Особенности работы ссемьей в современных дошкольных учреждениях
Научитьчеловека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливымможно.
А.С.Макаренко.
Положениедетей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилоськоличество детей, остающихся фактически без родительского присмотра. Детскийсад дает возможность семье работать и жить нормально.Происходящие вгосударстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования кхарактеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В Законе «Об образовании » сказано, что именно родители являются первыми педагогами своихдетей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритетасемейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, аименно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
Каждая мать икаждый отец хотят видеть своего ребенка хорошим и счастливым человеком.Добиться этого можно лишь в том случае, если воспитательные усилия родителейбудут совпадать с усилиями работников системы общественного воспитания.
Характерэтого сотрудничества должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего,совместные усилия родителей и педагогов по воспитанию ребенка предполагают ихвзаимное уважение, внимательность и тактичное отношение друг к другу. Взаимноеуважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией оребенке, уверенность в том, что предпринимаемые той и другой стороной мерыотвечают интересам ребенка.
1. Работа сродителями
Мироваястатистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно,полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей,осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериямиэффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольногоучреждения являются:
— повышениеуровня педагогической культуры родителей;
— посещениеродителями мероприятий, проводимых в ДОУ; активное участию родителей в жизни дошкольногоучреждения и повышение интереса к развитию и воспитанию своих детей;
— овладение родителяминеобходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детейдошкольного возраста;
— участиеродителей в планировании образовательного процесса; изменение позиции родителейпо отношению к деятельности детского сада.
Эффективной современнойформой взаимодействия ДОУ и семьи является родительская газета. Своими истокамиродительские газеты уходят в стенды, которые создавались всегда и сейчас напрактике называются родительскими уголками. Т.Н. Доронова относит эту формуработы к ежедневной и считает, что именно она обеспечивает систематическуюинформированность родителей о жизни ребенка в детском саду.
Вродительских уголках должна быть след. информация:
1. Программамедицинских мероприятий на месяц (заполняют медики).
Текущиерекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний.
Список необходимойодежды для мальчика девочки – по сезону.
2.Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.
3. Планмероприятий для родителей на месяц.
4. Режим дня.
5. Расписаниезанятий.
6. Ф.И.О.воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинскихработников, время, когда они принимают родителей.
7. Ежедневныйотчет о жизни группы.
8. Правилавнутреннего распорядка для родителей.
Е.В. Соловьеваразработала для таких стендов рекомендации для родителей, в которых просит ихучесть следующее:
— Если выпривели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста,разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
— Педагогиготовы беседовать с вами о вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. Вдругое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.
— К педагогамгруппы независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени иотчеству.
— Спорные иконфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.
— Если вы несмогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к методисту.
— Помните,что в детском саду работает психологическая служба, куда вы можете обратитьсяза консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим вас вопросамотносительно воспитания ребенка.
— Просим вас следитьза тем, чтобы в карманах вашего ребенка не было
острых, режущих и колющих предметов.
— Просим недавать ребенку в детский сад жевательную резинку.
— Если высчитаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста,ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.
— Постоянноинформируйте ваших детей о том, что детям не разрешается бить и обижать другдруга; брать без разрешения чужие личные вещи, в том числе и принесенные издома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей.Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Этитребования продиктован соображениями безопасности каждого ребенка.
Отличиегазеты от стенда состоит в том, что газета издается в каждой группе и строгоориентирована на конкретных родителей и детей, она является эффективной формойпедагогического информирования родителей.
2.Образовательные программы
Средифакторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важнаяроль принадлежит образовательной программе. Основные программы дошкольногообразования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень инаправленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируютнеобходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровеньобразования.
Программа «Истоки»
В данной программе целостноопределены содержание и характер современного педагогического процесса,направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольноговозраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики — диалогавзрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога сродителями. Программа «Истоки» отражает непреходящее значениедошкольного детства как исключительно важного, базового периода дляпоследующего развития человека. Основу программы составляют концепцияпсихологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру идинамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении)детского развития, взаимосвязи всех его сторон.
Цельпрограммы — разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В связи сэтим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство,включающее младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1года до 3 лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий — младшийдошкольный возраст (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
С цельюрешения поставленных в программе «Истоки» задач, специалистами разработанометодическое обеспечение по линиям развития.
— Задачифизического воспитания и оздоровления детей более эффективно позволяет решатьпособие М.А. Руновой «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ».Пособиеиспользуется для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, егоэмоционального благополучия в детском саду и семье.
— Задачи ознакомления воспитанниковс социальной действительностью позволяет решать программа С.А. Козловой «Я –человек». Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения своеговидения мира, своей картины мира, созвучной возможному уровню развития егочувств. Цель: раскрытьдля ребенка окружающий мир, сформировать у него представление о себе как опредставителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах,поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основепознания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувствомсобственного достоинства и проникнутую уважением к людям. Программа включаетчетыре раздела; «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». Автором предлагается учебное пособие «Теорияи методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», котороеможет служить технологией реализации программы «Я — человек».
— Задачейсоциализации ребенка является овладение связной речью. Для решения этой задачииспользуется программа А.Г. Арушановой «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ».Работанаправлена на развитие коммуникативной компетенции детей, их способностиналаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощиязыковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств(мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Поскольку одним изнаправлений деятельности детского сада является коррекционно-логопедическаяработа с детьми, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», на практикеиспользуются и дополнительные коррекционные программы. «РАЗВИТИЕ РЕЧИДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ» (С.А. Миронова). Цель программы —развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста и коррекции ихречевых нарушений в специально организованных группах.
— Задачу познавательного развитиядошкольника помогает решить программа С.Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытиювзаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их рольв процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высшихживотных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которыхдети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействиячеловека с природой.
— Задачи сенсорногоразвития и формированию элементарных математических представлений увоспитанников педагоги детского сада решают с помощью методики В.П. Новиковой«Математика в детском саду».Пособие построено как система дидактических игр иупражнений, направленных на развитие у детей математических представлений всоответствии с возрастом.
— Задачуприобщения воспитанников к произведениям художественной литературы помогаетпедагогам решать программа З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго».Цельданной программы-хрестоматии – сформировать отношение к литературе каксамоценному виду искусства.
— Многимипедагогами выбрана «ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ»Г.С. Швайко. Предложенная автором разнообразная тематика позволяет воспитателяминтересно организовать творческую продуктивную деятельность воспитанников.Цельпрограммы — развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольноговозраста посредством изобразительной деятельности; развивитие познавательнойактивности детей.
— Задачейвсестороннего развития личности ребенка является развитие творчества. С этойцелью в ДОУ организована углубленная работа по развитию детей втеатрализованной деятельности. Помогает в этом ПРОГРАММА С.И. Мерзляковой«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА».Цель программы — развитие сценического творчества детейстаршего дошкольного возраста средствами театрализованных игр иигр-представлений.
Такимобразом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детствакак уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущегоразвития человека.Программа «Развитие»Программа разрабатывалась научным коллективом подруководством известного отечественного психолога, доктора психологических наук,профессора Л.А.Венгера.
В основу программы легли идея А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А. Венгерао развитии способностей.
Программа требует установленияоснованных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программасоставлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальнуюхарактеристику работы с детьми.
Цели: развитие у детейумственных и художественных способностей детей, а также развитие специфическихдошкольных видов деятельности.
Кардинально изменены способыдошкольного обучения – перед детьми ставится система последовательноусложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какойфактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработкепрограммного материала первую очередь учитывалось, какие средства решенияпознавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на какомсодержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
В младшей группе основнымисредствами являются сенсорные эталоны (так называемый «ударный» раздел –развитие сенсорной культуры); в средней – наглядные модели пространственныхотношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений); встаршем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символическиенаглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков вслове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемомпонятий (математика, грамота, экология, логика).
В структуре воспитательно-образовательногопроцесса, организуемого по программе «Развитие»:
1. Развитие сенсорных способностей(мл.возраст).
2. Развитие речи и ознакомление схудожественной литературой.
3. Введение в грамоту (мл.,ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).
4. Формирование представлений обокружающем мире о себе (мл.возраст).
5. Ознакомление с природой (средняягруппа).
6. Формирование элементарныхэкологических представлений.
7. Развитие элементов логическогомышления (со ст.группы).
8. Формирование элементарныхматематических представлений (со средней группы).
9. Ознакомление с пространственнымиотношениями (со средней группы).
10. Конструктивная деятельность.
11. Изобразительная деятельность.
12. Игровая деятельность.
образовательный программа стенд дети
Заключение
Завершая работу можноприйти к выводу, что несмотря на трудности переходного периода, изменения,происходящие в сфере образования, сохраняют лучшие традиции российской системыдошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты.
Программы развития ивоспитания — необходимый стержень в работе дошкольного учреждения. Главныеприоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечениеблагоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка насохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обученияи воспитания. Важными компонентами любой программы и педагогического процесса всоответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду,гигиенические условия организации жизни, занятий и всех детских видовдеятельности, профилактика заболеваний.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная общеобразовательнаяпрограмма воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Л.А. Парамоновой. М, 2004.
2. Арнаутова,Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада всовременных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. — №4.
3. Программыдошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работниковдошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А. Соломенникова. — М,2003.
4. Современные образовательныепрограммы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ. пед. вузов иколледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М., 1999.
5.Доронова,Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическоеруководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2001