Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности воспитательного процесса в Уральском Федеральном Университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Оглавление
Введение
Глава 1. Воспитательный процесс в вузе
1.1 Воспитание и формированиеличности
1.2 Особенности воспитательногопроцесса в вузе
1.3 Составляющие воспитательногопроцесса в вузе
Глава 2. Исследование вопросоввоспитания студентов УрФУ
2.1 Анализ результатов исследования
2.2 Предложения по воспитанию студентов
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
В настоящее времяобразование является неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем нетолько молодежи, но и взрослых, не получивших его в свое время. Без него сейчасникуда. Оно определяет, чем ты будешь заниматься в будущем, сколько будешьполучать денег, какую личность и характер в себе воспитаешь. Престиж высшегообразования неуклонно растет, а вместе с ним растет и число образованных людей.Так в УрФУ, на 2010 год, количество студентов очной и заочной формы обучения составляетоколо 60 тысяч[1]. Аименно на физико-техническом факультете обучаются более 2000 студентов очнойформы обучения[2]. Из 60 тыс.студентов, конечно, не все дойдут до конца: кого-то отчислят за академическуюнеуспеваемость, кто-то сам бросит учебу, посчитав, что и без образования вжизни можно неплохо устроиться, а кто-то пройдет этот сложный путь до конца истанет дипломированным специалистом, или станет бакалавром. В любом случае все,кто хоть сколько- то проучился в университете возьмет с собой частичкухорошего, приобретет для себя опыт, знания и много новых друзей. Образование,и, следовательно, воспитательный процесс в вузе, играет одну из первостепенныхролей в воспитании студентов. Каждая дисциплина, каждый преподавательспособствует воспитанию в нас таких качеств как: ответственность,трудоспособность, терпение, целеустремленность, умение доводить дело до конца имногие другие, которые, безусловно, пригодятся нам в жизни. Эта тема выбранамною, потому что она актуальна и вызывает интерес у многих людей: у самихстудентов в первую очередь, у тех, кто только собирается поступать. В моем исследованиимне помогут материалы таких педагогов как: А.В.Мудрик, А.С. Макаренко, Л.В.Мардахаев, А.А. Бодалев, которые занимались исследованием роли воспитания на жизньчеловека и т. д. Опираясь на их работы, мы рассмотрим воспитательный процесс ввузе, и как он влияет на становление личности студента. Ведь всех интересуетсегодняшнее поведение современных студентов в вузе и обществе в целом. Поведениекаждого человека в первую очередь зависит от воспитания.
Объект исследования:воспитательный процесс молодежи.
Предмет исследования:воспитательный процесс студентов в УрФУ. Цельисследования: изучить процесс воспитания студентов в УрФУ.
Цель определила задачи:
1. Проанализироватьнаучную литературу по проблеме воспитания.
2. Исследоватьвоспитательный процесс студентов в УрФУ.
3. Предложения длясовершенствования воспитательного процесса в УрФУ.

Глава 1. Воспитательный процесс ввузе
1.1 Воспитание и формированиеличности
Воспитание можно рассматривать с 3-хсторон[3]:
в широком смысле –система специально организованной передачи из поколения в поколение социальногоопыта и принципов социального формирования человека;
в узком смысле – этоформирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов иубеждений.
В педагогическом смысле- целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебномучреждении.
Воспитание – целенаправленныйи организованный процесс формирования личности; целенаправленное созданиеусловий для разностороннего развития и саморазвития человека; целенаправленныйпроцесс передачи социального опыта от одного поколения другому; руководствопроцессом формирования и развития личности; целенаправленное воздействие начеловека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций,принципов поведения, систем оценок, отношении к себе, другим людям, труду,обществу, миру[4].
В воспитании можновыделить такие виды[5]:
1) Самовоспитание- сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию исовершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
2) Самообучение– процесс получения человеком новых знаний посредством собственных устремленийи самостоятельно выбранных средств.
3) Саморазвитие– собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своихдуховных потребностей. Всего личного потенциала, реализации веры в возможностисамовоспитания, — в процессе естественного, физиологического, психического исоциального развития.
Из этих всехопределений, я решил составить своё определение воспитания:
В высших учебныхзаведениях работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистамвверяются студенты для дальнейшего обучения и воспитания.
Приоритетнымнаправлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки иупущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся ихвоспитанникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждениявыступают[6]:
a) повышениекачества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокойпедагогической культуры;
b) созданиенаиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения дляпедагогической деятельности;
c) развитиесистемы внеучебной воспитательной работы в условиях образовательногоучреждения;
d) приобщениеродителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогическойподготовки.
Воспитательный процессформирует в человеке, в данном случае в студенте, личность.
Понятие «личность»употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств испособностей.
Личность – этоконкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся впроцессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимаетсяиндивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узкомсмысле, личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью вобщественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении[7].
Личность обычно рассматриваетсякак конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в немсистемы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечалК.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальноекачество».
Понятие личность помогаетохарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то естьсвойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, вобщественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личностью не родятся, личностьюстановятся!
Личность невозможна вне социальнойдеятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики,индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества,вырабатывает ценностные ориентации.
Важнейшим результатом воспитанияявляется – готовность и способность человека к самостоятельному поискунеобходимой информации, самовоспитанию, самоизменению, т.е. готовность человекак совершенствованию самого себя[8].
Когда подросток задаёт подробныевопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»:сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальностьрождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития личности продолжаетсявсю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,вкусы, правила поведения[9].
Как ясно из выше сказанного, огромноевлияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.
Социализация – это процесс становленияличности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка,социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальнойобщности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта[10].
Социализация охватывает все процессы приобщенияк культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретаетсоциальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессесоциализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи,сверстники, школе, средства массовой информации и т. д.
Что же играет определяющую роль вформировании личности? Наибольшее значение придается нравственному воспитанию.
Проблема воспитания – одна из вечныхсоциальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно.Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческойдеятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированиючеловеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменениячеловека в направлении, определенном общественными потребностями. С однойстороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностямкультуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретенииличностью собственного «Я».
При всей важности целенаправленнойвоспитательной деятельности решающее значение для формирования личности ссознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияниеконкретных условий.

1.2 Особенностивоспитательного процесса
В целостном педагогическом процессеважное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, атакже роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его вструктуре более общего процесса формирования личности. Там, где формированиеличности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуютсясознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченномуплану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемоеи контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которыхконечная цель – формирование личности.
Воспитательный процесс имеет рядособенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшуюэффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателяпревращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современный воспитательный процессхарактеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.
Особенностьвоспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя,управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями.Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личностивоспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности,объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешнорешать задачи воспитания.
Сложностьвоспитательного процесса:
— егорезультаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как,например, в процессе обучения;
— междупедагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительныйпериод образования необходимых свойств личности, где личность подвергаетсяодновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает нетолько положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
— воспитательныйпроцесс очень динамичен, подвижен и изменчив.
Управлениевоспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. натой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее враспоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
1.3 Составляющие воспитательногопроцесса в вузе
1) Педагогическая парадигма.
Концепцияпедагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влияниемпринуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитанияв этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) надвоспитанником. Соответственно воспитание имеет характер педагогическоговоздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этогопроцесса.
При этом считается, чтовоспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость впроцессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленнойзадачи является принуждение. Любой маленький ребенок, личность которогонаходится в процессе развития и становления, действительно не способенсамостоятельно осознать процесса воспитания. Но развитие личности должнопроисходить свободно, без давления извне.
Главное противоречиеэтой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитываяпринуждением, мы говорим о свободе творчества маленького человека. Следуетпомнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитаниянет свободы!
Преимуществапедагогической парадигмы в том, что воспитателю нет никакой необходимостиучитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. Педагогом в такихусловиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердитьсвое превосходство.
Что мы получим в результате такоговоспитания? Скорее всего – ограниченную личность,неспособную к творческому мышлению, не способную отстаивать свою точку зрения исвои взгляды.
2) Андрологическаяпарадигма.
Концепцияандрологической парадигмы состоит в том, чтобы воспитуемый осозновал весьпроцесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни.
Вданной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, которыйдолжен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.
Преимуществаэтой парадигмы воспитания в том, что воспитатель и воспитуемый находятся вравных положениях.
Сторонникитакого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надолишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае ненасилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя ивоспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога ивзаимодействия. Главное противоречие Андрологической парадигмы в том, что дляформирования какой-либо цели, необходимо как минимум сформировать воспитуемомупространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следуетпредставить все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можнотолько уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Конечноже, требования к педагогу в этом случае возрастают, потому что будет необходимучет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их нихбудет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и уменияпо-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом в данномкачестве.
3) Акмеологическаяпарадигма.
Концепцияакмеологической парадигмы состоит в том, чтобы в процессе воспитания человекуможно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных итворческих возможностей.
Преимуществатакого подхода в том, что он имеет ярко выраженную творческую направленность,находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и другихшколах и студиях. Вотношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а отпреподавателя, в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы.Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку,хорошее знание людей.
4) Коммуникативная парадигма.
Концепциякоммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствованиегруппы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровнюразвития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями иумениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуетсяразнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее.Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповыхпсихологических тренингов. В данном случае роль преподавателя выполняетпредседатель или ведущий конференции, руководитель тренинга и так далее. Кромезнания предметной области, от такого человека требуется коммуникабельность,разумный конформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения цели необходимо,чтобы участники такого процесса (который также можно рассматривать каквоспитательный) были заинтересованы в нем.
Вывод
Из рассмотренияпарадигм современного воспитания легко заметить, что они (в идеале) ложатся навполне определенные периоды жизни человека:Период жизни Парадигма Детский сад, школа, ПТУ Педагогическая Высшие учебные заведения Андрологическая Профессиональная деятельность Коммуникативная
Акмеологическаяпарадигма стоит несколько особняком, так как ориентирована, прежде всего, нагуманитарных творческих личностей. Казалось бы, такая схема должна позволитьполучить именно тот результат процесса воспитания, который бы строил иличность, и общество. При постепенном повышении уровня развития самого человекапроисходит переход от простых форм его воспитания к более сложным. На практикеже воспитатели и преподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразнуюточку приложения педагогической силы, в силу инертности человеческого мышленияне могут переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажаетсяпервоначальный смысл воспитания.
На младших курсах царитпедагогическая парадигма в чистом виде. Не получив запланированного объемазнаний, практически невозможно пройти жесткий контроль как в течение семестра,так и на сессии. Казалось бы, что знания, добытые с такой силой, должнасохраняться надолго, если не навсегда. В этом же и состоит смысл обучения ввузе. А на самом деле вчерашних абитуриентов можно легко разделить на нескольконеравных групп. Первых привела в институт жажда знаний. Другие поступили,потому что надо куда-то поступить, кто-то мог просто таким образом уходить отпризыва в армию и так далее. Для них смысл пребывания в институте не равенсмыслу воспитания. Но традиционный подход, заставляя силой учиться тех, ктоэтого и не хочет, одновременно гасит стремление учиться для тех, кому это надо.На старших курсах был замечен достаточно неутешительный для преподавателейвысшей школы парадокс. На все подряд лекции уже никто не ходит – пора уже иработать начинать как-то, кроме того за первые три курса этим можно наесться доотвала. Приходится выбирать. Преподавателей условно можно разделить на двекатегории – те, которые в основном пользуются силовыми методами, для того,чтобы обеспечить посещаемость своих лекций (типичный прием – зачет только при100% посещении лекций), и те, кто так не делает, а старается заинтересоватьстудентов своим предметом.
На кого же в основномходят на самом деле? Ответ печален – на преподавателей из первой группы. Приэтом качество знаний по их предметам – додержать до экзамена. Преподавателивторой группы, как правило, рекомендуют качественную литературу по своимпредметам, так что экзамен или зачет проставляется действительно по знаниям, ане исходя из формального посещения. В чем же тогда можно найти смысл такогообразования? Можно сказать, что это школа жизни, можно сказать, что «такзакалялась сталь», но первичный смысл воспитания в высшей школе как полученияобразования тут сводится к диплому.
Воспитание в коллективе и черезколлектив также является одной из важнейших структур воспитания. Этоцентральная идея педагогической системы.
«Задача нашего воспитания сводится ктому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорил А.С. Макаренко. Воспитание вколлективе и через коллектив он подробно освещает вхудожественно-педагогических и теоретических произведениях.
Под коллективом А.С. Макаренкопонимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общихцелей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системойполномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостьюотдельных своих частей.
А.С. Макаренко считал, чтовоздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членомкоторого является эта личность. Это положение он назвал «принципомпараллельного действия». В этом принципе реализуется требования коллектива –«один за всех и все за одного».
А.С. Макаренко впервые в педагогикевыдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективныхлиний». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничегорадостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то, идругое определяется в человеке по типу его отношения к перспективе. Воспитатьчеловека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагаетсяего завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Оназаключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, впостепенной постановке более ценных».[11]
Такова в кратких словах сущность«системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей егоучения о воспитании и коллективе.

Глава 2. Исследование вопросоввоспитания студентов УрФУ
2.1 Анализ результатов исследования
В ходе исследования была собрана ипроанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичнойинформации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделенииг. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результатевыборочной совокупности было выбрано 20 человек.
Итак, будем проводить анализ каждоговопроса анкеты.
Линейное распределениеответов «отношение студентов к воспитанию»:
Таблица 1
Насколько Вы считаете себявоспитанным человеком?  частоты Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Я вполне воспитанный человек 01 16 80 Есть ситуации, в которых я забываю про воспитание 02 3 15 Затрудняюсь ответить 03 1 5 Всего 20 100%
Проанализировав ответына первый вопрос, мы выяснили, что большая часть студентов (80%) считают себявполне воспитанными людьми. Это впрочем, не удивительно. Кто захочет, чтобы егоназывали невоспитанным человеком. Да и как человек, знающий, что воспитание этонепрерывный, длящийся всю жизнь процесс, может назвать себя вполне воспитаннымчеловеком. 15% все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают овоспитании (к их числу отношусь и я). 5 % затруднились дать ответ на этотвопрос.

Таблица 2
Кто принимал участие вВашем воспитании?  частоты Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Семья 01 13 65 Улица 02 Вуз 03 7 35 Другой вариант 04 2 10 Всего 20 100%
Было интересно узнать у наших студентов,кто в большей степени принимает участие в их воспитании. Может быть этот вопроссформулирован не совсем корректно: ведь и семья и институт два основныхучастника в нашем воспитании, и, тем не менее, ответы респондентовраспределились следующим образом: 65% считают, что только семья играет роль вих воспитании (хотя мне кажется, семья лишь закладывает фундамент нашеговоспитания и характера), в то время как вуз вносит свои коррективы и направляетнас в нужное русло. 35% уже осознают значимость института и тот воспитательныйпроцесс, который с ними происходит в учебном заведении (хотя не всепреподаватели занимаются воспитательной деятельностью).
Таблица 3Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Забота о близких 01 5 25 Ответственность 02 13 65 Доброта 03 3 15 Сила духа 04 7 35 Честность 05 4 20 Упорство 06 8 40 Всего 40 200%
Какое из качеств, которые в Вас воспитали,самое сильное (выберете не более 2х вариантов ответов)?
Одними из самых сильных качеств,воспитанных у опрошенных студентов стали: ответственность, упорство, сила духа(65, 40, 35% соответственно). Так в принципе и есть. Только подойдя к любомузаданию со всей ответственностью, ты осознаешь его значимость, что нас непросто так заставляют писать рефераты, курсовые, готовиться к семинарам,посещать лекции. В нас закладывают способности к самостоятельной работе, ксамосовершенствованию. И уж мы то знаем, с помощью какого упорства нам удается,просидев бессонными ночами сдать вовремя реферат или курсовую. Оно несомненнопоможет нам в достижении наших целей, высот в жизни и дальнейшему саморазвитию.
Таблица 4  частоты Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Пунктуальность 01 6 15 Честность 02 4 10 Добросовестность 03 8 20 Отзывчивость 04 2 5 Уважение к старшим 05 8 20 Ответственность 06 12 30 Всего 40 100%
Каким качеством, по вашему мнению,должен обладать воспитанный человек в первую очередь (выберете не более 2хвариантов ответов)?
По мнению наших студентов,воспитанный человек должен в первую очередь обладать ответственностью, уважатьстарших и быть добросовестным.

Таблица 5
Какие качества, по вашему мнению,воспитывает вуз и преподавательский состав в студентах в большей степени(выберете не более 3 вариантов ответов)?  частоты Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Ответственность 01 10 16,6 Целеустремленность 02 11 18,3 Умение отстаивать свои убеждения и позиции 03 12 20 Пунктуальность 04 4 6,6 Работоспособность 05 13 21,6 Уважение к старшим 06 10 16,6 Другое 07 Всего 60 100%
По мнению студентов, из нижеперечисленных качеств, вуз, прежде всего, воспитывает такие качества, как:работоспособность, умение отстаивать свои убеждения и позиции, также в их числовходят ответственность и целеустремленность. Но зависит это от преподавателя,т.к. одни преподаватели воспитывают все
вышеперечисленные качества, а другиетолько один, два из изложенных качеств.
Таблица 7
Какую Вы бы дали оценку вашему вузу ипреподавателям по работе с воспитанием студентов?  частоты Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Отлично 01 5 25 Можно и лучше 02 5 25 Удовлетворительно 03 8 40 Затрудняюсь ответить 04 2 10 Всего 20 100
Чуть меньше половины опрошенныхстудентов оценивают воспитательную работу вуза и преподавателей на «удовлетворительно».25% считают, что можно организовать этот процесс лучше, 10% – затруднилисьответить. И лишь 25% поставили отличную оценку. Эти 25% говорят о том, что всемнам есть над чем работать: не только вузу, но и преподавателям.
Таблица 8
Ваш пол?  частоты Варианты ответов Код абсолютные (цифры) Относительные (%) Женский 01 12 60 Мужской 02 8 40 Всего 20 100
В нашем исследовании приняли участиедевушки (60%), молодые люди (40%). Общее количество опрошенных составило 20человек.
Вывод.
Проведя исследование мыможем сделать такие выводы, что все-таки вуз частично выполняет функциивоспитания. Следует отметить, что лишь 6,6% преподавателей воспитываютпунктуальность, хотя это не мало важное в жизни качество. Так же студентысчитают что самым главным качеством, которым должен обладать воспитанныйчеловек, является ответственность, оно и понятно, без ответственного подхода кделам, многого не добьешься. По результатам второй таблицы видно, что вбольшинстве семья является основным воспитанником в жизни. Можно предположить,что это лишь потому, что опрашивались студенты 2 курса, многие из которых ещеживут с родителями, лишь некоторые живут отдельно, или в общежитии (в которыйполучаешь не малый урок по самостоятельности), но в 70% случаев второкурсники зависятот родителей. Но семья закладывает фундамент, в дальнейшем не малую частьвоспитания закладывает вуз, и с середины обучения студенты начинают осознаватьроль воспитания, и дальше уже занимаются саморазвитием.
2.2 Предложения повоспитанию студентов
1) Каждый студент должензаниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Каксказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания”
2) Студент должен обогащатьсвою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать многодополнительной литературы (художественной и научной);
3) Выбрать в своейжизни занятие, которое способствовало всему перечисленному в пункте №1. Например,заняться спортом, танцами, фотографией, музыкой, изучением иностранных языков);
4) Прислушиваться кмнениям старших, учиться на их опыте и ошибках.
5) Примерно 80%преподавателей нужно заниматься воспитательной работой студентов, т.к. этимзанимается лишь около 20% преподавателей.
6) Сотрудники кафедрыв свою очередь должны: контролировать успеваемость и посещаемость студентов, проводитьсобрания со студентами, пропускающими занятия, и неуспевающими по учебе.
7) Развитие физической культуры важнейший фактор егогармонического развития, высокой профессионально-трудовой активности,эффективной организации здорового быта и досуга, творческого долголетия.
8) Формирование высоких моральных, волевых и физических качеств;нравственно-психологической и физической готовности к высокопроизводительномутруду.
9) Следует принимать меры по повышению престижа отличников, атакже студентов, которые учатся без троек, в среде их товарищей. Например,привлекать таких студентов (особенно старшекурсников) в качестве экспертов повопросам совершенствования и рационализации учебных программ по специальности.Активно развивать с помощью лучших студентов самоуправление и соуправление ввузовских коллективах.
10) Преподавателямкафедры нужно проводить студентам лекции, лекции-семинары, или сделать это ввиде показа фильма о вреде здоровью алкоголя, курения и о пользе веденияздорового образа жизни. Например, выделить для это 2 академических часа всеместр.
11) Преподавателямнужно более жестко подходить к опозданиям студентов, т.к. это воспитывает устудентов пунктуальность, не мало важное качество воспитанного человека.

Заключение
Проведя исследование ипроанализировав научную литературу, делаем вывод, что вуз предпринимает попыткипо воспитанию студентов. Каждый человек вправе делать свой выбор: нужно ли емуучиться, работать, чем вообще заниматься. Те, кто делают правильный выбор,проживают жизнь не зря, получая новые знания, навыки, применяя их в своейдальнейшей жизни. Ведь так интересно узнавать в своей жизни что – то новое.Столько еще неизученных вещей, процессов. Всего все равно не узнать, но когдаты проходишь все жизненные этапы: школу, институт, создание семьи, карьеры, тызнаешь, что проживаешь жизнь не зря. С этой мыслью и жить становится легче.Несомненно, вуз формирует в нас необходимые качества, без которых жить было быпросто сложнее. Мы получаем способность к самопознанию, самовоспитанию,самоизменению, т.е. к самосовершенствованию. В детском возрасте нам помогаютродители, в институте преподаватели. А дальше мы уже сами готовы кпреобразованиям, и помогать другим: в первую очередь своим детям. Как выяснили,целями воспитания в вузе является: конкурентоспособность на рынке труда,мобильность (новые современные технологии и знания), организаторскиеспособности, школа коллективизма (умение работать с людьми в коллективе), всеэто мы проходим и эти цели, безусловно, достигаются. Так что не зря проходятпять, а у кого и шест лет нашей жизни. Необходимо увеличивать процентстудентов, дипломированных специалистов, и просто воспитанных, образованныхлюдей, тем самым повышая уровень культуры общества и России в целом.

Список литературы
1. Советскийэнциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия,1985.– 1600 с., ил./>
2. Курс«Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.
3. ЛевиВ. /Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. «Питер», 1993.
4. А.С.Макаренко «О воспитании» Москва,1988
5. Б.Т.Лигачёв «Педагогика. Курс лекций» Москва,1996
6. Константинов«История Педагогики»
7. А.И.Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995 г.
8. А.И.Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, — Екатеринбург:Деловая книга, 1998 г.
9. Р.С.Немов, Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебныхзаведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995 г.
10. А.С.Воронин,Словарь по общей и социальной педагогике‚ Екатеринбург 2004

Приложение
Образец анкеты
1. Насколько Высчитаете себя воспитанным человеком?
01. Я вполневоспитанный человек
02. Есть ситуации, вкоторых я забываю про воспитание
03. Затрудняюсьответить
2. Кто принималучастие в Вашем воспитании?
01. Семья
02. Улица
03. Вуз
04. Другой вариант
3. Какие из качеств,которые в вас воспитали, самое сильное (выберете не более 2х вариантов ответов)?
01. Забота о близких
02. Ответственность
03. Доброта
04. Сила духа
05. Честность
06. Упорство
Каким качеством, по вашему мнению,должен обладать воспитанный человек в первую очередь?
01. Пунктуальность
02. Честность
03. Добросовестность
04. Отзывчивость
05. Уважение кстаршим
06. Надежность
4. Какие из нижеперечисленных факторов влияют на воспитание человека больше всего (выберете неболее 2 вариантов)?
01. Семья
02. Друзья
03. Улица
04. Учебное заведение
05. Армия
06. СМИ
07. Другое
5. Что, по вашемумнению, воспитывает вуз и преподавательский состав в студентах в большейстепени (выберете не более 2 вариантов ответов)?
01. Ответственность
02. Целеустремленность
03. Выработка своихубеждений и позиций
04. Пунктуальность
05. Работоспособность
06. Уважение кстаршим
07. Другое
7. Какую Вы бы далиоценку вашему вузу и преподавателям по работе с воспитанием студентов?
01. Отлично
02. Можно и лучше
03. Удовлетворительно
04. Затрудняюсьответить
8. Ваш пол
01. Женский
02. мужской


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преемственность и различия законодательства о банкротстве России и зарубежных стран Банкротство гражданина
Реферат Организация международного маркетинга для выхода на рынки рыбной продукции Японии
Реферат The Theatre Essay Research Paper Introduction
Реферат Экономика Советского государства в период гражданской войны и интервенции 1918-1920 гг.
Реферат Всемирная паутина www: гипертекст, поисковые машины
Реферат Coporate Empires Essay Research Paper Corporate EmpiresCorporate
Реферат Police Corruption Essay Research Paper The police
Реферат Монашеские ордена
Реферат Организация сетевого компьютерного клуба
Реферат Вплив хімічних факторів на навколишнє середовище та на людину Види укриттів при надзвичайних ситуаціях
Реферат Безналичные расчеты в современных экономических условиях
Реферат Внешнеэкономический договор
Реферат Группы интересов как субъекты политики
Реферат Максимизация прибыли в условиях монополии
Реферат Безработица и политика РФ в области занятости