Содержание
Введение
1. Воспитательная система школы
2. Критерии эффективности воспитательной системы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Критерии и способы изучения эффективностивоспитательной системы
Введение
Появление в педагогике понятия «воспитательная система»обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода,получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящеевремя становится все более распространенным, и есть все основания считать, чтов ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько.Одна из них — неудовлетворенность педагогов результатами своего труда,осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственноесредство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступаютотдельные новые технологии, не может коренным образом изменитьучебно-воспитательный процесс. А.С. Макаренко на заре новой школы критиковаллогику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Неприем, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а системаявляется ключевым понятием в педагогике будущего. Вторая причина связана сналичием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющихсоздавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, чтоидея создания воспитательной системы плодотворна. Первоочередной задачей пореализации «Программы развития воспитания в системе образования России»является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостныйучебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения,эффективности воспитания.
Переход школы от казенного «учреждения» в состояниевоспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапаразвития к другому, более высокому, возможно только в результатецеленаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весьшкольный коллектив. Успешность этой работы зависит, прежде всего, от изучения иоценки эффективности воспитательной системы школы.
Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Работа состоит из введения, основной части, заключения исписка использованной литературы.
1. Воспитательная система школы
Воспитательный процесс в школе является частью широкогопроцесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание вшколе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социальногоокружения ребенка.
Личность человека формируется и развивается в результатевоздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных иобщественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознаниялюдей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом самчеловек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своегособственного формирования и развития. Воспитание является одним из ведущихпонятий в педагогике.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания— сознательноорганизуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация истимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным идуховным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активнаядеятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражаетсяличностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следуетизбегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, этоведет к манипулированию личностью.
Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу,что воспитание — особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополненияк обучению и образованию. Представление воспитания как части структурыобразования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практикидуховной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решеныбез выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школарассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступаютв качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.
Современная теория считает, что воспитание состоит не впрямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процессреализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагогавыражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.
В современной педагогической науке ведущими создателямитеории воспитательных систем являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.Они достаточно продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерностиуправления и развития воспитательной системы. В результате чего былоустановлено, что эффективность построения воспитательной системы школы, классазависит от использования системного подхода в воспитательной деятельности.
Поэтому одним из ведущих методологических подходов на всехвозрастных ступенях является системный подход. Его целесообразность в процессевоспитания личности заключается в следующем:
личность школьника способна развиваться как целостнаяинтегрированная система в целостном интегрированном педагогическом процессе приусловии взаимосвязанных компонентов;
системный подход позволяет объединению усилий всех субъектоввоспитания и максимально способствует повышению педагогического влияния нашкольников;
воспитательная система позволяет с наименьшими затратами сили времени педагогического коллектива соблюдать и удерживать новый режимжизнедеятельности образовательного учреждения;
системный подход позволяет осуществлять моделирование исоздание условий для самореализации и самоутверждения личностей всех субъектовобразовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
создание воспитательной системы формирует модель-образконкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный бренд дляиндивидуальных членов школьных сообществ;
воспитательная система значительно расширяет возможностивоздействия на личность.
По существу, воспитывать это значит организовыватьсодержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми,где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. В педагогике естьнесколько определений этой категории.
На данном этапе необходимо сформировать понятийное поле. Необходимовникнуть в содержание и суть понятий, четко представлять их сущность иотличительные особенности: воспитательная система, воспитательная системакласса, воспитательная система школы.
В основу концепции воспитания принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание — целенаправленное управлениепроцессом развития личности.
Воспитательная система — система организации целостногопедагогического процесса — целостность, единство компонентов педагогическогопроцесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а такжев непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которойвоспитательная система проявляет свою целостность.
Воспитательная система школы — сложноепсихолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое иуправляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует сближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средствомсоциализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленныхсистемными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое иобеспечивается ее управленческим блоком.
Воспитательная система класса — это целостность, единствокомпонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях исвязях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, вовзаимодействии с которой воспитательная система класса проявляет своюцелостность. Воспитательная система класса — это система организации целостногопедагогического процесса, составляющими которого является обучение и воспитание.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Технологиясоздания и развития воспитательной системы школы складывается из элементов:
цели (совокупность идей, для реализации которых онасоздается);
деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
рождающиеся в деятельности и общении отношения,интегрирующие субъект в некую общность;
среда системы, освоенная субъектом;
управление, обеспечивающее интеграцию компонентов вцелостную систему и развитие этой системы.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она можетзародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будетиндивидуальной. Успешность развития воспитательной системы зависит от уменияруководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с нимиопределить цели и средства педагогической деятельности, а также критерииэффективности.
Создание воспитательной системы — не самоцель. Она создаетсяв целях оптимизации условий развития и самореализации личности каквоспитанника, так и педагога, а также их социально — психологическойзащищенности. Она служит оптимизации процессов личностного развития, поэтомуглавным критерием ее эффективности является развитие и самовыражение личностивоспитанника и педагога.
2. Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизацияее функционирования и развития:
во-первых, моделирование строящейся системы;
во-вторых, организация коллективной творческой деятельностидетей и взрослых;
в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся,педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этомпроцессе отношений;
в-четвертых, рациональное использование воспитательногопотенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессеотдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы — диагностико-результативный,включающий в себя следующие элементы:
а) критерии и показатели эффективности воспитательнойсистемы;
б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценкирезультативности функционирования воспитательной системы.
Необходимость включения диагностико-результативногокомпонента в состав основных компонентов системы объясняется тем, что приотсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитииличности ребенка, формировании детского коллектива, состоянии и результатахвоспитательного процесса, ставится под сомнение педагогическая целесообразностьвсей, достаточно сложной и трудоемкой, деятельности по моделированию ипостроению воспитательной системы учреждения.
При разработке диагностико-аналитического инструментарияпедагоги исходят из того, что эффективность — это действенность, результативностьв реализации целей воспитательной системы. Она определяется как «отношениедостигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимомуили заранее запланированному результату». Мерилом эффективностивоспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Таккак целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, преждевсего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основныхкритериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либосформированность основных потенциалов личности школьников, либо ихинтеллектуальная, нравственная развитость.
В соответствии с избранными критериями и показателямиподбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получитьдостоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило,наряду с педагогическими, используются социологические и психологическиеметодики, что способствует более объективному и обстоятельному изучениюэффективности воспитательной системы.
Для определения уровня сформированности воспитательнойсистемы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критериикачества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школевоспитательная система, а вторая дает представление об уровне еесформированности и эффективности.
Критерии факта могут быть представлены такими показателями,как:
упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствиесодержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям иусловиям данной школы);
наличие сложившегося единого школьного коллектива;
интеграция воспитательных воздействий, концентрацияпедагогических усилий.
Критерии качества складываются из таких показателей, как:
степень приближенности системы к поставленным целям,реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основевоспитательной системы;
общий психологический климат школы, стиль отношений,самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровеньвоспитанности учащихся.
Основное назначение критериев эффективности работы школы — определениеглавных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексногоанализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат длярешения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценкиработы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности (критерий факта).
III. Воспитательный коллектив, творческое содружествопоколений (критерий коллектива).
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерийсодержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий «открытости школы».
VII. Критерий системности работы.
Данные критерии достаточно условны, они могут бытьконкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. Каждаясфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватныеперечисленным критериям.
В приложении приведен опыт работы школы №59 г. Ярославля,представляющей «Культурологический социально — педагогический комплекс.
Качественными показателями являются правильная постановказадач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях,выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, времяи активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательнойсистемы:
Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
Образ выпускника как идеальный результат воспитательнойсистемы.
Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов вшколе.
Отношение к внутришкольным конфликтам.
Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
Событийный характер деятельности.
Проверка временем (прочность связи поколений, традиции,коллективные привычки).
Авторитет школы (отношение к школе работников органовуправления образованием, родителей, учащихся).
В соответствии с данными критериями могут быть использованытрадиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса. Критерии Показатели Методики изучения I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося
Освоение учащимися образовательной программы
Развитость мышления
Познавательная активность учащихся
Сформированность учебной деятельности
Школьный тест умственного развития
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)
Педагогическое наблюдение II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося
Нравственная направленность личности
Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
Тест Н.Е. Щурковой „Размышляем о жизненном опыте“
Методика С.М. Петровой „Русские пословицы“
Методики „Акт добровольцев“, „Недописанный тезис“, „Ситуация свободного выбора“
Метод ранжирования
Методики „Репка“ (»Что во мне выросло"), «Магазин», «Золотая рыбка», «Цветик — семицветик» III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника
Коммуникабельность
Сформированность коммуникативной культуры учащихся
Знание этикета поведения
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
МЭПО и СУ
Педагогическое наблюдение IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы
Развитость чувства прекрасного
Сформированность других эстетических чувств
Методика Торренса
МЭПО и СУ
Педагогическое наблюдение V. Сформированность физического потенциала выпускника
Состояние здоровья выпускника школы
Развитость физических качеств личности
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе
Комфортность ребенка в школе
Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»
Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе»
Анкета «Ты и твоя школа»
Социометрия VII. Сформированность общешкольного коллектива
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
Развитость самоуправления
Сформированность совместной деятельности
Методика «Наши отношения»
Методика М.И. Рожкова
Социометрический эксперимент
Перечисленные методики позволяют получить необходимую идостоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированностиколлектива классного сообщества.
Критериями качества воспитательной работы должны выступатьте параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанностьшкольников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам,подготовленность их к сознательному выбору профессии, способностьадаптироваться к современным жизненным условиям.
Это — целеполагание как процесс постановки педагогическихцелей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований наоснове анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализациипрограммы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данномуровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.
Это — организация учебно-воспитательного процесса на основепланирования в школе.
Это и единство педагогических позиций и требований в учебнойработе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.
По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детейможно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы. Так, высокийуровень общественной направленности говорит об эффективности деятельностипедколлектива по достижению целей и задач воспитания.
Сформированность мировоззрения подтверждает качествоусвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученностьшкольников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализациии дифференциации и т.д.
Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательногопроцесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование крезультатам учебно-воспитательной работы.
Заключение
Таким образом, организация воспитательного процесса иреализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различныхинститутов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих.
Именно воспитательная система школы способна стать основойдля построения модели будущей новой системы отношений в российском обществе игосударстве в целом.
В процессе воспитания человека главной целью являетсяформирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного ксамостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этимосуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое,экологическое и другие направления воспитания.
Воспитание в значительной степени носит целенаправленныйхарактер, который предполагает определенное направление воспитательнойдеятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методыдостижения этих целей.
Критериями качества воспитательной работы должны выступатьте параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанностьшкольников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам,подготовленность их к сознательному выбору профессии, способностьадаптироваться к современным жизненным условиям.
Список использованной литературы
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие / В.В. Воронов.- М. Педагогическое общество России, 2002. — 192 с.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методическиерекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.
3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практикашкольных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова;Под ред. Н.Л. Селивановой — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
4. Караковский В.А. Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А. Караковский, А.М.Сидоркин, М.А. Исаева и др. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 416 с.
5. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Е.Н. Степанов, Н.А.Алексеева, Е.В. Алексеева; Под ред. Е.А. Степанова. — М.: Педагогический поиск,2004. — 160 с.
6. Педагогика: Учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Подред.В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 566с.
7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков,Л.В. Байбородова. — М.: изд. центр Владос, 2001. — 256 с.
8. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В. Еремкиной. — Рязань: Феникс, 2007. — 508 с.
9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред.В.А.Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др. — М.: Педагогическоеобщество России, 2000. — 148 с.
10. Учебно-воспитательные комплексы — новый тип школы для XXI века / Под ред.И.Ф. Исаева. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 258 с.
11. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики,2001. — 256 с.
Приложение. Критерии и способы изученияэффективности воспитательной системы
«Культурологический социально-педагогический комплекс»средней школы №59 г. Ярославля.
Комплекс является открытой воспитательной системой, ставящейзадачу объединения педагогических воздействий школы и окружающей социальнойсреды. Воспитание в КСПК рассматривается как равноценный компонент образованиянаравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах:в обучении, по внеурочной клубной деятельности и в социуме, семье.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественныехарактеристики, адекватные перечисленным критериям.
Реализация программы воспитания.
Взаимодействие учителей и учеников, взаимопонимание,сотрудничество — критерий I.
Развитие качеств личности — критерий II.
Коллективное планирование, проведение дел и оценка — критерийIII.
Формирование ведущих качеств личности. Диагностика — критерийIV.
Выполнение целевых программ развития личности (IХ-ХI кл.) — критерийV.
Диагностика воспитательных возможностей среды. Интеграциявоспитательных сил микрорайона — критерий VI.
Системность воспитательной работы с I по XI класс. Единствовоспитания и диагностики — критерий VII.
Деятельность воспитательных центров.
Индивидуальный подход. Положительное стимулирование. Комфортноесостояние — критерий I.
Развитие специальных способностей. Диагностика продвижения вразвитии — критерий II.
Эффективность РВО. Дифференциация и индивидуализацияинтересов — критерий III.
Разнообразие и уровень деятельности: музыкально-эстетического,театрального искусства, изобразительного искусства, прикладного творчества,экологического центра, читательского центра — критерий IV.
Развитие интереса и способностей. Элементы будущей профессии.Отношение к труду — критерий V.
Привлечение специалистов. Экологическая деятельность,школьное лесничество. Возрождение забытых народных промыслов — критерий VI.
Взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Охват детей. Вовлечение«трудных» — критерий VII.
Воспитательная работа в классе.
Формирование положительной Я-концепции. Вера в ребенка,помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости — критерийI.
Профориентационная диагностика (по Климову). Учет активностиребят (поручения) — критерий II.
Самоуправление в классе. Добровольность участия детей наоснове интереса. Творческая деятельность каждого — критерий III.
Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление- критерий IV.
Организация разнообразных видов деятельности. Изучениенамерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего«Я». Учить сотрудничеству — критерий V.
Занятия в свободное время, лидеры во дворе, в кружке. Использованиевозможностей среды — критерий VI.
Реализация Программы воспитания через систему классныхчасов, общественно-полезной деятельности — критерий VII.
Воспитательная работа с родителями.
Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность.Взаимоинформированность. Помощь — критерий I.
Педагогическая диагностика «трудных». Диагностикасемейного воспитания. Социальный паспорт дома — критерий II.
Степень вовлечения в совместную деятельность родителей ишколы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения,ценности) — критерий III.
Выполнение школьных социальных Программ: «Семья»,«Трудный», «Здоровье». Территориальные воспитательныемикросистемы — критерий IV.
Связи с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничествос городским центром профориентации — критерий V.
Общественная деятельность школьников. Включение впедагогический процесс родителей. Доступность — критерий VI.
Анализ родительских собраний — критерий VII.
Воспитание в школе.
Ориентир на прогрессивные отношения. Стиль руководствадемократический. Стремление к устойчиво-положительному стилю отношений — критерийI.
Социально-педагогическое исследование. Рейтинг развитиявоспитанности, активности. Рейтинг активности классных коллективов. R = О + В +Р — критерий II.
Наличие воспитательного коллектива. Уровень общешкольных дел.Совет школы. Совет параллелей — критерий III.
Содержание воспитательных периодов: «Истина»,«Красота», «Интеллект», «Добро». Достижения иуровни. «Мажор» — критерий IV.
Встречи, вечера. Сеть центров, кружков, работафакультативов, библиотеки, читального зала. Ценностные ориентации — критерий V.
Создание социально-педагогического центра. ГИД, опека,организация каникул. Компенсационная работа. Забота о здоровье — критерий VI.
Система тематических КТД — критерий VII.
Возрождение народных традиций.
Опора на народную педагогику — критерий I.
Укрепление семейных традиций. Выполнение «7 заповедей»(воспитание трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности)- критерий II.
Преемственность поколений. Возрождение традиций. Праздники,ярмарки — критерий III.
Праздник урожая, «Святки», «Рождество»,«Масленица». «Живи, Земля», Праздник березки — критерий IV.
Благотворительная деятельность. Участие в бытовом илипроизводительном труде. Воспитание культуры поведения — критерий V.
Забота о престарелых, инвалидах, младших. Родословная семьи- критерий VI.
Объединение сезонных народных праздников в систему — критерийVII.
Воспитание на уроке.
Анализ урока с позиций личностного подхода — критерий I.
Анализ воспитательных аспектов урока — критерий II.
Коллективные и групповые способы работы — критерий III.
Воспитание мировоззрения, духовной культуры. «Педагогикарадости» — критерий IV.
Развитие способностей. Информация о профессиях. Встречи. Факультативы,занятия в УПК — критерий V.
Использование научного потенциала для адекватногопреобразования среды — критерий VI.
Возрастная педагогика. Планирование и реализация воспитательныхзадач — критерий VII.