ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Карельский государственныйпедагогический университет»
Факультет дошкольной и социальной педагогикии психологии
Кафедра дошкольной и социальнойпедагогики
выпускная квалификационная работа:
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯБЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМНЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила:
Татьяна Олеговна Дергачёва
студентка 431 группы
Научный руководитель:
Воронова Е.К.
Петрозаводск
2008
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В основе работотечественных и зарубежных учёных (Ф. Лагранж, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин)лежит принцип целесообразности движений, то есть умение человека рациональноиспользовать имеющиеся двигательные навыки и проявлять психофизические качествав разнообразных видах деятельности с максимальным усилением и максимальнойэффективностью.
В соответствии срекомендациями Государственного совета РФ «О повышении роли физическойкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30.01. 2002г. приняты меры по совершенствованию физического воспитания детейдошкольного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.
Дошкольное детствоуникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификойразвития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком,образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит, найтиважнейшие механизмы и факторы развития ребёнка (Бабаева Т. И., 2004).
Как мы постигаем мирдошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Преждевсего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ кпознанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой,органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника иестественном выражении его активности.
Огромную потребность вдвижениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – этопрежде всего двигаться, действовать. Игры являются лучшим лекарством для детейот двигательного голода – гиподинамии, так как дети основную часть дня – около70% времени поводят в статичном сидячем положении. Особенно это характерно длядетей старшего возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе.
Гиподинамия встречается уже у 10 — 30% дошкольников, у 50 — 60% школьников, более чем у 70% учащихся ПТУ и ВУЗов. Для решения этой проблемыболее эффективно можно использовать самостоятельную деятельность детей иучастие в подвижных играх (Кистяковская М. Ю. 1978).
Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижныеигры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательныедействия (Тимофеева Е. А., 1986).
Подвижные игры являютсясамым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей.Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка,способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовомуи эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движенийи ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваиваетречь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка,возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Но к большому сожалению в настоящее время подвижные игрыиспользуются мало. Большее предпочтение в выборе подвижной игре отдаетсяподвижным играм, имеющим сюжетный характер. Игры этого вида строятся на основеопыта детей. Выполняемые движения носят в основном имитационный характер(прыгать как зайчики). Но известно, что существуют также бессюжетные игры сэлементами соревнований, с предметами; игры – забавы, аттракционы, спортивныеигры. С их помощью мы можем решать проблему гиподинамии; мы можем в полной мереразвивать у дошкольников быстроту, ловкость, силу, выносливость.
Между тем возникает противоречие. С одной стороны стоитпроблема гиподинамии у детей дошкольного возраста, с другой стороны подвижныеигры, являясь мощным стимулятором двигательной деятельности ребёнка, используютсяредко.
Поэтому темой наших исследований является «Подвижнаяигра, как средство формирования быстроты и ловкости у детей с общимнедоразвитием речи старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс физического воспитания детейдошкольного возраста.
Предмет исследования: Развитиебыстроты и ловкости по средствам подвижных игр у детей старшего дошкольноговозраста
Цель: Выявить влияниеподвижных игр на развитие быстроты и ловкость у детей старшего дошкольноговозраста
Задачи:
1. Изучить и проанализироватьнаучно-методическую литературу по проблеме развития быстроты и ловкости у детейстаршего дошкольного возраста.
2. Выявить уровеньразвития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать,разработать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкостиу детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1 Значение, задачи и средствафизического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Под физическим развитиемпонимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательныхкачеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений(Н.Н. Кожухова, 2002).
Физическое воспитание –педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков,психофизических качеств, достижения физического совершенства.
Оно не только играетважнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и предает ему какобщечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основыфизической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются исовершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитаниеспособствует гармоническому развитию личности ребенка (Э.Я. Степаненкова,2001).
Физическое воспитание — составная часть воспитания. Это педагогический процесс, направленный надостижение физического совершенства. В процессе физического воспитанияосуществляется одновременно умственное, нравственное, эстетическое и трудовоевоспитание (Д.В. Хухлаева, 1984).
Под системой физическоговоспитания понимают социальные организации, направленные на достижениефизического совершенства. В свою очередь физическое совершенство включаетвысокую степень здоровья, высокую степень физического развития, высокую степеньфизической подготовленности.
Физическое развитие –процесс изменения форм и функций человеческого организма. К формам относитсяуровень развития антропометрических и биометрических показателей (рост, массатела, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, и др.)Одним из проявлений функций являются физические качества — быстрота, ловкость,сила, выносливость и другие (Н.Н. Кожухова, 2002).
Физическаяподготовленность – это уровень развития двигательных навыков, умений,физических качеств, который определяется требования и нормами (Д.Б. Хухлаева,1984).
Целью физическоговоспитания является подготовка к жизни, к труду и защите Родины. Эта цельединая для всей системы физического воспитания нашей страны.
В соответствии с цельюфизическое воспитание предусматривает решение следующих задач:
1. Оздоровительные:укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма.
2. Образовательные:формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств(быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), овладениеспециальными знаниями.
3. Воспитательные:содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.
Задачи конкретизируются взависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состоянияздоровья, уровня физического развития, физической подготовленности,профессиональных интересов (Д.Б. Хухлаева, 1984).
Формирование здоровьядетей, полноценное развитие их организма – одна из важных задач физическоговоспитания, где целью является воспитание здорового, жизнерадостного,жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитогоребенка (Э.Я. Степаненкова, 2001).
В соответствии свозрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностямифизическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательныезадачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных,осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневнуюжизнь.
Одна из главных задачфизического воспитания – оздоровление ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2001).
С целью повышенияустойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физическоговоспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания,формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формахорганизации двигательной деятельности. Закаливание и физические упражнениярасширяют функциональные возможности организма ребенка, оказывают тренирующеевоздействие на развитие мозга, высшей нервной деятельности,опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуя индивидуальномуприспособлению к внешней среде, помогая общению со сверстниками и взрослымилюдьми (Э.Я. Степаненкова, 2001).
Физическое воспитаниесодержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Онопомогает раскрыть ему свои двигательные способности, мобилизовать психические ифизические силы.
В системе физическоговоспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а такжедвижения и физические упражнения, выступающие в форме целого двигательногорежима (Осокина Т. И. 1973).
Психогигиеническиефакторы включаютобщий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви физкультурногооборудования и т. д. Любой из этих факторов способствует осуществлению цели изадач физического воспитания лишь при условии полного физиологического ипсихологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке данных факторовучитывается насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается имследовать.
Эколого-природныефакторы связаны сприродой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья,физического и двигательного развития. Солнце, воздух, вода могут щедро одаритьребенка здоровьем, научить его с благодарностью принимать этот дар.
Однако нельзя забывать обэкологии, к сожалению, есть на нашей планете «загрязненные» места,поэтому, собираясь с детьми на прогулку необходимо убедиться, что с точкизрения экологии все в порядке (Осокина Т.И. 1973).
Особенно важноиспользовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Их следуеторганически включить в режимные процессы (Э.Я. Степаненкова, 2001).
Система физическоговоспитания строится на определенных принципах:
1. Принцип оздоровительнойнаправленности.
Создание рациональногодвигательного режима в дошкольном учреждении для каждого ребенка, по правилу – «ненавреди здоровью».
2. Принцип разностороннего развитияличности.
При решении специфическихфизкультурных задач решается так же задачи умственного, нравственного,эстетического, трудового воспитания.
3. Принцип гуманизации и демократизации.
Вся физкультурная работастроится на основе комфортности – ребенку нужны приятные эмоции от общения сосверстниками, физических упражнений («мышечной радости»).Демократизация обеспечивает воспитателю право свободного выбора форм и средствработы с детьми.
4. Принцип индивидуализации.
Планирую работу сдошкольниками, воспитатель должен учитывать особенности каждого ребенка.
Формы работы по физическомувоспитанию с дошкольниками представляет собой комплексоздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которыхсоставляет двигательная деятельность. К ним относятся:
1) физкультурные занятия. Образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе).
2)Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика,физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке,закаливающие мероприятия).
3) Активный отдых(физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и каникулы, туризм).
4) Самостоятельнаядвигательная деятельность проводится на прогулке.
5) Домашние задания пофизической культуре.
В многообразии средствфизического воспитания игре принадлежит совершенно особое место. Появление игрыбыло оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одногопоколения к другому.
Игра по праву занимаетодно из центральных мест в сфере физического воспитания. Различают три основныегруппы игр: творческие, подвижные и спортивные. (Новосёлова С.Л., 1989)
1.2 Развитие быстроты иловкости у детей старшего дошкольного возраста
С ростом ребёнка подвоздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступныхдвижений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствованиядвигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, безкоторых оно не может быть выполнено.
Физические качестваребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость,ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.
Изучением того, чтопредставляют собой двигательные качества – занимались такие исследователи какЕ. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Л. В. Волков, В. М. Зациорский, Э. С.Вильчковский, М. Ю. Кистяковская и другие.
Характерным для данныхработ является наличие некоторой разницы в используемой терминологии.
Так Е. Н. Вавилова, Е. С.Вильчковский, М. Ю. Кистяковская применяют термин «двигательные качества».Э. Я. Степаненкова употребляет термин «психофизические качества». Л.В. Волков пользуется термином «физические способности», а В. М.Зациорский термином «физические качества».
Но, несмотря напредставленные различия исследователи сходятся в вопросе формулировки понятияфизических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека,обусловленных во много врождёнными анатомо – физиологическими, биохимическими,психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения ивоспитания.
Именно на такуювзаимообусловленность социальных и биологических факторов в развитии физическихкачеств указывают многие исследователи.
Физические качества – этосложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойстворганизма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временныехарактеристики движения ребёнка.
Физиологической основой развития физических качеств являютсяморфологические и функциональные изменения в мышечной системе, а также внервной регуляции двигательных и вегетативных функций организма.
Важное значение имеюткоординационная деятельность нервных центров по регуляции функций мышечногоаппарата и вегетативных органов; поступление в мышечные волокна импульсов воптимальном ритме и адаптационно – трофическое влияние их на мышцы черезсимпатические нервные волокна; координация работы мышц – синергистов иантагонистов и т. д.
(Е. Н. Вавилова, Е. С.Вильчковский, М. Ю. Кистяковская, Э. Я. Степаненкова, Л. В. Волков, В. М.Зациорский)
Правильно организованноепедагогическое воздействие по целенаправленному формированию исовершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние наздоровье ребёнка, на работоспособность организма, умственное развитие.Определённый уровень развития физических качеств их гармоничность позволяютдетям совершать разнообразные движения более целесообразно и экономно. Применяющихся условиях среды развитые физические качества способствуют появлениюактивности, самостоятельности, уверенности, самообладания. Физические качествапозволяют легко осваивать технику движений, более свободно владеть телом,распоряжаться своим телом в пространстве, используя хорошо развитое мышечноечувство. Целесообразное формирование физических качеств позволяет значительноповысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросыподготовки к школе.
Наибольший прирост впоказателях скоростных способностей отмечается у детей 5 и 6 лет. На пятом годуон составляет от 43,2 до 63,6%, на шестом от 42,6 до 54,5%. Максимальныевеличины прироста в показателях скоростно – силового и силового характераприходятся на шестой год жизни. В показаниях, характеризующих быстроту иточность движений, значительный прирост отмечен на седьмом году жизни, а общейфизической работоспособности в старшей группе.
Упражнения, направленныена развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, спостепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномернымраспределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги. Упражнениявключаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе всамостоятельную двигательную деятельность ребёнка (Э.С. Вильчковский, Е.Н.Вавилова, Н.А. Ноткина).
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Вопрос о том, что представляет собой ловкость, являетсядискуссионным.
Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способностьбыстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движенияв соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
(Ноткина Н.А. 1993)
И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро инаиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающиенеожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.
(Волков И.В. 1981)
В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качествоуправления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решениедвигательной задачи.
(Лях В.Л. 1991)
Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характерловкости, которая точнее определяется как координационные способностимногообразные и сложные.
Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том,сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный ихперечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:
1. способность ксохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранениюустойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;
2. способность ксогласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различныедвижения отдельными частями тела;
3. способность креакции;
4. способностьдифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5. способность кориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положениетела и осуществлять движения в нужном направлении.
(Лях В.Л. 1991)
Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:
— быстрота реакции на сигнал;
— координация движений;
— быстрота усвоения нового;
— осознанность выполнения движений и использованиядвигательного опыта.
(Степаненкова Э.Я. 2001)
В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости:
1. координационнаясложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно илипоследовательно выполняемых движений;
2. точностьвыполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временными силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;
3. время выполнениядвижения.
(Зациорский В.М. 1970)
Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то вкаждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной изперечисленных измерителей.
Проявление ловкости – это формы управления движениями, но ввысшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мереобусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковыхнервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения,степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и вменьшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, вподвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростныекачества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Еёуровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороныопределяет возможности их рационального использования.
В методической литературе указывается на то, что воспитаниеловкости складывается :
· во–первых, извоспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия,
· во-вторых, извоспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии стребованиями меняющейся обстановки,
· в-третьих, ввоспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве ивремени.
Пути развития ловкости:
1. Ловкость возрастает при овладенииновыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущенийснижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в тедвижения, которыми дети владеют.
2. Необходимо давать усложнения, новыесочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимопомнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление,снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и вначале двигательной деятельности.
В основе методики развития ловкости лежат следующиеположения:
— применение необычных исходных положений в знакомыхупражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;
— изменение скорости и темпа движения, использование разныхритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
— смена способов выполнения упражнений: метание сверху,снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
— использование в упражнениях предметов, что содействуетумению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их сдвижениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечныхощущений;
— выполнение согласованных движений несколькими участниками:приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за нихпо 3 – 4 человека;
— более сложные сочетания основных движений: бег змейкой,обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастическойскамейке с пролезанием в обруч и т. д.;
— использовать упражнения, в которых необходимо сохранятьравновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу,вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
1. Для развитияспособности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями,броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка передловлей).
2. Для развитиядифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движенияприменяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки поразметкам, сделанным на разном расстоянии.
3. Метание в цель,прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развитияспособности к ориентированию в пространстве.
Вавилова считала, чтоловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх,спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. Водном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом — схорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкостипроявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом егопространственных, временных и силовых характеристик.
(Е.Н.Вавилова)
Тарасова Т.А. в своюочередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервныхпроцессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающейобстановки.
(ТарасоваТ.А. 2005)
Хухлаева Д.В. писала отом, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьминовых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшаеткоординацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложнымиупражнениями.
Развитию ловкостиспособствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижныхиграх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим,заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложныедвигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
(Хухлаева Д.В.,1984)
Развитиебыстроты движений у детей старшего дошкольного возраста
Быстрота – способностьчеловека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова,Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.
Быстрота проявляется вразных формах, основными из которых являются:
— быстрота реакции насигнал к действиям или их смене. Э.Я. Степоненкова, В.М. Зациорскийхарактеризуют данную форму как латентное время двигательной реакции;
— скорость одиночногодвижения;
— способность увеличиватьв короткое время темп движения по сигналу или в игровой обстановке;
— частота циклическихдвижений.
(Степаненкова Э.Я.,Зациорский В.М.)
Эти формы проявлениябыстроты относительно независимы друг то друга. Ребёнок может иметь быструюреакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетаниеуказанных форм определяет все случаи проявления быстроты, по единичномупроявлению нельзя судить о развитии остальных скоростных способностей.
Практически наибольшеезначение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, прыжков). Однакоскорость в целостном сложнокоординированном движении зависит не только отуровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижениязависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силыотталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризуетбыстроту человека, и при детальном изучении именно элементы формы проявлениябыстроты являются наиболее показательными.
Проявление и развитиебыстроты движений является рядом морфологических, биохимических изменений,происходящих в организме человека.
С точки зрения биохимиибыстрота зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах и скоростьеё расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты еёресинтеза.
Максимальная частота движенийзависит в основном от скорости перехода двигательных центров из состояниявозбуждения в состояние торможения и на оборот, т. е. скорость движения зависитот подвижности нервных процессов.
С точки зренияморфологии, скорость одиночного сокращения мышцы в значительной степени зависитот структуры мышечного волокна, его иннервации.
Проявление быстротыдвижений зависит от их координационной сложности, от степени их автоматизации,величины волевых усилий интенсивности напряжения внимания.
Быстрота необходима дляформирования и совершенствования бега, прыжков, метания, в подвижных играх, дляуспешного овладения многими видами спортивных игр. Также быстрота способствуетразвитию умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Для дошкольниковхарактерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями ихорганизма; их нервной системой, которая характеризуется повышеннойчувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения.Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следуетподдерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты,интересные игровые задания.
Е.Н. Вавилова выделяет двеосновные задачи, направленные на развитие быстроты:
1. Упражнять вбыстром начале движения, умение мгновенно реагировать действием на сигнал;
2. Учитьподдерживать высокий темп движения.
(Вавилова Е.Н.1981)
В.М. Зациорский несколькоиначе формулирует направления в методике развития быстроты:
1. Целостноеразвитие быстроты в определённом движении;
2. Аналитическоесовершенствование фактов, определяющих определённую скорость движения,например, совершенствование в технике движения.
(ЗациорскийВ.М. 1970)
При подборе упражненийдля развития быстроты учитываются следующие требования:
1. Движение должнобыть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилиябудут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;
2. Продолжительностьупражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступлениеутомления;
3. Упражнениянедолжны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях,с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление,стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера»;
4. Упражнения должныпроводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнениянеобходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда детинеутомленны предшествующей деятельностью.
В методике развитиябыстроты предлагаются следующие упражнения.
· Для развитиябыстроты реакции используются:
1. Старты из разныхисходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
2. Чередованиеосновных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.
3. Изменениенаправления движений при ходьбе и беге по сигналу.
4. Изменениеинтенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег сускорением.
· Для развитияспособности в короткое время увеличивать темп движения используется:
1. Бег вмаксимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз;
2. Бег с высокимподниманием бедра, отведением голени назад;
3. Бег с ускорением.
· Для развитияумения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:
1. Бег сперешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии(одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
2. Бег скрестнымшагом по обручам.
1.3Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыминарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состояниицентральной нервной системы.
Наличие органическогопоражения головного мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару,духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из нихвыявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координациидвижений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционныхдвижений.
Такие дети быстроистощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуютсяраздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью,не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстроменяется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии,навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенностьи вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причём это утомлениенакапливается в течении дня к вечеру, а также к концу недели. Утомлениесказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это можетпроявляться в расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательнойактивности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность ипроизвольное внимание. Их двигательная расторможенность может выражаться в том,что они проявляют двигательное беспокойство. Как правило, у таких детейотмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровеньпонимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи,низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности,низкая умственная работоспособность.
Эта характеристика даётсяв книги «Специальная педагогика» под редакцией Назаровой Н. М., также нам хотелось бы представить характеристику детей с общим недоразвитием речикоторую предлагают Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своей книге «Преодолениеобщего недоразвития речи у дошкольников». Авторы говорят о том, чтоспециальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразиепроявлений ОНР. Авторы, схематично, разделили детей на три группы.
У детей первой группыимеют место лишь признаки общего недоразвития речи, без других выраженныхнарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальныепоражения центральной нервной системы. В психическом облике этих детейотмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабаярегуляция произвольной деятельности.
У детей второй группы ОНРсочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Среди нихнаиболее частыми являются следующие:
· Гипертензионно-гидроцефальныйсиндром – этот синдром проявляется прежде всего в нарушениях умственнойработоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также вбыстрой истощаемости и перенасыщенности любым видом деятельности, повышеннойвозбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.
1.4 Значение ихарактеристика подвижной игры
В развитии двигательнойдеятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущаяроль.
Подвижные игры зародилисьв далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости,быстроте, меткости.
(НовосёловаС.Л.)
Е.А. Аркин определяетподвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребёнка, основнойрычаг дошкольного воспитания.
(Аркин Е.А.)
Кандидат психологическихнаук Новосёлова С.Л. говорит об игре, как одном из тех видов детскойдеятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Вигре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовойдеятельности его отношения с людьми.
(Новосёлова1989)
Преимущество игры средиразличных физических упражнений Аркин Е.А. видит в эмоциональной насыщенности,придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющейрадость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующейработе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений,устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими детьмитемпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психическихкачеств – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.
(Аркин Е.А.1948)
Подвижные игры создаютблагоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.Хотя определённое содержание и правила чаще всего обуславливают вид движенийиграющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного, творческого выбораконкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера иинтенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.Это позволяет каждому ребёнку действовать в меру своих возможностей всоответствии с индивидуальными особенностями физического и психическогоразвития.
(Фомина А.И.,1984)
Игра, с одной стороны,создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущейдеятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаютсяновые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действоватьколлективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С др. стороны,её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющейсяжизненный опыт детей.
(Тимофеева Е.А.,1986)
Развитие ребёнка в игрепроисходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание, эстетическое, умственноеи т.д.
(НовосёловаС.Л., 1989)
Подвижные игры оказываютвсестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка.Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояниеорганизма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.
(Тимофеева Е.А.,1979)
Разнообразные иговыедвижения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливаюткровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организмакислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечнаядеятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц,увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игрыспособствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умениюсоизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостновоздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органови систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышаетфункциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.
(КистяковскаяМ.Ю., 1978)
Подвижная игра какдвигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует отребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
(Тимофеева Е.А.,1979)
Почти в каждой подвижнойигре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, такжетребующие быстрой реакции. Например, сигналы «построиться!» в игре «Дружныеребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий,направления и характера движения: лёгкий бег в рассыпную изменяется нацелеустремлённый в прямом направлении для скорейшего построения в колонны другза другом на заранее обусловленных местах.
Подвижные игры служатметодом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.
(Фомина А.И.,1984)
П.Ф. Лесгафт писал: «Виграх применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтомувсе производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силами умениям занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
(Лесгафт,1951)
Это положениеподтверждается работами таких педагогов как М.М. Конторович, Л.И. Михайлова,А.И. Быкова, Т.И. Осокина и др. Они разработали методику проведения подвижныхигр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы кгруппе, определили роль воспитателя.
В процессе игры ребёнокнаправляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Ондействует целеустремлённо, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляяловкость и тем самым совершенствуя движения.
Существуют следующиеклассификации подвижных игр:
1. Кожухова Н.Н.разделила игры:
· По сложности;
· По двигательномусодержанию
· По степенифизической нагрузки
· По использованиюпособий и снарядов
· Попреимущественному формированию физических качеств
Также Кожуховаклассифицировала игры по сложности:Элементарные игры Сложные игры
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребёнок. Это игры преимущественно коллективные. Народные игры относятся к сюжетным.
Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели.
Это:
Игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия)
Игры с элементами соревнования
Несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребёнок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)
Игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки) требуют определённых условий; правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очерёдность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.
Игры- забавы для маленьких детей, побуждают их к двигательной активности.
Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определённой техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощённым правилам.
(КожуховаН.Н., 2002)
2. Тимофеева Е.А.разделила подвижные игры таким образом:
/>
(ТимофееваЕ.А., 1979)
Несмотря на разнуюклассификацию и Тимофеева Е.А. и Кожухова Н.Н. выделяют в подвижных играхсюжетные, бессюжетные, игры – забавы.
Сюжетные игры
Игры этого вида строятсяна основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающейжизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образежизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характердвижений играющих. В одном случае дети, подражая лошадкам, бегают, высокоподнимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметьвлезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом,выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
(ТимофееваЕ.А., 1979)
Одной из особенностейподвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей черезобразы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которымобязательно для всех.
(ШустоваА.И., 1982)
Сюжетные подвижные игрыпреимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разнымицелями.
(Лайзане С.Я.,1987)
Бессюжетные игры
В эту группу входят игры,разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющихдетей и для небольших групп, а также игры, в которых играющие делятся назвенья, команды.
(Шустова А.И.,1982)
Бессюжетные игры типаловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которымдети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственныхролей, взаимосвязные игровые действия всех участников. Эти игры основаны напростых движениях, чаще всего бег в сочетании с ловлей и увёртыванием,прятаньем и т.д. Такие игры доступны и малышам и старшим дошкольникам.
(Фомина А.И.,1984)
Однако следует учесть,что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты,ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. это объясняетсявыполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такогозадания определяются правилами.
Поскольку правила требуетот участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространениебессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.
(Кожухова Н.Н.,2002)
Игры – забавы
В работе с детьмидошкольного возраста используются и так называемые игры – забавы, аттракционы.Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако, частопроводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные заданияв этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элементсоревнования. Эти игры требуют от участников двигательных умений, ловкости,сноровки.
(Тимофеева Е.А.,1979)
Выдающийся русскийпедагог П.Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания вРоссии. Большое место в ней отводится подвижной игре.
Игра определяетсяЛесгафтом как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Онаявляется самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственнаяинициатива ребёнка и воспитываются его нравственные качества.
Каждая игра, указываетЛесгафт, должна иметь определённую цель, а форма игры – отвечать этой цели.Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребёнка управлятьсобой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действияпредварительно усваиваются в систематических упражнениях.
Лесгафт указывает, чтосистематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей уменияуправлять своими действиями, дисциплинируют его тело, тоесть приучатьдействовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большойловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой,ценить товарищество.
(Лесгафт П.Ф.,1953)
Е.А. Аркин считалподвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребёнка, основнымрычагом дошкольного воспитания.
(Аркин Е.А.,1948)
В подтверждение этому: Н.К.Крупская в одном из своих выступлений говорила: «Игра учит ребяторганизованности, она ребят воспитывает». В высказываниях Крупской Н.К.подчёркивается также значение игры для физического развития.
«Есть масса игр,которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которыеукрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу,умение попадать в цель и всякие, такие вещи, которые при труде имеютгромаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольныхучреждениях».
(Крупская Н.К.1967)
Подвижные игры, поубеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребёнка и способствуют укреплениюорганизма главным образом путём развития и усовершенствования двигательногоаппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерностидействий.
(Аркин Е.А.,1948)
Также подвижные игрырассматривал Кильпио Н.Н., он говорил о том, что подвижные игры целесообразноварьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внестиразнообразие, поддержать интерес детей к игре: основная задача заключается впостепенном усложнении игры (её движений, правил, игровой ситуации, условийпроведения и методики руководства). В своём сборнике игр Кильпио Н.Н.предлагает игры с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляетинтересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом.
(Кильпио Н.Н.,1968)
ГЛАВА2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1База и методы исследования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольноговозраста
Цель: Выявить уровень развития быстроты и ловкостиу детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Найти и описатьбазу исследования.
2. Подобрать иапробировать тестовые задания по определению уровня развития быстроты и ловкостиу детей экспериментальной группы.
3. Описать ипроанализировать полученные результаты.
В процессе опытно –экспериментальной работы была проведена беседа с заведующей ДОУ № 34 ШамшинойОксаной Евгеньевной. В ходе беседы мы узнали, что МДОУ № 34 г. Петрозаводска «Радуга» был основан 27 марта 1967 г. Раньше детский сад принадлежал Октябрьской железной дороге, но с 1 января 2005 г. стал Муниципальным Дошкольным образовательным учреждением. Детский сад № 34 работает по программе «Радуга»(это первый детский сад, который взял на себя эксперимент по программе «Радуга»).В саду функционирует 11 групп (274 ребёнка) — это дети в возрасте с 1,5 до 7лет. В ДОУ проводится систематическая работа по укреплению здоровья детейдоступными средствами и методами. В детском саду проводятся следующие формыработы по физическому воспитанию:
— физкультурные занятия,
— утренняя гимнастика,
— дыхательная гимнастика,
— физкультурныеразвлечения.
Для реализации этогоблока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивногоинвентаря.
1. Для проведенияэкспериментальной работы были выбраны дети, посещающие старшую группу «Подсолнушки»,в которой созданы все условия для разностороннего развития ребёнка. Воспитательно-образовательныйпроцесс в группе осуществляется в соответствии с требованиями программы «Радуга».Старшую группу «Подсолнушки» посещает 27 детей. Из них 13 мальчиков и14 девочек. Это дети в возрасте от 5 до 6 лет. В ходе проведения опытно-экспериментальнойчасти исследования была выбрана группа детей (8 детей) определенной возрастнойкатегории (от 5.5 до 6 лет)Имя Ф. ребёнка Возраст Группа здоровья Александрова Лида 5,8 2 Падчин Илья 5,5 1 Сидорова Настя 5,9 2 Ефремов Никита 6 2 Суворов Вася 6 1 Савельева Маша 5,7 2 Хайдуков Никита 5,9 2 Чутина Алиса 6 1
Методы обследования быстротыи ловкости
В качестве методовобследования детей были использованы тесты Тарасовой Т. А. на выявлениебыстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Тест 1
ЦЕЛЬ: оценить ловкость порезультатам бега на дистанцию 10 м.
Ребёнок должен пробежатьдистанцию 10 м с поворотом (5+5 м) и по прямой. Ему следует дать две попытки сперерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативностидействий задание лучше проводить в условиях соревнования.
Тест 2
ЦЕЛЬ: оценить ловкость вполосе препятствий.
С интересом выполняютдошкольники 3 – 7 лет и более сложные задания, например «полосупрепятствий». В это задание входят:
· Бег погимнастической скамейке (длинна 5 м);
· Прокатывание мячамежду предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга;
· Подлезание поддугу (высота 40 см)
Каждому ребёнку даётся потри попытки. Засчитывается лучший результат.
Тест 3
ЦЕЛЬ: определитьспособность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии стребованиями внезапно меняющейся обстановке в челночном беге на 10 м.
Ребёнок встаёт уконтрольной линии, по сигналу «Марш!» (в это время включаетсясекундомер) трёхкратно преодолевает 10 – метровую дистанцию, на которой попрямой линии расположены кубики (5 штук). Ребёнок должен обежать каждый кубик,не задев его.
Фиксируется общее времябега.
Тест 4
ЦЕЛЬ: определить ловкостьпри подбрасывании и ловле мяча.
Ребёнок принимает и. п.(ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15 – 20 см как можно большее количество раз.
Тест 5
ЦЕЛЬ: оценить быстроту порезультатам бега на дистанцию 30м
Ребёнок должен пробежатьдистанцию 30м за минимальный отрезок времени.
Тест 6
ЦЕЛЬ: оценить быстроту порезультатам ходьбе на дистанцию 10м
Ребёнок должен пройтидистанцию 10м за минимальный отрезок времени.Имя Ф. Тест 1. сек. Тест 2. сек. Тест 3 сек. Тест 4 сек. Тест 5 сек. Тест 6 сек. Уро-ь разв-я мин. Александрова Лида 6 65 12 6 600 10 2,40 Чутина Алиса 6 60 8 6 618 9 2,30 Падчин Илья 5 57 6 8 558 7 2 Сидорова Настя 7 69 10 5 648 9 3,7 Ефремов Никита 6 60 9 6 588 8 2,20 Суворов Вася 5 55 6 10 570 6 2 Савельева Маша 7 70 11 5 600 10 2,30 Хайдуков Никита 6 62 10 6 582 8 2,20
Из представленной таблицывидно, что в среднем самым высоким результатом является 2 минуты, самым низким– 3,7 минуты, результаты основной массы являются от 2,20 до 2,40 минут.2.2Экспериментальная работа по развитию быстроты и ловкости у детей старшегодошкольного возраста
Цель: Подобрать, разработать и апробироватькомплекс подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости у детейстаршего дошкольного возраста.
В ходе опытно – экспериментальной работы с детьми проводилисьподвижные игры способствующие развитию быстроты и ловкости. Работа с детьмипроводилась один раз в неделю по вторникам, с 5-го февраля 2008 года по 25-емарта 2008 года. Работа проводилась в виде мини занятий, в которые входило потри игры: первая игра хорошо знакома детям, вторая игра – мало знакома, третья играабсолютно незнакома детям.
Структура занятий:Занятие № Содержание занятий 1 «Успей поймать», «Бери скорей», «Бабочки и стрекозы» 2 «Бери скорей», «Бабочки и стрекозы», «Догони» 3 «Бабочки и стрекозы», «Догони», «Конь-огонь» 4 «Догони», «Конь-огонь», «Передай мяч» 5 «Конь-огонь», «Передай мяч», «Канатоходец» 6 «Передай мяч», «Канатоходец», «Коршун и наседка» 7 «Канатоходец», «Коршун и наседка», «Перемени предмет» 8 «Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто скорей»
Подвижные игры, способствующиеразвитию быстроты
Успей поймать
Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч икамешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше отнего камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший отземли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот ивыигрывает.
Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга,затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).
Бери скорее
Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротивдруг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 – 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшойпредмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений –сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстроподняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто неуспел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет иубежать за линию.
Бабочки и стрекозы
Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки нарасстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки»и «Стрекозы». Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Еёигроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах передними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку.Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Изигры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Воспитательназывает команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшаяза одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника.
Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя наколенях, сидя, лёжа.
Догони
На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребёнка,между ними расстояние 2- 3 м. по сигналу бегут в прямом направлении на другуюсторону, сзади стоящий старается догнать переднего. Расстояние для бега 20 – 30 м. Затем дети меняются местами.
Конь – огонь
Играющие стоят в кругу, один в центре круга с флажком. Идутподскоками по кругу под слова: «у меня есть конь, этот конь – огонь! Но –но – но – но, но – но – но – но». Останавливаются, на месте делаютдвижение согнутой ногой – конь бъёт копытом. Водящий в это время подскокамиобходит круг, говоря: «я скачу на нём, на коне своём. Но – но – но – но,но – но – но – но». С окончанием слов останавливается и протягивает флажокмежду двумя играющими. Один бежит в правую сторону круга, другой – в левую,стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому это удалось, идёт в круг сфлажком. Игра повторяется.
Подвижные игры, способствующие развитию ловкости
Передай мяч
Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в двеколонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний стоящий вкаждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передаётмяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны оказывается ведущийзвена.
Варианты передачи: над головой, с боку, внизу между ног, вположении сидя на полу или скамейке.
Канатоходец
Две команды стоят в колоннах у линии старта, финиш нарасстоянии 8 – 10 м. У игроков по одному бумажному или картонному колпаку.Первые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны и по сигналупродвигаются вперёд. Повернув в условном месте, берут колпак в руки и бегут ксвоей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой.
Коршун и наседка
6 – 7 детей (цыплята), стоят в колонне, держась друг задруга, впереди стоящий – наседка. На другой стороне площадки – коршун. Посигналу он вылетает и старается схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседказащищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну достать цыплёнка.Все цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну.Коршун, для того чтобы поймать цыплёнка, часто меняет направление движения.
Перемени предмет
На одной стороне площадки в кружках 4 – 5 предметов (мешочки,кубики, кегли). На противоположной стороне за линией старта (расстояние 15 – 20 м) дети образуют 4 – 5 колонн. Первые получают по одному такому же предмету, но другого цвета. Насигнал «Беги» они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладутпредмет, берут лежащий, возвращаются с ним к своей колонне и поднимают надголовой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своегозвена, а сами встают в конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалосьбольше выигравших.
Усложнение: в каждом кружке находится по 3 – 4 предмета. Насигнал «Беги» играющие бегут, и в это время им называют предмет,который надо взять.
Кто скорей
Эта игра с элементом соревнования может включать преодолениеразличных препятствий, знакомых детям. Не следует давать только ползанье начетвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могут травмироватьколенный сустав.
— пройти по гимнастической скамейке и обежать змейкой мячиили кегли.
— подлезать под верёвку, перепрыгнуть канавку.
— провести мяч, ударами о пол по прямому направлению илиогибая положенные предметы.
— пролезать в один обруч, затем прыгать из обруча в обруч надвух ногах.
Анализ действий детей
В ходе проведенияподвижных игр, направленных на развитие быстроты и ловкости, моё внимание былонаправленно на то, как дети ведут себя в играх, как они выполняют данное имзадание. Благодаря подвижным играм можно понять насколько хорошо или плохо удетей развиты физические качества (быстрота и ловкость).
Успей поймать. Играя, дети должны были соблюдать правилаигры, слушать сигнал воспитателя и реагировать на него, не мешать другим детям.Почти все дети играли, соблюдая все необходимые правила, но никто не смог выполнитьвсе условия игры (поймать мяч, ударившийся о землю один раз).
Илья и Настя во время объяснения правил игры отвлекались и неслушали, следовательно, во время игры не выполняли необходимых действий(относили камушек как можно дальше и оставались стоять рядом с ним; вначалеловили мяч и только потом относили камушек). После моих замечаний и повторногообъяснения Илья и Настя смотря на действия других детей, начали выполнятьзадание.
Остальные дети играли с большим интересом, внимательнослушали мои указания и рекомендации. Очень старались до конца выполнитьзадание.
С каждым занятием дети выполняли задание игры всё лучше илучше.
Бери скорее. Во время проведения этой игры дети частопутались, не понимая, кто должен брать предмет и кто должен бежать (дети бралипредмет и поднимали руку вверх остальные убегали за линию). После повторногообъяснения и показа у детей начало получаться.
На четвёртый раз проведения игры Никита, Маша, Алиса и Васяполностью поняв правила, отлично выполняли их. Во время этой игры проблемывозникли у Ильи, он ни разу не выполнил необходимые требования (всё времяпросто убегал за ограничительную линию), возможно, это было связано с егоневнимательностью.
Остальные дети играли очень хорошо, были увлечены игрой изаинтересованы правильным выполнением задания.
На третьем занятии у детей уже не возникало затруднений поповоду выполнения задания.
Бабочки и стрекозы. С этой игрой почти все дети справилисьсразу же. Маша и Никита не поняли того условия, что названия у командыпостоянно меняется, а в связи с этим и действия. Во второй раз проведения игрывсе дети внимательно слушали названия и выполняли условия правильно.
Догони. В этой игре единственная трудность заключалась в том,что дети бежали не по прямой, а по диагонали, змейкой.
Дети внимательно слушали мои указания, не отвлекались. Скаждым повторением скорость бега у детей увеличивалась.
Конь – огонь. Роль водящего не вызвала у детей затруднений,все дети, которые участвовали в этой роли справлялись после первого объяснения.
Затруднение вызвало у детей вторая часть игры, когда двумдетям нужно было оббежать круг и тот, кто первый добежит должен был взятьфлажок. Вместо этого дети вначале старались взять флажок, а затем бежали или непонимали в какую сторону им бежать, когда прибегали вставали на своё место.
После нескольких повторений на разных занятиях дети намноголучше стали выполнять задание.
Передай мяч. Эта игра очень понравилась детям, и они оченьбыстро усвоили правила.
Трудности появлялись лишь о том, что дети торопились выполнитьзадание и поэтому передавали мяч через одного; передавали мяч не над головой, аповорачивались друг к другу лицом. Уже на третий повтор игры дети выполнялизадание без ошибок.
Канатоходец. В этой игре детям хотелось выполнить задание быстрее,поэтому они допускали такие ошибки, как держали руками колпак и бегом выполнялизадание вместо того, чтобы развести руки в стороны.
В этой игре дети плохо соблюдали дисциплину, не строились вколонну.
После нескольких повторений дети усвоили правила игры и старалисьих соблюдать.
Коршун и наседка. Эта игра очень увлекла детей. Во время игрыдети в роли цыплят отцеплялись и разбегались в стороны вместо того, чтобыувёртываться от «коршуна».
Не всем детям в роли «коршуна» удалось пойматьцыплят с первой попытки. Однако после повторения правил игры дети усвоили токакие действия им следует выполнять.
Перемени предмет. Правила этой игры детям объяснялись двараза так как они вызвали у них затруднения.
В ходе игры дети начинали бежать, не дождавшись сигнала,оставляли предмет в кругу и не брали другой, брали предмет не тот которыйнужно, передавали предмет как эстафету, бежали к кругу команды соперников. Детихорошо усвоили задание только на третьем занятии, хотя у некоторых детейпо-прежнему возникали трудности.
Кто скорей. Эта игра вызвала у детей особый интерес, так какв одной игре нужно было выполнить сразу несколько заданий.
Играя впервые у детей, возникли трудности в ориентировки(забывали последующее задание), из-за этого скорость выполнения была низкой. Восновном дети справлялись с заданием.2.3Описание изменений быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы
После проведенной опытно – экспериментальной работынаправленной на формирование быстроты и ловкости у детей экспериментальнойгруппы наблюдаются изменения. Эти изменения можно пронаблюдать с помощьютаблицы:Имя Ф. Тест 1. сек. Тест 2. сек. Тест 3 сек. Тест 4 сек. Тест 5 сек. Тест 6 сек. Уро-ь разв-я мин. Александрова Лида 6 64 10 7 600 8 2,30 Чутина Алиса 6 60 8 6 618 8 2,30 Падчин Илья 5 57 6 9 558 6 2 Сидорова Настя 7 69 8 6 648 8 3 Ефремов Никита 6 60 8 7 580 7 2,10 Суворов Вася 5 55 6 10 560 6 2 Савельева Маша 7 65 10 7 590 9 2,20 Хайдуков Никита 6 58 8 6 582 8 2,10
Из представленной таблицы видно, что самым лучшим результатомявляется 2 минуты, самым низким результатом – 3 минуты, результаты основноймассы – от 2,10 до 2,30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было выявить влияние подвижной игрына развитие таких физических качеств как быстрота и ловкость у детей старшегодошкольного возраста.
В многообразии средств физического воспитания игрепринадлежит совершенно особое место. Появление игры было оправданно сбиологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения кдругому. Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физическоговоспитания. В развитие двигательной деятельности подвижной игре такжепринадлежит ведущая роль. Подвижная игра как двигательная деятельность обладаетопределённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы инеожиданные изменения игровой обстановки.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная играспособствует развитию физических качеств, в том числе быстроте и ловкости удетей дошкольного возраста.
В ходе работы была изучена научно-педагогическая и методическаялитература. Многие исследователи занимались этой проблемой, например такие как:Осокина, Лесгафт, Аркин, Степоненкова, Лях, Зациорский и другие. В своихисследованиях они предлагают подвижные игры развивающие быстроту и ловкостьдетей дошкольного возраста, они рекомендуют включать их в физкультурные занятияи в повседневной жизни детей.
При рассматривании данной проблемы мы провели опытно –экспериментальную работу. Работа проводилась в МДОУ № 34 с пятого февраля2008г. по двадцать пятое марта 2008г. В ходе её проведения мы взяли группу детей,состоящую из восьми человек в возрасте от 5,5 до 6 лет. Наша экспериментальнаяработа состоит из трёх частей.
В первой части для определения уровня развития быстроты иловкости мы провели тестовые задания, Тарасовой Т. А. с помощью которых мы определили,что уровень развития быстроты и ловкости у детей низкий.
Во второй части работы с детьми проводились мини занятия,состоящие из подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости. Послепроведения мини занятий мы проанализировали действия детей.
В третьей части были повторно проведены тестовые заданияТарасовой Т. А., с их помощью мы смогли увидеть, что после проведённой работыуровень развития быстроты и ловкости у детей поднялся.
По средствам проведённой опытно – экспериментальной работынами выявлено влияние подвижной игры на развитие быстроты и ловкости у детейстаршего дошкольного возраста.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.А.Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, 250 с.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте удошкольников ловкость, силу, выносливость.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.
3. Вильчковский Э.С. Развивайтедвигательные функции у детей.-Киев: Здоровье, 1983.-205 с.
4. Волков Л.В. Физические способностидетей и подростков.- Киев: Здоровье, 1981.-177 с.
5. Зациорский В.М. Физическиекачества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1970.-200 с.
6. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теорияи методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение,1985.-271 с.
7.Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада.М., «Просвещение», 1968, 57 с
8. Кистяковская М. Ю. Физическоевоспитание детей дошкольного возраста., — М.: Просвещение, 1978.-160 с.
9. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А.,Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях:Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С.А.Козловой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
10. Крупская Н.К. О дошкольномвоспитании. М., «Просвещение», 1967, 209 с.
11. Лайзане С.Я. Физическая культурадля малышей: Кн. Для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1987.-160 с.: ил.
12. Лесгафт П. Ф. Руководство пофизическому образованию детей школьного возраста. Собр. Пед. соч., т. 4, «Физкультураи спорт», 1953, 270 с
13. Лях В., Панфилов Н. Развиватькоординационные способности // Дошкольное воспитание, 1991.- № 7.-с.16-19.
14. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника.– М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
15. Ноткина Н.А. Двигательныекачества и методика их развития у дошкольников.-СПб,1993.
16. Осокина Т.И. Физическая культурав детском саду. М., «Просвещение», 1973. 288 с. с ил.
17. Степаненкова Э.Я. Теория иметодика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –368 с.
18. Тарасова Т.А. Контроль физ.состояния детей дошкольного возраста: мет.-е рекоменд. для руководителей ипедагогов ДОУ – М. ТЦСфера, 2005, 85 с.
19. Тимофеева Е.А. Подвижные игры сдетьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада-М.: Просвещение,1979. – 96 с., ил.
20. Фомина А.И. физкультурные занятияи спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот к школе группы2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с., ил.
21. Хухлаева Д.В. Методикафизического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щпо спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с., ил.
22. Шустова А.И. Физическоевоспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.И.Баканенкова, Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.