Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.
I.1. Понятие «педагогическая технология»
I.2. Классификация педагогических технологий
I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий
Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.
II.1. Особенности формирования личности безопасного типа
II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современнойсистеме образования
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Поиск путейсовершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматриватькак содержание образования и обучения, так и технологию образовательногопроцесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форморганизации учебного процесса, применение принципиально новых средств обученияоткрывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новыетехнологии обучения.
Педагогическое мастерствоучителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальныеметоды и средства обучения в соответствии с программой и поставленнымиобразовательными задачами. Что же такое педтехнология?
Педтехнология – этосовокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набори компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Академик Б.Т.Лихачевсказал: «Педагогическая технология – это инструментарий педагогическогопроцесса»[21, C. 25].
Любая педагогическаятехнология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы,способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии.Использование современных образовательных технологий в практике обученияявляется обязательным условием интеллектуального, творческого развитияучащихся. Уже несколько лет наш колледж, как и вся система образовательныхучреждений, занимается вопросами здоровьесберегающих технологий вобразовательном процессе.
Здоровье – главноебогатство человека, и здоровье каждого из нас – это проблема каждого из нас.Гражданский долг каждого учителя – привлечение внимания к необходимости иреальной возможности сбережения здоровья в сложных социально-экономическихусловиях, пропаганда здорового образа жизни, привитие детям элементарныхпрактических навыков оказания первой медицинской помощи.
За годы учебы в школевозрастают заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органовчувств, пищеварения. На здоровье ребенка влияет неблагоприятная обстановка,социально-экономический фактор, но главным фактором является деятельностьобразовательных учреждений: нарушение режима дня, перегрузка, ограничениедвигательной активности, некачественное питание, и главное – безразличноеотношение к своему здоровью.
Тема данного исследованияактуальна, так как в настоящее время все больше обостряются противоречия междуэволюционным прошлым человека и его нынешним образом жизни:
1. Снижение двигательнойактивности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюцииорганизму выживание, с развитием гиподинамии.
2. Опасное противоречиемежду все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой намозг современного человека с возникновением перенапряжения его центральнойнервной системы, высшей нервной деятельности и психики.
3. Комфортные условиясуществования со снижением функциональных возможностей организма и развитиемдетренированности адаптационных механизмов.
4. Все болеепреобладающее значение в питании подвергшихся технологической переработкепродуктов, отличающихся отсутствием многих естественных компонентов, нарушениемприродных пищевых комплексов и наличием большого количества ненатуральных исинтезированных веществ.
5. Условияжизнедеятельности, далекие от сложившихся и существовавших в эволюции и напротяжении подавляющего времени существования человека на Земле и исключающие борьбуза существование как основное условие сохранения жизни.
Поэтому на сегодняшнийдень актуальной остается проблема здоровья и воспитания культуры здоровья впроцессе индивидуального развития личности ребенка. Возникают противоречия,которые затрагивают общепринятую систему физического воспитания детей и связаныс тем, что она:
— не учитывает конкретныхусловий детских учреждений в разных регионах России;
— не предусматриваетдифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностямии здоровьем;
— не реализуетпотребности детей в движении и др.
— слабый медицинскийконтроль за состоянием здоровья и физического развития детей (из-за нехваткиврачей и среднего медицинского персонала) также не обеспечивает должного уровнясистемы физического воспитания школьников.
Основной цельюработы в теоретическом плане является изучение закономерностей поддержанияздоровья, моделирование и достижение ЗОЖ.
В практическом плане этосвязано с разработкой мер и определением условий для сохранения и укрепленияздоровья подрастающего поколения.
Достижение поставленнойцели связано с реализацией ряда задач:
— дать понятие«педагогической технологии» и классифицировать современные педагогическиетехнологии;
— рассмотреть особенностиформирования личности безопасного типа;
— изучить сущностьздоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования;
— уточнить понятийныйаппарат валеологии;
— сохранение и укреплениездоровья человека через приобщение его к ЗОЖ.
Предметом научного исследования являетсяздоровый образ жизни.
Объектом исследования является практическиздоровый человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического,социокультурного и других аспектов существования.
В работе использованметод анализа научных работ отечественных и зарубежных ученых: Билич Г.Л.,Брехман И.И., Брег П., Вайнер В.Н., Лисицина В.П., Чумакова Б.Н., включающий всебя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье,приобщение к ЗОЖ.
Глава I. Теоретические характеристикисовременных
педагогическихтехнологий.
I.1. Понятие «педагогическаятехнология».
В последнее время впедагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии». В егопонимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология – этосовокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальныйнабор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательныхсредств; она есть организационно-методический инструментарий педагогическогопроцесса. [21, C. 26]
Педагогическая технология– это содержательная техника реализации учебного процесса [3, C. 41].
Педагогическая технология– это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [6, C. 29].
Технология обучения – этосоставная процессуальная часть дидактической системы.
Педагогическая технология– это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельностипо проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловнымобеспечением комфортных условий для учителя и учащихся [14, C. 40].
Педагогическая технология– это системный метод создания, применения и определения всего процессапреподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов иих взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [9, C. 36].
Педагогическая технологияозначает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных,инструментальных и методологических средств, используемых для достиженияпедагогических целей [13, C.3].
Понятие «педагогическаятехнология» может быть представлена тремя аспектами:
1) научным:педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающейцели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2)процессуально-описательным: описание процесса, совокупность цели, содержания,методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным:осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных,инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом,педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующейнаиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов ирегулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическаятехнология» в образовательной практике употребляется на трех иерархическисоподчиненных уровнях:
1) общепедагогическийуровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательныйпроцесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;
2) частнометодическийуровень: частопредметная педагогическая технология, совокупность методов исредств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамкаходного предмета, класса, учителя.
3) локальный (модульный)уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательногопроцесса, решение частных дидактических и воспитательных задач; технологияотдельных видов деятельности, формирования понятий, технология урока[6, C. 84 ].
Различают технологическиемикроструктуры: приемы, звенья, элементы и др.
Выстраиваясь в логическуютехнологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию.
Технологическая система –условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельныефункциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта –описание процесса в виде поэтапной последовательности действий с указаниемприменяемых средств.
I.2. Классификация педагогическихтехнологий.
В педагогической наукесуществуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотримнаиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.
Г.К. Селевкосистематизировал наиболее известные в педагогической науке и практикетехнологии и дал описание классификационных групп.
· По уровнюприменения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) илокальные (модульные) технологии.
· По философскойоснове: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические,научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.
· По ведущемуфактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личностьесть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делатьставку на какой-либо из них, считать его основным.
· По научнойконцепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские,гештальттехнологии, развивающие и др.
· По ориентации наличностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений,навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологиисаморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические(развитие творческих способностей).
· По характерусодержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские ирелигиозные, различные отраслевые[14, C. 81].
В.П. Беспалько предложенаклассификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательнойдеятельностью.
Виды технологий подидактическим системам:
— классическое лекционноеобучение (неконтролируемая деятельность учащихся);
— система «консультант»(индивидуальное, вербальное);
— обучение с помощьюучебной книги;
— компьютерное обучение;
— групповые способыобучения.
Принципиально важнойстороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательномпроцессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типовтехнологий:
— технологиясотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога иребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, даютоценки;
— технологии свободноговоспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора исамостоятельности в сфере его жизнедеятельности;
— авторитарные технологии. В которыхпедагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, аученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применениемнеоспоримых требований[3, C.119].
По категории обучающихсянаиболее важными являются:
— массовая (традиционная)технология, рассчитанная на среднего ученика;
— технологии продвинутогоуровня (углубленного изучения предметов);
— технологиикомпенсирующего обучения (поддержки);
— технологии работы сотклоняющимися.
И, наконец, технологиибольшого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций,которым в них подвергается существующая традиционная система.
Комбинированная технологияхарактеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целейобучения.
По направлениюмодернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:
· педагогическиетехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся(игровые технологии, проблемное обучение);
· природосообразные,использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессахразвития ребенка;
· альтернативные: вальдорфскаяпедагогика, технология свободного труда);
· педагогическиетехнологии на основе методического усовершенствования и дидактическогореконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц [3, C. 147].
Интересную классификациюпедагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко [21, C. 37]:
· Технологии,предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Онапредполагает:
— предметный пландействий;
— внешнеречевой пландействий;
— свернутый илисокращенный план действий, т.е. «про себя».
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе.Концептуальная основа предполагает вычленение:
— единой основы;
— сквозных идей курса;
— межпредметных идей.
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технологияпредполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например,объединение нескольких правил, определений.
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок,построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущийматериал.
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагаетраскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученикдолжен уходить с урока с проблемой.
· Технология,предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и наэмоционально-психологической основе. Предполагает созданиеэмоционально-психологического фона, на котором развертывается основноесодержание урока.
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно изправил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорийкак истинные.
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель иучащиеся выступают на равных.
· Технология,предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Этоколлективные способы обучения.
· Технологии,построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).
· Технологии,построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).
I.3. Краткий обзор современныхпедагогических технологий.
Существует множествосовременных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самыераспространенные из них.
1. Технологияличностно-ориентированного образования.
Эта технологияпредставляет собой воплощение гуманистической философии, психологии ипедагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка.Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монологак диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.Творчество является основным способом существования ребенка в пространствеличностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь иподдержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога поотношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут уучителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственнойответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностнойориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания,соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методыпсиходиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей,корректируют содержание образования [9, C. 53].
2. Игровые технологии.
Определение места и ролиигровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения вомногом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогическихигр.
Специфику игровойтехнологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры спредметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,компьютерные и с использованием ТСО.
Технология развивающихигр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит ихнабора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которыеребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Детииграют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.
Задачи дают ребенку вразличной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа,письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачиинформации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной формеответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этомзаключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технологиястроится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебногопроцесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Составление игровыхтехнологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальнойшколы.
В подростковом возрастенаблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, встремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями игры встаршем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе,стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В учебном процессеприменяются различные модификации деловых игр:
— имитационные – на занятияхимитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или егоподразделения.
— операционные – онипомогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.
— исполнение ролей –вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностейконкретного лица.
— деловой театр –разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
— психодрама исоциограмма – это «театр», но уже социально-психологический, в котором,отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другогочеловека [2, C. 19].
3. Технологияразвивающего обучения.
Впсихолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов,реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этихпринципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и втакой школе прилагалось немало усилий для его реализации.
Понятие «умственноеразвитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, чтоведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.
С первых дней своей жизниребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленнымпредшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытоми происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческихспособностей.
Основнымипсихологическими принципами развивающего обучения являются:
— проблемность обучения;
— оптимальное развитиеразличных видов мыслительной деятельности;
— индивидуализация идифференциация обучения;
— специальноеформирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственнойдеятельности;
— специальная организациямнемической деятельности [12, C.11].
Учебная деятельностьтребует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемыучебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебнойработы является основой, на которой у детей формируются учебные умения инавыки.
Существует системаучебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
· перенос усвоенныхприемов с обучающей задачей на новую;
· поиск новыхприемов учебной работы;
· управление своейучебной деятельностью;
· приемы общения.
Технологии развивающегообучения должны базироваться на результатах предварительнойпсихолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоватьсяпринципом: «главное – не навредить!».
Глава II. Реализация здоровьесберегающихтехнологий на уроках
ОБЖ.
II.1. Особенности формирования личностибезопасного типа.
Глобальные изменения, происходящиев современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новыхтехнологий, которые не только дают человечеству возможность более широкогоудовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроздля жизни и здоровья людей.
Безопасность являетсянеотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее времячеловечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенныхкатастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельствосвязано, с неумением населения предпринимать правильные действия вэкстремальных ситуациях [5, C. 16].
В России проблемабезопасности стоит чрезвычайно актуально также и в связи с особенностямиразвития страны, проводящей, по сути, революционные преобразованиягосударственной системы. Последнее десятилетие характеризуется такиминегативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения,существование значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие ввоенных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, ростнаркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде и другими.
При этом вопросыформирования личности безопасного типа выходят на первый план. Кажется, что невызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному длясебя и окружающих поведению. Эта задача должна стать ключевой при определениистратегии развития системы образования. В ее успешном разрешении заинтересованывсе субъекты образовательного процесса: личность, родители (законныепредставители), государство, общество. Однако в государственных подходах кразвитию образования эта проблема отходит на второй план. Не случайно Государственныйобразовательный стандарт содержания общего среднего образования в первом варианте(2002 год) даже не представил эту важнейшую область. И это несмотря на то, чтонеобходимость формирования основ безопасности в учреждениях образованиязаконодательно закреплена.
Проблема формированиянавыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественнойпедагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни,уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времениобусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемыразработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа всистеме образования.
Итак, личностьбезопасного типа — это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своейдеятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой,окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное началос противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и воВселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования воимя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своейРодины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни,здоровье, безопасности людей [20, C. 59].
Образовательная идеясоздания условий для формирования личности безопасного типа, способной самореализоватьсяв условиях реальной жизни, может и должна стать системообразующей идеейразвития образования сегодня.
Существенным в реализацииданного направления является направленность на сохранение каждой личности черезповышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способнойвосходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, личности,которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своимблизким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.
Все это имеют прямоеотношение к решению проблемы безопасности. Формулировка и методологическаяоценка проблемы глобальной безопасности, а также безопасности национальной иличной должна внести коррективы в ценностно-целевые приоритеты развития образования,конкретизировать содержание и направления образовательной деятельности поинтеграции, определить ступени и механизмы реализации.
Представляется, чтосистема обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолениюотрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияниенегативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это черезпередачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного,практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся;через развитие у школьников духовности, которая становится предпосылкойразвития обстоятельств самим человеком — субъектом деятельности.
Содержательно аспектформирования безопасной личности включает в себя как безопасность самойличности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так ибезопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамкахреализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебнаяинформация в учреждении образования любого типа и уровня рассматривается каксущественный для выживания человека, нации, государства и общества факт, каксущественный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи междуфактами рассматриваются как необходимые условия формирования свободногоцельного непредвзятого взгляда личности на мир -мировоззрения.
Именно такая мировоззренческая гуманистическая идея - цель, касающаясяполноценной жизненной самореализации личности, направленная на реализациюинтересов общества, государства, на сохранение личности, ее безопасность ибезопасность общества и государства, на наш взгляд, может служить одним изподходов к построению современной системы обучения и воспитания личности.
Поэтому актуальнойконцепцией современного образования становится концепция воспитанияжизнеспособных поколений, суть которой основывается на идее наличиявоспитательного пространства, мировоззренческого плюрализма, сочетанияинтересов личности и общества, служения гуманистическим ценностям.
Жизнеспособность — этоспособность выживать, не деградируя, а развиваясь. Цель воспитания сводится кформированию жизнеспособной личности, быстро приспосабливающейся к изменяющимсяусловиям, обладающей высокой духовностью, активностью, целеустремленностью.
Подготовка личностибезопасного типа должна теперь стать целью, в первую очередь, общегообразования, являющегося одним из наиболее действенных механизмов управлениямировоззрением и менталитетом человека и общества.
Принцип безопасностидолжен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет иметодологическое, и прикладное значение:
с одной стороны(методологическое) — определяет идею, дающую концептуальную основу моделиформируемой личности — личности безопасного типа;
с другой — (прикладное) — он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и не наносил вредаличности.
Необходимость системногопредставления учащихся о новой ситуации в мире, направленного на выполнениеглавного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации,требует значительного развития содержания образования. Всестороннеерассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства,затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от принциповздорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегийличности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательнойобластью, имеющей перекрестные связи практически со всеми предметамиобщеобразовательной программы.
Проблема обеспечениябезопасности жизнедеятельности личности достаточно широко рассматривалась вотечественной школе с различных методологических позиций.
Во-первых, черезформирование убеждения в необходимости здорового образа жизни, и решалась она вучебных заведениях в рамках уроков физической подготовки.
Во-вторых, значительноевнимание уделялось научной организации труда, и, прежде всего, его безопасностив процессе трудового обучения. Фрагментарные знания по этому вопросупредлагались также на уроках физики, химии, биологии и т. д. Четкая же концепцияподготовки подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в обществе насегодняшний день отсутствует.
В настоящее время ведетсябольшая научно-исследовательская и организационная работа по разработке иреализации концепции личной и национальной безопасности черезобщеобразовательную школу, учреждения педагогического образования,университеты. На основе внедрения идеи формирования личности безопасного типа,обсуждается вопрос о том, чтобы внести предметную область «Основы безопасностижизнедеятельности» в базовый учебный план как самостоятельную образовательнуюобласть, центрирующую вокруг себя различные предметные области школьногообразования.
II.2. Сущность здоровьесберегающихтехнологий, применяемых в
современной системеобразования.
Состояние здоровьяроссийских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Нагляднымпоказателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается посравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболеезначительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды,совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным всероссийскойдиспансеризации 2002 г., обнародованным в докладе о состоянии здоровья детей вРоссийской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) и опубликованным в «Медицинской газете», к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровьяувеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет — 22%, т.е.увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. Вподростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание илиявляется ребенком-инвалидом [5, С. 15].
Здоровье ребенка, егосоциально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многомопределяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средойявляется система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образованиясвязаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот периодпроисходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всюоставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторамокружающей среды.
По данным Институтавозрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторыриска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативныхвлияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАОпозволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силывлияния на здоровье учащихся:
1) стрессоваяпедагогическая тактика;
2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностямшкольников;
3) несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организацииучебного процесса;
4) недостаточнаяграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5) провалы всуществующей системе физического воспитания;
6) интенсификацияучебного процесса;
7) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8) частичное разрушениеслужб школьного медицинского контроля;
9) отсутствие системнойработы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [7, C. 181].
Таким образом,традиционная организация образовательного процесса создает у школьниковпостоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмовсаморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хроническихболезней. В результате существующая система школьного образования имеетздоровьезатратный характер.
Современное представлениео здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения ещев 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать каксостояние полного физического, душевного и социального благополучия, а нетолько как отсутствие болезней или физических дефектов». Состояние благополучия(в современном представлении качество жизни) определяется реализацией базовыхпотребностей человека. Поэтому основным критерием здоровьесберегающейнаправленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям ипсихофизиологическим возможностям ребенка.
Так, А.М. Кушнирполагает, что предметом педагогики должны быть «… закономерности зависимостиаксиоматики природного устройства человека и эффективностиучебно-воспитательных воздействий». В несоответствии образовательного процессапринципу природосообразнрсти исследователь видит причины массовой утратыздоровья российскими школьниками [9, С. 51].
Для определения базовыхпотребностей учащихся целесообразно опираться на известную модель — иерархическую пирамиду потребностей [10, C. 167]. Анализ возможностей реализации базовых потребностейребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьныефакторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогическойдеятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения отнизшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим,гуманитарным.
Физиологическиепотребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основойжизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт ипрактически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именнофизиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка,статическая поза, ведущая к гиподинамии, состояние учебного помещения и т.п.)чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.
Поэтому важнойсоставляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т.е.соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а такжеучебных режимов требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следуетотметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.
Кроме того,неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует отпедагога профилактической направленности урока: систематического включения вурок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности,снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.
После удовлетворенияфизиологических потребностей на следующей ступени находится потребность впсихологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которойсоздает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствиемежду школьными требованиями и психофизиологическими возможностями учеников,авторитарный характер взаимоотношений, «традиционная» система оценивания ит.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие,формирует у учащихся дидактогенные неврозы.
Кроме того, авторитарныйстиль воспитания создает у детей представление о самих себе как об объектахвозможных манипуляций агрессии, лишает возможности освоения конструктивных формпреодоление жизненных ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивнойсамооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы риска для всехвидов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.
Рассмотренные вышепотребности относятся к гомеостатическим, недостаточное их удовлетворениесоздает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако, качествожизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархиивысшими, «человеческими» потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребностироста». В процессе жизни человека они могут вообще не актуализироваться;однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями,которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностныйрост (вспомните, например, опыт собственной творческой деятельности).Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей общегообразования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированностиобучения.
Создание в школе условийдля реализации потребности учащихся в общении (принадлежности к группе,привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно вдиалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и междуучащимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистическогообучения [15, C. 102]. Необходимым условием учебногодиалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готовкак к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися,так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающеговзаимодействия учащихся).
Современныйкомпетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целейобразования. Цели усвоения учащимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН иморально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий дляразвития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивойпозитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения приниматьответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает, на нашвзгляд, реализацию потребности в самоактуализации (уважении к самому себе,самоосуществлении).
Изменение целей ведет кнеобходимости изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий,предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделитьсущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходеобразовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активностьучащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии,ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников [14, C. 93].
Таким образом, анализ показывает недостаточное удовлетворение базовых потребностейучащихся на современном уроке.
Кроме того, современнаяжизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблеманаркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицированиясмещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами.Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога являетсяработа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержанияпредметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.
При этом важно неупустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будетэффективной.
Итак, мы выявили какпроблемы современного урока, так и компоненты его здоровьесберегающейнаправленности:
• личностнаяориентированность;
• психологическая ифизическая безопасность;
• гигиеническаяобоснованность и профилактическая направленность;
• направленность наформирование здорового образа жизни.
Очевидно, чтопрактическая реализация каждого компонента требует отдельного основательногоразговора. Однако, эффективная профессиональная деятельность возможна толькопри условии сформированной профессиональной позиции, системы отношенийпрофессионала к какой-либо проблеме. В данном случае речь идет об отношенииучителя как к здоровью учащихся, так и к собственному здоровью. В связи с этимнеобходимо подробно остановиться на характеристике здоровьесберегающейтехнологии в современном образовательном процессе.
Здоровьесберегающаяобразовательная технология представляет собой функциональную системуорганизационных способов управления учебно-познавательной и практическойдеятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение иукрепление их здоровья [16, C. 237].
Известно, что системаподразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь иподчиненность единой цели.
В совокупность основныхэлементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:
1. Информационная — отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы,обеспечивающие реализацию цели и задач.
2. Инструментальная — отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения,классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и еегигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющаятехнологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, атакже учебно-методическое обеспечение.
3. Социальная (кадры) — кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность,готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии вобразовании.
4. Финансовая — отвечаетна вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетныепоступления, их соотношение.
5. Нормативно-правовоеобеспечение — использование государственных нормативных актов (федерального,регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведениеделопроизводства по данному направлению.
Концепцияздоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой системувзглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Онауказывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средствобучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности,психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитаниемдетей и учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющейобразовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с нейспособствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, котороеотличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского)тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновениемв существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призванаперевести деятельность в системе образования в режим творческого производствасобственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведенияв целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода кобразованию как реально гуманно-нравственной деятельности.
Методологическую основуконцепции составляют философские положения о единстве телесного,интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущностии явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическимиориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностныйподходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности иобщения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культурыи здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теорииуправления.
В научной литературесформулирован ряд важных технологических принципов, которые учитывались приразработке здоровьесберегающей системы образования:
1. Принцип единства связиэлементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ееэлементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны ивзаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двухдругих.
2. Принципдиагностичности целеполагания.
3. Принцип функциональнойполноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.
Полная реализацияздоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она охватываетодновременно все составляющие образовательной системы (информационную,инструментальную и кадровую); компоненты педагогических, психологических,медицинских, социальной среды, материально-финансового и правового обеспечения;формируются все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, вчастности, ее физической культуры; содержание воспитания представлено(изложено, изучено, освоено) только конкретными методами в конкретных условияхи формах.
4. Принцип открытостифункциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедренияи становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно бытьпонятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся иучителей, является осознанной их деятельностью.
5. Принцип объективнойоценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основеобразовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенныхошибок.
6. Принциппреемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельностина разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждойследующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения инавыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий. Причем решениецели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структурстратегиюучащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающийучебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности,обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования вкультуре здорового образа жизни.
7. Принцип вариативностисредств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающихтехнологий в образовании. Широкий спектр и разнообразие средств, методов,организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценностьобразовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы идеятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих иобеспечивающих ее.
8. Принцип оптимизации.Данный принцип требует в каждом, конкретном случае выбора наилучшего вариантаплана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающихтехнологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, созданияоптимальных условий для деятельности (учебно-материальных,санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекциидеятельности [16, C. 294].
Известно, что понятие«здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений ворганизме и состояние полного комфорта: физического, психического исоциального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. Вотношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данноеопределение можно представить в следующей конкретизации: здоровье это такоепсихофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает имдостаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, атакже адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природнойсреде.
Изэтого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должновыступать обеспечение условий физического, психического, социального идуховного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектовобразовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практическойдеятельности, основанной на научной организации труда и культуре здоровогообраза жизни личности.
Исходяиз сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристикамиздоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная ифизическая работоспособность; физическое развитие и общая физическаяподготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупностьсоциально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, аучителя — психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокаястепень ее активности, продуктивность.
Перечисленныепоказатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательногопроцесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств иизмеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогическиенаблюдения, опросы, самооценка).
Цельздоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования,которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости отсоциального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системыобразования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основелогически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательнойсистеме можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять вследующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качествасамореализующейся творческой личности и подготовить ее физически,психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянноизменяющихся условиях общества и природной среды.
Заключение
Вусловиях модернизации системы образования все более важное внимание уделяетсявнедрению новых, прогрессивных педагогических технологий. Среди известных современной педагогической науке технологий, на наш взгляд, особое местозанимают здоровьесберегающие технологии, которые успешно внедряются вдошкольных образовательных учреждениях и школах Ставропольского края.
Важнымслагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образажизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило,осуществляется учителями на уроках физической культуры и ОБЖ.
На организмребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайнеотрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушениегигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса;недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредныепривычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинскогообеспечения.
Однимиз наиболее эффективных способов противодействия этим факторам являетсяследование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояниездоровья человека больше всего — на 50% зависит от образа жизни, а остальные50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖосновная роль отводится правильно организованной двигательной активности,которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако, в определении стратегии итактики решения задач оздоровительно направленности необходимо со всейотчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно тольков том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательнойактивностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохраненияздоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильнорасслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих илиподробных принципов и правил имел в виду еще в 20-е годы Нарком здравоохраненияН. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должензаниматься физической культурой 24 часа в сутки. Для этого он должен: хотетьэто делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать своипотребности и знания в своей практической деятельности в процессесамосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система здоровьесберегающейтехнологии.
Здоровыйобраз жизни — это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил иограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья,оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровнюработоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
СтильЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями исклонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению иукреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основныекомпоненты:
— осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
— целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
— использованиеестественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованноеотношение к природе;
— активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
— деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Реализуяздоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобыздоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка.Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задачавоспитателя, учителя. Ведь главное богатство государства – это здоровье егограждан.
Литература
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.- Научно-методическое пособие. -Тула, 1993.
2. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогическойлитературе // Школьные технологии.- 2002.- № 1.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика. — 1988.
4. Боклагова С.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках
естественнонаучного цикла.-Ставрополь, 2006.
5. Доклад о состоянии здоровья детейв Российской Федерации (по
итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета.- 2003.- №30.
6. Загвязинский В.И. Теория обучения:Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Здоровьесберегающие технологии вобщеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опытприменения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: ИВФ РАО, 2002.
8. Колбанов В.В. Формированиездоровья детей в образовательном учреждении. Валеология: диагностика, средства практика обеспечения здоровьяя. Вып. 3. — Владивосток:Дальнаука, 1996.
9. Кушнир А.М. Методическийплюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001.
10. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999.
11. Методические рекомендации по.педагогической практике по основам безопасности жизнедеятельности / Сост.Боклагова С.Г., Повесина В.Н., Ситак Л.А., Шиловская Г.Е.- Железноводск, 2002.
12. Подласый И.П. Гдепомогут технологии? // Школьные технологии.-2003.-№3.
13. Подласый И.П.Учитель, рынок, технология //Школьные технологии.- 2003.- № 2.
14. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.
15. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. — Волгоград:«Перемена», 1998. .
16. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКИ, 2005.
17. Смирнов С.А.Технология как средство обучения второго поколения // Школьныетехнологии.- 2001.- № 1.
18. Советский энциклопедическийсловарь.- М.: Советская энциклопедия, 1981.
19. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Уч. пособие. Ч. 1,2.- Ставрополь: Издательство СГУ. 1997.
20. Шершнев Л.И. Курс ОБЖв Концепции национальной безопасности России. — М., 1998.
21. Шмелькова Л.В. Цель проективно-технологическая компетентность педагога //Школьные технологии.-2002.- № 4.
Приложение
Конспектурока ОБЖ.
Тема: «Ориентирование на местности».
Цели:
1. Познакомить учащихся сосновными способами ориентирования на местности.
2. формировать у учащихсяпрактические навыки ориентации на местности различными способами.
3. Воспитывать личностьбезопасного типа.
Оборудование: компасы, гномон, таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организация внимания учащихся.
-Здравствуйте, садитесь.Сегодня урок ОБЖ у вас проведу я. Мария Александровна. Тема нашего урока«Ориентирование на местности».
II. Актуализация ранее изученного.
1. Фронтальный опрос.
— Если ты заблудился влесу, что может подсказать тебе дорогу?
— Какие ты знаешь способыподачи сигналов бедствия?
2. Работа по карточкам(индивидуальный письменный опрос).
1.Какие предметыпонадобятся человеку, заблудившемуся в лесу?
2. Расшифруйте сигналымеждународного кода.
3. Индивидуальный устныйопрос.
1. Рассказать о подачасигнала костром.
2. Какие существуютправила подачи сигнала сигнальным зеркалом.
4. Микроитог поактуализации ранее изученного (Анализ и оценка ответов детей).
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя сэлементами беседы.
— Мы продолжаемзнакомиться с правилами автономного существования человека. Если нетвозможности подать сигналы бедствия, нет возможности найти дорогу, то можносориентироваться в пространстве. Зная различные способы ориентирования.
Существуют различныеспособы ориентирования в пространстве.
— Что значит,ориентироваться в пространстве? (П/о: Находить стороны горизонта).
— Какие стороны горизонтавы знаете? (П/о: север, юг, восток, запад.)
Сейчас я познакомлю вас содним из способов ориентирования в пространстве с использованием компаса.Кладете компас на ровную поверхность. Красная стрелка показывает на север, асиняя на юг. Помните, что нельзя использовать компас вблизи линийэлектропередач, во время грозы. В этих случаях показания компаса могутискажаться.
Еще одним способомориентации в пространстве является ориентация по солнцу.
Летом солнце находится наюге примерно в 12 часов дня по местному времени. Если стать к солнцу спиной, товаша тень будет указывать на север, справа будет запад, а слева восток.
Можно использовать дляориентирования в пространстве часы со стрелками.
Нужно положить часы нагоризонтальную поверхность и повернуть так, чтобы часовая стрелка быланаправлена на солнце. Угол, который образуется между часовой стрелкой и цифрой«1» на циферблате (летнее местное время) разделить пополам биссектрисой.Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будетнаходиться в той стороне, где солнце. В зимнее время определить угол междучасовой стрелкой и цифрой «12».
IV. Закрепление изученного.
1. Устный опрос.
— Какие способыориентирования вам известны?
— Как определить сторонысвета по компасу, солнцу, часам?
2. Практическаяработа.
— Определите, в какойстороне горизонта находится гора Машук.
V. Итог урока. Оценивание работыучащихся.
VI. Домашнее задание: определить в какой стороне горизонтаот школы находится ваш дом с помощью часов со стрелками.