--PAGE_BREAK--Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля (рис. 2) напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.
1.3 Средства обучения ПДД
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы), именно этот тип ТСО особенно часто используется при обучении учащихся ПДД, так как именно с помощью таких средств обучения можно наиболее наглядно объяснить ту или иную ситуацию на дороге.
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы: 1.Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.) 2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.) 3.Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).
Принципы использования средств обучения учет возрастных и психологических особенностей обучающихся гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения.
2. Методическая разработка занятий с учащимися 5-6 классов для подготовки к конкурсу «Безопасное колесо»
2.1 Программа подготовки
Статистика неумолимо свидетельствует: ежегодно в России на дорогах гибнет 23 тысячи человек, 2 тысячи из них дети в возрасте до 15 лет. В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдения их.
Эти данные показывают, насколько важной является проблема подготовки детей к безопасному участию в дорожно-транспортной среде. Только грамотное поведение юных пешеходов может служить гарантией их безопасности на дорогах.
Наряду с основным курсом обучения учащихся правилам дорожного движения в образовательных учреждениях (на тематических классных часах) большое значение имеет деятельность детских объединений в этом направлении, например, отрядов «Юных инспекторов дорожного движения». В настоящее время их потенциал остается до конца нереализованным.
Чем разнообразнее формы работы учителя по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка.
Активная, систематическая работа по формированию позитивного отношения детей и подростков к необходимости соблюдения правил дорожного движения проводится ГИБДД. Инспектора дорожного движения систематически встречаются с учителями и учениками школ города, проводят разъяснительную работу, организуют занятия по правилам дорожного движения. Итогом данной работы являются внутришкольные и городские конкурсы отрядов ЮИДД «Безопасное колесо».
В процессе обучения рекомендуется демонстрировать документальные и научно-популярные фильмы на тему «Безопасность дорожного движения», проводить экскурсии, КВН, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения велосипедистов.
В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.
1. План работы отряда ЮИДД
2. Выборы командира отряда. Распределение обязанностей. Оформление уголка отряда.
3. Помощь первоклассникам в составлении маршрутов «Школа – дом».
4. Проведение конкурса рисунков и плакатов «Дорога и дети».
5. Посвящение первоклассников в пешеходы.
6. Проведение зачетов на знание ПДД 1 – 7 классах.
7. Викторина «Знатоки ПДД» (5 -7 классы).
8. Игра по станциям для учащихся 1-4 классов «Школа пешеходов».
9. Участие в конкурсе отрядов ЮИД «Безопасное колесо».
2.1. Работа с родителями (включенность родителей в реализацию программы)
2.2. Проведение родительских собраний по тематике ПДД
2.3. Составление и распространение памяток ребенок и дорога
2.4. Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
2.5. Совместные праздники, конкурсы
Методическая работа
1. Создание методической копилки инноваций педагогов школы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов. Приложение 7.
2. Консультации для классных руководителей по проведению классных часов с использованием НИТ по следующим темам: «Маршрут школа — дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков»
Закрепление знаний по ПДД
1. Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
2. Конкурс рисунков и стенгазет «Как вести себя на дороге»;
3. Конкурс «Безопасное колесо»;
4. Праздник «Мой друг – светофор»;
5. Посвящение первоклассников в пешеходы
6. Проведение уроков по ПДД.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1.Определение направлений работы по программе
2.Составление планов работы классных руководителей, отряда ЮИДД
3.Повышения уровня компетентности педагогического коллектива школы в вопросах ПДДТТ
4.Наличие специалистов, компетентных в области ПДДТТ способных организовать работу в рамках программы
5.Создание материально-технической базы для начального этапа внедрения программы.
6.Минимальное обеспечение материально-технической базы необходимыми средствами (Плакаты, инвентарь оборудования трассы, макеты перекрестков, Уголок ПДД).
7.Практический (накопительный) этап реализации программы
8.Организация практической подготовки педагогов по вопросам использования НИТ на уроках ПДД и классных часах.
9.Проведение уроков ПДД и классных часов с использованием НИТ (интерактивная доска, слайд-презентации, видеоматериалы)
10.Создание методической копилки инноваций педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД.
11.Использование потенциала самих обучающихся через организацию деятельности отряда ЮИДД
12.Участие в конкурсе «Безопасное колесо»,
2.2 Тематический план занятий
При разработке тематического плана при подготовке к конкурсу «Безопасное колесо» мы опирались на опыт проведения данного мероприятий.
Таблица 1
Тематический план мероприятия «Безопасное колесо»
№ п/п
Наименование темы занятия
Количество часов
1
Общие обязанности велосипедиста.
2
2
Проезд перекрестков
2
3
Обязанности пешеходов
2
4
Обязанности водителей
4
5
Значение разметки на дороге для пешеходов
2
6
Классификация дорожных знаков
2
7
Как надо переходить улицу.
2
8
Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров
2
9
Переход улицы группой.
2
10
Места ожидания общественного транспорта.
2
11
Правила поведения в общественном транспорте.
2
Итог
22
2.3 Фрагмент календарно-тематического плана дисциплины
№
п/п
Тема занятия
Цели занятия
Краткое содержание
обучающая
развивающая
воспитывающая
1
2
3
4
5
6
1
Общие обязанности велосипедиста.
Дать знания об обязанностях велосипедиста на дороге.
Развивать умение конспектирования, развивать логику.
Воспитывать культуру поведения на дороге.
Основные правила для велосипедиста.
2
Общие обязанности велосипедиста.
Дать знания об обязанностях велосипедиста на дороге.
Развивать познавательный интерес, логику, мышление и активность.
Воспитывать ответственность, целеустремленность.
Основные правила для велосипедиста.
3
Проезд перекрестков.
Дать знания о проезде перекрестков.
Развивать способность конспектирования, мышление, активность
Воспитывать внимательность, ответственность.
Преимущество проезда перекрестков.
4
Проезд перекрестков.
Дать знания о проезде перекрестков.
Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.
Создание атмосферы взаимовыручки, воспитывать культуру поведения на дороге
Преимущество проезда перекрестков.
2.4 Планы-конспекты занятий
№ 1
Школа №8
Тема раздела: ”ПДД”
Дата проведения: 9.10.010.
Основные аспекты урока
Основное содержание
Цели урока:
Обучающая: Дать знания об обязанностях велосипедиста на дороге.
Развивающая: Развивать умение конспектирования, логику.
Воспитательная: Воспитывать способность следовать нормам поведения, культуру поведения на дорогах.
Оснащение урока:
ММО: План-конспект, ПДД 2010
Тип урока:
лекция
Этапы урока:
1организационный момент (5 минут)
Приветствие, постановка темы и цели урока перед учащимися.
2 Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков, для подготовки к усвоению новой темы.(15 минут)
Отмечаются способы установления логической связи нового материала с тем что дети знали.
3 Изложение нового мА материала (25 минут)
Общие обязанности велосипедистов
— Управлять велосипедом разрешается только с 14 лет.
— Велосипеды должны двигаться по крайней правой полосе в 1 ряд, возможно правее. Так же могут двигаться по обочине, если это не создает помех пешеходам.
— Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 человек. Расстояние между группами должно составлять 80-100 метров для облегчения обгона.
— Водителям велосипеда запрещается:
1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
2. Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованным надежными подножками.
3. Перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 метра по длине или ширинеза габариты, или груз мешающий управлению.
4. Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
5. Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
6. Запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа специально предназначенного для этого.
— На регулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой вне перекрестка водители велосипедов должны уступить дорогу транспортным средствам движущимся по этой дороге.
4 Подведение итогов (15 минут)
Даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Дети задают вопросы по данной теме.
Тема: Общие обязанности велосипедиста.
Класс: 5
Цель: изучить основные понятия обязанности велосипедиста.
Задачи:
1. Обучающая: углубить у детей знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения.
2. Развивающая: развивать внимательность, зрительную память.
3. Воспитывающая: Воспитание правовой культуры
Тип занятия: практический.
Обеспечение мероприятия:
1. МТО: компьютер, мультимедийный проектор
2. ДО: слайды дорожных знаков, электронный учебник по ПДД.
3. МО: план-конспект, сборник по ПДД, брошюры «Правила дорожного движения».
Структура мероприятия:
1. Организационный момент (3-5 минут)
2. Вводная часть (3-5минут)
3. Основная часть (20-25 минут)
продолжение
--PAGE_BREAK--