Московский городской педагогический университет.Программа по педагогике досуга
« Мастера изображения».
Исполнитель: студентка 5 курса 2группы очно-заочной формы обучения Ратникова А. А.
Москва
2003ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ«МАСТЕРА УКРАШЕНИЯ»Пояснительная записка.Среди многообразия видовхудожественных видов деятельности художественная роспись занимает одно изосновных положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизничеловека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человекомокружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развитиявоображения. Причём в художественной росписи именно этот психический процесспроявляется наиболее ярко.
Поэтому цель данной программы –развивать такой психический процесс, как воображение на основе использованиявидов художественной росписи.
Задачи:
1. Формироватьустойчивый интерес к художественной росписи.
2. Познакомить детейс различными видами художественной росписи, с историей их возникновения, смногообразием элементов росписей и показать детям широту их применения.
3. Научитьсравнивать различные виды росписей: находить черты сходства их различия.
4. Развиватьоперации мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщения.
5. Развивать мелкуюмоторику рук.
6. Развивать чувствопрекрасного, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
7. Воспитыватьаккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе.
Данная программа рассчитана на один год обучения длядетей, обучающихся в 3-5 классе. Такой возраст выбран не случайно: дети 9-12лет уже владеют основами цветоведения, умеют смешивать цвета и сочетать их,умеют использовать площадь листа, знают некоторые законы композиции.
Образовательный процесс включает всебя различные методы обучения:
- репродуктивный(воспроизводящий);
- иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
В проведении занятий используются какиндивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Теоретическая часть даётся в формебесед с показом иллюстративного материала.
Программа предполагает освоениематериала на углублённом уровне, т. е. формирование некоторых теоретическихзнаний и практических навыков.
Из урока в урок ребят ведёт помощник– это мастер украшения. Это старший товарищ ребят, который задаёт им вопросы,учит украшать, рассуждать, делать выводы.
Программа.
Разделы программы.
/>
Тематическаяразработка занятий с детьми.
1. Знакомство с простыми узорами.
По этому разделупредполагается 4 урока:
1) Знакомство с мастером украшения.
На этом уроке важно заинтересовать ребят. А дляэтой цели необходимо использовать массу наглядного материала: сам мастерукрашения, иллюстрации различных узоров (как природных, так и созданных рукамичеловека), слайды, магнитная доска для составления геометрического узора. Такжеважно дать ребёнку уже на первом уроке проявить себя. Для этого заранее надоприготовить шаблоны геометрических фигур, несколько листов цветной бумаги ипредложить детям вырезать треугольники, квадраты круги и т.д. и составить изних геометрический узор.
2) Простыеприродные узоры.
На этом уроке продолжается наблюдение над узорами,которые нарисовала природа. Мастер украшения учит видеть детей такие узоры,которые в обычной жизни мы и не замечаем: паутина, дождь, снег, листопад; атакже их рисовать. На этом уроке как и на всех остальных необходимосопровождать свой рассказ иллюстрированием.
3) Простые узоры,созданные человеком с использованием природных мотивов.
На этом уроке дети рисуют простой узор, элементамикоторого являются листья, капли, цветы.
4) Простыегеометрические узоры.
Детирисуют узор из геометрических фигур.
2. Хохломскаяроспись.
На цикле уроков поданной теме дети знакомятся с историей возникновения данной росписи, сэлементами и цветами, используемыми в Хохломе, тренируются в зарисовке простых,а потом сложных элементов узора. Ребята рисуют на бумаге свой узор, а далеерасписывают деревянную ложку и какой-либо другой предмет.
1) Простые элементыхохломской росписи.
2) Сложные элементыхохломской росписи.
3) Рисование узорана бумаге.
4) Росписьдеревянной ложки.
5) Росписьдеревянной ложки.
3. Жостовскаяроспись.
Построение уроков покаждой следующей росписи аналогично. Отличие заключается в объекте росписи:здесь дети будут расписывать поднос.
1) Простые элементыЖостово.
2) Сложные элементыЖостово.
3) Рисование узорана бумаге.
4) Роспись подноса.
5) Роспись подноса.
4. Гжельскаяроспись.
Здесьдети расписывают посуду, которую сами изготавливают из гипса.
1) Простые элементыГжели.
2) Сложные элементыГжели.
3) Рисование узорана бумаге.
4) Изготовлениепосуды.
5) Роспись посуды.
6) Роспись посуды.
5. Дымковскаяигрушка.
1) Простые элементыДымково.
2) Сложные элементыДымково.
3) Рисование узорана бумаге.
4) Лепка игрушки.
5) Роспись игрушки.
6) Роспись игрушки.
6. Городецкаяроспись.
1) Простые элементыГородецкой росписи.
2) Сложные элементыГородецкой росписи.
3) Рисование узорана бумаге.
4) Роспись доски.
5) Роспись доски.
7. Выставки,экскурсии, викторины.
По своему усмотрениюпедагог может выбрать наиболее, по его мнению, удачное место экскурсии. Этоможет быть посещение исторической родины какой-либо росписи. В этом планенаиболее удачной может быть Гжель. Либо посещение мест торговли этимиизделиями: Дымково, либо посещение ныне действующих выставок.
Выставка проводится изнаиболее удачных работ, причём это может быть как выставка местного значения (вклассе), так и более глобального (в учреждении дополнительного образования).
Викторина заключаетсяв узнавании детьми изделия той или иной росписи и грамотного объяснения своеговыбора.
Выставки, экскурсиимогут проводиться как в конце курса, так и по изучению любого из разделов.
1) Экскурсия.
2) Оформлениевыстави.
3) Викторина.
Прогнозируемыерезультаты.
К концу учебного годаучащиеся должны знать:
- названия основных художественных росписей;
- изобразительные основы декоративных элементов;
Должныуметь:
- моделировать узоры декоративных росписей;
- лепить игрушки на основе приёмов дымковской игрушки и расписывать их;
- лепить посуду на основе приёмов Гжели и расписывать её;
- расписывать готовые изделия на основе приёмов Городецкой росписи,Жостово и Хохломы.
- отличать по основным признакам различные виды художественной росписи.
Необходимыематериалы и инструменты:
- бумага рисовальная или чертёжная;
- шаблоны;
- ножницы;
- ложки;
- доски;
- гуашь;
- кисточки №3, №9;
- подносы;
- глина;
- гипс.
Литературноеобеспечение.
Данная программаобеспечена комплектом тетрадей:
1. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь по основам народногоискусства. – М.: Мозаика–Синтез, 2001. – 24с.
2. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет: Рабочая тетрадь по основам народногоискусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 24с.
3. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты: Рабочая тетрадь по основамнародного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
4. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель: Рабочая тетрадь по основам народногоискусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
5. Орлова Л. В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народногоискусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.
6. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь поосновам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с.