Реферат по предмету "Педагогика"


Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению

Содержание


Введение.....................................................................................................
3
1 глава. Комплекс социально-педагогических проблем,
связанных с инвалидностью ребёнка......................................................
9
1.1.              Социально-педагогические проблемы детей-инвалидов и
пути их разрешения общественными организациями...........................
9
1.2.              Проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с
интегрированным обучением...................................................................
20
2 глава. Решение социально-педагогических проблем семей
детей-инвалидов общественными организациями.................................
36
2.1. Социально-педагогическое направление работы
общественных организаций Самарской области...................................
36
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.............................
39
Заключение................................................................................................
51
Список использованных источников......................................................
55
Приложение А.............................................................................................
58

Введение
Инвалиды, как социальнаякатегория людей, по утверждению Е. Асановой, нуждается в социально –психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеютсамостоятельно решать свои проблемы. Один из путей решения этой задачи — развитие и поддержание связейинвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различногопрофиля, общественными организациями и управленческими структурами. Посуществу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая являетсяконечной целью реабилитации [35].
Л.М. Шипицина и К. Рейсвепкванв своих работах заявили о возможности реализации интеграци­онных процессов, носистема образования не имеет при этом ни экономической поддержки, нинеобходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной,содержательно-организацион­ной) массового образования к их осуществлению. Болеетого, на­сильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (кор­рекционных)образовательных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средствдискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом еенравственных основ [25].
Готова ли массо­ваяобщеобразовательная школа принять детей с проблемами в развитии, готов лиучитель оказать специальную психолого-педа­гогическую помощь, имеются лиспециалисты для этого, как пси­хологически совместить разные группы детей, какорганизовать условия для подготовки детей с ограниченными возможностями к жизнив условиях массовой школы — эти и другие проблемы тре­буют внимательногоизучения и взвешенного решения. Следует учитывать при этом и мнение родителей,которые по-разному от­носятся к интеграции, особенно в принудительном ееварианте.
Н.Н Малофеев и А.А.Дмитриев  утверждают, что основной причиной изолированностидетей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за исходобщения со здоровыми сверстниками, ограничивают социальные контакты своихдетей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимостипроблемы обучения ребенка-инвалида в массовой школе.
В таких ситуациях общественныеорганизации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных синтеграцией детей в общеобразовательные школы. Наиболее эффективен комплексныйподход, когда объединяются усилия разных специалистов и общественныхорганизаций.
Исследования особенностейразвития, проблем воспитания и обучения детей с   ограниченными  возможностями были поведены С.И. Блохиной,В.П.  Козловой,    А.В. Старшиновой,    А.Д. Гонеевым,        Д.Н. Исаевым, В.И. Курбатовым,     А.Р. Малер,     Л. Никитиной,         Е.И. Холостовой, Н.М. Назаровой, И.А.Яньковой.
Проблемами интегрированногообучения детей-инвалидов занимались: А.А. Дмитриев, И.Ю. Комаркова, Н.М. Назарова,Л.Е. Шевчук и др.
Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко в своихработах рассматривали интеграцию как закономерный этап развития сис­темыспециального образования [5].
Л.М. Шипицына [30] выделяет двеосновные формы интегра­ции: социальную и педагогическую. Первая предполагаетадаптацию детей с ограниченными возможностями в общую систему социальныхотношений в рамках той образова­тельной среды, в которую они инте­грируются.Вторая предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способностик усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.
Наше общество пока неготово к вве­дению интегрированного обучения в систему общего образования, посколькуне отработаны как норматив­но-правовые, так и содержательные аспекты обученияособых детей, не определены их права в отношении получения цензовогообразования. Эти и другие проблемы нашли  своё  отражение в  исследованиях  Н.Д. Шматко,  К. Рейсвепкван, Н.Н. Малофеева, А.Р. Маллер,И.Ю. Комарковой и др.
Л.М. Шипицина, А.А. Дмитриев,В.И. Курбатов   одной из основных проблем   интегрированного   обучения   считают   нехватку специалистов  в
области специальной педагогики испециаль­ной психологии.
Роль семьи в процессеинтеграции ребёнка-инвалида и необходимость педагогических знаний и умений дляродителей обосновали в своих работах Г.И. Бондаренко, Л.П. Боровой, М.Д.Горячева,  Л.К. Грачева, Д.Н. Исаева,И.П. Катковой,  В.В. Кузнецовой.
 Несмотря на решение большого ряда проблеминтегрированного обучения детей-инвалидов, вне поля зрения исследователейостались теоретико-методологические основы подготовки родителей детей-инвалидовк интегрированному обучению посредством общественных организаций. В связи сэтим возникают противоречия между:
-    необходимостьюучастия родителей в процессе комплексной реабилитации и недостаточной ихпедагогической подготовленностью;
-    потребностьюучастия родителей детей с ограниченными возможностями в процессе интегрированногообучения как одном из важнейших условий его эффективности и отсутствием научноразработанной программы обучения родителей посредством общественныхорганизаций.
Поиск путей решенияуказанных противоречий определили актуальность исследования.
Объект нашегоисследования — процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательныеучреждения.
 Предмет исследовательской работы — социально-педагогическиесредства подготовки родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению.
Цель данной работы — разработка конкретной программы деятельности  общественных   организаций длярешения  проблем родителей  детей — инвалидов, связанных с интегрированнымобучением.
Гипотеза исследования. Всвоём исследовании мы исходили из предположения, что разработка и внедрение программпо подготовке родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению позволятповысить эффективность этого процесса. Процесс интегрированного обучения детейс ограниченными возможностями должен способствовать социализациидетей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если взаимодействиеобщественных организаций и родителей строится на основе сотрудничества ввопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями и предусматриваетготовность родителей получать помощь и поддержку в решении проблем, связанных синтегрированным обучением ребёнка-инвалида, их активное участие в процессеповышения педагогической подготовленности посредством обучения в рамках   специальной программы.
В соответствии собъектом, предметом, целью, гипотезой нами выделены задачи, которые определилисодержание и структуру нашего исследования в его теоретической иэкспериментальной частях:
1.               Выявитькомплекс проблем детей-инвалидов и их семей.
2.               Рассмотретьнаправления работы общественных организаций с детьми в решении проблем ограниченныхвозможностей.
3.               Исследоватьвопрос теории интегрированного обучения: существо проблемы и еёисторико-теоретический аспект.
4.               Описатьпроблемы родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением.
5.               Разработатьи экспериментально проверить программу работы с родителями по решению проблем,связанных с интегрированным обучением.
Методами исследования стали: изучениепедагогической литературы для исследования данной проблемы, анализ опыта работыобщественных организаций с детьми – инвалидами, анкета, эксперимент.
Практическая значимость исследованиясостоит в направленности его результатов на совершенствование процессаинтегрированного обучения детей-инвалидов. Разработанная программа подготовкиродителей способствует повышению их компетенции в вопросах интегрированногообучения детей-инвалидов, что положительно сказывается на эффективности данногопроцесса.
Опыт нашей работы можетбыть использован другими общественными организациями детей-инвалидов исоциальными педагогами в профессиональной деятельности.
Опытно-экспериментальнаябаза исследования: общественная организация детей-инвалидов «Надежда» г.Новокуйбышевск. Анкетирование проводилось с двумя группами родителейдетей-инвалидов контрольной (15 человек) и экспериментальной (15 человек). Программаподготовки родителей детей инвалидов к интегрированному обучению была проведенас 15 родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Структура работы включаетвведение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
Во введенииобосновывается проблема, определяется объект, предмет, цель, формулируютсягипотеза и задачи, описываются методы исследования; представляется практическаязначимость исследования; содержатся сведения о базе исследования.
Впервой главе «Комплекс социально-педагогических проблем, связанных синвалидностью ребёнка» осуществлён теоретический анализ проблемы исформулированы исходные теоретические положения исследования; описанысоциально-педагогические проблемы детей-инвалидов и пути их разрешения общественнымиорганизациями; выявлены проблемы родителей детей-инвалидов, связанные синтегрированным обучением.
Во второй главе «Решениесоциально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественнымиорганизациями» рассмотрено социально-педагогическое направление работыобщественных организаций Самарской области. Выявлены и экспериментальнообоснованы трудности родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированнымобучением. Разработана программа подготовки родителей, имеющих детей сограниченными возможностями к интегрированному обучению посредствомобщественных организаций.
В заключении обобщенырезультаты исследования, констатируется выполнении поставленных задач,формулируются основные выводы.
Список литературывключает 36 наименований.

Глава 1. Комплекссоциально-педагогических проблем, связанных с инвалидностью ребёнка
1.1.             Социально-педагогическиепроблемы детей-инвалидов
В соответствии с ЗакономСССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР»,принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом являетсялицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличияфизических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите[2].
Инвалидность у детейХанжин Е.В. определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности,способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями вразвитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением вбудущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированнымв общество [27].
Грачёв Л.К. подчёркивает,что инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и какограничение возможностей. В настоящее время все чаще стало использоватьсяпонятие «человек с ограниченными возможностями» [9].
Горячев М.Д. утверждает,что ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо отсвоей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи изащиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной егосамореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции вобщество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять егомир [8].
В истории развития человеческойцивилизации отношение об­щества к людям с ограниченными возможностямижизнедеятель­ности выражалось в форме, манере обращения с ними и в харак­теретех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко этипредставления можно различить во взглядах, пред­ставлениях современных людей.Остановимся на кратком описа­нии таких моделей [25].
В соответствии с моделью «Больнойчеловек»  лица с огра­ниченнымивозможностями считаются больными людьми. Это означает, что человекрассматривается как объект лечения.
Не отрицая значимости медицинскогообслуживания этих лю­дей, следует видеть, что в контексте образовательного поляпри­рода ограниченных возможностей связана с затруднениями в обу­чении исоциализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должныпредусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение иразвитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями — этобольной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход,исключая его из образовательного процесса.
Являясь для определенного этапаразвития общества прогрес­сивной, эта модель стимулировала развитие научныхисследова­ний клинического изучения причин и последствий нарушенного развития ивозможных способов профилактики и лечения отдель­ных заболеваний, следствиемкоторых является ограничение воз­можностей человека. Однако в современныхусловиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителемвозможностей человека с особыми потребностями.
Согласно модели «Недочеловек» человекс отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное сущест­во,приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало созданиенегуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению клицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных огра­ничений,препятствующих взаимодействию с окружающими.
Модель «Угроза обществу» возниклаблагодаря существующему представлению, что некоторые категории лиц сотклонениями в развитии представ­ляют угрозу обществу (умственно отсталые,глухие, лица с психи­ческими отклонениями). Невежество порождало мнение, чтоэти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу»,«накликать несчастье», нанести материальный и мораль­ный ущерб. Вследствиеэтого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной«угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленныхот общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этомслучае либо отсутствовало, либо было не­достаточным.
Модель «Объект жалости» оказываетразруши­тельное влияние на развитие личности человека, на его стремле­ние ксамореализации. В рамках этой модели к человеку с ограни­ченными возможностямиподходят как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детскомвозрасте навсегда (особен­но эта точка зрения распространяется на лиц снарушениями ин­теллекта). Главной задачей в такой модели видится только защитачеловека с ограниченными возможностями от «плохого» окру­жающего мира черезобособление его от общества, создание ком­фортной среды обитания, а необеспечение помощи в образова­нии и развитии.
Модель «Объект обременительнойблаготворительности» встречается в странах со слож­ными экономическими условиями,не позволяющими при­держиваться неизменно благоприятной экономической политикив отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержаниерассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить черезсокращение размеров оказываемой помощи.
Модель «Развитие» предполагаетналичие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию иразвитию. Согласно этой модели общество ответственно за бо­лее полное развитиеребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанностьсоздание условий, благопри­ятных для развития и коррекционно-педагогическойпомощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями соглас­но этой моделиимеет те же права и привилегии, что и все ос­тальные члены общества: правожить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей идружить с ни­ми, право быть желанным членом общества, право быть таким, каквсе. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом«нормализации».
Проблема инвалидности неограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени являетсясоциальной проблемой неравных возможностей.
Главная проблема ребенкас ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, вограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченномобщении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда иэлементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит кизоляции и соответственно к недостаткам развития. Как отмечает один изруководителей Детского Ордена милосердия Д. Брасловский: «В 14 – 16 лет барьер,разделяющий ребенка – инвалида и его здорового сверстника практическинепреодолим. В 7–12 лет он почти незаметен и легко преодолевается» [17].  Эта проблема является следствием не толькосубъективного фактора, каковым является состояние физического ипсихологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики исложившегося общественного сознания, которые санкционируют существованиенедоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания,общественного транспорта, социальных служб.
Малер А.Р. отмечает, чтоу детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или инойсоциальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей являетсянесоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом иготовности ребенка к этим отношениям [18].
 В результате этого они выпадают из нормальныхсоциальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми –инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественныхотношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств иусилий: (это могут быть специальные программы, специальные центры пореабилитации).
Для каждой категориидетей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики итехнологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороныих личности. Усилия социальной работы следует направлять на социальнуюадаптацию ребенка, если же степень утраты и несформированности социально –значимых связей высока и препятствует адаптации ребенка к обществу, то в этомслучае необходима социальная реабилитация — комплекс специальных мер,направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом (поопределению Д.Н. Исаева) [12].
Блохина С.И., КозловаВ.П., Старшинова А.В. определяют цель процесса социальной реабилитации, какпомощь ребенку в достижении оптимального физического, интеллектуального,психического и социального уровня деятельности. В ее основе лежитиндивидуальный подход к каждому ребенку [3].
Социальная реабилитацияпреследует две основных задачи:
1. Создать условия,которые позволяют каждому ребенку – инвалиду реализовывать себя, быть увереннымв себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
2. Помочь окружающимадекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать имравные со здоровыми детьми возможности [3].
Одним из важнейшихфакторов успешной социальной реабилитации детей – инвалидов является их семья.Однако задачи социальной реабилитации невозможно решать без участия социальногопедагога. В работе с родителями, имеющими ребёнка с ограниченнымивозможностями, социальный педагог преодолевает проявляющиеся устойчивыестереотипы к ребёнку-инвалиду как к человеку неполноценному. Именно в семьеребенок нередко особенно остро ощущает гипперопеку как следствие жалости,которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или наоборот,гипоопеку со стороны родителей. Социальный педагог должен оказывать помощьребенку в преодолении восприятия себя как неполноценного, способствовать формированиюсамостоятельности, независимости.
Семьям,имеющим детей – инвалидов необходимы не только материальная помощь, хорошеемедицинское обслуживание и организация досуга. Главное, по словам ПечёрскихЕ.А., Емельянова М.В.,  изменить отношениеродителей к инвалидности своего ребенка, к его возможностям. Для этогонеобходимо познакомить родителей с идеями философии независимой жизни, которыепомогут и им и самому ребенку быть более самостоятельными и расширить кругобщения [21].
Понятие «независимая жизнь» в концептуальномзначении подразумевает два взаимосвязанных момента.
В социально – политическом значении независимой жизни – этоправо человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активноеучастие в социальных, политических и экономических процессах, это свободадоступа к страхованию, образованию, средствам коммуникации. Независимая жизньпредполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений,ими порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка – инвалида,формирование у него умение и навыков, необходимых в повседневной жизни, чтодолжно дать возможность интеграции, а затем активного участия в полноценнойжизни общества.
В философском пониманиинезависимая жизнь – это способ мышления, это психологическая ориентацияличности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, еефизическими возможностями и окружающей средой. Философия независимой жизниориентирует ребенка, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собойтакие же задачи, как и любой другой член общества. Инвалиды должны иметь такиеже гражданские права, как и все остальные люди. Проблемы, с которымисталкиваются дети – инвалиды – это социальные и психологические барьеры,вызванные стереотипами, существующими в обществе. Чтобы решить эти проблемы,утверждает Степашов В.С., надо поменять отношение к инвалидности в обществе,как и у самих инвалидов. Согласно идеологии независимой жизни дети – инвалидыдолжны жить в обществе, а не быть изолированными от него. Для того чтобыребенок мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальныеслужбы, которые компенсируют его неумение делать что-то [26].
Решение проблем детей с ограниченными возможностями можнорассмотреть на различных уровнях: микро-, мезо-, макросистемы.
Микросистему образуют типы ролей и межличностныхвзаимоотношений в семье. Микросистема состоит из следующих подсистем: мать –отец, мать – ребенок- инвалид, отец – здоровый ребенок, ребенок – инвалид –здоровый ребенок. В связи с этим проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей– инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов.
Микросистема функционирует в контексте мезосистемы,включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образованияуровня подсистемы – это отдельные индивиды, а также службы и организации,активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социальногообслуживания, родственники, друзья, соседи, а также специальныереабилитационные и образовательные программы. Социальная, психологическая ипрактическая помощь может быть оказана семьям детей – инвалидов группамиподдержки; такие группы могут также защищать права семей, оказывая влияние насоциальную политику. Ассоциации родителей и детей с ограниченными возможностямине только поддерживают семьи детей – инвалидов, но иногда инициируют новыеформы, виды реабилитационной помощи детям. В общественных организациях решаетсяряд проблем материального, психологического и социального характера.
Социальные проблемы макросистемы — это проблемы,затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всегообщества и государства, направленных на создание равных возможностей для всехдетей. Одной из наиболее существенных проблем этой системы является отношениеобщества и государства к детям с отклонениями в развитии [28].
Государственная системасоциально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями включает всебя: федеральные и муниципальные организации социального обслуживания,учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств,министерство труда и социального развития, министерство общего инепрофессионального образования, министерство здравоохранения, министерствокультуры и др.
В России государственнаяполитика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с темповоротным стал 1995 год, когда в России был принят федеральный закон «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации». Целью государственнойполитики в нём являются «обеспечения инвалидам равных с другими гражданамивозможностей в реализации гражданских, экономических, политических и другихправ и свобод, предусмотренных конституцией РФ» [1].
По мнению Степашова Н.С.,государство отвечает за устранение условий ведущих к инвалидности и решенийвопросов связанных с последствиями инвалидности. Оно стремится кравнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всейтерритории страны, независимо от того, где проживает инвалид. Важнейшейособенностью современной государственной политики в отношении детей-инвалидовявляется перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплатна оказание прямых социальных услуг [26].
Таким образом,государство многое делает для детей-инвалидов, пишет  Янькова И.А., но существует целый ряд проблемв соответствии с возрастными особенностями, который остается не решенным. Длягрудных детей и дошкольников решение таких проблем, как качественноемедицинское обслуживание, полноценное и экологическое питание, надлежащий уход,подготовка к школе; для детей школьного возраста — развитие адекватныхфизическим и психическим особенностям ребенка форм образования; для детейстаршего школьного возраста — социальное и профессиональное самоопределение [32].Этими проблемами  занимаетсянегосударственный сектор: учреждения, предприятия, службы, создаваемыеобщественными благотворительными, религиозными и другими негосударственнымиорганизациями, осуществляющие частную деятельность в сферах социальногообслуживания.
В данном случае насинтересуют общественные организации — неправительственные благотворительныеобъединения, целью которых является обеспечить развитие и содействия интеграциидетей с ограниченными возможностями в общество как его полноправных членов.
Чтобы родителям и самомуребёнку быть более самостоятельными и расширить круг своего общения прифинансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)реализуется проект «Быть независимым – значит быть свободным». Цель –найти пути взаимодействия с партнерами в лице государственных служб и бизнесадля создания режима равных возможностей для инвалидов – колясочниковучаствовать в жизни общества. По завершению проекта в Самаре будет созданпервый центр независимой жизни.
Московский клуб инвалидов«Контакты — 1» строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность иих родителями по программам, в основе которых лежит социально – политическаямодель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек имеющийинвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества.
Клуб разработал инновационныемодели и программы, в основе которых лежит именно социально – политическаямодель инвалидности. Их три: «Центр независимой жизни»,«Выездной лицей» и «Персональный ассистент» [12].
Цель инновационной модели«Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими иумственными возможностями»: изменение среды, окружающей ребенка –инвалида.
Цель службы«Персональный ассистент: открыть детям, имеющим инвалидность широкиевозможности для развития их потенциальных возможностей и талантов и активного участияво всех аспектах жизни общества.
Цель инновационной моделислужбы „Выездной лицей“: духовное и культурное развитие детей,имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через организацию специальныхслужб: „Выездной лицей“, „Персональный ассистент“,»Транспортные службы".
Центры независимой жизнираспространены и на Западе, пишут Иващенко Г.М. и Ким Е.Н. Это общественныенекоммерческие организации, которыми руководят инвалиды. Центры помогают имполучить и сохранить возможность управлять своей жизнью [12].
Связующим звеном междугосударственным сектором и общественными организациями, утверждает ИгнатьеваЕ.В., выступает социальный педагог, который играет одну из главных ролей вреабилитации детей-инвалидов. Это сотрудник специального (коррекционного)образовательного учреждения устанавливает контакт с представителями всехсоциальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальнымиработниками, сотрудниками правоохранительных органов, родителями и др.) и спредставителями государственных органов управления, образовательнымиучреждениями, муниципальными службами, в которых необходимо представитьинтересы своих воспитанников [21].
Взаимодействуя собщественными организациями, социальный педагог оказывает им определённый рядуслуг: знакомит с проблемами детей-инвалидов представителей государственных,муниципальных учреждений, средства массовой информации, привлекает юристов,медиков, психологов для проведения консультаций. Сам проводит беседы,консультации для родителей и детей. Также он помогает в организации ипроведении досуга: организовывает тематические вечера, праздники, дни рождения,экскурсии, выезды на природу, семейные клубы по интересам, объединяет детей вкружки, студии, секции, организовывает выставки работ, участия в спектаклях, концертахи др. [20].
Социальные педагогипомогают детям-инвалидам в получении общего и профессионального образования, вобщении. Поддерживают и оказывают помощь родителям, что бы они не оставались водиночку со своими проблемами. Пытаются помочь им увидеть по-новому своегоребёнка, найти в сложной ситуации позитивное решение, для появления у родителейнадежды и уверенности в том, что их ребёнок может овладеть необходимымизнаниями, навыками, умениями, что бы их действия не привели к воспитаниюребенка иждивенца, их раздражительность болезнью ребенка не привела к еёусугублению. В своей работе Комаркова И.Ю. пишет, что социальный педагог долженнаучить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Онорганизует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребёнка и егосемьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребёнка, а на те барьеры,которые мешают ему и его родителям жить нормально в человеческом обществе [16].
Социальный педагогразрабатывает индивидуальную (для семьи) или общую (для группы детей)комплексную программу поддержки. В процессе её разработки социальный педагогвыявляет барьеры, мешающиеся интеграции ребёнка и его семьи в социум,определяет их нужды и потребности, намечает стратегию поддержки [15]. Основнойзадачей социального педагога как посредника между государственным учреждением иобщественной организацией является оказание помощи в становлении взаимодействиемежду ребёнком, развивающимся в условиях недостаточности (психической,физической) и обществом для содействия обеспечения независимой жизни иповышения уровня социальной адаптации детей, нуждающихся в особой поддержке.
Важным разделомдеятельности социального педагога является включение детей-инвалидов в трудовуюдеятельность.
Основными функциямидеятельности социального педагога являются:
1.                     Информационнаяфункция (социальный педагог информирует родителей о работе общественныхорганизаций; о ярмарках вакансий для инвалидов и т.д.).
2.                     Организационнаяфункция (проведение круглых столов, посвящённых темам: образование,здравоохранение, трудоустройство; организация выставок, экскурсий, летнегоотдыха детей и т.д.)
3.                     Обучающаяфункция (социальный педагог проводит семинары для социальных педагогов с цельюобмена опытом).
4.                &nbs


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.