Содержание
Введение
1. Проблемы модернизации общегообразования и пути их решения
2. Проблемы модернизациипрофессионального образования и пути их решения
Заключение
Литература
Введение
Государственно-политическиеи социально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х годов оказалисущественное влияние на российское образование, позволив реализоватьакадемическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразиеобразовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитиемногонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РоссийскойФедерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании».
Однако произошедший в90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозилпозитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, котороевынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь отреальных потребностей страны. В современных условиях образование более не можетоставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее иперегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникамобщеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющихстандарта образования наступившего века. Профессиональное образование, в своюочередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода»,обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то жевремя многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найтисебе работу, определиться в современной экономической жизни. В условияхэкономического расслоения общества все эти недостатки системы образованияусугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости отдоходов семьи.
В переходный периодсвоего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные иэкономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной ипрофессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемогокак вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство иобщество, предприятия и организации, граждане — все заинтересованные вкачественном образовании.
В этой связи предстоитобеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличениезаработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества ирезультативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционнаяпривлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций играждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономическиемеханизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, атакже кардинально улучшить использование этих средств, направив ихнепосредственно в учебные заведения.
Модернизация образования- это политическая и общенациональная задача, она не должна и не можетосуществляться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательнойполитики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность,федеральные и региональные институты государственной власти, органы местногосамоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные,коммерческие и общественные институты.
Цель модернизацииобразования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.Однако на пути к этой цели необходимо разрешить множество проблем, которыеназрели за последние десятилетия.
В даннойработе рассматриваются проблемы модернизации общего и профессиональногообразования, пути их решения.
Объектисследования – сфера образования, предмет – проблемы модернизации общего ипрофессионального образования.
1. Проблемымодернизации общего образования и пути их решения
Базовое звеномодернизации образования — общеобразовательная школа. Модернизация школыпредполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых являетсязадача достижения нового, современного качества образования. Однако на путистановления нового качества образования, необходимо разрешить некоторыепроблемы.
Существуетряд общих проблем модернизацииобщего образования.
Во-первых,система не концентрирует внимание на результатах. В настоящее время в системеобразования не организован систематический мониторинг образовательныхрезультатов и социальных эффектов на местном, региональном и федеральном уровнях.
Этимобъясняется, например, почему органы управления образованием стремятсяиспользовать результаты научных соревнований (олимпиад) и ЕГЭ для оценки школ –у них нет другого действенного инструмента для измерения желаемых эффектов, атакже сопоставление школ и регионов. В некоторых регионах есть попытки улучшитьработу за счет создания региональных оценочных материалов, но часто ихтехническое качество оставляет желать лучшего. Кроме того, не везде естьподготовленные кадры, способные интерпретировать эти данные и решать выявленныепроблемы. Это объясняется не только негибкой и консервативной системойуправления, но и низким потенциалом российских исследовательских работ.
Во-вторых,нет тесной связи между образовательными стандартами и конкретными ожидаемымирезультатами общего образования. За последние 15 лет Министерством образованиябыли затрачены большие средства на обновление школьных учебных программ. Однакотак и не удалось получить стандарты, ориентированные на достижение современныхобразовательных результатов и социальных эффектов. В утвержденных стандартахотражены устаревшие подходы, базирующиеся на описании учебного материала попредметам и темам, а не на системе требований к ожидаемым достижениям учащихся.В большинстве стран стандарты строятся исходя из ожидаемых результатов (знанияи компетентности, приобретенные на каждом этапе обучения, социальные эффекты).Затем на базе этих стандартов устанавливаются рамки для разработчиков оценочныхматериалов. Напротив, авторами недавно принятых российских стандартов на первоеместо выносится изложение содержания программ обучения и отсутствует подробноеопределение ожидаемых результатов. При таком подходе обучение ориентировано напростое предоставление учителем информации ученику. Этим же руководствуются присоставлении учебников, считая, что учебники являются единственным источникомзнаний.
В-третьих, учебныепрограммы, стандарты и педагогическая практика в школах недостаточно отражаютсовременные представления о том, какого рода образовательные результатыявляются востребованными современной экономикой и обществом. Недостаточнопоменять структуру стандартов и поставить на первое место ожидаемые результаты,если они отражают устаревшие цели и задачи. В реальной философии российскогошкольного образования главная роль отводится разносторонней (энциклопедической)информации, тогда как в большинстве стран акцент делается на приобретениеприкладных умений и мышления. Поэтому выпускники российских школ демонстрируютвысокий уровень теоретических знаний и развитую способность решать типовыезадачи, но часто оказываются менее подготовленными к применению знаний вреальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач.
В-четвертых,педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей.Большинство педагогов проходят обучение в педагогических университетах, гдередко прослеживается связь с современными представлениями о психологииобучения, правильном определении и исправлении ошибок учащихся. В них слабопредставлены способы мониторинга и умения по-новому взглянуть на своюпедагогическую деятельность исходя из результатов. Стандарты подготовкипедагогов не предусматривают достаточного объема практических занятий (вреальном учебном процессе) по сравнению с другими странами. Не случайнонаиболее распространенным среди учителей объяснением проблем конкретныхучащихся является «недостаток способностей», а не слабость методов обучения.Подготовка педагогов, повышение квалификации и переподготовка кадровнедостаточно тесно связаны между собой, а возможности, позволяющие учителямделиться профессиональным опытом (профессиональные объединения, общение черезпубликации в прессе, конференции, интерактивные ресурсы и др.), развиты оченьслабо. Слабо развита государственная поддержка педагогических инноваций,рождающихся в школах.
Кроме вышеупомянутыхпроблем, существует множество других. Так, Лебедев О.Е. доктор педагогическихнаук, член-корреспондент РАО выделяет восемь проблем модернизации содержанияшкольного образования:
1. Проблема соотношенияизучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся вразличных видах деятельности.
Уже достаточно давносформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт,включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственныеи другие социальные ценности.
Принято считать, что этотопыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьногообразования нельзя сводить лишь к содержанию школьных дисциплин. Освоениесоциального опыта за годы учебы в школе происходит не только на уроках, но и впроцессе внешкольной деятельности. Сам уклад жизни школы, существующиемежличностные отношения являются не менее важными, чем изучение школьныхпредметов факторами освоения социального опыта (об этом свидетельствуют,воспоминания школьников всех поколений – от гимназистов Х1Х века до выпускниковсовременной школы).
2. Проблема соотношенияинвариантного и вариативного компонентов школьного образования.
Речь о том, какие целишкольного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихсясодержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном дляразных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно наматериале разных предметов, для этого не обязательно во всех школах изучатьодни и те же дисциплины. Развить у детей познавательные интересы, творческиеспособности возможно при определенной свободе выбора учебных предметов. Содержаниешкольного образования должно быть общим для всех в той мере, в какой этонеобходимо и достаточно для формирования у учащихся функциональной грамотности,общекультурной компетентности и единой системы ценностей.
3. Проблемасоотношения трех компонентов современного общего образования – научного,технологического и гуманитарного.
Соотношениеэто может быть различным, и в связи с этим возможны существенные различия вхарактере образования, его направленности. Чрезмерное увлечение технологическимкомпонентом приведет к развитию прагматического, узкоутилитарного образования;чрезмерный акцент на гуманитарной стороне образования может привести кориентации на возрождение классического образования, которое не будетсоответствовать современным образовательным запросам. Оптимизация соотношениянаучного, технологического и гуманитарного компонентов содержания школьногообразования поможет решить и проблему соотношения инвариантного и вариативногокомпонентов в структуре школьного образования. Региональные особенности могутиметь большое значение при отборе содержания технологического гуманитарного образования.Понятно, что изучение закона Ома нельзя заменить изучением другого физическогозакона, но сущность импрессионизма можно рассмотреть на разных образцахтворчества.
4. Проблема состава и структуры образовательных областей.
Сейчаспринято выделять семь образовательных областей, составляющих содержаниешкольного образования: филология, математика, естествознание, обществознание,искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебногоплана показал, что принятый состав образовательных областей не вполнеобеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в третипроектов были попытки выйти за рамки принятого перечня. Наиболее заметнапопытка включить в него «человекознание». Предлагается иной подход к определениюсостава образовательных областей – на основе выделения макрообъектов изучения(неорганический мир; органический мир; общество; технология). Возникают вопросыотносительно структуры отдельных образовательных областей. Так, область«естествознание» обычно рассматривается как совокупность курсов физики, химии,биологии, астрономии, экологии. Возникает вопрос: в какой мере данная структураобласти «естествознание» отражает современное состояние естественнонаучногознания? Сложившаяся структура области «технология» охватывает лишь некоторыевиды деятельности. Привычная структура областей «филология», «обществознание»,«искусство» не дает возможности основательно изучить проблемы духовнойкультуры. Эта проблема не решится за счет увеличения числа учебных дисциплин.Возможно, ее удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебногопредмета в рамках одной образовательной области, предметы, интегративные посвоей сути, могут принадлежать к разным образовательным областям (историямировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям –«обществознанию» и «искусству»).
5. Проблема содержания учебных предметов.
Естьнесколько аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствиис изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новыхразделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющихобщекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной истаршей школой с целью уменьшения учебной нагрузки основной школы; исключение устаревшихразделов. А также исключение избыточного учебного материала, не имеющегосущественного значения для реализации основных целей образования. Следуетпомнить, что приобретение избыточных знаний может иметь своим следствиемнедостаток необходимых знаний.
6. Проблема соотношения учебника и первоисточника.
Учебник всовременной школьной практике является для подавляющей массы учащихся важным(нередко основным) источником знаний. Специфика этого источника заключается вадаптации текста к возможностям учащихся. Но смысл образования заключается вприобщении учащихся к подлинным ценностям культуры, ее «первоисточникам», а этопроизведения художественной и научной литературы, произведения искусства (в томчисле театрального и музыкального), музейные экспозиции, общение с деятелямикультуры, политиками, специалистами в различных сферах деятельности. Естественно,что это требует большего времени, чем изучение адаптированных текстов. Поэтомубез сокращении обязательного для изучения учебного материала невозможно достичьнового качества образования.
7. Проблема распределения учебного времени на изучение различныхобразовательных областей.
Известно, чтона изучение любого предмета выделенного учебным планом числа уроков «нехватает». В проектах федерального конкурса Базисного учебного плана, заявки научебное время, того или иного предмета, существенно отличались. На область«филология» в основной школе (5–10 классы) в разных проектах выделялось от 37до 64 часов, на изучение математики – от 18 до 30 часов и т.д. Это говорит оботсутствии четких критериев распределения учебного времени, о сохраненииразделения предметов на «главные» и «второстепенные». Это представление о том,что разные образовательные области имеют различное значение для развитияличности. Такому подходу может быть противопоставлена идея равнозначности всехобразовательных областей. Но тогда на каждую образовательную область надовыделять одинаковое учебное время (по крайней мере, в инвариантной частиучебного плана).
8. Проблема «идейных основ» школьного образования.
Идейнойосновой гимназического образования в российской школе середины ХIХ века былаантичная культура, ради ознакомления с которой изучались древние языки.Считалось, что античная культура дает нравственные образцы, которые учащиеся освояткак собственные ценностные ориентации. В советской школе роль идейной основыобразования выполнял курс литературы, образцов русской классической литературыХIХ века и советской литературы. Курс поднимал философские, нравственные,эстетические, психологические проблемы, решение которых должно было определятьформирование ценностных ориентаций учащихся. Возможности этого курсазначительны и сейчас. Вместе с тем нельзя не учитывать, что круг чтения школьниковХХI века меняется и они в поисках духовного идеала будут обращаться лишь кпроизведениям русской классической литературы. Возникает необходимость покрайней мере «дополнения» привычных идейных основ образования. Есть основания,что у молодежи растет интерес к философским знаниям. Возможно, что изучениекурса философии могло бы помочь преодолеть «идейный дефицит» современногошкольного образования.
2. Проблемы модернизациипрофессионального образования и пути их решения
На сегодняшний деньпроявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические,гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структурычеловеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования.Суть образования оказалась практически сведена к обучению узких специалистов,не к целостному развитию человека, а некоторых его способностей. Цельмодернизации профессионального образования, прежде всего, состоит в созданииустойчивого и динамично развивающегося социально-экономического механизма,который может обеспечить развитие системы образования в соответствии спотребностями общества. Показателем такого соответствия является, в частности,согласование рынка труда и рынка образовательных услуг.
Образование(профессиональное образование) оказалось решающим фактором модернизациироссийского общества. Если модернизация — цель развития того или иного обществана определенном этапе истории, то эта цель не может осуществляться без развитияэкономики, политики и в том числе — системы образования. Именно системаобразования реализует важные цели общества, поскольку является средствомподготовки типа личности, который нужен данному обществу для его успешногофункционирования и развития того или иного типа профессионального работника вэкономике данной страны. В развитых странах образование рассматривается каксредство обновления общества. Любые процессы модернизационного характера вэкономике, политике, культуре всегда начинались с реформы образования. Преждечем начать любые преобразования в обществе, необходимо подготовить человека,способного осуществлять эти преобразования. Образованность и профессиональнаяподготовка молодого поколения являются теми ресурсами развития, которые имеютсяв обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.
Для современныхмодернизационных процессов в области профессионального образования характерныследующие проблемы.
Во-первых, ростпотребности в квалифицированных кадрах. Сформировалось осознание того факта,что необходимо обучить, воспитать новое поколение профессионалов, которое будетпринимать решения по всем сложнейшим в условиях глобализации проблемам иключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, культурыи т. д.; нужны профессионалы, которые будут строить общество будущего.
Во-вторых, растетмеждународная открытость национальных культур, национальных систем высшегопрофессионального образования. Этому способствует тот факт, что современныетехнологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара,обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых центров.
В-третьих, вместе синтернационализацией усиливается разнообразие системы профессиональногообразования.
В рамках нынешнегореформирования профессиональному образованию необходимо ориентироваться наличность, на приоритеты развития человеческого потенциала. Целью образованиядолжно быть получение знаний, умений и навыков, развитие личности, а неполучение любыми способами документа («корочек»): купить, «отработать», пойтина другое противоправное действие ради диплома. Культура образовательногопроцесса несовместима с делением знаний на «нужные» и «ненужные». Его задача — научить учиться, научить видеть мир целостно, научить мыслить и действовать,сформировать научное мировоззрение, не дающее шансов псевдонауке. Сам процесспрофессионального образования должен стать целостным, систематизированным.Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмыпрофессионального образования, основанной на личностно-ориентированном икомпетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования,а профессиональное образование — на уровень культуры. Процесс профессиональногообразования должен охватывать как логический, так и конкретно-чувственныйспособы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая духовнуюи материальную сферы. Однако в сфере профессионального образования сегодняможно встретить и другой, однобокий подход, основанный на «профессиональнойнужности» предметов. На все остальные дисциплины, не связанные спрофессиональными навыками, студенты, с легкой руки пропагандистов такогоподхода, могут «махнуть рукой» и даже не приходить на занятия.
Однако только личностноориентированного подхода в системе профессионального образования недостаточно. Естьи другая цель: подготовить молодого специалиста, способного не просто работатьс современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметьперестраиваться в быстро меняющихся производственных условиях. Ведь существуетмного рабочих мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно высшегообразования, которое формирует у будущего работника универсальные деловыеспособности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.) Специальныеже знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительнойподготовки. Поэтому в современном профессиональном образовании нужноориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейсяв России рыночной экономике, где выпускник системы профессиональногообразования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно болееширокий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тембольшими шансами трудоустройства он будет обладать. Данный подход соответствуети изменившейся структуре российского рынка труда: российская экономика запоследние годы превратилась в экономику услуг, в секторе услуг занято сегодняоколо 60% всех работников.
Безусловно, в самомпрофессиональном образовании произошли значительные сдвиги. Более того,экономическая перестройка, ликвидация многих предприятий остро поставилипроблему непрерывного профессионального образования, концентрациипереподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учрежденияхначального и среднего профессионального образования. И если раньше у работникабыл шанс прожить всю трудовую биографию в рамках однажды выбранной профессии,то теперь типичными стали внутри — и межпрофессиональная мобильность,доучивание и переучивание. Степень ориентированности профессиональногообразования на рынок труда становится ключевым показателем его эффективности икачества подготовки. Ориентированность на рынок труда реализуется черезсистематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуетсяв виде требований к выпускникам. Осуществляется введение мер, обеспечивающихреализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании. Активносоздается система прогнозирования перспективной потребности в квалифицированныхкадрах в контексте специальностей, совершенствование на этой основеформирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.
Стратегияпрофессионального образования XXI в. может заключаться, в следующем: доведениемаксимального количества научных знаний до максимального количествапотребителей, способных использовать их в производстве и других сторонах повседневнойжизни. России нужна критическая масса высококлассных специалистов, котораяспособна изменить ситуацию в экономике, сделав ее перспективной для молодых.
Итак, можно выделить дваосновных пути решения проблем модернизации профессионального образования.
В первую очередьнеобходимо повышать качество профессионального образования в направленииподготовки высоквалифицированных компетентностных специалистов, способных найтисебя на рынке труда, не только в России, но в других странах и повышать свою квалификациюв течение всей жизни. Для этого нужна многоуровневая система с наличием гибкихвнутренних возможностей, позволяющих осуществлять горизонтальные и вертикальныеперемещения, обеспечивающая преемственность с программами высшего образования.
Во-вторых, у учащихсядолжна появиться возможность получения непрерывного образования — продолженияобучения и переобучения, позволяющая людям реагировать на сигналы динамичноразвивающейся экономики и изменения конъюнктуры рынка труда. Для достиженияэтих целей может потребоваться проведение реформы не только учрежденийпрофессионального обучения, но и общего образования, чтобы все учащиеся,независимо от способностей, проходили обучение по соответствующим учебнымпрограммам, приобретая при этом навыки и знания, необходимые для продолженияучёбы после прохождения обязательного курса обучения, работы и непрерывногообразования.
проблемамодернизация профессия образование
Заключение
Чтоже нужно для того, чтобы общее образование в России стало более ориентированона результаты, чтобы активизировались процессы модернизации? Во-первых, необходимы стандартынового поколения. Такие стандарты помогут ориентации всей системы образования наразвитие ключевых компетентностей, знаний и навыков, необходимых обществу вусловиях современной экономики.
Во-вторых, на базестандартов нового поколения должна осуществляться разработка учебных материаловпо основным предметам (в т.ч. учебников) и методик преподавания. В этой работеможно и нужно использовать существующие прогрессивные модели (например,развивающее обучение), сложившиеся под прямым воздействием классическойроссийской педагогической психологии. Следует более глубоко отражать эти моделив учебных планах, материалах и информационных и коммуникационных ресурсах, используемыхпедагогами в повседневной работе, и обеспечить учителей вспомогательнымиметодическими материалами по их практическому использованию.
В-третьих, помимовыпускных экзаменов в школе, например ЕГЭ, должна проводиться систематическаяоценка уровня компетентности учащихся, способствующая их развитию на протяжениивсего периода обучения в школе и позволяющая на ранних стадиях определятьпроблемы и предлагать целенаправленную помощь в их решении.
В-четвертых, следуетналадить систематический сбор и анализ данных о реальных результатах идолгосрочных социальных эффектах образования. Нужно разработать болеесовершенные показатели (вместе с организациями-работодателями и учреждениямипослешкольного образования), а также инструменты их оценки (нужно использоватьболее сложные современные инструменты, чем ЕГЭ). Конечно, долгосрочные эффектыобразования зависят не только от школы, но и от социальных, экономических,демографических, культурных и географических факторов. Очевидно, при выборепоказателей следует учитывать весь этот комплекс, хотя это очень сложнаязадача.
В-пятых, важнейшейзадачей остается развитие человеческого потенциала. Нужна не косметическаяперелицовка концепций педагогического образования, а такое развитие этойсистемы, которое позволит ей готовить педагогов, ориентированных на достижениеобразовательных результатов. Педагогические работники должны уметь строитьсистему требований к результатам обучения и помогать учащимся достигатьтребуемых показателей. Для этого подготовка и повышение квалификациипедагогических работников должны быть более гибкими.
В-шестых, для повышенияответственности школы за результаты ей необходима самостоятельность в принятиирешений и реализации стратегии. Существует опасность того, что «установлениепорядка» и введение избыточного внешнего контроля качества в российскоеобразование скажутся на уникальном характере российской инновационнойпедагогики, строящейся на самостоятельности и творческих способностях учителей.Следует принять специальные меры для обеспечения поддержки и инноваций иналаживания обмена передовыми практическими методами.
Кроме этого, необходимоустранить разрыв связей профессионального образования с базовыми предприятиями.Для этого необходимо стимулирование предприятий различных форм собственностиболее непосредственного участия в подготовке кадров рабочих и специалистов.Среди высших учебных заведений необходимо активизировать конкуренцию завыполнением государственного заказа на подготовку специалистов.
Литература
1. Восемь проблем модернизациисодержания школьного образования / О.Е.Лебедев, М., 2000
2. Концепция модернизации Российскогообразования на период до 2010 года. Доклад В.М.Филиппова на заседанииПравительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)
3. Модернизация и проблемы среднего профессиональногообразования / Н.С. Веселовская, М., 2006
4. Модернизация Российского образования: достижения и уроки.Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка //Образование вдокументах, -2005. — №14.
5. Образование и проблемымодернизации. В. Г. Новиков // «Налоги. Инвестиции. Капитал» №1-2 2002.
6. Cовременная специфика развития отечественногопрофессионального образования. Философия образования. / Н. В. Наливайко, О. В.Наурузбаева 2007. № 1. C. 112-118