ТЕМА. ПЕДАГОГ –НОВАТОР
ШАТАЛОВ В.Ф.
План
Введение
1. Опытработы Шаталова В.Ф.
2. Биографияпедагога — новатора
3. Использованиеметодики Шаталова В.Ф. на уроках истории
Заключение
Введение
Застойные явления вобществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу.Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работыучителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовалиавторитарно-императивную педагогику. И в противовес ей в условиях перестройкиобщественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества.Время ее рождения — осень 1986 г. Об этом сообщила “Учительская газета” 18октября. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. Новатор (от лат.novator — обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализуетпрогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это —учебно-воспитательная деятельность. Новаторство в отечественной дидактике в1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разныхспециальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, чтоноваторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка,изобразительного искусства и учителей начальных классов Донецка и Москвы,Ленинграда и Одессы, Тбилиси и Подмосковья и разных других городов и областей страны.За первыми и известными потянулись и учительские массы. Педагогическоеноваторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разныхпоколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и нетолько!) общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н.Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А.Караковский и Б.П. Никитин.
Имея за плечамимноголетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительноизменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов крешению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторовмного общих посылок.
1. Педагогикасотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уваженииличности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, настремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляетпринудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условиядля учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика вуспешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успехшкольника в учебной деятельности.
2. Поиск новых,нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающихвысокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому и называют ихноваторами.
3. Перспективностьдидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждаетсязаметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опытупотянулись учительские массы.
4. Общедоступностьопыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классовдо техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены,выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательнойработы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы большими тиражамипубликовались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- ителепередачи о них, проходили их встречи с широкими массами учителей.
Это давало возможностьучителям от самих новаторов получить материал об их опыте.
Педагоги-новаторысыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций вдидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся,проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в90-е годы.
1. Опытработы Шаталова В.Ф.
Человеческий факторобусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся егосистема обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманногоотношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой,верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебногоматериала на уровне «четверки» и «пятерки». Создавая доброжелательную обстановкуна занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в своисилы и успеха в учебной работе.
«Учиться победно!»— вотдевиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическимпринципом.
Подчеркнем, что В.Ф.Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, атакже формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения,любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга иответственности за результаты учения. А уже потом следует задачаучебно-познавательная.
В опыте В.Ф. Шаталовапо учебной работе можно выделить ряд особенностей.
Строго определеннаяорганизация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебнойдеятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как «возможность достаточножесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников»
1. Каждой теме учебногопредмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядокизучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же,сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, посути, и есть алгоритм):
1) развернутоеобъяснение учителя;
2) сжатое изложениеучебного материала по опорным плакатам;
3) изучение листов сопорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);
4) работа с учебником илистом опорных сигналов в домашних условиях;
5) письменноевоспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
6) ответ у доски илипрослушивание устных ответов товарищей.
По В.Ф. Шаталову сначалаизучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытнымпутем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теорииразвивающего обучения.
По В.Ф. Шаталовуучебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что такучащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успехусвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократноговариативного повторения. К примеру, в учебном материале по математике изучаютсяосновные понятия и связи между ними. Второстепенный материал не дается. Довод:практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна ита же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результатеудается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программногоучебного предмета. Это «высвободившееся время» используется для опережающегообучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. Вконечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс,рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2. ПрактикуВ.Ф. Шаталова о необязательности заучивания доказательств психолог Л.М. Фридманнаходит неубедительной, спорной. Психолог З.И. Калмыкова ту же практику педагога-новатораоправдывает.
Еще одна особенностьопыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальнымидидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты,плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активноиспользуются в учебном процессе в школе и дома.
В.Ф. Шаталов используетмногие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультациюучащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе смладшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения,нет и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями.Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема.Ученик учится без «троек».
В.Ф. Шаталов на основесвоей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принциповобучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в)принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).
Книги и статьи педагога– новатора
Ø ШаталовВ. Ф. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979. 134 с.
Ø ШаталовВ. Ф. Педагогическая проза. — М., 1980. 95 с.
Ø ШаталовВ. Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. — Киев, 1979. 48 с.
Ø ШаталовВ. Ф. Шесть шагов за горизонт // Вечерняя Одесса. 1986. 5 сент.
Ø ШаталовВ. Ф. Дайте мне школу // Учит. газ. 1986. 7 окт.
Ø ШаталовВ.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. — М.: ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2001г., с. 48-49. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982.
Ø ШаталовВ.Ф. Точка опоры.- М., Педагогика, 1987.
Ø ШаталовВ.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. — М.: Просвещение, 1989.
Ø ШаталовВ.Ф. Эксперимент продолжается. — М.: Педагогика, 1989.
2. Биографияпедагога — новатора
ШАТАЛОВ Виктор Фёдоровичродился в 1927 г. Ученый педагог, народный учитель СССР, преподавательматематики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблеминтенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методовобучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованиемопорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков иформул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогикесотрудничества. Проживает в Донецке.
Педагогический стаж — 53 года, из них 40 лет — исследования и эксперименты. Издано более 30 книг,многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена«Николая Чудотворца» за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы(Указ Президента РФ от 19.11.2007 г. лауреат премии Сороса, почетный президентитальянской ассоциации «Данте Алигьери».
3. Использованиеметодики Шаталова В.Ф. на уроках истории
Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можнообозначить:
1. Блочное модульноепостроение учебного материала;
2. Мотивация учебнойдеятельности на основе целеполагания;
3. Преобладаниесамостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя поусвоению знаний и умений;
4. Организациясамоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоенияучебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
«Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения,применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:
· Гибкость(подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможностьдифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическаядинамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроляи оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебнойдеятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретногоколлектива учащихся);
· Концептуальная иорганизационная простота для учащихся и учителя истории, которая позволяетдостигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативныхзнаний, формировании компетентности;
· Систематическая(от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихсяпри обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего,логического характера развивают у учащихся потребность в систематическойподготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что вконечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность,целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитиешкольников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, вчастности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различныхвидах ее организации применяется эпизодически».[1]
Методисты, учителя-практики, исследующие возможности применения системыопорных конспектов непосредственно на уроках истории, отмечают ряд еепреимуществ по сравнению с другими методическими моделями, а именно:«согласованность цели, времени исполнения работы и количества вложенного трудав результат для предупреждения перегрузки учащихся. Формирование учебнойдеятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебныхинтеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения,классификации, обобщения, самоконтроля). Диагностичность целей и задач развитияшкольников».[2]
«Еслиматериал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ,лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его головеобразуется «каша» из множества мелких подтем. Но те же события и факты,выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, и к тому жес выделенными узловыми подвопросами и подтемами, приводят к получению новогокачественного результата».[3] Цельныйвзгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия»,выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов науроках истории. Применение опорных конспектов предполагает и решение ещё однойнемаловажной задачи — существенное сокращение учебного материала в связи с переходомк обязательному девятилетнему образованию, появляется время для изучениядополнительных материалов, возможность включать в процесс обученияуроки-портреты, исторические путешествия, творческие задания.
Применениеопорных конспектов на уроках истории, что немаловажно, приводит к изменениюсистемы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа илипункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственныхсвязей.
Блок-тема зашифрована всистему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода илипревращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаковунифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденцииисторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельныемини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких,помеченных номерами мини-блоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме илиоценка последствий событий.
«Учащиеся достаточнобыстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементомопорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет емуощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученикидостаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчасвключает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделитьзначение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты,события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются,замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорныйконспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Онпозволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не толькоотдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность,появляется интерес к получению знаний».[4] По мереработы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинаютсамостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки исимволы для отдельных подтем (см. приложение6). Естественно, такая работаневозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделятьглавное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяетсжато записать любую лекцию.
Опорные конспекты науроках истории (примерный образец записей учащегося в тетради) Под диктовку учителя: Тема: «Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Европе». Цель: Я должен уяснить, почему и как рем. Отделяется от с/х и возникают города, как организов. произв-во и обмен товаров, каковы последствия; знать быт, жизнь и взгляды горожан. Во время краткой развёртки опорного конспекта записи не ведутся. Подробная проработка материала урока по опорному конспекту:
1. Успехи в с/х излишки обмен «умельцы» ( жизнь — ремесло).
Но:
И укрепления город Т+ Р =
Рем. Мастерская: — мелкое
— ручное
б/разд. Труда
Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр»
Товар торговля
От к
Цехи — союзы М. Одной спец.
Устав. Качество!
Цех 11 — 12 вв. — прогресс
К 15 веку — тормоз. Все записи учитель делает на доске по ходу рассказа и развёртки опорного конспекта. Материал проговаривается в сжатом виде, не менее трёх раз.
2. Феодал
город борьба за свободу.
МЭР Слои населения:
Элита
Город. Совет Средние
Низы
Суд, казна, войско. Права, свободы.
Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.
— пошлины
— что упало, то пропало
— разбойники, рыцари
Города и купцы за объединение страны.
Торг. Пути ярмарки-центры. Шампань.
Т — Д — Т.
Деньги — Банки, Ростовщики. Вывод: Необходимость объединения страны. К следующему уроку. Задание учащимся — сделать два (три) доклада о жизни и быте горожан средневекового города. Домашнее задание: Развернуть и проработать опорный конспект, материалы параграфа учебника.
Опорные конспекты
/>
Заключение
Оценивая в целом опытВ.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А. Бодалевсчитает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученикарепродуктивных способностей и, к сожалению, меньше — на развитие творческойсамобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодалева, по-видимому, можносогласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как этопрактикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностейучащихся.
«Те, комупосчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали,что их поражала насыщенность урока и та легкость, с какой дети с нейсправились. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учительдолго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил.Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущениянапряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только передучителем, но и перед любыми поставленными задачами». В. Кольченко отмечал, что «методическаясистема донецкого педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну изтруднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженномуумственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качестволичности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенностив своих силах и способностях». Ученый М. Скаткин писал, что «Шаталов чувствуетпсихологию несильного ученика, который постоянно боится, что ничего не поймет,и оттого действительно не понимает. Каждым своим шагом Шаталов снимает страх передтрудным материалом. Вся его методика – это методика преодоления страха».
За 40 лет эксперимента Шаталоваиз самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали какбезнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико-математических итехнических наук.
Совсем недавно в продолжениеэксперимента несовершеннолетние заключенные одной из тюрем под Петербургомпосле всего трех с половиной часов занятий с Шаталовым сдали на«пятерки» весь годичный курс геометрии 7 класса.
Результаты исследованиядают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствуетвсем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, такимобразом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям,предъявляемым к современному образованию.
педагог новатор шаталов
Литература
Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки.- М., 1979. — 134 с.
Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. — М.,1980. — 95 с.
Интернет –ресурсы
Методика В.Ф. Шаталова msk.treko.ru/show_dict_1017
Педагоги-новаторы. www.altruism.ru/sengine.cgi/13/41/23
Школа-студия Шаталова – Лысенковой www.shatalovschools.ru