Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическая коррекция образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психи

--PAGE_BREAK--

Диаграмма 1. Результаты исследования наглядно-образного мышления детей с ЗПР в процентном соотношении

На диаграмме 2 представлены результаты исследования наглядно-образного мышления нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста в процентном соотношении.



Диаграмма 2. Результаты исследования наглядно-образного мышления нормально развивающихся детей в процентном соотношении
       На гистограмме 1 представлен сравнительный анализ исследования особенностей наглядно-образного мышления у детей с нормой развития и детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.



Гистограмма 1. Сравнительный анализ исследования особенностей наглядно-образного мышления у детей с нормой развития и детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Затем была проведена методика №2 «Запомни цифры» (авторская интерпретация методики       Р.С. Немова). Только   два ребенка с ЗПР правильно воспроизвели 5 цифр, что составляет 20% всех детей, а из детей с нормой развития справились с заданием три ребёнка – 30%. Семь нормально развивающихся детей – 70%,  и пять с ЗПР – 50% детей, запомнили в правильной последовательности 4 цифры. Три ребенка с ЗПР не справились с заданием, не смогли запомнить ни одной цифры – 30% детей.

Результаты диагностики занесены в таблицу 5 «Исследованиеобъема кратковременной образной памяти детей».

Таблица 5

Исследование объема кратковременной образной памяти детей



Уровень

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

количество

%

количество

%

Высокий

3

30

2

20

Средний

7

70

5

50

Низкий





3

30

 

Результаты исследования объема кратковременной образной памяти детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в процентном соотношении представлено на диаграмме 3.


Диаграмма 3. Результаты исследования объема кратковременной образной памяти детей с ЗПР в процентном соотношении
Результаты исследования объема кратковременной образной памяти  нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста в процентном соотношении представлено на диаграмме 4.



Диаграмма 4. Результаты исследования объема кратковременной образной памяти  нормально развивающихся детей в процентном соотношении
На гистограмме 2 представлен сравнительный анализ объема кратковременной образной памяти детей с нормой развития и  детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

            Гистограмма 2. Сравнительный анализ объема кратковременной образной памяти детей с нормой развития и  детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Методика №3 «Найди такую же фигуру».Большинство детей с ЗПР набрали от 16 до 20 баллов, что составляет 50% из числа всех детей, у них наблюдалась отвлекаемость, большее по сравнению с нормой количество ошибок. Четыре ребенка  набрали 15 и меньшее количество баллов – 40% детей, что соответствует низкому уровню развития образной памяти. Нормально развивающиеся дошкольники набрали от 21 до 30 баллов (высокий уровень) – 80% детей. И только два ребенка получили 17 баллов – 20% старших дошкольников.

Результаты диагностики представлены в таблице 6 «Результаты исследования образной памяти».
Таблица 6

Результаты исследования образной памяти



Уровень

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

количество

%

количество

%

Высокий

8

80

1

10

Средний

2

20

5

50

Низкий





4

40



Результаты исследования образной памяти детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в процентном соотношении представлено на диаграмме 5.



Диаграмма 5. Результаты исследования образной памяти детей с ЗПР в процентном соотношении
Результаты исследования образной памяти детей с нормой развития старшего дошкольного возраста в процентном соотношении представлено на диаграмме 6.



Диаграмма 6. Результаты исследования образной памяти детей с нормой развития в процентном соотношении
На гистограмме 3 представлен сравнительный анализ образной памяти нормально развивающихся дошкольников и  детей с ЗПР.



Гистограмма 3. Сравнительный анализ образной памяти нормально развивающихся дошкольников и  детей с ЗПР
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
На основании анализа материалов, полученных в ходе исследования, можно сделать  выводы.

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР есть способности к оперированию различными образами и наглядными представлениями при решении задач, так как  дети показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, а мышление способствует запоминанию цифр, событий, букв, слов и переводит их в безграничный запас образов. Данная информация в форме образов легко запоминается, заменяется и считывается детьми шести лет. [21]

 Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. [13]
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной формой воздействия педагога-психолога на детей группы ЗПР являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение детьми программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка. Поэтому методологической основой данной программы являются идеи  Л.С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка. [11]

Цель: с помощью упражнений повысить уровень развития образной памяти как средства естественного и гармоничного восприятия информации.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

1.     разработать систему занятий, на которых происходит развитие образной памяти;

2.     совершенствование и развитие образной памяти старшего дошкольника;

3.     развитие познавательных процессов, без которых невозможно развитие образной памяти: восприятия, наглядно-образного мышления.

4.     учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия около 20 минут.

Упражнения программы составлены на основе упражнений из учебника Немова. [12]
3.2. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
Педагогическая коррекция образной памяти осуществляется с учётом психологических особенностей детей с задержкой психического развития в соответствии с возрастной группой.

При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы [21].

Образная память детей развивается на всех занятиях в дошкольных учреждениях: формирование элементарных математических представлений (ФЭМП); рисование; ознакомление с окружающим миром; музыка; конструирование; аппликация; физкультура; развитие речи; ознакомление с художественной литературой. Нами предложены упражнения и игры, которые можно использовать для улучшения образной памяти (приложение 3).

Так же нами была разработана система коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, направленная на коррекцию образной памяти.

Система занятий рассчитана на детей 6—7 лет. Продолжительность занятий по 20–30 минут, которые проводятся  один раз в неделю на протяжении трёх месяцев.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по коррекции образной памяти предложены в таблице 7.
Таблица 7

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по коррекции образной памяти

Месяц

Неделя

№ п/п

Вид занятия

Тема занятия

Цель

Задачи

Март 

I

1

Рисование

«Роспись барыни дымковским узором»

Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи.

1. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора

2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей, память

3. Воспитывать любовь к народным промыслам

II

2

Лепка

«Дымковские игрушки»

Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек

1. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа

2. Развивать  мелкую моторику, образную память

3. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие

III

3

Ознакомление с окружающим миром

«Верблюды»

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием

1. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план

2. Развивать внимание, образную память

3. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений



IV

4

Развитие речи

«Музеи родного города»

Закрепить у детей представления о музеях родного города

1. Продолжать формировать интерес к родному городу

2. Развивать память, монологическую речь, умение делать выводы и доказывать

3. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию

Апрель

I

5

Развитие речи

«Вот какие птички, Птички – невелички»

Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период

1.Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц

2. Развивать речь детей, обогащать их словарь, развивать память

3. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям

II

6

ФЭМП

«Сказочное королевство Шарля Перро»

Закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда. Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию.

1. Закрепить умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим

2. Развивать память и мышления

3. Формировать навыки вычислительной деятельности.


III

7

Рисование

«Кот Василий»

Познакомить с жанрами живописи

1. Познакомить детей с такими жанрами живописи как портрет натюрморт, пейзаж

2. Развивать наблюдательность, наглядно-образное мышление, образную память

3. Воспитывать доброе отношение к домашним животным

IV

8

Ознакомление с худ. литературой

«Хлеб всему голова»

Развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека

1.Ознакомить детей с технологией приготовления хлеба

2. Развивать память

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование

Май

I

9

ФЭМП

«Тридевятое царство»

Формировать навыки вычислительной деятельности; продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание по предложенным схемам

1. Конкретизировать знания детей о двузначных числах

2. Развивать внимание, образную память и наблюдательность

3. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом

II

10

Ознакомление с окружающим миром

«Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву

1. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст

2. Развивать образную память, наглядно-образное мышление

3. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним

III

11

Ознакомление с окружающим миром

«Почему поезд бывает пожарным?»

Обобщить и углубить представления детей о пожарном поезде, полученными во время экскурсии на вокзал

1. Расширять представления детей о труде пожарных; обогатить и активизировать словарь

2. Формировать умения и навыки вести беседу

3. Воспитывать уважение к труду людей

IV

12

Развитие речи

«Весна (обобщение)»

Закрепить знания детей о признаках весны

1.Расширять представление об особенностях весны

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и образную память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное

3. Воспитывать любознательность, сочувствие



Конспекты занятий по темам «Верблюды», «Вот какие птички, Птички – невелички», «Сказочное королевство Шарля Перро» отображены в приложениях 4, 5 и 6.

К концу  проведения всех занятий у детей с задержкой психического развития уровень образной памяти должен повыситься с низкого до среднего уровня, а так же должна увеличиться продуктивность запоминание наглядного материала.

3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Детям с ЗПР старшего дошкольного возраста присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Для развития образной памяти необходимо делать с ребенком простые упражнения. Например, ребенку дать 10 картинок с изображениями разных животных и предложить внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать, а ребенку предлаожить закрыть глаза и представить, что вы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

Это и множество других упражнений позволят развить образную память у детей с ЗПР.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
Мы разработали систему занятий, на которых происходит развитие образной памяти, а так же развитие познавательных процессов, без которых невозможно развитие образной памяти: зрительного восприятия, наглядно-образного мышления. Система упражнений учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

В программе четко определены те знания, умения и навыки, которыми должны владеть дети шести – семи лет на момент окончания детского сада.

Занятия по развитию образной памяти можно проводить на любом занятии в ДОУ. А так же использовать коррекционно-развивающих занятия предложенные в главе 3 пункт 3.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования и проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:

— проблема развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения;

— образная память у детей старшего дошкольного возраста является важным фактором, влияющим на усвоение информации и программы детского сада.

Для выявления уровня развития образной памяти нами был произведен констатирующий эксперимент. Результаты показали, что уровень образной памяти у детей с ЗПР находится на среднем уровне.

С целью повышения уровня развития образной памяти был создан проект формирующего эксперимента.

Данный эксперимент включал упражнения и игры, которые могут применяться на всех занятиях в дошкольном учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. — Минск: Вышейш. шк., 1990. — 175с.

2.     Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. — 1993.

3.     Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2003. — № 2.

4.     Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., 2000.

5.     Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. — М.: Наука, 2001

6.     Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.-Воронеж, 2002. с. 105.

7.     Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т.А., м,. 1984 г.

8.     Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. — 1988. — № 1

9.     Дмитриева Е.Е. Проблемные дети: Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. — 2005.

10. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. СПб.: ПИТЕР, 2002.

11. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1991.

12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.1. Общие основы психологии. — М: Просвещение, 1994

13. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М: Просвещение, 1994.

14. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. — М.: Владос, 2003.

15. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.

16. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР//Дефектология, №4, 1980 г.

17. Специальная психология / Под редакцией В.И. Лубовского. – М., 2003.

18. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М.Назаровой. М., 2000.

19. Ткачева Т.А., Толмачев. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. — Красноярск: Изд-во КГПИ., 1998. — 88с.

20. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.

21. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
Приложение 1

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.