--PAGE_BREAK--В качестве источников движущих сил профессионального самоопределения выделяются противоречия, связанные с определением и оценкой жизненной перспективы: между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей; между склонностью к какой – либо профессии и представлении о ее непрестижности; между оценкой уровня своего общего развития и возможностью заняться данной работой [29].
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, сменаместожительства, аттестация, увольнение с работы и др.).
4. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации [21].
Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [8].
Развитие профессионального самосознания личности в большой степени связано с развитием личности в целом. Реализуя представления о себе в процессе общения и включения себя в ту или иную деятельность, человек имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации [17].
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор [15].
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к себе. Потребность в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека, в его стремлении проявить себя [19].
Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию. Самоопределяющаяся личность – это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждет общество [27].
Условием успешного самоопределения, по мнению Ю.А. Корелякова, можно считать формирование отношения у старшеклассника к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. П.Г. Щедровицкий выделяет в качестве такого условия развитие способности строить свою индивидуальную историю, а О.С. Газман – овладение способами и механизмами саморазвития (информация о себе, о мире, самопознание, рефлексия, целеполагание, планирование) [19].
Таким образом, выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального «Я». Выбор профессионального пути мотивирует постановку тех или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значение приобретает социально-профессиональная позиция человека, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), настоящего (переживаний «Я») и будущего (цели)[27].
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.Возникает проблема социального и профессионального идеала, связанная с усвоением и построением знаково-символических форм (понятий и образов) и с оценкой предметно-практической деятельности человека (процесса и результата деятельности) [8].
Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.
Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые и определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей. Таким образом, самооценка выступает как внутренний побудитель, внутренняя мотивация, и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживание «Я») [25].
Самооценка всегда связана с сравнением себя с другими, сравнением с собой («Я-идеальным», «Я-возможным», «Я-реальным»), или сравнением других с собой. Выбор таких норм самооценки оказывает существенное влияние на когнитивное образование «Я-образа» и связан со смыслообразующими мотивами в профессиональном самоопределении.
Важнейшим смыслообразующим мотивом является мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценочными эмоциями и обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом (идеальное «Я», возможное «Я» и реальное «Я») [22].
Другим смыслообразующим мотивом является мотив самоуважения. Он выражается в самосознании, как степень достижения идеального «Я». Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей (мотив сохранить или изменить свое идеальное «Я»). Ожидание положительных или отрицательных последствий выбора ценностей, повышающих или понижающих самоуважение, побуждает к совершению или не совершению этого выбора [27].
К смыслообразующим мотивам можно отнести и мотивы достижения успеха или избегания неудач.В случае развитых когнитивных составляющих самооценки усиливается вероятность мотивации на достижение успеха, а эмоциональная составляющая самооценки в большей степени связан с мотивацией на избегание неудачи [27].
Рассмотрев социально-психологические аспекты развития профессионального самосознания и построения образа «Я-профессионал», можно предположить, что эмоциональные и когнитивные различия в способах построения разными людьми идеального образа профессионала связаны с факторами, определяющими общественное самосознание. К этим факторам прежде всего относится изменение общественных ценностных ориентации и моральных установок. Различия в индивидуальных способах построения образа профессии определяют формирование смыслообразующих мотивов и установок в профессиональном самоопределении личности и направление развития профессионального самосознания человека.
В.И.Степанский выделил ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:
· Рассогласование идеального и реального образа выбираемой
профессии.
· Представления о своих личных ценностных ориентациях не
соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
· Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.
· Неадекватная самооценка [26].
Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения является насущной и актуальной [26].
У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим (стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении, или получить профессию в процессе работы), как правило, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Первая оценка является более обоснованной и дифференцированной, включает большее число параметров. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, т.е. в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я» [13].
Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров [20].
Таким образом, на выбор профессии огромное влияние оказывает достаточная сформированность всех компонентов образа профессии у учащегося. Рассмотрим различные подходы к выбору будущей профессии.
1.4. Анализ теорий выбора профессии
В 1966 г. Дж.Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии и получила название «теория профессионального окружения». Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы [10].
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации он выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный — на умственный труд; социальный — на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный — на четко структурированную деятельность; предпринимательский — на руководство людьми и бизнес; художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера [21].
Согласно теории Дж. Холланда, успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.
Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии, и, следовательно, составить альтернативные пути профессионального развития [17].
Необходимость учета многих факторов, высокая неопределенность при выборе профессии, по мнению Холланда, приводят к ошибкам и затруднениям. Он выделял следующие причины ошибочного выбора профессии:
1) отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз менять в течение жизни специальность и профессию;
2) предрассудки чести – необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;
3) выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
4) перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии -на саму профессию;
5) увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
6) отождествление учебного предмета в школе с профессией;
7) незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;
8) незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем [17].
Другой известной теоретической моделью в этой области являетсятеория компромисса с реальностью Э. Гинзберг, который обращал особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс. Он включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и перед ними открываются новые возможности. Они учатся понимать самих себя и свое окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности. Гинзберг выделяет в этом процессе три стадии:
1. Стадия фантазии – продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений. Они хотят быть летчиками, учителями, докторами, медсестрами и т. п.
2. Гипотетическая стадия длится –с 11- до 17-летнего возраста и подразделяется на четыре периода. В период интереса (11-12 лет) дети делают свой выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами. Это переходный период от выбора на основе фантазий к гипотетическому выбору. Второй период, период способностей, (13–14 лет) — подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, (15–16 лет)молодые люди пытаются «примерить» те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Четвертый период (16 лет) является переходным, в течение которого осуществляется переход
от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением со стороны школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.
3. Реалистическая стадия – 17 лет и старше; молодые люди стараются принять окончательное решение – выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17–18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор профессии уточняется выбором конкретной узкой специализации [16].
Лопез и Эндрюс в 1987 году предложили теорию влияния, в которой рассмотрели основные факторы, под действием которых осуществляется выбор профессии. К ним относятся:
1) Родители– существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Один из вариантов – прямое наследование профессии или семейного дела. Так, родители обучают детей своей специальности. С самого раннего возраста оницеленаправленно предлагают им определенный игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Влияние старших также важно при стимулировании мужских или женских интересов. Они создают ролевые модели, которым следуют дети.Иногда влияние родителей проявляется не прямо. Они хотят, чтобы их дети приобрели профессию, по своему статусу относящуюся к той же категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше.
2) Сверстники– оказывают больше влияние на выбор уровня профессии, чем конкретной специальности. Большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей.
3) продолжение
--PAGE_BREAK--Полоролевой фактор– авторы установили, что на выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны выполнять мужчины, а какую – женщины. Существуюттрадиционные полоролевые стереотипы. Например, юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны видеть себя в сфере искусства или обслуживания.
4) Интеллект – как показали исследования Лопеза и Эндрюса, важным фактором профессионального выбора являются умственные способности. Они определяют общие способности человека принимать решения. Если же молодой человек не обладает ими на достаточном уровне, то большая вероятность, что он сделает нереалистический выбор будущей профессии. Он будет руководствоваться только ее высокой эффективностью и престижностью, но не своими данными. Во-вторых, интеллект оказывает большое влияние на уровень стремлений молодого человека. Учащиеся, проявляющие высокие способности к приобретению знаний, как правило, ставят перед собой более высокие цели, чем менее способные. В-третъих, способность индивида достичь успеха или потерпеть неудачу в выбранной работе зависит также от уровня его интеллекта. Однако авторы не учли, что высокий коэффициент интеллекта еще не является гарантией профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества индивида определяют его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Высокийкоэффициент интеллектадоказывает только то, что данный индивид обладает способностью достичь успеха в решении интеллектуальных задач определенного уровня.
5) Профпригодность и особые способности– различные профессии требуют и различных способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.
6) Интересы – авторы основывались на проверенной практикой теории, согласно которой чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем те, которые обусловлены факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.
7) Престиж и достоинства профессии– молодые люди часто выбирают данную профессию просто потому, что ее название эффектно звучит, или потому, что эта специальность престижна. Существует классификация достоинств профессий. Выделяются три основные группы ценностей: ориентированные на человека, ориентированные на особые вознаграждения и ориентированные на самовыражение.
8) Мотивы выбора– каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности [15].
Надо отметить, что они обобщили огромное количество исследований в этой области. Однако их выводы соотносятся со спецификой американского общества. Это говорит о том, что наряду с общими тенденциями выбора профессии старшими школьниками существуют и особенности, присущие только данной культуре.
Итак, Существует перечень особенностей профессионального самоопределения старшеклассников:
· Характерна устремленность в будущее – старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Устремлённость в будущее лишь тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость реальным.
· Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней молодости. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие собственного места в нём.
· для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
· Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку часто понимание собственных возможностей у школьников не правильно показателям, то на пути выбора их ждут неудачи.
· Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, остальные напротив.
Итак, в данной главе мы рассмотрели одну из центральных задач старшего школьного возраста – профессиональное самоопределение.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. Программа эмпирического исследования
На основе проведенного нами теоретического анализа проблемы особенностей профессионального самоопределения старшеклассников позволил нам выдвинуть гипотезу: преобладание гуманитарной направленности в сфере выбора будущей профессии.
Цель нашего исследования: выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
1) подобрать и апробировать комплекс методик, направленных на изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников;
2) исследовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3) выявить различия относительно направленности в выборе профессиональной деятельности; а так же тип личности, преобладающий у старшеклассников.
В качестве базы эмпирического исследования выступил МОУ СОШ №84 (г. Воронеж). Объектом эмпирического исследования являлись учащиеся 11 класса. Общий объем выборки составил 30 испытуемых.
В работе использовался следующий комплекс диагностических методик.
1. Дифференциально диагностический опросник (автор Е.А. Климов). Методика позволяет определить профессиональную направленность личности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности, а также склонности к работе в той или иной сфере труда. Методика представляет собой опросник, состоящий из 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, какую бы Вы предпочли? Ответ в форме знака «+» поставьте в соответствующую клеточку листа ответов». Для обработки результатов подсчитывается количество «+» в каждой колонке и записывается в итоговую строку листа ответов.
2. Методика Дж. Холланда. Методика позволяет определить профессиональные интересы и предпочтения человека; поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры. Методика представляет собой опросник, состоящий из 42 пар профессий. Испытуемому предлагается выбрать из каждой пары профессий только одну, наиболее предпочтительную и отметить кружком, выбранный им ответ в регистрационном бланке. Данный бланк сделан так, чтобы можно было подсчитать количество отмеченных цифр в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Каждый из 6 столбцов характеризуют выраженность определенного типа личности. Время проведения методики не ограничено. Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ в регистрационном бланке».
Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества отмеченных цифр в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Холланда у обследуемого:
1. Количество отмеченных цифр в первом столбце регистрационного бланка – выраженность реалистичного типа.
2. Количество отмеченных цифр во втором столбце регистрационного бланка – выраженность интеллектуального типа.
3. Количество отмеченных цифр в третьем столбце регистрационного бланка – выраженность социального типа.
4. Количество отмеченных цифр в четвертом столбце регистрационного бланка – выраженность конвенциального типа.
5. Количество отмеченных цифр в пятом столбце регистрационного бланка – выраженность предприимчивого типа.
6. Количество отмеченных цифр в четвертом столбце регистрационного бланка – выраженность артистического типа.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Анализ результатов проведенного исследования начнем с дифференциально диагностического опросника Е.А. Климова, диагностирующий уровень профессиональной направленности личности.
Таблица 1. Дифференциальные группы старшеклассников по профессиональной направленности ( по опроснику Климова Е.А)
Профессиональная направленность
Количество учащихся
% от выборки
Человек-человек
14
46,6 %
Человек-знаковая система
6
20,2 %
Человек-техника
5
16,6 %
Человек-природа
3
10 %
Человек-худ. образ
2
6,6 %
Анализируя результаты исследования, для всей выборки учащихся 11 класса можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Направленность на сферу «Человек-человек» составляет около половины учащихся – 46,6 %. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что учащимся, с такой направленностью, следует обратить внимание на такие сферы профессиональной деятельности, как воспитание, обучение, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание населения, правовая защита.
Направленность на сферу «Человек-техника» была выявлена у 16,6 % испытуемых. Это говорит, что учащиеся с данной направленностью склонны к таким видам деятельности как монтаж, наладка, эксплуатирование и ремонт техники (электромонтер, сантехник, водитель, оператор), производство различных предметов и вещей (модельер, швея, столяр), конструирование и строительство зданий (архитектор, строитель) и т.п.
10% учащихся направлены на сферу «Человек-природа». Наиболее предпочтительные профессии для них микробиолог, агрохимик, геолог, биолог, ботаник, зоолог, зоотехник, лесник, агроном, овощевод, цветовод, лесовод, профилактика и лечение заболеваний растений и животных (ветеринар).
Направленность «Человек-знаковая система» выявлена у 20,2% исследуемых, что составляет 6 учеников. Данным учащимся следует обратить внимание на такие профессии, связанные с работой с текстами (машинистка, библиотекарь, переводчик, редактор, корректор), формулами и таблицами (экономист, бухгалтер, кассир, программист), чертежами, схемами, картами (чертежник, штурман), звуковыми сигналами (радист, телефонист, композитор).
Направленность на сферу «Человек-художественный образ» – 6,6%, что составляет 2 человека. Данные учащиеся имеет склонность к таким видам профессиональной деятельности, как создание, моделирование, проектирование художественных образов, воспроизведение их по образцу (актер, певец, реставратор, ювелир, поэт, писатель, композитор, художник, столяр-краснодеревщик и др).
Анализируя результаты исследования, для всей выборки учащихся 11 класса можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки юношей и девушек был обнаружен ряд различий между средними значениями измеряемых показателей.
Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений у юношей и девушек по методике Е.А. Климова
Гендерные группы старшеклассников
Профессиональная направленность
Природа
Техника
Человек
Знак.Система
Худ.Образ
Юноши
12 человек
3,6
4,2
3,7
5,2
1,7
Девушки
18 человек
4,1
1,7
4,9
2
3,1
Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности «Человек-техника» у юношей выше, чем у девушек. А направленность на сферу деятельности «Человек-человек» у девушек выше, чем у юношей.
Таким образом, юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девушки на человек и природа. Это связано с тем, что старшеклассники типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления старших школьников о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
По методике Дж.Холанда были получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 3. Типы личности по методике Дж.Холланда
Типы личности
Количество человек
% от всей выборки
реалистичный
6
20%
интеллектуальный
5
16,6%
социальный
12
40%
конвенциальный
3
10%
предприимчивый
2
6,7%
артистичный
2
6,7%
продолжение
--PAGE_BREAK--