Реферат по предмету "Педагогика"


Подвижные игры дошкольников

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А.Букетова
Педагогический факультет
Дипломная работа
Тема: «Подвижные игры дошкольников»
Исполнитель:
Студентка3 курса
ГруппыПиМДВиО-31 (з/о)
ЛогиноваО.С.
Научныйруководитель:
МихальковаО.А.
Караганда 2006

Заведующей кафедрой ТиМДВиППП Кармановой Ж.А.
Студентки Логиновой О.С.
3 курса педагогического факультета группы ПМДВО-311 з/спроживающейпо адресу: г. Караганда 15-27-36
 
Заявление
Прошу разрешить мне выполнить работу по Вашей кафедре.
Согласовано со старшим преподавателем Михальковой О.А. Тема работы: «Подвижные игрыдошкольников».
Утверждено на заседании кафедры "______"________________200_г.
Протокол № _____
Заведующий кафедрой ___________
Секретарь________________________

Индивидуальный план
Выполнения дипломной работы студентки 3 курса
Педагогического факультета группы ПМДВО-31 з/с Логиновой О.С.Наименование этапов работы и ее содержание Сроки выполнения Отметка о выполнении 1. Утверждение темы дипломной работы на кафедре 2. Выдача заданий дипломной работы 3. Обоснование темы и выбор методов исследования 4. Утверждение теоретической части работ 5. Проведение консультаций по выполнению дипломной работы у научного руководителя 6. Утверждение плана экспериментальной работы 7. Утверждение экспериментальной работы 8. Оформление дипломной работы 9. Представление на кафедру законченной дипломной работы 10. Представление на кафедру отзывов, рекомендации к защите

Выписка
из протокола заседания кафедры Педагогики и психологии № ______
от ___________________________________________________________
об обсуждении допуска выпускницы к защите дипломной работы натему: «Подвижные игры дошкольников».
Работа признана законченной. Структура дипломной работысоответствует требованиям выполнения дипломной работы в ВУЗе.
Цель и задачи в соответствии с заданием реализованы.
Дипломная работа студентки Логиновой О.С.
Рекомендована
К защите
Заведующий кафедрой         _____________  к.ф.н. доцентКарманова Ж.А.
Руководитель               _____________ к.п.н. доцентМихалькова О.А.
Секретарь                    _____________

Приложение
к инструкции по подготовке дипломных проектов (работ) ввысших учебных заведениях.
Карагандинский Государственный университет им. Е.А. Букетова
Факультет: Педагогический
Специальность: ПМДВО
Кафедра: Теории и методики дошкольного воспитания ипсихолого-педагогической подготовки
Задание
На выполнение дипломного проекта (работы)
студентке Логиновой О.С.
Тема проекта (работы): «Формирование экологическихпредставлений у младших школьников»
Утверждена по ВУЗу №_________ от "_______" ___________200_г.:
Сроки сдачи законченного проекта (работы)______________________
Исходные данные к проекту (работа) ____________________________
_____________________________________________________________
Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросовили краткое содержание дипломной работы _____________________________
____________________________________________________________
Перечень графического материала: таблицы, приложения.
Рекомендуемая основная литература: _____________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Консультанты по проекту (работе) с указанием, относящихся к нимразделов проекта.Раздел Консультант, кафедра 1 2 3 4 5
Дата выдачи задания _______________________
Заведующий кафедрой ______________ к.ф.н. доцент КармановаЖ.А.
Руководитель проекта _______________ к.п.н доцент МихальковаО.А.
Задание приняла к исполнению студентка ____________ ЛогиноваО.С.

Содержание
Введение
1. Обзор литературы
1.1 Понятие умственнойработоспособности.
1.2 Влияние физкультурныхупражнении на умственную работоспособность
2. Методика и организация исследования.
3. Собственные исследования и их обсуждение
3.1 Определение первоначальногоуровня умственной работоспособности
Выводы
Список литературы
Введение
Научно-технический прогресс предъявляет возрастающиетребования к умственной работоспособности человека. Всестороннее развитиеличности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного,эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает нетолько как овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, пси какформирование определенных качеств личности ребенка.
Умственное воспитание — это специально организуемыйпедагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системыэлементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также наразвитие способностей детей и потребности в умственной деятельности. Основнаяцель умственного воспитания — повышение общего уровня развития дошкольников. Умственнаяработоспособность ребенка — дошкольника привлекает внимание ученых, многих специальностей.Психолог ищет в нем ключ к пониманию еще не разгаданных закономерностеймышления взрослого человека, философ — к более глубокому проникновению всущностные отношения познания действительности. В последнее время дажематематики и физики обращается к детскому мышлению в надежде найти в нем корниисходных положений (аксиом), на которых строятся эти науки. Нo особенно важнынаучные данные об умственным развитии ребенка для тех, кто долженсистематически использовать эти данные для сообщения ребенку разнообразныхзнаний и, более того, обеспечить эффективность самого развития, добиваться,чтобы оно приводило к высоким результатам, то есть для педагогов, обучающих ивоспитывающих детей. Умственное развитие ребенка происходит как в процессесистематического обучения на занятиях, так и в его повседневной жизни, общениисо взрослыми, в играх со сверстниками.
Важнейшую роль играет систематически осуществляемый назанятиях процесс умственного воспитания, детский сад — первое звено и самоеответственное в умственном развитии ребенка. В ряде психологическихисследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольноговозраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.(Запорожец A.В., Венгер Л.А., Мухина В.С.). Какие-либо дефекты умственноговоспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически труднопреодолимы в более позднем возрасте и оказывает отрицательное влияние на всепоследующее развитие ребенка. Результаты педагогических и психологическихисследовании последних лет показывает, что возможности умственнойработоспособности неразрывна связаны с тренированностью различныхфункциональных систем, увеличением сопротивляемости к утомлению. Многочисленныеисследования свидетельствуют: без регулярных занятие физической культуройдеятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться уже стринадцати лет. А наши дети стали недопустимо мало двигаться. В педагогикеутвердилось мнение, что для интеллектуального развития детей необходимыспециальные «сидячие» занятия. Ребят усаживают, чтобы заниматься сними развитием речи, счетом, конструированием. Часто детей стараются удержатьна стульях, даже если они не хотят сидеть. Наблюдения показывают, что многиедети уже на четвертой-пятой минуте занятия начинает отвлекаться. Вернуть ихвнимание общепринятыми методами редко удается. Некоторые дети вообще непроявляет активности в восприятии материала, основной причиной такого поведениядошкольников является то, что воспитатели недооценивают роль, активнойдеятельности ребенка. Основной же формой проявления активности ребенка отмечалБлонский, является игра, в процессе которой он упражняет силы, расширяеториентировку, усваивает социальный опыт, воспроизведя и творчески комбинируяявления окружающей жизни. Игра в ее познавательном значении — важное средствоне только для получения, закрепления и углубления знаний, но и для ихсамостоятельного применения. В этом отношении особенно ценны игрыинтеллектуальные и подвижные.
По мнению К.А. Аркина (1946г.), интеллект, чувства, эмоциивозбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал представлять возможность детямдвигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик И.И. Амосовназвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка. Физиологи,занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что прилюбом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Ученые рекомендуютпедагогам использовать движения как важнейшие средство умственного развитиядетей. Пора детства связана, прежде всего, с играми. Подвижные игры являютсялюбимыми играми всех детей дошкольного возраста. В этих играх дети лучше всегоудовлетворяют свои потребности в движении. Хотя подвижные игры и связаныпреимущественно с физическим развитием детей, но они оказывают такжеплодотворное влияние на все стороны личности ребенка, в том числе на егоумственное развитие. Данные павловской физиологии ее всей отчетливостью говорято том, что физические движения имеют большое значение для развития высшейнервной деятельности. Именно поэтому, что движения способствуют работе корыголовного мозга, подвижные игры развивают инициативу и тормоза, выдержку,приучают детей к организованности и развивают их умственные способности. Представленияо возможностях умственной работоспособности детей дошкольного возраста донастоящего времени не являются достаточно ясными. В литературе по данномувопросу нередко высказываются противоречивые мнения. На основе этого перед намибыли поставлены следующие задачи:
1. Определить возрастное особенности умственной работоспособностидетей 6-7 лет детского сада «Ракета».
2. Выявить влияние ежедневно проводимых подвижных игр наумственную работоспособность детей 6-7 летнего возраста.
3. Обосновать возможность увеличения умственнойработоспособности детей 6-7 лет путем включения в двигательную работуинтересных занятий.
1. Обзор литературы
Дошкольное детство — это такой период, когда закладываетсяфундамент здоровья, физического и умственного развития детей, повышениеумственной работоспособности дошкольников. 1.1 Понятие умственнойработоспособности
Умственное развитие, говорит П.Г. Саморукова 1988г.: этопроцесс и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех еепроявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оноосуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни исоциальной среды. Успешность умственного развития при обучении определяется итем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и осуществляется наоснове дидактических принципов, регулирующих процесс обучения. Ведущееположение обучения среди других средств умственного воспитания определяетсяследующими условиями: программностью, наличием фиксированных форм обучения,охватывающих всех детей системой методов, соответствующих возрасту детей,ведущей ролью воспитателя.
Умственная работоспособность — это огромное количестворазнообразных систем умственных действий, как общих, так и специальных,особенно важно формировать умственные действия широкого диапазона, применяемыепри решении многих задач. К таким действиям относятся анализ, синтез, анализчерез синтез, сравнение, общение, классификация. Овладение системой умственныхдействий как общих, так и специальных (соотнесенных с определенным содержанием знаний),обеспечивает развитие умственной активности и самостоятельности, способствуетформированию гибкости и динамичности умственной деятельности (изменениеспособов деятельности при изменении условий задачи, поиск более рациональныхспособов), умение видеть явление в разнообразных связях и отношениях.
Важнейшим условием нормального развития ребенка, а такжеодной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма, по утверждениюА.В Кенеман, является двигательная активность. От режима двигательной деятельностиво многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья,работоспособность, успешность усвоения материала по разным предметам,настроение человека. Исследования последних лет свидетельствуют о положительномвлиянии повышенных двигательных нагрузок на состояние здоровья и физическоеразвитие дошкольников. Это влияние тем значительнее, чем младше ребенок.
Двигательная деятельность, оказывает положительное влияние навесь организм ребенка в целом: у детей повышается умственная работоспособность.И так, достаточный объем движений является важным условием нормального развитияребенка. Что же происходит в случае недостаточного двигательного режима? Врачии гигиенисты отмечают ряд отрицательных влияний на развитие дошкольников, которыеу многих проявляется в нарушениях осанки. Отметим нарушения осанки у 10,7%пятилетних детей, у 22,1% шестилетних и у 34,7% семилетних детей, эти данныеприводят А.Г. Глущенко, И.И. Слепушкина, 1991г. Снижение объема движенийявляется также причиной увеличения числа детей со значительным превышениемнормального веса (от5% до 13%), отрицательно сказывается на овладение детьмидвигательными умениями и навыками, полезными и доступными дошкольникам,развитии двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Нарушение двигательного режима ограничивает возможностьпроявления индивидуальности ребенка в играх, в быту, в учебной деятельности, вобщении со сверстниками и отрицательно сказывается на его психическом развитии,усиливая, провоцируя замкнутость, застенчивость, нерешительность, неверие всвои силы и возможности. Для успешного обучения в школе ребенку необходима нетолько умственная, нравственно-волевая подготовка, но и, прежде всегофизическая. Возрастание умственных нагрузок — фактор значительного напряжениянервной системы и других функциональных систем детского организма, чтосказывается на здоровье ребенка в целом. Л.А. Парамонова 1989г. считает, чтошестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течении всего года, чтосвидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию впредшествующий период жизни.
Дети, имеющие низкие объем двигательной деятельности, какпоказали исследования И.Г. Лебедевой (1991г.) на первоклассниках, усваиваютучебный материал хуже своих возможностей и отстают от детей с нормальнойдвигательной активностью. Естественно, если дети активные на переменахдвигаются, прыгают, бегают, это является сменой деятельности, хорошим отдыхом,повышает умственную работоспособность. Дети малоактивные не двигаются, у нихослабевает умственная работоспособность, а дальнейшая учебная деятельность ещеболее снижает ее и темп работы, уменьшается объем внимания, напряжениеувеличивается. Все эти наблюдения могут быть отнесены и к дошкольникам особенностаршим. Достаточная физическая подготовка предполагает высокуюработоспособность нервной системы, хорошая закалка помогает без особого труда,с интересом работать на занятиях, своевременно и прочно овладевать знаниями,умениями и навыками. Н.А. Терехова (1996г.) показала, что быстрота адаптацииребенка к школе в большей мере зависит также от степени его утомляемости науроках. Развитие высокой умственной работоспособности детей на занятиях вдетском саду облегчает их переход в школу, способствует успешному обучению.Представления о возможностях умственной работоспособности детей д/в, оцелесообразной продолжительности занятий до настоящего времени не являютсядостаточно ясными. В литературе по данным вопросам нередко высказываетсяпротиворечивые мнения. У детей, привыкших постоянно активно работать,возрастает положительное отношение к занятиям, к их содержанию, стремлениеотвечать, выполнять задание самостоятельно и быстро, что убыстряет темп работывсей группы.
Наблюдения многих исследователей и педагогов (академиков И.А.Павлова и А.А. Богомольцева, педагога А.С. Макаренко и др.) дают основаниеутверждать, отмечает Б.Г. Макаренко, что всестороннее воспитание дошкольниковсодействует их полноценному развитию. Исследования подтверждают, чтополноценная физическая подготовка способствует хорошей успеваемости попредметам учебного плана.
Статистические методы исследования, проведенные многимипреподавателями школ и вузов Алма-Аты показали, что регулярные занятияфизическими упражнениями стойко повышают успеваемость. То, можно сказать, чтофизическое воспитание — одно из средств умственного развития.
Но Л.П. Вегнер (1991г), умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его психического развития, не только подготовки кшколе, но и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие — сложныйпроцесс, формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знанийи умений, овладение речью, «Ядром» умственного развития, его основнымсодержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и быстротуусвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решенияразнообразных задач.1.2.Влияние физкультурных упражнении на умственнуюработоспособность
Как задачу первостепенной важности Н.К. Крупскаярассматривала физическое воспитание детей. Первые годы детства, — писала она, — кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тутчрезвычайно важна борьба за здоровье".
Н.К. Крупская отмечала, что физическое воспитание неразрывносвязано с воспитанием других сторон личности: крепкое здоровье ребенка создаетвозможность для все более полного восприятия явлений окружающего мира,физическая бодрость необходима для умственного развития. В настоящее время этуидею поддерживают и разрабатывают многие ученые и педагоги. Взаимосвязьфизического и умственного воспитания отмечала В.И. Логинова (1999г.). Онасчитает, что крепкое здоровье и полноценное физическое развитие определяютобщую высокую Работоспособность, быструю приспособляемость к выполнению задачразличного рода. Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост иразвитие организма, расширение его функциональных возможностей, двигательнаядеятельность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, котороеиграют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности, движение кистейрук, пальцев, стимулируют развитие речедвигательного центра. В связи с этимраньше и полноценнее развивается речь ребенка, а, следовательно, и егомышление. Движения активизируют работу всех анализаторных систем, то, быстрее иуспешнее развиваются органы чувств. Тесная взаимосвязь физического иумственного воспитания проявляется также в развитии разнообразных видовумственной деятельности, а наиболее активно развиваются пространственные,например, ориентировки в физических упражнениях, при участии не толькозрительного, но также двигательного и других анализаторов.
При проведении режимных процессов, физических упражнений,закаливания расширяется кругозор детей, они приобретают некоторые элементарныеспециальные знания.
Крепкое здоровье является основой активной умственнойдеятельности. Чтобы во время проведения занятий дети не уставали отоднообразных поз, Г.И. Погудина (1996 г.) советует включать разнообразныедвижения. Даже на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим нужнопытаться ввести элементы движений, способствующие развитию моторики, сменеположения тела и перемещению его в пространстве.
Особое внимание и индивидуальной подход нужен к робким,физически ослабленным детям. Двигательная активность детей — неотъемлемая частьфизического воспитания и она должна быть в центре внимания в детском саду.
По мнению Е.Ф. Кириченко (1991г.) необходимо создаватьусловия для правильного физического развития детей. Она указывала, что вокругдетского сада и на участках нужно большое количество деревьев и кустарников,необходим бассейн, летний душ, специальное место для физкультурных занятий, гдеразмещена волейбольная площадка, корзины для забрасывания мяча. Правильно и совкусом нужно подбирать мебель. Физкультурное оборудование должно быть тщательнопродумано. Регулярными должны стать беседы с родителями о роли физическоговоспитания, его влияния на умственное развитие.
Большое внимание физическим упражнениям и их влиянию наумственную работоспособность детей уделяет Л.А. и Б.Н. Никитины (1989г), Ониотмечают, что стараясь как можно лучше подготовить к школе своего ребенка,некоторые родители устраивают дома «настоящие» школьные уроки. От полученныхрезультатов впадают в уныние. Начинать нужно со здоровья малышей, с ихфизического развития. Ведь резкое ограничение подвижности ребенка в то самоевремя, когда он особенно нуждается в интенсивном, разнообразном, радостномдвижении тормозит и его умственное развитие.
Э.Я. Степаненкова (1991 г.) считает, что дети недостаточноиспользуют двигательные навыки в играх и повседневной жизни. Разработанная еюметодика позволила активизировать, мыслительную и двигательную деятельность,которая заключается в использовании «метода творческих заданий»,направленного на побуждение детей к придумыванию вариантов, комбинацийдвижений, составлению упражнений по названию.
По H.A. Амосову — «мало упражнений в детстве не тольковредит здоровью, но и тормозит психическое развитие». Движение — этопервичный стимул для ума.
Двигательную активность детей характеризуют показатели еепродолжительности. А.И. Нерсесян (1996 г.) констатирует, что у детей,проводящих в детском саду 8 часов, на двигательную активность падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5% или соответственно 2 ч.15 минут и 5 часов 45 минут.
А.И. Быкова (1978 г.) считает, что дети старшей группыдовольно продолжительное время проводят сидя за столами.
Систематическое проведение подвижных игр в условиях групповойкомнаты и особенно на свежем воздухе является прекрасным средством поукреплению мышц и отдыхом от нагрузки.
З.В. Мануйленко говорит о том, что подвижные игры являютсялюбимыми играми всех детей дошкольного возраста. В этих играх дети лучше всегоудовлетворяют свою потребность в движении. Хотя подвижные игры и связаныпреимущественно с физическим развитием детей, но они оказывают такжеплодотворное влияние на все стороны личности ребенка, в том числе и на егоумственное развитие.
А.В. Кенеман (1991 г.) считает, что подвижная игра — средствовсестороннего развития ребенка, т.е. человека творческой деятельности.Способность человека к творческой деятельности развивается в процессе всейжизни. Деятельность, результатом которой является самостоятельное созданиеребенком новых вариантов, комбинации движений, основанных на использованиеимеющихся у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую. Подвижнаяигра с правилами — сознательная активная деятельность детей, направленная надостижение цеди посредством точного и своевременного выполнения детьми игровыхзаданий, связанных с правилами. Подвижная игра содержит огромные возможности.Она, по определению П.Ф. Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка кжизни, и оказывает сильное воздействие на его всестороннее развитие.Увлекательность игры, ее эмоциональная насыщенность требует от ребенкаопределенных умственных и физических усилий.
Профессор П.А. Рудин указывает, что большинство игр содержитвнешние мотивы и связано с достижением внешних целей. Игра без установки нарезультат не может быть названа настоящей игрой. Конечно, дети получаютудовольствие от игры, но это удовольствие стоит в прямой зависимости отпостижения результатов, поставленного в игре как ее цель.
Наличие мотива, направленного на постижение цели, побуждаетребенка к творческой деятельности. Главным мотивом детского творчества являетсястремление выражать свои переживания, впечатления, осваивав их в деятельности.В дошкольном возрасте, по данным Д.В. Менджериуной (1991) наблюдается росткитворчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и егореализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искреннейпередаче своих мыслей, чувств, переживаний. Подвижная игра всегда требует отдетей творческой активности: найти наиболее рациональные способы действий,самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровойситуации. Она накладывает на детей определенные обязанности. Дети выполняют вигре разнообразные роли, определенные правила. Они серьезно относятся к своимигровым задачам. При умелом руководстве воспитателя игрой он успешно формируету детей творческую деятельность. Совместно с воспитателем дети придумываютварианты игр, новые комбинации движений, более сложные задания, новые игры.Важную роль на этом этапе играет метод творческих заданий. Входя в роль,ребенок, особенно в сюжетной подвижной игре, выполняет ее с величайшейсерьезностью. А.Р. Лурия отмечает, что никакой актер не может сыграть это стакой убедительностью, как это делает ребенок. Формирование самостоятельности итворчества в решении двигательных задач, поставленных в подвижных играх,обеспечит творческий подход к любой деятельности, необходимый на современномэтапе для обучения в школе.
Как указывают вышеуказанные авторы, подвижные игры вопределенной степени повышают умственную работоспособность. Названную проблемумы исследовали в своей работе.2. Методика иорганизация исследования
Изучения влияния ежедневных физических упражнений иоптимизации педагогического процесса на умственную работоспособность детейпроводилось в д/с «Ракета» г. Караганды. Предварительно двеподготовительные группы условно разделили на контрольную и экспериментальную.Контрольная группа, условно названная «А», состояла из 20 человек, изних 10 мальчиков и 10 девочек, экспериментальная группа, условно названная«В», также включала 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
Работа проводилась в течение двух лет в несколько этапов. Однимиз исходных положений исследования было изучение умственной работоспособностидетей. В этом заключался первый этап. Нами использовалась методика,разработанная Н.Т. Тереховой, дети пользовались фигурными таблицами, в которыхв различной последовательности чередовались семь фигур, известных детям (круг,квадрат, треугольник, овал, флажок, многоугольник, прямоугольник).
По заданию детям предлагалось в трех указанных фигурах быстрои безошибочно проставлять соответствующие знаки: плюс, минус или точку. Заданиевыполнялось детьми в течении двух минут до занятия и двух минут после него.Определение фона умственной работоспособности проводилось на занятиях поматематике и развитию речи, то есть на занятиях малой подвижности, где дети,как правило, не получали физической нагрузки, мало двигались на протяжениивсего занятия. После занятия фигуры менялись, а знаки, оставались теми же. Поколичеству просмотренных фигур оценивался объем работы, а по числу ошибок — еекачество. Таким образом, определялся фон умственной работоспособности детейконтрольной группы «А» экспериментальной группы «С».
Второй этап заключался в том, что на протяжении шести месяцевс детьми группы «С» помимо основных физкультурных занятий ежедневнопроводились подвижные игры разной интенсивности. Количество подвижных игр,проводимых в течении дня было увеличено примерно до десяти, они включены всодержание утренней гимнастики, в занятия по математике, природе,изодеятельности, если это было приемлемо, также на дневной, вечерней прогулках,перед физкультурными занятиями, после сна. Подбор игр произведен с учетомпредшествующей и последующей деятельности детей.
Большое внимание уделяется разучиванию подвижных игр,оснащению атрибутами с целью повышения интереса к ним. Одним из средствповышения двигательной активности является музыкальное сопровождение некоторыхигр. Руководство играми старших детей больше сводится к их контролю. Правилапроводимых игр постепенно усложняются, например, в первоначальном варианте игры«Хитрая лиса» дети убегают от лисы в разных направлениях, затем импредлагали убегать в определенном направлении. В игру «Затейники»внесли элемент из игры «Запрещенное движение», что требовало от детейболее внимательного отношения к игре.
С изменением правил подвижных игр усложнялись двигательныезадания. В результате измерений, внесениях в организацию и методику игр,пытаемся добиться двигательной активности детей.
На проведение подвижных игр во время прогулки отводится 20-30минут, на физкультурных занятиях 10-15 минут.
Декабрь
1-я неделя 3-я неделя Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
У медведя в бору.
Море волнуется
Наперегонки
Осоктна, стр.284
Кого назвали, тот и ловит, 264 Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ.занятием
Ф/занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Хитрая лиса
Караси и щуки
Ноги от земли
Целься вернее.
Кто дальше
Удочка Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Хитрая лиса
Море волнуется
1. Целься вернее.
2. Наперегонки.
1. Удочка.
2. Кого назвали, тот и ловит. Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Перед физ. занятием
На физ. занятиях
Перелет птиц
Караси и щуки
Собери скорее
Наперегонки
Два мороза
Ноги от земли.
  Пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Перелет птиц
Кого назвали, тот и ловит.
1. Два мороза.
2. Целься вернее.
1. Удочка.
2. Что дальше.
 


Декабрь
2, 4 недели Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Перелет птиц
Море волнуется
1. Волк во рву
2. Санки
1. Рыбаки и рыбки.
2. Два мороза. Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
1. У медведя в бору. Найди и промолчи. Ровным кругом
1. Пожарные.
2. Кто дальше?
1. Целься вернее
2. Олени и волк. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечернем прогулке
Перелет птиц.
Передай мяч.
1. Два мороза.
2. Удочка.
1. Рыбаки и рыбки.
2. Салки. Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Хитрил лиса (с услож) Кого назвали, тот и ловит.
Ноги от земли.
1. Горелки
2. Мы, веселке ребята.
1. Удочка.
2. Пожарные. Пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Сделай фигуру.
Каруселб.
1. Кто самый ловкий?
2. Олени и волк.
1. Салки.
2. Два мороза.
Январь
1,3 недели Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневное прогулке
На вечерней прогулке
Сделай фигуру.
Кто летает?
1. Мы, веселые ребята(187)
2. Охотники и утки.
1. Мышеловка
2. Охотники и утки. Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневные игры
Вечерняя прогулка
Угадай по голосу.
Передай мяч.
Летает, не летает.
1. Салки
2. Сделай Фигуру
1. Кто самый быстрый?
2. Два мороза. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Возьми и положи.
Передай, не урони.
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
1. Рыбаки и рыбки.
2. Кого назвали, тот и ловит.
1. Целься вернее.
2. Встречная эстафета.
  Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Утренняя прогулка
Вечерняя прогулка
Найти и промолчи.
Кто летает?
Перелет птиц.
1. Дружно, вместе
2. Рыбаки и рыбки.
1. Затейники
2. Собери скорее.
  Пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Утренняя прогулка
Вечерняя прогулка
Сделай фигуру.
Уголки
1. Веселое многоборье
2. Сделай фигуру.
1. Салки.
2. Уголки.
  /> /> /> /> />
Январь
2,4 неделя Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Угадай по голосу.
Затейники
1. Кто скорее?
2. Волк во рву.
1. Ловля обезьян
2. Два мороза. Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Сделай фигуру.
Передай мяч
Ноги от земли.
1. Кто дальше?
2. Перелет птиц.
1. Пожарные.
2. Хитрая лиса. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Найди и промолчи.
Стоп
1. Кто самый ловкий.
2. Охотники и зайцы.
1. Ловишка с мячом.
2. Карусели (198) Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие.
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Уголки.
Сумей промолчать.
Эхо
1. Веселое многоборье.
2. Сделай фигуру
1. Два мороза.
2. Карусель. Пятница
Утренняя гимнастика
Перец занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Перелет птиц.
Мешочек бегает.
1. Звери и охотники.
2. Море волнуется.
1. Кого назвали, тот и ловит.
2. Целься вернее.
Февраль
2, 4 неделя Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Найди и промолчи.
Два и три (63)
1. Смелые ребята.
2. Пожарные.
1. Медведи и дети (61)
2. Найди медвежонка. Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Физ. занятие
Угадай по голосу.
Где позвонили (58)
Зайцы и волк
1. Собери скорее.
2. Ловишки с мячом
1. Медведи и пчeлы (54)
2. Найди медвежонка.
1.
2. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Уголки
Пауки и мухи.
1. Охотники и зайцы.
2. Кто дальше?
1. Ловишки с мячом.
2. Два мороза. Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ.занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Уголки
Кучер и лошади.
Медведи и пчелы.
1.
2.
1. Ловишка из круга
2. Кто дальше?
1. Олени и волк
2. Собери скорее Пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Сделай фигуру.
Угадай по голосу.
1. Зайцы и волк (53)
2. Найди зайчика.
1. Ловишки (любые)
2. Кто дальше? Кто лучше (50)
Февраль
1,3 неделя Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Узнай по голосу.
Два и три
1. Плетнашки от земли.
2. Стоп.
1. Встречная эстафета (279)
2. Олени и волк. Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Уголки
Совушка-сова
Ровным кругом
1. Фонарики.
2. Шаг-великан.
Шаги-малютки.
1. Пятнашки от земли
2. Стоп. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Угадай по голосу.
2 и 3
1. Кто самый быстрый (279)
2. Хитрая лиса.
1. Ловишка из круга
2. Пройди в ворота (51) Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ занятием
Физ. занятие.
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Поймай мяч (264)
Передай не урони.
Стоп.
1. Кого назвали, тот и ловит.
2. Чье звено скорее соберется (262)
1. Не попадись (263)
2. Ловишка в кругу (261) Пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Уголки
Перелет птиц. (264)
1. Шире шаг (лыжи)
2. Кто самый быстрый?
1. Стой!
2. Охотники и утки (264).
Март
1,3 неделя Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Угадай по голосу.
Перемени предмет (260)
1. Перелет птиц.
2. Собери скорее.
1. Ловишка в кругу. (261)
2. Карусель. Вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ, занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Удочка (201)
Море волнуется
Жмурки (260)
1. Целься вернее.
2. Веселые соревнования.
1. Ловишка, бери ленту.
2. Олени и волк. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Возьми и положи.
Кого назвали, тот и ловит.
1. Ловишка (ноги от земли).
2. Стой! (264)
1. Догони свою пару.
2. Пройди в ворота. Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Угадай по голосу.
Караси и щука.
Ноги от земли.
1.
2.
1. Кто дальше?
2. Олени и волк.
1. Рыбаки и рыбки.
2. Пожарные пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечеряя прогулка
Уголки
Передай мяч
1. Фонарики
2. Шаг-великан (коньки) шаг-малютка
1. Ловишки (любые)
2. Затейники (199)

Март
2, 4 неделя Время проведения Название игры Понедельник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка.
У медведя в бору.
Найди и промолчи.
1. Наперегонки
2. Удочка.
1. Мышеловка
2. Кого назвали, тот и ловит. вторник
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
1-я прогулка
2-я прогулки
Стоп.
Совушка-сова.
Ровным кругом.
Перемени флажок — веселые соревнования (263)
1. Горелки
2. Карусель.
1. Медведи и пчелы.
2. Найди медвежонка. Среда
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Утренняя прогулка
Вечерняя прогулка
Стоп.
Море волнуется.
1. Вызови по имени.
2. Встречные перебежки. (200)
1. Рыбаки и рыбки
2. Парный бег (200). Четверг
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Уголки
Свободное место (203)
Вызови по имени.
1. Поспеши, не урони.
2. Мышеловка (197)
1. Хитрая лиса.
2. Затейники. Пятница
Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Пробеги тихо (199)
Кто летает? (20З)
1. Ловишки.
2. Караси и щука.
1. Охотники и зайцы.
2. Кто дальше? (284)

На проведение игр в течении дня определяется воспитателем взависимости от желания детей, времени года, пространства. По истечении шестимесяцев повторно определялся уровень работоспособности детей обеих групп, такжес помощью корригирующих таблиц по методике Н.Т. Тереховой. Данные исследованиябыли обработаны математическим путем Работа была продолжена на следующий год. Висследованиях участвовали 2 подготовительные группы, в контрольной группе«В» 20 человек, в экспериментальной группе «Д» также 20человек. Первоначально определялась активность детей в обоих группах на занятиях.Под активностью подразумевалось время работы детей, интерес ребенка к занятию,быстрота и самостоятельность выполнения заданий, качество и количество ответов.Активность детей на занятиях регистрировалась путем хронометрирования синтервалом от 15 секунд до 1 минуты. Особое внимание уделялось организацииразнообразных и интересных занятий, обеспечивающих высокую активность детей.Исходя из общих принципов обучения (доступность материала, заинтересованностьдетей, эмоциональность, наглядность, смена видов деятельности, практическиесамостоятельные действия и др.), придавалось большое значение наиболеерациональному подбору сочетаний различных методических приемов, разнообразившихзанятия. Для повышения активности детей на занятиях нами использовались следующиеметоды и приемы:
а) на каждом занятии использовались наглядные пособия;
б) менялась форма преподнесения материала;
в) чаще включались игровые моменты;
г) дети привлекались к самостоятельной работе с раздаточнымматериалом;
д) не допускалось однообразия в проведении занятий;
е) предупреждалась возможность отвлечения детей;
ж) своевременно сосредотачивали ребенка на процессе работы;
з) обязательно включали в занятия 2-3 интересных двигательныхзадания.
Все перечисленные методы и приемы на наш взгляд даютвозможность предупреждения развития утомления и обеспечивают высокую активностьдетей.
Следующий этап работы заключался в том, что в течениеполугода в группе «Д» помимо основных физкультурных занятий детямпредлагались дополнительные, вне программы, а также 2-3 подвижные игрыежедневно. То у детей в подготовительной группе проводилось 5 физкультурныхзанятий в неделю и 2-3 подвижные игры ежедневно в разных нормах работы, выбравих из вышеприведенных. Кроме того, была договоренность с родителями о том, чтобыи в выходные дни дети дома как можно больше двигались, родители играли с детьмив подвижные игры, обсуждаемые заранее с воспитателями.
По истечении шести месяцев мы повторно определили уровеньумственной работоспособности детей групп «С» и «Д». Данныеисследований обработана математическим путем и сведены в таблицы.
3. Собственныеисследования и их обсуждение 3.1 Определениепервоначального уровня умственной работоспособности
На первом этапе работы, используя понятие умственнойработоспособности определяли фоновую умственную работоспособность детей обеихгрупп, по методике, предложенной Н.А. Тереховой. Уровень умственнойработоспособности рассматривался в 2-х аспектах: объем выполненной работы и качествоее. Перед занятием по математике, на котором дети получают большую нагрузку,выполняют большой объем умственной работы, им предлагалось в течение 2-х минутпросмотреть таблицу с 63 фигурами, которые им хорошо знакомы. После занятияпоследовательность фигур менялась, а количество фигур оставалось таким же.
Объем работы оценивался нами ко количеству фигур, которыедети успели просмотреть. Полученные данное сведены в таблицу 3.
Объем выполненный работы.
Таблица 3Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 А 31,8 50,4 27,2 43 7,4 20 С 33,4 53,0 23,8 36 17
Из таблицы 3 видно, что дети как группы А (контрольной), таки группы С (экспериментальной) значительно снизили объем работоспособности:количество просмотренных фигур в группе А уменьшилось на 7,4%, а в группе С на17%. Из этого следует, что занятия по математике, развитию речи,изодеятельности снижают уровень работоспособности детей, наступаетутомляемость.
Качество выполняемого задания оценивалось по числу ошибок,допущенных детьми при просмотре предложенных им фигур в корригирующей таблице.Полученные нами данные по обеим группам сведены в таблицу 4.
Качество работы, выполненной детьми.
Таблица 4Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 А 2,1 3,3 3,3 5,24 1,84 20 С 1,85 2,94 2,55 5,46 2,52
Изтаблицы 4 видно, что качество работы, выполненной детьми группы А, еслирассматривать в процентах, снизилось на 1,84%, а в группе С на 2,52%, вколичестве ошибок, допущенных детьми (т.е. дети неправильно ставили знаки, либопропускали фигуры) оказалось, что в контрольной группе ошибок 2,1 в среднем, ав экспериментальной 1,85, т.е. процент более наглядно демонстрирует разницудопущенных ошибок в обеих наблюдаемых группах. Таким образом, определив фонумственной работоспособности детей подготовительных групп детского сада, мывыдвинули гипотезу о возможном улучшении умственной работоспособности подвлиянием увеличения двигательной деятельности детей (увеличение дневногоколичества подвижных игр). Для этого в течении шести месяцев с детьми группы Спомимо основных физкультурных занятий ежедневно проводилось до 8-10 подвижныхигр разной интенсивности. Игры проводились в свободное время, во время утреннейгимнастики, на прогулках, перед занятиями, иногда на занятиях. По истечении 6месяцев мы повторно определили уровень работоспособности детей групп А и Стакже с помощью методики Н.Т. Тереховой. Полученные нами данные сведены втаблицу 5, и в таблицу 6. Объем выполненной работы после исполнительныхфизических упражнений

Таблица 5Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 А 33,5 53,1 31,0 49,2 4 20 С 41,6 66,0 40,8 64,7 1,3
Таблица 5 показывает, что группе, в которой режим дня шел попрограмме без дополнений, объем выполненной работы изменился всего с 33,5 no 31, а в % соотношении это составляет 4% изменения, а в группе, где ежедневнопроводились подвижные игры объем работы изменился с 41,6 до 40,8 после занятия,т.е. изменение составляет 1,3%.
Качество выполненной работы, после дополнительных физическихупражнений.
Таблица 6Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 А 3,1 4,9 4,5 7,1 2,2 20 С 2,3 3,6 3,6 4,2 0,6
Из таблицы 6 видно, что количество допущенных ошибок у детейв контрольной группе увеличилось с 3,1 до 4,5, что в % отношении составляет 2,2%, а в группе экспериментальной с 2,3 количества ошибок выросло до 3,6, чтосоставляет 0,6%. После проведенного эксперимента мы сравнили канте в % вконтрольной и экспериментальной группах, и по объему работы и по числу ошибок,т.е. по ее качеству. Данные приведены в таблице 7.
Сравнительные данные по объему и качеству работы
Таблица 7Время проведения Объем работы в % разница Качество работы в % разница к.гр экс.гр к.гр экс.гр до занятия 53,1 6,6 12,9 4,9 3,6 1,3 после занятия 49,2 64,7 16,5 7,1 4,2 2,9

Таблица 7 наглядно показывает, что в экспериментальное группеобъем работы вырос на 12,9% по сравнению с контрольной, а после занятий даже на16,5% по сравнению с группой «А», т.е. в группе где ежедневно увеличиваетсядвигательный режим, умственная работоспособность детей росла. Кроме того,изменилось и количество допущенных ошибок, т.е. качество выполненной работы. Изтаблицы 7 видно, что разница в количестве ошибок в контрольное группе дозанятия и после него составляет 2,2% а в экспериментальной группе 1,6 %.
Разница же между контрольной и экспериментальной группамисоставляет 1,3% до занятия и 2,9 % после него.
То можно с уверенностью сделать вывод о положительном влиянииувеличения активности двигательной детей на умственную работоспособность. Составивсравнительную характеристику полученных нами данных в графическом изображении,которая наглядно показывает изменения умственной работоспособности детей.
/>
Рис 1. Графическое изображение объема работы
Мы видим, что в контрольной группе изменения незначительны,они составляет всего 9,7 до занятия и 3,5 после занятия, т.е. дети утомляются,работоспособности их снижается. Нужно отметить также, что за шесть месяцев,которые длился эксперимент умственной работоспособности увеличиласьнезначительно у детей в контрольной группе. Сравнивая показатели, полученные вэкспериментальной группе, где детям ежедневно предлагались дополнительныефизические упражнения, объем выполненной работы поднялся с 33,4 до 41,6, т.е.почти на 9,2; после же занятия с 23,9 до 40,8, т.е. на 16,9. Эти данныепоказывают, что у детей экспериментальной группы утомляемость наступаетзначительно позже. Объем работы, который они могут выполнить повышается.Полученные по корректурным таблицам данные выявили также вариативностьизучаемых показателей в пределах группы детей одного возраста, т.е.значительные индивидуальные различия в темпе работы и ее качестве. Эти различиянаходятся в диапазоне от высоких до низких показателей, когда работоспособностьпервых в несколько раз превышает таковую у последних. 40-60% детей имеютсреднюю работоспособность, а остальные распределяются в подгруппах выше и нижесреднего уровня. Исследование умственной работоспособности в подготовительныхгруппах по корректурным таблицам показало, что среднегрупповой показательработоспособности детей в группах, где в течение определенного времени детямдавалась дополнительная физкультурная нагрузка в виде подвижных игр выше, чем вконтрольных группах. Важным результатом в контрольной группе явилось такженекоторое выравнивание разноподготовительных детей по уровню и успеваемости.Второй год работы начался также с определения умственной работоспособностидетей. Полученные показатели объема выполненной работы сведены в таблицу 8.
Объем выполненной работы.Таблица 8Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 В 32 50,7 29,6 46,9 3,8 20 Д 31 56,0 35,3 49,2 6,8

Таблица 8 показывает, что объем работы, который могутвыполнить дети подготовительных групп до того, как они получат нагрузкуотличается всего на единицу. Это приблизительно соответствует данным,полученным в начале эксперимента, проводимого в первый год. Разница в %составляет 1,5%. После занятия объем выполненной работы снизился с 50,7% до46,9% в контрольной группе (разница составляет 3,8%), в экспериментальнойгруппе с 56,0% до 49,2% (разница 6,8%). Эти данные указывают на то, что вгруппе Д дети утомляются больше, их умственная работоспособность ниже, чем удетей группы В примерно на 1,3%.
Характеризуя качество выполняемой работы, составим таблицу 9.
Качество выполненной работы.
Таблица 9Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 В 4,6 7,3 2,3 3,65 3,65 20 Д 4,5 7,1 3,1 4,92 6,08
Из таблицы 9 можно сделать вывод, что качество работы, как иобъем ее, ухудшается в результате наступления утомляемости, процент ошибоквырос в группе В с 3,65% до 7,3 т.е. на 3,7 %, а в группе Д с 4,9% до 7,1 %,т.е. на 2,2%. Проанализировав данные, полученные в результате определенияпервоначального уровня работоспособности в обеих группах нужно отметить, чтодети быстро утомляются, на занятиях снижается качество выполняемого задания,падает уровень усвоения материала. Исходя из этого мы решили, опираясь нарезультаты эксперимента, проведенного ранее повысить, уровень работоспособностидетей путем увеличения ежедневной физической нагрузки, т.е. ввести двадополнительных физкультурных занятия в неделю, а также 2-3 подвижные игрыежедневно. Эта работа проводилась в течение шести месяцев. Помимо этого вэкспериментальной группе мы постарались активизировать педагогический процесс,предлагая детям интересные наглядные пособия, меняя форму преподнесения материала,чаще включая игровые моменты, не допуская однообразия, своевременнососредотачивая ребенка, а также включая в занятия малой подвижности 2-3интересных двигательных задания. Далее определялась активность детей в обеихгруппах на занятиях. Наблюдая в целом активность на занятиях, следует отметить,что большинство детей в группах показало хорошую активность, в пределах 20-25минут в старшем дошкольном возрасте. Наиболее часто встречающаяся средняяактивность для всей группы, т.е. общее время работы, вычисленное по отношениюко всей длительности занятия, составляет 90-95 %. Это соответствует примерно1-2 мин. отвлечения каждым ребенком на протяжении всего занятия. Однако, какправило, основное время отвлечения приходится на двух-четырех слабо работающихдетей группы. Указанный групповой процент активности соответствует, по нашимнаблюдениям, хорошему методическому уровню проведения занятий. В группе В сболее низким уровнем педагогической работы активность детей на занятияхколеблется в пределах 80-92%. В этой группе отмечалась однообразие в методикепроведения занятий, недостаточное использование раздаточного и наглядногоматериала, увлечение словесным объяснением, индивидуальным опросам,многочисленными дисциплинарными замечаниями, и активность детей в отдельныхслучаях достигает всего 50%, т.е. половина детей не работает все занятие. А вопытной группе Д при особом внимании к проведению занятий, оптимизациипедагогического процесса активность детей чаще всего составляет 97-100%.Высокая активность на занятиях не ограничивается только количественнымипоказателями, характеризующими соотношение работы и отвлечений ребенка. Удетей, привыкших постоянно активно работать, возрастает положительное отношениек занятиям, к их содержанию, стремление отвечать, выполнять заданиесамостоятельно и быстро, что заметно ускоряет темп работы всей группы. Контрольдетей за ходом занятия, ответами товарищей становится тщательным. Все этоувеличивает скорость и прочность усвоения учебного материала. По нашимнаблюдениями, увеличение длительности отдельных занятий даже на 1:20 минут посравнению с рекомендованной длительностью существенно не отражалось наактивность детей. Большое значение имела методика проведения занятий. Второйгод эксперимента также предполагал дополнительную физическую нагрузку в течениешести месяцев. Помимо основных физкультурных занятий предусмотренных«Программой», с детьми проводились еще две, а также 2-3 подвижныеигры ежедневно, кроме того родители с детьми играли в спортивные и подвижныеигры.
После шести месяцев такой физической нагрузки мы сноваопределили уровень умственной работоспособности детей и получили следующиетаблицы.
Объем выполненной работы после дополнительных физических иподвижных игр.Таблица 10Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % разница в % 20 Д 40 63,4 36,2 57,4 6,0 20 В 36,3 57,6 34,8 55,2 2,4
Рассмотрев таблицу 10 и сравнив полученные результаты можносделать вывод, что объем выполненной работы детьми обеих групп до занятияразница на 5,8%, а после занятия разница составляет 2,2%. Следовательно, можноговорить о том, что хотя в экспериментальной группе до занятия детейпросмотрели фигур больше, т.е. объем выполненной ими работы выше, чем вэкспериментальной, но после занятия объем работы отличается незначительно. Этоуказывает на наличие некоторой степени утомляемости и в экспериментальнойгруппе. Значит, получаемая дополнительная физическая нагрузка, значительнопревышавшая уровень, определенной программой, (два дополнительных занятия внеделю и ежедневно 2-3 подвижные игры), а также оптимизация педагогическогопроцесса, проводимая описанными выше методами все таки вызывает у детейнекоторую степень утомления, которая, тем не менее, ниже, чем у детей вконтрольной группе, теперь обратимся к таблице 11, которая характеризуеткачество выполненной работы.
Качество выполненной работы.
Таблица 11Кол-во детей Группы До занятия % После занятия % 20 В 2,8 4,4 3,2 5,8 20 Д 1,5 2,3 2,0 3,1
Оценивая качество выполненной работы, опираясь на таблицу 11,наблюдаем увеличение количества ошибок в контрольной группе на 1,4%; сравнивэти данные с данным группы В до эксперимента 3,7% нужно отметить, что % ошибокснизился на 2,3%. В экспериментальной группе % описок изменился с 2,3% до 3,1%,что составляет 0,8%, а до эксперимента он был равен 2,2%. Значит вэкспериментальной группе он снизился на 1,4%. Теперь сравним качество работыпосле эксперимента в группах. В группе В оно равно 5,8%, а в группе Дсоставляет 3,1%, т.e. количество ошибок, допущенных детьми, получавшими дополнительнуюнагрузку ниже на 2,7%. После проведения эксперимента мы сравним данные в % вконтрольной и экспериментальной группе по объему работы и по качеству ее.Данные составили таблицу 12.
Сравнительные данные по объему и качеству работы.Таблица 12Время проведения Объем работы в % разница в % Качество работы в % разница в % к.гр экс.гр к.гр экс.гр до занятия 57,6 63,4 5,8 4,4 2,3 2,1 после занятия 55,2 57,4 2,2 5,8 3,1 2,7
Исходя из таблицы 12 можно говорить о некотором повышенииобъема выполненной работы, которое составляет до занятия 5,8%, а после занятия2,2%. Рассматривая качество работы, отметим меньшее количество ошибок,допущенных в экспериментальной группе. Следовательно, можно сказать, что,несмотря на то, что объем выполненной работы у детей групп В и Д отличаетсянезначительно, качество работы в экспериментальной группе намного лучше, работавыполнена более точно, количество ошибок значительно ниже, чем в контрольнойгруппе. Далее мы составили сравнительную характеристику полученных нами данных.
/>
Рис. 2 Графическое изображение объема работы
Прослеживается повышение объема выполненной работа, вэкспериментальное группе объем до занятия повысился на 4,3, после занятия на2,5; в экспериментальной группе объем работы до занятия составляет также 4.3, апосле занятия 3,8. Если рассматривать разницу выполненной работы до занятия вгруппах Б и Д, то она составляет 3,7, после занятия 1,4.
Наиболее индивидуальный и стабильный имеет умственнаяработоспособность, выявленная путем корректурных заданий. Она являетсяобъективным показателем общего развития ребенка, а также уровня и объемапедагогических действий. Вместе с тем оба показателя с разных сторонхарактеризуют умственную работоспособность, тесно связаны друг с другом. Умениеребенка работать на занятиях неразрывно с развитием различныхпсихофизиологических процессов, отражающихся на общей работоспособности.Сопоставление этих показателей указывает на их значительную связь. Дети свысокой умственной работоспособностью, как правило, наиболее активны назанятиях. Последнее, однако, не означает, что дети, имеющие по тем или инымпричинам низкую общую работоспособность, всегда проявляют низкую активности назанятиях. На методически правильно проведенном, интересном занятии хорошоработают даже дети с низком умственной работоспособностью и наоборот. Во всехгруппах выявлены значительные индивидуальные различия в темпе работы и еекачестве. Эти различия находятся в диапазоне от высоких до низких показателей,когда работоспособность первых в несколько раз превышает таковую у последних. Вкаждой группе 40-60% детей имеют среднюю работоспособность, а остальныераспределяются равномерно в подгруппах выше и ниже среднего уровня.
Исследование умственной работоспособности в подготовительныхгруппах путем корректурных заданий показало, что среднегрупповой показательработоспособности детей с высоким уровнем педагогического процесса может быть вдва-три раза выше, чем в группах, находящихся в неблагоприятных педагогическихусловиях. Повышение активности детей в учебном процессе за счетсовершенствования методики обучения увеличивает работоспособности не только назанятиях, а оказывает общеразвивающее влияние на работоспособность всех детей.
Выводы
На основе поставленных задач, путем теоретического обобщенияи с учетом проделанной практической работы мы определили влияние ежедневныхфизических упражнений и оптимизации педагогического процесса на умственнуюработоспособность детей подготовительной группы (6-7 летного возраста).
— Умственная работоспособность была выявлена путемкорректурных заданий,
— Умственная работоспособность является объективномпоказателем общего развития ребенка, а также уровня и объема педагогическоговоздействия.
— Умение ребенка работать на занятиях неразрывно связана сразвитием различных психофизиологических процессов, отражающихся на общейумственной работоспособности.
— Дети с высокой умственной работоспособностью, как правило,наиболее активны на занятиях.
— На методически правильно проведенном интересном занятиихорошо работают даже дети с низкой умственной работоспособностью.
— Во всех группах выявлены значительные индивидуальныеразличия в темпе работы и ее качества.
— Выявлена значительная роль ежедневных физическихупражнений, повышающая умственную работоспособность.
— Выявлена разница в повышении объема выполненной работы вконтрольной и экспериментальной группах до занятия на 12,9%, а после него на 16,5% в первый год эксперимента. Разница в объеме работы на 2 году проведенияэксперимента составляет 5,8% до занятия и 2,2% после занятия. Следовательно,можно говорить о том, что чрезмерная физическая нагрузка может препятствоватьповышению умственной работоспособности детей.
Список литературы
1. Амосов Н.М. «Здоровьеи счастье ребенка» Москва 1991 г.
2. Быкова А.И. Методикапроведения подвижных игр в детском саду. М. 1956.
3. Васильева М.А.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях M. 1956.
4. Венгер Л.А. Игры иупражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. M.1989.
5. Вавилова Е.H. Учите детей бегать, прыгать,лазить, метать.
6. Кильпио Н.H. Занятия гимнастикой и подвижнымииграми в детском саду. Учпедгиз. 1954 г.
7. Кириченко Е.Ф.Создание условий для правильного физического развития детей. М. 1978.
8. Менджерицкая Д.В. Одетском творчестве M. 1970 г.
9. Мануйленко З.B. Роль игры в воспитании дошкольникаМ. 1951.
10. Макаренко Б.Г. Физическаякультура и умственных труд А.А. 1977.
11. Никитина Л.А. Мы инаши дети. М. 1990.
12. Никитин Б.П.,Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей.
13. Крупская Н.К. Одошкольном воспитании детей т. 5
14. Осокина Т.И.Физическое воспитание детей на севере. М. 1981.
15. Парамонова Л.А.Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. М. 1989.
16. Погудина Т.И. Изопыта работы по развитию двигательной активности детей. А-А. 1978 г.
17. Степаненкова Э.Я.Творческая направленность деятельности детей при обучении физическимупражнениям. М. 1983.
18. Содержание и методыумственного воспитания дошкольников. М. Педагогика, 1980 г.
19. Покатило В.И.Динамика физического развития и физической подготовленности детей. 1976.
20. Оценка физическойподготовленности дошкольника. Сборник.
21. Осокина Т.И.Физическая культура в детском саду. М. 1986.
22. Усова А.П. Обучение вдетском саду. 1976.
23. Терехова Н.«Развитие работоспособности детей и предупреждение детей утомления назанятиях.
24. Макаренко Б.Г.Физическая культура
25. Движение + движение.Шишкина В.А. М. 1982.
26. Функциональные иадаптационные возможности детей и подростков. Межвузовский сборник АПН СССР. М.1974.
27. Эльконин Д.В.Психология игры. М. 1978г.
28. Журнал „Дошкольноевоспитание“ №6. С. „Как разнообразить подвижные игры“. 2005.
29. Журнал „Дошкольноевоспитание“ №6. Ст. „Если хочешь быть здоров“ 2005.
30. Журнал „Обруч“№3. Ст. „Спорт начинается “ 2005.
31. Журнал „Дошкольноевоспитание“ №5. Ст. „О значении физического воспитания в развитииучебной деятельности“ 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат І болонський процес
Реферат Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Реферат Мотивация и личность
Реферат A Raisin In The SunReflection Essay Research
Реферат Анализ рассказа И.С.Тургенева "Свидание"
Реферат Ісс – наявність клінічних проявів запалення внаслідок бактеріальної колонізації сечової системи без визначення топіки ураження (нирки, сечовий міхур та/або уретра). Гострий пієлонефрит
Реферат «Учительская газета», 01. 06
Реферат Форми співучасті та види співучасників у злочині
Реферат «Правонарушение и ответственность за нарушение таможенных правил»
Реферат Хорватский совет обороны
Реферат Privacy And Anonymity And Information Network Technologies
Реферат John Proctor Internally Conflicted Essay Research Paper
Реферат Способы закрепления краски на оттисках в естественных и искусственно создаваемых условиях
Реферат Открытие студии массажа ЛЕО
Реферат Связь автоускорения при радикальной полимеризации метилметакрилата в массе со структурными изменениями полимеризующейся системы