Реферат по предмету "Педагогика"


Производственное обучение в учебных мастерских

Содержание
1.Воспитание учащихся в процессе производственного обучения. 2
2.Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения.Виды инструктирования. 3
3.Учебно-методическое обеспечение производственного обучения в учебныхмастерских. 6
4.Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретнойпрофессии. 10
5.Перечислите основные обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите вашемнение об этих обязанностях. 12
Списоклитературы… 16

1. Воспитание учащихся в процессепроизводственного обучения
Важнейшей особенностью производственного обучения каксоставной части учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся впроцессе производственного труда. Производительный труд, являясь одним изсредств обучения, призван не только решать специфические задачи обученияпрофессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи с этим особоезначение приобретает изготовление в учебных мастерских учебного заведенияизделий по заказам предприятия, индивидуальным заказам граждан и организаций.Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит отматериально-технической базы, оснащенности оборудованием, обеспеченностиматериалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качествопрофессионального образования зависит от перечня учебно-производственных работ.Перечень должен соответствовать требованиям учебных программ, уровню подготовкив соответствии с квалификационной характеристикой.
Согласно нормативным документам, подбором работ длявключения в перечень занимается мастер производственного обучения. Однако опытпоказывает, что решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно,так как необходимо создание номенклатуры изделий, обеспечение документацией,технологией, заготовками и инструментом в строго определенные сроки всоответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежныхпрофессий и финишной операции по доведению изделий до товарного образца ипоследующей реализации.
Повышение качества профессионального образования вусловиях рыночной экономики несомненно зависит от квалификации мастеровпроизводственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебногозаведения планирует и проводит мероприятия по повышению профессиональной ипедагогической квалификации инженерно-педагогических работников училища. Формыповышения квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки,научно-практические конференции, курсовая подготовка, самообразование и т. д.[1]
2. Сущность инструктирования какдеятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования
Для анализа и оценки педагогической деятельности ирезультатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеровпроизводственного обучения необходимы определенные критерии. Наиболееприемлемые критерии, позволяющие дать комплексную оценку опыта, разработаныН.М. Таланчуком:
новизна (ее уровень может быть различным — от научныхоткрытий до применения достижения науки и рационализации отдельных элементовпедагогического труда);
высокая результативность (результаты обучения ивоспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть вышемассовых показателей);
доказательность (основные показатели: достаточнаяпроверка временем, получение тех же результатов в работе различных педагогов);
стабильность опыта (результаты опыта должны бытьидентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обученияи воспитания);
преемственность (передовой опыт всегда согласуется смассовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его);
перспективность (всякое новое педагогическое явление лишьв том случае является частью педагогического опыта, если есть перспективаразвития и применения его на практике).
Используемые в производственном обучении документыписьменного инструктирования имеют две стороны:производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательностиделать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную,содержащую указания, как делать.
В зависимости от целей и периода обучения можно выделить документыписьменного инструктирования пяти видов.
В период изучения отдельных трудовых операций(операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когдау них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированыпрофессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое являетсяновым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях,инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения учащимися основными трудовыми операциями,в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когдаони отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовыхопераций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала,в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологическиекарты.
В период выполнения сложных комплексных работ, то естьотработки технологии приготовления блюд или кондитерских изделий, применяюттехнологические карты.
В любой период обучения можно применять учебные алгоритмыи карты-задания.
Карты-задания бывают различного вида.
Первый, основной вид — карта-задание – по изучениюустройства и принципа работы оборудования.
Второй вид – по фиксации трудовых действий, изучениютехнологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.
Карты – задания третьего вид — по обнаружению реальныхотклонений и нарушений от норм, правил, технологии.
Четвертый вид карты-задания – служит для выработкиконкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач,разрешения производственных ситуаций.
Пятый вид – используется для обобщения собственного опытаучащихся.
Применение письменных инструкций-заданий для изученияучащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создаетусловия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков,как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.
Применение письменных инструкций создаёт благоприятноеусловие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствуетуспешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся –будущих молодых рабочих.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессиии самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда ониимеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяетучащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям,содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея“под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия иосознанно их корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большогоразмера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группойучащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования вкачестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качествеиндивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала,формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той илииной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированногорабочего.
Документы письменного инструктирования содержат наиболеерациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий,приемов, операций. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается всочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций,рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.
Применение документации письменного инструктирования,являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, даетвозможность в значительной степени решить вопрос об эффективноминструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся впроцессе обучения.
Применение письменного инструктирования способствуетрасширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменнойинструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют ирасширяют их.
3. Учебно-методическоеобеспечение производственного обучения в учебных мастерских
Много лет российская профессиональная школа занималасьподготовкой квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйствастраны и вопрос о стандарте профессионального образования до последнего временив явном виде не возникал.
Стандарт прогрессивного образования — это совокупностьтребований к уровню, содержанию и качеству профессиональной подготовки,отраженных в соответствующих нормативных документах.
Овладение инженерно-педагогическими работниками вопросамисодержания обучения, разработка на этой основе конкретных мер, направленных наулучшение качества профессионального обучения, подготовка предложений подальнейшему совершенствованию учебно-программной документации с учетомсовременных требований к подготовке рабочих — основная цель в работеметодических комиссий[2].
Эту работу рекомендуется вести по следующим этапам:
изучение содержания новых учебных планов и программ;
применение новых учебных планов и программ;
анализ учебных планов и программ и подготовка предложенийпо их совершенствованию;
разработка рабочей учебно-программной документации(региональный и училищный компоненты) на основании типовой.[3]
1. Изучение содержания новых учебных планов и программ.
В профессиональных учебных заведениях до начала учебногогода рекомендуется провести сверку имеющейся учебно-программной документации сосписком действующих учебных планов и программ, который ежегодно рассылаетсяНаучно-методическим центром Института профессионального образования, и принятьнеобходимые меры по обеспечению учебного заведения необходимой учебно-программнойдокументацией. На заседаниях методических комиссий необходимо провести изучениесодержания новых учебных планов и программ. В процессе изучения особое вниманиенеобходимо уделить: структуре и содержанию учебных планов, особенностямсодержания учебных программ, содержанию новых и наиболее сложных тем программ,последовательности изучения тем с учетом взаимосвязи теоретического ипроизводственного обучения. В результате изучения учебно-программнойдокументации методическая комиссия:
намечает пути реализации учебно-программной документациив соответствии с требованиями федерального стандарта профессиональногообразования с учетом регионального и училищного компонентов;
намечает пути создания и совершенствованияучебно-материальной базы с целью комплексного методического обеспеченияпрофессионального обучения;
проводит выбор рациональных форм организации трудаинженерно-педагогических работников, форм и методов обучения и воспитанияучащихся.
2. Применение учебных планов и программ в учебномпроцессе.
В процессе обучения учебно-программная документациясистематически дополняется учебным материалом о попой технике, технологии новыхматериалов, прогрессивных формах и методах организации труда, внедряемых впроизводство после издания программ… Одновременно из программы следуетисключать изучение устаревших технологических процессов и оборудования, которыена предприятиях отрасли больше не применяются, устаревшие терминологию истандарты, заменяя их новыми. После рассмотрения методической комиссией, вносимыев программу коррективы утверждаются заместителем директора поучебно-производственной работе и согласуются с местными методическими органами:
выполнение учебных планов и программ;
изучение практики обучения учащихся по наиболее важным исложным темам программ;
изучение, обобщение и распространение передового опытаобучения учащихся мастерами производственного обучения и преподавателями;
создание необходимой учебно-материальной базы икомплексного методического обеспечения предметов и профессий;
оказание помощи инженерно-педагогическим работникам повопросам применения учебно-программной документации.
3. Анализ учебных планов и программ и подготовкапредложений по их совершенствованию.
Все предложения инженерно-педагогических работников посовершенствованию учебно-программной документации рассматриваются на заседанииметодической комиссии. Одобренные решением методической комиссии и утвержденныеруководством училища предложения по совершенствованию учебно-программнойдокументации направляются в учебно-методические организации профессиональногообразования.
4. Разработка рабочей учебно-программной документации паосновании типовой.
Проектирование типового учебного плана для подготовкирабочих включает в себя три этапа:
создание модели учебного плана;
составление на его основе типового учебного плана;
создание рабочих учебных планов для конкретного учебногозаведения на основе типового.
Типовая учебно-программная документация по предметуприменительно к группе профессий должна отражать основные требования к результатамобучения, которые могут быть достигнуты для получения квалификацииопределенного уровня, исходя из учебного времени, выделяемого на изучение этогопредмета в типовом учебном плане. В типовой программе обозначены требования крезультатам обучения по каждой теме раздельно по каждому уровню квалификации,выраженные в обобщенном описании общих и специальных умений, необходимых длячтения технической документации, планирования работы, в том числе подготовкирабочего места, обслуживания оборудования, выбора инструментов, результатов икачества выполненной работы, соблюдения условий безопасности труда.
Рабочая программа разрабатывается непосредственно вучебном заведении при содействии учебно-методических организацийпрофессионального образования на основании типовой и утверждается местныморганом образования.
В рабочей программе дается развернутое описаниесодержания учебного материала по каждой теме (включая перечень и содержаниеупражнений, лабораторных и практических работ) с рекомендациями по уровням егоусвоения, а также возможные межпредметные связи материала темы с другимипредметами учебного плана и предметами, изучавшимися ранее вобщеобразовательной школе[4].
4. Рабочее место учащегося.Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии
Несмотря на свою функциональную направленность, любаямастерская должна отвечать следующим требованиям:
выполнение санитарно-гигиенических требований; требованийпо ТБ, ПБ;
организация рабочих мест учащихся;
организация рабочих мест учащихся коллективногопользования;
организация рабочего места учителя;
оснащение мастерской оборудованием, инструментами,приспособлениями;
размещение и хранение учебного оборудования;
оформление интерьера (в том числе образцами работ,выполненными учителем, и выставки работ учащихся);
оснащение мастерских методическими и дидактическимиматериалами, ТСО;
наличие документации мастерской (журнал заявок длятекущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствованияучебно-материальной базы мастерской и т.д.)
Учебные мастерские – специально оборудованные помещениядля обучения подростков 14-17 лет различным видам ремесел ручными инструментамии на станках.
I. Аудитория для занятий по предмету «Художественнаяобработка дерева»
Кафедра.
Доска.
Стол учителя.
Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручныминструментом.
Выставка работ учащихся.
Место хранения незаконченных работ.
Демонстрационно-выставочная зона.
Лекционная зона.
II. Механическая мастерская.
Местная вытяжка к станкам.
Токарно-деревообрабатывающие станки.
Шлифовальный станок.
Универсальные деревообрабатывающие станки.
Заточные станки.
Сверлильный станок.
Универсальное рабочее место учащихся.
Торцово-комбинированная пила.
Струбцина.
Пресс.
Вытяжное устройство УВП-1500 П.[5]
Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений:собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихсядетей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются напервом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.
Планировка помещений предусматривает несколько функциональныхзон.
Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии ссанитарно-гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (этоотдельная, очень серьезная тема для разговора).
Рабочие места учащихся для коллективного пользованияпредполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств,санитарных зон и т.д.
Второе помещение учебных мастерских или инструментальная(лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей,материалов и инструментов.
5. Перечислите основныеобязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этихобязанностях
Основные обязанности мастера производственного обучения всельскохозяйственном техникуме
Мастер производственного обучения формирует у учащихсяпрофессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикойи программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качествовыполнения программ производственного обучения, выполнение учащимисясоответствующих работ по производству сельскохозяйственной продукции.
Обучает учащихся рациональным приемам и способамвыполнения работ, обслуживания и эксплуатации техники и оборудования, формам организациитруда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечениювысокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплиныи безопасности труда.
Ведет установленную документацию по планированию, учету иотчетности по производственному обучению, своевременно осуществляетматериально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подборучебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих местучащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности,производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременнуюподготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологическойоснастки, животных, инструкционной и технологической документации.
Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемымприемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями ккачеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда,безопасности выполнения работ и противопожарных мер.
Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам,знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствуетдостижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся вусловиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания,оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или заместителюдиректора по производству учебного хозяйства.
Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся,следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике, а также заначислением денежных сумм за работы, выполненные учащимися в процессепроизводственного обучения и практики.
Развивает у учащихся стремление к творческому отношению кработе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливаетучащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвуетв их проведении. Широко использует при обучении научно-методическиерекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно спреподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязитеоретического и производственного обучения.
Содержит в технически исправном состоянии закрепленное заним учебно-производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранностьи своевременную подготовку к занятиям. Представляет руководству техникумапредложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования,техники и активно участвует в реализации принятых предложений.
Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитываету них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических уменийи навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развиваетпознавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности вработе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурногоуровня учащихся.
Постоянно повышает профессиональную и педагогическуюквалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики,передовиков производства и использует их на учебных занятиях.
Для педагогической деятельности преподавателя, мастерапроизводственного обучения, характерны следующие результаты работы:
глубина и прочность знаний, умений и навыков учащихся;
стремление учащихся самостоятельно приобретать знания ипрактически применять их в различных условиях, творческий подход к выполнениюучебных заданий;
умение учащихся строить свои взаимоотношения вколлективе;
культура труда учащихся.
Если этого не наблюдается, то можно говорить о том, что, несмотряна то, насколько хорошо мастер знает свои обязанности, это не способствуетповышению качества учебы.

Список литературы
1.        Данилова Е. Ваше рабочее место. // Народное образование, 1997. — № 10.
2.        Дополнительное образование как средство подготовки подростка кжизненному самоопределению. // Управление, 2001 — № 45.
3.        Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.
4.        Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народноеобразование, 2003. — № 10.
5.        Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебныхмастерских. — М.: Просвещение, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.