Дайте характеристику педагогической антропологии как науки (определения,предмет, цели, задачи, принципы, общая характеристика)
Антропология — это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайнозначительном феномене.
Чрезмерноеобилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света,привело как к дифференциации внутри самой науки о происхождении видов,вычленению из нее самостоятельных научных направлений, так и к возрастаниюинтереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возникновению в нихсобственных антропологии. Сегодня существуют философская, религиозная,культурная, социальная, психологическая и другие антропологии. А бывшаяуниверсальной антропологиястала лишь одной из человековедческих наукестественно-научного направления. Она включает в себя расоведение,морфологию человека, антропогенез и, как ни странно, педагогическуюантропологию. Прилагательное педагогическая появилось в одном из разделовантропологии потому, что этот раздел изучает антропологический облик невзрослых, а детей. Она отрабатывает способы фиксации этого облика и егоизменений под влиянием различных факторов — природных, социокультурных,экологических; описывает типичную для конкретного этноса возрастную динамикуоблика детей. Определяет зависимость антропометрических показателей от режима исодержания жизни конкретных образовательных учреждений, от спецификиорганизации дидактических и воспитательных систем. Очевидно, что этот разделантропологии дает весьма поучительную информацию для человековедения, в томчисле и для педагогики.
Педагогическаяантропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Онастремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраставлияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни.Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп(числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует сними. Законы индивидуального и группового развития становятся базойпедагогического совета, предупреждения об опасностях.
Предметомпедагогической антропологии являетсяобъект педагогики- человек развивающийся. Исследуя свой объект, педагогика всилах разработать предмет — направленный на взаимодействия людей, влекущие засобой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческойсферах личности.
Педагогическаяантропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках,их внешнее и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике.Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образованиятипа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно, наскольконеобходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них.
Педагогическаяантропология выделяется в структуре педагогики как фундаментальная и, вместе,вспомогательная наука, составляющая « цокольный этаж» в здании педагогики,снабжающая все ее области целостным знанием об их объекте. Это знаниенеобходимо для решения крайне важной методологической проблемы- перехода суровня на уровень в изучении человека, может помочь в периодизации онтогенезачеловека, наконец, в построении теории личности, при решении вопросов оструктуре сторонах и признаках развития личности, о границах изменений этихпризнаков и факторах, регулирующих эти изменения.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики— человек развивающийся.
Толькоисследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет — целенаправленныевзаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной,интеллектуальной, поведенческой сферах личности. Между тем, чтобы приблизитьсяк научно обоснованному действию, надобно прежде понять сущность, механизмы,этапы и характер течения процессов, которые предваряют эти изменения,сопутствуют им и следуют за ними — «внутри» человека и вне него.
Искусственнаяизоляция предмета педагогики от ее объекта как целого затрудняет созданиеконкретно-всеобщей, содержательной теории образования.
Важнейшая целейпедагогики — профилактика и коррекциядевиантного, разрушительного поведения — в принципе недостижима вне и помимочеловековедения. Педагогическая антропология вскрывает «технологию»становления воспитания преступников. В основе ее лежит тысячелетняяпрактика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой природе.
Принципыпедагогической антропологии:
Педагогикаже познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимомслиянии природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности,становлении, свойствах, деятельности.
Необходимостьэтого глобального подхода к объекту предопределена самой природой и целямипедагогики. И осознается ею как возможность решения ее проблем.
Ведьпедагогика — наука и искусство совершенствования личности. Личности какединства физического и духовного, унаследованного и приобретенного,биологического и социального, соматического и психического. Речь идет о взаимодействиичеловека воспитуемого и человека воспитывающего.
Чтобыответить своему назначению и оправдать свое существование, педагогикеприходится базироваться на достоверном знании о человеке. Знании, которое даюти науки, и искусства, и религии, и практика.
Этот запассведений о вспомоществовании человеку при его втором, личностном, рожденииможет быть результатом только всестороннего познания человека. Структурупроцессов воспитания и обучения, различных средств и методов можно понять лишьв их отношении к структуре развития целостной природы человека.
Человек каквоспитуемый и воспитатель есть одновременно и субъект, и объект педагогики. Неувязывая воедино природу своего объекта и своего предмета, педагогика не всилах выйти в конструктивную позицию — не может управлять изучаемымипроцессами.
В объектнуюобласть педагогики входят и непреднамеренные, специально не организованные,нетелеологические и несистематические явления и процессы. Например, воздействиена человека экономических систем в их динамике; воздействие на целые народыэкологических, биогеосферических событий и т.п.
Прочныйфундамент под зданием школы — это научно выверенное знание о «вертикальной» и«горизонтальной» системности личности. Ее ума, чувств, воли, воображения,характера, ценностей, направленности. Равно как и знание о едином мире, вкотором эта личность живет и который ей предстоит продолжить, сохранить,совершенствовать.
Искусственнаяизоляция предмета педагогики от ее объекта как целого затрудняет созданиеконкретно-всеобщей, содержательной теории образования.
Всякаясерьезная попытка выстроить систему педагогических решений на фундаментетщательного изучения объектной области, взятой не вообще, а в совершенноконкретном виде, приводит к важным теоретическим и ценным практическимрезультатам. Примерами могут служить системы поэлементного воспитания И.Г.Песталоцци, физического воспитания П.Ф. Лесгафта и дошкольной дидактики МарииМонтессори.
Задачипедагогической антропологии:
Основнаязадача целостного исследования объекта педагогики, осуществляемаяпедагогической антропологией, заключена в разыскании закономерных связей междубиологически запрограммированным развитием человека и всеми видами «извнеидущих» воздействий на него — целенаправленных и нецеленаправленных, преднамеренныхи случайных, систематических и эпизодических. Эти связи реально существуюттолько как разного вида взаимодействия растущего человека с его ойкуменой.
Педагогическаяантропология необходима, чтобы снабжать теорию и практику воспитанияориентирами для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Тогдатолько теория сможет сказать практику, собственно в каких ситуациях, при какомименно сочетании обстоятельств один и тот же метод вреден, в каких — полезен, ав которых — нейтрален.
Педагогическаяантропология нужна и как основа жизненно важных типологий педагогическихситуаций. Стало быть, — для разработки методических вариантов обучения ивоспитания. Это позволяет получить простые и действенные способыиндивидуализации образовательной работы, т.е. применения научного знания напрактике.
Онапризвана предупреждать об опасностях или невозможности тех или иных усилий.
Так, именнос позиций антропологии утверждалось: «Величайшим препятствием длякоммунистического воспитания человека является сам человек» Педагогическаяантропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках,их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике(гигиене). Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевныеобразования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно,насколько необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них.
Педагогическаяантропология не может при этом не опираться на данные психологии ипсихоанализа, психиатрии. Психология преступника дает ценный материал дляразвития педагогической нозологии, терапии и гигиены. Психоанализ отсылаетисследователя к детству страдающего болезнью души, к хронически и одноразовымпсихическим травмам; дает глубокие знания о неврозах и их изживании.Медицинская психология служит важным источником для педагогической деонтологии.