Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в.

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский ГосударственныйГуманитарный Университет (ВятГГУ)
Факультет Лингвистики
Курсовая работа
Процесс развития идеирусской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX –нач. XX в.
Киров 2011

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы развития русской школы
1.1  Исторические предпосылкивозникновения и особенности идеи русской школы в XIXв.
1.2  Особенности русской школыв конце XIXв. – нач.XXв.
1.3  Специфика русской школы всоветский и постсоветский периоды
Выводы по I главе
Глава 2. Апробация идейрусской школы на практике
2.1 Описание опытаапробации идей русской школы в учебных заведениях РФ
2.2 Описание опытаапробации идей русской школы в лицее № 21 г. Кирова
Выводы по II главе
Заключение
Библиографический список

Введение
Актуальностьтемы исследования. Идея русской национальной школы выдвигается известнымипедагогами второй половины 19 – начала 21 вв.: П.П. Блонским, Г.Н. Волковым, С.И.Гессеном, И.Ф. Гончаровым, В.Н. Сорока-Росинским, В.Я. Стоюниным, К.Д.Ушинским.
Насовременном этапе развития России образованию отведена ключевая роль всохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российскогообщества. Школе отводится роль сохранения, развития и распространения национальныхтрадиций. Реализация этой цели требует создания целостной системы воспитания,«способной на основе формирования патриотических чувств и сознанияобеспечить решение задач по поддержанию общественной и экономическойстабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».Вхождение России в мировое сообщество требует решения проблемы соотношениямеждународных и национальных интересов, укрепления национально-государственнойсистемы, сохранения национальной самобытности России. Поэтому актуальнойстановится задача патриотического воспитания на основе сохранения и развитиянациональной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуренародов России. В современной педагогической практике возникают «русскиенациональные школы». Их опыт требует решения ряда сложных задач, таких какопределение особенностей данного типа учебного заведения, организация учебно-воспитательногопроцесса в нем, прогнозирование результатов педагогической деятельности. Дляуспешной реализации идеи русской национальной школы на практике необходимообъективно оценить теоретический и практический материал, оставленный нампредставителями педагогической и общественной мысли второй половины 19 — начала21 вв. Анализ историко-педагогической и современной педагогической литературыпозволяет выявить противоречие между практической потребностью в дальнейшейреализации идеи русской национальной школы в российском образовании инедостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки.
Научнаяпроблема. Какова сущность идеи русской национальной школы в отечественнойпедагогике второй половины 19 — начала 21 вв., особенности ее развития, реализациина практике отечественного образования?
Объектисследования. Концепции русской национальной школы.
Предметисследования. Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественнойпедагогике второй полвины 19-начала 21 вв.
Цель.Раскрыть теоретические основы русской школы второй половины 19-начала 21 вв.
Задачи:
1) Выявитьсущность идеи русской школы;
2)Охарактеризовать её развитие в период со второй половины 19-начала 21 вв.;
3) Датьсодержательную характеристику разных типов русской национальной школы;
4) Определитьособенности современной русской школы 21 в.
Научнаяновизна.
— сущностьидеи русской национальной школы раскрыта как стремлениеобщественно-политических и социально-педагогических сил России усилитьнациональный компонент в отечественной системе образования;
— содержательная характеристика понятия «русская школа» раскрыта наоснове взглядов видных представителей отечественной педагогики, деятелейразличных прогрессивных общественных и политических сил России второй половины19-начала 21 вв.
Теоретическаязначимость исследования. Историко-педагогический анализ роли идеи русскойнациональной школы в отечественном образовании позволяет осознать, наскольконеобходимо национальное воспитание в системе российского образования; создаетпредпосылки для более эффективного соотношения русского национального иполикультурного воспитания; способствует разработке теории и практикипатриотического и гражданского воспитания в современной школе.
Практическаязначимость исследования. Результаты исследования мотивируют к созданиюавторских программ реализации идеи русской школы на практике; способствуютразвитию опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений;конкретизации и углублению соответствующей тематики в учебных курсах педагогикив специальных учебных заведениях.
Методыисследования:
— анализлитературы;
— беседа;
— обобщениеопыта педагогов;
— наблюдение.
Экспериментальнаябаза исследования: Лицей №21 г. Кирова
Структураисследовательской работы. Работа состоит из двух глав, введение и заключения.
русскаянациональная школа

Глава 1.Теоретические основы развития русской школы
1.1 Историческиепредпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIXв.
На проявлениепатриотизма в России и формирование национального направления образования в XIXвповлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек,поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничествосчиталось одним из проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественнойи западной культур, их взаимообогащения, произошло отторжение отечественнойкультуры. Среди русских людей стали появляться такие, которые испытывалипренебрежение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление сталопричиной того, что в последующую эпоху передовая педагогическая мысльпропагандировала идеи создания самобытной национальной школы, подготовкинациональных кадров. [17, с. 34]
М.В.Ломоносов, который впервые высказал идею о создании национальной демократическойкультуры и науки в России, а также выступал за просвещение народа, явилсяпровозвестником формирования нового направления в образовании XIXв. Основнымипринципами, которые лежали в основе педагогической теории Ломоносова, и которыезатем определили развитие общенационального направления образования, стали:народность, гуманизм, демократизм, высокая нравственность человека, практицизм.[24, с. 75]
Центральнойидеей в развитии общенационального направления образования XIXв. стала идеянародности. Сам термин «Народность» впервые был предложен С.С. Уваровым в 1833гв связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципыкоторой были им изложены при вступлении в должность министра народногопросвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущихслужить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения».Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, аправославная вера и самодержавие составляют непременные условия существованияРоссии. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственныхтрадиций и отвергать иностранное влияние. [4, с. 233-244]
В литературе идеянародности впервые была освещена В.Г. Белинским. [19, с. 89] Он сделалпедагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своейродине. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей Россиипедагог видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма.Он призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскомународу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие. [1]
Одним изважных условий перестройки системы воспитания согласно идее народности педагогисчитали исследование национальных особенностей русского народа, учет егопотребностей и нужд в данный период времени. Идея народности подразумевалаопору на чувства человека прежде всего, а не на рассудок. [19, с. 89] «Чувствапредшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её».[1, с. 108] К.Д. Ушинский под народным воспитанием понимает такое воспитание,которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа,его характер и особенности, культура, географические и природные условияопределяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. [27] К.Д. Ушинский считал идею народности одной из основ общественного воспитания. Онвидел самую её сущность в любви к Отечеству. «…Как нет человека без самолюбия,так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцучеловека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,семейными и родовыми наклонностями» [27, с. 118-119] Ушинский доказывал, чтоподрастающие поколения необходимо воспитывать, опираясь на народный идеал,который меняется с течением времени. К основам воспитания Ушинский такжеотносил науку и христианство. Истины науки рассматривались как средствовоспитания гражданского сознания человека. Познания в области психологии,истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественнойжизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинского, является идеалом совершенства.Оно обозначало высшую цель любого воспитания: служение идее истины и добра,идее цивилизации, государства и народа. [27]
«Приоритетнаяроль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому,нравственному и правовому воспитанию, которые рассматривались во взаимосвязи ивзаимообуславливали друг друга». [19, с. 95]
Забегаявперед, скажем, что В.Н. Сорока-Росинский, который во многом разделял взглядыК.Д. Ушинского, принимает идею народности в двух значениях: 1) как«определенная национальная индивидуальность, … как личность со своейсвоеобразной физиономией»; 2) «нация», «народ» понимаются им как идея. Цельжизни народа он видит в его развитии, в реализации его возможностей, скрытыхтворческих сил. [25, с. 66] Поскольку истинным желанием и стремлением русскогонарода было освобождение от крепостнической зависимости, то идея народностиприобретала антикрепостническую направленность. [17, с. 58] По мнению В. Н.Сорока-Росинского и других педагогов возникновение этой идеи также было вызванопроцессом демократизации общества, который привел к широкому разрыву двухклассов – интеллигенции и народа. Культура этих классов различалась скорее покачеству, чем по количеству; «возможно, у нас имеется, в сущности говоря, дванарода, воспитанных на разных культурах, имевших разную историю, … разных попривычкам и идеалам». [25, с. 64] Демократизация общества привела к процессу деклассирования,потере корней частью населения. Решение этой проблемы В. Н. Сорока-Росинскийвозлагал на школу, в основе которой лежит идея народности. [25]
Патриотизмсчитался основой народности, той чертой, которая коренится в сердце каждогорусского человека. Нравственное воспитание личности было направлено преждевсего на благо нации, на выполнение долга перед Отечеством. [28]
Одной изважных черт русской школы педагоги выделяли учет особенностей русской культурыи исторических предпосылок при планировании занятий. В.Я. Стоюнин утверждал:«Дело школы можно рассматривать лишь в связи со всеми условиями жизни тогонарода, для которого она предназначается» [26] Одной образованности, сложностинедостаточно для того, чтобы называться культурным человеком. Истиннокультурный человек должен нести в себе какой-то культ. [17] Идея народности К.Д.Ушинского подразумевает, что главной целью обучения в русской школе должнастать культура, чтоб русский человек не оказался на месте одного изпрофессоров, описанного педагогам, который, посетив одну из зарубежных стран,подвергся целому ряду вопросов о своей стране, и не знал как на них ответить.[28]
Главнуюпроблему образования в русской школе В.Я. Стоюнин видит в отсутствии общейцели, идеи, которая бы связывала все школьные предметы. В интересах каждогопреподавателя – дать как можно больше знаний по своей дисциплине; «но у негонет той общей идеи, которая бы удерживала его в строгих пределах, определенныхразрешенным вопросом, — что нужно для образования?» [26, с 226] В.Я. Стоюнинутверждал, что то огромное количество фактов, формул, имен, которое преподаетсяученикам без определенной логики, не дает возможности сделать правильныезаключения, касающиеся жизненных вопросов. Школьники не научены переноситьматериал из книг на окружающую их действительность и делать на его основе правильныевыводы о жизни. Педагог считает, что школу необходимо поделить на низшую,среднюю и высшую; они должны быть соединены одним идеалом, который лишьразличается в степенях его достижения на каждой ступени. Для ступеней школыхарактерна преемственность. Все учебные предметы должны быть направлены надостижение единой цели: дать материал, доступный для каждого возраста, наоснове которого у ученика бы выработались понятия о природе и человеке. Дляприобретения этих знаний ученик должен трудиться самостоятельно. [26] К. Д.Ушинский говорит о связи «трех элементов школы» — административного, учебного ивоспитательного. Он считает, что действия учителя и воспитателя должны бытьтесно взаимосвязаны и направлены на один результат. Примером такого тесноговзаимодействия являются английские старые школы, в которых воспитаниеосновывается на личности воспитателя; он должен быть примером ученикам.«Главный воспитатель должен быть главным учителем и преподавать самыйвоспитывающий, центральный предмет, вокруг которого все остальныегруппируются». [31] К. Д. Ушинский также утверждает, что необходимо избегатьделения предметов между учителями и воспитательных обязанностей между разнымилицами, т. к. ничего кроме вреда это не приносит. [31]
Приразработке содержательного компонента образования педагоги придавалисущественное значение преимущественному изучению родины. «Мы положительноубеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших большихпромышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, и др….—все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашегоотечества, чем от незнания древних языков». [28] Заслугой К. Д. Ушинского сталото, что он выделил родиноведческое направление, трактуемое как обучениегеографии на местном материале, составляющее основу современного краеведения.Он считал природу великим наставником и одним из главных воспитывающихфакторов. Он настаивал на широком использовании в обучении методов наблюдения иэкскурсий, соответствовавших созерцательности как ментальной особенностироссиян. [19, с. 99]
На большоезначение литературы указывали несколько педагогов. К. Д. Ушинский отмечал, чтоона заставляет полюбить нравственный поступок, чувство, мысль. Н.Ф. Бунаковговорил о её роли в пробуждении гражданских чувств: сочувствия другим людям,заботы о них, уважения их достоинства, преданности Отечеству, мужества,героизма. В. И. Водовозов утверждал, что литература связывает с реальной действительностью,раскрывает особенности родного народа, его языка, культуры. В. П. Острогорскийвидел роль литературы в соединении юношества с Родиной и человечеством.Тенденция «поучительности» в древнерусской литературе продолжала идеюнародности в воспитании, отражала вечное стремление отечественной педагогики нестолько учить, сколько воспитывать. (П.Ф. Каптерев).
Согласнопрограмме народной школы, разработанной К. Д. Ушинским, родной язык становилсясвязующим средством отдельных знаний об истории и географии родной страны, о еёприроде. Изучение предметов о родине формировало у учащихся чувствообщественного долга.
Большоезначение имело изучение общественного порядка, обычаев, уровня умственного и нравственногоразвития эпохи, характера народа, промыслов и других производств, подвиговпутешественников и результатов их исследований.
ПоследователиД.К. Ушинского сходились на мысли, что нравственное развитие ученика,позволяющее ему научиться добывать знания и совершенствовать себясамостоятельно важнее, чем его умственное развитие. Умственное развитиевиделось в образовании более глубоких нравственных понятий. [19, с. 99-100]
Вывод. Идеярусской школы зародилась на основе идеи народности, которая в России появиласьв XIXв. Причиной её возникновения стала демократизация общества, переход отфеодального строя к капиталистическому. Сущность идеи народности, которая вэтот период наиболее полно раскрыта К. Д. Ушинским, выражается педагогами ввере в могучие духовные силы народа, его энергию, способность к преобразованиюэкономической и культурной ситуации в стране. Помимо идеи народности педагогамиданного периода выделены следующие основные черты русской школы: учетособенностей русской культуры и исторических предпосылок при планированиизанятий; наличие единой цели, связывающей все предметы; связь школы с жизнью,творчеством народа; слияние целей русской школы с общими целями народа,государства.
1.2 Особенностирусской школы в конце XIX – начале XX в.
В этот периодидея Д. К. Ушинского о народности под влиянием буржуазного национал-патриотизматрансформировалась в новых условиях в проблему национальной школы, определяягражданина как члена нации и патриота, способного к самобытномунационально-культурному творчеству. Г. Роков и Н. Румянцев рассматривали понятия«национальное» и «патриотическое» во взаимосвязи и даже объединяли в однопонятие «национально-патриотическое воспитание», в задачу которого входилоразвитие общественных чувств народа и исключение его вражды с другими народами.[19, с. 112] Основу национально-патриотической модели образования составлялагуманная парадигма. Педагоги, в том числе и П. П. Блонский разделяли взглядыУшинского, что система национального воспитания должна принимать человека какнаивысшую ценность.
Заорганизацию национальной школы и национального воспитания выступал П. П.Блонский. П. П. Блонский стал автором концепции трудовой школы. Онапредполагала, что ученики получают знания посредством трудовой жизни иотношений людей с окружающим природным миром. Основной принцип народной школыпо П. П. Блонскому: народная школа должна создавать нравственно автономнуюличность, не с помощью чьего-либо авторитета, а через упражнения в творчестве,воспитывая тем самым способность к самоопределению. «Народная школа – месторациональной организации самовоспитания творца новой русской жизни» [2, с. 42]Центральный предмет новой школы – общественно-трудовая жизнь. Обучение строитсяв соответствии с фазами детского развития. Дети познают окружающий мир поконцентрическому принципу: сначала мир вокруг себя, затем родная школа, семья,родной квартал, Родина. В каждом из этих циклов много тем, в которых дети могутактивно принимать участие. Последний круг тем, связанный с Родиной, выводит наидею национального воспитания. Этот круг тем П. П. Блонский рассматривает какпереходную ступень от народной школы к введению в общечеловеческую культуру.«Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание, ирасширение человеческого «я» должно происходить концентрическими кругами».Каждый из циклов тем должен быть направлен на формирование умелого социальногоработника. Это можно достичь только с помощью упражнений ребенка в общественнойработе с самого начала обучения. Сначала это отрабатывается в стенах школы. П.П. Блонский настаивает в связи с этим на школьном самоуправлении иблагоустройстве школы. Второй цикл упражнений соответствует следующему циклутем – работа в семье. «Мы ставим перед детьми ряд вопросов: «Что и как я делаюдома?», «Чем я могу помочь моей матери?», «Какую пользу я могу принести моемуотцу?»… и т. д.» Затем круг деятельности ребенка расширяется. Он становитсяучастником культурно-трудовой деревенской или городской жизни. Для деревенскогоребенка эта работа производится простым способом: работа на школьной грядке иклассном поле с записью наблюдений; затем ручной труд в семье; воспроизведениежизни крестьянина посредством рисования, лепки и драматизации. Городские детитакже приобщаются к труду своих отцов. По мнению П.П. Блонского гончарноеискусство и лепка кирпичиков – необходимые первые занятия ребенка; так же как иэлементарное машиноведение. Педагог подчеркивал, что ручной труд должен быть неотдельным учебным предметом, а естественным элементом трудовой жизни ребенка. П.П.Блонский также настаивает на том, что курс родиноведения необходим в школе. Онсвязывает его с курсом гражданского воспитания и предлагает поделить на двечасти. Первая часть – описание органов государства и общества (парламент,министерство, суд и т. д.), а вторая — социальная мораль. Темы второго курсадолжны трактоваться в связи с вопросами их возможного воплощения на практике. [2,с. 63]
П.П.Блонский, так же как и К.Д. Ушинский обращает внимание на важное значениеличности учителя в процессе воспитания и обучения в новой русской школе. Педагогразрабатывает генетический метод развития детей, считая его единственным способорганического развития сознания детей. Согласно этому методу, дети должны бытьготовы к восприятию той истины, которую им преподносят в школе, а это условиезачастую не соблюдается. Мир для ребенка — непосредственно воспринимаемаядействительность. «Обучать ребенка – это значит не давать ему нашей истины, норазвивать его собственную истину до нашей» [2, с. 62] Исходная точка обученияпо П.П. Блонскому – детское, народное, и старинно научное и художественноетворчество. Педагог считает, что детское сознание всегда было ближе к народу истарине. Генетический метод воспитывает питомца культуры, человека, преданногосвоему народу. Суть метода можно коротко выразить следующим образом: «Еслиребенок не мыслит и не чувствует, как ребенок, не изжил близкого к немустаринного и народного творчества, он не умеет впоследствии самостоятельномыслить и чувствовать как взрослый» [2, с. 68]
Вывод. Вданный период идея русской школы рассматривалась как проблема национальнойшколы. Наиболее ярким её представителем является П.П. Блонский, которыйразработал концепцию трудовой народной школы. Эта школа была призванавоспитывать самостоятельную творческую личность, способную к самоопределению.Достижение этой цели педагог считает возможным с помощью генетического метода.Суть его заключается в доступности и посильности материала, преподаваемогодетям.

1.3 Спецификарусской школы в советский и постсоветский периоды
В разработкеконцепций национальной школы в вышеописанном периоде выделялось дванаправления: сторонники первого ориентировались на особенности национальногохарактера, сторонники второго – на изменение содержания учебных программ иметодов обучения. [17, с. 75] При анализе концепций национальной школы В. Н.Сорока-Росинский выделил недостатки двух направлений. Недостатком первогоявилось то, что чёткое определение национального характера отсутствует кактаковое, а вопрос по поводу положительных и отрицательных черт русскогохарактера является спорным. А второе направление могло превратить национальноечувство школьников в националистическое. [25, с. 57] Он считал, чтонациональная школа должна соответствовать условиям времени, готовить гражданина,который подходил бы российской действительности и был бы способен напреобразования к лучшему. Как уже было отмечено ранее, идея К.Д. Ушинского отом, что дух народности должен составить основу русской школы поддерживалась В.Н.Сорока-Росинским. Главным орудием обучения и воспитания Сорока-Росинский виделрусскую культуру, в ней он видел средство приобщения к общенародному иобщегосударственному единству. Он считал, что наша нормальная школа должна«стать и быть русской национальной школой». [25, с. 60] С. И. Гессен утверждал,что говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, какговорить о личном образовании, так как личность есть «естественный плодобразования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении им еговнутренней свободы. В своих работах он также говорил о том, что национальноеобразование – это не особое направление в образовании, а просто хороший видобразования. С. И. Гессен трактует нацию как «предмет нашего творческогоустремления», в котором между индивидом – нацией – человечеством нет и не можетбыть противоборства. «Подлинно национальным, действительно созидающим, а неразрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное ихудожественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитиинационального чувства». [6, с. 345]
Впостсоветский период в связи с изменением политического положения нашегогосударства в мире цели образования также изменились. Воспитание теперь велосьв свете гражданских прав и свобод человека. [19, с. 178] Важным направлениемстановится гражданское образование. Некоторые педагоги, в том числе И. Ф.Гончаров, обращаются к национальной идее. Базовой моделью он выдвигаетгражданина России, а не мира; важнейшей миссией педагога признает воспитаниепатриотизма. Он называет русский патриотизм определяющим принципомотечественной школы. Школа призвана нести единение российским народам.«Создание самобытной национальной культуры и одновременное принятие культурыдругих стран, стремление к доброму единению диктует русской школе третийпринцип – принцип всемирного взаимоуважения и духовного взаимообогащения».Неотъемлемая черта грядущей школы – открытость культуре. И. Ф. Гончаровговорит, что нам не нужно возрождать старую, добольшевистскую школу, у которойбыло много недостатков, а нужно сотворить новую русскую школу. [9] Он считает,что сейчас все школы мира переживают кризис, и выход из него он видит вобразовании. Делая анализ истории нашей школы, он приходит к выводу, что«всеопределяющая государственно-национальная идея – это воспитание в подрастающемпоколении русскости в высшем смысле этого слова» [9, с. 8]
Многиесовременные педагоги обращаются к прогрессивному опыту народной педагогики. Однимиз них является Г.А. Волков, который стал основоположником этнопедагогики. Предметомэтнопедагогики является народная педагогика, педагогика природосообразная ижизнеобразная, демократическая и гуманистическая. [3] Этнопедагогика предлагаетпути использования народной педагогики в современных условиях. Принципнародности, научно обоснованный К. Д. Ушинским, как священный принципнационального воспитания в условиях демократизации общества приобретаетнеобычайную актуальность. Этнопедагогика собирает и исследует опыт этническихгрупп, основанный на многовековых традициях народа. Эта педагогика делаетдостоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. В народной педагогикезаложена программа человеческого совершенства. Цель воспитания – стремление кидеалу народа. Большая роль отводится семье. Фундамент народного воспитания –труд. В традиционной культуре воспитания доминирует идея бескорыстного труда,приносящего радость самому человеку и окружающим людям. О человеке в народесудят по результатам его труда. Труд, как свой, так и чужой, необходимоуважать. Регулятором поведения выступают нравственные нормы, обычаи и традиции,общественное мнение. Народная педагогика – форма самовоспитания общества. Ведущимметодом воспитания является пример родителей. Средствами воспитания выступают:устное народное творчество (сказки, былины, легенды, мифы, предания, поговорки,песни, игры, народные промыслы, природа). Факторами воспитания являются: язык,слово, общение, природа, религия). Этнопедагогчиеская школа должна иметь по Г.А. Волкову следующие особенности:
— приоритетрусского языка;
— учетнациональных, интеллектуальных, этических традиций;
— фольклоркак учебный предмет;
— воспитаниенародных художественных промыслов, искусство праздников, игр;
— воспроизведениеобраза жизни народа с учётом региональных условий;
— установлениетесной связи с семьёй;
— представлениео культурном типе русского человека и возрождение образа народного героя науроках истории и литературы;
— усилениевоспитательной роли труда;
— нацеленностьвнеклассной воспитательной работы на оформление культурно-этическойидентичности школьника. [21]
Вывод. Всоветский период, в который одними из главных выразителей идей русской школыявляется Н. В. Сорока-Росинсикй и С. И. Гессен, применение идей русской школырассматривается как необходимое условие образования во всех российских школах.Национальное направление образования, по мнению педагогов, должно статьприоритетным. В постсоветский период национальное воспитание становитсясредством достижения единства народов. Одна из черт разработанных по этойпроблеме теорий – открытость культуре. Появляется новое направлениеобразования, известное, как этнопедагогика.
Выводы по Iглаве
XIXв принес висторию России много изменений, которые сказались на развитии разных сфер жизниобщества. Отмена крепостного права и демократические настроения в обществетребовали новый тип личности, который смог бы оказать положительное влияние наэкономику и культуры страны. Выход из проблемы ведущие педагоги искали вобращении к своей национальной культуре; в идее народности образования. Этаидея стала основой русской школы и до сих пор остается её неизменнойприоритетной мыслью. Раскрытая К.Д. Ушинским, она поддерживалась П.П. Блонским,Г.Н. Волковым, В.Н. Сорока-Росинским.
Концепциярусской школы несколько претерпевала изменения, в зависимости от политических икультурных процессов, происходящих в обществе. При возникновениидемократических настроений в XIXв. и отменой крепостного права на первый планвыдвигалась идея народности; на рубеже XIX – XXвв., под влиянием буржуазногонационал-патриотизма проблема русской школы отождествлялась с проблемойнационального воспитания; в постсоветский период, при интеграции России вмировое сообщество ставится вопрос о национальном воспитании как средствеорганического воссоединения нашей страны с мировой культурой. Идея русской школыразвилась в современную концепцию этнопедагогики, автором которой стал Г. Н.Волков. Его концепция предлагает современные способы применения идеи народностина практике.

Глава2. Апробация идей русской школы на практике
2.1Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ
Апробацияобсуждаемой идеи была проведена Лебедевой О.В. в фабричной школе Лузскогорайона Кировской области на старших и средних классах в начале 90-х гг. Ею былразработан цикл внеклассных мероприятий, целью которого является формирование уподростков национального достоинства, уважения к русскому народу. Содержаниепредлагаемых форм внеклассной работы органически связано с содержанием учебногоматериала и в определённой степени компенсирует и корректирует недостатки учебногопроцесса в этой области. [20]  [20]
Циклвключает несколько внеклассных мероприятий для подростков.
— Методические разработки классных часов о русском народном творчестве;
— мероприятия, посвященные героизму — «Галерея портретов народных героев»,«Рисованньий фильм «богатыри земли русской». Их задача — показать живительнуюсилу русского народа, раскрыть такие черты русского характера как любовь котечеству, национальное достоинство, самоотверженность, мужество, свободолюбие,трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, неподкупность, готовность придтина помощь; способствовать их формированию у учащихся..   
— мероприятия, связанные с народными промыслами — «Экскурсия по выставке«Народные художественные промыслы», «Аукцион «Народные художественные промыслы».Эти мероприятия позволяют обратиться к корням русского народа и способствуютраскрытию таких качеств как трудолюбие, оптимизм, бережливость, юмор,потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты», содействуютвоспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств, чувства национальнойгордости, высокого художественного вкуса, художественно-творческихспособностей; способствуют формированию интереса и потребности учащихсяиспользовать русские народные традиции и обычаи в процессе жизнедеятельности,воспитанию уважения и любви к родному народу.
— мероприятия, посвященные русским традициям — цикл бесед и игра «Поле Чудес» натему «Русские народные традиции, обычаи, обряды», а также «Фольклорныйпраздник», «Масленица», «Праздник русской березки». Они приобщают учащихся кнациональной культуре, формируют художественный вкус, чувство уважения крусскому народу, национальной гордости. «Праздник русской березки» призванпознакомить учащихся с народным праздником семиком, раскрыть значение обрядовыхдействий, духовную красоту народа, его отношение к природе, содействоватьформированию уважения и любви к русскому народу…
— «Игра-путешествие в мир народного творчества» ставит целью систематизациюзнаний учащихся о народном творчестве, содействие формированию у них интереса кустному и художественному творчеству народа, развитие фантазии,сообразительности, художественно-творческих способностей.
— «Пять минут поэзии» приобщает учащихся к миру русской поэзии, способствуетформированию у них потребности и культуры общения с поэзией,нравственно-духовных качеств личности…
Исследовательскаяработа была проведена Гавриловой Е. П. в Ижевской школе №49 в 4 «А» и 4 «В»классах в 2007г. Работа проводилась в форме уроков, классных часов и развлечений.Тема проведенного исследования:
влияниерусского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников.Целью явилось формирование нравственного поведения у младших школьников,включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики. Впроцессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыкивыяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному иэстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народногоискусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русскиенародные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народномпроисхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народноготворчества, был проведен констатирующий
эксперимент,в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые ониразучили на уроках музыки, могут назвать две-три русские сказки, но не видятразницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов,путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать русские имена,блюда, игры и т.п.
Данныйэксперимент был проведен Е. П. Гавриловой в конце учебного года в З «А» и «В»классах, и на следующий год проводилась работа в области развития нравственнойкультуры учеников этих классов, для этого была разработана программа повнесению в учебный процесс занятий по воспитанию нравственной культуры черезсредства народной педагогики.
Вчетвертом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому Е. П.Гаврилова провела урок, посвященный русским народным инструментам, классный час«Масленица» и сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились срусским народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. Вподобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальныеспособности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.
Послезанятий был проведен тест. Ребята отлично ответили на вопросы теста, хотя ибыли небольшие ошибки. Ошибки заключались в том, что имена назывались неисконно русские, а те, которые привыкли считать русскими, такие как: Михаил, Дарья,Иван и т.п. На следующий день Е. П. Гаврилова провела небольшую беседу по теме«Русские имена», при этом домашним заданием было найти материал про свое имя.Беседа прошла успешно, прозвучала информация о значении имен всех детей класса,а также обращено внимание, откуда пришли имена других стран в Россию. [5]
Вывод.Данные примеры свидетельствуют о том, что воспитание основных черт,предписанных русской школой, таких как народность, обращенность к культуресвоего этноса, любовь к Родине, успешно осуществляется на практике с помощьюнародных праздников, мероприятий на краеведческие темы.
2.2Описание опыта апробации идей русской школы в лицее М2 21 г. Кирова
Апробацияпроводилась нами в период с 1 февраля по 8 марта 2010г. в 2 «а» классе лицее№21 г. Кирова. Программа опытной работы включала:
1)Организацию и проведение интеллектуально-познавательной игры «В гостях усказки».
2)Организацию и проведение военно-патриотической беседы «Герои Вятки».
Проведениепервого мероприятия ставило своей целью развитие патриотических начал черезпривитие чувства любви и уважения к русским народным сказкам. При организацииигры ставились следующие задачи:
1)проверить глубину знаний детей в области русских народных сказок;
2)дать детям возможность творчески проявить себя;.
З)приобщить детей к русскому творчеству…
Своизнания дети показали в последнем конкурсе — викторине по русским народнымсказкам. С разной степенью уверенности и с разной скоростью реакции, но детиответили на все вопросы викторины. Это говорит о том, что они хорошоразбираются в сказках, т. к. проходят устное народное творчество на урокахчтения. Из беседы с классным руководителем выяснилось, что дети посещают урокис удовольствием, они очень любят сказки. При проведении нескольких конкурсовдетям предоставлялась возможность проявить свои творческие способности. Передмероприятием им было дано задание нарисовать иллюстрацию к сказке, чтобы потомона применялась на конкурсе «Угадай сказку по рисунку». Почти все дети отличносправились с заданием. I4ллюстрации были красочные, было легко угадать, сценуиз какого произведения они изображают. Около 5 человек изобразили нерусские народные сказки, а сцены из современных американских мультфильмов,которые регулярно показываются по телевизору. Эти рисунки также были отгаданы,что свидетельствует о популярности нерусских мультфильмов среди детей. Мыпопросили этих школьников попытаться ещё раз нарисовать иллюстрации к одной изрусских народных сказок. Конкурс актёрского мастерства и постановка сказки«Теремок» дали возможность показать свои актёрские способности. На конкурсеактерского мастерства нужно было изобразить героя сказки, а команда соперникадолжна была угадать. Дети вместе с ведущими выбрали Лису, Волка, Медведя,Зайчика. У детей возникла сложность с Волком и Медведем; они их перепутали. Этосвязано с тем, что характеристики этих героев в сказках обычно похожи: обаобычно изображаются как злые и устрашающие герои. Конкурс «Наборщик»предполагал, что школьникам раздаются наборы картинок, по которым они должныугадать сказку; он был направлен на активизацию памяти детей и включениевоображения. Были выданы иллюстрации к сказкам «Колобок», «Лиса и заячьяизбушка», «Маша и три медведя», «Репка». Команды быстро справились с заданием,выполнив его почти одновременно. «Угадай сказку по песне» был самый яркий,эмоционально насыщенный момент в игре. Дети не только угадывали сказки, но иподпевали. Совместное пение способствовало поднятию общего настроения класса.Конкурсы загадок о сказках активизировали умственную деятельность, повысилидальнейший стимул детей к изучению сказок. Игра в целом способствовалаповышению интереса ребят к устному народному творчеству, в частности — ксказкам; это является хорошим средством воспитания моральных ценностей,приобщения к культуре своего народа…
Военно-патриотическаяигра «Герои Вятки» проводилась с целью привития таких патриотических чувствкак: чувства сопричастности, уважения к своей стране, родному краю, гордости засвой народ; а также расширению кругозора и общих познаний о ВеликойОтечественной войне. Цель достигалась через реализацию следующих задач: датьребятам определённые знания о жизни своего края в период Великой Отечественнойвойны; а также через беседу с ведущими дать ребятам понять, что необходимопомнить своих героев. Выполнение задач происходило с помощью различных приемови методов. Ведущие сообщили детям много фактов о героях Кировской области;
рассказали,какие улицы были названы в нашем городе в честь этих героев. Затем мы спросили,кто из ребят живет на этих улицах. Это способствовало формированию чувствагордости за своих соотечественников-героев, стремлению быть похожими на них.Ведущие старались как можно чаще задавать детям вопросы, которые заставляли ихзадуматься; вызывали у детей ответную эмоциональную реакцию с помощью разныхстимулов (наглядность, музыка, удивительные факты из жизни героев). Мырассказали им о положении нашей области во время Великой Отечественной войны исразу после неё; об одном из героев Вятки — Якове Падерине, а также о некоторыхгероях-детях. Эти рассказы произвели на детей сильное впечатление и заставилиих глубоко прочувствовать ценность их поступков. В начале мероприятия ведущий спросилребят, кого мы называем героями. Дети сказали, что это люди, которые сделаличто-то хорошее и важное в жизни, это те, кого долго помнят; люди, участвовавшиев войне. Несмотря на свой юный возраст, у школьников уже имелось правильноепредставление о героях. Этот вопрос заставил ребят активизировать умственнуюдеятельность, включиться в ход беседы и общими усилиями сформулировать понятиегероизма, которое было ключевым в беседе. Затем ведущий зачитал рассказПантелеева «Честное слово», в котором поднималась проблема выполнения данногообещания, и спросил детей, правильно ли поступил мальчик; можно ли назвать егогероем. После проведенного анализа ответов детей можно сделать вывод, что у нихуже достаточно хорошо сформирована система ценностей; они отметили такиеположительные качества героя как честность, умение держать слово, надёжность;т. е. они действительно понимают, что такое героизм. Детям было представленопроизведение кировского поэта Виктора Гусева «Такой народ не будет побежден»,которое вызвало у них эмоциональный отклик. Одним из вопросов к детям былрассказать, как война отразилась на их семье. Дети не были предупрежденызаранее, дискуссия велась спонтанно. Из 24 человек поделились историями о своихпрадедушках и прабабушках около 7 человек. Остальные дети с интересом слушали.На последовавший вопрос «Гордитесь ли вы своими прабабушками и прадедушками?»школьники уверено ответили «Да!» Последняя часть мероприятия была посвященапамятникам в нашем городе. Дети знают о существовании памятников Кирову,Ленину; также о памятнике «Кировчане — фронту», но не знали его точногоназвания. Ведущие рассказали и показали фотографии Диорамьи, Областного дворцапионеров, «Воинам-кировчанам», Александровского сада. Викторина ставила цельюпроверить знания детей по военной теме. Дети знают, как называется военныйголовной убор, в чем носят офицеры свое оружие, с помощью чего передвигаетсятанк, что такое парад. На вопросы, ответами которых были «приклад» и «шинель»дети не ответили. Ведущие объяснили им, что это такое; также мы вместе с детьмивыяснили, чем отличается разведчик от шпиона. В конце мероприятия детям былопредложено спеть один куплет песни «Пусть всегда будет солнце», слова быливыданы. Было очевидно, что дети не первый раз поют эту песню, они пели её науроках пения, и исполнили её с удовольствием. Данное мероприятия оказалосьсамым первым мероприятием по воспитанию патриотизма у школьников данногокласса. Мы считаем, что оно стало хорошим стартом на пути воспитания у этихребят чувства патриотизма, приобщения к истории своей страны.
Вывод.Вышеописанные мероприятия ещё раз подтвердили применимость идей русской школына практике…
Выводыпо II главе
Проведенноеэкспериментальное исследование показало практическую значимость описанной в Iглаве концепции русской школы. Проведенная внеклассная работа была направленана оформление культурно-этической идентичности школьников; т. е. наформирование чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям,стремления способствовать позитивным изменениям в своей стране.
Всематериалы были подобраны с учетом жизненного опыта учеников, чтобы обеспечитьмаксимальную их усваиваемость; в процессе мероприятий были приложены усилия,чтобы дать детям как можно больше шансов проявить себя творчески, что тожеявляется неотъемлемым условием реализации идей русской школы.
Апробациябыла проведена на школьниках разных возрастов, что свидетельствует обэффективности апробируемых идей на любой степени обучения.

Заключение
В результатепроведенного исследования можно сделать выводы, что основой идеи русской школыстала идея народности, которая зародилась в XIXв. Причиной её возникновениястала демократизация общества, переход от феодального строя ккапиталистическому. Сущность идеи народности выражается педагогами как вера вмогучие духовные силы народа, его энергию, способность к преобразованиюэкономической и культурной ситуации в стране. «Отцом» идеи народности по правусчитается К. Д. Ушинский. Помимо идеи народности педагогами XIXв. выделенытакие черты русской школы как наличие единой цели, связывающей все предметы;учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планированиизанятий; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства; связьшколы с жизнью, творчеством народа.
На рубежеXIX-XXвв. идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы.Наиболее ярким её представителем является П.П. Блонский, являющийся авторомпрограммы трудовой народной школы. Эта школа призвана воспитыватьсамостоятельную творческую личность, способную к самоопределению. П.П. Блонскийпроявил новаторство в разработке генетического метода, без которого он немыслит существование школы. Суть метода заключается в доступности и посильностиматериала, преподаваемого детям.
В советскийпериод, в который одними из главных выразителей идей русской школы являетсяН.В. Сорока-Росинский и С.И. Гессен, идеи русской школы рассматриваетсяприменительно ко всем учебным заведениям. Педагоги этого периода приходят квыводу, что любая российская школа должна стать национальной. В постсоветскийпериод, представителем которого в нашей работе является И.Ф. Гончаров, национальноевоспитание становится не только способом вывести страну из кризиса, но и средствомдостижения единства народов. В данный период развития русской школы особенноподчёркивается её открытость культуре. Как воплощение идей русской школы, появляетсяновое направление образования, известное, как этнопедагогика, автором которогоявляется Г. Н. Волков.
Проведеннаяапробация вышеизложенных идей на практике показала практическую значимостьконцепции русской школы. Проведенная внеклассная работа способствовалаоформлению культурно-этической идентичности школьников; формированию чувствалюбви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремленияспособствовать позитивным изменениям в своей стране. При подборке материаловучитывались возрастные и индивидуальные особенности детей; была обеспеченамаксимальная доступность материалов для школьников. Детям было предоставленыширокие возможности для творческой деятельности. А это также являетсянеотъемлемым условием реализации идей русской школы.
Цельи задачи данного исследования выполнены. В будущем тему данной работы можнорасширить и продолжить исследование возможностей применения различных подходов,основанных на идеях русской школы.

Библиографическийсписок
1. Белинский В.Г.Избранные педагогические сочинения [Текст]/В. Г. Белинский. — М.:Педагогика, 1982. — 288с.
2. Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х Т. Т.1[Текст]/П.П.Блонский. — М.: Педагогика,1979. — 304с.
3. Волков Г.Н.Этнопедагогика. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогическихучебных заведений [Текст]/Г. Н. Волков. — М., 1999.
4. Вортман Р.С.«Официальная народность» и национальный миф российской монархии ХIХ века II РОССИЯ/ RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе [Текст]/Р.С. Вортман. — М.: ОГИ, 1999, с. 233—244
5.Гаврилова, Е.11. Влияниетрадиция народной педагогики на развитие нравственной культуры личностимладшего школьника. дипломная работа, 2007 г. Ижевск. (ресурсы интернета).
6. Гессен С.И. Проблеманационального образования //Основы педагогики. Введение в прикладную философию[Текст]/С. И. М., 1995. — С.332-357.
7. Гончаров И.Ф. Всёбудущее России: судьбоносная роль современной школы 1/Север. — 2000. Т48. —с.103-122.
8. Гончаров И.Ф. Животворнаясила сокровенной России: [О необходимости создания русской национальной школы]// Народное образование. 1997. №8. с. 80-88.
9. Гончаров И.Ф. Какойбыть русской школе? //Воспитание школьников,1993..№5. с. 8-12.
10. Гончаров 14.Ф. Какойбыть русской школе? //Воспитание школьников, 1994. З5. с. 5-10.
11. Гончаров И.Ф. Школаотживающая и восходящая: [Размышления о принципах создания русской национальнойшколы] //Народное образование. 1993. №1. с.12-17.
12. Гончаров И.Ф. Самаяживотворная идея России: [О проблеме создания новой национальной русской школы //Север. 1998. №2. С. 105— 113.
13. Егоров С.Ф.Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьскойсоциалистической революции). Учебное пособие для студентов педагогическихинститутов [Текст]/С. Ф. Егоров. — М., «Просвещение», 1974.
14. Зонова, Г.П. Вятка.Краеведческий сборник [Текст]/Г.П. Зонова. — Кировское отделение Волго-Вятскогокнижного издательства. — Киров, 1972. — 128с.
15. Колеватов, Н. А. Ихименами названы. Справочник [Текст]/Н. А. Колеватов. — Волго-Вятское книжноеиздательство. Кировское отделение, 1973.
16. Лебедев, П.А.Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. (до реформ 60-хгг.) [Текст]/П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
17. Лебедева О.В.Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников: Учебноепособие [Текст] /О. В. Лебедева. — М.: ТЦ Сфера,2007. — 168с.
18. Лебедева О.В. Вятскийхарактер: Методическое пособие для учителя [Текст]/О.В. Лебедева. — Киров:Кировский педагогический институт, 1993. — 80с.
19. Лебедева О.В.Гражданское образование в России. (историко-педагогическое исследование)[Текст]/О. В. Лебедева. — М., 2004. — 242с.
20. Лебедева 0.В. «Я верюв свой народ». Методическое пособие для учителя [Текст]/О.В. Лебедева. — Киров,Кировский педагогический институт, 1993. — 70с.
21. Лебедева О.В. Лекция«Этнопедагогический подход в педагогике»
22. Мансуров, В.А. Роднойкрай. [Текст]/В. А. Мансуров, А. И. Лахман. — Киров, Волго-Вятское кн. изд-во,Кировское отд., 1976. 87с.
23. Ожегина В.Б.Разработка мероприятия «Дети Великой Отечественной войны», Киров 2007.
24. Паначин ф.Г. Педагогическоеобразование в России: (Историко-педагогические очерки) [Текст]/Ф. Г. Паначин. —М.: Педагогика, 1979. — 216с.
25. Сорока-Росинский В.Н.Педагогические сочинения [Текст] / сост. А.Т. Губко. — М. Педагогика,1991.-240с.
26. Стоюнин В.Я. Заметкио русской школе /В.Я. Стоюнин II Избранные педагогические сочинения[Текст]/ — М.: АГIН РСФСР, 1954.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История права Древнего мира
Реферат Інституційна система Європейського союзу
Реферат История развития прокуратуры России
Реферат Інститути державної влади Ізраїлю
Реферат Квалификация преступлений
Реферат Student Athletes Deserve More Than Scholarships Essay
Реферат Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики
Реферат Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду
Реферат Конституционное право граждан на образование
Реферат Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и вопросы антропологической собственности
Реферат Конституционное право граждан на жилище
Реферат Комерційна таємниця
Реферат Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
Реферат Earl Warren Cheif Justice Of The Supreme
Реферат Криміналістична профілактика злочинів