Саратовскийгосударственный технический университет
Кафедрасоциальной антропологии и социальной работы
Реферат
по дисциплине«Акционистские и партисипаторные
исследования»на тему:
Оценкакачества высшего образования.
Подготовила:ст-ка ФУСС,
гр.СЦР-41, Ситкалеева А.В.
Проверила: асс. Чуева Е.В.
Саратов 2006
Определяющим факторомобщественного развития на рубеже веков стал интенсивный переход передовых странот индустриального к постиндустриальному сообществу, сопровождающийся глобализациейбольшинства мировых процессов. Во всех сферах человеческой деятельностипроисходят кардинальные изменения. Это относится и к системе высшегообразования. Повышаются запросы общества к качеству профессиональногообразования; меняются геополитические, демографические, правовые,организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новыеобразовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшегопрофессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных инаучных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей,материальных и финансовых ресурсов.[1]
Высшее образование всегдаиграло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний,основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержкипредприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. В этихсложных и труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможнабез постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной, в первуюочередь, на улучшение качества образовательных, научных, информационных идругих услуг. Но важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитиеобщества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Ведьименно качество, способность к осуществлению инновационной деятельностиопределяют имидж любого вуза в общественном мнении, его конкурентоспособность,возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы, аследовательно, и создавать необходимые условия для дальнейшего повышениякачества образования. Именно поэтому, наверное, в последние годы Министерствообразования РФ постоянно обновляет образовательные стандарты, изменяетустаревшие и создает новые специальности.
В России в 2002 годупринята Концепция развития образования до 2010 года, определяющая три главныеего задачи: доступность, качество и эффективность. Формирование системыобеспечения качества подготовки специалистов высшей квалификации сверху, подэгидой Министерства образования РФ, происходит с использованием такихинструментов как лицензирование, аттестация и аккредитация. Вместе с темизвестно, что эволюция качества работы организации проходит три этапа:качество, ориентированное на инспекцию; качество процесса и, наконец, качествопроекта[2].
Таким образом, продолжаятенденцию укрепления пирамиды власти в стране, Министерство образования строитскорее систему обеспечения качества образования, ориентированную именно наинспекцию. Аккредитация, по сути представляющая оценку качества со стороныМинистерства образования РФ, является к сожалению, достаточно формальной и недает реальной информации о положении дел на рынке высшего образования,поскольку отражает мнение не всех заинтересованных сторон, а лишь Министерствообразование РФ.
Минобрнауки Россиии Рособрнадзор должны в этом году разработать и утвердить плансоздания общероссийской системы оценки качества образования. Необходимо будетразвивать существующие организационные структуры, Механизмы и процедурыпо следующим направлениям:
§ упорядочиваниеинформационных потоков — исключение дублирования или повторных запросовв адрес образовательного учреждения на предоставление однойи той же информации. Вся информация, собираемаяиз первичных источников, должна быть доступна для официальногоиспользования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
§ разграничениеполномочий различных организационных структур (аттестационных, методических,инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координацияих деятельности;
§ объективизациясуществующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценкии контроля;
§ введениемеханизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласностии коллегиальности при принятии стратегических решений;
§ осуществлениецентрализованной разработки диагностических средств;
§ разработкаи внедрение программ повышения квалификации и переподготовкиработников образования в области оценки качества образования.[3]
Качество высшего профессионального образованияопределяется множеством показателей, среди которых основными являются «подготовленностьпедагогического персонала, его участие в научно – исследовательской работе,отработанность образовательных стандартов и программ, довузовская подготовкаабитуриентов, организация учебного процесса, состояние материальной и сетевойбазы учебного заведения и множество других»[4]. Внастоящее время ситуация в Российской высшей школе изменилась кардинально. Вобщественном мнении снова поднялся престиж большинства профессий, требующихвысшего образования, возросли конкурсы абитуриентов, численность студентов повсем формам обучения.Совершенствованиеконтроля и управления качеством образования в настоящеевремя — одно из направлений модернизации системы российского образования.В одобренных Правительством России приоритетных направлениях развития образовательнойсистемы Российской Федерации отмечается, что необходимо «…сформироватьобщенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином,и реализуемых образовательных программ».
До недавнего временибольшинство специалистов аппарата управления образованием относилиськ проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно.Результаты, которые показывали школьники в СССР и России в ходемеждународных исследований по оценке качества образования, такихкак программа международной оценки обучающихся — мониторинг знанийи умений в новом тысячелетии Programme for International StudentAssessment (PISA) и сравнительное исследование по оценке качестваматематического и естественнонаучного образования Trends in Mathematicsand Science Study (TIMSS) — фактически никого не интересовали.Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшим профессиональномсообществом, связанным с проводимыми международными исследованиями.[5]
После началаэксперимента по введению единого государственногоэкзамена (ЕГЭ) ментальность управленцев началаизменяться, и многие руководители почувствовали необходимостьв получении независимой объективной информации об учебных достиженияхобучающихся, оперировании реальными показателями, характеризующимидеятельность как отдельных образовательных учреждений, так ив целом муниципальных и региональных образовательных систем. Именножелание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стимулируетподдержку большинством руководителей системы образования обязательностивведения ЕГЭ для всех выпускников школ.
Единый государственныйэкзамен, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования,не дает исчерпывающей информации для управления его качеством.Фигурально выражаясь, экзамен показывает лишь «температуру» в данномобразовательном учреждении или в совокупности образовательных учреждений.Но для принятия управленческих решений этого недостаточно. Поэтомупоявляется необходимость в дополнительных данных.
При обсуждении проблемыоценки качества образования необходимо учитывать, что частов дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качестваобразования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценкудеятельности образовательных учреждений, деятельности системы образованияна муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
При постоянном увеличенииколичества учащихся неизбежно обострение проблемы ресурсного обеспечения вузов.Преподавательский состав – наиболее сложно и медленно восполняемый ресурс. Поданным В. Кружалина, контингент студентов за десять лет вырос в два раза,численность профессорско-преподавательский состав – только на 15%. Основнойприрост учебной нагрузки закрепляется за счет внутривузовскогосовместительства, активного привлечения аспирантов дневной формы обучения, чтоне может не сказаться негативно на качестве подготовки будущих специалистов[6].
Качество образовательногопроцесса оценивается вузом либо самостоятельно, либо с помощью аттестационныхкомиссий ГЭК, потребителей, выпускников… Качество же подготовки специалистов –потребителем. В этом случае оно понимается как свойство объекта и продукции(или услуги), отвечающее требованиям контроля или заказчика. Образовательныйпроцесс нужно рассматривать четко различая два понятия: качество подготовкиспециалистов и качество самого этого процесса.[7]
Существует два подхода ккачеству. Первая – практическая, заключается в том, что качество определяетсякак степень соответствия целям. Однако у потребителя, студента, агентов,задействованных в учебном процессе, цели могут быть разными, поэтому и качествоможет пониматься ими по-разному. И в этом смысле подход к его оценке связан состепенью этого соответствия, что и позволяет, в свою очередь, говорить обуправлении качеством. Вторая – касается внутренних процессов, протекающих врамках образовательного. И первая ивторая точки зрения – крайние. Подходы принятые сейчас в Европе объединяют обе.[8]
Качество как степеньсоответствия целям – одна из наиболее работающих сегодня категорий, на основаниикоторой в международной практике выделяют пять основных подходов.
1. Традиционныйподход состоит в следующем: обеспечить качество образования – значит, сделатьего престижным, потому что по определению выпускник такого вуза занимает болеевыгодные позиции на рынке труда.
2. Научный исходитиз соответствия стандартам.
3. Менеджерскийподход предполагает, что качественным может считаться образование, которымудовлетворен клиент.
4. Потребительский,здесь потребитель определяет качество, и в результате любое его желание будетисполнено. Главное, что вуз получит за это деньги.
5. При демократическомподходе вуз приносит пользу обществу, тому региону, где он находится.
Внастоящее время качество подготовки специалистов в большинстве вузов во многомопределяется состоянием материальной базы (т.е. количеством квадратных метровучебно-лабораторных площадей, наличием всего необходимого оборудования,использованием широкого спектра современных информационных технологий).
На данныймомент существует Проект «Положения об эксперте для системы независимой оценкикачества высшего образования».
Здесьосновной целью деятельности экспертных комиссий иих членов является оценка условий реализации образовательных программ высшегопрофессионального образования образовательным учреждением высшегопрофессионального образования и уровня подготовки лиц, обучающихся в вузе.
Основными задачамиэкспертов являются:
· содействие в осуществлении государственного контролякачества высшего образования государственному органу управления образованием ввузе;
· оценка целей и содержания реализуемых основныхобразовательных программ и их соответствия государственным образовательнымстандартам высшего профессионального образования, а также уровня и качестваподготовки студентов высших учебных заведений;
· оценка условий реализации основных образовательныхпрограмм вузе и их соответствии установленным требованиям;
· оценка уровня организации и проведения процессаобучения в высшем учебном заведении;
· оценка результатов, достигнутых вузом при подготовкестудентов и выпускников.
Эксперт- это лицо, обладающее специальными познаниями в сфере высшего образования ипривлекаемое органом управления образованием для осуществления экспертизывысшего учебного заведения[9].
Не все из стремящихсяпопасть в вузы готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, могутполноценно осваивать программы. И это вынуждает вузы в известной мереподстраивать свои образовательные программы под их уровень. Это важный момент,определяющий качество высшего образования в целом.
Существенно вырослапотребность в повышении квалификации и переподготовке специалистов. Одногодиплома становится недостаточно для успешной карьеры (особенно в бизнесе иполитике). Способные молодые люди ориентируются на получение двух, а то и трехдипломов о высшем образовании. В деканатах многих вузов скапливается немалозаявлений от успешно занимающихся студентов с просьбой разрешить им осваиватьодновременно другую специальность. Иногда им разрешают учиться на другомфакультете бесплатно. Что противоречит Федеральному Закону «О высшем ипослевузовском образовании», в котором говорится, что гражданину разрешаетсяполучать за счет бюджетных средств только одно высшее образование.
Работа на рынкеобразовательных услуг неизбежно приводит к тому, что вузы оказываются вотношениях конкуренции, соперничества следовательно, возникает проблемаповышения их конкурентоспособности.
Основные принципы отборапоказателей для оценки качества образования:
§ ориентацияна требования внешних пользователей;
§ учет потребностейсистемы образования;
§ минимизациясистемы показателей с учетом потребностей разных уровней управлениясистемой образования;
§ инструментальностьи технологичность используемых показателей (с учетом существующихвозможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретацииданных, подготовленности потребителей к их восприятию);
§ оптимальностьиспользования источников первичных данных для определения показателейкачества и эффективности образования (с учетом возможностиих многократного использования и экономической обоснованности);
§ иерархичностьсистемы показателей;
§ сопоставимостьсистемы показателей с международными аналогами;
§ соблюдениеморально-этических норм в отборе показателей[10].
Следует отметить,что мгновенное создание системы, которая будет решать вышеназванныепроблемы, невозможно. Поэтому необходимо максимально использовать существующиеформы контроля качества образования, в частности, созданную инфраструктурув рамках эксперимента по введению единого экзамена, механизмы и процедурыединого госэкзамена, аттестации и аккредитации образовательныхучреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сборастатистических данных, увязывая их с общероссийской системой оценкикачества образования.
В рамках создания ОСОКОважно решить вопрос и о качестве профессионального образования. Хотяв профессиональном, как и в общем образовании, имеются определенныенаработки, предстоит еще многое сделать. Необходимо будет провестиряд комплексных исследований и усовершенствовать организационныемеханизмы. В частности, в области высшего профессиональногообразования к этому подталкивает Болонская конвенция. При этомв систему независимой оценки качества деятельности учрежденийпрофессионального образования должны включаться не только работодатели,но и сами абитуриенты.
В Российском образованииповторяются мировые тенденции превращения высшего образования из элитного вмассовое: его получают не избранные, а большая часть молодых людей, окончившихсредние школы.
Оценивая экономическиепроблемы высшего образования следует в первую очередь отметить, что вузы восновном сумели адаптироваться, приспособиться к условиям рыночной экономики,создать стабильные многоканальные системы финансирования. в большинствеуниверситетов внебюджетные поступления составляют не менее половины годовогобюджета[11].Вузы, выполняя основной объем экономической деятельности на рынкеобразовательных, научных и образовательных услуг, в полной мере освоилипредпринимательские подходы в условиях рыночной экономики, чего не скажешь огосударственных вузах, где управление по прежнему в значительной мере остаетсяцентрализованно-директивным.
Университеты сегоднявходят в единый глобальный динамично развивающийся контекст. И только те изних, которые обладают стратегическим видением и подвижными структурамиуправления, смогут успешно конкурировать в условиях постоянных социальных иэкономических перемен.
Список литературы.
1. Качестводополнительного профессионального образования научно – педагогическихработников вузов: материалы межрегионального семинара 6 – 9 октября 2003г./Отв.ред. А.Ю. Слепухин, Саратов: СГТУ, 2004. 167с.
2. АавиксооЯ. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему/ Я.Аавиксоо//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2002. №6.С.3-8.
3. ДолженкоО. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международномконтексте/ О.Долженко//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2001. №6.С.15-23.
4. БорисоваЕ. Качество образования и место высшей школы в обществе/ Е.Борисова//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2003. №11.С.9-14.
5. КликуновН. К проблеме оценки качества подготовки специалистов/ Н.Кликунов//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2002. №4.С.9-12.
6. КузьминаЕ. Материально – техническая база вуза и ее влияние на качество обучения/Е.Кузьмина// AlmaMater/Вестник высшей школы. 2002. №8. С.28-30.
7. КуцевГ.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики/Г.Ф.Куцев//Педагогика. 2004. №3. С.12-23.
8. В.А. Болотов,руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
9. Проект «Положение об эксперте для системынезависимой оценки качества высшего образования»umo.law.edu.ru/content.asp?cnt=12
[1] Куцев Г.Ф. обеспечениекачества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004.№3.С.12.
[2] Борисова Е. Качествообразования и место высшей школы в обществе//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2003. №11. С.9-14.
[3]В.А. Болотов, руководитель Федеральной службыпо надзору в сфере образования
attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
[4] КуцевГ.Ф. обеспечение качества высшего образования в условиях рыночнойэкономики//Педагогика. 2004. №3. С.12.
[5] В.А. Болотов,руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования
attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
[6] Куцев Г.Ф. обеспечениекачества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004.№3. С.13.
[7] Соловьев В., проректор,менеджер по качеству Московского института стали и сплавов (технологическийуниверситет). Цит. по Долженко О. Обеспечение качества высшего образования:российский опыт в международном контексте/ О.Долженко//AlmaMater/Вестник высшей школы.2001. №6. С.16.
[8] Долженко О. Обеспечениекачества высшего образования: российский опыт в международном контексте/О.Долженко//AlmaMater/Вестниквысшей школы. 2001. №6. С.16-17.[9] Проект «Положение обэксперте для системы независимой оценки качества высшего образования»
umo.law.edu.ru/content.asp?cnt=12
[10]В.А. Болотов, руководитель Федеральной службыпо надзору в сфере образования
attestation.donobr.webstroy.ru/statistics/1008.html
[11] Куцев Г.Ф. обеспечениекачества высшего образования в условиях рыночной экономики//Педагогика. 2004.№3. С.13.