Введение
Педагогическая практика – это одна из форм организации учебногопроцесса, направленной на приобретение умений студентами профессиональнойпедагогической деятельности. Педагогическая практика является связующим звеноммежду теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой вобразовательных учреждениях. В период педагогической практики студент подруководством учителей и методистов реально осуществляет педагогическуюдеятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса.Именно в ходе педагогической практики студент учится системному подходу впедагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса.В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогическиеспособности и профессионально значимые качества личности.
Я, ___________________, проходил педагогическую практику в МОУ«Средняя общеобразовательная школа №167 с 14.01.08. по 31.03.08 года.
В ходе педагогической практики осуществлялись функции педагога –преподавателя обществознания (с элементами экономики и права), участие вобразовательной деятельности школы.
I этап педагогическойпрактики – знакомство с образовательным учреждением, изучение учебно-программнойдокументации, знакомство с педагогическим и ученическим коллективами(Приложение 1, 2, 3).
II этап подготовка к самостоятельной деятельности педагога, втечение которого произошло:
1. Изучениеиндивидуально-психологических особенностей учащихся 10 класса.
2. Ознакомиление сметодами и формами ведения уроков в школе.
3. Посещение 10 уроков натемы:
- Понятие, сущность иорганизация государства
- Сущность и организациявласти
- Демократия
- Политический статусличности
- Правовое государство
- Выборы. Избирательныесистемы
- Обязанности гражданРоссии. Единство прав и обязанностей
- Политический плюрализм
- Нарушение правчеловека и их защита
- Политические реформы вРФ
4. Подготовка и проведение6 самостоятельных уроков на темы:
- Сферыобщества
- КонституцияРоссии – основной закон нашего государства
- Россия:путь к правовому государству
- Правовоегосударство
- Демократия
- Праванесовершеннолетних
5. Подготовка и проведениевнеклассного мероприятия на тему: Деловая игра «Государство и право».
Подготовка куроку заключалась в изучении материала параграфа учебника, документовприведенных в учебнике, а также дополнительной литературы, затем составлялсяплан-конспект и листы с опорными сигналами (наглядными пособиями).
Занятияпроходили в 10–11-х классах школы №167 г. Зеленогорска, в первую смену,один раз в неделю.
1. Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и видобразовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа №167.
Адрес– 663690, Россия, г. Зеленогорск Красноярскогокрая, ул. Набережная, 14.
Директор школы – Черников Борис Сергеевич.Телефон – 3–44–13.
Школа в своей деятельности руководствуется Законом РоссийскойФедерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательномучреждении в Российской Федерации, Уставом школы, санитарными нормами иправилами, Приказами «Об утверждении обязательного минимума содержанияначального общего образования», «Об утверждении временных требований кобязательному минимуму содержания основного общего образования», Положением опорядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений идругими нормативными документами в области образования.
Наполняемость классов и групп продленного дня (далее ГПД)устанавливается в количестве не более 25 обучающихся.
Школа работает в односменном режиме. Режим занятий обучающихсяустанавливается следующий:
- началозанятий в 8 часов 00 минут
- продолжительностьуроков – 45 минут
- продолжительностьучебной недели 6 дней в 5–11 классах с 6‑м развивающим днем(факультативы, спецкурсы, индивидуально – групповые занятия, внеклассныемероприятия) и 5 дней в 1–4 классах
- среднееколичество уроков – 6,7.
- продолжительностьперемен от 10 до 15 минут, самые длинные по продолжительности перемены,отведены для питания учащихся в школьной столовой (100% учащихся охваченыгорячим питанием, 30% получают 2-х разовое горячее питание.)
Учебный план школысоставлен в соответствии с образовательной программой школы и отражаетнаправления развития, выбранные школой. Учебный процесс и внеурочнаядеятельность в школе организуется на основе создания здоровьесберегающихусловий, а именно: составление учебных планов, рабочих программ, тематическогопланирования проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
В целяхсохранения здоровья учащихся рассаживание детей ведётся согласно «шкале роста»,имеющейся в каждом классе, с учётом «Листа здоровья» учащихся. Во время уроковпедагоги школы создают благоприятный эмоциональный настрой, используют ТСО, припостроении урока учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В
сё вышеперечисленное способствует сохранению психического и физического здоровьяучащихся.
Миссия школы – создание условий дляосознанного выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий на всехэтапах обучения в школе в целях обеспечения высокого уровня их мобильности,конкурентоспособности и успешности в жизни.
Профильработы:
Школареализует общеобразовательные программы предшкольного, начального, основного исреднего (полного) общего образования; программы профильного обучения поиндивидуальным учебным планам; образовательную программукоррекционно-развивающего обучения (начальное образование); дополнительныеобразовательные программы по направленностям: художественно-эстетической;культурологической; физкультурно-спортивной; содержание и воспитаниеобучающихся в группах продленного дня.Направления работы:
1.Организация учебного процесса при индивидуально-ориентированной системеобучения;
2. Созданиемаксимально благоприятных условий для умственного, нравственного,эмоционального и физического развития личности, всемерного развитияспособностей как учащихся, так и родителей и педагогов;
3. Формированиепотребностей к саморазвитию.
Приоритетныенаправления работы школы:
1. Реализацияинновационной программы «Начальная школа XXI века».
2. Участие вгородском эксперименте по профильному обучению.
3.Обеспечение реализации краевого проекта по ИСО
4.Формирование социально значимых позиций в воспитании учащихся.
5.Своевременное повышение квалификации педагогов.
Ресурснаябаза школы:
- бюджетучреждения –8 484 000 руб.;
- фондзаработной платы – 6 243 000 руб.;
- расходына питание одного ученика в школе – 7,50 руб. в день, 170 руб. в месяц;
- расходына приобретение учебной и методической литературы в прошедшем учебном году – 126 120 руб.;
Технологическаяоснащенность:
- количествоперсональных компьютеров – 42 шт. из них: в локальных сетях – 24 шт. и в глобальных сетях –15 шт.;
- библиотечныйфонд школы (тыс. томов) – 34391 т.
- спортивныйи актовый залы– 2 спортивных зала и 1 актовый зал;
- спортивныеплощадки – 3площадки;
- приобретенооборудование для кабинетов: физико-математический – 150 000 руб.; информатики – 20 000руб.; биологии – 100 000 руб.
Библиотека школы имеет в своёмфонде необходимые учебники и учебные пособия, а также художественнуюлитературу.
Лабораторноеоснащение:
Лабораторияфизики оснащена мебелью, современным оборудованием для работы по всем разделамфизики (приборы общего назначения, коллекции, модели демонстрационные, приборыдемонстрационные, приборы лабораторные, печатная продукция; экранно-звуковыесредства обучения; видеотека, обучающие программы, электронные учебники).
Лабораторияхимии оснащена современной мебелью и оборудованием (экранно-звуковые средстваобучения, электронные таблицы, видеофильмы, комплекты моделей, коллекцииминералов, наборы хим. посуды и хим. препаратов, наборы принадлежностей длядемонстрационных опытов, наборы раздаточных таблиц по химии, приборы дляпроведения лабораторных работ, видеотека, обучающие программы).
Лабораториябиологии оснащена современной мебелью и оборудованием (микропрепараты,гербарии, модели, муляжи, коллекции, влажные препараты, динамические пособия,приборы лабораторные, посуда и принадлежности, наглядные пособия,экранно-звуковые средства обучения, электронные учебники, видеотека, обучающиепрограммы, химические реактивы, печатная продукция).
В школе работает круглосуточная охрана.
2. Социальный паспорт класса
Социальныйпортрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел,дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися.Показатели К-во 1. Количество детей в классе 25 а) количество детей, оставшихся без попечения родителей нет б) количество детей, стоящих на учете Нет 3. Количество семей: 25 а) полных 23 б) неполных 2 в) неблагополучных 1 4. Количество детей в семье: а) более 3 чел. нет б) 3 чел. 2 в) 2 чел. 15 г) 1 чел. 9 5. Образовательный уровень родителей: а) имеющих высшее образование 12 б) среднее специальное 6 в) не имеют образования 1 6. Работают: 7 а) на государственных предприятиях 18 б) частных организациях 7 в) не работают нигде 1 7. Количество семей, имеющих нормальные жилищные условия 25 количество семей, не имеющих нормальных жилищных условий 1 8. Материально обеспечены 25 материально не обеспечены 1 9. Количество родителей, имеющих разносторонние интересы 25 Не интересуются ничем нет 10. Наличие домашней библиотеки 11 11. Количество пьющих родителей: 2 а) матерей нет б) отцов 2 12. Оказывают помощь в подготовке уроков 25 Не оказывают помощи в подготовке уроков нет 13. Отношение родителей к дальнейшему образованию ребенка: а) получение высшего образования 20 б) среднего специального 5 в) среднего 1 д) 9 классов нет
В классе учатся 25 учеников: 15 девочек и 10 мальчиков.
Большинство детей в классе из полных, благополучных семей.
Дети,проживающие с бабушками и с дедушками – нет, единственныедети в семье – нет, дети, находящиеся на опеке – нет.
Жилищные условия: все проживают в индивидуальныхдомах и квартирах.
Успеваемость хорошая: 13 учатся на «4» и «5», 9 человек на «3» и «4»,3 – на «отлично».
Ребятамногосторонне развиты, посещают различные кружки и секции. Большинство учащихсяпо состоянию здоровья находятся в основной группе (Список учеников в Приложении4).
3. Анализ посещенных занятий
Для успешного применения знаний, полученных приизучении курса «Правоведение» в своей практической деятельности, а также дляознакомления с реальными условиями и принципами работы педагогов в школе япосетила уроки, по которым привожу анализ.Урок 1. Понятие,сущность и организация государства. Дата: 17.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучения новой темы.
Цели:знать основные черты государства как политического института общества; основныепризнаки государства; уметь описывать особенности территориального устройствагосударств на конкретных примерах; продолжить формирование умения работать сразличными источниками.
Основныепонятия и термины:государство, политическая система общества, унитарное государство, федерация,конфедерация
Ход урокаЭлемент Учебный материал Деятельность уч-ся Входной контроль
Цель: проверить исходный уровень знаний по теме: «Политическая система общества».
П. Проверьте правильность выполнения задания.
III. Определите уровень ваших знаний по схеме:
8 правильных ответов – высокий уровень – «5»
7,6 правильных ответов – средний уровень – «4»
5,4 правильных ответа – низкий уровень знаний – «3» Менее 4 правильных ответов – очень низкий «2»
IV. Проанализируйте ошибки
Самостоятельная работа в тетрадях
Посмотреть эталон на доске Изучение нового материала
Цель: познакомиться с политической системой общества. Задание:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 128, выпишите
определение «политическая система общества».
2. Рассмотрите схему. Какую роль в жизни общества
играет государство?
Самост. работа с учебником, словарем и таблицей.
Заслушать сообщение учителя
Конспект
Цель: дать определение термина «государство», познакомиться с основными признаками государства. Задание:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 128–129 и выпишите определения «государство».
2. Заслушайте сообщение учителя о признаках государства и нарисуйте кластер «Признаки государства».
Цель: познакомиться с территориальным устройством государства.
Задание:
1. Пользуясь текстом учебника (стр. 129–133) выпишите в тетрадь определение «унитарное государство», «федерация», «конфедерация». Заполнить таблицу 1.
2. Привести примеры каждого из типов государств.
3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств: – по субъективному произволу политических руководителей; – вдоль исторически пролегавших границ; – другим способом. Выходной контроль
Цель: обобщить полученные знания.
Задание: Рассмотрите таблицу. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к той или иной форме терр-го устройства. Проверьте правильность выполнения задания.
Письменная работа
Эталон на доске Взаимоконтроль Домашнее задание
Цель: закрепить полученные на уроке знания.
Задание: 1. Если ты легко справился на уроке со всеми заданиями, ответь на вопросы 5 и реши Проблему к параграфу 17.
2. Если ты затруднялся – не огорчайся, а еще раз повтори параграф Урок 2. Сущностьи организация власти. Дата проведения: 17.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Цели:
Образовательная:повторение, обобщение и закрепление учебного материала в форме деловой игры.Усвоение основных понятий. Ученики должны уяснить, что такое территориальнаяорганизация государства, чем различаются федеральное и унитарное государство.
Развивающая:Развить умение выделить главное в изучении материала. Продолжить работу надформированием обществоведческого мышления. Активизировать познавательную деятельностьучащихся.
Воспитательная:внести вклад в воспитание практических навыков участия в политической жизни,активность, умение оценить уровень своих знаний.
Тип и формаурока: изучение нового материала, традиционный
Ход урокаРазделы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Организационный момент Дети встают, приветствуют и садятся. Проверка дом. задания
Но для начала проверим домашнее задание.
А теперь подведем итог и выставим оценки. Ученики отвечают и задают свои вопросы. Изучение нового материала
План занятия:
1. Понятие государства, его признаки, функции и причины возникновения
2. Теории происхождения государства
3. Территориальная организация государства
Начинаем с понятия. Преподаватель рисует на доске схему понятие государство в узком и широком смысле, объясняет ее. Определение государства можно найти в словаре учебника.
А теперь давайте сделаем краткий вывод по всему сказанному. И выставим оценки, тем, кто подготовился дома. Итак, мы разобрали первый пункт плана. Вопросы есть?
Переходим ко второму пункту. Оформляем материал в виде таблицы. Какой вывод мы можем сделать? Вопросы есть?
Переходим к последнему пункту плана. Территориальная организация государства. Зарисуем схему. Запишем определения. Откройте учебники на странице 119. Прочитайте про унитарное государство. Выделите его признаки. Приведите пример унитарного государства. Запишите признаки и примеры в тетрадь. Теперь федерация. Читаем. Перечисляем признаки, приводим примеры и отвечаем на вопрос. А теперь посмотрите на таблички, которые лежат у вас на партах, сравните их с тем, что записано в вашей тетради. Все ли признаки у вас перечислены? Кто перечислил все признаки, поднимите руки. Кто не назвал один, два или три? Кто больше? А теперь поговорим о примерах.
Итак, существует три типа территориального устройства государства, и мы разобрали третий вопрос.
А теперь вернемся к той проблеме, которую я обозначила перед вами в начале занятия.
Ученики записывают в тетради тему и план занятия
Ученики зарисовывают схему и записывают понятие государства.
Ученики задают возникшие у них вопросы.
Ученики в соответствии с рассказом учителя заполняют таблицу и сами находят плюсы
Ученики зарисовывают и заполняют схему.
Ученики записывают определения.
Читают учебник, выписывают признаки, приводят примеры и отвечают на вопросы.
Ученики отвечают на поставленный вопрос, высказывают свое мнение. Закрепление изученного материала.
Сейчас каждый из вас создает свое собственное государство.
Учитель объясняет, как заполнить карту самоконтроля.
Ребята, есть какие-то вопросы ко мне?
А теперь давайте я оценю вашу деятельность на уроке
Ученики составляют проекты государства.
Ученики отвечают на вопрос Объяснение дом. задания.
Запишем домашнее задание. Вопросы есть?
Урок закончен. Спасибо. До свидания. Ученики записывают домашнее задание. Урок 3. Демократия. Дата проведения: 24.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Цель: урокпризван углубить знания о демократическом политическом режиме, подвестиучащихся к пониманию совокупности действующих в политической системе механизмови форм реализации ведущих демократических принципов, а также политических правличности, порождающих эти формы.
План изучениянового материала:
1. Принципдемократии и демократические политические механизмы.
2. Взаимосвязьдемократии в экономической, социальной, политической и духовной сферах.
3. Представительнаяи непосредственная формы демократии. Политические права личности.
4. Политическийплюрализм.
5. Парламентаризм.
6. Политическиереформы в Российской Федерации.
Ход урока.
Организационныймомент.
Первый вопросрассмотрен на основе выполнения учащимися заданной ситуации. Заданиерассчитано на применение знаний о демократическом политическом режиме, наорганизацию дискуссии в классе. Обобщая ответы учащихся, педагог подчеркнетзначение функционирования демократических механизмов политической системы:правового государства, политического плюрализма, парламентаризма,демократической политической культуры, поэтому демократию называют способоморганизации политической системы.
Далеешкольникам предлагается на конкретном примере (скажем, утверждении в нашейстране разнообразных форм собственности в экономической сфере) раскрытьвзаимосвязь демократии во всех сферах общественной жизни. Задание призваноподвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что демократия,распространяясь на все общественные сферы, является способом организации всейжизни общества.
Продуктивномувыполнению задания будет способствовать беседа с классом по предложенным вопросам.
Вопрос оформах представительной и непосредственной демократии рассматривается путемколлективного обсуждения результатов выполнения учащимися дополнительного задания, котороепризвано обобщить изученные в предыдущих разделах курса знания о гражданине иего политической деятельности, включить их в новую систему знаний, в частностио формах демократии. В заключение выслушиваются примеры учащихся,подтверждающие необходимость подчинения политической деятельности установленнымправилам.
Подводя итог,учитель подчеркнул, что реализация политических прав граждан не только связанас определенными формами демократии, но и порождает определенное положениеличности (ее политический статус) в политической системе, о чем подробнее пойдетречь на одном из последующих занятий.
Учащимсяпредлагается повторить дома § 40 и 41, а также выполнить опережающее задание. Заданиенаправлено на осмысление учащимися правил конструктивной дискуссии и являетсяважным шагом в подготовке школьников к следующему уроку, который может бытьпроведен в игровой форме – беседа за «круглым столом».Урок 4. Политическийстатус личности. Дата проведения: 31.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Урок проведенпо следующему плану:
1. Политическийстатус личности.
2. Чтотакое демократическая политическая культура?
3. Сущностьроли избирателя: а) критерии оценки предвыборных программ и личныхкачеств кандидата в депутаты; б) политические лидеры и имитаторы.
Ход урока.
Организационныймомент.
Первый вопросрассматривается на основе коллективного обсуждения результатов выполненияопережающего домашнего задания. В процессе работы учитель напоминаетучащимся ст. 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Выясняется, что политические права, зафиксированные в Российской Конституции,соответствуют международным стандартам и воплощают принцип политической свободыи равенства личности, имеющей «веер возможностей» политического участия иполитического выбора, достижения высокого политического статуса.
Далее сучащимися организуется разбор учебно-познавательной задачи, текст которойцелесообразно отпечатан на карточках.
Структурныеэлементы политической культуры изображены на классной доске в виде следующейусловно-графической схемы.
Далеевыясняются свойственные тоталитарному типу политической культуры черты:отсутствие (игнорирование) объективного научного знания о политическойреальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующиеполитические действия. Учащиеся приводят факты из истории нашей страны,иллюстрирующие эти черты.
Затем поаналогии, с опорой на изученные демократические политические ценности,раскрываются черты демократической политической культуры.
Выясняетсязначимость демократической политической культуры для личности и общества.В процессе беседы учитель разъясняет о превращении демократии в охлократиюв случае несоблюдения демократических правил политического участия, а такжеразъяснить понятие «охлократия».
Сущность ролиизбирателя изучена на основе выполнения учащимися задания спредварительным разъяснением учителем (в соответствии с текстом учебногопособия) критериев оценки предвыборных политических программ и личныхкачеств кандидатов на ту или иную политическую роль народного представителя.
На заключительномэтапе урока организуется беседа с классом по пройденному материалу по следующимвопросам: кого из политических лидеров вы можете назвать? Какую должность онизанимали (занимают)? Кто из них, по вашему мнению, соответствует(соответствовал) занимаемой должности, а кто нет и почему? В процессебеседы разъясняются понятия «имитатор», «популизм».
Домашнее задание.Урок 5. Правовоегосударство. Дата проведения: 07.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели и задачиурока: задуматься об идеальной модели правового государства и проблемах еереального воплощения в жизнь; ознакомиться с понятиями, связанными сфункционированием правового государства; овладеть навыками анализа документов иработы со словарем.
Ход урока.
Организационныймомент.
Урокначинается с ознакомления речи президента Ельцина Б.Н. перед уходом вотставку 31.12.1999 года.
Учительзадает вопрос: Соблюдение надлежащей правовой процедуры является одним изважнейших признаков сформированности правового государства. Давайте попробуемисследовать этот вопрос.
Далее работав группах по созданию семантического поля с использованием определений понятия«Правовое государство». Представление проектов. Из созданногосемантического поля выделяем устойчивые признаки Правового государства.
Учительзадает вопрос: Является ли отставка первого президента России соответствующейдуху и букве правового государства? Каких ещё знаний нам не хватает? Что поэтому поводу говорит основной закон государства – Конституция?
Идётобсуждение, в ходе которого обнаруживается необходимость обращение к текстуКонституции РФ.
Далее,разделившись на группы по четыре человека ученики составляют публицистическуюстатью «Новогодний подарок Президента 1999 г. – это право или бесправие»?По окончанию статьи вывешиваются на доске. Даётся время на ознакомление с нимиучащимся.
Рефлексия.Домашнее задание.
Выводы по урокам.
Каждое из всех вышеперечисленных занятий проходило в несколькоэтапов:
1. организацияучащихся к занятиям;
2. повторительно-обучающаяработа по пройденному материалу;
3. усвоениенового материала;
4. работапо выработке умений и навыков применения на практике;
5. подведениеитогов урока;
6. домашнеезадание.
Уроки проходилив подготовленном помещении: санитарное состояние хорошее, оборудование инеобходимый наглядный материал для урока присутствовал. Учебная атмосфера вклассе способна переключить учащихся на предмет, этому способствуютсоответствующим образом классная доска, таблицы, схемы, визуальная наглядностьк уроку.
Весь урок учитель хорошо владел классом –складывалась доброжелательная атмосфера. Лекции переплеталась с заданиями потеме, которые ученики охотно выполняли. При этом теоретическая информациясопровождалась пояснениями, примерами, схемами и основные обозначенияотображались на доске. Центральные моменты темы записывались учениками.Материал излагался по принципу от простого к сложному, от известного кнеизвестному. По непонятным моментам ученики задавали вопросы.
Структурауроков соответствует его целям и типу. Распределение времени на отдельные видыработ используется рационально и эффективно, слушание учебной информациичередовалось с выполнением практических работ. Учителем правильно выделеныведущие идеи по темам и определены новые понятия с учетом уровня знанийучащихся. Материал уроков связан с жизнью и интересами учащихся.
Стиль поведенияучителя не агрессивный, спокойный, корректный, поведение учеников – спокойное.Учитель при необходимости умело изменял ход урока. Весь урок учитель хорошовладел классом – складывалась доброжелательная атмосфера.
Поведениекласса при ответе товарищей, при объяснении учителя также былодоброжелательным. Учащиеся были заинтересованы в материале урока, были активныи работоспособны на всех этапах урока. Общение между участниками учебногопроцесса носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности.
Занятия проводятся организованно, учителем четко выделяются важныемоменты изучаемой темы. Учащиеся активно ведут себя на уроках, задают вопросыпо непонятным моментам. Контроль усвоенных знаний включают в себя устный опрос,самостоятельные работы, тестовые задания. В конце занятия преподавательоглашает оценки учащихся, говорит на какой раздел теоретического материаланужно обратить внимание к следующему занятию и рекомендует дополнительнуюлитературу по теме следующего занятия.
Оценки,поставленные учителем, соответствовали нормам оценок.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, чтоучителю удалось вовлечь всех учащихся в процесс усвоения нового материала. Нетолько в конце, но и в ходе самого урока учитель активно использовал похвалу ипоощрял учащихся с целью еще больше заинтересовать их излагаемым материалом,что ему отлично удалось.
Результат занятий– цель уроков была достигнута, ученики усвоили предложенный материал. Учащиесяовладели научной терминологией, самостоятельно рассуждают и стремятся получитьдополнительные сведения по теме уроков. Верные, точные, развернутые устныеответы учащихся, безошибочные записи в тетрадях, проявленное внимание и интереск материалу урока, желание отвечать на вопросы, дополнения учащихся к объяснениюучителя – позволяют сделать вывод, что новый материал усвоен и задачаобразовательного аспекта цели урока решена в отношении всех учащихся.Урок 6. Выборы.Избирательные системы. Дата проведения: 21.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали 24.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели: после урока учащиесясмогут: назвать избирательные системы, принципы избирательного права, датьопределение понятию абсентеизм; работать с документами, словарем; работать вгруппе; понять необходимость участия в выборах.
Ход урока.
Организационныймомент.
Вопрос классу(мозговой штурм): посмотрите на рисунки на доске и определите тему урока.
Далее беседапо теме урока. Учитель объясняет о существовании различных избирательныхсистем. И задает соответствующие вопросы.
Работа сдокументами: знакомствосо статьей 32 Конституции РФ и ответы на вопросы (работа в парах). Проверкавыполнения задания.
Работа сословарем. Прочитатьопределение «абсентеизм», записать в тетрадь, попытаться дополнить причиныданного явления.
Учительпредлагает нарисовать плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.
Рефлексия и задание на дом.
Анализ урока.
Занятие проведено в кабинете, отвечающим всемсанитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку соответствовала –дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в кабинете и т.п.Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся тетрадей, учебников,инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся напредмет.
Основная задача урока – актуализировать знания учащихся о избирательной системе РФ. Цельурока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися.
Учителем правильно выделены ведущие идеи по теме и определеныновые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Материал урока связан с жизнью иинтересами учащихся.
Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиесядостаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с соучениками,спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий,предлагают свои решения, высказывают свои мнения.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, чтоучителю удалось вовлечь всех учащихся в процесс. Учащиеся заинтересованы вматериале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока. Учительпри необходимости умело изменял ход урока.
В целом науроке имел место благоприятный психологический климат. Общую атмосферу занятияможно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной.
Результатзанятия – на уроке были достигнуты все поставленные цели, о чем говорит высокийуровень усвоения знаний, эмоциональный отклик, увлеченность процессом,активность в течение всего урока. Ученики усвоили материал, овладели правовойтерминологией, самостоятельно рассуждают по теме урока.Урок 7. Обязанностиграждан России. Единство прав и обязанностей. Дата проведения: 21.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали 24.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели урока. После изучения темыучащиеся смогут: назвать основные обязанности граждан РФ; обосновыватьнеразрывную связь прав и обязанностей; осознать личную ответственность каждогогражданина за выполнение своих обязанностей.
Ход урока.
Организационныймомент.
Ученикампредлагается внимательнопосмотреть на плакаты на доске и ответить на вопросы. Затем делается вывод отеме урока: о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданскихобязанностях.
Предлагаютсязадания:
Ответы напоставленные вопросы об обязанностях, закрепленных в российской Конституции? Проверкаточности ответов по статьям Конституции РФ.
Далее работа в группах. Подуматьи предложить возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданскихобязанностей.
Затемпредлагается игра «Поправки в Конституцию», в ходе которой предлагаетсяпрочитать приведённые тексты и высказать своё отношение к проблемам,обсуждаемым в статьях. В ходе обсуждения группы выступают с законодательнойинициативой о внесении необходимой поправки в текст Конституции. Вопросрешается голосованием класса.
Рефлексия идомашнее задание.
Анализ по уроку.
Занятие проведено в просторном кабинете,отвечающим всем санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к урокусоответствовала – дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота вкабинете и т.п.). Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихсятетрадей, учебников, инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способнапереключить учащихся на предмет.
На данномуроке умело использовались различные методические приемы и методы дляорганизации работы учащихся. В ходе урока кроме дискуссий, были проведеныфронтальный опрос, беседа, конспектирование, комментированное выполнениезаданий. Методические приемы соответствовали возрасту учащихся, целям урока.Распределение времени урока, в целом, представляется целесообразным,соответствующим плану урока. При этом теоретическая информация сопровождаласьпояснениями, примерами, схемами и основные обозначения отображались на доске.Центральные моменты темы записывались учениками. По непонятным моментам ученикизадавали вопросы.
Воспитательноевоздействие личности учителя проявляется в таком аспекте, как характер общенияс учениками. Требование учителя к ответу, поведению, речи, дисциплине былитвердыми и ясно поставленными, что имело огромное значение для формированияценных волевых и моральных качеств личности учеников. В деятельности учителясоблюдались общедидактические принципы сознательности, практическойнаправленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному.Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, что учителю удалосьвовлечь всех учащихся в процесс усвоения нового материала. Не только в конце,но и в ходе самого урока учитель активно использовал похвалу и поощрял учащихсяс целью еще больше заинтересовать их излагаемым материалом, что ему отличноудалось.
Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной,деловой, доброжелательной. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебныхдействий, учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, ссоучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебныхдействий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Стиль поведенияучителя не агрессивный, спокойный, корректный, поведение учеников – спокойное.Учитель при необходимости умело изменял ход урока. Учащиеся были заинтересованыв материале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока. В целомна уроке имел место благоприятный психологический климат. Оценки, поставленныеучителем, соответствовали нормам оценок. В конце занятия преподаватель оглашаетоценки учащихся, говорит на какой раздел теоретического материала нужнообратить внимание к следующему занятию и рекомендует дополнительную литературупо теме следующего занятия.
Результат занятия – на уроке были достигнуты почти всепоставленные цели, о чем говорит высокий уровень усвоения знаний, эмоциональныйотклик, увлеченность процессом, активность в течение всего урока.
Урок 8. Политическийплюрализм.Дата проведения: 13.03.08.
Тип урока – дискуссия (беседа за «круглым столом»).
План:
1. Чтотакое плюрализм: а) принцип плюрализма как антипод монополизма; б) сущностныепризнаки плюрализма.
2. Связьполитического плюрализма с плюрализмом в других сферах общественной жизни.
3. Многопартийностькак проявление политического плюрализма: а) типология политическихпартий и партийных систем; б) достоинства и недостатки механизмовфункционирования многопартийных систем в демократических странах.
Ход урока.Беседа за «круглым столом» проводится согласноразработанному сценарию. Вначале классу сообщается цель и определяется формаработы, а также обсуждаются результаты выполнения опережающего домашнегозадания. Выявляются следствия, вытекающие из правил проведения дискуссии:необходимость выявления в суждениях оппонента рациональных моментов, ихуточнение и развитие; необходимость четкого формулирования выдвигаемого тезиса,установление сути разногласий между участниками дискуссии и ссылок наисточники; недопустимость использования «палочных» аргументов типа: «Твоемировоззрение враждебно демократическим преобразованиям», а такженецелесообразность оценок склонностей и поступков оппонента.
Далееучастники «круглого стола» приглашаются к беседе. Классу предлагаетсявнимательно следить за дискуссией, включаться в обсуждение, опираясь наизучение правила и следствия, и в конце урока определить, кто из участников«круглого стола» лучше всего справился со своей задачей и почему, а такжеответить на вопрос: носит ли политический плюрализм характер общечеловеческойценности и почему?
Участники«круглого стола» на основе изученной литературы и ранее полученных знанийприводят аргументы (или контраргументы) в защиту (илиопровержение) приведенных точек зрения.
Каждый извыступающих соблюдал регламент и правила ведения дискуссии, прежде всего,опирался (или ссылался) на высказанные ранее суждения, уточняя, развивая иконкретизируя обсуждаемую проблему. Учитель уточняет позиции выступающих, четкоформулирует суть разногласий, обобщает сказанное, осуществляет плавныелогические переходы от одного сюжета к другому, обращается с вопросами каудитории, поддерживает дискуссионный характер беседы.
На заключительномэтапе урока подводятся итоги беседы и коллективное обсуждение результатоввыполнения заданий. Слушатели называют тех участников «круглого стола»,которые, по их мнению, лучше всего справились с задачей коллективногообсуждения, не нарушая (либо незначительно отходя) установленных правилпроведения дискуссии.
Участники«круглого стола», в свою очередь, оценивают ответы слушателей на поставленный вначале урока вопрос. Урок можно рассматривать как эффективный в том случае,если учащиеся смогут сделать вывод о том, что политический плюрализм носитхарактер общечеловеческой ценности, ибо все люди заинтересованы встимулировании общественного развития, свободе политического выбора, мирномурегулировании социальных противоречий и конфликтов.
Анализ урока.
Занятие проведено в кабинете, отвечающим всемсанитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку соответствовала –дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в кабинете и т.п.).Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся тетрадей, учебников,инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся напредмет.
Дискуссияпереплеталась с заданиями по теме, которые ученики охотно выполняли.
На данном уроке,кроме дискуссий, были проведены опрос, беседа, комментированное выполнениезаданий. Методические приемы соответствовали возрасту учащихся, целям урока.
Распределениевремени урока, в целом, представляется целесообразным, соответствующим плануурока.
Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной,деловой, доброжелательной. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебныхдействий, учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, ссоучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебныхдействий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Стиль поведенияучителя спокойный, корректный.
Поведениекласса при ответе товарищей, при объяснении учителя также былодоброжелательным. Учащиеся были заинтересованы в материале урока, были активныи работоспособны на всех этапах урока. Общение между участниками учебногопроцесса носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. В целомна уроке имел место благоприятный психологический климат.
Результат занятия – на уроке были достигнуты почти всепоставленные цели, о чем говорит высокий уровень усвоения знаний, эмоциональныйотклик, увлеченность процессом, активность в течение всего урока.Урок 9. Нарушениеправ человека и их защита. Дата проведения: 20.03.08.
Из 25 учащихся присутствовало 22 ученика.
Тип урока:комбинированный с элементами дискуссии.
Формы и методы: беседа; дискуссии; практическаяработа; сравнение; обобщение; рефлексия.
Цели и задачиурока:
Образовательная– на этом уроке ученики должны познакомиться с основными правами человека,провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте обэкономических, социальных и культурных правах, а также гарантированныхКонституцией РФ, а на основе уже имеющихся знаний расширить и конкретизироватьпредставления о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии иучастия в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.
Воспитательная– при изучении этой темы преследуется цель – воспитание детей в духе правчеловека.
Развивающая –на этом уроке ученики учатся анализировать приведенные факты, работать сдокументами, работать с контрольными тестами, работать с опорными сигналами, атакже формирование приемов логического мышления, развитие познавательногоинтереса к предмету.
Ход урока.
Организационныймомент.
Вступительноеслово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы прошлого урока следуетобратить внимание при изучении новой темы. В ходе беседы обобщаются знанияучащихся о правах человека и документах, их содержащих.
Ученикизаписывают новую тему урока, слушают учителя и отвечают на вопросы.
Далеепредлагается учащимся обсудить правовую проблему в форме дискуссии. На доскезаписаны вопросы. Учащиеся готовятся поставленным вопросам, каждый высказываетсвое мнение. Наиболее подготовленные получают задание представить на нихответы. Другим учащимся предлагается подумать над вопросом: ежегодно Россияподает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты правдетей, Вы включили бы в этот отчет?
Длядискуссии предложены еще ряд проблем.
Затемпрактическая работа.Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите правдетей. Ученики слушают учителя, работаю самостоятельно и в парах, обсуждаюттексты статей и отвечают на вопросы учителя.
Длязакрепления материалаучащимся предлагаются обсудить вопросы и высказатьпо ним свое мнение. Ученики активно включились в процесс и предлагают вариантыответов.
Подведениеитогов (тестирование).
Рефлексияи домашнее задание.
Анализ урока.
Занятие проведено в просторном кабинете,отвечающим всем санитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к урокусоответствовала – дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота вкабинете и т.п.). Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихсятетрадей, учебников, инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способнапереключить учащихся на предмет.
На данномуроке умело использовались различные методические приемы и методы дляорганизации работы учащихся. В ходе урока кроме дискуссий, были проведеныфронтальный опрос, беседа, конспектирование, комментированное выполнениезаданий. Методические приемы соответствовали возрасту учащихся, целям урока.
Распределениевремени урока, в целом, представляется целесообразным, соответствующим плануурока.
Воспитательноевоздействие личности учителя проявляется в таком аспекте, как характер общенияс учениками. Требование учителя к ответу, поведению, речи, дисциплине былитвердыми и ясно поставленными, что имело огромное значение для формированияценных волевых и моральных качеств личности учеников.
Общую атмосферу занятия можно назвать оптимистической, активной,деловой, доброжелательной. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий,учащиеся достаточно часто являются инициаторами общения с учителем, ссоучениками, спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебныхдействий, предлагают свои решения, высказывают свои мнения. Стиль поведенияучителя не агрессивный, спокойный, корректный, поведение учеников – спокойное.Учитель при необходимости умело изменял ход урока. Учащиеся были заинтересованыв материале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока.
Весь урокучитель хорошо владел классом – складывалась доброжелательная атмосфера.Дискуссия переплеталась с заданиями по теме, которые ученики охотно выполняли.
В целом на уроке имел место благоприятный психологический климат.Оценки, поставленные учителем, соответствовали нормам оценок. В конце занятияпреподаватель оглашает оценки учащихся, говорит на какой раздел теоретическогоматериала нужно обратить внимание к следующему занятию и рекомендуетдополнительную литературу по теме следующего занятия.
Результат занятия – на уроке были достигнуты почти все поставленныецели, о чем говорит высокий уровень усвоения знаний, эмоциональный отклик,увлеченность процессом, активность в течение всего урока.Урок 10. Политическиереформы в РФ. Дата проведения: 27.03.08.
Тип урока: – урок–практикум, в формесобеседования.
Ход урока.
Организационныймомент.
Дляпроведения урока в форме собеседования учащимся было предположенопредварительное изучение дома источников и знакомство с вопросами для беседы.
В ходе урокабыли обсуждены вопросы:
Какова связьвыдвинутых в преамбуле Конституции РФ о сохранении историческисложившегося гражданского мира и согласия с федеративным государственнымустройством и республиканской формой правления в нашей стране? Какие ещефедеративные государства вам известны?
Как выпонимаете положение Конституции о том, что Российское государство являетсягосударством демократическим? На конкретных примерах покажите, какпроявляется принцип народовластия в России.
Существуетмнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию.Справедливо ли это утверждение?
Какосуществлен принцип разделения властей в Российской Федерации и в чем проблемаего практической реализации?
Какова рольПрезидента РФ в государственном механизме?
Что общего ив чем различия между президентской властью в России, США, Франции?
Как связанымежду собой закрепленные в ст. 13 Конституции РФ принципы идеологическогомногообразия и многопартийности? На конкретных примерах покажите, какполитические партии России осуществляют свои идеологические, политические иорганизаторские функции.
Как вы вцелом оцениваете деятельность политических партий и почему? В чем сутьправовой связи гражданина и государства в России?
Требованиякаких общепризнанных актов международного права закреплены в Ст. 2Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина – обязанность государства»?
Анализ урока.
Занятие проведено в кабинете, отвечающим всемсанитарно-гигиеническим нормам. Готовность помещения к уроку соответствовала –дежурные привели в порядок доску, имеется мел, чистота в кабинете и т.п.Готовность учащихся к уроку хорошая – наличие у учащихся тетрадей, учебников,инструментов и т.п. Учебная атмосфера в классе способна переключить учащихся напредмет.
Основная задача урока – актуализировать знания учащихся о политических реформах произошедших в последнее десятилетие в РФ. Цельурока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися.
Учителем правильно выделены ведущие идеи по теме и определеныновые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Материал урока связан с жизнью иинтересами учащихся.
Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, учащиесядостаточно часто являются инициаторами общения с учителем, с соучениками,спонтанно задают вопросы, вносят предложения о выборе учебных действий,предлагают свои решения, высказывают свои мнения.
Анализируя урок с психологической стороны, можно отметить, чтоучителю удалось вовлечь всех учащихся в процесс. Учащиеся заинтересованы вматериале урока, были активны и работоспособны на всех этапах урока. Учительпри необходимости умело изменял ход урока.
В целом науроке имел место благоприятный психологический климат. Общую атмосферу занятияможно назвать оптимистической, активной, деловой, доброжелательной.
Результатзанятия – на уроке были достигнуты все поставленные цели, о чем говорит высокийуровень усвоения знаний, эмоциональный отклик, увлеченность процессом,активность в течение всего урока. Ученики усвоили материал, овладели правовойтерминологией, самостоятельно рассуждают по теме урока.
4. Конспекты проведенных уроковВ ходе прохождения педагогической практики в школе №167, совместно спреподавателем, были разработаны и проведены уроки, конспекты которыхприлагаются ниже.
4.1Конспект урока:«Сферы общества»
Целии задачи: Повторитьи обобщить знания учащихся по экономической, социальной и политической сферамобщества. Разъяснить этическую основу духовной сферы, научить анализироватьценности.
Ходурока:
I.Разминка. Объявление темы урока.
Задание:Распределитеданные понятия и термины на три группы и определите принцип, по которому вы ихобъединили «потребление, прокуратура, каста, социальный статус, парламент,акция, закон, ранг, товар, федерация, налог, референдум, титул, собственность,роль». Учащиеся работают со словами по группам.
Вывод:Мыопределили, что данные слова к трем сферам общества: экономической, социальнойи политической.
Надоске рисуется схема сфер общества. Какой сферы жизни общества не хватает в схеме? (Ответ)
Объявлениецели урока. Сегодняна уроке мы повторим некоторые понятия и процессы экономической, социальной иполитической сфер общества и приступим к изучению духовной сферы, рассмотрим ееэтическую основу и попытаемся проанализировать ценности.
II. Игра. Итак, мы приступаем ко второй части урока – к игре. Исходя изитогов разминки, мы определим право выбора вопросов командами. (Правила игры)
Экономическаясфера.
А)Приведите в соответствие типы экономических систем и их характеристику:
1)традиционная экономика
2)командно-административная система
3)рыночная экономика
а)отражает интересы потребителя и производителя в условиях частной собственностии конкуренции
б)основой является замкнутое натуральное хозяйство, осуществляется уравнительноераспределение (по обычаю, традиции)
в)особую роль играет государство, осуществляющее директивное планированиепроизводства и обмена
В)Заполните таблицу «Экономические характеристики разных типов обществ».Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
С)Перед вами фрагмент Федерального закона о рекламе (1995). Внимательно изучитеего и ответьте на поставленные вопросы.
«Защитанесовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы:
1.При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защитынесовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта недопускаются:
–дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к нимнесовершеннолетних;
–внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей илидругих лиц приобрести рекламируемые товары;
–привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или инымитоварами дает им какое-либо пре имущество над другими несовершеннолетними, атакже к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
–размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации,показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
–преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара унесовершеннолетних;
–создание у несовершеннолетних нереального (искаженно го) представления остоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в частности путем примененияслов «только», «всего» и тому подобных, а также путем прямого или косвенногоуказания на то, что рекламируемый товар доступен для любо го семейного бюджета.
2.Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних врекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, недопускается
1)Почему законодатель предусматривает необходимость особого регулированиярекламной продукции для несовершеннолетних?
2)Перечислите специальные требования к рекламе для несовершеннолетних,предусмотренные законом.
Социальнаясфера.
А)Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:
а)Вертикальная мобильность
б)Горизонтальная мобильность
1)изменение профессии
2)переезд из одного города в другой без изменения профессии
3)повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер – ведущий инженер)
4)повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, сталначальником цеха)
5)понижение в должности
В)Заполните таблицу «Социальные движения».Реформаторские Регрессивные Утопические Революционные
С)Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
«1.Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может бытьориентировано на прошедшее, на стоящее или ожидаемое в будущем поведениедругих. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности внастоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем «другие» могут бытьотдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершеннонезнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, котороедействующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожиданиеготовности со стороны многочисленных не знакомых и неопределенных «других» всвою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)
2.Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально толькото действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем Происшествие, подобноеявлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них из бежать этого столкновенияпоследовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулированиеконфликта – является уже социальным действием.
3.Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей,ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улицеоткрывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действиечеловека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия длязащиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильноевлияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей. Такоеповедение определяется как поведение, обусловленное массовостью.
Подобноеповедение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствияв толпе как таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство ине соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социальногодействия в установленном нами значении. Правда различие здесь с уверенностьюпровести трудно» (М. Вебер. Избранные произведения)
1)Какие действия, по мнению М. Вебера, можно считать социальными? Сводитсяли понятие социального действия к социальной активности?
2)Приведите не менее З примеров социального действия
Политическаясфера.
А)Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой:
а)политический режим, при котором политическая власть допускает ограниченныйплюрализм, но отношения с обществом строит в основном на принуждении
б)способ функционирования политической системы общества, основанный на признаниинарода в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственныхи общественных дел и наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод
в)политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля заразличными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом
1)тоталитаризм
2)авторитаризм
3)демократический политический режим
В)Заполните таблицу «Легитимная власть».
Харизматическая власть Традиционная власть Легальная власть
С)Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
КодексРФ об административных правонарушениях (извлечения)
Статья1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
Задачамизаконодательства об административных правонарушениях являются защита личности,охрана нрав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественнойнравственности. охрана окружающей среды, установленного порядка осуществлениягосударственной власти, общественного порядка и общественной безопасности,собственности, защита законных экономических интересов физических и юридическихлиц, общества и государства от административных правонарушений, а такжепредупреждение от административных правонарушений. (…)
Статья7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
1.Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольноепереоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их непо назначению – влечет предупреждение или наложение административного штрафа награждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты груда.
2.Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах – влечетналожение административного штрафа на граждан в раз мере от двадцати пятиминимальных размеров оплаты труда.
Статья20.3. Демонстрирование фашистской атрибутики или символики
Демонстрированиефашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики илисимволики – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти додесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутикиили символики или административный арест на срок до пятнадцати суток сконфискацией атрибутики или символики. (…)
Статья20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие имиалкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических илипсихотропных веществ в общественных местах
Появлениев состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитиеими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотическихсредств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающихвеществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общегопользования, в других общественных местах – влечет наложение административногоштрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних вразмере от грех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
1)Какие две задачи законодательства об административных правонарушенияхреализуются в приведенных статьях?
2)Какие две юридические обязанности граждан вытекают из статей кодекса?
Ответына вопросы в Приложении 5.
Подведениеитогов игры.
Мыповторили три сферы общества. А теперь приступаем к изучению четвертой сферы –духовной, которая охватывает все области человеческой деятельности.
Какиеассоциации возникают у вас со словом «ценности»? Запишите на доске. (Учащиесязаписывают слова). (Дети дают определение, выбирается одно общее и записываетсяв тетрадь). Ценность – положительная или отрицательная значимость объектовокружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Ценностисоставляют этическую основу всей духовной сферы. Давайте попробуем выбратьнаиболее значимые ценности. (Учащиеся выбирают ценности). Например: истина,красота, добро, польза, справедливость, свобода.
Вампредлагается изобразить эти ценности в виде коллажа или рисунков. (Учащиесяработают в группах).
Итак,мы дали определение ценностям, попытались проанализировать и изобразитьнекоторые из них. Но мы говорили сегодня лишь об общественно значимыхценностях, а вот подумать о личностных ценностях вам предстоит дома.
Домашнеезадание: Написатьэссе «Мир ценностей современного подростка»
4.2 Конспектна тему: «Конституция России – основной закон нашего государства»
Форма урока: лекция
Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве,рассмотреть его признаки и формы правления.
Структура урока:
1. организационныймомент;
2. изучениенового материала;
3. закреплениенового материала;
4. домашнеезадание.
Материалы куроку: Конституция РФ.
Текстлекции.
1. ПонятиеКонституции
Конституции –(Constitutio – установление) – Основнойзакон государства, закрепляющий главные начала государственного строя даннойстраны.
Отличается особым порядком и особым содержанием!
Охватывает все стороны жизни общества
политическую, экономическую, социальную и другие, носит всеохватывающий характер
носит учредительный характер, свободна от правовых ограничений
Акты римскойимператорской власти начинались словами «rem publicam constituire»
Перваяроссийская и советская Конституция – Конституция 1918 года.
2. ПризнакиКонституции
Конституция –основной закон, особые юридические свойства, обладает верховенством натерритории РФ, служит юридической базой, ядром правовой системы государства.
Основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами
Подчинение Конституции субъектов общественной жизни
Остальные нормативные акты строятся на ее основе
Всеобщность (нет неотрегулируемых сторон жизни)
Указывает нанеобходимость принятия соответствующих федеральных законов
Нормативныйакт прямого действия
Специальныйпорядок принятия и изменения
Особая охранаКонституции
ГарантКонституции – Президент (может приостанавливать любой закон, противоречащийКонституции.
Конституционныйсуд:
– рассматриваетдела о соответствии Конституции,
А) федеральныхзаконов, нормативных актов Президента, Федерального собрания, Правительства.
Б) Конституцийи нормативных актов Субъектов Федерации,
В) Договоровмежду органами Государственной власти федерации и субъектов.
Г) невступивших в силу международных договоров РФ.
– разрешаетспоры о компетенции:
А) междуфедеральными органами государственной власти,
Б) междуорганами государственной власти РФ и ее субъектов,
В) Междувысшими органами государственной власти субъектов РФ
– рассматриваетдела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, или позапросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению вконкретном деле,
– даеттолкование Конституции Российской Федерации
Конституцииреспублик строятся на основе федеральной Конституции.
3. Особенностипринятия Конституции
1. Особыйпорядок принятия:
- Референдумвсего народа
- Представителиот имени народа
-
Первые Конституции США Польша Франция 1787 1791 1791
Депутаты РФ 1993 – Всенародный референдум
2. Особыйпорядок изменения (ст. 134):
Предложениявносят: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство,законодательные органы Субъектов Федерации, группа из 1/5 членов СоветаФедерации, или Гос. Думы.
Неизменимы:Глава 1. «Основы Конституционного строя, Глава 2. «Права и свободы человека игражданина», Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Если запересмотр‑60%, то-созыв Конституционного Совещания – или подтверждаетнеизменность, или разрабатывает новую.
Новый проект 2/3 членов Конституционного собрания Референдум (от ½ голосовавших, от ½+1 избирателей
Поправки
- ст. 136,ст. 108 – 3/4 членов Совета Федерации +2/3 членов Думы +2/3законодательных органов власти субъектов Федерации.
- Ст. 65(субъекты РФ) – На основе Федерального конституционного закона.
4. Принципы ироль Конституции
Принципы:
– верховенствоКонституции:
А)Распространяется на всю территорию государства.
Б) Имеетвысшую юридическую силу
– базатекущего законодательства: Основные положения развиваются в отраслевых законах
– стабильностьКонституции:
А. Конституцияпринимается тогда, когда имеется компромисс интересов различныхсоциально-политических сил.
Б)Конституция рассчитана на длительный срок действия.
В)Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, этосистема довольно жёсткая
Роль:
– Обеспечиваетстабильность в обществе
– обеспечиваетпреемственность и легитимность власти
– закрепляетполитическую, экономическую, социальную основу общества
– определяетполитический и правовой режимы
– закрепляетнациональное, территориально-государственное устройство.
Д/З – Конституцияглавы 1, 9.
4.3 Конспектурока по теме: «Россия: путь к правовому государству»
Цели урока: после урока учащиесясмогут
- назватьдаты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признакиправового государства;
- продолжитьформирование навыка критического мышления;
- определитьи аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной Россииправового государства;
- задуматьсяо проблемах построения правового государства в России.
Ход урока.
Вступительноеслово учителя (1 мин.) Сегодня я приглашаю вас в путь по страницам историинашего государства. Мы будем говорить не только о прошлом, но и о настоящем ибудущем нашей страны. Тема нашего урока «Россия: путь к правовому государству».
Мотивация (3 мин.) Подумайте,какое отношение к теме нашего урока имеют следующие цитаты: «Чего-то хотелось:не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать» (М.Е. Салтыков-Щедрин)»…Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления» (ст. 1. Конституции РФ 1993 г.)
Выслушатьвысказывания учащихся.
Вывод. Если обобщить вашивысказывания, то мы выяснили, что в 19 веке Россия не имела конституции,общество слабо представляло, что это такое. В наше время мы знаем, что такоеконституция, знаем также, что в конституции закреплены признаки правовогогосударства. Прежде чем появилась современная конституция, провозгласившая нашустрану правовым государством, Россия прошла долгий и сложный путь. Вехами наэтом пути были четыре конституции советского периода: 918, 1924, 1936 и 1977 гг.
Сообщениеожидаемых результатов (1 мин.) Сегодня вы познакомитесь с основнымиположениями этих конституций, определите, присутствуют ли в них признакиправового государства, сделаете вывод: при каких условиях государство можетсчитаться правовым. Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы свой текст,отражающий основные положения одной из конституций. По ходу нашей работы мыбудем использовать и различные источники в качестве дополнительной информации –гимны нашего государства, видеоматериалы.
Работа вгруппах (8 мин.)Задание и группам раздаются в отпечатанном виде каждой группе (Приложение 6).
1. Внимательнопрочитайте текст, обсудите в группе нижеследующие проблемы.
2. Присутствуютли в Конституции указанного периода признаки правового государства? Свое мнениеподтвердите фактами.
3. Сделайтевывод: являлось ли государство в данный исторический период правовым реально ипо Конституции?
4. Оформитерезультаты своей работы в виде или текстовой таблицы, или в виде схемы, рисунка(по своему усмотрению).
На выполнениезадания – 10 мин.
Проверкавыполнения задания (18 мин.) (3–4 минуты на одно выступление)
При проверкевыполнения заданий групп 1, 3 и 4 выступлению учащихся предшествуетиспользование учителем дополнительной информации.
Оформлениедоски:Конституция 1918 г. Конституция 1924 г. Конституция 1936 г. Конституция 1977 г. результаты работы группы 1 результаты работы группы 2 результаты работы группы 3 результаты работы группы 4
Подведениеитогов (5 мин.)Посмотрите на результаты вашей работы.
1. Каквы думаете, существовало ли в нашей стране правовое государство? Аргументируйтесвой ответ.
2. Являетсяли современная Россия правовым государством? Почему?
Домашнеезадание.Узнайте мнение своих родителей по этим двум вопросам. Их ответы и аргументызапишите в тетрадь.
Закончитьурок я хочу словами И. Канта: Правовое государство можно построить толькотогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.
Именно вслабости традиций подлинного правосознания заключается сложность построенияправового государства в России.
Но я надеюсь,что став взрослыми, вы сможете сказать: Да, мы живем в правовом государстве.
4.4 Конспектурока по теме: «Правовое государство»
Цель:подвести учащихся к пониманию правовое государство, выявить его признаки; доказать чтоРФ правовое государство
Задачи:отношение к человеку; отношение к закону; отношение к власти; отношениегосударству.
Ходурока.
Организационныймомент.
Наданном уроке учащиеся получают возможность:
– задуматьсяоб идеальной модели правового государства и проблемах ее реального воплощения вжизнь;
– ознакомитьсяс понятиями, связанными с функционированием правового государства;
– овладетьнавыками анализа документов и работы со словарем;
– продолжитьналаживать взаимодействие в групповой работе
Начинаетсяурок с чтения цитаты российского юриста В.М. Гессена: «Правовым называетсягосударство, которое признает обязательным для себя, как правительства,создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство восуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограниченоправом, стоит под правом, а не вне и над ним». Учащиеся могут предварительноили в ходе урока из словарей ознакомиться с другими определениями правовогогосударства, например: государство, ограниченное в своих действиях правом,прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванноеохранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности.
Послеэтого предлагается ответить на следующие вопросы: «Где должна проходить границаограничения власти государства?», «Приведите примеры, когда государство стояловне права?», «Приведите примеры, когда государство стояло над правом?», «Длячего нужны правительства?» Дополнить полученные ответы или скоректировать ихпоможет отрывок из Декларации независимости США.
Наоснове анализа двух документов выделяются принципы правового государства иусловия его функционирования, среди которых – признание народа единственнымисточником власти, верховенство права, признание и обеспечение естественныхправ человека, равенство граждан и государства перед законом, гарантии отзлоупотребления властью.
Обсудив сучащимися направления деятельности государства (политической, экономической,социальной, культурной, правотворческой), основное внимание сосредотачиваетсяна появлении идеи разделения властей. Работа в группах.
Классделится на четыре группы, в группе выбираются: координатор, говорящий, спикер,координатор времени.
Каждаяиз которых готовит представление одной из ветвей власти. В это представлениевходят следующие компоненты:
– символикаданной ветви власти (возможно в виде традиционного – герб, флаг, девиз, номожет быть и любое другое изображение) с объяснением;
– историческиеперсонажи, олицетворяющие эту власть (персонажи могут быть как реальные – правители,полководцы, государственные деятели, мыслители, так и легендарные – мифологическиегерои, а также герои литературных произведений);
– рольпредставляемой ветви власти в обществе;
– историческиесобытия, во время которых данная ветвь власти выдвинулась в центр общественнойжизни, повлияв на то или иное решение, или даже изменив ход историческогопроцесса (вспомним, например, решающее значение французских Генеральных Штатовв начале революции);
– необходимыеморально-нравственные основы для поведения представителей данной ветви власти;
– события,связанные с данной ветвью власти, в современной России и за рубежом.
Далеезаполняем таблицу по группам:Отношение к Платон Цицерон Локк Мотескье человеку власти закону государству
Заданиегруппам:
1. группа– Платон, трактат «Государство»
2. группа– Цицерон, трактат «О государстве»
3. группа– Дж Локк, трактат «О правительстве»
4. группа– Ш.Л. Монтескье, трактат «О духе законов»
Исходя изданных таблицы, выделяем основные признаки правового государства:
1. Признаниеценности человека
2. Развитаясистема прав и свобод граждан
3. Разделениевластей
4. Приоритетзакона над властью
5. Независимыйсуд
/>
На основаниипризнаков и схемы даем определение правового государства: «понятие правовогогосударства – государство, где отношение между государством и гражданамирегулируются правом».
На основаниитекста конституции докажите, что Конституция 1993 года – Конституция правовогогосударства.
Итогурока: обсуждение степени важности той или иной ветви власти и вывод, чторазделение властей создает систему сдержек и противовесов, необходимую дляпредотвращения абсолютизации власти каким-либо лицом или государственныморганом, при этом приоритет не может быть отдан ни одной из ветвей власти.
Домашнеезадание.
Заключение
За времяпрохождения педагогической практики были выполнены следующие задачи:
– ознакомлениес образовательным учреждением, изучение учебно-программной документации школы;
– закреплениеи применение теоретических знаний в учебно-воспитательной работе;
– овладениеметодикой учебно-воспитательного процесса по праву;
– проведениеучебно-воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностейшкольников;
– самостоятельноепланирование и проведение урочной и внеурочной деятельности по праву;
– развитиеумений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя права;
– овладениесовременными педагогическими технологиями в преподавании права;
– отработкаприемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся.
Мастерствоучителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания,творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогическогоопыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностьюучащихся, их интеллектуальным развитием. В результате посещения, а такжесамостоятельной подготовки и проведения уроков сделаны следующие выводы:
1. Для успешного проведенияуроков в старших классах очень важны мотивация и стимулирование, пробуждениеинтереса к материалу. Не менее важно и общение на уроках, установление обратнойсвязи.
2. Взаимоотношенияпреподавателя и учеников существенно влияет на успешность процесса обучения.Взаимное уважение – условие, необходимое для усвоения учениками излагаемогоматериала.
3. Для достижения успехатакже необходимо применять индивидуальный подход. Нельзя ко всем ученикамотноситься одинаково, хороший учитель должен учитывать личные особенностикаждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике егоспособности, заставить поверить в себя. Также процесс обучения носит воспитательныйхарактер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитыватьпреподавателю.
4. Огромное значение имеют –стиль, тон, такт, внешний вид, культура речи, также как и наблюдательность,находчивость, поскольку учителю важно найти контакт с аудиторией, но вместе стем необходимо держать дистанцию.
5. Дисциплина, хорошееповедение учеников – одно из слагаемых успешности их работы на уроках, а значити успешности работы учителя. Если ученик собран и нацелен на учебу, то ондостигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке необходимоподдерживать и не позволять ученикам чрезмерно расслабляться.
6. Большую роль в процессеобщения играет обстановка в классе, которая должна максимальноблагоприятствовать учебе:
- оборудованиеи наглядные пособия, помогающее в изложении материала;
- рациональноеиспользование времени;
- расстановкапарт.
Прослушанныеуроки и их анализ позволили узнать больше о процессе преподавания,содействовали созданию своего плана для проведения уроков.
Такимобразом, требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. Наконкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач ипоследовательность решения, оптимальный отбор содержания, выбор форм учебнойработы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательнойактивности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.