Департамент образования г. Москвы ГОУ Педагогический колледж №5Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
Применениесхем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальномэтапе обучения английскому языку
Выпускнаяквалификационная работа
НикитинойЛюбови Александровны
Содержание
Введение
Глава 1. Процесс формированияграмматических навыков английского языка на начальном этапе обучения
1.1 Возрастные особенности развитиямладших школьников
1.2 Этапы формирования грамматическихнавыков
1.3 Трудности овладенияграмматической стороной речи на иностранном языке
1.4 Схемы – опоры, символы и их рольв обучении английскому языку
Вывод
Глава 2. Применение символов при формированииграмматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения
2.1 Методика проведения опытно-исследовательскойработы
2.2 Диагностика уровнясформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса
2.3 Описание хода проведения опытно-исследовательскойработы
2.4 Анализ и описание достигнутыхрезультатов
Вывод
Заключение
Список литературы
Введение
Изучение иностранныхязыков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов являетсяграмматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место,это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике иправильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических формв речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Часто в школахпреподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиваниемконструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсемубежден в практической пользе того, что он делает.
Поэтому не случайна теманашей работы: « Применение схем-опор при формировании грамматических навыков умладших школьников на начальном этапе обучения английскому языку».
Актуальность исследованиязаключается в том, что усвоение грамматики вызывает много трудностей, которыеусугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числомисключений. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегдачередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. Амежду тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным,познавательным, чем, например, обучение лексике.
Грамматика имеет огромноезначение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка.Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих летпредметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Данной проблемой занималисьследующие ученые: Тимофеева В.Г., Вильнер А.Б., Пассов Е.И., Скалкин В.П.,Гальперин П.Я., BrumfitC.J., Johnson K. и др.
На данный момент остаетсяпротиворечие между теоретическими исследованиями по данной проблеме и практическимиих воплощениями в жизнь.
Это противоречиепозволило нам сформировать проблему нашегоисследования: являются лисимволы эффективным средством формирования грамматических навыков английскогоязыка на начальном этапе обучения.
Цель исследования –теоретически обосновать и практически доказать роль символов в формированииграмматических навыков английского языка у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования –процесс формирования грамматических навыков у младших школьников на начальномэтапе обучения английскому языку.
Предмет исследования –использование символов, способствующих эффективному формированию грамматическихнавыков на уроках английского языка.
Гипотеза – формированиеграмматических навыков английского языка у младших школьников будет успешнее,если в ходе обучения грамматике будут использованы символы.
Задачи:
1) Раскрыть психолого-педагогическиеосновы формирования грамматических навыков английского языка у младшихшкольников.
2) Выявить эффективныесредства формирования грамматических навыков у школьников на начальном этапеобучения английскому языку.
3) Разработать системуупражнений с применением символов для формирования грамматических навыкованглийского языка на начальном этапе.
4) Апробироватьразработанную систему упражнений на практике и проанализировать достигнутыерезультаты.
Методы исследования:теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, анализ имеющихсяпрограмм обучения; практическое наблюдение за деятельностью учащихся на уроке ивне его, беседы, анкетирование; проведение опытно-исследовательской работы направленнойна выявление исходного уровня развития грамматических навыков детей и фиксациюрезультатов, достигнутых после формирования выделенных компонентов.
Глава 1. Процессформирования грамматических навыков английского языка на начальном этапеобучения
1.1 Возрастныеособенности развития младших школьников
Младший школьный возраст- первая крупная перемена в жизни ребенка, решительные изменения в егодеятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностьюстановится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новымистановятся отношения с окружающими.
Быстро развиваетсяпсихика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения:процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процессвозбуждения. Повышается точность работы органов чувств. Познавательнаядеятельность возникает преимущественно в процессе обучения. Ребенок учитсяосознавать свою деятельность и управлять ею под руководством взрослого.
Восприятие отличаетсянеустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, “созерцательнойлюбознательностью”, ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь.Восприятие эмоционально.
Внимание непроизвольное,недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения вначальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное вниманиеразвивается с такими функциями как мотивация учения, чувство ответственности зауспех учебной деятельности.
Мышление развивается от наглядно- образного к абстрактно — логическому. Это надо использовать в обученииграмматики. Задача начальной школы — развить мышление, развить интеллект доуровня понимания причинно — следственных связей. В школьный возраст ребеноквступает с относительно слабой функцией интеллекта. Именно в школе взначительной мере развивается интеллект и здесь велика роль учителя. Мышлениеразвивается во взаимосвязи с их речью. Обучение не только расширяет словарныйзапас, но и развивает умение устно и письменно излагать свои мысли.
Память имеет попреимуществу наглядно — образный характер. Запоминается интересный, конкретный,яркий материал. Однако учителю необходимо обратить внимание на выработкусамоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, рациональной организацииучебного труда.
1.2 Этапы формирования грамматических навыков
При обучении иностраннымязыкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активныйматериал предполагает отработку для использования в продуктивных видахречевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении иаудировании. Отбор активного грамматического материала строится с учетомпринципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, атакже принципа образцовости; многие грамматические явления, необходимые дляречи, усваиваются как отдельные словоформы.
Процесс обучения активнымграмматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, изкоторых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуютпсихологическим фазам формирования навыков.
Процесс формирования грамматических навыков проходит несколько этапов.
Подготовительный этап.Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологическиподготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого началаставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их вниманиеи активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи являетсязнание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должныповторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явлениебудет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, темболее необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядныесредства и т.д. Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новымграмматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичногоумения. Показателем усвоения является безошибочность сознательносконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы [8,25].
Элементарный этап. В неговходит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкцииили формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения вупотреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы поодному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление изапоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями.Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторениедействия производится в облегченных условиях.
Показателем успешностиовладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частныхграмматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речипри выполнении грамматических действий.
На совмещающем этапепродолжается закрепление серии действий в условиях координации с другимидействиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается илиперемежается с другими средствами. В упражнениях преобладают элементытворчества, механические упражнения отходят на задний план.
Показателем достижениярезультата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использованиеотрабатываемой грамматической формы наряду с другими[9,33].
Этап систематизирующегообобщения необходим при усвоении обобщений и систематизации усвоенного припомощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит вравной мере, как упрочению активных грамматических навыков, так и обучениюнавыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении.Наглядными пособиями служат схемы и таблицы.
Последний этап –включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование иповторение их в речевых упражнениях.
1.3 Трудности овладенияграмматической стороной речи на иностранном языке
Даже послепродолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнитьформу того или иного времени, способа образования сравнительной степениприлагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основеподобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроется в действияхучителя по ознакомлению с грамматическими явлениями и их тренировке. Часто вовремя ознакомления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает илине успевает:
· Зафиксировать всеформы данного явления на доске;
· Показать нетолько утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную илиусеченную, если они возможны в данном случае;
· Сравнить формуданной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;
· Сделать учащихсяактивными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями задействиями учителя, бездумными роботами, хором повторяющими или механическизаписывающими мало значащие для них фразы.
Трудности возникают и приопределении значения и употреблении того или иного грамматического явления,поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями,свойственными данной грамматической структуре. Игнорирование речевой функциипри объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные»к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречиеи путаются с близкими по форме или значению структурами.
Для того, чтобы правильноорганизовать ознакомление с грамматической структурой и ее тренировку,предвосхитить и максимально сократить появление возможных ошибок, учительстарается проанализировать трудности, которые данное грамматическое явлениеможет представлять для учащихся.
Соловова Е.Н. [10,107]классифицирует возможные трудности при обучении грамматике с позициивозникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции.
Межъязыковая интерференция.
В любом языке приизучении грамматики выделяют морфологию и синтаксис. В морфологии изучаютразличные части речи, словообразование и т.д. Синтаксис рассматривает вопросыпостроения простых и сложных предложений, пунктуацию, прямую и косвенную речь имногое другое.
В то же время, например,при изучении раздела «Имя существительное» в русском, английском, немецком,испанском и французском языках можно найти много особенностей, свойственныхтолько одному из этих языков.
Со изучение родного ииностранного/иностранных языков неизбежно приводит к определенной межъязыковойинтерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой,что и приводит к появлению ошибок.
Внутриязыковаяинтерференция.
В изучаемом языкесуществует достаточно большое количество грамматических явлений, которыеучащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью иличастично отсутствуют в родном языке. Так, например, при изучении английскогоязыка трудно различаются учащимися временные формы глаголов, особенно формыперфекта и продолженных времен, которых нет в русском. Настоящее, будущее ипрошедшее время в английском языке может быть выражено различными временнымиформами. Для русскоязычных учащихся такое обилие временных форм, а также связанноес ними явление согласования времен не может не представлять трудностей и неспособствовать появлению ошибок.
1.4 Схемы – опоры,символы и их роль в обучении английскому языку
В методикепреподавания иностранных языков символы широко используются в обучении лексикеи грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствуетбыстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значениесимвола в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключаетсяв том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала.Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть нечто иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности,анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания. Созданиеобразно-символических форм, используемых в обучении лексике и первичнойграмматике (существительное — треугольник, модальный глагол — круг, смысловойглагол — прямоугольник и т.д.) имеет особое вспомогательное значение в раннемобучении иностранному языку, поскольку при исследовании уровня умственногоразвития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупностипоказателей, определяющих этот уровень, в первую очередь выделяется показатель развитиянаглядно-образного мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этомвозрасте. Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместноиспользовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. Налинейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных,прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости отпрохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяетпоказать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкциювопросительного.
Обучениеграмматике и формирование грамматических навыков отличается широкимиспользованием графической наглядности. В качестве примера можно указать навозможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» дляобъяснения соотнесенности временных форм. «Момент говорения» (настоящее время)обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываютсяс левой стороны шкалы (-), действия, которые совершатся в будущем, — с правой(+). Как показала практика, использование структурных формул облегчаетучащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяетнагляднее представить их существенные компоненты. Использование наглядности неисключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основекоторой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобногорода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнитьзаученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видовнавыков, а также грамматических и использовать их в речи.
Вывод
В ходе решенияпоставленных нами задач мы пришли к следующим выводам:
· в процессеформирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативностьобучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, атакже формированию учебной группы и личности отдельно;
· следует представлять сложныеграмматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;
· упражнения должны быть доступными,увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интереси мотивацию у учащихся;
· следует учитывать сочетаниефронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействованна уроке.
· При формировании грамматическихнавыков английского языка в младшей школе целесообразно использовать символы исхемы- опоры при изучении грамматических времен, а так же порядка слов впредложении.
Глава 2. Применениесимволов при формировании грамматических навыков у младших школьников наначальном этапе обучения
2.1 Методика проведенияопытно-исследовательской работы
Базой исследованияявилась школа №1241 города Москвы Центрального Административного округа. Висследовании принимали участия учащиеся 3 «А» класса.
Целью исследования былона практике убедиться в том, что символы эффективно влияют на формирование грамматическихнавыков у младших школьников. В ходе проведения опытно- исследовательскойработы предстояло решить следующие задачи:
1) изучение уровня сформированностиграмматических навыков у учащихся 3 «А» класса;
2) разработка системы упражнений сиспользованием и символов с целью повышения уровня сформированностиграмматических навыков и реализация ее на практике;
3) анализ результатов опытно-исследовательскойработы и подведение итогов;
Основным методомисследования выступил метод эксперимента, состоящий из трех этапов:констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этаповприменялись частные методы, в том числе эмпирические:
· тестирование;
· наблюдение;
· изучениепродуктов деятельности учащихся;
· изучение школьнойдокументации.
Математически-статические:
· метод регистрацииданных (таблицы)
Графические (диаграммы).
Всего было проведено 12уроков английского языка, на каждом из которых были использованы и символы. Всеэти уроки были направлены на формирование и совершенствование грамматическихнавыков.
2.2 Диагностика уровня сформированностиграмматических навыков у учащихся 3 «А» класса
Диагностикасформированности грамматических навыков проводилась в ходе констатирующегоэтапа опытно-исследовательской работы.
В связи с тем, чтоупражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников,был подобран тест, состоящий из 2 заданий: 3 вопроса, на которые нужно былодать краткий утвердительный ответ и 5 предложений, в которых нужно было выбратьправильный ответ (см. Приложение №1). Проверялись следующие грамматическиетемы: глагол в PresentSimple в 3 л. ед. числе; модальный глагол can; to be в Present Simple и Past Simple.
В зависимости от качествавыполнения теста были выделены три уровня сформированностиграмматических навыков:
Низкий — учащиеся несправились с выполнением заданий, допустили максимум ошибок, не написали ответына вопросы.
Средний — учащиесядопустили минимум ошибок, дали правильные краткие ответы к вопросам.
Высокий — учащиеся недопустили ошибок, дали правильные ответы на вопросы.
В ходе обработкиполученных данных на основе показателей сформированности грамматических навыкову учащихся были выявлены следующие уровни:
Фамилия, имя учащегося Уровни сформированности грамматических навыков низкий средний высокий 1 Войнич Артур + 2 Вовченко Ксения + 3 Вольная Елизавета + 4 Колеса Анна + 5 Разина Софья + 6 Реунин Георгий + 7 Цой Александр + 8 Цымбалова Мария +
Данные по выявлениюуровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса такжеотражены в диаграмме. (см. Приложение №2)
Из приведенных вышеданных видно, что на констатирующем этапе из восьми учащихся двое имели низкийуровень сформированности грамматических навыков, трое — средний уровень, троеучащихся – высокий уровень.
Исходя из полученныхданных и анализа трудностей, которые испытывали учащиеся при выполнении данныхзаданий, была спланирована дальнейшая работа, предполагающая применение символовдля формирования новых грамматических навыков и совершенствования ужесформированных.
2.3 Описание ходапроведения опытно-исследовательской работы
На формирующем этапеисследования было разработано и проведено 8 уроков, в течение которых приформировании грамматических навыков использовались символы, что по нашемумнению должно было способствовать совершенствованию этих навыков и преодолениютрудностей английской грамматики, связанных с порядком слов английскогопредложения; временами английского глагола и употреблением модального глагола.
В этой связи быларазработана система упражнений, которые были направлены на решение следующихзадач: избежать излишней терминологии; чередовать формы работы, которые бывызывали активность всех учащихся; сделать процесс обучения грамматике интересным,познавательным. При этом учитывались следующие требования: уровень сложностизаданий находился в зоне ближайшего развития учащихся; данные задания былипосильны всем учащимся; задания были связаны с темой урока.
На уроках учительпостепенно вводил символы, которыми заменялись члены предложений. Сначалаучитель объяснял, что каждый символ означает, и какие слова он может заменить.Для закрепления материала предлагалось представить предложения в виде модели.Когда значения символов были усвоены, задания изменились – теперь надо былосоставить предложения по заданным моделям.
/>
Напервом уроке учитель предложил детям рассказать о себе и своем друге, используямодели:
Данноезадание показало, что детям легко с ним справиться, потому что, во-первых, уних есть план, а во-вторых, слабым ученикам легче запомнить порядок слов впредложении.
Напоследующих уроках закреплялось использование времени Present Simple, сравнивая и запоминая модели-схемы:
/>
/>/> /> /> /> /> /> /> />
/> /> /> /> /> /> /> />
I live in Moscow. He lives in Kiev.
Детилегко справлялись с предложенными заданиями. Они проявляли интерес и активность(см. Приложение №5)
Припомощи схем развивались навыки монологической речи (см. Приложение №6)
Наследующем уроке учащиеся выполняли аналогичные задания, пользуясь помощьюучителя. Затем, на последующих уроках задания выполнялись ученикамисамостоятельно.
На уроках английскогоязыка мы предлагали ученикам представить грамматический материал в виде схемы.Пользоваться грамматическими таблицами, помещенными в учебниках и справочниках,разрешалось лишь тогда, когда вся работа по составлению грамматических схемпроделана самими учащимися. Часто для некоторых членов предложения ребятапридумывали символы или даже рисунки, облегчающие восприятие грамматическихвремен.
2.4 Анализ и описаниедостигнутых результатов
Для закрепленияграмматического материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычныесимволы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиесяпользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений (смПриложение №3), а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выясненопутем проведения пятиминутного теста, с которым справились все ученики (смПриложение №4) данным тестом проверялись следующие грамматические темы: глагол в present simple, в 3 ед. числе; модальный глагол can, to be в Present simple и Past simple.
Из проведённой работывидна положительная динамика: детей с низким уровнем сформированностиграмматических навыков не осталось. Число детей с высоким уровнемсформированности грамматических навыков увеличилось на одного учащегося. Ониудачно справились со всеми предложенными им заданиями. Четверо детей показалисредний уровень сформированности грамматических навыков. Таким образом, убольшинства детей повысился уровень сформированности грамматических навыков наанглийском языке. Фамилия, имя учащегося Уровни сформированности грамматических навыков низкий средний высокий 1 Войнич Артур + 2 Вовченко Ксения + 3 Вольная Елизавета + 4 Колеса Анна + 5 Разина Софья + 6 Реунин Георгий + 7 Цой Александр + 8 Цымбалова Мария +
школьник грамматический навыканглийский язык
Вывод
Подводя итог нашей опытно– исследовательской работы можно сделать вывод об эффективности использованиясимволов как средства совершенствования грамматических навыков на английскомязыке у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.
При проведении опытно –исследовательской работы мы отмечали, что использование символов активизируетдетей, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на уроке,способствует совершенствованию грамматических навыков.
Нами также было замечено,что использование символов вызывает интерес у всех учащихся, вследствие чегозаметно повышается желание детей овладеть грамматической стороной английскогоязыка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование символовна уроках английского языка на начальном этапе обучения является эффективнымсредством формирования и совершенствования грамматических навыков английскогоязыка.
школьник грамматическийнавык английский язык
Заключение
Главной целью обучения грамматикев начальной школе является овладение грамматическими навыками.
Нам хотелось на практикепроверить правильность нашего предположения о том, что применение на урокаханглийского языка в начальных классах схем-опор и символов будет благоприятновлиять на совершенствование грамматических навыков.
С целью проверкиправильности нашего предположения была организована и проведенаопытно-исследовательская работа в рамках преддипломной государственнойпрактики. Базой практики являлась школа с углублённым изучением английскогоязыка № 1241 ЦАО.
Констатирующий этап исследованияпоказал, что у 2 учащихся низкий уровень, у 3 средний и у 3 высокий уровень развитияграмматических навыков.
С целью повышения уровняразвития грамматических навыков, был организован и проведён формирующий этап опытно-исследовательскойработы с использованием схем-опор и символов, по окончании которого был сделанконтрольный тест уровня сформированности грамматических навыков учащихся. Поданным контрольного среза, четыре ученика имели средний уровень и четырепоказали высокий уровень. Таким образом, в результате проведённой работы 37,5 %повысили свой уровень развития навыков чтения.
В связи с вышеизложеннымможно сказать, что включение схем-опор и символов в уроки иностранного языкаспособствует успешному самодвижению учащихся в правильном построениипредложений и текстов английского языка, расширению и закреплению английской грамматики.
Наша гипотеза былапроверена и подтверждена на практике: формирование грамматических навыкованглийского языка у младших школьников будет успешнее, если в ходе обучениябудут использованы схемы-опоры, символы.
Мы рекомендуем учителяманглийского языка на начальном этапе обучения использовать схемы-опоры исимволы для формирования, совершенствования и развития грамматических навыковна английском языке, так как учащимся данный метод работы помогает успешноовладевать грамматикой английского языка, вовлекает всех учащихся в работу иповышает их интерес к предмету «иностранный язык».
Список литературы
1. Берман И.М. Методика обученияанглийскому языку. — М.: Высшая школа, 2002.
2. Витлин Ж.А. Современныепроблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе,2000. — № 5. – С. 22.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика. — М.:Издательский центр «Академия», 2008.-336с.
4. Гез Н.И., ЛяховицкийМ.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. –М.: Высшая школа, 1999. – 373 с.
5. Куприянова Г.В. Групповаяи самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки вшколе, 2001. — № 6.-С.120
6. Мильруд Р.П.Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки вшколе, 2002. — № 2.-С. 145
7. Миньяр-Белоручев Р.К.Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки вшколе, 2000. — № 4.-с.134
8. Миролюбова А.А. Вопросыконтроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – 112с.
9. Миролюбова А.А.,Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. –М.: Просвещение,2001.
10. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология: феномен развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 456с.
11. Немов Р.С. Психология. –Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 516 с.
12. Подласый И.П. Педагогика:Новый курс. – Уч. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002.
13. Рогова Г.В., ВерещагинаИ.Н., Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы – М.:Просвещение,2008.-223с.
14. Розенталь Д.Э., ТеленковаМ.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 2001.
15. Сергеева О.Е.Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических ипервичных грамматических умений в иностранномязыке //Иностранные языки в школе, 2002. — № 6. – С. 52.
16. Соловова Е.Н. Методикаобучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей/ Е.Н. Соловова.- 4-е изд.- М.: Просвещение,2006
17. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической сторонеустной иностранной речи //Иностранные языки в школе, 1999. — № 6.
18. Щерба Л.В. Языковая система иречевая деятельность. — Л., Лениздат, 2000
19. J.C. Richards, T.S.Rogers. Approaches and methods in Language Teaching. — Cambridge UniversityPress, 1993