Казанскийгосударственный Педагогический университет
р еф е р а т
тема: планирование межпредметных связей
выполнил: Шимарин Д.В.
проверила: Фархиева Р.Ш.
казань 2001
план:
I Виды межпредметных связей в содержании обученияматематики
II Планирование межпредметных связей
1. Сетевое планирование
2.Курсовоепланирование
3.Тематическоепланирование
4.Поурочное планирование
IIIФункции межпредметных связей
IVПланирование и пути реализации межпредметных связей в обучении математики
VЗаключение
VIСписок литературы
ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СОДЕРЖАНИИОБУЧЕНИЯ математики..
Совокупность функциймежпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все многообразие их видов. Различаютсвязи внутрицикловые (связи математики с физикой, химией) и межцикловые(связи математики с историей, трудовым обучением). Видымежпредметных связей делятся на группы, исходя изосновных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форморганизации): содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах математических курсов, нафактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи науровне фактов (фактические) — это установление сходства фактов, использованиеобщих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, математикии, и ихвсестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. Так, в обучении математики и химии учителя могутиспользовать математику для вычисления химического состава вещества.
Понятийные межпредметныесвязи — это расширение и углубление признаков предметных понятий иформирование понятий, общих для родственных предметов(общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного циклаотносятся понятия теории строения веществ -пропорции, следствия, движение,масса и т.п… Эти понятия широко используются при изучении процессов. Приэтом они углубляются, конкретизируются на математическом материале иприобретают обобщенный, общенаучный характер.
Теоретическиемежпредметные связи - это развитие основных положенийобщенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках породственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.
Планированиемежпредметных связей.
Содержание, объем, время испособы ииспользования знаний из других предметов можно определить только наоснове планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекоменндаций,данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебнойтеме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежныхпредметов.
В практике обучениясложились четыре основных способа планирования межпредметных связей — сетевое,курсовое, тематическое и поурочное.
Сетевое планирование.Оно осущетвляется завуемили председателем методиеской или предметной комиссии по определенному циклу,группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты,которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показываютузловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой графикпредставляет собой модель учебного процесса, которая ограждает содержание иобъем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетоммежпредметных связей.
Учебные недели
На рисунке указаныпоследовательность тем разлиных курсов и наличие связей в иих содержании.Двойным кружком обознаенны узловые темы, имеющие наибольшее число связей сдругими предметами (математика, физика, химия).
Такая модель нагляднопоказывает логику построения смежных учебнных предметов, их взаимосвязи,наиболее важные, узловые темы, временные связи в изучении зависящих друг отдруга вопросов и т.п. Модель в виде сетевого графика является важнным средствомуправления учебным процессом. На ее основе руководители школы могут внестикоррективы в расписание, проконтролировать своевременность прохождения особоважных учебных тем. Посещение уроков по узловым темам, связывающим знанияучащихся по ннескольким предметам, дает возможность руководителю школы увидетьпредшествующую работу других учителей, усвоение учащимися нужных понятий,зарание спланировать и сократить общее количество посещений уроков.
Дополнением к сетевомуграфику служит план-карта, в которой отражается не только последовательностьизучения учебных тем, но и комплекс развиваемых понятий в смежных предметах.
Сетевое планирование даетобщую канву межпредметных связей в цикле учебных предметов, но недостаточноорганизует активную познавательную деятельность учащихся. Необходимо планированиеметодов и форм организации обучения при осуществлении межпредметных связей.Этому способствуют другие способы планирования.
Курсовое планирование. Планиравание межпредметныхсвязей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. Приэтом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. В своейработе мы опирались на тематический подход, т.е. на последовательнный анализмежпредметных связей от одной учебной темы к другой.
Межпредметные связирекоменндуется использовать в сочетании с вннутрипредметными связями. Наличиекурсового плана позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждойпоследующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать учащимсядомашние задания на повторение опорнных знаний из других предметов. Прииспользовании курсового плана возможно заранее спланировать консультации ипосещения уроков учителей других предметов, подобрать необходимую методическуюлитературу по межпредметным связям в каждой учебной теме.
В нешей практикеиспользовался и проблемный подход к курсовому планированию межпредметныхсвязей. При этом выделялась общая для всего курса учебная проблемамировоззренческого характера. Она позволяла систематизировать знания из разныхпредметов под углом зрения определенной идеи, которая объединяла все учебныетемы курса.
Разновидностью проблемного подхода являетсяпланирование в курсе межпредметных связей с целью развития ведущих научных понятий.В качестве примера приведем планирование в курсе математики в целях развитияведущих математических понятий. При таком планнировании учитель ориентируетсяна установление главнным образом понятийных межпредметных связей. Это важно дляразвития математиеского мышления. Но такая работа должна иметь вспомогательныйхарактер. Нельзя упускать из виду все многообразие межпредметных связей впроцессе обучения, которые лишь в совокупности обеспечивают формированиецелостной системы взглядов на мир и мировоззрения школьников. Поэтому важносочетать и разные подходы к планированию межпредметных связей при изученииучебного курса.
На основе курсовогопланирования необходимо провести тематическое планирование межпредметныхсвязей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование.В тематическом планедолжна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорныезнания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план,учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельнныхуроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в однихслучаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняютсяпричинно-следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих конкретизируютсяобщие идеи или доказываются выводы, новые теоретическиие положения и т.п. Взависимости от позннавательных целей использования межпредметных связейотбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и заданиядля учащихся.
Общая схема тематическогопланирования межпредметных связей может быть представлена в форме таблицы.
Тема«...................» Класс «................»
Темы и даты уроков
Основные предметные понятия и умения
Связь с другими предметами
Методы и приемы обучения
Наглядные пособия
Задания по предмету и межпредметные
Смежные понятия
Факты
Умения
Данная форма может бытьизменена учителем в зависимости от конкретных условий установлениямежпредметных связей в обучении. Такое планирование создавало у учителя общеепредставление о том, какие знания и из каких предметов необходимо учащимся повторитьк каждому уроку, какие понятия и знания из других предметов следует привлечь краскрытию основных понятий учебной темы и какие мировоззренческие идеи будутразвиваться на основе межпредметных связей. Знания из разных предметов помогалиподнять обобщение учебного материала темы на мировоззренческий уровень.
Такое планирование учитываетмногообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основныенаправления активизации познавательной деятельнности учащихся в процессе изученияучебной темы. В целях эффективной организации учебно-познавательнойдеятельности учеников по осуществлению межпредметных связей полезноспланировать их систему на каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование.Конкретизация использованиямежпредметнных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочногопланирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урокаи как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение новогоили закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработкаобобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производитсяна основе тематического планирования.
Положительные стороны даннойразработки — это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей;формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения иприменнения знаний по физике; определение понятий; наличие мировоззреческоговывода, обобщающего факты и законы математики и физики; включение в домашнеезадание вопросов межпредметного содержания.
Составляя поурочнные планы,учителю важно знать, что уччащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний науроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановкувопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общихидей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещениеуроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметныхсвязей.
Планы могут быть обсужденына методических комиссиях по циклам предметов, согласованы с завучем школы.Обсуждение планов позволяет предупредить ошибки в использовании знаний из другихпредметов, устранить нетоности в формулировке вопросов, в трактовке понятийсмежных курсов, определить единые подходы в объяснении сущности изучаемыхпроцессов и явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения.
Таким образом, планирование составляет необходимое исущественное звено подготовки учителя кэффективному осуществлению межпредметных связей и является одним из средств ихреализации в практике обучения школьников.
ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.
Межпредметные связи выполняют в обученииматематики ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только наих основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистическихвзглядов на природу, современных представлений о еецелостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуютотражению в обучении методологии современного естествознания, котороеразвивается по линии интеграции идей и методов с позицийсистемного подхода к познанию природы.
Образовательнаяфункция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учительматематикии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина,осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математическихпонятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающаяфункция межпредметных связей определяется ихролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию математики. Межпредметные связи помогают преодолетьпредметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающаяфункция межпредметных связей выражена в их содействии всемнаправлениям воспитания школьников в обучении математики Учительматематики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексныйподход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с ихпомощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы иформы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметовестественнонаучного цикла комплексных форм учебной ивнеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников ипрограмм смежных предметов.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ОБУЧЕНИИ математики.
Использование межпредметныхсвязей — одна из наиболее сложных методических задач учителяматематикии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителямихимии, физики, посещения открытых уроков, совместного планирования уроков ит.д.
Учитель математики с учетомобщешкольного плана учебно-методической работы разрабатываетиндивидуальный план реализации межпредметных связей в математиескихкурсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
1) изучение раздела«Межпредметные связи» по каждому математическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов,чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
2) поурочное планированиемежпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;
3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметныхсвязей на конкретных уроках;
4) разработка методикиподготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
5) разработка приемовконтроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Забота о построении содержания единого курсаматематики, усиление его внутренних связей не принижают значения еговзаимосвязи с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучениирассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая целии задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебнымпредметам.
Межпредметныесвязи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применениязнаний из различных предметов в
трудовой деятельности учащихся.
Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:
1) осознаниесущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;
2) отбор и актуализация (приведение в «рабочеесостояние) нужных знаний из других предметов;
3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знанийиз смежных предметов;
4) синтез знаний, установление совместимостипонятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;
5) получение результата,обобщение в выводах, закрепление понятий.
Систематическоеиспользование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечиваетформирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниямииз различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обученияматематики.
Межпредметные связи влияютна состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видовмежпредметных связей. Поэтому возможно выделить тесвязи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, — идущиеот математики в другие учебные предметы.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных формдвижения материи — одна из основных образовательных функций межпредметныхсвязей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил вос-
питательные функции межпредметных связей курсаматематики. В этих условиях укрепляются связиматематики как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Такимобразом, межпредметность - это современный принципобучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целогоряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методыобучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова В.Н., Груздева Н.В.Межпредметные связи в обу-
чении.- М.: Просвещение, 1987.
2. Максимова В.Н. Межпредметныесвязи в учебно-воспитатель-
номпроцессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,
-М.:Просвещение, 1989.
4. Максимова В.Н. Межпредметныесвязи в учебно-
воспитательном процессе — Л., 1980
5. ЧенцовА.А. Теоретические основы научной организации
учебного процесса — Белгород, 1972.