Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

--PAGE_BREAK--В качестве источников движущих сил профессионального самоопределения выделяются противоречия, связанные с определением и оценкой жизненной перспективы: между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей; между склонностью к какой – либо профессии и представлении о ее  непрестижности; между оценкой уровня своего общего развития и возможностью заняться данной работой [29].

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1.          Профессиональное самоопределение – это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2.          Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономических условий.

3.    Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения,   повышение   квалификации,   сменаместожительства, аттестация, увольнение с ра­боты и др.).

4.   Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореа­лизации и самоактуализации [21].

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий являет­ся личностным аспектом формирования профессиона­ла. Профессиональное самоопределение сопровожда­ется построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанно­му и самостоятельному представлению, корректиров­ке и реализации перспектив своего развития, готовно­сти рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значи­мые смыслы в конкретной профессиональной деятель­ности [8].

Развитие профессионального самосознания личности в боль­шой степени связано с развитием личности в целом. Реализуя представления о себе в процессе общения и включения себя в ту или иную деятельность, человек имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации [17].

Процесс профессионального самоопределения включает раз­витие самосознания, формирование системы ценностных ориен­тации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопреде­ление человека происходит на основе освоения общественно вы­работанных представлений об идеалах, нормах поведения и дея­тельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его про­фессиональное самоопределение и профессиональный выбор [15].

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к себе. Потребность в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной зна­чимости и компетентности) должна реализоваться в самоутвержде­нии и самовыражении человека, в его стремлении проявить себя [19].

Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание  человека,  его  «внутреннее-Я»,  его  мотивацию. Самоопределяющаяся личность – это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные пла­ны, идеалы), что он есть (свои личностные и физичес­кие свойства), что он может (свои возможности, склон­ности), чего от него ждет общество [27].

Условием успешного самоопределения, по мнению Ю.А. Корелякова, можно считать формирование отношения у старшеклассника к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. П.Г. Щедровицкий выделяет в качестве такого условия развитие способности строить свою индивидуальную историю, а О.С. Газман – овладение способами и механизмами саморазвития (информация о себе, о мире, самопознание, рефлексия, целеполагание, планирование) [19].

Таким образом, выбор профессии предполагает определенный уро­вень развития профессионального самосознания, вклю­чающего образ будущей профессии, реального и иде­ального «Я». Выбор профессионального пути мотивиру­ет постановку тех или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значение приобретает соци­ально-профессиональная позиция человека, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установ­ки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опы­та), настоящего (переживаний «Я») и будущего (цели)[27].

Осуществление себя в профессии включает формирование обра­за профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональ­ной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Со­ответствие эмоционально-оценочных компонентов содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессио­нального выбора необходимо также, чтобы требования со сто­роны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается от­рицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от про­блем, их игнорирование и т.д.Возникает проблема социального и профессио­нального идеала, связанная с усвоением и построением знаково-символических форм (понятий и образов) и с оценкой предмет­но-практической деятельности человека (процесса и результата деятельности) [8].

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые и определяют реальную про­фессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими про­фессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профес­сиональных и жизненных целей. Таким образом, самооценка вы­ступает как внутренний побудитель, внутренняя мотивация, и со­относит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживание «Я») [25].

Самооценка всегда связана с сравнением себя с другими, сравнением с собой («Я-идеальным», «Я-возможным», «Я-реальным»), или сравнением других с собой. Выбор таких норм самооцен­ки оказывает существенное влияние на когнитивное образование «Я-образа» и связан со смыслообразующими мотивами в профессиональном самоопределении.

Важнейшим смыслообразующим мотивом является мотив со­ответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценочными эмоциями и обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом (идеальное «Я», возможное «Я» и реальное «Я») [22].

Другим смыслообразующим мотивом является мотив самоува­жения. Он выражается в самосознании, как степень достижения идеального «Я». Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей (мотив сохра­нить или изменить свое идеальное «Я»). Ожидание положитель­ных или отрицательных последствий выбора ценностей, повы­шающих или понижающих самоуважение, побуждает к соверше­нию или не совершению этого выбора [27].

К смыслообразующим мотивам можно отнести и мотивы до­стижения успеха или избегания неудач.В случае развитых когнитивных составляющих самооценки усиливается вероят­ность мотивации на достижение успеха, а эмоциональная состав­ляющая самооценки в большей степени связан с мотивацией на избегание неудачи [27].

Рассмотрев социально-психологические ас­пекты развития профессионального самосознания и построения образа «Я-профессионал», можно предположить, что эмоцио­нальные и когнитивные различия в способах построения разны­ми людьми идеального образа профессионала связаны с факто­рами, определяющими общественное самосознание. К этим фак­торам прежде всего относится изменение общественных цен­ностных ориентации и моральных установок. Различия в инди­видуальных способах построения образа профессии определяют формирование смыслообразующих мотивов и установок в про­фессиональном самоопределении личности и направление раз­вития профессионального самосознания человека.

В.И.Степанский выделил ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

·         Рассогласование идеального и реального образа выбираемой
профессии.

·         Представления о своих личных ценностных ориентациях не
соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

·    Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

·    Неадекватная самооценка [26].

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием само­сознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопо­знанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения является насущной и актуальной [26].

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим (стремящихся учиться в профессиональном учебном за­ведении, или получить профессию в процессе работы), как прави­ло, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личност­ных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Первая оценка является более обоснованной и диффе­ренцированной, включает большее число параметров. Учащиеся лучше представляют себя как личность вооб­ще, т.е. в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я» [13].

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значи­мые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров [20].

Таким образом, на выбор профессии огромное влияние оказывает достаточная сформированность всех компонентов образа профессии у учащегося. Рассмотрим различные подходы к выбору будущей профессии.
1.4. Анализ теорий выбора профессии

В 1966 г. Дж.Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии и получила название «теория профессионального окружения». Эта концепция и создан­ная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом. Успеш­ность деятельности определяется такими компонента­ми направленности, как ценностные ориентации, ин­тересы, установки, отношения, мотивы [10].

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориента­ции он выделил шесть профессиональ­но ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и тради­ции), предпринимательский и художественный. Каж­дый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический — на создание материальных вещей, обслуживание техноло­гических процессов и технических устройств; интел­лектуальный — на умственный труд; социальный — на взаимодействие с социальной средой; конвенцио­нальный — на четко структурированную деятель­ность; предпринимательский — на руководство людь­ми и бизнес; художественный — на творчество. Мо­дель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способ­ности, предпочитаемые профессиональные роли, воз­можные достижения и карьера [21].

Согласно теории Дж. Холланда, успех в профес­сиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа лич­ности типу профессиональной среды, которая созда­ется людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и пове­дением.

Для установления типов личности Дж. Холланд раз­работал методику диагностики «Тип личности», кото­рая позволяет определить профессиональные предпоч­тения и интересы. По результатам диагностики выделяют три реко­мендуемые профессиональные среды. На первом ме­сте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значи­мые профессиональные среды, позволяющие личнос­ти подобрать себе резервные профессии, и, следова­тельно, составить альтернативные пути профессио­нального развития [17].

         Необходимость учета многих факторов, высокая неопределенность при выборе профессии, по мнению Холланда, приводят к ошибкам и затруднениям. Он выделял следующие при­чины ошибочного выбора профессии:

1)     отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического   прогресса человеку нередко приходится несколько    раз менять в течение жизни специальность и про­фессию;

2)     предрассудки чести – необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;

3)     выбор профессии под прямым или косвенным влия­нием друзей, родственников, знакомых;

4)     перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии -на саму профессию;

5)     увлечение только внешней или какой-нибудь част­ной стороной профессии.

6)     отождествление учебного предмета в школе с про­фессией;

7)     незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;

8)     незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем [17].

Другой известной теоретической моделью в этой области являетсятеория компромисса с реальностью Э. Гинзберг, который обращал особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развиваю­щийся процесс. Он включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каж­дое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и перед ними открываются новые возможности. Они учатся понимать самих себя и свое окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как прави­ло, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности. Гинзберг выделяет в этом процессе три стадии:

1. Стадия фантазии – продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потреб­ностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений. Они хотят быть лет­чиками, учителями, докторами, медсестрами и т. п.

2. Гипотетическая стадия длится –с 11- до 17-летнего возраста и подразделя­ется на четыре периода. В период интереса (11-12 лет) дети делают свой выбор, главным образом руководству­ясь своими склонностями и интереса­ми. Это переходный период от выбора на основе фантазий к гипотетическому выбору. Второй период, период способностей, (13–14 лет) — подростки больше узнают о требовани­ях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных бла­гах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, (15–16 лет)молодые люди пытаются «примерить» те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными воз­можностями. Четвертый период (16 лет) является переходным, в течение которого осуществляется переход
от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под дав­лением со стороны школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоя­тельств на момент окончания среднего учебного заведения.

3. Реалистическая стадия – 17 лет и старше; молодые люди стараются принять окончательное решение – выбрать профессию. Эта ста­дия делится на период исследования (17–18 лет), когда прилагаются актив­ные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно су­жается диапазон выбора и определяется основное направление будущей дея­тельности, и период специализации, когда общий выбор профес­сии уточняется выбором конкретной узкой специализации [16].

Лопез и Эндрюс в 1987 году предложили теорию влияния, в которой рассмотрели основные факторы, под действием которых осуществляется выбор профессии. К ним относятся:

1)     Родители– существует множество способов, с помощью которых родители оказыва­ют влияние на выбор профессии их детьми. Один из вари­антов – прямое наследование профессии или семейного дела. Так, родители обучают детей своей специальности. С самого раннего возра­ста оницеленаправленно предлагают им определенный игровой материал, поощряя или осуж­дая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействует и общая ат­мосфера, профессиональные семейные традиции. Влияние старших также важно при стимулировании мужских или женских интересов. Они создают ролевые модели, которым следуют дети.Иногда влияние родителей проявляется не прямо. Они хотят, что­бы их дети приобрели профессию, по своему статусу относящуюся к той же категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше.

2)     Сверстники– оказывают больше влияние на выбор уровня про­фессии, чем конкретной специальности. Большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет поже­лания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей.

3)         продолжение
--PAGE_BREAK--Полоролевой фактор– авторы установили, что на выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влия­ют ожидания общества по поводу того, какую работу должны выполнять муж­чины, а какую – женщины. Существуюттрадиционные полоролевые стереотипы. Например, юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны видеть себя в сфере искусства или обслуживания.

4)     Интеллект – как показали исследования Лопеза и Эндрюса, важным фактором профессионального выбо­ра являются умственные способности. Они определяют общие способности человека принимать решения. Если же молодой человек не обладает ими на достаточном уровне, то большая вероятность, что он сделает нереалистический выбор будущей профессии. Он будет руководствоваться только ее высокой эффективностью и престижностью, но не своими данными. Во-вторых, интеллект оказывает большое влияние на уровень стремле­ний молодого человека. Учащиеся, проявляющие высокие способности к при­обретению знаний, как правило, ставят перед собой более высокие цели, чем менее способные. В-третъих, способность индивида достичь успеха или потерпеть неуда­чу в выбранной работе зависит также от уровня его интеллекта. Однако авторы не учли, что высокий коэффициент интеллекта еще не является гарантией профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества индивида определяют его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Высо­кийкоэффициент интеллектадоказывает только то, что данный индивид обладает способностью достичь успеха в решении интеллектуальных задач определенного уровня.

5)     Профпригодность и особые способности– различные профессии требуют и различных способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обу­чения и приобретения необходимого опыта.

6)     Интересы – авторы основывались на проверенной практикой теории, согласно которой чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем луч­ше будут результаты их труда. Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем те, которые  обусловлены факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.

7)     Престиж и достоинства профессии– молодые люди часто выбирают данную профессию просто потому, что ее название эффектно звучит, или потому, что эта специальность престижна. Существует классификация достоинств профессий. Выделяются три основные группы ценностей: ориентирован­ные на человека, ориентированные на особые вознаграждения и ориентированные на самовыражение.

8)     Мотивы выбора– каждый человек нуждается в признании окру­жающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимос­ти. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая вы­деляла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удов­летворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием вы­сокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его соб­ственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворен­ности собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способству­ющую реализации личности [15].

Надо отметить, что они обобщили огромное количество исследований в этой области. Однако их выводы соотносятся со спецификой американского общества. Это говорит о том, что наряду с общими тенденциями выбора профессии старшими школьниками существуют и особенности,  присущие только данной культуре.

Итак, Существует перечень особенностей профессионального самоопределения старшеклассников:

·        Характерна устремленность в будущее – старший школь­ник смотрит на настоящее с позиции будущего. Устремлённость в будущее лишь тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость реальным.

·        Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней молодости. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие собственного места в нём.

·        для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

·        Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку часто понимание собственных возможностей у школьников не правильно показателям, то на пути выбора их ждут неудачи.

·        Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, остальные напротив.

Итак, в данной главе мы рассмотрели одну из центральных задач старшего школьного возраста – профессиональное самоопределение.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. Программа эмпирического исследования
На основе проведенного нами теоретического анализа проблемы особенностей профессионального самоопределения старшеклассников позволил нам выдвинуть гипотезу: преобладание гуманитарной направленности в  сфере выбора будущей профессии.

Цель нашего исследования: выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:

1)                      подобрать и апробировать комплекс методик, направленных на изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников;

2)                           исследовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников;

3)                      выявить различия относительно направленности в выборе профессиональной деятельности; а так же тип личности, преобладающий у старшеклассников.

В качестве базы эмпирического исследования выступил  МОУ СОШ №84 (г. Воронеж). Объектом эмпирического исследования являлись учащиеся 11 класса. Общий объем выборки составил 30 испытуемых.

В работе использовался следующий комплекс диагностических методик.

1. Дифференциально  диагностический опросник (автор Е.А. Климов).  Методика позволяет определить профессиональную направленность личности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности, а также склонности к работе в той или иной сфере труда. Методика представляет собой опросник, состоящий из 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии.

         Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, какую бы Вы предпочли? Ответ в форме знака «+» поставьте в соответствующую клеточку листа ответов». Для обработки результатов подсчитывается количество «+» в каждой колонке и записывается в итоговую строку листа ответов.

2. Методика Дж. Холланда. Методика позволяет определить профессиональные интересы и предпочтения человека;  поможет  соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг  запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании  профессиональной карьеры.  Методика представляет собой опросник, состоящий из  42 пар профессий. Испытуемому предлагается выбрать из каждой пары профессий только одну, наиболее предпочтительную и отметить кружком, выбранный им  ответ в регистрационном бланке. Данный бланк сделан так, чтобы можно было  подсчитать  количество отмеченных цифр в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Каждый из 6 столбцов характеризуют выраженность определенного типа личности. Время проведения методики не ограничено. Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ в регистрационном бланке».

Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества отмеченных цифр в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Холланда у обследуемого:

1.     Количество отмеченных цифр в первом столбце регистрационного бланка – выраженность реалистичного типа.

2.     Количество отмеченных цифр во втором столбце регистрационного бланка – выраженность интеллектуального типа.

3.     Количество отмеченных цифр в третьем столбце регистрационного бланка – выраженность социального типа.

4.     Количество отмеченных цифр в четвертом столбце регистрационного бланка – выраженность конвенциального типа.

5.     Количество отмеченных цифр в пятом столбце регистрационного бланка – выраженность предприимчивого типа.

6.     Количество отмеченных цифр в четвертом столбце регистрационного бланка – выраженность артистического типа.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Анализ результатов проведенного исследования начнем с дифференциально диагностического  опросника Е.А. Климова, диагностирующий уровень профессиональной направленности личности.
Таблица 1. Дифференциальные группы старшеклассников по профессиональной направленности ( по опроснику Климова Е.А)

Профессиональная направленность

Количество учащихся

% от выборки

Человек-человек

14

46,6 %

Человек-знаковая система

6

20,2 %

Человек-техника

5

16,6 %

Человек-природа

3

10 %

Человек-худ. образ

2

6,6 %



Анализируя результаты исследования, для всей выборки учащихся 11 класса можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Направленность на сферу «Человек-человек» составляет около половины учащихся – 46,6 %. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что учащимся,  с такой направленностью,  следует обратить внимание на такие сферы профессиональной деятельности, как воспитание, обучение, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание населения, правовая защита.

Направленность на сферу «Человек-техника» была выявлена у 16,6 % испытуемых. Это говорит, что учащиеся с данной направленностью склонны к таким видам деятельности как монтаж, наладка, эксплуатирование и ремонт техники (электромонтер, сантехник, водитель, оператор), производство различных предметов и вещей (модельер, швея, столяр), конструирование и строительство зданий (архитектор, строитель) и т.п.

10% учащихся направлены на сферу «Человек-природа». Наиболее предпочтительные профессии для них микробиолог, агрохимик, геолог, биолог, ботаник, зоолог, зоотехник, лесник, агроном, овощевод, цветовод, лесовод, профилактика и лечение заболеваний растений и животных (ветеринар).

Направленность «Человек-знаковая система» выявлена у 20,2% исследуемых, что составляет 6 учеников. Данным учащимся следует обратить внимание на такие профессии, связанные  с работой  с текстами (машинистка, библиотекарь, переводчик, редактор, корректор), формулами и таблицами (экономист, бухгалтер, кассир, программист), чертежами, схемами, картами (чертежник, штурман), звуковыми сигналами (радист, телефонист, композитор).

Направленность на сферу «Человек-художественный образ» – 6,6%, что составляет 2 человека. Данные учащиеся имеет склонность к таким видам профессиональной деятельности, как  создание, моделирование, проектирование художественных образов, воспроизведение их по образцу (актер, певец, реставратор, ювелир, поэт, писатель, композитор, художник, столяр-краснодеревщик и др).

Анализируя результаты исследования, для всей выборки учащихся 11 класса можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки юношей и девушек был обнаружен ряд различий между средними значениями измеряемых показателей.
Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений у юношей и девушек по методике Е.А. Климова


Гендерные группы старшеклассников

Профессиональная направленность

Природа



Техника



Человек

Знак.Система

Худ.Образ



Юноши

12 человек



3,6

4,2

3,7

5,2

1,7

Девушки

18 человек

4,1

1,7

4,9

2

3,1



Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности «Человек-техника» у юношей выше, чем у девушек. А направленность на сферу деятельности «Человек-человек» у девушек  выше, чем у юношей.

Таким образом, юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девушки на человек и природа. Это связано с тем, что старшеклассники типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления старших школьников о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
По методике Дж.Холанда были получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 3. Типы личности по методике Дж.Холланда

Типы личности

Количество человек

% от всей выборки

реалистичный

6

20%

интеллектуальный

5

16,6%

социальный

12

40%

конвенциальный

3

10%

предприимчивый

2

6,7%

артистичный

2

6,7%
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обзор экономической ситуации в России за 10 лет, прогноз развития
Реферат Эллинистическая драма
Реферат О месте и роли философии в обществе
Реферат Інформація щодо спільної роботи професійно-технічних навчальних закладів та вищих навчальних закладів І-ІІ рівнів акредитації
Реферат Забытое искусство (о бисере)
Реферат Лекции по химии 2
Реферат Расходы федерального бюджета на 2003 год
Реферат Природа зла в философской мысли
Реферат Образование норманнских княжеств на территории России в IX в
Реферат Долг и правда: жизнь и мученическая кончина великого князя Сергия Александровича
Реферат Инновационный проект в области безопасности дорожного движения
Реферат Гомология
Реферат Jack As The Devil Essay Research Paper
Реферат Совершенствование организационной структуры управления на ОАО Белгород Мобил ТелеКом
Реферат Al Capone On Top Of Chicago Essay