СодержаниеВведение
1. Научные основы патриотического воспитания младшихшкольников
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
1.2 Направленности патриотического воспитания
1.3 Формы патриотического воспитания
2. Методический аспект проблемы патриотическоговоспитания
2.1 Разработка плана патриотического воспитания дляучеников 1 классаЗаключениеСписок использованной литературыПриложение А. План патриотического воспитания для учеников1 класса
Введение
Патриотизм– это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что выздесь родились.
БернардШоу
Патриотическоевоспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задачсовременной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привитиясвященного чувства любви к Родине.
Подпатриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование уучащихся любви к своей Родине.
Патриотизм– одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьниковдолжно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение кего великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется отшколы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Ксожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практическисошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немалофакторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России,отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того,воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, вкоторых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Смыслих заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознанияшкольников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самымсамостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценностиРоссии. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться кматериалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людейубежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть короткими емким словом «патриот».
Темакурсовой работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников,как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый«родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации,но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным.Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение впримыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
Цельработы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе поформированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
— обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
— выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
— показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.
Объектисследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предметисследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитаниюмладших школьников.
Гипотеза:если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников то процессвоспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить,что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий,направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитаниюшкольников, то можно получить следующие результаты:
— повысить уровень развития школьников;
— обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
— повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родномукраю, к своей стране
Методыисследования:
— изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы иприложения.
1. Научные основы патриотического воспитания младшихшкольников
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
В условиях многонационапьностироссийского государства в системе образования важное значение приобретаютвопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другимнародам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-хгодов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальнымипосредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежнейобщественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важнымявляется становление обновленной системы патриотического воспитания,формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Политическая дезинтеграция,социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностейоказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных ивозрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижениявоспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования — важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения болеезаметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
Произошла утрата идеологическихценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессеперестройки в новых социально-экономических условиях.
Объективные и субъективныепроцессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос.Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачиваетсяистинное значение и понимание интернационализма.
Патриотизм (греч.πατριώτης – соотечественник,πατρίς – отечество) – нравственный и политическийпринцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству иготовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).
Патриотизм предполагает гордостьдостижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер икультурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовностьподчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины исвоего народа.
Исторический источник патриотизма –веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств,формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образованиянаций и образования национальных государств патриотизм становится составнойчастью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицампатриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску,оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержитслова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественногомнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
Представления о патриотизмесвязываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущностипатриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себяпатриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ ДимитрийСмирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм– это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Среди тезисов интервьюируемого:патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизмне может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии,и др.
Патриотизм – это любовь к Родине,преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность,вплоть до самопожертвования, к его защите (Мальгин 2006).
На личностном уровне патриотизмвыступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в егомировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизмпредставляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся вколлективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, егообразу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающихценностей.
Патриотизм проявляется в поступкахи в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине,патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости,поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознаннойлюбви к своему Отечеству.
Патриотизм всегда конкретен,направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма являетсяопределяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретныедля Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственнойосновой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннегомобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности,готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм каксоциальное явление – цементирующая основа существования и развития любых нацийи государственности.
В патриотизме гармонично сочетаютсялучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму,сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм – это особаянаправленность самореализации и социального поведения граждан, критериями длякоторых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности исуверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг иответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных началнад индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смыслжизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев2002).
Патриотизм – это сознательно идобровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного,государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы иусловием всестороннего развития гражданского общества (Савотина 2003). Такоепонимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи какнаправление формирования и реализации данного типа социального поведенияграждан.
Патриотизм является одной изнаиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизмуприсущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическаянаправленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность изаконопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян кколлективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма какважнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблениюсоциально-экономических, духовных и культурных основ развития общества игосударства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания вобщей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание, являясьсоставной частью общего воспитательного процесса, представляет собойсистематическую и целенаправленную деятельность органов государственной властии общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотическогосознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнениюгражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Леонтьев2002).
Как один из видов многоплановой, масштабнойи постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включаетсоциальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладаетвысоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения,пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную,правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю,государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельностироссийского общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитаниепредполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций,гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждыхобществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созданиеусловий для национального возрождения России как великой державы.
Составной частью патриотическоговоспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное наформирование готовности к военной службе как особому виду государственнойслужбы.
Военно-патриотическое воспитаниехарактеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждымгражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личнойответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью внеобходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнениявоинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуетсяи проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международнымтерроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальнымиинтересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасностиот внешних и внутренних угроз.
Цель патриотического воспитания –развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданскойответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивнымиценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе винтересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересови устойчивого развития (Ефремова 2005).
На современном этапе развитиянашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитаниюосуществляется через решение следующих задач:
— утверждение в обществе, всознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей,взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, ктрадициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
— создание и обеспечение реализациивозможностей для более активного вовлечения граждан в решениесоциально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
— воспитание граждан в духеуважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной иколлективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционныхправ человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинскогодолга;
— привитие гражданам чувствагордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба,Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
— привлечение традиционных дляРоссии религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служенияРодине, ее защиты как высшего духовного долга;
— создание условий для усиленияпатриотической направленности телевидения, радио и других средств массовойинформации при освещении событий и явлений общественной жизни, активноепротиводействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропагандеобразцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификацииистории Отечества;
— формирование расовой,национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений международами.
Реализация задач патриотическоговоспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частныезадачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которыхоно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой,политической, духовной и других сферах.
1.2Направленности патриотического воспитания
Задачами патриотического воспитаниямладших школьников являются:
1. Формирование у детей системызнаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:природоведческие и географические сведения (географические особенности родногокрая, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенностибыта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания одостопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны,ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые историческиесведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годыВеликой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьниковинтереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественнойжизни.
Предполагает активизациюэмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным иблизким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищениепроизведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическуюдеятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младшихшкольников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания вигре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественнонаправленном труде, умение бережно относится к природе, результатам трудадругих, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотическоговоспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местнымиусловиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
— «позитивный центризм» (отборзнаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
— непрерывность и преемственностьпедагогического процесса;
— дифференцированный подход ккаждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей,возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разныхвидов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональныхи двигательных нагрузок;
— деятельностный подход;
— развивающий характер обучения,основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм, необходимоостановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этогоотношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженныхв таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество –Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатуюэвристическую схему.
Этимологический анализ понятий«род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьмипо следующему основанию – близость по общности происхождения, понепосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюдаотношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом,основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
Конечно, трудно представить, чтобычеловек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологическихассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза»– ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущиереки и т. д.
Широко известна цитата А. Ф.Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно – внутреннее наше» (Цит.по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма –идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежностии похожести.
Очевидно, что слово «Отечество»происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание«Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на спецификудетско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущностипатриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детскиепроекции:
— благодарности детей по отношениюк родителям (за порождение на свет),
— уважение детьми родителей(признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
— возможности детей получитьфизическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец –защитник, покровитель, наставник),
— возможности детей получить тепло,ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения(со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этихотношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
В этом плане можно констатироватьвторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качествеРодины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник,реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображенийследует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопросчто следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, какназвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизмакак «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря оглавной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантомследует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопросасовершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационногообеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те илииные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственномплане.
Содержательно патриотическиечувства:
— выражают субъективную значимостьидентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой,природой на основе происхождения и похожести;
— включают эмоционально окрашенныепредставления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений ипредметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
— проявляются в переживаниях,которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защитусовей Родины;
— выступают регуляторами конкретныхдействий в жизнедеятельности личности.
Сущность воспитания патриотическихчувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений кродной стране.
Среди, прочих весьма эффективныхсредств воспитания, особо адекватна – символика. Скорее всего, основанием дляэтого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопрекивсему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного[1].
В воспитании патриотических чувств могутиспользоваться следующие группы символов:
— словесные (девиз, название, имя);
— предметные (знамя, форма,нагрудный знак);
— действенные (ритуалы);
— музыкальные (мелодии, сигналы);
— изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотическихчувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживанийсубъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесениепатриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведенияи деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младшихшкольников при использовании символики зависит от:
— особого свойства содержания иформы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи,которые К. Левин называл «валетностью» (Цит. по: Мазыкина, Монахов 2004);
— специфического порядкапредъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных,индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных идискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что можетинтерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, какамбивалентность.
Для государственных образовательныхучреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитаниявыступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимостьпатриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить этонаправление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстноесоответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательногоучреждения.
1.3 Формыпатриотического воспитания
Патриотическоевоспитание младших школьников является одной из основных задач образовательногоучреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитиенравственных чувств.
Патриотическоевоспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесспедагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний оРодине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыковнравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова,Давыдова 2002).
Периодмладшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболееблагоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечаетдоверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональнаяотзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаютсяс человеком на всю жизнь.
Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитыватьу детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитаниябыла идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).
Согласнотеории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитаниепатриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.
В60-70-е гг. XX века пониманиепатриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности.Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это времяпоявляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.
ВКонцепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации[2]подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальнойработы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей,национальной культуры и традиций народа.
Своеобразиепроявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовымэтапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенкомсоциального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем нормповедения и взаимоотношений.
Впонятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный(чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются всфере социума и природы.
Когнитивныйкомпонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий– выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональныйкомпонент является ведущим в этом возрасте.
Чувстваиграют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственныечувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью иустойчивостью.
Умладшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенныхзнаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этомуспособствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, атакже познавательный интерес к окружающему миру.
Характернойчертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств изнаний.
Знаниятолько тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда ониокрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма удошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками тойпрактической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми ивзрослыми, труд).
Вмладшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственныхидеалов важных для патриотического воспитания.
2. Методический аспект проблемы патриотическоговоспитания
2.1Разработка плана патриотического воспитания для учеников 1 класса
патриотическийвоспитание младший школьник
Развитиеобщества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура вомногом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов,осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности,во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методывоспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельностиучебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, таккак решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации,общественными объединениями призвана заниматься и школа.
Необходимоакцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, вучреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводитнаибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательнаяработа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальныхфункций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развитияобщества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие жеили недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей,формированию нравственно и политически грамотных граждан.
Вучреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание являетсяодним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качествличности, установок-идей служения Отечеству, его защиты.
Впроцессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихсямладшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как оглавной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правахчеловека и ребенка.
Важнуюроль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа),семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихсясреднего младшего возраста складываются базовые представления о «большом» и«малом» социумах, своем месте в них.
Вдальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность всообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят вразработке и практическом воплощении собственных социальных проектов,проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Важнымкритерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показываетопыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка,подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.
Показателямиуспешности воспитательной деятельности педагога является активностьвоспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию,развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральныхкачеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина,патриота, Человека.
Вконцептуально-програмных документах, определяющих развитие национальной системыобразования, предполагается создание эффективной системы патриотического,гражданского, духовно-нравственного воспитания.
Патриотическоевоспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и вовнеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагаетширокое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей вразнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годыраскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ееинтересах, готовности к ее защите от врагов.
Патриотизмкак общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника можетпроявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за еенеудачи и беды. Важно воспитать у младших школьников уважение к историческомупрошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти,национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатилнациональную и общечеловеческую культуру.
Патриотическоевоспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. Вего процессе используются разнообразные средства и методы актуализацииисторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задачпатриотического воспитания включается формирование уважительного отношения ксимволам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу,гимну.
Сегодняобщество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, иналичие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Свидетельствотому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированиюпатриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательныхсистем.
Ученическийактив, при участии администрации школы, определяет содержание работы, котораявключает в себя следующие компоненты:
— культурно-патриотический;
— гражданско-патриотический;
— героико-патриотический;
— спортивно-патриотический;
— военно-патриотический.
Учительразрабатывает план патриотического воспитания, как правило, на учебный год.
Культурно-патриотическоевоспитание
Центромкультурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей,литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. В Камышине это,например, Камышинский историко-краеведчес-кий музей или Драматический театр.
Здесь происходит приобщениеучащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививаетсялюбовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть:
— экскурсии по родному краю;
— посещение спектаклей, выставок, музеев;
— выпуск стенгазеты;
— кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
— ученический театр;
— конкурсы художественной самодеятельности;
— встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
— тематические воспитательные часы, вечера.
Нельзяограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ееместо среди мировой культуры.
Привитиеинтереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:
— выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
— экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературыи искусства;
— экскурсий в музеи;
— создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
— посещения выставок и выставочных павильонов;
— туристических поездок по историческим местам;
— написания сочинений;
— кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;
— конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.
Гражданско-патриотическоевоспитание предполагает:
— изучение основных положенийКонституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства,науки, культуры;
— знакомство с вопросамигосударственной и общественной жизни страны.
Гражданско-патриотическоевоспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека,осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагаетпривитие уважения к государственной символике, героическому и историческомупрошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам роднойприроды, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всехграждан республики.
Урочнаяработа. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего,проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы,допризывной подготовки, физической культуры.
Урокиобщественных дисциплин: изучается Конституция, создаваемые условия длядемократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности;прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за своюстрану и готовность к выполнению социальной роли гражданина.
Урокирусского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку,литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимостьберечь и украшать родную землю.
Урокидопризывной подготовки и физической культуры формируют морально-психологическуюи физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защитеОтечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества.
Внеурочнаяи внеклассная работа. Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимостидля России мира и международного сотрудничества.
Могутпроводится месячники правовых знаний:
— изучение конституции РФ;
— цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;
— работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;
— встречи с работниками правоохранительных органов;
— работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и т. п.);
— конкурс творческих работ;
— беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я имои современники» и др.;
— диспуты;
2.Ученическое самоуправление. Важная роль в организации идеологической работы отводитсяорганам самоуправления.
Советшколы и родительский совет другие органы ученического самоуправления формируютлидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, квыполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.
Героико-патриотическоевоспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил,защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центромработы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой)славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музеяможно использовать разнообразные формы:
— организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
— проведение тематических выставок;
— подготовка и проведение конференций;
— чествование победителей конкурсов;
— уроки истории;
— встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.
Работав данном направлении может включать в себя следующее:
1.Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2.Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения; поискисторических сведений о родном крае, составление истории родного города, роднойдеревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописейи т. п. – формы поисковой работы).
3.Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, уроков мужества.
4.Проведение тематических вечеров, выставок, конкурсов стихов, песен; туристскихпоходов, мото- ивелопоходов по местам боевой славы.
5.Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения («Помоги памятникам»).
6. Различные викторины, олимпиады, конкурсы, научныеконференции – то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.
7. Целесообразно проведение интегрированных уроков(история России, всемирная история, литература, допризывная подготовка могутбыть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война вистории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР впослевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.).
Военно-патриотическоевоспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологическойи физической готовности к выполнению Конституционного долга по защитеОтечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают спреподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществамисодействия армии.
Учащиесямогут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинскойобязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы,лекции по истории Вооруженных сил России, СССР, о подвигах русского народа.
Длярешения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовыватьследующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей,проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефствонад ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции«Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п.
Самыеощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносятвстречи с ветеранами ВОВ.
Однимиз наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств являетсяознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками,воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передаютсокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенноевлияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа,например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал– письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественнойвойны.
Одноиз самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий.Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских,районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течениегода.
Такжев школе нужно проводить спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивнаясемья». У Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшеесредство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у ихотцов» (Цит. по: Мазыкина Н. В., Монахов 2004). Работа с семьей занимает одноиз основных мест в системе патриотического воспитания в школе.
Патриотизм,по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечествомне только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и внераздельной сопричастности с его природой.
Такжедля воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику:народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родногоязыка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды итрадиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, чтосоставляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществлятсяна уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.
Однаиз целей таких занятий – раскрыть детям смысл понятия «малая Родина».
Науроках звучит произведения таких великих композиторов, как М. И. Глинки, П. И.Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народныепесни, стихи о России. Затем углубляется и расширяется работа по русскойтематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся взанимательной игровой форме. В содержание уроков включается больше историческогоматериала.
Обязательноучащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь каждаянация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о древнихрусских городах, о своем родном городе. Во внеурочное время проводятся различныепраздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки» или «Русский лес».
Интересныи познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можнопригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провестизанятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальныевсевозможные изделия из глины.
Можнопроводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегдапредшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики судивлением откроют для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработатьнад созданием образа дома; сделать его из бумаги, нарисовать – это надолгоостанется в детской памяти.
Вработе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова,живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разныхдел мастера.
Работаяв данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересомбудут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда самиявляются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень,возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своегоОтечества.
Заключение
Воспитатьпатриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой вдошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа,использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада исемьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут датьположительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическомувоспитанию.
Однако,не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если врезультате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названиистраны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то изтех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемымзнаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена впределах, доступных дошкольному возрасту.
Возможно,что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшимивзрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса,постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природныхресурсов России.
Носимволами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашейстраны характерными считаются еще немало чудесных черт – от русских богатырей икрасавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.
Конечно,в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Норассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях исобытиях, признанных типичными только для России, можно и должно.
И,если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам,то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Воспитательнаяработа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работышколы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методамреализации будет усложняться от класса к классу.
Вприложении А показан примерный План патриотического воспитания для учеников 1класса.
Конкретноеосмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечествапроявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношениик ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах.Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьникамидля формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведениюприродных ресурсов.
СПИСОК использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детскихобщественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства РоссийскойФедерации 11 июля 2005 г. № 422.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросамвоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол№ 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
4. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическомувоспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.:Айрис-пресс, 2002.
6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005. – № 4. – С. 23.
7. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современномучебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие длявоспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». –М.: Школьная пресса, 2003.
8. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотическоговоспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
9. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие дляпреподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия:Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.
10. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитаниев общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ;Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
11. Издательство: Школьная ПрессаДемидова Е. И., Криворученко В. К.Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.
12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитаниешкольников. – 2005. – № 8. – С. 17.
13. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей иучителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации попредмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В.Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
14. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика.– 1998. – № 5. – С. 52.
15. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников //Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
16. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое илигражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.
17. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование// Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
18. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.
19. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколенияновой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
20. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации посовершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. //Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
21. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методическиерекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей иподростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
22. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании игражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С.6-11.
23. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен,2006.
24. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Изопыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост.и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.:Школьная пресса, 2008.
25. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности итенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
26. Солженицын А. И. Русский вопроск концу XX века. // Ориентир. –1996. – № 12. – С.31.
27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.
Приложение А
План патриотического воспитания для учеников 1 классаМесяц
Форма
проведения Наименование мероприятия Отметка о выполнении Сентябрь Родительское собрание Беседа с родителями о важности патриотического воспитания детей, формах и направленности его проведения Октябрь Конкурс Выставка поделок из природного материала «Золотая осень» Ноябрь Конкурс Конкурс рисунков детей первых классов «Эти три белых коня – декабрь, январь и февраль!» Декабрь Беседы Месячник правовых знаний, посвящённый дню Конституции России – 12 декабря Январь Беседа Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённая годовщине Сталинградской битвы Февраль Беседа Беседа с представителями воинской части, посвящённая дню Защитника Отечества Апрель Коллективное посещение Посещение Камышинского историко-краеведческого музея Май Беседа Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённая годовщине Победы советского народа в ВОВ