КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине: «Высшееобразование в Украине и Болонский процесс»
Натему: «Принципы, пути и методы адаптации высшего образования Украины вЕвропейский простор высшего образования»
Введение
Современное демократическоеразвитие сообщества европейских стран неотъемлемо связано с индивидуальнымразвитием каждого человека, его самореализацией в этом мире, что требуетгармонизации систем высшего образования и повышения качества подготовкиспециалистов.
Определяющие свойстваЕвропейского высшего образования — это качество подготовки и конкурентоспособностьвысших учебных заведений Европы, взаимодействие государств и высших учебныхзаведений, совместимость структуры образования и квалификаций на двухступенчатоми последипломном уровнях.
Участие высшего образованияпередовых стран Европы в Болонском процессе должно быть направлено только наего развитие и приобретение новых качественных показателей, а не на потерюлучших традиций, снижение национальных стандартов качества.
На протяжении 1995-2005 г.Министерство образования и науки Украины осуществило ряд масштабных мероприятийпо созданию новой нормативно-правовой базы национального высшего образованияУкраины. Принятый комплекс нормативно-правовых документов прошел апробацию намеждународном уровне и на сегодня определяет идеологию усовершенствования всейобразовательной системы Украины.
1. Проблемные вопросыв системе высшего образования Украины
Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовкураньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы,которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возниклив период независимости государства в связи с особенностями переходного периода.
К указанным структурнымпроблемам относится несогласованность образовательно-квалификационных уровнейбакалавра и магистра с требованием работодателей, чрезмерное количествоспециальностей и специализаций, их распределение среди высших учебных заведенийи др.
В результате этоговозникают существенные отличия как по форме, так и по содержанию системывысшего образования Украины по сравнению с лучшими европейскими моделями.
Проблемы и препятствия,которые тормозят высшие образование в Украине, следующие [1]:
1. в Украине существует излишнее и недостаточносбалансированное с потребностями общества и рынком труда количество направлений(79) и специальностей (584), по которым готовят специалистов с высшимобразованием. В мировой же практике их, как минимум, вдвое меньше, ониукрупнены и более универсальны;
2. в обществе уровеньбакалавра имеет недостаточное признание, недостаточную востребованностьотечественной экономикой из-за неопределенности его места на рынке труда,поэтому в высшее учебное заведение студентов преимущественно принимают наспециальность, а не на направление, представляющее бакалаврат;
3. существует угрожающаятенденция ухудшения качества высшего образования, нарастающая во времени;
4. не уменьшается разрывмежду работниками образования и работодателями, между сферой образования ирынком труда;
5. имеет место неоправданная путаница в пониманиифункций специалиста и магистра. С одной стороны программы подготовкиспециалистов и магистров близки между собой, они эквивалентны по своемуобразовательному статусу, а с другой они аккредитуются по разным уровням: третьемуи четвертому;
6. сектор высшегообразования не берет на себя роль лидера в проведении передовых научныхисследований в учебных заведениях, которые представляют собой основу элитнойуниверситетской подготовки. Это приводит к второстепенности университетскойнауки, как в системе государственных приоритетов, так и в принципах еефинансирования, что не соответствует мировой практике;
7. неадекватно ктребованиям общества в специалистах с высшим образованием действуют такиераспространенные учебные заведения как техникумы, колледжи и высшиепрофессионально-технические училища, которые на заре независимости Украины былиискусственно отнесены к системе высшего образования. В результатеобразовательно-квалификационный уровень младшего специалиста не соответствуетминимальным требованиям, принятым в мире стандартам качества и нормам высшегообразования и не согласовывается с общеевропейской ступенчатой системой.Подготовка же бакалавра в заведениях II уровня аккредитации, — колледжах, — несоответствует основным требованиям к фундаментальной составляющей базового высшегообразования, которую могут осуществлять лишь заведения III-IV уровняаккредитации с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составоми развитой наукой;
8. отошла в прошлое когда- то хорошо организованная для централизованной экономики система повышенияквалификации и переподготовки кадров. Новой же системы, удовлетворяющейпотребности рыночной экономики в Украине не создано. Поэтому очень важныйобщеевропейский принцип «образования в течение жизни» пока что в условияхУкраины не может быть реализован в полной мере;
9. уровень автономиивысших учебных заведений во многих вопросах значительно нижесреднеевропейского, в частности, в вопросах финансовой самостоятельности,структуры и объемов подготовки специалистов высшего образования и т.п.
Эти и иные препятствияухудшают систему высшего образования Украины, ухудшают мобильность студентов,преподавателей и ученых Украины в границах европейского простора образования ирынка труда.
2. Адаптация высшегообразования Украины к Европейскому высшему образованию
Отметим, что Болонскаядекларация — это не элитный клуб. Присоединение Украины к этому процессу ещевовсе не означает, что нашу страну тотчас признает европейский образовательный«дом». До 2010 года ведомство С. Николаенко должно выполнить все требования соглашения. Соседи-европейцыпредлагают перейти на двухступенчатую модель получения образования: не менее3-х лет студенты будут учится на бакалавра, и дополнительно 2 года посвятятполучению степени магистра. Хотя, по словам главы МОН Станислава Николаенко,насущной необходимости в том, чтобы готовить магистров изо всех, кто поступил ввуз, нет.
Также, по словам министра, припереходе к болонским стандартам произойдет серьезная ревизия учебных заведений.
— Без очищения образовательного поля отпсевдовузов невозможно говорить о продвижении национального высшего образованияна европейском рынке труда. Более того, от низкого качества образовательныхуслуг страдают наша экономика и все мы, — объяснил ситуацию С.Николаенко. — Присоединение Украины к Болонскому процессу решает две важные задачи.Во-первых, мы должны работать на уровне европейских требований; во-вторых,таким образом мы гарантируем высокий уровень качества образования.
К вступлению в Болонский процесс Украина готовилась давно. Так, в этомгоду на европейские кредиты и модули перешли уже 130 наших вузов. И если раньшево многих учебных заведениях эта система внедрялась в качестве эксперимента, тоуже в ближайшем будущем к ней прибегнут почти все вузы страны.
Согласно европейским стандартам, отечественные высшие заведения должныбудут использовать 100-балльную шкалу оценки знаний. Качество усвоенногостудентами материала будет определяться двумя составляющими — работой в течениесеместра и экзаменационной оценкой. Проще говоря, 40 баллов студентзарабатывает за посещение лекций, работу на семинарах и прочее, а 60 баллов емуставит экзаменатор.
По своей сути Болонский процесс — не просто кредиты и модули. Это новаядля Украины концепция организации учебного процесса, новые технологии получениязнаний. Чтобы всего этого добиться, нужно привести систему украинскогообразования к единым европейским стандартам. Ведь мы хотим быть понятнымиЕвропе[2].
Условия внедрения мировых стандартов и их планируемые преимущества дляболее наглядного восприятия представлены на диаграммах (рис.1), (рис.2).
/>
Рис.1. Основные требования к системевысшего образования
/>
Рис.2. Ожидаемые преимущества
Среди преимуществ, обеспечивающих интеграцию системы высшего образованияв Зону европейского образования, специалисты в первую очередь называютмобильность учащихся, персонала и выпускников, и одним из положений являетсяустранение требований к национальности и другие препятствия и препоны дляакадемической карьеры в Европе.
Одним из преимуществ кредитно-модульной системы, специалисты называют еедемократичность. У слушателей появится возможность выбирать дисциплины дляизучения по своему усмотрению. Такая свобода имеет и обратную сторону. Однистуденты из-за недостатка самодисциплины бросают учиться через два — три года.Другие — тянут лямку десятилетиями. И продолжают учиться всю жизнь. Никто неотчисляет прогульщика за несданную сессию. Тем более, что сессий здесь нет, каки привычных нам первого — пятого курсов. Зато из тех, кто остался, выходятспециалисты, которые точно знают, зачем им нужен диплом[3].
Для адаптации системыорганизации учебного процесса Университетов Украины к европейской системыкредитного взаимопризнания провелись масштабные мероприятия.
Во-первых, назаконодательном уровне изменения в нормативно-методические документы: пересмотрперечня направлений и специальностей. Дополнения к дипломам о высшемобразовании, Стандарты высшего образования, Положения об организации учебногопроцесса с учетом кредитно-модульной системы и др.
Во-вторых, осуществлен рядорганизационных мероприятий по изменению в системе менеджмента университетов: предусмотреныменеджеры и тьютеры (кураторы — разработчики учебных модулей), происходитзаключение межуниверситетских соглашений, информационное обеспечениеакадемической мобильности и т.д.
Сейчас создан институткураторов (разработчиков) учебных модулей, создаются информационные ресурсы дляобеспечения информационной мобильности студентов – информационно-справочныесайты, базы данных, содержащие учебные планы и другую информацию об учебномпроцессе. Происходит межуниверситетское и международное взаимопризнание учебныхмодулей и дополнений к диплому, внедряется соответствующая система оценивания.
В-третьих, активизируетсяпроцесс внедрения системы кредитов в систему образования Украины, что требуетадаптации существующих учебных программ и планов в соответствии с требованиями ECTS, создания накопительно — зачетной кредитной системы избольшого количества существующих в Украине специальностей, разработкисогласованных содержательных модулей.
Кредитно-модульную системув Украине рассматривают не только в качестве основы всех звеньев высшегообразования: базового, полного, последипломного, переподготовки и повышенияквалификации, в том числе в системе дистанционного обучения, но как и новуютехнологию организации учебного процесса, направленную на повышение качествавысшего образования.
Вывод
Среди результатов адаптации высшего образования Украины к Европейскому,специалисты в первую очередь называют мобильность учащихся, персонала ивыпускников, устранение требований к национальности и другие препятствия ипрепоны для академической карьеры в Европе.
Одним из преимуществкредитно-модульной системы, специалисты называют ее демократичность. Услушателей появится возможность выбирать дисциплины для изучения по своемуусмотрению.
Интеграция Украины в Европейскуюсистему высшего образования требует взвешенности и прагматизма. Особенноевнимание следует акцентировать на обеспечение привлекательности последующейдеятельности выпускников в пределах Украины, создание достойных условий труда иоплаты работы. Стимулирование молодых специалистов, ориентирование научногопотенциала на реализацию своих планов в отечественных условиях, должно статьприоритетным направлением государственной политики в целом ивоспитательно-педагогическим компонентом образования, в частности.
Использованная литература:
1. М.З. Згуровський. Стан та завданнявищої освіти України в контексті Болонського процесу. Київ. „Політехніка”, 2004р.-70с.
2. www.tovarish.com.ua/news/Obschestvo/09-06-2005/Evropa_zna.html
3. lib.sportedu.ru/books/xxpi/2005n3/p70-76.htm