Реферат по предмету "Педагогика"


Подготовка учащихся 5-6 классов к конкурсу "Безопасное колесо"

Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Факультеттехнологии и предпринимательства
Кафедраобщетехнических дисциплин
Курсоваяработа
пометодике профессионального обучения
Тема:
Подготовкаучащихся 5-6 классов к конкурсу «Безопасное колесо»
Шадринск2010

Содержание
Введение
1. Методыи средства обучения ПДД в сердней школе
1.1 Общие положенияконкурса «Безопасное колесо» и этапы подготовки к конкурсу
1.2 Методы обучения ПДД
1.3 Средства обученияПДД
2.  Методическая разработка занятий с учащимися 5-6 классов дляподготовки к конкурсу «безопасное колесо»
2.1 Программаподготовки
2.2 Тематический планзанятий
2.3Фрагмент календарно-тематического план занятий
2.4Планы конспекты занятий
2.5Анализ проведенных занятий
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения

Введение
Досих пор общественность не придает должного внимания проблеме детскогодорожно-транспортного травматизма, законопослушного поведения и уважительногоотношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастныхслучаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуреповедения, как водителей транспортных средств, так и детьми. Что касаетсянарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части внеустановленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близкоидущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, играна проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правилдорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данныенарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыковповедения на дорогах и, как следствие, — неумение юных участников дорожного движенияориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Помнению начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВДРоссии В.Н. Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортноготравматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременномувыявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующихдорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети иподростки. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий,проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, с работниками отделенийпрофилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), заинтересованными лицамифедеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных,общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительногообразования, представителями средств массовой информации и общественныхобъединений.
Проблемапрофилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет ипредставителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решитьэту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется методсовместного сотрудничества вышеуказанных структур.
Профилактикадетского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении — проблема, именно поэтому создан конкурс «Безопасное колесо». В нейактуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительскойобщественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими всфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другимизаинтересованными организациями и ведомствами.
Такимобразом целью нашей курсовой работы является рассмотреть методику подготовки кмероприятию «Безопасное колесо».
Объектисследования, процесс подготовки к мероприятию «Безопасное колесо».
Длядостижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описатьобщие положения мероприятия «Безопасное колесо».
2. Рассмотретьметодику организации мероприятия «Безопасное колесо».
3. Рассмотретьсредства и методы обучения ПДД.
4. Разработатьпланы-конспекты мероприятий «Безопасное колесо».
Целью нашей курсовой работы является разработкаметодов и средств при подготовке к конкурсу «Безопасное колесо».
Для достижения этой цели необходимо решить следующиезадачи:
1. Проанализировать литературу по проблемным аспектам обучения ПДД.
2. Разработать тематический план занятий по ПДД.
3. Разработать фрагменткалендарно-тематического плана занятий по ПДД в средней школе.
4. Разработать планы-конспекты занятий.
5. Провести методическийанализ разработанного занятия.

1. Методы и средства обучения ПДД в средней школе
1.1 Общие положения конкурса «Безопасное колесо» иэтапы подготовки к конкурсу
Конкурс «Безопасное колесо» проводится в целяхпредупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечениябезопасности при перевозке детей в области с 18 мая по 18 июня проводятсяпрофилактические мероприятия «Внимание, дети!», участник должен знать названиенаиболее распространенных обезболивающих, сердечнососудистых, дезинфицирующихфармацевтических средств; виды ран и способы их обработки; виды повязок испособы их наложения; приемы остановки кровотечения и его виды; уметь оказатьпервую помощь при переломах, ожогах, обморожении, шоке и обмороке.
“Безопасное колесо” являются многоэтапнымикомандными соревнованиями, в которых выявляются знания отдельных участников,слаженность работы команды. Результат каждого участника засчитывается команде,за которую он выступает.
1. Цели соревнований: Совершенствование форм работыпо пропаганде безопасности движения. Пропаганда ПДД среди детей и подростков ипривитие им твердых навыков безопасного поведения на дороге. Развитиеинициативы педагогических коллективов и общественности в активизациидеятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Задачи соревнований: Формирование у школьниковсозидательного и ответственного отношения к вопросу личной и общественнойбезопасности в условиях дорожного движения. Закрепление учащимися знаний ПДД инавыков безопасного поведения на дорогах. Привлечение школьников к участию впропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди сверстников.Пропаганда среди учащихся физической культуры и здорового образа жизни.Выявление лучших команд.
3. Руководство соревнований: Организация, проведениеи методическое обеспечение соревнований возлагается на ЦДЮТТ “Охта”.
4. Место и сроки и проведения соревнований: Соревнованияпроводятся в 2 этапа:
I этап – «Отборочные соревнования муниципальныхобразований».
II этап – «Районный Финал».
5. Участники соревнований:
5.1. В 1 этапе соревнований может принимать участиене более 3-х команд от образовательного учреждения, входящего в данный округ.
5.2. Устная заявка (и запись в график на участие всоревнованиях) подается до определенного числа, и в установленные сроки.Письменная заявка подается в день по образцу «Единая форма заявки на ВС КТС»
5.3. Окружные соревнования считаются состоявшимися,если в них приняли участие не менее 3-х команд из разных ОУ округа.
5.4. Во II этапе районных соревнований принимаютучастие команды, занявшие 1и 2 места в своем округе (от ОУ учреждения можетпринимать участие только одна команда).
5.5. Состав одной команды для участия в соревнованиях:4 человека (2 мальчика и 2 девочки). Возраст участников с 10 до 11 лет.
5.6. К соревнованиям допускаются учащиеся, прошедшиемедицинское освидетельствование и имеющие медицинский допуск к соревнованиям.
5.7. Каждый участник имеет право выступать только втой команде, за которую он заявлен.
5.8. Все члены команды должны участвовать во всехконкурсах и видах, определенных программой для данных соревнований.
5.9. Каждую команду сопровождают представители,ответственные за работу по профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма в своей школе.
5.10. Представители отвечают за дисциплинуучастников команд, за соблюдение мер безопасности, предусмотренных на данныхсоревнованиях, за своевременную явку команды на различные этапы соревнований.
5.11. Представители обязаны выполнять все требованиясудейской коллегии и помогать ей в соблюдении распорядка соревнований.
6. Программа соревнований:
I этап – «Отборочные соревнования муниципальныхобразований»: Команды прибывают по временному графику, переодеваются вгардеробе (Сменная обувь обязательна!), проходят регистрацию, сдают заявку,получают маршрутный лист, инструктаж и в указанном порядке проходят этапы. Поокончании работы команды сдают МЛ в ГСК одевают верхнюю одежду и отбывают.Итоги вывешиваются на сайте «Движение ВС КТС» и сдаются в Отдел образования.
II этап – «Районный Финал»: Команды по приглашениюприбывают на общее построение и награждение, работают на этапах, участвуют витоговой линейке.
7. Содержание и условия станций I-го этапа – «Отборочныесоревнования муниципальных образований»:
7.1. «ПДД» (теория: Проверка знаний ПДД проводитсяпо экзаменационным билетам Всероссийского конкурса«Безопасное колесо». Билетвключает в себя 15 вопросов. КВ — 10 минут. За каждый неправильный ответ участникуначисляется 10 штрафных очков.)
7.2. «Знаки» (теория, знаки ПДД по группам). КВ — 10минут
7.3. «Велофигурка» (практика: Фигурное вождениевелосипеда в заданных условиях на качество. Спортивно-технический видсостязания. Содержание «велофигурки» определяется судейской бригадой и зависитот возможностей организаторов соревнований. За каждый неправильно выполненныйэлемент «велофигурки» начисляется 10 штрафных очков. При подсчете результатакоманды штрафные очки суммируются. КВ — 10 минут на команду. Каждая полнаяминута выхода за КВ = 10 ШБ.
7.4. «Веломастерская» (практика: необходимо провестизамену заднего колеса велосипеда. Командный зачет. КВ — 10 минут. За каждуюпросроченную минуту – 10 штрафных очков.
7.5. «Автотранспорт» (теория: Знание марокавтомобилей и технической части велосипеда и автомобиля (тест и по фото).Командный зачет). Команда отвечает на 20 вопросов. За каждый неправильный ответкоманде начисляется 1 штрафное очко. КВ 10 мин.
7.6. «Скоростная гонка» (практика: проезд дистанциина время. КВ 10 минут).
7.7. «Знатоки ПДД» (теория: компьютерноетестирование на знания проезда перекрестков. За каждый неправильный ответначисляется 10 штрафных очков. КВ – 10 мин.).
7.8. «Медико-санитарная подготовка» (теория:проверка знаний по оказанию первой медицинской помощи при ДТП проводится поспециальным экзаменационным билетам. Билет включает в себя 10 вопросов.Участник должен знать название наиболее распространенных обезболивающих,сердечнососудистых, дезинфицирующих фармацевтических средств; виды ран испособы их обработки; виды повязок и способы их наложения; приемы остановкикровотечения и его виды; уметь оказать первую помощь при переломах, ожогах,обморожении, шоке и обмороке. Знать виды искусственного дыхания, способы иприемы транспортировки пострадавшего. Время на подготовку ответов — 10 минут.По истечении отведенного времени билеты и опросные листы необходимо сдать членусудейской бригады. За каждый неправильный ответ участнику начисляется 10штрафных очков.)
7.9. «Оказание первой помощи» (практика: оказаниепомощи при травме верхней конечности — кисть).КВ 10 мин.
Внимание: 1. Возможно проведение игрового этапа«Автомозайка» и «Автобоулинг». Организаторы соревнований оставляют за собойправо на частичное изменение программы соревнований.
2. Содержание станций и условия II этапа, «РайонныйФинал», будет определён отдельно.
8. Судейство соревнований:
8.1. Судейство 1 и 2 этапов районных соревнований“Безопасное колесо” осуществляет судейская бригада, формируемая организаторами.В сумме многоборья учитываются только штрафные очки. Если команда или участникне уложились в контрольное время, то каждый нерешенный вопрос засчитывается какнеправильный.
8.2. Представители или тренеры участвующих команд немогут одновременно являться судьями муниципального и районного этаповсоревнований.
9. Необходимое снаряжение:
— Сменная обувь на каждого.
— Заявка на команду (допуск врача, печать ОУ, данныена детей, страхование на день соревнований- обязательно!).
— Бинт 5х10 – 2 шт. на команду.
— Ручку (или карандаш) на каждого.
— Эмблему команды – не менее 1 шт. (одна сдаётся прирегистрации).
10. Подведение итогов и награждение:
10.1. Победители определяются по наименьшей суммештрафных баллов, набранных командой по всем разделам программы соревнований.
10.2. Победители 1 этапа награждаются дипломами,остальные участники получают свидетельства.
10.3. Все участники 2 этапа получают дипломы.
10.4. Команды, занявшие 1, 2, 3 места награждаютсядипломами и призами (при наличии финансирования).

1.2 Методы обучения ПДД
Занятия проводятся с использованием различныхметодов. К ним относятся:
1.Словеснымметод (беседа, сообщение задач, описаниеупражнения, движения, объяснение, разбор, словесные оценки).
2.Метод демонстрации (наглядные пособия — журналы,фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
3.Метод разучивания упражнений (по элементам, почастям, в целом виде).
4.Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться навзаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности,систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Обязательно предусматривается медико-психологическоесопровождение, предполагающее:
• медицинский контроль школьных врачей (2 раза вгод);
• психолого-педагогическую диагностику школьнымпсихологом.
Календарно-тематический план обучения сраспределением по месяцам времени, отводимого на занятия, каждоеобразовательное учреждение составляет самостоятельно. В тематический план«Безопасное колесо» включен следующий материал:
1.Правила дорожного движения (60 ч):
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• правила для водителей;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2.Основы доврачебной медицинской помощи (30 ч):
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей,суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
• транспортировка при различных видах травм.
3. Основы страхования (20 ч):
• страхование граждан;
• страхование имущества.
4.ОФП (30 ч).
5. Фигурное вождение велотранспортных средств (40ч).
Результатами воспитательно-образовательнойдеятельности кружка «Безопасное колесо» являются: развитие исовершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинскойпомощи, знаний по основам страхования; разносторонняя физическая ипсихологическая подготовка учащихся. Результаты, полученные при работе по программе«Безопасное колесо»
1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиесяовладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива      .Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД
2. Приобретение знаний по технике безопасности ижизненно важным гигиеническим навыкам. Анкетирование по теоретическим знаниям иправилам техники безопасности и личной гигиены
3. Усвоение правил: дорожного движения, поведения наводе и оказания доврачебной медицинской помощи       . Проведение конкурсов,викторин по ПДД, медицине, страхованию
4. Формирование интереса к регулярным занятиямвелоспортом, повышение спортивного мастерства       4. Оценка посещаемостизанятий в велогородке, автогородке, «Школе ГАИ»; участие в районных иобластных соревнованиях «Безопасное колесо»
5. Овладение двигательными умениями и навыками,улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня. Проведениетестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физическогоуровня развития.
Полученные результаты позволяют оценивать состояниеобразовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозироватьновые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравненияисходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся погодам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставитьвозможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив вклеточку экрана самоконтроля (рис. 2) напротив своей фамилии значки красного,желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших,удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.
1.3 Средства обучения ПДД
Средства обучения — это объекты, созданныечеловеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательномпроцессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельностипедагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания иразвития.
Общепринятая современная типология подразделяетсредства обучения на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги длячтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (частоназываемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевыеобразовательные ресурсы), именно этот тип ТСО особенно часто используется приобучении учащихся ПДД, так как именно с помощью таких средств обучения можнонаиболее наглядно объяснить ту или иную ситуацию на дороге.
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмыобразовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях(Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды,модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры,гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Есть и иной подход к типологии средств обучения(Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальныеи идеальные и классифицирует их на три группы: 1.Объемные пособия (модели,коллекции, приборы, аппараты и т.п.) 2.Печатные пособия (картины, плакаты,графики, таблицы, учебники и т.п.) 3.Проекционный материал (кинофильмы,видеофильмы, слайды и т.п.)
Средства обучения наряду с живым словом педагогаявляются важным компонентом образовательного процесса и элементомучебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являяськомпонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказываютбольшое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихсяоказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения(электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а такжесредства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения ивоспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает«многосpедность») определяется информационная технология на основепpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствамиподключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяетобеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельностиобъединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представлениязвуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики,живого видео).
Принципы использования средств обучения учетвозрастных и психологических особенностей обучающихся гармоничное использованиеразнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного,целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка черезвизуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательныхцелях учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,доступности и т.д.)
Приоритет правил безопасности в использованиисредств обучения. Развитие средств обучения в современной школе (средней общейи профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появлениеинтерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники,новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет вобразовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средствобучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта«Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернетпотребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов иактуализировать весь арсенал средств обучения.

2.Методическая разработка занятий с учащимися 5-6 классов для подготовки кконкурсу «Безопасное колесо»
2.1 Программа подготовки
Статистика неумолимо свидетельствует: ежегодно вРоссии на дорогах гибнет 23 тысячи человек, 2 тысячи из них дети в возрасте до15 лет. В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличиваетсячисло дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основнымипричинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правилдорожного движения или несоблюдения их.
Эти данные показывают, насколько важной являетсяпроблема подготовки детей к безопасному участию в дорожно-транспортной среде.Только грамотное поведение юных пешеходов может служить гарантией ихбезопасности на дорогах.
Наряду с основным курсом обучения учащихся правиламдорожного движения в образовательных учреждениях (на тематических классныхчасах) большое значение имеет деятельность детских объединений в этомнаправлении, например, отрядов «Юных инспекторов дорожного движения». Внастоящее время их потенциал остается до конца нереализованным.
Чем разнообразнее формы работы учителя по обучениюдетей правилам дорожного движения и поведения на дороге, тем активнее этиправила будут входить в привычку каждого ребенка.
Активная, систематическая работа по формированиюпозитивного отношения детей и подростков к необходимости соблюдения правилдорожного движения проводится ГИБДД. Инспектора дорожного движениясистематически встречаются с учителями и учениками школ города, проводятразъяснительную работу, организуют занятия по правилам дорожного движения.Итогом данной работы являются внутришкольные и городские конкурсы отрядов ЮИДД«Безопасное колесо».
В процессе обучения рекомендуется демонстрироватьдокументальные и научно-популярные фильмы на тему «Безопасность дорожногодвижения», проводить экскурсии, КВН, викторины, конкурсы, соревнования побезопасности движения велосипедистов.
В условиях все более интенсивного дорожного движенияувеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участиемнесовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированностьучащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.
1. План работы отряда ЮИДД
2. Выборы командира отряда. Распределениеобязанностей. Оформление уголка отряда.
3. Помощь первоклассникам в составлении маршрутов«Школа – дом».
4. Проведение конкурса рисунков и плакатов «Дорога идети».
5. Посвящение первоклассников в пешеходы.
6. Проведение зачетов на знание ПДД 1 – 7 классах.
7. Викторина «Знатоки ПДД» (5 -7 классы).
8. Игра по станциям для учащихся 1-4 классов «Школапешеходов».
9. Участие в конкурсе отрядов ЮИД «Безопасноеколесо».
2.1. Работа с родителями (включенность родителей вреализацию программы)
2.2. Проведение родительских собраний по тематикеПДД
2.3. Составление и распространение памяток ребенок идорога
2.4. Привлечение специалистов из числа родителей дляпроведения мероприятий информационного характера
2.5. Совместные праздники, конкурсы
Методическая работа
1. Создание методической копилки инноваций педагоговшколы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток,контрольно-диагностических материалов. Приложение 7.
2. Консультации для классных руководителей попроведению классных часов с использованием НИТ по следующим темам: «Маршрутшкола — дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»;«Проезд перекрестков»
Закрепление знаний по ПДД
1. Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
2. Конкурс рисунков и стенгазет «Как вести себя надороге»;
3. Конкурс «Безопасное колесо»;
4. Праздник «Мой друг – светофор»;
5. Посвящение первоклассников в пешеходы
6. Проведение уроков по ПДД.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1.Определение направлений работы по программе
2.Составление планов работы классных руководителей,отряда ЮИДД
3.Повышения уровня компетентности педагогическогоколлектива школы в вопросах ПДДТТ       
4.Наличие специалистов, компетентных в области ПДДТТспособных организовать работу в рамках программы
5.Создание материально-технической базы дляначального этапа внедрения программы.       
6.Минимальное обеспечение материально-техническойбазы необходимыми средствами (Плакаты, инвентарь оборудования трассы, макетыперекрестков, Уголок ПДД).
7.Практический (накопительный) этап реализациипрограммы
8.Организация практической подготовки педагогов повопросам использования НИТ на уроках ПДД и классных часах.         
9.Проведение уроков ПДД и классных часов сиспользованием НИТ (интерактивная доска, слайд-презентации, видеоматериалы)
10.Создание методической копилки инноваций педагоговшколы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов изанятий по ПДД.        
11.Использование потенциала самих обучающихся черезорганизацию деятельности отряда ЮИДД   
12.Участие в конкурсе «Безопасное колесо»,
2.2 Тематический план занятий
При разработке тематического плана при подготовке к конкурсу«Безопасное колесо» мы опирались на опыт проведения данного мероприятий.
Таблица 1
Тематический план мероприятия «Безопасное колесо»№ п/п Наименование темы занятия Количество часов 1 Общие обязанности велосипедиста. 2 2 Проезд перекрестков 2 3 Обязанности пешеходов 2 4 Обязанности водителей 4 5 Значение разметки на дороге для пешеходов 2 6 Классификация дорожных знаков 2 7 Как надо переходить улицу. 2 8 Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров 2 9 Переход улицы группой.                                                                         2 10 Места ожидания общественного транспорта. 2 11 Правила поведения в общественном транспорте. 2   Итог 22

2.3Фрагмент календарно-тематического плана дисциплины

п/п Тема занятия Цели занятия Краткое содержание обучающая развивающая воспитывающая 1 2 3 4 5 6 1 Общие обязанности велосипедиста. Дать знания об обязанностях велосипедиста на дороге. Развивать умение конспектирования, развивать логику. Воспитывать культуру поведения на дороге. Основные правила для велосипедиста. 2 Общие обязанности велосипедиста. Дать знания об обязанностях велосипедиста на дороге. Развивать познавательный интерес, логику, мышление и активность. Воспитывать ответственность, целеустремленность. Основные правила для велосипедиста. 3 Проезд перекрестков. Дать знания о проезде перекрестков. Развивать способность конспектирования, мышление, активность Воспитывать внимательность, ответственность. Преимущество проезда перекрестков. 4 Проезд перекрестков. Дать знания о проезде перекрестков. Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания. Создание атмосферы взаимовыручки, воспитывать культуру поведения на дороге Преимущество проезда перекрестков.
2.4Планы-конспекты занятий
План- конспект занятия № 1.
№ 1
Школа №8
Тема раздела: ”ПДД”
Дата проведения: 9.10.010. Основные аспекты урока Основное содержание Цели урока:
Обучающая: Дать знания об обязанностях велосипедиста на дороге.
Развивающая: Развивать умение конспектирования, логику.
Воспитательная: Воспитывать способность следовать нормам поведения, культуру поведения на дорогах. Оснащение урока:  ММО: План-конспект, ПДД 2010 Тип урока: лекция Этапы урока: 1организационный момент (5 минут) Приветствие, постановка темы и цели урока перед учащимися. 2 Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков, для подготовки к усвоению новой темы.(15 минут) Отмечаются способы установления логической связи нового материала с тем что дети знали. 3 Изложение нового мА материала (25 минут)
Общие обязанности велосипедистов
— Управлять велосипедом разрешается только с 14 лет.
— Велосипеды должны двигаться по крайней правой полосе в 1 ряд, возможно правее. Так же могут двигаться по обочине, если это не создает помех пешеходам.
— Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 человек. Расстояние между группами должно составлять 80-100 метров для облегчения обгона.
— Водителям велосипеда запрещается:
1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
2. Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованным надежными подножками.
3. Перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 метра по длине или ширинеза габариты, или груз мешающий управлению.
4. Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
5. Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
6. Запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа специально предназначенного для этого.
— На регулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой вне перекрестка водители велосипедов должны уступить дорогу транспортным средствам движущимся по этой дороге. 4 Подведение итогов (15 минут) Даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Дети задают вопросы по данной теме.
План- конспект занятия № 2.
Тема:Общиеобязанности велосипедиста.
Класс:5
Цель:изучить основные понятия обязанности велосипедиста.
Задачи:
1. Обучающая:углубить у детей знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения.
2. Развивающая:развивать внимательность, зрительную память.
3. Воспитывающая:Воспитание правовой культуры
Типзанятия: практический.
Обеспечениемероприятия:
1. МТО:компьютер, мультимедийный проектор
2. ДО:слайды дорожных знаков, электронный учебник по ПДД.
3. МО:план-конспект, сборник по ПДД, брошюры «Правила дорожного движения».        
Структурамероприятия:
1. Организационныймомент (3-5 минут)
2. Вводнаячасть (3-5минут)
3. Основнаячасть (20-25 минут)
Игра с участниками по знакам дорожного движения
4.Заключительная часть (3-5минут)
Ходмероприятия:
1.Организационныймомент.
Приветствиеучастников мероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.
2.Вводнаячасть
Давайтевспомним что такое правила дорожного движения?
Правило— условие, которое обязательно должно выполняться всеми участниками конкретногодействия (например, игры, правописания, судебного процесса, организации,учреждения).
Следовательноправила дорожного движения (сокращенно: ПДД) — свод правил,регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а такжетехнические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечениябезопасности дорожного движения.
3.Основнаячасть
3.1Изложениетеоретического материала (рассказ, демонстрация слайдов, объяснение).
Высокийрост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах идорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневнокаждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов,а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всехучастников движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работатранспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особеннов городах с интенсивным движением, является основной причинойдорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдатьдисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всехавтомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения —закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять.
Правилаявляются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установитьпорядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населенныхпунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и навнутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территорияхпромышленных предприятий, карьеров, складов, участков лесосек. СоблюдениеПравил обязательно для всех граждан и организаций.
Лица,нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующимзаконодательством (п. 1.6. ПДД).
НастоящиеПравила введены в действие 1 июля 1994 года и включают в себя 24 раздела, вотнекоторые из них (найти в брошюре ПДД).
Общиеположения (1).
Общиеобязанности водителей (2).
Обязанностипешеходов (4).
Обязанностипассажиров (5).
Сигналысветофора и регулировщика (6).
Дополнительныетребования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также погонуживотных (24).
Болееподробно останавливаюсь на разделе 1. «Общие положения» (провожу в видеаукциона (вопрос-ответ)).
Особоевнимание уделяю следующим терминам:
Участникдорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процесседвижения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Водитель»— лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий подороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравниваетсяобучающий вождению.
«Пешеход»— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее наней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидныхколясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки,тележку, детскую или инвалидную коляски.
«Пешеходныйпереход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или)разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. Приотсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием междузнаками 5.16.1 и 5.16.2 (научить учащихся ориентироваться в цифровомобозначении).
Повторимтермин «Дорога», на данном занятии они должны усвоить различие между проезжейчастью, полосой движения и разделительной полосой.
Дорогавключает в себя одну или несколько проезжих частей. «Разделительная полоса» —конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, ине предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средстви пешеходов. Разделительной полосой может быть бетонный бордюр с газоном,ограждение… «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части,обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную длядвижения автомобилей в один ряд. Проезжая часть поделена на полосы движения, амежду собой они отделены разделительной полосой.
Разъясняютермины «Стоянка» и «Остановка», выделяю принципиальные различия и нахожусоответствующие им знаки.
КПравилам дорожного движения есть приложения № 1 «Дорожные знаки» и № 2«Дорожная разметка и ее характеристики».
Болееподробно необходимо остановиться на дорожных знаках. Вспомнить, на какие группыони делятся.
3.2Игра с участниками по знакам дорожного движения.
Показываюдорожный знак, ученик объясняет, к какой группе знаков он относится и чтообозначает. Можно пользоваться брошюрой ПДД, чтобы лучше в ней ориентироватьсяи развивать зрительную память на дорожные знаки. Данное задание превращаю вигру. Тому, кто дал правильный ответ, начисляется очко. Выигрывает, набравшийнаибольшее количество правильных ответов. По результатам игры раздаются призы.Если ученики хорошо ориентируются в брошюре и в дорожных знаках, то наследующем этапе предлагаю игру «Знаток дорожных знаков».
Настоле все знаки перемешаны. Команда из нескольких учеников выбирает знакиопределенной группы (группу знаков можно определить по жеребьевке) и закрепляетих на стенде. Выигрывает команда, выполнившая задание.
4.Заключительнаячасть
Делаютсявыводы по содержанию мероприятия, его проведению.
План-конспект занятия № 3
Тема:Правила проезда нерегулируемых перекрестков
Цель:Изучить основы правил проезда перекрестков.
Задачи:
1. Обучающая:Формирование знаний правил проезда регулируемых перекрёстков и умениеприменения знаний на практике
2. Развивающая:Развитие у учащихся внимания, логического мышления, навыков анализироватьситуацию.
3. Воспитывающая:Воспитание правовой культуры
Типзанятия: лекция
Обеспечениезанятия:
1. МТО:компьютер, мультимедийный проектор.
2. ДО:Плакат «Проезд нерегулируемых перекрестков», карточки с тестовыми заданиями потеме «Проезд нерегулируемых перекрестков», электронный учебник по ПДД.
3. МО:план-конспект урока, сборник по ПДД
Структуразанятия:
1. Организационныймомент (2-3 минуты)
2. Повторениепройденного материала (13-15 минут)
3. Сообщениенового материала (25 минут)
4. Закреплениематериала (35 минут)
5. Подведениеитогов (5 минут)
Ходурока:
1. Организационныймомент
2. Повторениепройденного материала.
3. Сообщениенового материала
Нерегулируемыеперекрёстки (параграф 13 электронного учебника по ПДД)
1. Наперекрёстке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегосяпо второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам,приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.На таких перекрёстках трамвай имеет преимущество перед безрельсовымитранспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении поравнозначной дороге, независимо от направления его движения.
2. Вслучае, когда главная дорога на перекрёстке меняет направление, водители,движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правиламипроезда перекрёстков равнозначных дорог. Этими же правилами должныруководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
3. Наперекрёстке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средстваобязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим жеправилам должны руководствоваться между собой водители трамваев. На такихперекрёстках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортнымисредствами независимо от направления его движения.
4. Приповороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средстваобязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначнойдороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилам должныруководствоваться между собой водители трамваев.
5. Есливодитель не может определить наличие покрытия на дороге (тёмное время суток,грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, чтонаходится на второстепенной дороге.
4.Закрепление материала (решение ситуаций).
— Переходим к практической части.
Делениекласса на группы, работа по карточкам (приложение 2).
1. Подведение итогов
Делаютсявыводы по содержанию предмета, его проведению.
Сообщаютсяи комментируются оценки.
Обсуждениедомашнего задания.
Д/з:Повторить правила проезда перекрёстков

2.5 Анализ проведенных занятий
Явыбрал для методического анализа занятие 1 по теме «Общие обязанностивелосипедиста». Данное занятие играет важную роль в подготовке учащихся кконкурсу «Безопасное колесо», потому как часто остальные участники дорожногодвижения забывают о велосипедистах как о полноправных участников дорожногодвижения. Тема «Общие обязанности велосипедиста» изучается уже после основныхправил и ее понимание, во многом возможно только при наличии прочных знаний попредыдущим темам. Тип урока был определен как лекционное занятие, что соответствуетметодике обучения в общеобразовательных учереждениях. При подготовке к занятиюбыли учтены:
— особенности психических процессов учащихся, внимания и его устойчивости(преподаватель использовал такие приемы, как рассказ, объяснение, демонстрациюнаглядных пособий, в частности, презентации, конспектирование, и чередовал их сучетом наиболее эффективного восприятия их учащимися),
— особенности мышления учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебныхзаведений.
Структуразанятия включала в себя основные этапы, соответствующие структурекомбинированного занятия в средне — профессиональных учебных заведениях иотвечающего задачам и требованиям занятия (организационный этап — изучениенового материала — закрепление материала — заключительный этап).
Приизложении материала преподаватель учитывал принципы наглядности, активности,посильности и научности, последовательности изложения.
Методыприменялись разнообразные, соответствующие задачам урока, типу урока,возрастным особенностям учащихся.
Из-занедавнего развития нанотехнологий, преподаватель использовал довольноограниченный запас наглядных пособий и видеофильмов.
Впроцессе занятия активно применялись технические средства обучения (компьютер),которые использовались с целью просмотра презентации. Темп, дикция иэмоциональность преподавателя были на достаточном уровне, педагог точноупотреблял научную терминологию, имел контакт с аудиторией.
Преподавательпостоянно контролировал обстановку на занятии. При этом он использовалразличные методы и средства обучения с учетом особенностей восприятияинформации учащимися, и специфику преподавания уроков ПДД в школе, направленныхна уменьшение детского дорожного травматизма.
Оформлениедоски, санитарные требования, (освещение в аудитории, климат) соблюдались, каки правила техники безопасности при работе с ТСО.
Большинствопоставленных задач на занятии были решены. Недостатком занятия можно назватьотсутствие видеофильма, недостаточная продуманность оформления доски. Востальном явных недостатков в области организации и проведения занятия ненаблюдалось.
Общая оценка занятия – 4 (хорошо).
Таблица3
Показателиуспешности занятия№ Показатели Критерии успешности Оценка в баллах 1 2 3 4 1 Оснащение занятия Оформление доски 4 Наличие ТСО 4 Наличие дидактических средств (плакатов, карточек и т.д.) 3 Средняя оценка: 4,1 2
Содержание
занятия Соответствие содержания занятия программе 4 Работа с формированием понятийного аппарата 4 Средняя оценка: 4 3 Организация занятия Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть и т.д.) 4 Готовность учителя и учащихся к занятию 5 Оценка структуры занятия и целесообразности разбивки времени на каждый этап 5 Выполнение плана занятия 5 Достижение поставленных целей занятия 5 Своевременность окончания занятия 5 Средняя оценка: 5 4
Проведение
занятия Постановка целей и мотивация учащихся, разъяснение значимости изучаемого материала 4 Логика перехода от одного этапа к другому 5 Актуализация знаний учащихся, связь нового материала с ранее изученным и имеющимся опытом 5 Средняя оценка: 4,7 5
Реализация принципов
обучения Принцип сознательности и активности 3 Принцип научности 5 Принцип доступности обучения 5 Принцип наглядности 4 Принцип систематичности и последовательности 5 Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий) 4 Принцип индивидуализации и дифференциации обучения 4 Средняя оценка: 4,3 6 Методы обучения Методы активизации познавательной деятельности 5 Выбор методов в соответствии с целями и задачами урока 5 Учет возрастных особенностей учащихся 4 Методы развития самостоятельности и творческой активности 5 Методы воспитания учащихся 4 Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный) 4 Методы организации эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.) 5 Средняя оценка: 4.6 7 Контроль Непрерывность контроля 5 Организация само- и взаимоконтроля учащихся 5 Объективность оценки 5 Учет всех критериев оценки 5 Комментирование оценки 5 Дополнительный контроль за работой отстающих учащихся 5 Средняя оценка: 5 8 Поведение преподавателя на занятии Внешний вид 5 Умение владеть коллективом 4 Речь преподавателя 4 Педагогический такт 5 Средняя оценка: 4.5 9 Работа учащихся Активность 5 Организованность 5 Дисциплинированность 5 Средняя оценка: 5 /> /> /> /> /> /> />
Полученныйграфик позволяет увидеть и оценить качество проектирования занятия, нагляднопродемонстрировать успехи и недостатки выполненной разработки.
Средняя
/>/>/>/>оценка
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 5
/>/>/> 4
/> 3
/> 2
/> 1
/> 
Показатели
Какмы видим, наиболее низкие баллы получили показатель «содержание занятия». Вомногом учащиеся освоили новый материал, но при этом можно наблюдать не совсемэффективное использование методов и средств обучения со стороны педагога.

Заключение
Длядостижения поставленной в моей курсовой работе цели, а именно, разработки методически правильной подготовки к конкурсу «Безопасноеколесо», я решал ряд задач:
— исследовал особенности и специфику подготовки к конкурсу «Безопасное колесо»;
— изучилоснову методики преподавания ПДД в 5-6 классах, а именно подготовку к конкурсу«Безопасное колесо»;
— на основе выявленных закономерностей составил календарно – тематический план и разработал планы – конспекты занятий
— провеланализ одного из занятий;
Врезультате изучения проблемы я пришел к следующим выводам:
Ежегоднона дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортныхпроисшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получаютранения и травмы. Именно поэтому важной задачей педагога является правильно научитьдетей применять знания ПДД на практике в реальных дорожных условиях на примереконкурса «Безопасное колесо».

Списокиспользованных источников
1. Ананьев,Б.Г. Человек как предмет воспитания [Текст]: избр. пед.труды. Т. 2./ Б.Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 1980. – 196 с.
2. Актуальныевопросы формирования интереса в обучении [Текст] / под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – 97 с.
3. Гуткина,Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] /Н.И. Гуткина // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 99-106.
4.  Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
5. Каджаспирова,Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Каджаспирова. – М.: Гардарики, 2007, -528с.
6. Лихачев,Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей; Юрайт,1998.- 464 с.
7. Педагогикапрофессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений /под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 368 с.
8. Поспелов,Е.М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е.М.Поспелов. – М.: Просвещение, 1988. – 134 с.
9. Подласный,И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласный. – М.: Владос, 2005. -574 с.
10. Правиладорожного движения: экзамен без проблем [Электронный ресурс].- М.: ООО«Акелла», 2007.- 1 электр. опт. диск (CD – ROM; 12 см. – Систем. требов.: ПК 486; Windows 95 (OSR).
11.  Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. -2001. -№ 6.
12.  Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 450 с.
13. Скалеренко,А.Б. Общая педагогика [Текст] / А.Б. Скалеренко. – М.: Юнити-Дана, 2006. -479с.
14. Харламов,И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. -519 с.
15. Кирьянов,В.Н. Пропоганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России /В.Н. Кирьянов //http://www.gibdd.ru/
16.Добраядорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал// www.dddgazeta.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.