Среди основных ее функций можно выделить следующие:
аналитическую — выяснениесостояния дел в практике, прояснение сущности происходящих событий, процессов, ситуацийи причин, породивших эти состояния;
оценочную — определениесостояния анализируемых объектов и выработка норм, на основе которых вдальнейшем может развиваться экспертируемая деятельность;
проектировочную — оказаниепомощи в реализации инновационных процессов в виде конкретных рекомендаций ирешений по их совершенствованию;
развивающую — выявление проблем,а также потенциальных возможностей, неиспользованных ресурсов, скрытых вэкспертируемом объекте (процессе, ситуации, явлении, проекте и др.), иперспектив их продолжения, прогнозирование путей и сценариев развития;
консультационную — осуществлениеконсультативной помощи работникам системы образования, учащимся и родителям;
рефлексивную — оказание помощиработникам системы образования в осмыслении оснований, на которых строится ихдеятельность и их развития;
мониторинг — сбор информации осостоянии экспертируемых объектов и постоянное отслеживание на ее основе ихсостояния.
Таким образом, задача экспертазаключается в том, чтобы на основе проделанного им анализа авторы могли, с егопомощью доработать и максимально реализовать собственный замысел, а иногда иболее глубоко понять и осознать его.
Эксперт должен владетьэкспертной методологией и обладать определенными способностями. Он должен уметьосуществлять анализ (исследование) реальной педагогической или управленческойдеятельности, выявляя скрытые, еще неявные смыслы происходящего. Для того чтобысделать компетентные экспертные заключения, ему необходимо разбираться всовременных тенденциях развития образования в нашей стране и в мире. Он долженобладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственнойэкспертной деятельности, ее последствий для инновационного процесса.
В общем понимании, рефлексия — этоособый тип умственной деятельности, направленной на осознание ее оснований исредств, оценку их адекватности, контроль за правильностью их применения. Всамом простом случае рефлексии речь идет о необходимости постановки себевопросов типа: «Что я делаю? Как я это делаю? Почему (зачем) я это делаю?»
Эксперту нужно уметь различать,понижать, наблюдать и описывать, по крайней мере, три плана деятельности (сознания)участников образовательного процесса:
1. Идеальный план (идеи,замысел, цели, ценности), т.е. то, что декларируется учителем илируководителями инновационного процесса в качестве его замысла.
2. Феноменальный план — то, чтореально происходит в практике и может быть определено в процессе наблюдения: этофакты, явления, события, поведение и т.д. (учитель сказал то-то, задал вопрос втакой-то форме, ответил или не ответил на вопрос учащегося, встал так-то итам-то, дал такое задание; руководство организовало для учителей такой-тотренинг или семинар или ничего не организовало и т.п.).
Сложность феноменальногоописания состоит в том, что часто мы замещаем реальность нашего видения нашимизнаниями об этой реальности, обозначая ее каким-либо общим термином. Например,представим ситуацию разговора двух людей. Если спросить кого-нибудь, что делаютговорящие люди, то часто можно получить ответ — они общаются. Наблюдатель неописывает ситуацию общения, т.е. не описывает, какие задаются вопросы, о чемразговор, как ведут себя говорящие (мимика, жесты, позы, интонация и т.д.), алишь обозначает эту ситуацию как общение. Однако, если феноменально не описатьэту ситуацию общения, то невозможно будет и понять, в чем состоял смысл этогообщения. Каковы были цели говорящих, а возможно, их и не было, общение неносило деловой характер, но, наверняка, были какие-то мотивы, предпочтениекаким-то темам и т.п. Поэтому, кроме феноменального описания ситуациивзаимодействия учитель-ученик или руководитель-учитель, необходим план понимания,интерпретации того, что происходит в реальности.
3. План интерпретаций (понимания),как увиденного, так и своих собственных оценок относительно увиденного: например,того, что и почему делал учитель на уроке, руководитель в школе и почему именнотаким образом эту деятельность оценивает сам эксперт.
Особенно важно, чтобы самэксперт не смешивал эти три плана в своем сознании и умел отличать своитеоретические представления от реальности своего видения и его интерпретации.
Основным содержанием этого этапаявляется реализация на практике процедуры опроса экспертов и получение от нихисходной информации в виде экспертных заключений.
Опрос может проводиться как виндивидуальной, так и в коллективной форме.
Индивидуальная форма сбораинформации означает, что каждый эксперт работает самостоятельно, формирует своючастную позицию и фиксирует ее на бланке ответов или в форме текста экспертногозаключения. Это наиболее часто используемая форма опроса, поскольку онапозволяет обеспечить независимость мнений экспертов от влияния авторитетов вданной области, сократить время сбора информации. При такой форме опросаэкспертам не обязательно находиться одновременно в одном помещении, достаточнолишь обеспечить получение ими одинаковой информации. Необходимо обеспечитьусвоение всеми экспертами задачи оценивания, критериев оценки, алгоритмапроцедуры опроса, а также благоприятный психологический и эмоциональный фон дляработы. В этих целях участникам сообщаются сущность изучаемой проблемы и мотивыобращения именно к данным лицам в качестве специалистов; сведения, убеждающие вкомпетентности экспертов; информацию о содержании вопросов; формулировкивопросов; объясняется процедура оценки. Если у экспертов возникают какие-либовопросы по процедуре оценивания, то необходимо ответить на них до начала работы.Важным моментом при индивидуальной форме работы экспертов становится заранееоговоренный срок ее окончания и возврата оценочных листов организатору. Впротивном случае экспертиза может затянуться на неопределенный срок.
При коллективной форме работы,эксперты вырабатывают единую согласованную оценку предмета по каждому изкритериев.
Успех коллективной работыэкспертов зависит от умения организатора создать необходимые условия для обменамнениями. Обычно коллективная форма работы экспертов разворачивается в видегруппового обсуждения. Остановимся на методике проведения групповых дискуссийкак наиболее часто используемом методе организации опроса экспертов в системеобразования. Преимущества группового обсуждения состоят в том, что в его ходелегко прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точекзрения по определенному вопросу, получить аргументацию позиции, подвести квсестороннему видению предмета. Оно позволяет преодолевать приверженностьстарым образцам, страх перед ошибкой, недоверие к себе. В то же время, если неотслеживать ход группового обсуждения и своевременно не вносить в негокоррективы, некоторые эксперты могут попасть под влияние авторитетов и ихмнение может быть утеряно. Поэтому роль организатора при коллективной работеэкспертов чрезвычайно важна.
Организация групповогообсуждения предполагает обеспечение некоторых внешних условий-предпосылок: численностьгруппы участников (их не должно быть более 15 человек); регламент дискуссии (аименно определение заранее времени ее окончания); пространственная организацияучастников (лучше, если они образуют круг или «подкову» для того,чтобы видеть и слышать друг друга); удобное помещение (должно исключать помехи,иметь удобные посадочные места и необходимое техническое оснащение).
Успех группового обсужденияобеспечивается строгим соблюдением содержания и последовательности фаз егопротекания:
определение целей и темы работы(ориентировка, уяснение проблемы);
сбор информации (суждений,мнений, оценок всех участников, выявление позиций);
упорядочение, обоснование исовместная оценка полученной в ходе работы информации (выбор общей оценки покаждому критерию);
подведение итогов обсуждения — сопоставлениеего целей с полученными результатами (завершение).
Для того, чтобы обсуждениепротекало эффективно, организатору экспертизы нужно взять на себя роль ведущегои строго придерживаться следующей схемы:
1. Изложить цель обсуждения; заинтересоватьучастников; ясно изложить, что должно стать результатом обсуждения; убедиться втом, что все участники понимают цель одинаково.
2. Собрать исходную информацию: задатьучастникам обсуждения вопросы (узнать, что каждый думает по этому поводу); выявитьмнения всех участников.
3. Резюмировать полученнуюинформацию.
Если имеются далекие друг отдруга оценки, необходимо попросить экспертов аргументировать свои позиции. Главнаязадача организаторов при обосновании крайних оценок состоит в создании условийдля наименьшего влияния личностных особенностей и авторитета конкретных экспертовна суждения остальных членов группы. Акцент следует сделать на ценности мнениякаждого эксперта и необходимости обоснования оценок для повышения достоверностирезультатов экспертизы. Далее называется одна наиболее крайняя оценка ипредлагается аргументировать ее тому, кто ее предложил. При этом вниманиегруппы следует обратить на объективные стороны выступления, а не на личностьвыступающего. В случаях, когда приведенные аргументы вызывают живой отклик уостальных членов группы, допускается провести короткое обсуждение,неукоснительно соблюдая правила: не высказывать оценочных суждений,пользоваться только объективными контраргументами. После того, как мнениявысказаны, переходят к следующей крайней оценке и процедура повторяется. Иногдав ходе таких обсуждений удается достичь согласованного решения группы поконкретной оценке. В противном случае по окончании обоснования оценок следуетпредложить экспертам оценить предлагаемые объекты повторно.
4. Зафиксировать в оценочномлисте единую оценку, данную экспертами, по каждому из критериев.
5. Сформулировать выводы краткои ясно: достигнута ли цель обсуждения.
6. Обозначить вклад, которыйвнес каждый из участников.
Основные усилия ведущего впроцессе обсуждения концентрируются на создании и поддержании общей атмосферыдоверия, открытости, включенности в групповой процесс. Если в роли организаторагрупповой дискуссии выступает руководитель, то ему необходимо освободиться ототношений принуждения с участниками, принять равенство психологических позицийвзаимодействующих сторон, признать активную роль всех задействованных лиц.
Важное значение для успехагруппового обсуждения имеет следование всеми участниками определенным правиламповедения, которые объявляются перед началом работы. Самые основные правиласостоят в следующем:
не говори больше, чем нужно;
не говори меньше, чем нужно;
не говори неправды;
обсуждай содержание позиции, ане личности партнеров;
не перебивай выступающего;
внимательно слушай указанияведущего по процедуре ведения обсуждения.
При необходимости этот списокможно дополнить, уточнить в соответствии с конкретной ситуацией.
Организатор должен следить засоблюдением правил ведения обсуждения: останавливать многословных,активизировать молчунов, пресекать выпады против личностей, не разрешать мешатьвыступлениям, не допускать перескакивания через фазы дискуссии.
Этап 1. Анализ и обработкаинформации, полученной от экспертов.
Главная задача этапа анализа иобработки информации — выделить итоговое мнение группы экспертов и тем самымполучить результат экспертизы. В этих целях необходимо свести воедино суждениявсех респондентов.
Мнения участников экспертизычасто имеют между собой расхождения. Это может быть обусловлено рядом причин,наиболее важными из них являются сложность и многоплановость исследуемыхобъектов, различная степень приобщенности экспертов к проблеме, различия вбазовом образовании, а также в социальных и профессиональных установкахучастников или индивидуальные особенности респондентов.
В результате проведенияпроцедуры опроса формируется некий спектр ответов экспертов, из котороготребуется выбрать «единое» решение. Обычно групповая оценкаопределяется методами голосования или усреднения.
Метод «голосования» основываетсяна мнении, с которым согласно большинство экспертов в группе. Он может бытьприменен как в отношении общего результата оценивания, так и в отношении мненийэкспертов по каждой из рассматриваемых позиций. Особенностью данного методаявляется игнорирование нетипичных или крайних оценок. Применение метода «голосования»не требует больших затрат на обработку и может быть использовано для оценок,произведенных по качественным шкалам.
Однако применение метода «голосования»может привести к искажению результатов в случаях, когда оценки меньшинстваэкспертов оказываются более точными по сравнению с оценками большинства. Игнорированиекрайних суждений в этом случае отдаляет итоговый результат оценивания отистинного.
Метод усреднения. Выборгруппового результата экспертизы методом усреднения основывается на вычислениисреднего значения оценки, которое представляет собой абстрактную типическуюхарактеристику всей совокупности, уничтожающую, погашающую, сглаживающуюслучайные и неслучайные колебания, влияния индивидуальных особенностей ипозволяющую представить в одной величине некую общую характеристику реальнойсовокупности оценок. Главное условие использования средних величин состоит втом, что совокупность должна быть в отношении усредняемых признаков качественнооднородной. Применение метода усреднения дает существенные преимущества приобработке результатов экспертизы, если получена количественная информация,поскольку лежит в основе математических способов выявления группового мнения.
Этап 5. Обобщение полученнойинформации и принятие решения
Основным содержанием данного этапаявляется оформление результатов экспертной оценки, сопоставление их споставленной задачей, формулирование решения проблемы.
Полученные в процессе обработкирезультатов экспертизы данные представляют собой обобщенные по заданнымлогическим и математическим правилам числовые величины, которым еще предстоитприобрести определенное смысловое содержание, т.е. стать показателями. Любойпоказатель несет на себе определенную смысловую нагрузку, а также указывает нанаправленность последующих выводов и рекомендаций.
Любая числовая величина можетинтерпретироваться с разных точек зрения и, следовательно, многозначна. Еслиорганизаторы наполняют числовые данные неким содержанием, соотносят их сизучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования,то они превращаются в показатели. Интерпретация результатов фактическипредопределяется на этапе формулирования цели и разработки процедуры опроса,когда выделяется контекст, в котором будет рассматриваться изучаемая проблема.
По форме экспертное заключениеможет свободно варьироваться. Что же касается содержания, оно должно включать,в качестве обязательных, следующие пункты:
установление фактанепротиворечивости программы и деятельности школы законодательству РФ и правамребенка;
обоснованную оценку иаргументированное выражение экспертной позиции по всем основным концептуальнымаспектам инновационной программы и ее реализации;
ответы на вопросы, поставленныеперед экспертами авторами эксперимента;
рекомендации по возможнымнаправлениям дальнейшего движения и развития эксперимента с учетом егообеспечения (научного, кадрового, методического, организационного,материального);
выявление значимых результатов,определение важности данной инновации, ее общественной значимости дляреализации федеральных, региональных, местных программ развития образования.
Заключение о целесообразности,размерах и направлениях дополнительного финансирования и иной поддержкеинновационных проектов может осуществляться органами управления образованием наосновании рассмотрения ими заключения экспертной комиссии и принятиясоответствующих управленческих решений в случае согласия органов управления сэкспертными рекомендациями.
После того как экспертыознакомились с текстом окончательного решения и завизировали его, решениепередается в органы управления образованием.
Глава 2. Программа деятельности эксперта приосуществлении аттестации образовательного учреждения2.1 Порядок проведения аттестационной экспертизы
Для проведения аттестацииобразовательное учреждение представляет следующие документы:
а) заявление с приложениеминформационной карты (паспорта) образовательного учреждения;
б) копию устава образовательногоучреждения;
в) копию лицензии наобразовательную деятельность;
г) учебный план образовательногоучреждения;
д) гарантийное письмо об оплатезатрат, связанных с проведением аттестации;
е) данные о результатах итоговыхаттестаций выпускников в течение 3 последних лет;
ж) материалы, отражающиеспецифику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желаниюобразовательного учреждения.
Основные методы сбора информациии экспертизы — это наблюдение, исследовательское интервью, групповая дискуссия,различные игровые методы, системный анализ, а также методы экспертизы различныхдокументов, в которых отражается будущее или настоящее образовательного иуправленческого процессов: проектов, планов, программ и др. Заметим, чтоаналитическая работа начинает осуществляться экспертом уже на этапе сбораинформации. Однако, для того, чтобы не путать описание деятельности с ееинтерпретацией и не подменять интерпретацию описанием событий, процессов,явлений, характеристикой объекта, эксперту следует, как уже отмечалось выше,разделять эти два плана и, соответственно, задачи сбора и интерпретацииполученной информации.
Наблюдение (прямая регистрациясобытий очевидцем) предназначено для описания феноменального плана, подчиненочетко сформулированной цели и планируется по заранее обдуманной процедуре. Вседанные наблюдения фиксируются в протоколе по определенной системе, а полученнаяинформация должна поддаваться контролю на обоснованность.
Суть наблюдения состоит в том,что эксперт, находясь на занятиях, присутствуя на совещаниях, педагогическихсоветах, обсуждениях педагогами своей работы и т.д., фиксирует наблюдаемыесобытия: их ход, содержание и методы деятельности субъектов (например, то,какие задания дает учитель ученикам, что и каким образом объясняет, какподводит итоги занятия, что оценивает положительно и отрицательно и т.д.).
Затем, переходя изфеноменального плана в план интерпретации деятельности, эксперт дает своютрактовку наблюдаемого (увиденного, услышанного, прохронометрированного) иобосновывает эту точку зрения, опираясь на знание предмета экспертизы.
Исследовательское интервью (проводимаяпо определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера сопрашиваемым) направлено на выявление профессиональных ценностейинтервьюируемого, его целей, представлений о результатах выполняемой деятельности,а также, возможно, и внутренних, не до конца осознанных мотивах.
Интервью позволяет экспертуразобраться с идеальными представлениями субъекта о своей деятельности и еецелях.
Групповая дискуссия представляетсобой организованное обсуждение под руководством ведущего тех или иныхвопросов, связанных с осуществляемой инновационной деятельностью.
Этот метод может использоватьсякак в целях диагностики ситуации и социально-психологических особенностейучастников дискуссии, так и в целях обучения участников дискуссиикоммуникативным умениям, необходимым в групповой работе, умениям анализироватьи оценивать свою профессиональную деятельность и т.п. Однако, используя этотметод, следует учитывать, что главной проблемой, снижающей эффективностьгрупповой работы, является отсутствие у ее участников знания правил и владениятехникой проведения совместного обсуждения.
Для диагностики (анализа) ситуацииможно использовать метод фокус-групп как разновидность групповой дискуссии. Фокус-группапозволяет получить «субъективную» информацию от нескольких (до 10-12)человек одновременно, а также за счет столкновения нескольких точек зренияболее глубоко и разносторонне увидеть обсуждаемые проблемы.
Игровые методы (имитационныеигры) — это воспроизведение (моделирование) в игровой форме конкретных иливоображаемых ситуаций и процессов, в которых участникам предлагается выполнениеопределенных игровых функций (ролей). Применяется как метод исследованияситуации. Например, может быть проигран процесс разработки программы проведенияэксперимента, обсуждение его направлений, целей и задач. Это позволяет нетолько реально продвинуться в создании конкретного проекта, но и увидеть, как втакой сложной деятельности проявляются разные люди, какие позиции они занимают.Игровая ситуация также помогает ее участникам определить свое место впланируемых изменениях (инновации).
Существует несколькоразновидностей подобных игр: деловые, ролевые, организационно — деятельностныеи т.д. Игра позволяет не только исследовать, понять особенности сознания идеятельности ее участников, но и обучить их различным приемам и методам впроцессе реализуемой, хотя и игровой, но вполне конкретной деятельности.
Метод системного анализапозволяет рассматривать объект анализа не только и не столько с точки зренияего внутренней структуры (свойств элементов, характера их связи), но и каксамостоятельный элемент в структуре (системе) более высокого порядка, в то жевремя зависимый от качества этой объемлющей системы. Например, таким объектомявляется образование.
Анализ образовательных проектови программ. Желательно, чтобы эксперт, действующий в рамках методическойслужбы, не только проводил оценку готовых проектов и программ, но и принималучастие в их разработке. В этом случае оп сможет не только влиять на процесспроектирования изменений, но и более полно разобраться в их сути и понимании ихназначения людьми. Кроме того, ему придется иметь дело и с текстовым материаломпроектов, программ, планов. Именно поэтому ему необходимо хорошо знать ихформальную структуру, владеть требованиями, предъявляемыми к форме ихразработки.
Ошибки оценивания припроведении экспертизы и способы их предотвращения.
Всякая оценка, и в том числеэкспертная, предполагает измерение того, что есть, и его сравнение с тем, чтодолжно быть. Никакой метод измерения не может обеспечить абсолютной еготочности, в результате чего и возникают ошибки.
Обеспечение объективной и точнойоценки — важная задача, трудность решения которой связана с тем, чтосовершаемые ошибки часто даже не осознаются теми, кто их допускает. Поэтомукаждому принимающему участие в экспертизе необходимо четко представлять типывозможных ошибок и способы их устранения.
Анализ опыта оценки показывает,что существуют многочисленные источники ошибок: и недостаточная компетентностьоценивающих, и их субъективные установки, и неполная информация о программах, инесовершенство используемых методов, и многое другое.
Прежде всего, рассмотрим теошибки, которые возникают вследствие неверного использования уже специальноразработанных для проведения экспертизы критериев и оценочных шкал.
Специальными исследованиямивыделено несколько типов наиболее распространенных ошибок при оценивании.
Первый достаточнораспространенный тип ошибок связан с неполным использованием оценочной шкалы. Врезультате этого возникают такие ошибки как строгость, мягкость или центризм, т.е.наличие единой усредненной оценки.
Второй тип ошибок состоит в том,что сравнение реального положения дел с нормой осуществляется некорректно. Врезультате возникают такие ошибки, как эффект «ореола», недавности,контраста.
Эффект «ореола» — тенденцияоценивать всех специалистов или их разработки на одинаковом уровне по всемхарактеристикам. Как правило, это связано с тем, что предмет оценки имеет ярковыраженные положительные или отрицательные качества, «заслоняющие» другиехарактеристики. Отрицательными последствиями этой ошибки являютсянеобъективность, не выявление как сильных, так и слабых сторон экспертируемогообъекта.
Эффект не давности (свежести) — оценкапроизводится на основе недавних фактов, событий и результатов, связанных сдругими видами деятельности оцениваемого. В результате этого при оценке экспертпользуется не наиболее значимой информацией, а той, которая была извлечена намомент экспертизы из кратковременной памяти, как правило, это бывает последняяинформация. Так, на оценку эксперта может повлиять недавнее посещение занятий,неприятное воспоминание о недавней встрече с оцениваемым и др. Негативнымпоследствием этого эффекта служит необъективность экспертной оценки.
Эффект контраста — влияние наоценку результатов оценок тех специалистов или их разработок, которые былиоценены ранее. Этот эффект появляется из-за сравнения качеств не со стандартом,а с ранее оцениваемыми объектами. В результате при оценивании используется«гибкий» стандарт: как правило, после высокой оценки следующая оценказанижается, и наоборот, после низкой следующая оценка несколько завышается.
Атрибуция — использование вкачестве объяснения оценки не характеристик оцениваемой деятельности, а качествличности оцениваемого. Причинами возникновения этой ошибки служит, с однойстороны, придание чрезмерного значения личностным характеристикам, с другой — отсутствиенеобходимой для объективной оценки информации о самом предмете оценки. Предупреждениеатрибуционной ошибки обеспечивается за счет накопления информации о самойэкспертируемой деятельности, а не только об ее субъекте.
Как добиться повышения качестваэкспертизы и снижения вероятности возникновения ошибок? Универсальным средствомявляется выработка четких, всем известных, согласованных и принимаемых всемикритериев проведения оценки:
формулировка и доведение докаждого эксперта четких определений того, что закладывается в каждое значениеоценочных уровней шкалы;
участие в оценке нескольких экспертови сопоставление их оценок, что обеспечивает обоснованность и объективностьоценок;
проведение оценки самимиавторами по тем же критериям, что и эксперты, что повышает доверие коценивающим, служит появлению положительного восприятия оценки и рекомендацийпо ее совершенствованию:
знакомство разработчиков скритериями еще на этапе их создания, что повышает качество деятельности иформирует психологическую готовность к восприятию внешней оценки.
Если за время экспертизыпроизошли изменения в смыслах критериев оценки, то, естественно, об этом должныузнать эксперты и оцениваемые.
Таким образом, во избежаниеошибок, необходимо разрабатывать надежную методику для оценивания и готовитьэкспертов к ее использованию при проведении экспертизы.
Иными словами, проанализироватьдействующие системы и выявить их недостатки в состоянии только широкообразованный компетентный в области передовых педагогических систем специалист,владеющий методом их системного анализа.
Чтобы облегчить анализ причиннедостатков в результатах функционирования образовательных систем, B. C. Лазареврекомендует воспользоваться алгоритмом, который можно применить к любым видамобразовательных систем.
Согласно алгоритму, первыйвопрос, которым следует задаться при поиске причин выявленного недостатка врезультатах функционирования системы: «Позволяет ли содержание основногопроцесса получить желаемый результат?». Если «да» или еслинедостатки содержания существенно не влияют на результаты, то далее следуетперейти к анализу технологии, используемой при реализации процесса. Если же«нет», то нужно перечислить основные недостатки содержания, которыесущественно отражаются на анализируемых неудовлетворительных результатах.
Второй вопрос: «Позволяетли используемая технология и принципы получить желаемый результат?». Ответна него должен даваться, исходя из предположения, что есть все, что нужно длямаксимально эффективной реализации используемой технологии осуществленияосновного процесса: и материально-техническая база, и квалификация кадров, и ихмотивация и время, необходимое для решения проблемы и др. Оценивается, возможноли, при идеальных условиях, используя данную технологию, достичь желаемогорезультата. Если «да», то осуществляется переход к третьему вопросу. Если«нет», то нужно составить перечень основных недостатков реализуемойтехнологии, существенно ограничивающих возможности получения желаемогорезультата.
Если недостатки содержания итехнологии основного процесса настолько существенны, что при них в принциперезультаты не могут быть положительными, то на этом анализ заканчивается. Еслинедостатки основного процесса связаны с его реализацией или являются не оченьсущественными, то следует перейти к третьему вопросу.
Третий вопрос: «Есть линедостатки в том, как работники реализуют основной процесс (технологию),существенно влияющие на результаты?». Если технология существенно нарезультаты не влияет, что означает, что она в принципе не позволяет их получитьдаже в случае ее хорошей реализации, то, повторим, ресурсы анализировать ненужно. Если «да», то нужно понять, почему они возникают: то лисотрудники не умеют делать что-то, что требуется по технологии, то ли не хотятэто делать. Если «нет», то следует переход к анализу условийосуществления учебного процесса.
В том случае, если на предыдущийвопрос дан положительный ответ, следует перейти к четвертому вопросу: «Существенноли недостатки в работе сотрудников системы образования связаны с ихквалификацией?»
Иначе говоря, достаточно лихорошо они владеют используемыми методами работы. Очевидно, что одни могут бытьвысоко квалифицированными, а другие менее. Ответ на данный вопрос должен бытьобобщенным. Если недостатки квалификации какой-то части работников влияют наобщие результаты, но не очень сильно, то это малозначимая проблема, ее можнопроигнорировать. Коли же недостатки квалификации существенно негативным образомсказываются на результатах работы, то составляется перечень тex умений,которыми сотрудники не обладают. При отрицательном ответе на данный вопроспризнается, что проблем с владением используемой технологии нет, и следуетпереход к оценке других условий.
Продолжая анализ причиннедостатков в основном процессе, следует задать пятый вопрос: «Достаточноли заинтересованы кадры в достижении высоких результатов функционирования анализируемойсистемы?». Если дается положительный ответ, то проблем с мотивацией нет. Еслиответ отрицательный, то составляется перечень недостатков мотивационной среды,обусловливающих неудовлетворительную мотивация кадров на достижение высокихрезультатов. Фиксируются причины низкой мотивации.
После этого оцениваетсядостаточности других ресурсов, например, времени. Задается шестой вопрос:«Сильно ли влияет на результаты работы системы нехватка времени?». Еслиответ «да», то следует оценить, какова разница между тем, какое времятребуется, и тем, какое отводится на работу реально. Если ответ «нет»,то значимых проблем с объемом времени нет.
На следующем шаге поиска причинанализируемых результатов оценивается влияние на них уровняматериально-технической обеспеченности основного процесса. Ставится седьмойвопрос: «Сильно ли влияют на анализируемый результат недостатки вобеспечении основного процесса материально-техническими средствами?» Еслидается отрицательный ответ, то значимых проблем с материально-техническимобеспечением нет. Если ответ положительный, то нужно перечислить чего и в какомобъеме не хватает, чтобы была возможность достигнуть более высоких результатов.
Если анализируются результатыобразования, то нужно иметь в виду, что они зависят не только от того, что икак делают учителя, мо и от того, что и как делают учащиеся. Хотя действияпедагогов и учащихся не независимы, однако то, что делают последние, во многомопределяется ими самими, а не их наставниками. Поэтому, анализируя дефектырезультатов обучения нужно задаться восьмым вопросом: «Все ли делаютучащиеся, что от них требуется по технологии?». Если «да» илиесли недостатки в действиях учащихся существенно не влияют на результаты,анализ причин неудовлетворительности результатов обучения заканчивается, а если«нет» и это существенно сказывается на результатах, то анализ причиндолжен быть продолжен.
Здесь, как и в случае анализадействий учителей, нужно оценить, умеют ли учащиеся делать то, что от нихтребуется, и хотят ли это делать. При отрицательных ответах нужно составитьперечень того, что не умеют, и определить причины, почему не хотят изучатьсодержание учебной программы.
Тот факт, что учащиеся не могути (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не былидостигнуты соответствующие важные результаты. Поэтому сама констатация проблем,связанных с действиями учащихся, означает задание на поиск их причин в болееранних периодах обучения и воспитания.
Что и как делают учащиеся, можетбыть обусловлено не только и не столько тем, что они «не умеют» и (или)«нехотят», а тем, что у них нет необходимых условий, т.е. они «не могут».Поэтому, анализируя действия учащихся, нужно перейти к ответу на девятый вопрос:«Имеются ли у учащихся достаточные условия, чтобы делать то, что от нихтребуется?» Если ответ «да» или если недостаток условий несильно сказывается на результатах, то на этом поиск причин завершается. Еслиответ «нет», то нужно составить перечень того, чего не хватаетучащимся, чтобы освоить на требуемом уровне содержание данной программы. Этоможет быть нехватка учебников, перегрузка, чрезмерно высокая наполняемостьклассов и др. После составления такого перечня процедура проблемного анализазавершается.
Чтобы двигаться по алгоритму,аналитики должны вначале определиться с тем, при каких условиях можетдостигаться желаемый результат. Иначе говоря, какой должна быть идеальнаясистема: содержание, технология, ресурсы, управление. И каждый раз, оцениваяиспользуемые элементы системы, сравнивать их с идеальными, как с нормой.
Таким образом, сущностьалгоритма анализа состоит:
в определении того, при какихусловиях может быть получен положительный результат;
в оценке степени соответствияреального состояния анализируемого элемента системы требуемому;
в установлении недостатковреального состояния анализируемых элементов системы;
в выявлении наиболеесущественных недостатков, тех, которые в большей степени влияют наотрицательные результаты.
После завершения анализарекомендуется обобщить его результаты и определить, какие элементы системынуждаются в изменениях.
Далее следует обобщитьрезультаты анализа и оценить степень необходимых изменений каждого компонентапедагогической системы, например, по следующей шкале:
изменения не требуются;
требуются небольшие изменения;
требуются умеренные изменения;
требуются большие изменения;
требуются очень большиеизменения.
Обобщенные выводы анализа длянаглядности могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.1).
Таблица 1.Определение направлений и глубины изменений в образовательных системахПеречень элементов системы образования 1 2 3 4
1. Педагогическая система образовательных учреждений
1.1 Содержание основного процесса
1.2 Методы реализации основного процесса
1.3 Организация основного процесса
1.4 Время протекания основного процесса
2. Ресурсы
2.1 Кадровый потенциал (наличие и квалификация кадров)
2.2 Мотивация (сила и направленность)
2.3 Научно-методические условия
2.4 Нормативно-правовые условия.
2.5 Материально-технические условия и оборудование
2.6 Финансовые условия
3. Обеспечивающие процессы
3.1 Питание школьников
3.2 Психологическое сопровождение
3.3 Медицинское обслуживание
3.4 Кадровое обеспечение
3.5 Повышение квалификации кадров 3.6. Мотивационная среда работы сотрудников
3.7. Социальная защищенность кадров
3.8. Информирование сотрудников
3.9. Программно-методическое обеспечение
3.10. Материально-техническое обеспечение
3.11 Оборудование учреждений
3.12. Финансирование учреждений образования
4. Управление учреждением образования со стороны руководителей
4.1 Методы планирования функционирования и развития
4.2 Организационная структура управления
4.3 Система контроля
4.4 Система оценки, аттестации и вознаграждения кадров
4.5 Стиль руководства
4.6 Организационная культура 2.2 Содержание организации экспертизы приаттестации дошкольного образовательного учреждения
Цель: проведениеаккредитационной экспертизыдеятельности дошкольного образовательногоучреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующейобразовательного учреждения и ее заместителей.
Задачи:
Подтвердить соответствиенормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиямк деятельности юридического лица.
Подтвердить соответствие условийосуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным,региональным требованиям.
Установить соответствиесодержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиямк содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.
Установить соответствие уровня инаправленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и видуучреждения.
Установить (подтвердить) соответствиегосударственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиямТипового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставленияправ и льгот, предусмотренных законодательством.
Формы работы:
Наблюдение за деятельностьюобразовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.
Посещение открытых мероприятий.
Индивидуальные беседы садминистрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками,родителями.
Анализ документов по организацииобразовательного процесса в ДОУ.
Анализ результатов деятельностиобразовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовымположением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временнымтребованиями и НРК ГОС.
Содержание экспертизы:
Аттестационная экспертизадошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующихдокументов:
Устав ДОУ; лицензия; образовательнаяпрограмма; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетказанятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программаразвития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.
Дополнительные источникиинформации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатовдеятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования сучастниками образовательного процесса.
В ходе экспертизы комиссия изучаети анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельностьпедагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным иаккредитационным показателям:
1. Исполнение образовательнымучреждением требований ГОС при организации образовательного процесса пообразовательным программам соответствующего уровня и направленности.
2. Соответствие содержания,уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственныхобразовательных стандартов.
3. Соответствие реализуемыхобразовательных программ типу, виду и категории ДОУ.
На основании проведенногоанализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например,«Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия дляреализации программ дополнительного образования. Высокий уровеньрезультативности работы учреждения в этом направлении позволяет внестидополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуетсялицензирование и аккредитация программ дополнительного образования понаправленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной».
А также оформляются общие выводыэкспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:
«С учетом анализапредставленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационнойэкспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУтребованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:
Достигнутые результатыобразовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду №196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуальногоразвития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательныхпрограмм, нормам законодательства.
Содержание, уровень и качествоподготовки выпускников ДОУ соответствует требованиям ГОС РК.
Аккредитационные условияобеспечены в соответствии с нормативными требованиями.
Экспертная комиссия предлагает:
Аккредитовать муниципальноедошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида сприоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.
Подтвердить государственныйстатус:
тип — дошкольное образовательноеучреждение,
вид — детский садобщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развитиявоспитанников.
категория — вторая.
Срок аккредитации — пять лет».
Данные выводы и рекомендацииявляются заключительной фазой заполнения технологической карты (Приложение 1),которая прилагается к аттестационному пакету документов учреждения.
Заключение
Аттестация проводится позаявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное непредусмотрено законом.
Основными принципами аттестацииобразовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность,соблюдение норм педагогической этики.
При аттестации образовательногоучреждения устанавливаются:
1) исполнение образовательнымучреждением требований государственных образовательных стандартов приорганизации обучения по образовательным программам соответствующего уровня инаправленности в части обязательного минимума содержания основныхобразовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся,воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ — на основеэкспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательнымучреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;
2) соответствие содержания,уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждениятребованиям государственных образовательных стандартов — на основе результатовитоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий,контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применениюгосударственным органом управления образованием соответствующего уровня.
Форма и процедура проведенияаттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом(службой), осуществляющим аттестацию.
По итогам работы аттестационнаякомиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами идоводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии,имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
Заключение аттестационнойкомиссии является основанием для издания в 2-недельный срок с моментаоформления заключения проводящим аттестацию органом (службой) приказа о признанииобразовательного учреждения аттестованным или не аттестованным посоответствующим образовательным программам.
Приказ и копия заключенияаттестационной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются)образовательному учреждению и его учредителю (учредителям).
Положительное заключениеаттестационной комиссии является условием для получения образовательнымучреждением государственной аккредитации.
Так как документы об аттестациии государственной аккредитации учреждения имеют первостепенное значение дляорганизации образовательной деятельности учреждения, то экспертам, работающимпри проведении аттестационных процедур нужно подходить к выполнению своихобязанностей с особой тщательностью и большой ответственностью.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в ред. Федеральныхзаконов от 13.01.1996 №12-ФЗ; от 16.11.1997 №144-ФЗ; от 20.07.2000 №102-ФЗ; от07.08.2000 №122-ФЗ).
2. Письмо МО РФ от 10.10.2001 №24-52-143/13 «О приведении нормативныхправовых документов субъектов РФ, регламентирующих процедуру аттестацииобразовательных учреждений, в соответствие с действующим законодательством».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
4. Приказ Минобразования России от 22.05.98 №1327 «Об утверждении Положенияо порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений»
5. Лазарев B. C. Системное развитие школы. — М.: Педагогическое обществоРоссии, 2002. — 390 с.
6. Ядов ВЛ. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение,понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 1998. — 296 с.
Приложения
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для сбораинформации о качестве деятельности дошкольного образовательного учреждения
ОУ__________________________________________________________
Эксперт _______________ РуководительДОУ _______________
КРИТЕРИЙ: уровеньи направленность образовательных программ ПОКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ +/- 1. Соответствие содержания образовательной программы заявленному статусу
Образовательная программа ДОУ
Программно-методический комплект
Программа развития*
Механизмы реализации образовательной программы
(планирование стратегическое*, годовое*, месячное*, инструментарий контроля*)
Образовательная программа ДОУ позволяет
подтвердить заявленный статус ДОУ
(тип, вид, категорию):
обнаружены данные о направленности
содержания образования на развитие
личности ребенка;
представлено содержание, обеспечивающее
четыре направления развития дошкольника
(физическое, познавательно-речевое,
социально-личностное, художественно-эстетическое);
четко предъявлены педагогические приоритеты,
как то поддержка детской индивидуальности,
развитие ценностных ориентаций,
активность в проявлении индивидуальности
на основе соблюдения основных норм
и правил поведения;
описаны условия осуществления
образовательного процесса, включая
модель организации образовательной
среды, комфортность, эстетичность,
особенности устройства
предметно-пространственного окружения;
полно и многоаспектно представлена
система контроля за реализацией
программы, позволяющей регулировать
деятельность всех участников
образовательного процесса
в Образовательной программе
ДОУ описан характер дополнительных
образовательных услуг. ПОКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ +/- 2. Соответствие содержания образовательных программ заявленному статусу ДОУ
Устав.
Лицензия с приложением
Образовательные программы из перечня примерных
Рабочие программы.
План образовательной деятельности (модель образовательного процесса).
График распределения недельной нагрузки;
Программно-методическое обеспечение
ДОУ осуществляет образовательную
деятельность в соответствии
с образовательными программами,
зафиксированными в приложении к лицензии.
Уровни образовательных программ,
заявленные в Уставе и лицензии,
соответствуют реально осуществляемым
(согласно образовательной программе,
плану образовательной деятельности,
графика распределения недельной нагрузки)
В рабочих программах указываются
виды деятельности детей дошкольного возраста:
игровая,
предпосылки учебной деятельности
(старший дошкольный возраст)
общение,
продуктивная деятельность
(художественно-изобразительная,
конструирование),
физическая культура,
трудовая деятельность (самообслуживание,
труд в природе, коллективная деятельность),
познавательная деятельность
бытовая деятельность-
Направленность образования реализуется
через включение в образовательный
процесс дополнительных видов
деятельности, отвечающих интересам
детей (вариативных программ) ПОКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ +/- 3. Полнота выполнения образовательных программ (в соответствии с заявленным типом, видом, категорией)
План образовательной деятельности
График распределения недельной нагрузки
Рабочие программы
Табель посещаемости детей
Ведомость комплектования групп
Содержание рабочих (учебных) программ
реализовано в полном объеме
(содержание образования предъявлено
полно, освоено не менее, чем половиной
воспитанников завершающих получение
дошкольного образования)
Содержание образования соответствует
возможностям ребенка и запросу родителей
Измерительные материалы соотносятся
с требованиями ГОС к результатам образования,
позволяют оценить уровень
образовательных достижений
выпускников по 3м составляющим
образованности
Комплектование групп включает
КРИТЕРИЙ: содержание, уровень и качество подготовки воспитанников ОУ 1. Соответствие содержания подготовки воспитанников требованиям регионального стандарта
Пояснительная записка к плану образовательной деятельности
Рабочие программы
В пояснительной записке к плану образовательной деятельности прослеживается взаимосвязь содержания образования и требований к уровню образованности дошкольников (социальной компетентности)
Рабочие программы педагогов соотносимы с требованиями РК ГОС в части определения целей образования дошкольников определенного возраста, содержание образования отвечает потребностям и возможностям дошкольников, обеспечивает условия для их социализации);
В рабочих программах выделено содержание и формы работы с одаренными детьми*
с детьми, требующими коррекционной работы,
с детьми, не посещающими дошкольное учреждение.
Рабочие программы предусматривают использование продуктивных видов деятельности, способствующих формированию навыков планирования, самооценки, самоконтроля. 2. Соответствие уровня и качества подготовки воспитанников требованиям регионального стандарта
Статистическая информация:
О результатах мониторинговых исследований за последние 3 года;
протоколы педагогических советов.
Аналитические материалы о качестве образованности воспитанников
Статистическая информация об итогах образовательных достижений дошкольников проанализирована, выявлены тенденции, динамика, причинно-следственные зависимости, определены перспективы развития.
Социализация дошкольников обеспечивается путем включения их в разные виды деятельности, при этом педагоги расширяют рамки образовательной среды ДОУ за счет экскурсий, походов, ………………………………………………………. .
Данные о продолжении образования дошкольников подвергаются анализу и свидетельствуют о сформированности у них желания учиться
Приоритетная направленность развития воспитанников ДОУ востребована на последующих этапах образования.
В аналитических материалах представлены не только статистические данные о качестве образования дошкольников, но и качественный анализ затруднений и проблем, возникших в ходе определения особенностей развития выпускника ДОУ для оказания помощи родителям в выборе образовательной траектории ребенка.
В аналитических материалах соотносятся результаты социальной адаптации воспитанников с оценкой деятельности педагогов при их аттестации
Аналитические материалы и рекомендации по коррекции деятельности педагогов ДОУ четки, конкретны, прогностичны, выражены в индикаторах, поддающихся измерению Соответствие результатов деятельности ДОУ целям и задачам реализуемой Образовательной программы
Протоколы педагогических советов
Показатели мониторинга
Протоколы заседаний педагогических советов.
Протоколы родительских собраний
По результатам текущего и итогового контроля за ходом развития воспитанников проводится анализ проблем, причин отставания отдельных детей; даются рекомендации педагогам по созданию условий для успешного развития каждого ребенка
Средства оценивания позволяют выявить уровень общей и социальной компетентности выпускника ДОУ.
Наблюдается положительная динамика развития познавательной сферы ребенка (познавательных потребностей, интересов, способностей);
Отмечается положительная динамика развития эмоционально-чувственной сферы, (умение выражать отношение к явлениям окружающей действительности);
Подвергается педагогическому анализу результат развития у детей опыта продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра)
Развитие коммуникативно-речевой сферы детей опирается на закономерности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Речевая деятельность включает умения советоваться, спорить, приводить доводы
Общие выводы эксперта покритерию «Содержание, уровень и качество подготовки выпускников ДОУ»
КРИТЕРИЙ: кадровоеобеспечениеПОКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ +/- Деятельность по развитию профессиональной компетентности педагогов
Статистические данные о кадровом составе педагогического коллектива.
Материалы аттестации педкадров.
Публикации педагогов.
Протоколы МО.
Протоколы педсоветов (МО).
Беседы с педагогами, руководителями ОУ.
Аналитическая информация по итогам посещения занятий (административный контроль)
Штат ОУ укомплектован полностью, что позволяет реализовать Образовательную программу и защитить право воспитанников на качественное образование.
В штате ОУ имеются психолог*, медработники, логопед*, старший воспитатель и другие специалисты, обеспечивающие общеобразовательную и приоритетную направленность деятельности ДОУ. …………………………………….
Педагоги имеют квалификацию, позволяющую реализовывать программы дошкольного образования.
Уровень компетентности педагогов соотносится с результатами образовательных достижений воспитанников, а положительная динамика повышения профессиональной компетентности педагогов подтверждается аналитическими материалами, предъявляемыми руководителями ДОУ и увеличением числа педагогов с повышенной категорией.
Обнаруживается соотносимость (корреляция) проблематики профессиональных затруднений педагогов с тематикой самообразования, методического сопровождения, технологий, реализуемых в образовательном процессе ДОУ
Условия для непрерывного повышения квалификации педагогов создаются, о чем свидетельствует …
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ наличие разных по стажу групп педагогов и обеспечение условий для профессионального общения между ними
КРИТЕРИЙ: информационно-техническое оснащение образовательного процесса
1. Организация жизнедеятельности участников образовательного процесса.
2. Качество экспертной деятельности ОУ.
3. Соответствие материально-технической базы ОУ его статусу
Образовательная программа ДОУ.
Информация на стендах, в газетах, бюллетенях о деятельности ДОУ
Беседы с участниками образовательного процесса
Цель (миссия) ДОУ сформулирована.
Предложен план (алгоритм, программа …) действий, где учтены возможности и потребности каждого из субъектов образовательного процесса ДОУ.
Количество управленческих действий и их содержания оптимальны (необходимы и достаточны) для реализации целевых ориентиров ДОУ.
Программа развития ДОУ носит прогностичный характер: разделена на этапы (блоки, разделы), адресна, сбалансирована во времени, что позволяет надеяться на успешность ее реализации.
Система дополнительного образования социально ориентирована, адресна, востребована, информация о ней доступна родителям дошкольников.
Отмечается соответствие материально-технического обеспечения ДОУ уровню образования, заявленному статусу ДОУ, направленности реализуемых образовательных программ.
4. Полнота и объективность информации о состоянии образовательного процесса
5. Качество реализации функции планирования.
6. Реализация принимаемых решений.
7. Информирование общественности о качестве деятельности ОУ
Протоколы родительских собраний, родительского комитета ДОУ (попечительских органов).
Планы, программы деятельности ДОУ по отдельным направлениям
Педагоги и родители воспитанников информированы о целях и задачах ДОУ, правах и обязанностях участников образовательного процесса, о требованиях к результатам дошкольного образования.
Расписание занятий включает весь спектр видов деятельности дошкольников, имеется информация о режиме дня, о ходе развития воспитанников
Аналитические материалы включают оценочные суждения о разных аспектах деятельности ДОУ
Организована деятельность по информированию общественности о деятельности ДОУ*.
КРИТЕРИЙ: медико-социальные условия пребывания воспитанников 1. Динамика психофизического развития воспитанников.
Медицинские карты.
Данные о заболеваемости воспитанников.
Справки территориальной службы Санэпиднадзора о средних показателях заболеваемости.
Сведения о вакцинопрофилактике
Уровень заболеваемости воспитанников не превышает средних показателей по данной территории.
Тенденции к росту (снижению) количества детей с соматическими заболеваниями объясняются и обосновываются.
Количество и распределение времени занятий, питания и отдыха рассчитано оптимально
Медицинский контроль и профилактика заболеваемости ведутся системно
Физические показатели детей (рост, вес, масса тела…) соотносимы с возрастной нормой
Сведения о вакцинопрофилактике детей соответствуют требованиям 2. Оценка качества образовательной среды (комфортность, безопасность, эстетичность информативность)
Образовательная программа ДОУ.
Аналитическая информация о состоянии здоровья воспитанников данного ДОУ, причинах положительной или отрицательной динамики показателей
Ведется целенаправленная деятельность по созданию благоприятного психологического климата, адаптивной среды.
Организована системная деятельность участников образовательного процесса по оздоровлению, развитию навыков здорового образа жизни, используется система закаливания, адекватная состоянию здоровья ребенка…
Педагоги используют здоровьесберегающие технологии в организации взаимодействия с воспитанниками, ведут просветительскую работу с их родителями
Деятельность по формированию физической культуры организована в соответствии с особенностями состояния здоровья дошкольников.
В ДОУ организовано …………. разовое питание
Качество питания соответствует требованиям к его натуральным нормам
Витаминизация обеспечивается за счет…………………………
В отношениях педагогов и воспитанников преобладает взаимопонимание, диалог
Оздоровительная летняя кампания организована*: …………
КРИТЕРИЙ: права участников образовательного процесса 1. Обеспечение прав участников образовательного процесса, зафиксированных в законодательстве
Устав ДОУ
Приказы по основной деятельности.
Локальные акты.
Информационные стенды
Договоры с родителями
Пакет нормативно-правовых документов включает материалы, регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса.
Срок действия документов не истек.
Решения руководителей ДОУ и педсовета направлены на соблюдение прав воспитанников и педагогических работников.
Прием, перевод и отчисление из ДОУ соответствуют Уставу, подтверждаются заявлениями родителей. 2. Реализация дополнительных прав и гарантий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Личные дела воспитанников.
Делопроизводство (переписка, справки и др.) по взаимодействию с органами опеки и попечительства, социальными службами, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, родителями дошкольников
Организована деятельность по социально-правовой защите воспитанников, оставшихся без попечения родителей.
Организована деятельность по реализации права детей на качественное образование:
реализация права на дополнительные образовательные услуги;
выбор форм получения образования (в том числе в форме кратковременного пребывания);
организация педагогического сопровождения (совместно с педагогами других ОУ) ребенка для обеспечения его успехов при освоении образовательных программ
Право родителей на участие в культурной и творческой жизни ДОУ реализуется через……………. …………………………
Общие выводы и предложенияэксперта по аккредитационным критериям.
Таким образом, дошкольноеобразовательное учреждение
обеспечивает воспитание,обучение, присмотр, уход и оздоровление детей от …до 7лет. По результатампроведенной экспертизы деятельность ДОУ………………………………следует отнести к виду……………………Для последующей успешной деятельности комиссия рекомендует_________________
Решение аккредитационнойкомиссии______________