Реферат по предмету "Педагогика"


Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Приобщение школьников к общечеловеческим ценностямна уроках литературы»
 

Содержание
 
Введение
Глава 1. Приобщение школьников кобщечеловеческим ценностям на уроках литературы
Глава 2. Сценарий урока политературе, направленный на воспитание чувства ответственности
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Литература – предмет, которыйрасполагает воспитательными возможностями через усвоение программногоматериала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной изарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и героиклассических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек,носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессепознания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционированиекак системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания(формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурномунаследию прошлого и настоящего.
Прежде всего, учитель – это воспитатель. В настоящее время воспитаниеявляется приоритетным направлением в образовательном процессе. Становитсяпонятным, что учитель-гуманитарий занимает ведущее место в школьной жизни.
На сегодняшний день очень важным является воспитание в детях доброты,ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуятолько на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать напомощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на уроках звучит музыка,используются репродукции художников, что позволяет учащимся раскрыть все лучшиеи добрые черты своего характера.
Модель обучения знаниям на уроках литературы разработана на основе целейсоциально-гуманитарного образования, обозначенных для развития общества и школына современном этапе исторического времени:
·    Формирование уучащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуреобщества и о месте человека в нем.
·    Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности засудьбу Родины.
·    Ориентацияучащихся на нравственные ценности общества.
·    Развитие уучащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое инастоящее в литературе.
·    Содействие становлениюактивной жизненной позиции учащихся.
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разныхлюдей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый планвыступают разные ценности и цели.
В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток настановление личности. В основе нравственного воспитания лежал принципвоздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривалсясубъектом своей деятельности.
В настоящее время воспитание рассматривается не как менторство поучения,а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают какреальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагаетосознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей,определенное его к ним отношение.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболееважным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающегомира и самого себя.
Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложныйтворческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским иэмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучениялитературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В.В.Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И. Кудряшева, О.И. Никифоровой,Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой).Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессехарактер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать,используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения.
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различныхаспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различныхжанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структурачитательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения(работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.АЛеонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой,Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина,Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.). Именно последнийаспект – взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующегоуглубления в процессе анализа – представляется особенно актуальным. В этомвопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а, следовательно, великополе деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весьуклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходитинтенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новыхустремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являютсяразвивающиеся основы творческого отношения к действительности, уменияориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способностиоперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьниковк нравственным общечеловеческим ценностям.
О роли приобщения к нравственным ценностям в становлении личности иразвитии духовного роста писал Иван Александрович Ильин (1883-1954) – один из блестящих русскихфилософов начала прошлого века. «Каждый человек, независимо от своегообразования и личной одаренности, становится участником национальногофилософского и метафизического дела, поскольку он в жизни своей ищет истинногознания, радуется художественной красоте, вынашивает душевную доброту, совершаетподвиг мужества, бескорыстия или самоотвержения, молится Богу добра, растит всебе или в других правосознание и политический смысл, или даже просто боретсясо своими унижающими дух слабостями»[1]. Акт единения с подлиннойдуховной реальностью, согласно Ильину, обосновывает бытие каждого человека, независимоот того, осознает он себя «философом» или нет. До тех пор пока человек непреодолел в себе дурную эмпирическую субъективность, не добился прорыва квысшей духовности, он не будет способен на подлинное творчество и подлиннуюжизнь: чтобы стать по-настоящему самобытной и цельной личностью, нужно «бытьодержимым очевидностью духовного Предмета»[2].
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средствнравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерияхудожественности как способа освоения реальности посредством образов всмысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительноститакое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для негодуховно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических инравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Знакомясьс художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственнымипонятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С нейсвязываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка,образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основмировоззрения и нравственных представлений.
Цель исследования –определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на урокахлитературы.
Объект исследования– процесс нравственного воспитания школьников, а также процесс познания имиобщечеловеческих ценностей.
Предмет исследования – художественная литература, входящая в школьную программу, как средствовоспитания нравственных качеств младших школьников.
Актуальность исследования: Приобщение к общечеловеческим ценностям школьников – всегда являлосьпервоочередной задачей любого учителя, который является, прежде всего, педагогом.Это всегда было трудно,а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация встране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнениесаму ценность человеческой жизни, – все это, к сожалению, не способствуетуспешному становлению духовного мира молодого поколения страны. Современныйурок позволяет детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять ожизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не ввиртуальном мире наедине с электронным учебником.
Гипотеза – урокилитературы являются оптимальным способом приобщения школьников кобщечеловеческим ценностям, поскольку литература является неотъемлемой частьюповседневной жизни, а также наиболее эффективным инструментов в развитиидуховного роста личности.
Задачи исследования:
1.   Проанализировать задачи и содержаниенравственного воспитания младших школьников;
2.   Определить наиболее эффективные формыи методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания на урокахлитературы;
3.   Провести экспериментальную проверкуиспользуемых форм и методов работы с детьми.

Глава 1. Приобщение школьников кобщечеловеческим ценностям на уроках литературы
 
Первого сентября маленький человек впервые переступает порог школы, скоторой он простится лишь в юности. Впереди много долгих и трудных лет учения,целью которого является выпустить из школы грамотного, эрудированного и доброгочеловека. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка стали годами радостинезависимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями онобладает. Источником такой радости может и должна стать книга. Это, быть может,наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством напути его к счастью и могуществу будущего.
Социальная значимостькниги в жизни любого человека и общества огромна. Книга – звено, связывающеенас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений.Книга—ключ к открытию мира и людей – добра и зла, силы и слабости, равнодушия инепримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенокразвивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает ивоспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной имогучей направляющей силы как книга.
Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
— А то, что я сам —
Понимаете сам!
Умею часы
Узнавать по часам…
В. Берестов.
Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам. А если человекувсего шесть или семь лет, и он чему-то научился, ему радостно вдвойне. Онпросто счастлив! И нам, взрослым, нельзя забывать об этом, когда учим детейнелегкому искусству чтения, потому что, поддерживая радость обучения, давая ейпищу, мы тем самым помогаем детям преодолевать неизбежные трудности.
Чтобы ребенку стало приятно, интересно и радостно обращаться к книгам, ондолжен научиться разговаривать с книгами на специальном, условном для наскнижном языке. Пока он этого не умеет. Любая книга для него – это, образноговоря, «избушка на курьих ножках», в которую неизвестно как войти, потому чтонепонятно, как скомандовать ей: «Избушка, избушка! Поворотись к лесу задом, ако мне передом!». Без такой команды мир книг – это хотя и общество мудрецов, ноглухих и немых. А, потому равнодушных к его, ребенка, конкретным и острымзаботам, тревогам, печалям и радостям.
Что же касается детей постарше, то сегодня старшеклассник вынужденосваивать определенный объем литературы, напрямую не предусмотренный школьнойпрограммой. Речь идет о таких формах самостоятельной работы учеников, какрефераты, доклады, семинары. Количество объемных самостоятельных работ,выполняемых учениками в течение четверти, оценивается примерно следующимобразом. Учащиеся 8-х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов– 7-8, учащиеся 10-х – 9-10.
Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самымактивным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скореенаоборот – из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения кактакового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой сферы.
Среди негативных процессов, происходящих в современном детском чтении –интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западноймассовой культуры низких художественных достоинств – «кича (китча)», «чтива»,«паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях,ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному,загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, аиной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращаетсяк книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая частьпокупается и берется из домашней библиотеки). В круге детского чтения серьезная,более сложная для восприятия, но необходимая детская книга, шедевры мировойлитературы замещаются более легкой развлекательной продукцией массовойкультуры. В России эта ситуация отмечалась социологами еще в 80-е годы, когда вусловиях книжного дефицита большое место в чтении подростков и юношествазанимала преимущественно слабая в художественном отношении советскаялитература.
Подобное явление было характерно в 70-80-е годы для многих западныхстран. Например, в 70-е годы на основании исследований, проведенных в Австрии,было установлено, что читательская потребность детей только в редких случаяхудовлетворена хорошей литературой. Дети и подростки читают то, что им болеедоступно: низкопробные книжки, приобретаемые в киосках, иллюстрированныежурналы и т. п. Начиная с подросткового возраста, они предоставлены сами себе иопределяющим здесь является их собственный выбор. Согласно данным российскихисследователей, круг чтения подростков практически никем не контролируется.Осуществляется же он обычно в форме запретов. Примерно треть подростковотмечают, что родители запрещают читать им «взрослые» книги о сексе,ужасах и убийствах. При этом родительские запреты, как правило, малоэффективны.Проблема помощи юному читателю в выборе литературы в условиях развития«вестернизированной» массовой культуры становится все болееактуальной.
Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни,по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подросткаусиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которуюназывают по-разному: «визуальная», «видеокультура»,«электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растетребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютернаяигротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпыпроцесс, который на Западе в 80-е годы был назван «кризисом чтения».
Озабоченность мировой общественности связана, прежде всего, с ухудшениемподросткового чтения и ростом телесмотрения. Последние американскиеисследования доказывают, что телепередачи являются «воспитателем,практически не имеющим себе равных». Проблема же состоит в том, ЧЕМУ ониучат? По мнению американских специалистов, успехи школьников в учебе зависят отвремени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чемменьше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Телевизионноевоспитание приводит к формированию у ребенка «мозаичной культуры», тоесть крайне бессистемного набора фрагментов знаний о мире, порождает пассивноесознание. Усиливается также пагубное влияние на подростковое чтение«новых» (видеотехника и др.) средств массовой информации.
Ведущими мотивами обращения к телевидению являются познавательный ирекреационно-развлекательный интересы. С одной стороны, телевидение пробуждаетинтерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение школьникамихудожественной литературы. С другой стороны, оно порождает поверхностноевосприятие информации. В результате способность детей к длительномусосредоточению при чтении утрачивается. На Западе педагоги признают появление«ленивых», пассивных читателей, которые умеют, но не хотят читать.Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается также и в том, чтооно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много смотриттелевизор, книгам предпочитают комиксы, иллюстрированные журналы, издания типа«Рекордов Гиннеса». Отношение исследователей к комиксампротиворечиво: одни исследователи считают, что комиксы приносят вред, отучаютот чтения, другие же подчеркивают их роль как средства, стимулирующего чтениетех, кто обычно не читает.
Еще более неоднозначна проблема содержания культурных образцов,предоставляемых теле- и видеоэкраном. Как правило, у подростков нет разделенияпрограмм на детские и взрослые, они смотрят все. В результате специфическиедетские киноинтересы и предпочтения нивелируются, происходит сближение исовпадение их со взрослыми. «Вестернизация» киноэкрана и телевиденияпривела к тому, что дети наравне со взрослыми смотрят фильмы с эротикой,насилием и убийствами. Подростки идентифицируют себя с киногероями-маргиналами,цели и мотивы которых представлены в положительном свете. Юные зрителиподсознательно проникаются мыслью, что подлинные ценности – не столько истина идобро, сколько грубое насилие, сверхъестественная сила и оружие, знание боевыхискусств, поддержка какого-либо клана и т.д. Таким образом, низший слоймассовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мирподростка. Общую тенденцию можно обозначить как усиление развлекательности,замещение продукции детской культуры продукцией массовой «взрослой»культуры.
Детективы, боевики и триллеры, эротика и «ужасы» – в целом этанизкопробная продукция представляет угрозу психическому и нравственномуздоровью ребенка. Такое «раннее взросление» часто идет во вред детями подросткам, лишая их детства. Защита сознания ребенка от агрессивнойпсевдокультуры – прежде всего забота государства. Ибо согласно статье 17Конвенции о правах ребенка, задачей государства является разработка принциповзащиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Кдругим мерам относится поощрение СМИ к распространению информации и материалов,полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, а также выпуск и распространениедетской литературы.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственныхвосприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности,восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность,активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединеныцелое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции итеоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное ипродуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важноучитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждениеписателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познаваязаключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познаетсамого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учитсамостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ какотражение образа авторского.
Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так илитературоведческого, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата.
Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание обращаютна то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой приеминформации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играютположительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельностиявляется создание адекватной картины окружающей человека действительности какданной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведенийискусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культурынужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практическогопользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своихпотребностей.
Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение подруководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью, поэтомутак важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе учета не толькосвоеобразия самого произведения, но и своеобразия восприятия его, а вернее –учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательныхвозможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношенияк произведению словесного искусства. Данные многочисленных исследований инаблюдений за деятельностью учащихся позволяют сделать ряд выводов освоеобразии восприятия литературы учащимися подросткового возраста.
Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности.От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к егообъективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемыхморальных свойств личности человека, появляется интерес к формированию егохарактера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценитьличность литературного героя в целом, учесть и взвесить различныеобстоятельства и мотивы его поведения. Большинство ученых убеждены внеобходимости сохранить наивно-реалистический этап восприятия учеников V-VIIклассов, так как осознание подростками художественной, эстетической ценностипроизведения наступает, как правило, в VIII-IX классах.
Но при этом многие подростки проявляют интерес к сложному внутреннемумиру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В переходном кюности возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека,сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников в этом периодеспособны оценить художественную значимость произведения, использовав в своихоценках обобщения эстетического характера. В целом старшему школьному возраступрисуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв егокак единое целое. Ряду учащихся свойственна чрезмерная логизация прочитанного вущерб способности эмоционально воспринять текст.
Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, какэлемент литературного образования учащихся, как показатель их умственногоразвития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.
Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главнойцелью совершенствование школьного анализа литературного произведения. Н.О.Корст соотносит проблему восприятия произведения с проблемой анализа,подчеркивая необходимость формирования в процессе изучения литературы«новых моментов» восприятия, доказывая необходимость развивать нетолько эстетическое чувство, но и мышление учащихся.
В решении проблемы восприятия и анализа произведения искусства словасовременная методика опирается на прогрессивные идеалы методистов XIX столетия.На заре возникновения отечественной методики преподавания литературы, всередине позапрошлого столетия, Ф.И. Буслаев выдвинул положение о необходимостичтения текста, т.е. наполнил сам анализ произведения (хотя и ограниченныйфилологическим разбором) конкретным содержанием[3]. Прогрессивные идеалыметодики прошлого с наибольшей силой раскрываются в трудах В.Я. Стоюнина[4].Как и В.И. Водовозов[5], он стремился раскрытьидейно-воспитательное и познавательное богатство литературных произведений.Основной задачей анализа В.Я. Стоюнин считал раскрытие идеи, воплощенной вобразной форме. Он дал в своей книге блестящие образцы конкретных разборов,отправной точкой которых он часто выбирал композицию или сопоставление образов.В.Я. Стоюнин, хотя и оставлял нередко в стороне эстетическую сторону анализа,учил понимать единство формы и содержания, органическую связь частей с целым,не терять «общей нити произведения». Его мысли о необходимостиисторического подхода к произведению так же важны для современной науки, какпротест В.И. Водовозова против учителей-«беллетристов», любителей такназываемого «имманентного» чтения, рецидивы которого отмечались в20-е и 50-е гг. прошлого столетия. В.И. Водовозов сделал попытку рассмотрениялитературных произведений по родам и жанрам.
Поборником этико-эстетического воспитания средствами литературы во второйполовине 19 столетия выступил В.П. Острогорский[6]. Он отмечал, что малоразвивать рассудок и память ученика – надо воспитать «эстетический вкус,добрые чувства и живое воображение». Острогорский одним из первыхпредпринял попытку классифицировать методы преподавания словесности, назвав дваметода: сократический (чаще в форме беседы) и академический (в форме лекции илирассказа учителя). Его заботы о литературной начитанности, обусовершенствовании речи учеников, его советы по выразительному чтению, овнеклассном чтении дороги современному учителю-словеснику. Его рекомендации кподготовке и написанию сочинений, его призыв воспитывать в учениках«нравственную порядочность» помогают понять, насколько прочные исерьезные традиции развивает наша методическая наука.
У истоков становления методической науки XX столетия стоит М.А.Рыбникова, ее теоретические положения и конкретные рекомендации повлияли на всепоследующее развитие отечественной методической науки. Утверждение принциповшкольного анализа литературных произведений в методике преподавания литературыXX в. связано с именем и школой выдающегося российского методиста В.В.Голубкова, объявившего литературу могучим орудием познания действительности.
В 50-е гг. критиковался «растянутый» анализ художественныхтекстов, в процессе которого утрачивались возможности эстетического и эмоциональноговоздействия на читателей. Не меньшее зло представляли попытки совсем отказатьсяот анализа.
В 60-80-е гг. были основательно исследованы принципы, пути, методы иэтапы школьного анализа (В.В. Голубков, А.И. Ревякин, Н.И. Кудряшев, Н.О.Корст, Е.В. Квятковский, М.Г. Качурин, Т.Ф. Курдюмова, З.Я. Рез, Т.В.Чирковская, Р.Ф. Брандесов, В.Г. Маранцман, И.Д. Хмарский, Н.А. Демидова, Е.А.Маймин, Т.Г. Браже, Ю.И. Лыссый, Л.В. Тодоров, М.А. Цейтлин, Н.А. Соснина, Г.Н.Ионин, В.П. Медведев, Н.А. Соболев, С.Н. Юзбашев и другие). Н.О. Корст даетметодологическое обоснование процесса анализа, подчеркивая значение этапапервоначального восприятия, анализа и синтеза, без которого невозможноприменение знаний в практической деятельности. Н.И. Кудряшев исследовалвзаимосвязь методов обучения в процессе преподавания литературы, их воздействиена культуру восприятия, нравственные и эстетические чувства. В анализепроизведения целостность и проблемность являются, по мнению многихисследователей, необходимыми качествами.
Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочьсформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное вотношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, ввосприятие природы, памятников культуры, быта. Дело не только в насыщениишкольников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией.Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфердеятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельнойдеятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятиешкольников. Многочисленные проведенные исследования показали, наскольковосприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые возможности духовного ростаи эстетического развития во многом еще не использованы.
От того, как проводится анализ литературного текста, как влияют занятияпо литературе на самостоятельное чтение учащихся в значительной степени зависитразвитие духовного мира учащихся. Рассмотрим на отдельных примерах работы сучащимися старших классов процесс формирования их читательской культуры.
Изучение поэзии Н.М. Рубцова в VIII классе откроет учащимся красотуобразов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
— Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос...
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Обращаем внимание на повторяемость слов «тихая»,«тихо» – в семидесятые годы появился термин «тихая поэзия»;но помимо этого «тихого» видения мира, поэт чувствует «жгучуюсвязь» со всем, что его окружает.
Рубцов рос сиротой, после детдома – работа на траловом заводе, морскаяслужба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть – это вехи его жизненногопути. Он навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство отраженов самой природе его стиха. В подлинно народных традициях он создает своюпоследнюю книгу стихов «Подорожники», которую не успел закончить:
Топ да топ от кустика до кустика —
Неплохая в жизни полоса.
Пролегла дороженька до Устюга
Через город Тотьму и леса.
Его единение с природой ничто не может нарушить – это иная, по сравнениюс суетной, жизнь:
Разве что от кустика до кустика
По следам давно усопших душ
Я пойду, чтоб думами до Устюга
Погружаться в сказочную глушь.
В стихотворении «Журавли» звучат мотивы, приближающие поэзиюРубцова к лучшим традициям русской классики:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их...
 Поэт сам чувствует эту связь, его метафоры («Я люблю судьбусвою...») обретают особую силу поэтического обобщения:
Сколько было здесь чудес,
На земле святой и древней,
Помнит только темный лес!
Он сегодня что-то дремлет.
От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вон Есенин –
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане
Словно лишний на пиру
Скромно Хлебников шаманит.
Неужели и они –
Просто горестные тени?
И не светят им огни
Новых русских деревенек?
Выразительное чтение стихотворения «Звезда полей», раздумья надособой проникновенностью видения поэтом мира, «всех городов, поднявшихсявдали», родины, окутанной сном, «всех тревожных жителей земли» углубляютвосприятие текста:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
Что же является центральным образом всего стихотворения? Образ звездыполей, она «во мгле заледенелой» «восходит ярче и полней»,она «горит над золотом осенним», «она горит над зимнимсеребром». Уроки по лирике Н.М. Рубцова открывают для школьниковнеповторимую образность его поэтического мира, учат воспринимать и любитьпоэзию.
В анализе пьесы А.Н.Островского «Гроза» учащимся следует овладеть такими важнейшими понятиямии навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции,выразительное и комментированное чтение текста и др. Вводная лекция обОстровском подготовит понимание проблематики, идейной направленности пьесы,написанной незадолго до крестьянской реформы и отразившей нарастание протестапротив деспотизма и духовного рабства.
Начинать следует работу над текстом с комментированного чтения афиши ипервого явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся обдумываютследующие вопросы:
Как воспринимает красоту природы Кулигин?
Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы?
Эмоциональное восприятие драмы углубится в ходе выполнения заданиявоссоздать картину первого действия. На фоне прекрасной волжской природы,красоту которой чувствуют Кулигин и Катерина, показана полная противоречийжизнь купеческого города. Вдумываясь в реплики действующих лиц, решаем, чтоавтор увидел в медленной неторопливой жизни купцов-самодуров боязнь перемен.Поэтому так кричит и бранится Дикой, так охраняет свою власть Кабаниха.
Какое впечатление производит на учащихся Катерина? Они видят в нейженщину эмоциональную, непохожую на окружающих ее людей. Помогаем учащимсяпонять причину страха Катерины. Прежде всего, она боится не Кабановой. Катеринабоится своего чувства, боится «греха», боится надвигающейся грозы. Новместе с тем в ее репликах угадывается большая внутренняя сила: она не терпит«напраслины» и возражает свекрови, вспоминает, какой«резвой» была у «маменьки».
Обращаем внимание на значение образа грозы в пьесе. Гроза пугаетКатерину, но не только в силу ее религиозности – она ждет беды, может быть,предчувствует трагическую развязку своего конфликта с «темнымцарством». Освежающему действию грозы радуется Кулигин, обыватели относятсяк ней с суеверным страхом.
Решаем, что характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними, нравыобитателей города отчетливо намечены в первом действии. Комментируя репликиперсонажей из различных явлений первого действия, преподаватель раскроет особоезначение речи героев в драме. В диалогах раскрывается личность героя, егопрошлое, его внутренний мир. Эмоциональная взволнованная речь Катерины вразговоре с Варварой, ее короткие реплики в сцене с Кабанихой помогают читателюи зрителю воспринять образ женщины поэтической, глубоко несчастной, но неприниженной, не смирившейся. Такой вывод по итогам анализа первого действияважен для понимания идейного смысла драмы, ее оценки Н.А. Добролюбовым.
В работе над II-V действиями следует сочетать более подробный анализузловых сцен с развернутыми обобщениями по содержанию каждого действия. Вотпредполагаемый материал для домашних заданий и работы на занятии.
Действие второе.
Явление второе. «Какими вы представляете себе Катерину иВарвару?»
Явление шестое. «Как характеризует Кабаниху ее слова о старине имолодости?»
Действие третье.
Сцена первая, явление первое. «Сравните рассказ Феклуши с рассказомКулигина в первом действии о нравах Калинова. С какой целью автор ввел в драмуобраз Феклуши?»
Явление третье. «Что нового о нравах „темного царства“узнаем мы из диалога Кулигина и Бориса?»
Действие четвертое.
Явление второе. «Сравните отношение к грозе Кулигина и Дикого. Какиепонятия о добродетели, нравственности, общей пользе сталкиваются в этомдиалоге?»
Явление четвертое, шестое. «Как удается драматургу передать настроениекалиновцев?»
Явление шестое. «Как ведут себя участники кульминационной сцены? Вкаких репликах автор с наибольшей силой раскрывает характер каждого изних?»
Действие пятое.
«Какое эмоциональное впечатление производит сцена развязки? Как выпонимаете самоубийство Катерины: признак это силы или слабости? В каких словахБориса раскрыта суть его характера? Как вы оцениваете поведение Кабанова вседьмом явлении и его последние слова: „Хорошо тебе, Катя! А я-то зачемостался жить на свете да мучиться!“?
Преподавателю важно в процессе работы над текстом пьесы научитьстаршеклассников вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическомувосприятию образов и событий драматического произведения. Отдельные сценыцелесообразно прочитать по ролям, использовать прием устного рисования,обратиться к сценической истории пьесы или использовать аудиовизуальныесредства.
Часто приходится встречаться с тем, что даже старшеклассники не могутвысказать впечатления о прочитанном, активизировать читательский опыт, отобратьматериал для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразиеего эстетической системы.
Нельзя объяснять бедность ученического восприятия ограниченнымивозможностями того или иного возраста. Нередко причины этого кроются в недостаткахпреподавания литературы или в отсутствии интереса к чтению книг.
Альтернативные программы по литературе ориентируют учителя на серьезныетворческие поиски совершенствования уроков, на выбор разнообразных вариантовизучения конкретного художественного текста. Совершенствование читательскойкультуры учащихся предполагает развитие способности наслаждаться искусством,углубление способности воспринимать произведение в его художественнойцелостности и неповторимой значимости.
Использование в школьном анализе элементов системного подхода заключаетсяв опоре на концепции современного литературоведения, в постоянном углублениисвязей между восприятием произведения, его анализом и умением самостоятельно применятьзнания и понятия в деятельности на уроках, во взаимодействии теоретическихпосылок с рассмотрением образной специфики произведения, во взаимосвязиразличных этапов изучения всего курса и каждой отдельной темы.
На всех этапах изучения произведения (вводно-ориентировочные занятия,уроки анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значениев формировании целостного художественного восприятия имеет внимание к замыслуавтора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции всистеме образов, в структуре произведения. Мир идей писателя, его эстетическиепринципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствиецеленаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данномнаправлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся несоединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуютсодержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтическойвыразительности вне связи с самой сутью произведения.
Кроме того, необходимо упомянуть о разработках тех педагогов-новаторов,которые на первый план в процессе обучения выдвигают приобщение кобщечеловеческим ценностям. Так, Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигаетобщую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Вконцепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты,которые включают:
·         Интернализациюдетьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупногодуховного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами;уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода иответственность;
·         Овладение детьмиосновными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующимиличность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество;забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение сродителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощимладшим и старшим и другое;
·         Освоениематериальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры:научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство втворческих видах деятельности;
·         Формированиеопыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявлениегражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальнымявлениям и другое;
·         Накопление опытаэмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актовмилосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства другихлюдей и другое;
·         Овладение детьмиситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений,свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способовсаморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способамисамовоспитания и совершенствования и другое» (41, с.30-31).
Реализация базового содержания воспитания опирается на принципыгуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должныбыть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогическойкультуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности,творческому потенциалу учащегося.
1.   Обращенность к общечеловеческимценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, егогуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистойкультурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободномусуверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество егоподготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная имировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
2.   Овладение учащимися базовыми основамикультуры – фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматриваетсякак динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способовдеятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становленияи развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввестиучащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь вовладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности,как человека культуры.
В качестве основных ценностейопределяющих ориентации выделены:
·         человеческие:социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческогопотенциала;
·         духовные:совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способахмышления;
·         практические:способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательнойсистемы;
·         личностные:способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества.Интернационализация этих ценностей составляет мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философскиетеории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснованиесобственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения,способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенныхкомпонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основыкультуры; деятельность и общение[7].
Глава 2. Сценарий урока политературе, направленный на воспитание чувства ответственности
 
Задачи урока:
1) образовательная:
закрепление навыков анализа текстов.
2) развивающая:
совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов;
развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковымиособенностями текста;
развитие умения аргументировано излагать собственную точку зрения.
3) воспитательная:
воспитание чувства ответственности за собственное дело, чувства долга,человеколюбия.
Оборудование:
тексты “Клятва Гиппократа”;
отрывок из рассказа М.А. Булгакова “Вьюга”;
энциклопедические словари и другая справочная литература.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя. Мотивациядеятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы будем обсуждать проблему личной ответственности засвое дело. Касаться наш разговор будет медицины и работы врача.
Организация беседы.
Есть ли среди ваших близких врачи?
Как бы вы охарактеризовали профессию врача?
Какова степень ответственности врача за выполняемую работу?
Хотели бы вы посвятить себя в будущем медицине?
2.Первичное знакомство с текстами изаданиями.
Цель: подготовить выразительное чтениетекстов.
Учащимся предлагается познакомиться с текстами
“Клятва Гиппократа” отрывком из рассказа “Вьюга”.
3.Работа с текстами на содержательномуровне.
Текст “Клятва Гиппократа”.
Организация словарной работы.
Учащимся предлагается объяснить имена собственные, упомянутые в тексте.Для этого предлагается воспользоваться материалами энциклопедии.
Учащимся каждой группы предлагается воспользоваться энциклопедическимисловарями и справочниками.
Аполлон – издревнегреческой и древнеримской мифологии. Первоначально – божество, связанноес культом производительных сил земли и отвращающий от людей болезни и беды, таквозникли его функции: бог-целитель, бог-прорицатель, а затем бог мудрости,покровитель искусства.
Асклепий –древнегреческая мифология – бог врачевания. При храмах Асклепия, где служители(асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские Школы, в которыхгреческая медицина достигла значительного для своего времени развития. Говорят,что даже воскрешали мертвых.
Гигиея – греческаямифология – богиня здоровья, дочь Асклепия. Отсюда слово “гигиена”.
Панакея –древнегреческая богиня – “всеисцеляющая” панацея – лекарство, исцеляющее отвсех болезней у алхимиков.
Выразительное чтение текста.
Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.
Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированныевысказывания.
Беседа по содержанию.
Какие мысли и эмоции вызывает у вас “Клятва Гиппократа”?
Каким предстаёт перед нами врач в произведении?
Текст “Вьюга”.
Выразительное чтение текста.
Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.
Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированныевысказывания.
Беседа по содержанию.
Что вы можете сказать о враче N-ской больницы?
Как бы вы озаглавили данный текст? Какие слова текста использовали бы дляэтого?
4. Сопоставление.
Учащимся необходимо провести сопоставление текстов, и определить, что ихсближает. Свое мнение предлагается подтвердить с помощью текстов.
5.Лингвистический анализ текстов.
Организуется работа в группах.
Задача: ознакомиться с вопросами,представить собственное мнение, обсудить мнения членов группы, приготовитьсяпредставить общее мнение группы классу.
Время работы 15-20 минут.
“Клятва Гиппократа”.
Вопросы и задания:
Определите стиль данного текста. Ответ аргументируйте.
Рассмотрите текст на лексическом уровне. Каковы особенности лексики?
Рассмотрите текст с точки зрения употребления частей речи.
Каковы синтаксические особенности клятвы?
Оцените текст с точки зрения эмоциональности.
Выпишите старославянизмы. Какова их роль в тексте?
Старославянизмы:
Отвлеченные понятия: разумение, наставление, учение, причинение,несправедливость, сечение.
Научные понятия: сечение, лечение, болезнь, абортивного.
Безвозмездно, воздерживаясь, предоставив, страдающих, неправедный, жизнь.
“Вьюга” М.А. Булгакова.
Вопросы и задания
Определите стиль. Аргументируйте ответ.
Озаглавьте текст.
Определите основную мысль текста.
Отметьте употребление имён числительных. Какова их роль?
Каким предстает перед нами врач N-ской больницы?
Какие языковые средства художественной выразительности использовал автордля создания образа врача? Аргументируйте ответ.
Заслушивание ответов групп. По ходу ответов одной группы другая можетдополнять, задавать уточняющие вопросы. Поощряется высказываниеаргументированной точки зрения, умение вести дискуссию.
6.Подведение итогов урока.
— Каким, по вашему мнению, должен быть современный врач?
— Какие черты характера должны быть ему присущи?
— Каким должно быть отношение врача к собственному делу?
— Изменилось ли положение врача, степень его ответственности за дело запрошедшие века?
7.Домашнее задание.
Учащимся предлагается обсудить дома с родителями тему и содержание урока.
Написать эссе на тему:
“Эвтаназия. Какой должна быть позицияврача?”.
Для этого подобрать тексты из периодической печати или в Интернете поданной теме.
Тексты, использованные на уроке
Отрывок из рассказа “ВЬЮГА”
Я же, врач N-ской больницы, после того как отнял ногу у девушки, попавшейв мялку для льна, прославился настолько, что под тяжестью своей славы чуть непогиб. Ко мне на приём по накатанному санному пути стали ездить сто человеккрестьян в день. Арифметика – жестокая наука. Предположим, что на каждого изста моих пациентов я тратил по пять минут. И, кроме того, у меня былостационарное отделение на тридцать человек. И я ведь делал операции. Однимсловом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ниспать, ни пить. Ничего не хотел, кроме того, чтобы никто не приехал звать меняна роды. И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять.Тёмная влажность появилась у меня в глазах, а над переносицей леглавертикальная складка, как червяк. Ночью я видел в зыбком тумане неудачныеоперации, обнаженные рёбра, а руки свои в человеческой крови и просыпался,липкий и прохладный, несмотря на жаркую печку-голландку. На обходе я шёлстремительной походкой, за мной шёл фельдшер, останавливаясь у постели, накоторой тая в жару и жалобно дыша, болел человек, я выжимал из своего мозгавсё, что в нём было. Пальцы мои шарили по сухой пылающей коже, я смотрел взрачки, постукивал по рёбрам, слушал, как таинственно бьет в глубине сердце, инёс в себе одну мысль: как его спасти? И этого! Всех! Шёл бой. Каждый день онначинался утром при бледном свете снега, а кончался при жёлтом мигании пылкойлампы – “молнии”. Я написал в уездный город и напомнил о том, что на N-скомучастке полагается и второй врач. Через три дня пришёл ответ. Заключали письмонекоторые приятные отзывы о моей работе. Окрылённый ими, я стал накладыватьгипсовые повязки. Во вторник приехало не сто, а сто одиннадцать человек. Заснуля, стараясь угадать, сколько будет завтра, в среду. Мне приснилось, чтоприехало девятьсот человек. Утро заглянуло в окошко спальни как-то особеннобело. Я открыл глаза, не понимая, что меня разбудило. За окном творилосьчто-то, мной еще никогда не виданное. Вертело и кружило белым косо и криво,вдоль и поперек, словно чёрт зубным порошком баловался.
По рассказу М. Булгакова “Вьюга”
“Клятва Гиппократа”
Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами ибогинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам имоему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считатьнаучившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с нимсвоими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; егопотомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят егоизучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления,устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своегоучителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому,но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моимисилами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда инесправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и непокажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщинеабортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своеискусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменнойболезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я невошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного,неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами,свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышалкасательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, яумолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву,да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечныевремена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Заключение
 
Мир прекрасного…Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создаетновые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценновоспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе,в поступках людей, в быту – это важнейшая задача воспитания. Приобщение кпрекрасному в любой форме – это воспитание увлеченности, пробуждение активного,творческого отношения к миру. Важнейшим средством приобщения к миру прекрасногостановится художественная деятельность человека, которая выступает и какусвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс,требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этойдеятельности и приобретаются, и проявляются.
Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействияхудожественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно вподростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания,яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению исамовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием,праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе стем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественнуюдеятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, егостремление действовать активно.
Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятныеусловия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, еголюбимые занятия. Формирование художественных интересов зависит отиндивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.
Восприятие художественнойлитературы как присвоение художественных ценностей невозможна без умениясмотреть и видеть, слушать и слышать. Это – сложный процесс, в котором естьсвоя специфика, свои тонкости. Воспринимая литературное произведение, подростокможет ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. Аглубокие нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся запределами его восприятия. Такое ограниченное, неполноценное восприятие нередкоопределяется влиянием товарищей, их реакцией. Подросток озабочен мнением о себесверстников, он эмоционально напряжен и боится проявить свои чувстварастроганности, волнения, сопереживания, ибо ему кажется, что над ним будутсмеяться, заподозрят в “детскости” и пр. Особенно выражена эта зависимость отсверстников у подростков – мальчиков.
Однако подросток стремится к активному действию, его уже не удовлетворяютзанятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, тем более чтоему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников.
Для того чтобы произведение художественной литературы могло выполнитьсвою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято.Отсюда вытекает важная психологическая задача – понять, как воспринимаются произведенияискусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтомуизучение проблемы восприятия литературных произведений представляет несомненныйинтерес.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростковнапрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализацииличности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка вкнижную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специальносозданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка,открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средствомдуховного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.) – документе, с которымМеждународная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран,подчеркивается, что чтение – это всеобщее право. Особое внимание здесьуделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержкеи поощрению чтения. С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим,как реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно ксовременной социокультурной ситуации.
Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, являетсядоступ к книге, или „литературные ресурсы“ среды. Чтобы интерес кчтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступныребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличиеот взрослого он не может „отложить“ чтение, так как в детстве интересыбыстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получаютнеобходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.
Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детскойлитературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношенийпривело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателейиздания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается,качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательнымстановится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос накоторую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требуетбольших по сравнению с многими другими видами литературы затрат, и детские книгидорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкоеснижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностейреализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, частьнаселения воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.
Сегодня единственным покабесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. Судорожанием книг и периодики, с изменениями в школьных программах,обусловленными реформой образования, а также с ростом потребностей детей вразнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растет числоюных читателей в библиотеках. В условиях постоянного снижения финансирования иразрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев ввыстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детскойлитературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация „книжногоголода“ для многих детей, лишенных возможности реализовать свое право начтение. Надежды на решение подобной проблемы возлагается, как правило, на правительство,а также на наше общество, которому должна быть небезразлична своя собственнаясудьба, а также перспективы развития.
Список литературы
1.   Анализ художественного произведения:Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л.Семановой. — М., 1987.
2.   Богданова О.Ю. Развитие мышлениястаршеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. — М., 1979.
3.   Воспитание творческого читателя:Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В.Михалкова, Т.Д. Полозовой. — М., 1981.
4.   Гуревич С.А. Организация чтенияучащихся старших классов. — М., 1984.
5.   Качурин М.Г. Влияние анализа навосприятие художественных произведений учащимися 4 класса // Восприятиеучащимися литературного произведения и методика школьного анализа. — Л., 1972.
6.   Корст Н.О. Восприятие литературногопроизведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений.- М., 1969.
7.   Кудряшев Н.И. О процессе руководствавосприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализахудожественного произведения. — М., 1971.
8.   Молдавская Н.Д. Литературное развитиешкольников в процессе обучения. — М., 1976.
9.   Неверов В.В. Беседы о художественной литературе. — Л., 1983.
10.      Рез З.Я.Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методикепреподавания литературы. — Л., 1976.
11.      Амонашвили Ш.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.Н., Университетское,1990.
12.     Бондаревская Е.В.Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4с.29.
13.     Борисенков В.П.,Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования.Педагогика,1995, № 4 с.3
14.     Возчиков В.Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.
15.      Квятковский Е.В.В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования.Педагогика,1995,№6, с.41.
16.     Лихачев Б.Т.Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4,
17.      Савитская Т.Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
18.     Стрельницкая Л.П.Образование и идеология. Педагогика,1995, №6,
19.     Ильин И. А.Философия и жизнь//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия имировоззрение. М., 1990. С. 60.
20.   Ильин И. А. Религиозный смыслфилософии. Париж, 1925. С. 101


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :