Государственное высшее учебное заведение
«Запорожский национальный университет»
Министерство образования и науки Украины
Кафедра спортивных игрКУРСОВАя РаБОТА
На тему
Оценкаразвития выносливости подростков на уроках физической культуры в школе
Выполнила:
Румянцева ДарьяВладимировна
Запорожье
2009
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Научно–технический прогресс ХХI столетия характеризуется быстрым подъемом темпа жизни интенсивностипроизводства и другие сферы деятельности человека, что в свою очередь выдвигаеточень высокие требования к психической и физической работоспособности. Чтоб успешнодействовать в той или иной сфере человек обязан ориентироваться в большом потокеинформации, выбирать только необходимые данные, разбираться в технике, постояннопополнять свои знания и навыки, совершенствовать себя физически. В результате чего,постепенно вступая во взрослую жизнь, дети и подростки должны иметь определенныйзапас психологической и физической силы.
В основе работоспособностилежит такое физическое качество, как выносливость, поэтому необходимо уделить вниманиеее развитию и совершенствованию. Выносливостьслужит базой для развития всех физических качеств и является основой успешного освоениялюбого вида деятельности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесспо физическому воспитанию в школес учетом возрастных особенностей детей.
Субъект исследования: учащиеся 7 и 10-огоклассов общеобразовательной школы № 98.
Предмет исследования: процесс развития выносливостиу детей и подростков.
Гипотеза: данного исследования базируется на предположении,что урок по физическому воспитанию в школе будет способствовать развитию у детейвыносливости.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Выносливость как физическоекачество
Разные люди имеют разные способностивыполнять разные виды работ. Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженнуюработу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее.Со стороны это можно объективно отметить по ряду видимых признаков, таких, например,как напряжение мимической мускулатуры, появления испарины. Одновременно в организмепроисходят и более глубокие физиологические изменения. Несмотря на возрастающиезатруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работыблагодаря большим волевым усилиям [1,3].
Некоторые люди (включая детей)имеют удивительную работоспособность. Спортивные события богаты на такие факты.Что позволяет демонстрировать такие высокие показатели трудоспособности? Выносливость.И правда: выносливость человеческого организма имеет большие ресурсы, которые вопределенных обстоятельствах можно реализовать. Кто же выносливей? Тот, кто в равных условиях может эффективней выполнитьфизическую работу, или тот, кто за определенное время выполнит большее количествоработы? Выносливость — это способность совершать работу заданной интенсивности втечение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничиваетсяв конечном счете наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризоватькак способность организма противостоять утомлению [5].
Физическая выносливость какдвигательная способность человека — это способность преодолевать утомляемость впроцессе подвижной деятельности.
Утомление
В зависимости от объема мышц,которые берут участие в работе, различают три вида физического утомления, а следовательно,выносливости:
* локальная, когда к работезадействовано более трети общего объема мышечной массы;
* региональная, когда в работеберет участие от трети до двух третей мышечной массы;
* тотальная, когда одновременноработает больше двух третей скелетных мышц.
Утомляемость развивается постепенно,в ее развитии можно условно выделить три фазы:
* фаза обычного утомления;
* фаза компенсированного утомления;
* фаза некомпенсированногоутомления.
Виды выносливости
В зависимости от спецификиработы различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость как двигательная способность человека — этоспособность длительное время выполнять мышечную работу умеренной интенсивности спреобладающим участием скелетных мышц. Общаявыносливость базируется на усовершенствовании работы вегетативных систем организма,и это создает условия для широкого переноса с одного вида подвижной деятельностина другой. При этом установлено, что перенос общей выносливости с цикличных упражненийна ацикличные больше выраженный, чем наоборот. В некоторых публикациях общую выносливость называют «аэробной», или «вегетативной». Выносливость относительно конкретного вида подвижной деятельности(в том числе производственной) называется специальной.
Среди специальных видов выносливостинаиболее важными являются скоростная, силовая и координационная [1, 5]. Скоростная выносливость человека — это его способность как можнодольше выполнять мышечную работу с около пограничной и пограничной интенсивностью. Она имеет важное значение, для обеспечения эффективности цикличностиподвижных движений, спортивных игр.
Силовая выносливость человека- это ее способность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать относительноевнешнее сопротивление.
Имеется в виду разноплановыйхарактер функционирования мышц (фиксирование позы, повторное выполнения максимальныхусилий, циклическая работа определенной интенсивности).
Различают статическую и динамическуюсиловую выносливость.
Статическая силовая выносливость,связанная с необходимостью продолжительное время напрягать мышцы или удерживатьпозу (конькобежный спорт, гимнастика, борьба, парусный спорт).
Динамическая силовая выносливостьхарактерна для цикличных упражнений (бег, гребля), спортивных игр, поединков.
Координационная выносливость- это способность человека продолжительное время выполнять сложные по координацииупражнения без нарушения ритма выполнения, равновесия и согласованности (фигурноекатания, гимнастика) [1].
Нет радикального способа повышатьвыносливость организма, кроме систематического утомления. Если избавить организмот утомления, выносливость постепенно угасает. Утомляя организм, мы стимулируемвозобновление процесса, вследствие чего повышается наша выносливость.
В зависимости от интенсивностиработы время ее выполнения будет разным: чем выше скорость движения, например бег,тем короче будет время, в течение которого эту скорость можно сохранять, и наоборот,с уменьшением скорости время работы увеличивается. Выяснилось, что факторы утомленияв разных случаях будут различными.
В основе утомления, вызванноголюбой мышечной деятельностью, лежат изменения, происходящие, прежде всего, в соответствующихнервных центрах, — понижается их возбудимость. Причиной этих изменений являетсякак сила и длительность возбуждения нервных элементов, так и влияние на них со сторонырабочих органов, в которые мышечная деятельность большие или меньшие изменения.
Вместе с тем факторы утомленияпри работе разной интенсивности и длительности имеет и свои специфические особенности.Так, при беге на короткие дистанции развивается очень большое возбуждение в нервныхцентрах, отмечается высокая интенсивность химических изменений, как в нервных клетках,так и в мышцах, хотя абсолютные величины этих изменений могут быть и не очень велики.Восстановление работоспособности после прекращения работы происходит довольно быстро.
При беге на средние дистанцииизменение внутренней среды организма приобретают большое значение (более резкиесдвиги реакции среды в кислую сторону, скопление большого количества молочной кислотыи углекислоты в крови и др.), резкие изменения в химизме крови оказывают влияниена состояние нервных центров, которым приходится сопротивляться отрицательному воздействиюэтих изменений и удерживать высокий уровень возбуждения. При беге на длительные дистанции особенно большую роль играютуровень развития дыхательной и сердечнососудистой системы, а также величина энергетическихзапросов организма и возможность их экономического использования. Из приведенных данных следует, что для воспитания различных видоввыносливости требуются разные средства и методы тренировки [5, 6].
Факторы, которые обуславливаютвыносливость человека
Важным для учителя являетсязнание факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет и разносторонностьлежат в основе методики воспитания выносливости:
* структура мышц. Люди, укоторых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетическую предрасположенностьк продолжительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не можем, и потому этотфактор мы можем только учитывать;
* внутримышечная координацияпроявляется в попеременном вовлечении в работу двигательных мышц при продолжительномвыполнении упражнения с неограниченной интенсивностью. Она хорошо развивается привыполнении упражнений на фоне незначительного утомления. При жестоком режиме нагрузоки отдыха к работе привлекают каждый раз большую численность двигательных единицмышц, которые несут основную нагрузку в данном упражнении. Это в свою очередь, ускоряетразвитие усталости;
* межмышечная координацияпомогает при вовлечении в работу лишь тех мышц, которые несут основную нагрузкупри выполнении определенного упражнения. Это влияет на экономию энергии, а, также,обеспечивает возможность выполнения большего объема и интенсивность работы. Хорошаямежмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности движений, отсутствиискованности. При недостатках тренированности, на фоне утомления снижается активностьосновных (необходимых) мышечных групп и повышается активность мышц, которые не должныбрать участия в выполнении данных двигательных действий. Это приводит к снижениюэффективности движений, увеличению энергетических затрат, увеличивается утомления,как следствия, падения трудоспособности. Межмышечная координация усовершенствуетсяпри выполнении заданий только на фоне умеренного утомления;
* продуктивность работы системэнергетического обеспечения. В достижении высоких показателей выносливости, важноезначение имеет фактор энергетического обеспечения мышечной деятельности, котораядостигается эффективным функционированием системы подачи кислорода в организме (аэробныеисточники).
Показателями эффективностиработы этой системы является ее мощность, емкость подвижность и экономичность:
* мощность – определяетсяуровнем МПК (выдающиеся атлеты мира в видах спорта на выносливость имеют МПК:женщины 70 мл \ кг \ минуту, а мужчины 80 мл \ кг \ минуту);
* емкость системы энергетическогообеспечения определяется объемом запасов субстратов окислительных реакций, которыемогут быть применены при длительном исполнении напряженной работы;
* подвижность системы аэробногоэнергетического обеспечения характеризуется быстрым развитием процесса окисленияв начале интенсивной продолжительной работы и при значительных изменениях интенсивностиисполнения продолжительной работы. Чем быстрее разворачивается аэробные процессыдо оптимального уровня, тем экономней проходит энергетическое обеспечение и продуктивностьработы. При слабой физической подготовке функциональные возможности аэробной системыразворачиваются на 3-5 мин, при хорошей физической подготовке действие системы начинаетсяв конце первой минуты;
* экономичность подвижныхдействий. Чем меньше энергии растрачивает человек на единицу выполненной работы,тем продуктивней она будет.
Экономичность подвижных действий- это комплексный показатель, который включает:
функциональную экономичность,обусловленную уровнем согласованности в работе вегетативных систем и способностьюпродолжительное время работать в стабильном состоянии;
техническую экономичность,обусловленную рациональной структурой подвижных действий и их автоматизацией;
физическую экономичность,обусловленную запасом силы, скорости, гибкости и координации движений.
Значительное влияние на проявлениявыносливости имеют психические качества, которые характеризуются силой мотивов истойкой установкой на результат [1, 6].
Способы воспитания выносливости
Физические упражнения какосновной способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:
быть простыми по технике исполненияи доступными для всех учеников;
при их исполнении должны активнофункционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать активностьфункциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;
их исполнение позволяет дозироватьи регулировать тренировочные нагрузки;
возможность их выполненияпродолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).
К перечисленным требованиямследует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), номонотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для детейи подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивныеи подвижные игры, танцы и аэробика.
Дополнительными способамикомплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они сводятсяк регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной гипервентиляциии нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать дыхания с фазамидвижений, выборочными применениями дыхания разного типа — ротового и носового, грудногои брюшного.
Эти же упражнения целесообразноприменять для развития скоростной выносливости. Для развития силовой выносливости применяется циклические упражнения в усложненныхусловиях (бег в горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительнойнагрузкой. Повышению эффективности упражнений наразвитие выносливости влияет целенаправленное использования факторов внешней среды:температуры воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое облучение, атмосферноедавление. Среди них наибольшее влияния имеет горный климат [1].
Методы воспитания выносливости
Метод воспитания общейвыносливости
Начинать воспитания общейвыносливости целесообразно с применения метода беспрерывной стандартизированногоупражнения.
Этот метод позволяет повыситьуровень МПК, обеспечить быстрое разворачивание системы энергетического обеспеч6ен6ия,приучит учеников переносить негативные изменения во внутренней среде организма.
В процессе воспитания выносливостинеобходимы специальные меры повышения устойчивости к неблагоприятным сдвигам внутреннейсреды организма. При этом решаются две задачи:
1 повышения физиологическихграниц устойчивости (увеличение буферной емкости крови, тканевая адаптация к недостаткукислорода и избытку углекислоты и т. п.);
2 повышения психологическихграниц устойчивости.
Физиологические границы устойчивостиповышаются в процессе любой деятельности, в которой занимающийся испытывает утомления.Чтобы повысить их, кроме общих средств и методов воспитания выносливости используюти специальные приемы, в частности дозированные задержки дыхания (С.В. Ильин). Например,пловцу предлагают плыть какую либо дистанцию, делая вдох один раз на 3-4 цикла движений.Таким путем в организме создается искусственный недостаток кислорода, что позволяетдостигать значительных сдвигов во внутренней среде организма при относительно небольшомобъеме нагрузки.
Близка к приемам этой группыспециально организованная тренировка в горных условиях. Поскольку в высокогорьепарциальное давление снижено, то уже само пребывания там способствует повышениюдыхательных возможностей (в частности, повышению содержания гемоглобина в крови)и устойчивости к гипоксическим состояниям. Тренировка в этих условиях еще большеусиливает положительное влияние высокогорья [3].
Оптимальная продолжительностьупражнения 20-30 минут у начинающих и несколько часов у спортсменов, которые тренируютсяв видах на выносливость.
Но подходить к этой продолжительнойбеспрерывной нагрузки необходимо постепенно. При этом следует помнить, утомлениебольше зависит от интенсивности, чем от продолжительности нагрузки, поэтому сначаланеобходимо достигнуть продолжительной беспрерывной нагрузки на нижней ступени еговлияния интенсивности (120-130 уд / мин).
Начинать тренировку рекомендуютс дозированной быстрой ходьбы, соединяя ее с бегом трусцой, вначале преобладаетходьба. Постепенно преобладание дается бегу, соединяя его с дозированной ходьбой[7] и доводят беспрерывный бег до оптимальной продолжительности.
Закрепившись на достигнутомвремени можно постепенно повышать нагрузку[1].
Интенсивность работы в необходимыхрамках поглощения кислорода можно определить за результатами ЧСС, поскольку известно,что между ЧСС (в пределах 120 — 130 — 170 — 180 уд \ минуту) и поглощением кислородаесть прямая связь. Например, начинающим необходимо выполнять задание продолжительностью20-30 мин и интенсивностью на уровне 40-70% поглощения кислорода от уровня МПК приЧСС 130-160 уд \ минуту [8].
Продолжительность нагрузки,которая вызывает увеличения ЧСС до 120-130 уд \ минуту, недостаточно активизируетфункции ССС и других вегетативных систем, а то, что вызывают увеличения ЧСС превыше170-180 уд \ минуту, резко стимулирует анаэробный энергетическийобмен, что влияет на развитие общей выносливости и может вызвать перегрузку ССС.
Несмотря на физиологическиэффективность метода строго регламентированного упражнения, в работе с детьми иподростками преобладает игровой метод. Для этого используют специальный подбор подвижныхигр, эстафет, элементы спортивных игр и разновидности физических упражнений. Этотметод в большей мер отображает особенности деятельности ЦНС детей, в каких процессахвозбуждения преобладает над процессом торможения. Дети быстро устают от монотонности,они не способны к продолжительной концентрации внимания на определенном объекте[2].
При использовании игровогометода нагрузка регламентируется путем изменения продолжительности игровых заданийи перерывы для отдыха, уменьшением или увеличением размерами игрового поля, количествомигроков изменение их игрового амплуа. Общаяпродолжительность игровых заданий составляет от 20-30 до 60 минут при ЧСС от 110-120до 160-170 уд \ минуту. Тренировка игровым методом влияет на общую,силовую, скоростную выносливость. Развитиемобщей выносливости целесообразно отдавать отдельные занятия, но если ее воспитаниепроводится на уроке в объединении с другими педагогическими заданиями, то это следуетделать после их решения.
В зависимости от цели и индивидуальногоуровня физической подготовки количество занятий по развитию выносливости может колебатьсяот 3-4 до
6-7 за неделю. При этом надовзять во внимания, что и после большой нагрузки, по развитию выносливости, восстановлениеможет продолжаться до 2-3 недель [1].
Методы воспитания специальнойвыносливости
Воспитание специальной выносливостихарактеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливостьвоспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость– с помощью тех видов физических упражнений в которых спортсмен специализируется.Другая особенность заключается в том, что упражнения при воспитании специальнойвыносливости выполняются с интенсивностью, адекватной соревновательной или близкойк ней. Однако воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитаниеобщей выносливости.
Методы развития скоростнойвыносливости
Для воспитания скоростнойвыносливости применяются преимущественно методы комбинированных и соревновательныхупражнений.
С целью усовершенствованияфункциональных возможностей и улучшения экономичности движений применяют такие режимынагрузки:
* продолжительность упражненийот 10-12 до 25-30 с. Оптимальная продолжительность для начинающих 10-17 с;
* интенсивность упражненийот 70 до 100%. Для усовершенствования координации используют интенсивность – 70– 90 %. Отдельные упражнения и их серии могут применяться со стандартной скоростьюее вариационной изменчивостью, или с ускорением. Например, в первой серии бега (4-60)используется с интенсивностью 80% (усовершенствование техники), а другой с прогрессирующейинтенсивностью (1-х 60м – скорость 85%; 2-х – 90%; 3-х – 95%; 4-х – 100%). В этойсерии установка делается на усовершенствования функциональных возможностях креатинафосфатного механизма
* интервал отдыха между упражнениямиотносительно полный
(ЧСС 110-120 уд \ минуту);между сериями – полный
(ЧСС – 100-80 уд \ минуту);
* характер отдыха –активный между упражнениями и комбинированный между сериями;
* количество повторений водной серии от 3 до 6; количество серий – от 2-3 до 4-5.
При усовершенствовании возможностейлактатного энергетического обеспечения меняется продолжительность исполнения упражнения,которое находится в границах от 20-30 с до 120 с (для слабо тренированных от 20-30с до 50-60 с). Все другие параметры нагрузки остаются те же, что и при усовершенствованиикреатина фосфатного механизма энергетического обеспечения.
Развития скоростной выносливостипосвящают отдельное занятие. При возможности происходит на комплексных уроках, вобъединении:
*воспитательная техника +развитие скоростной выносливости;
*скоростная – силовая подготовка+ скоростная выносливость;
*усовершенствование коронационныхспособностей или гибкости + развитие скоростной выносливости;
*развитие скоростной выносливости+ усовершенствование силовой выносливости.
Неуместно в одном занятииразвивать общую и скоростную выносливость.
В недельном цикле развитиявыносливости посвящается от двух до четырех занятий [1].
Методы развития силовойвыносливости
Выносливость в каком-либосиловом упражнении обычно характеризуется числом возможных повторений его (предельнымчислом подтягиваний, отжиманий в упоре лежа, приседаний на одной ноге и т. д.).Так же как и во всех аналогичных случаях, здесь существуют абсолютные парциальныепоказатели выносливости. Абсолютные показатели существенно зависят от силы: людис большей силой могут, как правело, и большее число раз повторить силовое упражнение.Однако эта зависимость наблюдается лишь тогда, когда величина силового напряжениядостаточно велика: не менее
25 -30% от уровня максимальнойсилы. При меньших отягощениях число возможных повторений растет быстро и практическине зависит от максимальной силы. Парциальные показатели силовой выносливости (которыеучитываются в данном случае применительно к индивидуальному уровню силовых качеств)не зависят от силы; более того, между ними нередко находят отрицательную корреляцию.
Поскольку ни в повседневнойжизни, ни в спорте никогда не уравнивают людей по их силе, то практически представлятьинтерес должны лишь абсолютные показатели выносливости. Как уже было отмечено, этипоказатели существенно зависят от уровня развития силы и притом тем больше, чембольшее сопротивление приходится преодолевать. Поэтому если необходимо повторнопреодолевать значительные сопротивления (примерно больше 75 -80% от максимальнойсилы), то в данном случае выносливость как бы автоматически развивается вследствиеразвития силы. При меньших сопротивлениях приходится уделять специальное вниманиевоспитанию как силы, так и выносливости. Способыразвития силовой выносливости являются различные динамические и статические упражненияи их комбинация. Чаще всего методом ее усовершенствования является метод повторенияупражнения и круговая тренировка.
При использовании упражненийс отягощением массой предметов, используют такие параметры нагрузки:
* величина сопротивления впределах 20-70%;
* количество повторений упражненийв одном подходе от 15-20 до 150 раз и даже больше. Оптимальный тренированный эффектнаблюдается при повторениях в границах от 60-100% повторного максимума (ПМ);
*продолжительность упражненияв одном подходе по времени 15-20 с.
Если достичь необходимогоколичества упражнений в одном подходе сразу не получается, что часто бывает в работесо школьниками, тогда необходимо облегчить условия выполнения упражнения или выполнениясерии упражнений с 3-4 подходов до 46 повторений в каждом из них. При этом междуподходами отдых жестокий, а между сериями – полный;
* количество походов в сериипри глобальной работе колеблется в пределах от 4-6 до 10-12. это количество подходовможет быть выполнена в одной или в 2 — сериях [1].
При локальном развитии силовойвыносливости отдельных групп мышц:
* общее количество подходовв одном занятии может составлять 40-50. Они объединяются в серии с 4-6 подходамидля отдельных групп мышц;
* оптимальный темп выполненияупражнения – средний, но с целью расширения адаптационных возможностей организмацелесообразно периодически варьировать темп от медленного до быстрого и наоборот.
* оптимально продолжительныйотдых между подходами – 20-90 с. При этом, тренировочный эффект достигается черезкумулятивное влияние серий упражнений с нескольким кратковременными подходами(15-20), тогда очередной подход необходимо делать в состоянии неполного отдыха (ЧСС=120-110уд \ минуту). Если продолжительность упражнений в отдельных подходах значительная(2 минуты), и тренировочный эффект достигается в каждом подходе, тогда отдых – относительнополный (ЧСС=120-110 уд \ минуту). Аналогично определяется и продолжительность отдыхамежду сериями упражнений;
* характер отдыха между упражнениями– активный; между сериями и продолжительными упражнениями – комбинированный.
При применении изометрическихупражнений параметры нагрузки будут такими:
* оптимальная величина нагрузкиявляется 50-70% без задержки дыхания;
* продолжительность напряженияот 10-12 до 20-30с. Эффективность также кратковременно (5 с) напряжения с минимальнымиинтервалами (2-3 с) отдых. Критерием достижения результата является возможностьв очередной раз достичь запланированной величины;
* количество подходов на однугруппу мышц – 4-10;
* интервал активного отдыхамежду подходами – жесткий (ЧСС=130-120 уд \ минуту), а между сериями –относительно полный, или экстремальный (ЧСС=120-100 уд \ минуту).
При развитии силовой выносливостиног с помощью …… упражнений используют прыжки: со скакалкой; с отталкивание двумяногами и передвижениям в разные направления; с ноги на ногу; прыжки на одной ноге.При этом необходимо придерживаться таких правил:
* прыжок необходимо выполнятьпружинисто;
* при приземлении напрягатьмышцы ног;
* не выполнять прыжки на жесткойповерхности;
* при их применении хорошоукрепите опорно-двигательный аппарат;
* не форсируйтетренировочные нагрузки.
При определении тренировочныхнагрузок необходимо придерживаться таких параметров:
* оптимальная продолжительностьупражнения от 10-15 до100-120 с;
* интенсивность упражнения70-90% (процент от максимального прыжка)
* характер отдыха между упражнениями– активный, между сериями – комбинированный;
* количество повторений упражненийв одной серии от 2-3 до 4-6, количество серий от 1-2 до 4-5.
Развивать силовую выносливостьможно 2-4 раза в неделю, на отдельных занятиях или комплексно. При комплексном решениипедагогических задач на уроках силовую выносливость развивают в конце занятия. Натаких занятиях не рекомендуется совершенствовать максимальную силовую возможностьучеников.
Особенности воспитаниявыносливости в единоборствах и играх
Эти виды упражнений характеризуетработа, непрерывно изменяющееся как по интенсивности, так и по форме движений. Длпредставителей данных видов спорта существенное значение имеют как аэробные, таки анаэробные возможности организма. Если в минуты особенного напряжения деятельностьосуществляется в основном за счет анаэробных источников энергии, то быстрота восстановленияв период относительного «затишья» определяется мощностью аэробных механизмов. Впроцессе единоборства и игры трудно добиться избирательного воздействия на определенныефункции организма; весьма затруднительна и точная дозировка нагрузки. Поэтому представителиданных видов спорта широко используют для воспитания выносливости (прежде всегоее аэробных компонентов) различные упражнения циклического характера –передвижения на лыжных, кроссы, бег, греблю и т. д. Однако, с помощью лишь этихупражнений «своего» вида спорта, нельзя добиться высокого уровня специальной выносливости.Большое внимание в этой связи заслуживает метод интервального упражнения в избраннойдеятельности. В единоборствах и спортивных играх он сводится к следующему. Общеевремя игры или встречи делится на ряд периодов (в волейболе, теннисе, фехтовании,где встречи ведутся до победы, берется примерное среднее время встречи). Например,все время игры в футболе (2 на 45 минут) делится на 6 периодов по 15 минут. Занимающиесяполучают задание играть в быстром темпе. Постепенно, с ростом тренированности игроков,время отдыха между периодами сокращается, кроме того перерыва, который обусловленправилами соревнований.
Развитие выносливости у детейв дошкольном возрасте
Главная цель развития выносливостив дошкольном возрасте – создание условий для постоянного повышения общей аэробнойвыносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоеннойребенком к этому периоду (В.И. Лях). Занятия с детьми дошкольного возраста должныстроиться в игровой форме.
Исследованиями ученых (В.М.Губа, В.И. Лях, М.С. Расин) установлено, что физкультурные занятия в детском саду,а также закономерности роста развития детей в этот период определяют положительнуюдинамику развития выносливости у детей.
В рамках эксперимента, направленногона коррекцию физического развития и двигательной подготовленности детей, на занятияхс экспериментальной группой (4 — 6 лет) внимания уделялось развитию выносливости. Для этого применилибег, со скоростью равной 50-60% от максимальной, показанной ребенком при пробегании10 м с ходу. Бег прекращался при проявлении внешних признаков усталости. Уровеньвыносливости определялся по длине преодолённой дистанции. Выбирая этот путь, учитывалсятот факт, что большинство авторов считают бег (особенно равномерный) основным средствомвоспитания данного качества (Р.Н. Беляков, С.Ю. Вавилова, Е.А. Ветошкина и др.).С этой целью на занятии с дошкольниками можно использовать бег в чередовании с ходьбой(Е.Н. Вавилова), прыжки, общи развивающие упражнения (Р.Н. Белякова), игры, дыхательныеупражнения (Л.И. Лях).
При планировании физическихнагрузок на год для экспериментальной группы акцент на развития выносливости делаетсяна первый месяц (сентябрь), это способствовало повышению устойчивости детского организмак простудным заболеваниям.
В последующие месяцы (октябрь,ноябрь) доля упражнений на выносливость уменьшалась и начинала постепенно увеличиваетсяуже с января по май, что должно было предотвратить снижение уровня развития этогокачества и не допускать ухудшения функционального состояния регуляторных механизмовдетского организма [9].
Развитие выносливости у школьников
В жизни детей школьного возрастабольшое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеютвысокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательныепредметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы.В. П. Филин считает, что воспитание общей выносливости должно стать самой важнойсоставной частью всеобщей физической подготовки [10].
Для быстрой адаптации учениковначальных классов к условиям общеобразовательной школы большое влияниеоказывают физические упражнения. В общей схеме физического воспитания особое местозанимает развития общей выносливости. Она естественно влияет, выступает как важныйкомпонент физического здоровья учеников начальных классов. Уровень развития общейвыносливости зависит от функциональных возможностей вегетативной системы организмаребенка, особенностей сердечно — сосудистой и дыхательной системы [12]. Показателивыносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возрастанезначительны. Мощность работы, которую может быть сохранена в течение 9 минут, у детей 9 лет составляет только40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. К 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособностинеоднократно повторять скоростные действия или работу малой интенсивности [4]. Анализдинамики изменений показателей физической подготовки учеников начальных классов,показал неравномерный прирост результатов. По данным исследований (результаты взятыза несколько лет) изменения показателей развития выносливости происходит волнообразно:повышается на конец 1 и 3 класса. Показатели улучшаются на протяжении первой и второйчетверти учебного года, в третьей четверти наблюдается снижения показателей с дальнейшимповышениям в четвертой четверти. Общую выносливость необходимо развивать у детейуже в 1-м классе, поскольку в этот период наблюдается лучший результат физическойподготовленности и интенсивное приспособление систем организма учеников к физическимнагрузкам.
Что касается развития силовойвыносливости, то как правило она развивается незначительно. Развитию динамическойи статической силы обращают внимания позднее, в подростковом возрасте и старшихклассах [12].
Решая задачу воспитаниявыносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различияв приспособленных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Продолжительныенагрузки могут вызвать замедления прибавки в весе растущего организма, подавлятьфункции желез внутренних секреций, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки,направленные на развития выносливости допустимы лишь при систематическом квалифицированномврачебном и педагогическом контроле.
При воспитании выносливостиу младших школьников чаще всего пользуются подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивныеповторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышеннымимоторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активностизанимающиеся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитиювыносливости различного типа. Однако игровая деятельность не позволяет достаточнонаправленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы,определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремления использоватьуже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которыедают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции,серийно выполняемые гимнастические и другие обще подготовительные упражнения, организованныев форме «круговой тренировки»).
По мере возрастного созреванияорганизма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений– циклических, ациклических и смешенных. Причем основной организационно-методическойформой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговаятренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливостиу детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования системкислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями«на выносливость» применяются специальные дыхательные упражнения, стремятся проводитьзанятия в атмосфере, богатой кислородам.
Однако из определенных чертметодики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий,направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей, к воспитанию специальнойвыносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальноймощности [4].
Возрастной период учеников5 – го класса благоприятный для развития скорости девочек и мальчиков, выносливостидевочек и мальчиков, силы девочек, скоростно-силовых способностей девочек, и заметногоразвития силы и скоростно-силовых способностей мальчиков.
Возрастной период учеников6-го класса благоприятный для развития выносливости, гибкости, силы и скоростно-силовыхспособностей у девочек.
Возрастной период учеников7-го класса благоприятный для развития выносливости у мальчиков.
Возрастной период учеников8-го класса благоприятный для развития силовых и скоростно-силовых способностеймальчиков.
Возрастной период учеников9-го класса благоприятный для развития выносливости мальчиков, незначительной развитиясилы мальчиков и скоростно-силовых способностей девочек.
Возрастной период учеников10-го класса благоприятный для развития скоростно-силовых способностей мальчиков,силы девочек и незначительного развития силы мальчиков.
Возрастной период учеников11-го класса благоприятный для развития силы мальчиков и девочек [13].
Общая выносливость мальчиковимеет высокий темп прироста от 8-9 до 10, от 11 до 12 и от 14 до 15 лет. В возрастеот 15 до 16 лет темп развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, вдругие периоды наблюдается средний темп прироста выносливости.
Скоростная выносливость имеетвысокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средний темпыприроста выпадает на возрастной период от 11 до 13, от 14 до 15, от 16 до 17 лет.
Существенно отличается отмальчиков динамика природного прироста выносливости у девочек. У них высокий темпприроста общей выносливости наблюдается лишь от 10 до 13 лет, потом она на протяжениидвух лет повышается медленно, а в возрасте от 15 до 17 лет повышается в среднемтемпе [4].
Учитывая особенности возрастнойдинамики выносливости у девушек (падения ее показателей после 14 лет) для них предусматриваютменее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей. Дозирования физическихнагрузок характеризуется для подростка интенсивным половым созреваниям, которыйсущественно влияет на уровень трудоспособности учеников. Вместе с тем и для девушекнеобходимо предусмотреть такую систему упражнений, которая исключила бы у них регрессвыносливости в старшем школьном возрасте [14].
Большие мировые достиженияв видах спорта на выносливость демонстрируются людьми в возрасте от 20-22 до 30-32лет. Это свидетельствует про то, что наиболее абсолютные величины показателей разныхвидов выносливости наблюдается у особ, достигших биологической зрелости [1].
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНЗАЦИЯИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования
В работе ставятся следующиезадачи:
1. Определить уровень развитиявыносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса);
2. Определить динамику прироставыносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса).
Методы исследования
Для решения этих задач использовалисьследующие методы:
1. Анализ и обобщения литературныхисточников;
2. Наблюдения за физическими эмоциональным состоянием учеников во время воспитания выносливости на уроках;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод математической статистики.
Организация исследования
В нашем исследовании бралиучастие подростки 7-го, 10-го класса общеобразовательной школы № 98 г. Запорожья,в количестве сорока человек по двадцать человек в каждой возрастной группе, из них10 мальчиков и 10 девочек. Все участники относятся по данным медицинскогоосмотра к основной мед. группе и приблизительно одинакового уровня развития и физическойподготовки. Исследования проводились в начале и конце учебного года (сентябрь –октябрь, апрель – май 2008-2009г). Все тесты проводились на уроке физкультуры восновной части. Перед каждым тестом проводится инструктаж про условия выполнениязадания. После этого при возможности участники выполняют три контрольных попыткина максимальный результат, наилучший результат записывают.
Для исследования мы выбралитри теста:
* для проверки развития общейвыносливости мы используем результат по бегу на средние и длинные дистанции.
* для проверки развития скоростнойвыносливости используем результат спринтерского бега (на 30м).
* для проверки развития силовойвыносливости воспользуемся результатом теста по подтягиванию (для девочекподтягивание в висе, лежа).
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результата исследованийпоказал, что выносливость у юношей 7-го класса на протяжении года меняется. Такна начало года средний арифметический показатель общей выносливости по тесту насредние и длинные дистанции (юноши 2км) 12,45 + 0,18 с. На конец года арифметическийпоказатель общей выносливости 10,07 + 0,11 с. Показатель уменьшается за счет сокращениявремени затраченного на выполнения данного упражнения, что свидетельствует об увеличенииобщей выносливости. На эффективность методики воспитания выносливости у юношей 7-гокласса показывает просчитанный нами коэффициент достоверности равный t = 11,3 (см. таб. №1, рис. №1). Скоростнаявыносливость представленная бегом на спринтерские дистанции (30м). На начало годасредний арифметический показатель равен 5,95 + 0,1 с, но уже на конец года за счетувеличения скорости арифметический показатель равен 5,18 + 0,6 с. Коэффициент достоверностиприроста скоростной выносливости равен t = 6,96 (см. таб. №1, рис. №2). Силовая выносливость (подтягивание)на начало года среднее арифметическое равно 6,2 + 0,39 р., на конец года 9,5 + 0,17р. В данном случае показатель увеличивается, так как увеличивается число выполненныхупражнений. Прирост силовой выносливости за год равен коэффициенту достоверностиt = 7,8. (см. таб. №1, рис №3).
Таблица №1 Показатели уровняразвития выносливости учеников 7 – го класса юноши девушки № начало года конец года t начало года конец года t 1 бег на средние и длинные дистанции 12,46+ 0,18 10,07+ 0,11 11,3 8,47+ 0,1 7,63+ 0,14 4,95 2 Бег на спринтерские дистанции 5,95+ 0,1 5,18+ 0,6 6,96 6,24+ 0,09 5,07+ 0,09 9,3 3 подтягивание 6,2+ 0,39 9,5+ 0,17 7,8 15,9+ 0,28 18+ 0,26 5,55
/>Начало года Конец года
Рис. №1
/>
Начало года Конец года
Рис. №2
/>
Рис.№3
У девушек 7-го класса такженаблюдается прирост по развитию выносливости. Так на начало года показатели общейвыносливости (бег на 1,5км) равен арифметическому показателю 8,47 + 0,1 с., а наконец 7,63 + 0,14 с. Показатель прироста t = 4,94 (см. таб. №1, рис. №1). Скоростная выносливость на началогода: 6,24 + 0,9 с., на конец года: 5,07 + 0,9 с. Показатель прироста скоростнойвыносливости t = 9,3 (см. таб. №1, рис. №2). Силоваявыносливость (подтягивание) вначале: 15,9 + 0,28 р., в конце года: 18 + 0,26 р.Показатель прироста силовой выносливости t = 5,55 (см. таб. №1, рис. №3).
Результат наблюдения за воспитаниемвыносливости у подростков 7-го класса показал, что как следствия применения на урокахразнообразных способов и методов является прирост показателей выносливости на протяжениигода. В данной группе подростков наблюдается значительный прирост общей выносливостиу юношей и скоростной выносливости у девушек. Наименьший прирост показателей у юношейданной группы по развитию скоростной выносливости у девушек силовой выносливости,в дальнейшем предлагается уделить больше внимания к их развитию.
Проанализируем развития выносливостиу старших подростков учеников
10-го класса. Так как подростки,участвующие в исследовании, имеют приблизительно одинаковый уровень физической подготовки,то результат квадратического отклонения незначительно, как в начале года, так ив конце года по различным показателям. Общая выносливость (бег 2 км у юношей и девушек)на начало года по среднему арифметическому равна: у юношей: 9,67 + 0,14 с., у девушек:11,43 + 0,17 с.; на конец: у юношей: 8,98 + 0,11 с., у девушек: 10,61 + 0,16 с.Прирост показаний у юношей: t =4,04, у девушек: t = 3,56 (см. таб.№2, рис. №4). Показатели скоростной выносливости на начало года: у юношей 5,16+ 0,08 с., у девушек: 5,55 + 0,1 с. На конец года: юноши: 4,7 1+ 0,03 с., девушки:4,86 + 0,04 с. Показатель прироста скоростной выносливости у юношей: t = 5,2, у девушек: t = 6,65 (см. таб. №2, рис, №5). Силоваявыносливость на начало года: у юношей: 8 + 0,35 р., у девушек: 13,1 + 0,35 р. Ужена конец года: у юношей: 11,7 + 0,45 р., у девушек: 18,1 + 0,23 р. Показатель прироста:у юношей: t = 7,6, у девушек: t = 11,93 (см. таб. №2, рис. №6).
Таблица №2. Показатели уровняразвития выносливости учеников 10 – го класса юноши девушки № начало года конец года t начало года конец года t 1 бег на средние и длинные дистанции 9,67+ 0,14 8,98+ 0,11 4,04 11,43+ 0,17 10,6+ 0,16 3,56 2 Бег на спринтерские дистанции 5,16+ 0,08 4,71+ 0,03 5,2 5,55+ 0,1 4,86+ 0,04 6,65 3 подтягивание 8 + 0,25 11,7+ 0,45 7,6 13,1+ 0,35 18,1+ 0,23 11,93
На протяжении годаучащиеся 10 класса, занимаясь на уроках физической культуры, показали развитие выносливостиу юношей 10-го класса, повышение уровня силовой выносливости. Наблюдая прирост показателейвыносливости у подростков, которые участвовали в исследовании, можно выделить высокиерезультаты силовых тестов, а наименьший результат – в тесте по общей выносливости.Начало года Конец года
/>
Рис. №4
/>
Рис. №5Начало года Конец года
/>
Рис №6
4. ВЫВОД
1. Результаты показателейвыносливости в нашем исследовании неравномерны. В 7-м классе следует обратить вниманиена развитие скоростной выносливости у мальчиков и общей выносливости у девочек,а в 10-м классе – на развитие общей выносливости, как у юношей, так и у девушек,так как эти показатели прироста выносливости менее значительны.
2. В целом по результатамисследования показатели тестов: Бег на средние и длинные дистанции в 7-м классеу юношей t =11,3 у девушек t = 4,95; в 10-м классе у юношей t =4,04 у девушек t = 3,56. Спринтерский бег в 7-м классеу юношей t= 6,96с., у девушек t=9,3с.; в 10-м классе у юношей t=5,2с., у девушек t=6,65с… Подтягивание в 7-м классе у юношейt=7,8р., у девушек t=5,5р.; в 10-м классе у юношей t=7,6р., у девушек t=11,93р.
На конец учебного года посравнению с началом возрос показатель результатов исследования как в 7-м, так ив 10-м классе, что свидетельствует о повышении уровня выносливости.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Шиян. Б.М. Теорія і методика фізичноговиховання школярів. Частина 1. — Тернопіль: Навчальна книга — Богдан, 2007 – с.272.
2. Шиян. Б.М. Теорія і методика фізичноговиховання школярів. Частина 2. — Тернопіль: Навчальна книга — Богдан, 2007 – с.248.
3. Матвеева Л.П. иНовикова. А.Д. Теория и методик физического воспитания. Часть 1. — М.: ФиС, 1976– с. 354.
4. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теорияи методика физического воспитания. Часть 2. — М.: ФиС, 1976 – с. 367.
5. Харабучи. Г.Д. Теория и методика физическоговоспитания. — М.: ФиС, 1974 – с. 287
6. Козлова. В.И. Анатомия человека. — М.: ФиС, 1978 – с 462.
7. Остапенко. Л. Физическая подготовкастаршеклассников \\ Физическая культурав школе.- №4. – 1994. – с. 47
8. Методика оформлення «паспорта здоров’я».//Фізичне виховання в школі. — №1. — 1998. – с.6-9
9. Андриянова. Е.Ю. Развитие выносливостив дошкольном возрасте// Физическая культура воспитание, образование, тренировка.- №3. – 2001. – с. 55
10. Биховська, Л. Смирнова. Т. Терміновата кумулятивна адаптація до навантаження на витривалість у дівчат старшого шкільноговіку з різними соматотипами // Фізичне виховання в школі. -№2, — 2005. – с.53-55
11. Зданевич. А.А. Бег на уроках легкойатлетики в 8 – 9 классах // Физическая культура в школе.- №2. – 1999. – с. 19
12. Присяжнюк. С. Витривалість: основивизначення та методики розвитку у школярів початкових класів. // Фізичне вихованняв школі. -№4, — 1999. – с.32 -34
13. Міністерство освіти і науки УкраїниФізична культура програма для загально освітніх навчальних закладів 5-12 клас1в.Затверджена міністерством освіти і науки України Київ Ірпінь 2005р.
14. Гусєв. В. Увага! На уроці –підліток. // Фізичне виховання в школі. -№3, — 2002. — с.32- 34
15. Ашмарин. Б.А. Теория иметодика педагогических исследований. – М.