Реферат по предмету "Педагогика"


Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

/>/>Омский государственныйпедагогический университет
Творческаяработа
 
попедагогической антропологии
 
"Подростковая субкультура,ее влияние на развитие личности школьника"

Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Субкультуры1.1 Неформальные объединения молодежи
1.2 Семья в процессесоциализации подростков
1.3 Своеобразия речевойсубкультуры
ГЛАВА 2. Практическоезадание
2.1 Анкетирование
2.2 Собственныенаблюдения
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
 
Сегодня множествопроблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашемобществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наше современноеправительство уделяет ничтожное вниманием к молодёжным проблемам, хотя впоследнее время оно возрастает. Повлиять на эту нам вряд ли удастся, но в нашихсилах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо,как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобныетребования. В этой работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжнойкультуры. Особое внимание я уделила причинам появления и родовым особенностяммолодёжных организаций, их роли в процессе социализации молодёжи и влияниюсубкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.
Также я рассмотрелапричины возникновения так называемой «речевой субкультуры» и выделила наиболеепопулярные школьные жаргонизмы, провела опрос среди педагогов, выявляя ихотношение к употреблению нелитературных выражений и метод борьбы с ними.
Для начала рассмотрим, что называют субкультурой. Система норм и ценностей,отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Онаформируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение,религия, социальная группа или место Сожительства. Субкультурывоздействует на формирование личности члена группы и сопровождается переоценкойценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новымипредставлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества. Они неозначают отказа от национальной культуры, принятой большинством, нообнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило,относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

ГЛАВА1. Субкультуры/> 1.1Неформальные объединения молодежи
 
Субкультура молодёжиформируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых. Формальнаямолодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры,целях государственной социальной политики и официальной идеологии.
/>НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ — это явление массовое.Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь,взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряетсядесятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости оттого, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различныетипы объединений. В последнее время молодежь стала объединяться в такназываемые «неформальные» группировки. Отношение к ним неоднозначное.В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованныхколлективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются засохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятникикультуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах ипрестарелых людях, по своему борются с коррупцией.
«НЕФОРМАЛЫ» — этоофициально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-тоинициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общимиинтересами и потребностями.
В качестве причинстановления «неформалами», молодёжь называет: вызов обществу,протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желаниеутвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфераорганизации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур,течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели вжизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения.
Рассмотрим виды подобныхгрупп:
1. Асоциальные — стоятв стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основномвыполняют рекреационные функции. Примеры: панки (девиз: «Живем здесь, сейчаси сегодня»), мажоры (это люди, которые проповедуют высокий уровень жизни),они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили(поклонники рок-н-ролла, девиз: «Сочетание изящества со свободнымповедением»), рокеры, хиппи...
2. Антисоциальные — ярко выраженныйагрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственнаяглухота. Банды – представители антисоциальных групп.
3. Просоциальные- неформальные клубы или объединения — это социально-положительные, которыеприносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемыкультурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов,экологические проблемы...).
4.         Неформалыхудожественной направленности.
Проблема молодёжи, и вчастности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальный характер ипорождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации.
Мы почему-то считаемдействия неформалов непременно антисоциальными. А они в большинстве случаевестественны, просты и полностью правомерны. Им хочется того же, что и любому изнас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя быминимальную защиту, найти девушку и, наконец, самоутвердиться — то есть как быузаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Поэтомунеформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей. Правдаформы их достижения бывают спорными...
А почему столь хаотичнасмена пристрастий, почему после музыки стрижка, а потом танец, а потом гоняютна мотоциклах, а потом нитка на запястье и манера жить? Да просто потому, чтовсе это не имеет значения.
Разумеется, подростки не собираются на некую конференцию для выработкиновой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе разнородных идейкакая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает закон толпы, ирастерянные новобранцы собираются именно под победное знамя./>1.2 Семья впроцессе социализации подростков
Одним из основных звеньевсоциализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некотороепадение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье кореннымиизменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменениесоциальных условий, смена одних общественно-экономических отношений накачественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно.
Переход от традиционнойпатриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел кснижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействийродителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которыххарактерен детоцентризм, а отсюда — эгоцентризм детей.
Одна из крупнейших иострейших проблем семьи — проблема разводов. Наряду с неполными семьями, великочисло нестабильных, конфликтных семей. Во многих семьях раздоры порождаютцинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях — сироты приобоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализацииподростков.
Сегодня родительскаясемья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья ужене обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху.Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета ипринуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздотруднее, чем власть, опирающуюся на силу.
В последние годы, в результате отсутствия в стране четкойгосударственной концепции развития общества, социальной нестабильности инеопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпеваетсущественные качественные изменения. Интересно проследить содержательнуюсторону этих изменений./>/>1.3Своеобразия речевой субкультуры
 
Подростковая субкультура– одна из важных составляющих общей культуры. Ф.Райс дает две точки зрения наданный предмет. Согласно одной из них — подростковая субкультура подчеркиваетопределенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлениеценностям взрослых. Исследователь утверждает, что такого рода субкультурахарактерна для небольшого сообщества, когда «большинство важных взаимодействийпроисходит внутри него, с внешним миром взрослых оно связано лишь несколькиминитями». Подростки формируют собственную культуру, которая пользуетсяодобрением среди ровесников, но не взрослых – со своим собственным языком,модой, системой ценностей. Другая точка зрения противоположна и состоит вотрицании самого факта существования субкультуры подросткового сообщества:подростки разделяют ценности, убеждения и обычаи взрослых, поэтому теорияотдельной подростковой субкультуры относится к области мифов.
Нормы и ценности разныхмалых социальных групп могут не совпадать или даже резко противоречить другдругу. Поэтому в своем поведении, в том числе речевом, школьник-подросток какконкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповымтребованиям. В речи это проявляется как феномен «переключения кода».Школьник-подросток в различных коммуникативных ситуациях и в соответствии с речевымитребованиями конкретных малых социогрупп использует разный набор речевых форм,средств.
Так, в семье школьник,как член семьи, использует лексический код, выражающий принятую системуречевого общения в данной семье – то, что называют «домашний» язык или«ойколект». Обычной формой общения в семье является устная разговорная речь,более или менее приближенная к литературной речи, или просторечие, региональноокрашенная речь (в зависимости от социального происхождения, образования,уровня культуры членов семьи). Типов семейного общения множество: это зависитот взаимоотношений в семье, ролевых параметров членов семьи и т.п. Нередковстречается и инвективный тип семейного речевого общения, т.е. агрессивныеформы общения с использованием оскорбления, угроз, брани (чаще проявляющийся внедружных семьях). Следует иметь в виду, что ученический контингент формируют детииз семей с различными типами речевого общения, а правила речевого поведенияформируются, как известно, в семье и впоследствии проецируются на иные сферыкоммуникативного общения.
Общаясь в кругу друзей,приятелей, сверстников, школьник-подросток переключается на другой код, сиспользованием лексических средств — сленга или жаргона. Общение в учебнойгруппе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательногопроцесса) требует использования литературной формы речи или профессиональноокрашенного её варианта. Если же это неформальное общение, то, в основном,используются лексические средства школьного сленга. Переключение можетпроисходить и тогда, когда за коммуникативным общением стоит одно и то жесобытийное содержание. Это не свидетельствует о каком-либо «приспособленчестве»или «двуязычии» школьника как языковой личности – у него есть определенныепредпочтения в речи и речевом поведении, соответствующие нормам и ценностям тойсоциальной микрогруппы, с которой он чувствует себя связанным и мнением которойдорожит. Здесь речь идет о «диглоссии», отражающей языковую компетентностьшкольника в разных сферах речевого общения.
Обычно для школьникареферентной группой является круг его друзей, сверстников, одноклассников илитех, с которыми он связан общими интересами (музыка, спорт, какое-либоувлечение), т.е. так называемые «корпоративные группы». В подобной референтнойгруппе обычно складываются такие формы речи и речевого общения, которыеявляются для неё специфическими («своими» в противовес «чужим») и определяютречевое поведение членов этой группы. Таким образом, формируется общностьязыковых средств и сходство правил их использования.
В речи участниковконкретной группы часто образуются определенные речевые шаблоны и стереотипыречевого поведения: нужно следовать тем правилам, которые приняты в даннойгруппе, иначе тебя перестанут считать «своим». Кроме того, формируются и «свой»лексикон, который служит языковым воплощением и речевых шаблонов, и вербальныхпроявлений стереотипов речевого поведения, и тех речевых высказываний, которыешкольник-подросток в целом, как коллективная языковая личность (т.е. сочетающаяв себе индивидуальные и групповые черты), производит в своем общении с другимикоммуникантами в различных сферах этого общения.
Конечно, одновременношкольник является носителем и индивидуальной формы речи (идиолекта), отражающейего социальное, региональное и этническое происхождение, уровень егообразования и культуры и т.д. Такая двойственность школьника как языковойличности обусловила определенные особенности его идиолекта, который включает всебя элементы разных форм русской национальной речи: литературный язык, устнуюразговорную речь, групповые жаргоны и т.п., а также особую характеристикуречевого портрета современного школьника.

ГЛАВА2. Практическое задание/> 2.1      Анкетирование
 
Внимательно изучивфакторы, влияющие на вступление подростком в субкультуры, я провелаанкетирование в трех параллельных 11 классах СОШ №116. Моя задача была выявитьвзаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы.
В последние годы, в результате социальной нестабильности инеопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпеваетсущественные качественные изменения. Мне было интересно проследитьсодержательную сторону этих изменений.
Проблемы, волнующие старшеклассников, %
Приобретение интересной профессии
Личные денежные трудности
Денежные трудности семьи
Отношения с родителями
Отношения между родителями
Отношения со сверстниками
Конфликты с педагогами
Трудности усвоения школьного материала
Чем заняться в свободное время
Личная жизнь
Здоровье членов семьи
Отсутствие фирменных вещей
Будущее
79
11

28
21
6
2
6
4
58
53
4
20
Наиболее популярными былипять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии — основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников — выборпрофессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращениемучреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.
Второе место средипроблем старшеклассников занимает озабоченность личными переживаниями, чтотрадиционно связано с возрастными особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий позначимости фактор — обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своихблизких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых иматериальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи,участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственноприходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности икатастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтныеотношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающимпоколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этойпозиции сравнительно невелика.
И, наконец,взаимоотношения между родителями. В последнее время число разводов и ссорувеличилось, что связано с постоянной занятостью обоих партнеров. Но,анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционномураспределению ролей между супругами, можно предположить позитивный эффект наосуществление семьей воспитательной функции: повысится социальный контроль задетьми, они будут расти более здоровыми, ухоженными, мать будет уделять большевнимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребываниематери в домашней среде сузит ее кругозор, замкнет ее интересы на домашнихделах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будутобращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать хорошие иполезные рекомендации.

Адресатыобращений старшеклассников засоветом, %
Мать
Отец
Старший брат (сестра)
Друг(подруга)
Кто-либо еще (бабушка, дядя и др.)
Ни с кем не советуются
68
23
6
36
6
28
Как показываютисследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 68%подростков советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нетоснований предполагать, что это место займет отец. С таким же успехом эту рольбудет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект,что снижает роль семьи как института социализации ребенка.
Как выяснилось, факторомповышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческойдеятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливосчитая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезвооценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратитьвнимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться засоветом ни к кому, полагаться только на себя, учитывая, что Омск — город сограниченной возможностью социального контроля за детьми, такая высокаясамостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, овозможности их более частого попадания в критические ситуации.
Столь же рискованнымявляется очень популярное среди подростков обращение за советом к другу илиподруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов.Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованнымпоступкам.
Другой опросустанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков,является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.
Самоидентификациядетей Москвы с дифференциацией по полу (%)Желание быть похожим Всего Девочки Мальчики
На отца
На мать
На обоих в равной мере
Ни на отца, ни на мать
ИТОГО
14
25
39
22
100
4
35
46
15
100
23
15
35
27
100
По исследованиям видно,что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детейвыбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низкимявляется рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5подростков отвергает обоих родителей как пример для подражания, из чего можнопредположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. Всреднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равноймере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, гдедети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически инравственно.
Конфликты между детьми и родителями обусловлены, как то ни удивительно,полом ребенка. Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителямиявляются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своемуразумению, что родители расценивают как непослушание.
Из всех выше перечисленных результатов можно сделать вывод, что зачастуюподросткам необходимо объединяться, т.к. взаимоотношения с родителями, в семьев целом вызывают у большинства подростков чувство одиночества и ненужности.Дети чувствуют себя подавленными, и если они не пойдут ни с кем на контакт, тоони просто замкнутся, что в дальнейшем может привести к разложению их личности,к увеличению конфликтных ситуаций и преступности среди несовершеннолетних./>2.2 Собственныенаблюдения
Тематика используемыхшкольниками речевых оборотов, выражений, слов разнообразна. Я, на основесделанных мною записей высказываний школьников, выделяем следующие тематическиегруппы:
общепродростковый сленг:бабло – «деньги», клёво – «хорошо», лафа – «нечто хорошее», мафон –«магнитофон», ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха –«расслабление, отдых», слинять – «сбежать с занятий», тормоз – «плохосоображающий», угарать – «веселиться», хавать – «есть, кушать», чувак – «модныйпарень», стебаться – «шутить» и пр.;
специализированныежаргонизмы связанные с учебой: дирик – «директор школы», классуха – «классныйруководитель», физик – «учитель физики», биологичка – «учитель биологии»,библия – «библиотека», литра – «литература», инфа – «информатика», общаябезнадежность жизни – «ОБЖ», органайзер –«педагого-организатор», сикьюр–«охранник», и др.;
прозвища: Чеченец,Суслик, Сурок, Лом, Малой, Лысый, Боров, Армяша, Изюм, Солдат, Колесо, Дылда,Гном, Хомяк и др.
цитаты из культовыхфильмов и книг («Бригада», «Властелин колец», «Буржуй» и т.д.): «Все будетЧикаго!», «Будем думать, что все у нас получится!», «Вася Рогов у аппарата»,«Надо, Федя, надо».
Проанализировавлексический состав сленгизмов, употребляемых младшими подростками, я выяснила,что реформы системы образования практически не изменили основныхморально-нравственных приоритетов и ценностных установок «корпоративного»сознания носителей школьного жаргона. Новые реалии школьной жизни получаютжаргонные наименования практически одновременно с официальными: псих — школьныйпсихолог, мазюкало – штрих-корректор, ломик — фломастер. Новые реалии внешнегомира тоже находят отражение в школьном сленге: братва – учителя, киллер –классный журнал, секонд-хенд – школьный гардероб. Продуктивным является ипереосмысление компьютерной терминологии: база данных – классный журнал,сканировать – списать, дискета – учитель информатики.
Большое влияние на лексиконшкольников-подростков имеет реклама. Активно рекламируемые товары становятсяисточником метафорических ассоциаций: памперс – тряпка для стирания с доски,энерджайзер – учитель физкультуры. В ряде случаев мотив номинации содержитсяименно в рекламном тексте.
Названия кинофильмов,телепередач и их рубрик тоже находят достойное применение как номинативныежаргонные единицы: большая стирка – классный час, фактор страха – контрольнаяработа, пятый элемент – шпаргалка, очумелые ручки – учитель труда.
В школьном лексиконе ятакже встретила жаргонные единицы, схожие с обсценизмами и построенные попринципу языковой игры: блевотека, бляотека — библиотека.
Процесс заимствованиясленгизмов из английского языка идет не так активно, как в 90-е годы ХХ века,но популярной стала языковая игра с иноязычным материалом. Чаще всего этодеривация на базе иноязычных основ, дающая словообразовательные омонимыобщеупотребительных слов: хомик – домашняя работа (от home work), скулить –учиться в школе (от school).
Использование созвучиядля достижения комического эффекта является отличительной чертой современногоподросткового жаргона.
Использованиешкольником-подростком в своей речи такого (или аналогичного – для иныхреферентных групп) набора речевых средств позволяет ему продемонстрировать своюпринадлежность к данной референтной группе. Вот пример, согласно частоты ихиспользования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.