Реферат
Профессии: дальнобойщик, программист,конструктор
Выполнил
Нятин Михаил Владимирович
22.03.2010
Программист
1. Что такое программирование?
ПРОГРАММИРОВАНИЕ, процесс подготовкизадач для решения их на ЭВМ, состоящий из следующих этапов: составление «планарешения» задачи в виде набора операций (алгоритмическое описание задачи); описание«плана решения» на языке программирования (составление программы); трансляцияпрограммы с языка программирования на машинный язык (в виде последовательности команд,реализация которых техническими средствами ЭВМ и есть процесс решения задачи). Программированиемназывают также раздел прикладной математики, изучающий и разрабатывающий методыи средства составления, проверки и улучшения программ для ЭВМ.
Программист — сейчас нужная профессия, потому что сейчаскак никогда развились компьютерные и информационные технологии. Работа программистаэто в основном умственная работа. А еще программист это специалист, занимающийсяразработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей. Условно программистовможно разделить на три категории: прикладные программисты занимаются разработкойпрограммного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можноотнести программистов 1С.
Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсык распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являютсясамыми редкими и высокооплачиваемыми.
Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными,такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамическиеweb-страницы и т.п. Программисты работают в офисах и везде где требуется эта работа.
Специфика профессии:
Плюсы профессии:
1. Высокий спрос на рынке,
2. Высокая заработная плата,
3. Работать можно без высшего образования,
4. Преимущественно творческая профессия.
Минусы профессии:
То, что понятно программисту, не всегда понятно пользователю,приходится многое объяснять,
Случается работать в авральном режиме,
Работа за компьютером плохо сказывается на здоровье,
И здесь находится место рутине,
Профессия накладывает отпечаток на характер.
Место работы:
Научно-исследовательские центры,
IT-компании,
Организации, которые в своей структуре подразумевают отделы программистов(или штатную единицу).
Личные качества:
Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой.Это совершенно незаменимые качества в его работе.
Программирование, бурно развивающаяся область, поэтому нужноуметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через нескольколет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться.
Умение объективно оценивать возможности технологий и их использованиев каждом конкретном случае. Чтобы не получалось так, что дрова пилятся с применениемновейших лазерных разработок.
Карьера и зарплата:
Руководитель группы программистов, IT-директор, менеджер проекта,можно перемещаться в рамках специальности, совершенствуясь профессионально.
Образование
Как основная профессиональная деятельность, программированиеиспользуется в технической и в научной областях.
Образование.
В технике выделяются средняя техническая квалификация техник-программист(ранее «программист-лаборант») и высшая техническая квалификация инженер-программист.Предметом деятельности специалистов с соответствующей квалификацией (техников иинженеров) является проектирование, разработка и производство программного обеспечения,как промышленной продукции, удовлетворяющей заданным функциональным, конструктивными технологическим требованиям (результатом деятельности является программный продукт).В России подготовка инженеров-программистов ведётся по специальностям 220400 (230105)«Программноеобеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и 351500«Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».
Предметом деятельности программистов в науке является решениезадач с применением методов прикладной математики и реализацией на ЭВМ (результатомдеятельности является полученное при помощи программы решение задачи). В Россииведётся подготовка специалистов по специальностям 010200 «Прикладная математикаи информатика» и 073000 «Прикладная математика».
Как вспомогательная деятельность, программирование в настоящеевремя используется в широчайшем круге профессий.
Самообразование.
В связи со значительным распространением в современном обществевычислительной техники и, соответственно, программирования, как рода деятельности,в настоящее время потребность в профессиональных программистах в развитых странах(в том числе в России) значительно превосходит возможности высшего образования поподготовке на соответствующих специальностях, при этом предъявляемые квалификационныетребования в бизнесе в большинстве случаев значительно у́же, чем подготовкапо специальности в вузе. В связи с этим, очень широко распространено самообразованиепрограммистов и профессиональная деятельность в области программирования без полученияформального образования по соответствующей специальности.
История.
Возникновение программирования,как рода занятий и, особенно, как профессиональной деятельности, трудно датироватьоднозначно.
Часто первым программируемым устройствомпринято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом МариЖаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможностьпрограммировать узоры на тканях при помощи перфокарт.
Первое программируемое вычислительноеустройство, Аналитическую машину, разработал Чарлз Бэббидж (но не смог её построить).19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочка великого английского поэтаДжорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программудля Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее законсохранения энергии движущейся жидкости.
В своей первой и, к сожалению,единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое число вопросов. Рядвысказанных ею общих положений (принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентныхформул с циклическими процессами вычислений) сохранили свое принципиальное значениеи для современного программирования. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейснамечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команди индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах.
Однако, ни одна из программ написанныхАдой Лавлейс, никогда так и не была запущена.
Аду Августу, графиню Лавлейс,принято считать почётным первым программистом (хотя, конечно, написание одной программы,по современным меркам, не может считаться родом занятий или профессиональной деятельностью).История сохранила её имя в названии универсального языка программирования«Ада».
Первый работающий программируемыйкомпьютер (1941 год), первые программы для него, а также (с определёнными оговорками)первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль создал немецкий инженерКонрад Цузе.
Имена людей, впервые начавшихпрофессионально выполнять работу собственно по программированию (в отрыве от наладкиаппаратуры компьютера), история не сохранила, так как поначалу программированиерассматривалось как второстепенная наладочная операция.
Профессиональный праздник:
В 2009 году официально утвержден день программиста, который ежегоднопразднуется 13 сентября (в високосный год — 12 сентября) — то есть празднованиеДня Программиста приходится на 256 день года.
Дальнобойщик
Дальнобойщик — водитель грузовика, основной вид деятельностикоторого составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальниерасстояния. Также часто именуется шофёром-дальнобойщиком. Типичным стереотипом одальнобойщиках является то, что они почти не бывают у себя дома.
Виды дальнобойщиков:
Индивидуальные предприниматели,самостоятельно подыскивающие клиентов для перевозки грузов.
Сотрудники компаний, перевозящиегрузы по заданию своего работодателя.
Общим для водителей-дальнобойщиковявляется использование ими в процессе управления автомобилем средств «Оперативнойрадиосвязи» в диапазоне частот 27 мегагерц. Во время общения водители дальнобойщикиобмениваются оперативной информацией о происшествиях и дорожной обстановке, качествеи ценах на услуги сервисов, стоянок и магазинов, о возможности и необходимости оказанияэкстренной или технической помощи. Значение частоты оперативного взаимодействияводителей дальнобойщиков 27.135 мГц, кроме Белоруссии, Польши, Украины и стран Прибалтики,в которых значение частоты 27.130 мГц.
Дальнобойщик — и призвание,и бизнес.
Профессия дальнобойщика еще с советских времен считалась трудной,но престижной и высокооплачиваемой. Особенно выделялись те водители, которые выезжализа пределы страны. Правда «избранных» было не так много — основной грузопотокна дальние расстояния проходил по железной дороге. После распада Союза ситуациякардинально изменилась — заказчикам стало выгоднее перевозить груз автомобилями:это и быстрее, и дешевле, чем по железной дороге, да и перевозимый товар доставлялсянепосредственно заказчику, минуя перевалочные пункты грузовых и железнодорожныхстанций. Настало время расцвета частных автоперевозчиков.
Что сейчас на рынке грузоперевозок?
В последнее время, по словам представителей транспортных компаний,рентабельность бизнеса автомобильных грузоперевозок неуклонно снижается. По их мнению,во всем виноваты перевозчики-одиночки и неквалифицированные посредники, которыене платят налоги и сбивают цены. А тем временем современные предприятия испытываютпотребность в высокоэффективной информационной системе поиска «груз-транспорт»и наработанных связях с надежными грузоперевозчиками.
«Рынок перенасыщен транспортными услугами, — считает советниккомпании „Совтрансавто“ Анатолий Пинсон. — Большое количество предпринимателей-одиночекработают или на льготных налоговых условиях, или скрывая доходы. Они сбивают цены,а средние и крупные компании вынуждены равняться на рыночную конъюнктуру и не подниматьцены. При этом затраты крупных и средних автопредприятий существенны: они вынужденыплатить и налоги, и зарплаты. Такая ситуация заставляет работать с минимальной прибылью».
Естественно, что долго такое положение дел длиться не может.Конъюнктура изменилась, и, как считают специалисты в области грузоперевозок, скоровыжить сможет только тот, кто будет укрупнять свой автопарк. По прогнозам, рынокподелят между собой крупные перевозчики, а частники отойдут на периферию — будутвыполнять мелкие перевозки для частных лиц. Результатом раздела рынка крупными перевозчикамиможет стать то, что свои условия будет ставить уже грузоперевозчик, а не грузоотправитель.
Трудности, которые заставляютобъединяться.
Профессия дальнобойщика не зря входит в десятку наиболее опасных.Нередко водителю приходится самостоятельно выходить из возникающих проблем. На трасседоли секунды могут решить все — чуть зазевался — и ты в кювете с разбитым дорогостоящимгрузом, и хорошо, если сам цел.
«В пути может произойти всякое, — рассказывает водитель-дальнобойщикИскандер Валеев. — Кроме технических неисправностей, бывают и неприятности с представителямивласти, с бандитами. Проблем можно избежать, соблюдая меры предосторожности: неостанавливаться на трассе, иметь все необходимые документы, двигаться в колоннетаких же большегрузов. Любителей легкой наживы колонна машин привлекает меньше,чем одинокая фура».
Среди профессиональных заболеваний дальнобойщиков лидируют гастрит,радикулит, геморрой, сердечно-сосудистые заболевания, часты инфаркты. В небольшихкомпаниях на водителя взваливают обязанности и грузчика, и экспедитора, и зачастуюслесаря-автомеханика. Как дальнобойщики отдыхают в рейсе? Обычно на спальнике, влучшем случае, припарковавшись на платной стоянке (гостиницу оплачивают редко),перекусывают в придорожном кафе. Может быть, поэтому профессия дальнобойщика возглавляетдесятку низкоквалифицированных работ, которые могут принести хорошие доходы даженачинающему водителю без высшего образования. Но и без знаний, полученных на курсахподготовки, водитель вряд ли сможет справиться с заданием, ведь часто, садясь заруль грузовика стоимостью 100 тысяч евро, дальнобойщик принимает на себя ответственностьза груз, стоимость которого порой бывает и один миллион долларов.
Стоит заметить, что основными виновниками ДТП являются начинающиеводители. Причина — в их слабой профессиональной подготовке. Однако сложившаясясистема не способна надлежащим образом поддерживать безопасность дорожного движения.Если раньше, например, на автобусы и такси сажали только водителей первого класса,опыт работы которых был не менее пяти лет, то сейчас, если человеку исполнился 21год, ему достаточно пройти четырехмесячное обучение на ускоренных курсах, чтобыполучить права категории D. Существование подобных «профессиональных курсовза минимальную плату» создает только видимость обучения. По мнению профессиональныхводителей, должна быть создана система проверок автошкол, а при выявлении нарушений- лишение лицензии. Кроме того, в повышении безопасности дорожного движения большуюроль должны играть объединения перевозчиков. Они могут разработать и внедрить системудопуска к работе на рынке как компаний, так и водителей-одиночек.
Конструктор
Инженер-конструктор — инженерная специальность. Деятельность(работа) инженера конструктора необходима для разработки и создания конечного (целевого)продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Под созданиемконечного (целевого) продукта в этом определении понимают объединение продуктов(ресурсов). Например: — сборка, монтаж, сварка, бетонирование
Функции инженера-конструктора.
Обычно конструктор получает от промышленного дизайнера и маркетологовосновную идею разработки, ожидания клиентов, и также запрашиваемые технические характеристики,что в совокупности, выраженное в согласованном документе, является техническим заданиемна разработку. После чего начинается процесс конструирования. Часто разработки должнысоответствовать возможностям производства, доступным материалам, квалификации работников,имеющейся упаковке и возможным способам доставки до потребителя.
Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественнуюбезопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например,в США может потребоваться лицензия «профессионального инженера» [4]. ВРоссии лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получитьорганизация-разработчик. Статья 4 [5] Федерального Закона N128-ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности» гласит:
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности,осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народовРоссийской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами,кроме как лицензированием.
Тем не менее это требование обычно не распространяется на разработкуустройств для внутренних потребностей производства.
В практике отечественных производств еще с советских времён принятоследующее разделение конструкторов по категориям:
без категории — выполняет простейшие работы под контролем болееопытных сотрудников.
3 категория — то же, что и без категории, кроме того выполняетчертежи простейших сборочных единиц под контролем.
2 категория — то же, что и 3 категория, кроме того разрабатываетотдельные сборочные единицы невысокой сложности.
1 категория — то же, что и 2 категория, кроме того разрабатываетузлы и агрегаты по заданию ведущего.
Ведущий — разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма,осуществляет общую координацию разработки и т.д.
Главный (генеральный) — осуществляет общее управление конструкторскимиподразделениями предприятия и координацию их действий.
Влияние САПР.
В то же время развитие компьютерных технологий (прежде всеготрёхмерной графики и математического моделирования) обусловило появления различныхСАПР — как двухмерных (например, широко известный Autodesk AutoCAD и отечественныйКомпас — График), так и трехмерных (например, Autodesk Inventor, SolidWorks, Pro/ENGINEER, Bocad-3D, CATIA, отечественные САПР Компас 3D, T-FLEX CAD). САПР размываютграницы между упомянутыми категориями «без категории», 3 и 2 ввиду очевидныхпреимуществ и возможностей, предоставляемых САПР. Например, САПР позволяют создаватьмодель детали в наглядном представлении и размещать ее в сборке, а также автоматическигенерируют чертеж по имеющейся модели детали. Подробнее о САПР см. соответствующуюстатью.
Конструкторская подготовкапроизводства.
В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов,после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующимимоделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитациюиспользуют для определения эстетических параметров, а также соответствию заданию.Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторскаяразработка изделия завершается, конструкторская документация передается в техническийархив. Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологомразрабатывают техпроцесс. Также на этом этапе начинается разработка упаковки.
Когда после многочисленных изменений прототип завершён и деталиизготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совестнос инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытномуобразцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методыконтроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимноуничтожаются. Наиболее общий используемый показатель — коэффициент производительностипроцесса Cpk. Показатель Cpk = 1.0 считается минимальным для постановки изделияв производство.
Требования к образованию.
От конструктора, как правило требуется следующее:
квалификация инженера-конструктора или опыт работы по этому направлениюнесколько лет (как правило, 2-5 лет);
знания основных («типовых») конструкций и их элементовпо тематике разработки;
знания приемов создания технологичных, экономичных и эффективныхконструкций;
знания основных технологий и способов производства.
В других странах для соискателей выдвигаются аналогичные требования:
звание бакалавра наук по конструированию в аккредитованном образовательномучреждении;
опыт или знание методов конструирования, технологии производства.
Желающие обучаться по специальности инженер-конструктор могутпосещать дополнительные занятия по аналитической геометрии, физике и моделированию.