Реферат по предмету "Педагогика"


Повышение квалификации педагогов специальных дисциплини в коммерческо-техническом техникуме

--PAGE_BREAK-- 1.3. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке
Современный человек живёт и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Если в прошлые времена принятию правильных решений мешал в основном дефицит информации, то в наши дни, напротив, помехи создаёт её избыток. Усложнившиеся социально-экономические процессы, повысившаяся уязвлённость людей со стороны внешних воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность – всё это обуславливает довольно высокие требования к выпускникам профессионально технических училищ, колледжей и средних специальных учебных заведений.

В настоящее время мы живём в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять новые и более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих кадров.

Уже сегодня в реформировании профессионального образования необходимо учитывать следующие основные тенденции:

·                   в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом – квалификацией.

·        в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и в среднем на протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять профессию. Это требует, во-первых, сломить сложившийся у нас психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодёжь должна получать такое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым.

В современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. Общая теоретическая техническая подготовка становится более необходимой, чем раньше. Современные технологии сами по себе и формы организации, позволяющие продуктивно их использовать, требуют подготовки работника иного типа, обладающего новыми навыками, высокой квалификацией, способного и готового к переменам.

Характерная для сегодняшней ситуации модернизация производства требует подготовки легко приспосабливающихся работников, готовых изменить свою профессию и степень ответственности, а значит, и способных обучиться новой профессии. Они должны быть объективно готовы справиться с новыми профессиональными функциями и способны воспринять эти изменения как нормальный режим современного производства.

Основной характеристикой педагога и мастера производственного обучения (п/о), имеющих квалификационную категорию и прошедшие различные курсы повышения квалификации, являются широкие общеобразовательные, общетехнические и профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное объяснение темы, выполнение мастером п/о сложной операций и дающие им возможность легко ориентироваться на лекциях, производственной практики и в любой новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для исполнения всё усложняющихся и изменяющихся трудовых функций.

Педагоги и мастера п/о, имеющие квалификационную категорию и прошедшие различные курсы повышения квалификации, проявляют постоянную творческую активность в труде, самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. Они могут не только работать с данным материалом, но и осваивать новое, способны переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с быстро меняющимися условиями производства. Чтобы успешно выполнять эти функции, нужно обладать техническим мышлением, элементами инженерно-технических знаний, понимать закономерность технологических процессов, знать научно-технические основы производства, отличаться творческим отношением к труду.

Важно, чтобы подготовка кадров и повышение квалификации удовлетворяла такому требованию к педагогическим работникам, как профессиональная мобильность, т. е. способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности, изучать новый материал.

В настоящее время квалифицированные рабочие готовятся в системе начального и среднего профессионального образования (НПО, СПО).

ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» осуществляют подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним образованием из числа молодёжи окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения три года. А также выпускает учащихся по специальностям: бухгалтер, коммерсант, архивовед.

На современном этапе в системе образования и профессиональной подготовки рабочих кадров осуществляется качественная перестройка, призванная привести её в соответствие с требованиями труда.

В средних профессионально-технических заведениях ведётся подготовка квалифицированных рабочих кадров с учётом потребности каждого региона и пожеланий учащихся получить избранную специальность по месту жительства.

В условиях рыночных отношений поднимается вопрос о системе непрерывного профессионального образования.

Впервые термин «непрерывное образование» был использован в Западной Европе  в конце 60-х годов. Непрерывность образования – одна из наиболее прогрессивных педагогических идей современности. Концепция непрерывного профессионального образования рассматривается как комплекс государственных и частных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев первоначального профессионального образования каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных и экономических потребностей и личностных образовательных устремлений и возможностей.

 1.4.   Нормативно-законодательная   документация повышения квалификации педагогических работников

Настоящие требования разработаны для всего процесса повышения квалификации  педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию в области своей деятельности. Квалификация специалистов подтверждается соответствующим документом об образовании.   

Требования разработаны на основе положений следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:

1.       Федеральных законов:

·       «Об образовании» от 10.07.98 № 3266-1;

·        «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ (см. приложение Б);

2.     Постановлений Правительства Российской Федерации:

·  «Об утверждении положения о лицензировании деятельности» от 07.06.2002 № 395;

·  «Об утверждении Типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» от 26.06.95 № 610;

·  «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к ним» от 27.12.95 № 13;

3.     Постановления Минтруда России «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.98. № 37.

4.     Приказов Госкомвуза России «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения государственных документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов» от 19.04.96 № 708.

Повышение квалификации специалистов проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет начиная с даты выдачи диплома, подтверждающего квалификацию в области деятельности. Повышение  квалификации должно осуществляться по программе одного образовательного учреждения.

Повышение квалификации осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы и с частичным отрывом от работы.

Повышение квалификации осуществляется по программам повышения квалификации специалистов в области деятельности, соответствующим настоящим Требованиям. Программу повышения квалификации  образовательные учреждения формируют самостоятельно  на основе примерного учебного плана программы повышения квалификации.

Программа повышения квалификации включает в себя:

— обязательные дисциплины в объёме не менее 72 часов;

— дисциплины по выбору в объёме не менее 32 часов.

Образовательные учреждения вправе самостоятельно определять дисциплины по выбору для включения их в программу повышения квалификации с целью последующей рекомендации слушателям с учётом их профессиональной специализации в области их деятельности. Прохождение обучения в рамках одной дисциплины по выбору должно осуществляться в объёме не менее 8 часов.

Освоение разделов обязательных учебных дисциплин и  дисциплин по выбору завершается итоговым комплексным экзаменом.

Слушателям, прошедшим обучение в соответствии  с настоящими Требованиями, выдаётся свидетельство о повышении квалификации государственного образца, которое является документом, подтверждающим повышение квалификации в области деятельности для поставленных целей.    
Глава 2

«Анализ повышения квалификации педагогов спецдисциплин в техникуме»
 2.1 Анализ деятельности

 ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Арзамасский коммерческо-технический техникум — государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования базового уровня и находящемся в подчинении субъекта Российской Федерации — Нижегородской области.

Форма собственности: государственная.

Место нахождения техникума:

607230 Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. 9 Мая, д.6;

тел.       (83147) 4-37-22

факс.     (83147) 44-9-00

E
-
mail
:
arzrtt
.
ru
      

Учредителем является департамент образования Нижегородской области.

Техникум является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать с изображением государственного герба Российской Федерации, штампы.

Техникум обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Техникум отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств ответственность несет собственник соответствующего имущества.

В своей деятельности техникум руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными актами Российской Федерации и Нижегородской области. Типовым положением об образовательном        учреждении начального профессионального образования и среднего профессионального образования РФ. Законодательными и нормативными актами и Уставом.

Главной задачейобразовательной деятельности Техникума является создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального, среднего профессионального образования, конкретной профессии (специальности)  соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования; профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения.

Техникум обладает установленной законодательством автономностью, самостоятелен в принятии решений при осуществлении уставной деятельности

         История техникума началась 19 сентября 1972 года было открыто профессионально-техническое училище №69 по подготовке квалифицированных кадров для Арзамасского завода автомобильных запасных частей по 15 различным специальностям.

В 1991 году училище преобразовано в Высшее профессиональное училище и получило наименование Арзамасский коммерческо-технический лицей.

С июня 1999 года начинает свой отсчет и история АКТТ.

Техникум реализует программы начального и среднего профессионального образования.

I
.Специальности среднего профессионального образования:
080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). 080302 Коммерция (по отраслям). 032002 Документационное обеспечение управления и архивоведение. 151001 Технология машиностроения 150411 Монтаж техническая эксплуатация промышленного оборудования 140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического обслуживания 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
II
. Профессии начального профессионального образования:
Автомеханик. Радиомеханик; электромонтер. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Станочник (металлообработка).


Создана современная учебно-материальная база и условия для плодотворной учебы, отдыха и развития производственно-коммерческой деятельности:

ü       два учебных корпуса; 8 учебных мастерских;

ü       26 кабинетов и лабораторий, включая 4 компьютерных класса, имеется выход в Интернет во всех кабинетах;

ü       станочный парк, состоящий из 161 единицы различного оборудования;

ü       общежитие;

ü       спортивный и актовый зал;

ü       мини-завод по сборке автомобилей марки «ГАЗ»;

ü       учебно-производственный комплекс «Престиж»;

ü       библиотека с читальным залом; музей.

Обучение и воспитание студентов и учащихся осуществляет коллектив инженерно-педагогических работников:

ü     37% имеют высшую квалификационную категорию;

ü     28% — первую;

ü     23% — вторую.

Среди них:

ü     Почетные звания «Заслуженный учитель РФ» имеют 3 человека; «Заслуженный мастер РФ» — 1 человек.

ü     Награждены значками «Отличник профтехобразования РФ» — 6 человек.

ü     Нагрудным знаком «Почетный работник НПО» — 5 человек.

ü       Грамотами Министерства образования РФ – 14 человек.

Техникум выпускает:

Ä     грузовые автомобили: ГАЗ –3307; ГАЗ – 3309; ГАЗ – 3302; ГАЗ – 33021

Ä     телевизоры; настольно-слесарные тиски.

Оказывает услуги:

Ä     капитальный ремонт, переоборудование автомобилей, предпродажная подготовка автомобилей;

Ä     проведение сварочно-монтажных работ;

Ä     изготовление различных съемников и приспособлений для легковых и грузовых автомобилей;

Ä     ремонт телерадиоаппаратуры.

Система  дополнительного образования техникума реализуется через занятия в 29 кружках и секциях, где занимаются 577 человек.

Арзамасский коммерческо-технический техникум является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, которое осуществляет подготовку как специалистов экономического профиля со средним профессиональным образованием так и рабочих с начальным профессиональным и повышенным уровнем начального профессионального образования.

         В структуру техникума входят:

·        очное и заочно отделение, курсы подготовки профессий, специальностей, видов деятельности:

-         водитель автотранспортных средств категории А, В, С;

         -     курсы по подготовке к ЕГЭ

·        библиотека с читальным залом,

·        учебные мастерские и лаборатории, 

·        спортивный зал, тренажерный зал, лыжная база,

·        медицинский      пункт,

·        хозяйственная часть, ангары,

·        спортивно-технический клуб «Орион»,

·        торговый центр с магазинами,

Управление техникумом строится на принципах единоначалия и самоуправления. Административное управление осуществляется директором техникума Конновым Петром Алексеевичем, заслуженным учителем РФ.

         Управление педагогическим коллективом студентов, обслуживающим персоналом осуществляется через директора по направлениям работы, заведующих отделениями, председателей цикловых комиссий, представителей студенческих коллективов на основании документов: Закона РФ «Об образовании», Устава техникума, Типового положения о среднем профессиональном учебном заведении, учебных планов, приказов, распоряжений, действующих положений и инструкций, решений совета техникума. 

         Общее руководство техникума осуществляют органы – Совет учебного заведения, педагогический совет, методический совет.

Педагогический коллектив техникума, занимающийся подготовкой специалистов, насчитывает 63 человека, из них:

·       администрация – 5 человек;

·       общая численность преподавателей насчитывает 29 чел., из них преподаватели НПО 4 чел. (показано в таблице 3), преподаватели СПО 7 человек (представлено в таблице 4) и преподаватели общеобразовательных дисциплин 18 чел. (соответствует таблице 5),

·       кроме преподавателей в техникуме есть и мастера производственного обучения 29 человек (таблица 6).

Средний возраст членов коллектива – 42 года. Большой стаж у преподавателей литературы Ледянкиной Л.И., математики Рыбаковой Н.И., истории Жбановой Н.И…

         Высшее образование имеют 95,4%, среднее профессиональное – 4,6%, обучаются в ВУЗе – 3,6%; 39 человек закончили педагогические ВУЗы, остальные являются выпускниками отраслевых ВУЗов. Кроме штатных преподавателей к работе ГАК привлекаются квалифицированные специалисты ВУЗов, техникумов, практические работники.

2.2 «Анализ организационно-управленческой структуры повышения квалификации педагогов в ГОУ СПО АКТТ»

В техникуме действует система повышения квалификации педагогов, направленная на формирование креативно-аналитического мышления.

Обучение и воспитание студентов и учащихся осуществляет коллектив инженерно-педагогических работников:

ü     37% имеют высшую квалификационную категорию;

ü     28% — первую;

ü     23% — вторую.

Среди них:

ü     Почетные звания «Заслуженный учитель РФ» имеют 3 человека; «Заслуженный мастер РФ» — 1 человек.

ü     Награждены значками «Отличник профтехобразования РФ» — 6 человек.

ü     Нагрудным знаком «Почетный работник НПО» — 5 человек.

ü     Грамотами Министерства образования РФ – 14 человек.

Развитие оптимального делового сотрудничества и поддержания позитивного климата в техникуме основано на воспитании культуры педагогического общения. Все рабочие планы учебно-методического и воспитательного характера обсуждаются педагогами коллегиально:

Ø     путём деятельного участия в курсовой, семинарской учёбе, цикловых комиссиях;

Ø     через педагогические советы и инструктивно-методические совещания;

Ø     через взаимные посещения и последующий анализ учебных занятий и внеклассных мероприятий;

Ø     через участие в работе школ передового опыта.

         Развитие и совершенствование педагогического мастерства педагогов происходит на основе систематического повышения ими квалификации через курсовую систему обучения и концептуально-методические формы работы, при условии интеграции дифференцированных знаний и формирования системы педагогических знаний, умений и навыков, их актуализации и генерализации во внутренних субъективных способностях личности педагога.

В основе повышения квалификации педагогов лежит разработанная в техникуме технология мониторинга личностных особенностей педагога, функциональной структуры деятельности, объекта профессиональной.

В зависимости от вида образовательных программ повышение квалификации подразделяется на:

— Педагогическое повышение квалификации направлено, в первую очередь, на перестройку сознания руководства и инженерно-педагогических кадров, ориентацию их на новое профессиональное  мышление основой которого является как творчество, так и ценности личности.

— Предметно-профессиональное повышение квалификации связано с углублением, совершенствованием и обновлением знаний и умений по предмету. Оно осуществляется для специалистов в области новых информационных технологий обучения для преподавателей гуманитарных и культурологических циклов, для преподавателей специальных дисциплин, а так же  для мастеров производственного обучения (стажировка). Стажировка организуется на базе специально созданных профильных кафедр института повышения квалификации, расположенных в опорных профессиональных учебных заведениях.

— Специальное повышение квалификации может быть  проведено по интегрированному учебному плану, разработанному в соответствии  с потребностями  учебных заведений или индивидуально-личностными запросами слушателей.

           Повышение квалификации может осуществляться:

— по очной, очно-заочной, заочной формам  обучения;

— на базе учебного заведения, на базе института;

— с организацией сочетания теоретических и практических занятий, а также педагогической стажировки  и производственной стажировки;

— с разными сроками обучения: от 36 час. до 288 часов по очной форме обучения  и до 600 часов по заочной форме обучения.

     Педагогические кадры ГОУ СПО АКТТ должны проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Работники должны повышать квалификацию для достижения уровня новых умений, знаний и навыков. А в процессе педагогической деятельности передавать их своим воспитанникам. Так же повышение квалификации влияет на уровень заработка педагогов. 

Система повышения квалификации в ГОУ СПО АКТТ представлена в схеме

Схема №1





Специфика профессиональной деятельности педагога профессионального обучения обусловливает повышенную значимость его профессионального роста.

Повышение квалификации является важным звеном непрерывного професси­онального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологическо­го потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста, повы­шая его конкурентоспособность на рынке труда.

Целью повышения квалификации является рост профессионализма,который может быть достигнут в процессе решения следующих задач:

•           мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры;

•           повышение компетентности: социальной, экономической, правовой, специальной, экологической и др.;

•           развитие психологических свойств, профессионально важных качеств, коррекции профессиональных форм поведения;

•           развитие аутокомпетентности (персональной компетентности) и корректировка профессионально-психологического профиля специалиста;

•           формирование социальной, профессиональной и персональной компетенции;

•                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  обеспечение условий саморазвития, самообразования и самоосуществления личности.

          Повышение профессиональной компетентности и совершенствование педагогического мастерства инженерно-педагогических работников АКТТ осуществляется в течение всего учебного года.

-         в результате участия в квалификационных испытаниях при аттестации на квалификационную категорию;

-         через участие педагогов  в педагогической конференции и педагогических чтениях;.

-         через участие преподавателей и мастеров производственного обучения на педагогических лекториях «Моделирование многомерной педагогической реальности» и в творческо-поисковых школах «Педагогические технологии на основе эффективности управления»

-         через внетехникумовские формы обучения.
Формы переподготовки и повышения квалификации в организации:

ü     Курсовая подготовка целевого назначения: изучение новых технологических процессов.

ü     Изучение опыта других работников.

ü     Обмен опытом работников.

ü     Индивидуальное обучение.

ü     Групповое обучение.

ü     Производственное обучение.

ü     Обучение в институте повышения квалификации.

ü     Обучение в аспирантуре и докторантуре.

Повышение квалификации педагогических работников способствует профессиональному росту преподавателей, повышение уровня профессионально-личностных качеств педагога, повышается разряд и следовательно увеличивается заработная плата работника, а некоторые  педагоги получают повышение по службе, например Пытяев Александр Викторович, с самого начала он был преподавателем и зав. кабинетом,  через несколько лет после очередной аттестации он стал преподавателем и председателем цикловых комиссий, в 2001 году он почётно занял пост заместителя директора по учебно-производственной работе первой категории, а спустя два года высшей категории.  

В нашем учебном заведении, как и в других, существует несколько форм организации педагогического процесса, основной формой обучения является урок. Это форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности, определённого состава педагогов и учащихся, систематически принимаемые для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и  воспитания.

Но используются и другие формы обучения:

ü     Лекция – занятие – на котором  осуществляется передача готовых знаний учащихся  через монологическую форму обучения.

ü     Семинар – самостоятельная форма предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию.

ü     Лабораторно-практические занятия – преобладает практическая деятельность студента  на основе систематично разработанных заданий в условиях лаборатории.

ü     Консультация – организация процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся.

ü     Самостоятельная работа – организация познавательной, самостоятельной деятельности.      

Показателями эффективной работы педагогического коллектива ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» являются его  выпускники: число окончивших техникум с отличием, количество золотых  медалей, получение повышенного разряда, количество человек поступивших в ВУЗы, после окончания техникума, а также число неуспевающих.

В ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» повышением квалификации занимается методический кабинет, который организует изучение инновационных методик преподавания, проведение семинаров по обмену опытом, опытно-эксперементальные работы преподавателей и студентов. Также необходимо создать условия для роста профессионального мастерства педагога. Именно для этого в первую очередь необходима действенная и эффективная работа методической службы образовательного учреждения.

Методическая служба в образовательном учреждении СПО дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулировать развитие творческого потенциала преподавателя, направленного на формирование и развитие личности студента.

Формы и методы, содержание методической работы в образовательных учреждениях определяется её целями и задачами. Формы методической работы могут быть индивидуальными и групповыми.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

·        Самообразование;

·        Творческие мастерские

К групповым формам методической деятельности относятся:

·        Работа творческих групп;

·        Школа молодого педагога;

·        Творческие семинары;

·        Семинары-практикумы;

·        Дискуссии.

2.3 Предложения по повышению квалификации
В ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» традиционная система оценок:

Устный опрос

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний поступающих по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке  необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.           

Оценка  “5”выставляется,  если  полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, студент демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; студент излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.  

 Оценка “4”выставляется,  если  студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.            

Оценка “3”выставляется, если   студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка “2”выставляется,  если  студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Письменные работы          

Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности студента. Письменная работа проверяет усвоение студентом материала темы, раздела программы изучаемого предмета; основных понятий, правил, степень самостоятельности студента, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной работы, проверяется освоение студентом основных норм современного литературного языка и орфографической грамотности. При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются  за одну ошибку. Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Первые однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.            
Оценка “5”выставляется,  если абитуриентом не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность абитуриента, отсутствие орфографических ошибок.            
Оценка “4”выставляется, если абитуриент допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.            

Оценка “3”выставляется, если абитуриент допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы

Оценка “2”выставляется, если  абитуриент допустил более 4-х ошибок.         

Проблемы оценки учебно-познавательной деятельности студентов всегда находились в центре внимания научной общественности. Обновление требований к выпускникам высших учебных заведений, внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения доказывают особую важность указанной проблемы и необходимость её исследования.

На основе анализа публикаций, посвященных проблемам реализации пятибалльной системы оценки учебной деятельности, выявлено, что данная система оценки имеет ряд существенных недостатков:

-   ориентация в основном на контроль знаний в период экзаменационных сессий;

-   учет выполненных в течение семестра лабораторных работ, семестровых заданий по принципу «зачтено» и «не зачтено» без оценки качества выполнения задания;

-   отсутствие, как правило, текущего контроля усвоения теоретического материала в течение семестра;

-   не стимулируется ритмичная работа студентов в течение семестра;

-   отсутствие духа здоровой постоянной состязательности (по результатам текущего контроля);

-   теоретические знания, усвоенные за несколько дней, отведенных на подготовку к экзамену, не являются систематичными, прочными, глубокими, поэтому быстро теряются, забываются;

-   не обеспечивается должным образом самостоятельная работа студентов над блоками, частями изучаемого материала;

-   сомнительна возможность объективной оценки преподавателем на экзамене знаний студента по всему учебному курсу;

-   разный уровень профессиональной компетентности педагогов, их индивидуально-личностные особенности, влияние на оценку межличностных отношений;

-   различия в ситуационных условиях проверки, неоднозначность выделяемых критериев оценки.

Становится очевидным, что пятибалльная система не позволяет преподавателю учесть все нюансы ответа студента на экзамене. Таким образом, в одну категорию, например, «отличников» или «хорошистов» попадают студенты, весьма существенно отличающиеся друг от друга по своим знаниям, умениям и способностям.

Наряду с традиционной пятибалльной системой оценки реализуется рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов, которая является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки позволяет определить интегративную оценку за весь период обучения по теме, предмету, циклу дисциплин.

Рейтинг –
количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой.

Рейтинговая оценка знаний студентов не нарушает существующий принцип оценки, основанный на пятибалльной системе, но существенно расширяет его возможности, способствует более точной, объективной и, что немаловажно, оперативной оценке. При этом оценка знаний каждого студента производится в своей группе, на своем курсе, по своему направлению (специальности). Таким образом, обеспечивается сопоставимость оценок. К тому же оценка производится гласно, открыто, на базе объективных критериев, устанавливаемых на основе обязательного минимума знаний, определенного государственными образовательными стандартами по направлениям и специальностям.

Рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет дать четкую, оперативную, наглядную информацию об учебно-познавательной деятельности студента как аудиторной, так и самостоятельной.

Одним из важнейших преимуществ рейтинговой системы оценки является обеспечение единых требований разными преподавателями к знаниям, умениям, навыкам студентов, установлению единых подходов к определению норм оценивания, получению своевременной информации о ритме работы каждого студента.

Технология проектирования балльно-рейтинговой системы оценки по дисциплине состоит из четырёх этапов:

Первый этапзаключается в  определении максимально полного перечня учебных действий, выполняемых студентами во время изучения дисциплины.

При изучении дисциплины студенты выполняют как аудиторную, так и самостоятельную (внеаудиторную) учебную деятельность, которая представлена следующими учебными действиями:

1.                построение древа понятий;

2.                анализ результатов научных исследований;

3.                рефлексия выполненной деятельности на занятии;

4.                обсуждение проблемных вопросов в микрогруппе;

5.                доклад о работе микрогруппы;

6.                выполнение тестовых заданий в процессе внутрисеместрового контроля;

7.                подготовка частного теоретического сообщения;

8.                проектирование отдельных элементов педагогической технологии;

9.                рецензирование теоретического сообщения;

10.            участие в вузовской конференции;

11.            участие в олимпиаде или конкурсе научных работ.

Второй этап– упорядочение выделенной последовательности учебных действий по степени выраженности оцениваемого свойства (ранжирование) путем присвоения каждому действию ранга.

Приведенный список выполняемых учебных действий студентов представляется экспертам для ранжирования, после чего составляется матрица экспертных оценок.

В результате получается ранжированный перечень учебных действий студентов в зависимости от сложности выполняемой деятельности и объёма содержания учебного материала, который необходимо изучить для того, чтобы сделать работу более качественно.

Третий этап– построение матрицы обобщенных экспертных оценок, проверка на согласованность оценок внутри группы и, если возникает необходимость, проверка на дисперсию.

Четвертый этап– присвоение каждому выделенному учебному действию определённого количества баллов. При этом необходимо учесть понижающий и повышающий диапазон баллов с целью реализации стимулирующей  функции оценки (Таблица 2).
Таблица 2
Соответствие видов деятельности и рейтинговых чисел



Учебные действия

Баллы



1)       участие в олимпиаде или конкурсе научных работ

2)       участие в вузовской конференции

3)       проектирование отдельных элементов педагогической технологии

4)       выполнение тестовых заданий в процессе внутрисеместрового контроля

5)       доклад о работе микрогруппы

6)       рецензирование теоретического сообщения

7)       обсуждение проблемных вопросов в микрогруппе

8)       рефлексия выполненной на занятии деятельности

9)       анализ учебно-методической литературы по теме

10)   построение древа понятий

11)   подготовка частного теоретического сообщения





20

15
7

от -6 до +6

4

3

3

2

2

2

1





Рейтинговая система оценки имеет ряд преимуществ:

-                    оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации студентов к учебной деятельности;

-                    формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;

-                    обеспечивает выработку у преподавателей различных дисциплин единых требований к знаниям, умениям и навыкам студентов;

-                    позволяет создать унифицированный подход к определению степени обученнности студентов, т.е. определить единые нормы оценивания знаний внутри каждого учебного предмета;

-                    расширяет возможности межпредметных и внутрипредметных связей в образовательном учреждении, что позволят согласовывать содержание обучения по специальности;

-                    повышает достоверность и, в какой-то степени, объективность оценки результативности учебно-познавательной деятельности студентов;

-                    позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью и качественно отслеживать результаты обучения.

С целью стимулирования посещения занятий студентами в начале обучения каждому присваивается 15 баллов, исходя из количества аудиторных занятий, которое предусмотрено учебным планом. В случае пропуска студентом аудиторного занятия без уважительной причины из определённого количества вычитается один балл.

При практической реализации  построенной рейтинговой шкалы оценки возможна её корректировка с целью оптимизации деятельности студентов и особенностей содержания учебной дисциплины и построения процесса обучения.

Таким образом, разработанная балльно-рейтинговая оценка деятельности студентов не нарушает существующий принцип оценки, основанный на пятибалльной системе, но существенно расширяет его возможности, способствует более точной, объективной и, что немаловажно, оперативной оценке. При этом оценка каждого студента производится в своей группе, таким образом, обеспечивается сопоставимость оценок. К тому же оценка производится гласно, открыто, на базе объективных критериев, устанавливаемых на основе обязательного минимума знаний, определенного государственным образовательным стандартом.
Глобальные изменения во всех областях жизнедеятельности человека неизбежно оказывают влияние на образовательную систему страны. При рассмотрении функций современной системы образования в рамках этих изменений обнаруживается целый пласт преобразований и в самом образовании: в его субъектах, процессах, состояниях. Ведущим мотивом всех преобразований в системе образования стал приоритет развивающейся личности.

Одним из элементов реализации личностно ориентированного обучения является балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов.

Балльно-рейтинговая система оценки за счёт использования кумулятивной (накопительной) оценки позволяет реализовать инновационные технологии обучения, повысить мотивацию студентов к учебной деятельности путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, стимулировать ритмичную учебную деятельность в течение семестра, повысить качество подготовки специалистов. Кроме этого, балльно-рейтинговая система оценки позволяет создать на занятиях партнерские взаимоотношения между педагогом и обучаемыми, обеспечить сотрудничество и субъект-субъектные отношения на рефлексивной основе.

Такаим образом я предлагаю провести эксперемент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум», в группе 231 специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».  Цель данного эксперимента – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:

1)                разработать простую в применении балльно-рейтинговую систему оценивания применительно к небольшому числу уроков;

2)                применить ее на практике в экспериментальной группе;

3)                проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами в контрольной группе и на основе этого сделать вывод.
Глава 3 Совершенствоание системы повышения квалификации педагогов
3.1. Разработка программы повышения квалификации
3.2. Содержание программы повышения квалификации по теме: «Рейтенговая система оценок»

Рейтинг— с английского rating— это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг— индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг— метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. 

Рейтинг студентов— метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых  учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система— совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Принят и такой термин — индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

1).              рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

2).              совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3).              заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

4).              интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучениясостоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системыконтроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:
1).              весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2).              по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3).              в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы педагог и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректи­рует сроки, виды и этапы раз­личных форм контроля уров­ня работы учащегося, тем самым обеспечивает возмож­ность самоуправления обра­зовательной деятельностью.

Главнаясложность при внедрении рейтинговой сис­темы контроля — значитель­ное увеличение временных затрат преподавателя на под­готовку к урокам и на допол­нительные занятия. Однако с приобретением опыта остро­та проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуаль­ного обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выби­рают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано — не сделано» или «сдано — не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких орг­выводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдав­ший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особеннос­тей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приоб­ретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то пере­ходит к изучению следующей темы, если нет, ему предсто­ит выполнение индивидуаль­ных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или час­тично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и по­вторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа — это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.
Определение максимальной рейтинговой отметки
Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету опре­деляется по формуле:

Rmах= (N/2) 5, где N — ко­личество часов, выделяемых на изучение данного предме­та. 5 — максимальное количе­ство баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов — 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успевае­мости за период обучения складывается из максималь­ных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинго­вых оценок по составляю­щим его темам (разделам).
Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.
·                   Устанавливается «ве­сомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

4).              Рассчитывается учебная успешность.
 «Контрольные точки»
Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

·                   реферат (10);

·                    составление библио­графии и аннотаций — 5 ис­точников информации по теме (3);

·                   кодирование тек­ста учебника, статьи, жур­нала (3);

·                   конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных от­ветов (3);

·                   подготовка до­полнительного материала по теме (5).

·                   Выполнение практичес­кой работы по теме (3).

·                   Решение проблемных за­дач по теме (5).

·                   Устный ответ — монолог (5).

·                   Контрольная работа по содержанию темы (10).

·                   Участие в конферен­ции: подготовка доклада, ре­цензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дис­куссии (10).

·                   Дополнительные бал­лы начисляются за изготовление раздаточного материа­ла, выполнение индивиду­альных заданий учителя, оформление средств нагляд­ности и др. (5).

·                   Штрафные баллы: откло­нение от графика и несвоевре­менная сдача работы — минус 20 баллов, отказ от устного от­вета — минус 5 баллов

Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успешности является ме­ханизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной дея­тельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информацион­ная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

·                   домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

·                   информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

·                   участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

·                   дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

·                   пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы).  Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.

Рейтинговая шкала учебной успешности использует единицы успешности – Ре. Предусмотрена система перевода оценочных баллов в единицы успешности. В зависимости от уровня успеваемости выделяют следующие уровни успеваемости наивысший, высший, высокий, средний, низкий, крайне низкий, чрезвычайно низкий.

Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.