Реферат:
Основныепринципы социальной педагогики
Содержание
1.Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
2.Общая характеристикаосновных принципов социальной педагогики и их требования
Заключение
Список использованных источников
1. Понятиеи сущность принципов в социальной педагогике
Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа»,«начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности всвоем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями,которые вытекают из установленных наукой закономерностей.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходитчерез определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимоот нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность можетбыть не только бесполезна, но и вредна.
По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражаетчастные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации.По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержитв себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупностьявлений еще не определяет их сущности.
Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее дляданного явления. Правило – это определенная норма, выражающая обязательный характердеятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности,условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельностии вытекающих из них выводов.
Социальная педагогика отпочковалась от педагогики и, естественно, воснове своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровеньразвития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания,в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенноготипа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стильвзаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитанияи образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогическихзадач.
Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этойнауки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разныеученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.
2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики иих требования
Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделяются нагруппы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность,ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей,из которых выстраиваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к такимфакторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.
Объектный фактор– это фактор, установленный лицом (группой), в отношениикоторого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носитадресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболееважными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленностьи гуманизм.
Принцип природосообразности. Человек – природное существо и развиваетсяпо законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенныхусловиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития ивоспитания конкретного человека.
Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должнобыть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следуетразвивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более.В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразностидиктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работыобщих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека.Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природныезадатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболееполного развития. Основные требования – это:
—знать законы и закономерности развития и воспитаниячеловека и уметь строить в соответствий с ними всю социально-педагогическую работу;
—изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальныеособенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогическойработы;
—соотносить выбираемые цели социально-педагогическойработы с задатками ребенка, средства их достижения – с его индивидуальными возможностями;
—в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучатьособенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторногоразвития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
— в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразностьразвития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). Воснове принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями,достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир со своим содержанием,возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности.Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способыи методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полнуюреализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущностьпринципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется,строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленностии в его интересах.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подходаобеспечивается учетом следующих рекомендаций:
—человека (группу) нужно хорошо узнать перед началомработы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремлениесоциального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особоезначение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимальнооценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемойиндивидуальности;
—предусматривать особенности начального этапа работыс человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессусоциально-педагогической деятельности и друг к другу;
—учитывать состояние объекта и динамику его измененияв процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегосясостояния объекта и потребностей реализационной
деятельности;
— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека впроцессе социально-педагогической работы с ним.
Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanus – человечный) означает системувзглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритетсоциального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития ивоспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
—развитие и воспитание направляется в интересах человекаи должно способствовать его самосовершенствованию;
—воспитание должно ставить человека в определенныеусловия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускаютсаморазрушения личности;
—гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;
—в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечитьпризнание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимисяв помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставитьего в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболееполному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.
Субъектный фактор – это фактор, обусловливающий своеобразие организациии осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении,кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимостиот складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности.Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности.Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность ивзаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяетотношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяетавторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическаядеятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе еепроисходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объектаи субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем жечеловеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можнокопировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор.Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности,волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы,что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда – сцена, а результат чем-тода и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера,его партнеров, восприятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия идругими факторами.
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональныезадачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждаетсяв направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входитв роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитательтакой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, приниматьрешение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивностьвоспитательного воздействия.
Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практическойдеятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будутдругими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяетсяне только педагогическим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразиемличности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальнымстилем невозможно.
Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующихрекомендаций:
—объект социально-педагогической деятельности, среда,решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно го обеспечитьрезультативность;
—в работе с человеком (группой) педагогу важно уметьнастраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
—в ситуации, когда педагог не обладает возможностямидобиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его
заменить;
—в педагогической деятельности важно оценивать особенностииндивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что являетсяосновой стимулирования самосовершенствования педагога;
—овладение педагогическим опытом другого лица предусматриваетнеобходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогическойдеятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия.Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбиратьоптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированнуюреализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленностьи накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следуетучитывать при:
—профессиональном отборе (в какой степени из претендентаможно сформировать специалиста);
—организации работы с молодым специалистом;
—обеспечении прогнозируемого результата;
—повышении ответственности специалистов.
Профессиональная подготовленность определяется соответствую щей компетентностью,умением и •внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретныхусловиях и к определенному объекту.
Основные требования принципа:
—в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогическойдеятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект.На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист,не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней)
—cледует дифференцированно подходить к определению субъектасоциально-педагогической деятельности
—специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректнойпомощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;
—в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогическойдеятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношениек профессиональной деятельности.
Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объекти субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливаетдейственность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогикарекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогическойдеятельности либо нейтрализовать или существенно снизить их негативное влияние.Наиболее важными принципами при этом являются: культуросообразность, социальнаяобусловленность, средовая обусловленность.
Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развиваетсяи формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности— в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, которыйхарактерен для среды его жизнедеятельности.
Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулированДистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени,в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своеговремени и его культуры.
Основные требования принципа:
—приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной(народной) культуре;
—использовать в воспитательной деятельности своеобразиена родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев ипр.);
—начинать социальное воспитание с родного языка, активновключая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки другихнародов изучать на фоне родного языка и культуры;
—активно использовать культурное наследие прошлого,культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.
Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственногоустройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализациив процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:
—организации социально-педагогической деятельности(любая деятельность осуществляется на определенном фоне);
—социально-педагогической экспертизе работы учреждения(в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии сего социально-педагогической политикой);
—социально-педагогической экспертизе технологии, еесоответствия требованиям учреждения;
—социально-педагогической оценке деятельности специалиста,с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;
— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.
Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуальногосоциального развития, воспитания человека от не посредственной среды его жизнедеятельности.Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности);либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на пример, особо оборудованнаякомната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы– это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством егоразвития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека,чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежитв основе принципа средовой обусловленности.
Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательныйпотенциал), свои особенности, которые должны учитываться специалистом. Средовыйфактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определеннымсодержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требованияпринципа:
—для каждого воспитательного мероприятия (воздействия)существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благо приятная),неблагоприятная среда;
—с учетом целей (замысла) социально-педагогическойдеятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которыемогли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;
—социальному работнику необходимо уметь прогнозироватьвлияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности,одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;
—факторы среды влияют на любого человека, но особенносильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания кним в процессе профессиональной деятельности;
—факторы среды нередко являются средством воспитанияребенка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер еевлияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.
Технологический фактор — это фактор, определяющий закономерности собственносоциально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологиинепосредственной социально-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитанияотносятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерностисамой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность,опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения,недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению илинепрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
Список использованных источников
1.Социальная педагогика: Курслекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 416 с.
2.Мардахаев Л.В. Социальнаяпедагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.