Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности методических принципов и методов обучения в процессе физического воспитания в начальной школе

/>/>Содержание Ведение
Глава I. Концепцияфизкультурного воспитания: методология развития и технология реализации
1.1Философские и социально-культурныеоснования организации концепции физкультурноговоспитания
1.2 Основныеидеи, направления и принципы физкультурного воспитания
1.3 Освоениеновых технологий формирования физической культуры молодого поколения
1.4 Взаимосвязь дошкольного и школьного физического развития
1.4.1 Обзорметодик здоровьесберегающей педагогической системы вдошкольных образовательных учреждениях
1.4.2Классификация методов обучения физической культуре в начальной школе
1.4.2Классификация методов обучения физической культуре в начальной школе
1.4.3 Личностное развитие младших школьников
Глава II. Методыфизического воспитания на уроках физкультуры в начальной школе
2.1 Игроваядеятельность как форма и метод обучения младших школьников
2.2Примерное содержание основной части урока физической культуры типа круговойтренировки на основе игрового метода
ЗаключениеЛитература
Введение
На современном этапе развития общества реформирование системы образованияявляется необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономическихи культурных преобразований. В соответствии с Национальной доктриной развитияобразования в Российской Федерации опорой образования должны стать, с однойстороны, адекватный социально-экономическим условиям методологический подход, сдругой стороны, опережающая стратегия управления качеством, характером иуровнем образования (А.П. Клемешев, И.Н. Симаева, 2000). Кроме обеспечениявсеобщей грамотности в рамках государственного стандарта и высокого качествабазового общего образования в число задач включено создание условий для развитиякреативной грамотности и формирования способности личности к социальномупроектированию. Спецификой образования в Ростовской области становитсяинтеграция как в российское, так и в европейского образовательное пространство.
Одним из перспективных направлений развития образования являетсяразработка методик обучения, способствующих не только решению образовательныхзадач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но иразвитию индивидуальности учащихся. Средства физического воспитания являютсяважным звеном в системе образования, однако, возможности физического воспитаниякак одного из средств развития индивидуальности еще не рассматривались.
Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе труднопереоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всегодальнейшего образования. В настоящее время существует большое количествометодик физического воспитания детей, основанных на различных методологическихподходах (развивающее, природосообразное обучение и т. д.), особенно вначальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроковфизической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе.Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школгорода и области, недостаток квалифицированных кадров и характер финансированияшкольного образования (В.К. Пельменев, 1999), оптимизация физического воспитаниямладших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующихорганизационно-методических условий обучения.
Таким образом, существует противоречие между современными условиями итребованиями к организации и содержанию физического воспитания учащихся младшихклассов. Поэтому тема работы важна и актуальна.
Целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальноеобоснование методики физического воспитания младших школьников спреимущественным использованием соревновательно-игрового метода.
Гипотеза исследования — преимущественное использованиеигровой деятельности на уроках физической культуры является оптимальным условиемразвития индивидуальности и решения основных задач физического воспитания, таккак максимально отвечает возрастным психофизиологическим особенностям младшихшкольников.
ГлаваI. Концепция физкультурного воспитания: методология развития итехнология реализации 
В условиях переустройства российского общества остростоит вопрос о состоянии здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическаякультура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочьдетям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоятьнепрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в свою очередь,актуализирует требование формирования у детей и молодежи ценностных ориентацийи мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физическогосовершенствования.
Начавшийся спонтанно процесс пересмотра и ревизиишкольных программ и предмета «физическая культура» в структуресовременного среднего образования требует опережающей разработки прогрессивныхи методически оправданных концепций, педагогических технологий и овладения имиучителями и преподавателями физической культуры. Без разработки методологииразвития школьного физического воспитания перейти к реформации этого процессаневозможно. Одной из таких попыток является концепция физкультурного воспитаниякак процесса формирования физической культуры детей.1.1Философские и социально-культурные основания организации концепциифизкультурного воспитания 
Особенность феномена физической культуры в отличиеот других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественнымобразом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесстелесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм ифункций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы невернымсчитать, что биологические процессы развития человека происходят изолированноот его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений.Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человекаимеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно можетусиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который можетсознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь напознание его законов и сущности [1,6].
В недавнем прошлом при обосновании влияниясоциальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в видупроизводственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качествеактивного воздействия человека на природу [8]. Эти стихийные воздействиясуществуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению впроцессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя такжеопределяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественнойобстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие иподготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей[4,9]. Физическаякультура в этом отношении и представляет собой социальный факторцелесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека,позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физическихкачеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования вобществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоенияее ценностей, физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительныеособенности физического воспитания определяются в основном тем, что это естьпроцесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков иразвитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мереопределяет его физическую дееспособность [11,12]. В этом аспекте физическое воспитаниеявляется формой социального воздействия на биологическое по своей природеразвитие организма человека.
Но было бы слишком недальновидно считать физическуюкультуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественногочеловека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Именнопоэтому, формулируя специфическую задачу физкультурного воспитания, мыпредполагаем возможности воздействия на формирования личности индивида и вчастности одной из ее сторон — физической культуры.
Поэтому нельзя смешивать понятия «физическоеразвитие», «физическое воспитание» и «физкультурноевоспитание». Первое является объективным процессом, который совершается ворганизме человека, второе — активным воздействием человека на этот процесс, атретье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всемценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и егосоставная часть физическое воспитание — это всегда педагогический процессцеленаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондицийчеловека, основная задача которого — сознательно и целенаправленно познавать инепротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природойпредпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.
В современной теории физической культуры все четчеформируется тенденция использования философско-культурологического подхода прирассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждойличностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о«физкультурном» воспитании человека. Если в слове«физическое» традиционно акцент на двигательном, биологическом, то втермине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитаниечерез культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры[6].
В соответствии с разработанной нами классификациейценностный потенциал физической культуры можно условно разделить на составляющиеего интеллектуальные, двигательные, технологические, интенционные и мобилизационныеценности. Обратимся к их краткой характеристике.
Содержание интеллектуальных ценностейпредставляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциалачеловека как основы организации его физической активности, закаливания издорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера, понашему мнению, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности,достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личныедостижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физическийпотенциал.
Под ценностями технологий формированияфизической культуры мы понимаем различные комплексы методических руководств,практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки — все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивнойподготовки.
Важными, пожалуй, еще недостаточно осмысленными,ценностями физической культуры являются ценности интенционного характера,отражающие сформированность общественного мнения, престижность физическойкультуры в данном обществе, ее популярность у различных категорий людей, аглавное, их желание и готовность к постоянному развитию и совершенствованиюпотенциала своей физической культуры. По эффективности освоения этих ценностейможно реально оценить запросы общества и каждого человека в физическойкультуре, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры.
К этой же группе ценностей мы относим исоциально-психологические установки людей, которые определяются характером,структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций назанятия физическими упражнениями и спортом.
Особое значение для подготовки жизнеспособного исоциально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молодежью мобилизационныхценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемаяфизкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организациисвоего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценкиситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умениеспокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто«выкрутиться» из сложной ситуации.
В жизни человеку бывают необходимы не только хорошосбалансированные оптимумы физических и духовных проявлений, но и способностьдействовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма вэкстремальных ситуациях, готовность организма «пережить» резкие возмущения(болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социальнообусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физическиеперегрузки и т.п.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций нестоль мала, чтобы этим можно было пренебречь, поэтому способность организма кмобилизации в подобных условиях также должна формироваться путем тренировки,как и другие физические, психологические и функциональные проявления. Нетникакого сомнения, что физкультурная и спортивная деятельность облегчает такоеформирование, опосредованно влияя на создание «запаса» функциональныхи психических возможностей организма и отрабатывая в искусственно создаваемыхэкстремумах будущие ответы на неожиданные, «нештатные» внешниевоздействия, требующие срочной мобилизации функциональных резервов организма.
Формирование новой системы представлений о ценностяхфизической культуры в современных условиях мы связываем с дальнейшей гуманизациейи демократизацией общества, обращением к человеку как мере всех вещей, к егонравственному самоопределению и индивидуальному действию. Такой подход влечетза собой отказ от утилитарного использования ценностей физической культуры,коренной пересмотр целей физического воспитания, связанных с общей ипрофессиональной подготовкой, в сторону развития его гуманизирующих икультурообразующих функций. Говоря о развитии ценностного потенциала физическойкультуры, следует отметить, что его состав остается относительно стабильным.Содержательные же аспекты ценностей постоянно обновляются, дополняются, совершенствуются,по мере того как развивается знание и повышается уровень общественной культуры.Опираясь на результаты вышеизложенного методологического анализа подходов кпостроению адекватной запросам современной жизни систем формирования физическойкультуры детей и молодежи, а также на результаты проведенных нами многолетнихисследований данной проблемы [3,5,6,7] предоставляется возможным сформулироватьконцептуальные направления, обеспечивающие развитие идеи физкультурноговоспитания и освоения новейших технологий в этой сфере.
 1.2Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания 
Физкультурное воспитание ориентирует всюпедагогическую систему на новый целевой подход — формирование физическойкультуры личности. Рассмотрим основные концептуальные положения развитияфизкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивную направленность:
— либерализация процесса воспитания, изменяясложившиеся педагогические авторитеты общественно- государственной системыфизического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственностьлюдей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъективныеотношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личностивозможности овладения основами физической культуры на путях свободнойреализации физических способностей;
— гуманизация процесса воспитания ориентирует его наобязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развитиясамостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высокимэстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;
— непрерывное развитие физкультурного воспитания,представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса,построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливаеттворческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность иинициативу занимающихся;
— гармонизация содержания физкультурного воспитанияобеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесногоразвития человека, использование средств физической культуры каксоциально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализациивсего спектра способностей индивида.
Внедрение рассмотренных концептуальных положений вфизкультурно-спортивную практику возможно при условии формирования принципов,обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурноговоспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития,конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построенияданного процесса.
Основополагающим принципом физкультурного воспитанияявляется единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентовв формировании физической культуры личности, обуславливающееобразовательную, методическую и деятельностно-практическую направленностьвоспитательного процесса.
В основе этого принципа лежат идеи выдающегосяученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме,посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированныйв предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению,личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можноутверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не толькопосредством приобретения социально-практического опыта, но и через формированиеее мировоззрения и усвоение системы знаний.
Принцип деятельностного подходак освоению физкультурно-спортивной практики характе-ризуется реализациейценностей физической культуры, включением человека в процесс физическогосамообразования и самосовершенствования. Данный принцип определяетспецифические условия, вызывающие активность субъекта и далее через нееспособствует его развитию. Реализация этого принципа воспитания предусматриваетрешение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческогомышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организациисобственной физической активности. Таким образом, в основе данного принципазаложена идея непрерывного физкультурного образования человека, суть которогосостоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования,в течение всей жизни.
Принцип поливариантности и многообразия физкультурноговоспитания, основан на индивидуализации и дифференциации, которые создаютусловия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивнойдеятельности, организуемой с учетом состояния здоровья занимающихся, ихценностными ориентациями и физкультурными интересами.
Реализация данного принципа возможна при условииотказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания возможнобольшего числа альтернативных программ физкультурного воспитания населения,учитывающих национальные и региональные условия, половые признаки,профессиональную направленность и другие значимые различия.
Принцип оптимизациифизкультурного воспитания определяет необходимость разумной достаточностифизических нагрузок в организации педагогических воздействий, строгосбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнемспортивных притязаний занимающихся. Он предусматривает требование соблюденияэтико-гуманистических положений при определении индивидуальных физическихнагрузок, возможности использования спортивных или оздоровительных методик всоответствии с целями, поставленными самим занимающимся, с учетом потребностейи мотивов, приведших его к занятиям физическими упражнениями.
Последовательная реализация сформулированныхположений и принципов физкультурного воспитания предоставляет возможность достижениягармонического духовного и телесного развития личности. Рассмотрим основныенаучные подходы к освоению ценностей физической культуры.
 1.3Освоение новых технологий формирования физической культуры молодого поколения 
Традиционно теоретические знания в области физическойкультуры осваивались детьми и молодежью в ходе прослушивания лекций, бесед сошкольными учителями, тренером, иногда с врачом. Однако такие знания формировалилишь элементарную информативность о пользе занятий физическими упражнениями испортом для здоровья и физического развития. Таким образом, в современномобществе сложилось противоречие между накопленным научно-технологическим итеоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения отдельнымилюдьми.
Преодолеть это несоответствие в освоенииинтеллектуальных ценностей можно только при условии целенаправленногообогащения людей широким кругом физкультурных знаний, путем создания системыинформационно-образо-вательного обеспечения процесса формирования здорового стиляжизни (10).
Процесс освоения человеком интеллектуалногокомпонента физической культуры опирается на принципы педагогической технологиии предусматривает решение, по крайней мере, следующих задач: овладение фундаментальнымиосновами этого знания, освоение методов поиска и использования нужнойинформации, формирование осознанного стремления к оптимизации своегофизического состояния.
Структурное построение интеллектуального воспитаниядолжно быть обусловлено содержанием его общеобразовательного и специфическогокомпонентов. Направленность этого процесса на освоение общеобразовательногофизкультурного знания связана с задачей создания у занимающихся целостногопредставления о физической культуре и ее неразрывной связи с другими областямизнания: историей, философией, экологией и т.д. Специфический компонент призванобеспечивать физкультурно-спортивную теоретическую подготовку молодогочеловека, его умение применять физкультурно-спортивные знания в организациисобственной физической активности или в общественной физкультурной практике.
Для эффективной реализации идей интеллектуальноговоспитания необходимо задействовать уже имеющийся потенциал физкультурного и валеологическогознания, используя существующие информационные структуры (телевидение, радио,газеты, журналы, книги, лекционную и наглядную пропаганду). В то же время мыубеждены, что кардинальные изменения в массовом физкультурном образованиимолодежи могут произойти только в случае создания системы информационно-образовательногообеспечения здорового стиля жизни, координирующей и направляющей работу всехсредств информационного и пропагандистского воздействия на человека и общество.
Огромный резерв в повышении эффективностиинтеллектуального воспитания мы видим в совершенствовании структурымежпредметных связей в школьном образовании.
Перспективной предпосылкой к эффективному освоениюинтеллектуальных ценностей может, на наш взгляд, служить деятельностный подход.Традиционная система образования с ориентацией на заучивание знаний и схоластическоеих применение приводит, по признанию педагогов, к тому, что человек, дажеусвоивший знания в какой-либо области, становится неспособен понимать новое,отклоняющееся от привычных объяснений явление. В связи с этим освоениечеловеком интеллектуального компонента физической культуры должно сочетаться своспитанием его познавательной активности, освоением методов анализавыполняемых действий на основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивнойдеятельности.
Глубинная сущность деятельностного подхода кпроцессу воспитания физической культуры человека состоит в том, что онориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, наобразцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил итворческого потенциала человека.
Немаловажно, что этот подход противостоит вербальнымметодам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения,бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются вдеятельности.
Как основу ценностей двигательного характера мырассматриваем опыт совершенствования процесса построения движений, накопленныйчеловечеством в ходе его культурного развития. Именно образцы совершенной моторикиориентируют процесс формирования физической культуры человека на творческоеиспользование возможностей физкультурно-спортивной практики для эффективного освоениядвигательных умений и навыков и развития его физических кондиций.
Особенностью подхода к освоению этого рода ценностейявляется его направленность на сознательное использование способов двигательнойи спортивной деятельности и умение применять их в самоорганизации здоровогостиля жизни.
Обосновывая перспективы повышения эффективности освоенияценностей двигательного характера, необходимо, на наш взгляд, рассмотретьпроблему выбора индивидом форм и средств организации собственной физическойактивности. Решение данной проблемы видится нам, прежде всего, в либерализациифизического воспитания.
Мы считаем, что либерализация этого процесса создаетусловия для индивидуализации и дифференциации, способствующих проявлению и развитиюспособностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности.Кроме того, вариативность содержания и многообразие форм позволяют организовыватьфизическую активность человека сообразно с его ценностными ориентациями, интересамии потребностями в сфере физической культуры.
Методологической основой либерализации являютсяисследования В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха и др. [3,5,7], вкоторых показано, что наилучшие результаты развития моторики человека обеспечиваютсяпри возможно более полном учете его индивидуальных двигательных характеристик,социально-психологических факторов, морфофункциональных особенностей. Отсюдаприоритетными в педагогических конструкциях оказываются такие методы и формыобучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формируетценностное отношение человека к средствам физической культуры.
Это создает предпосылки к его физическомусамовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Самоопределение, как известно,базируется на задатках и способностях человека к определенному видудеятельности. Из этого следует, что единая для всех учебная программафизкультурного воспитания будет заведомо неэффективной для каждогозанимающегося; вместе с тем арсенал средств и методов физического воспитаниянастолько широк и разнообразен, что позволяет найти адекватные решения дляиспользования средств и методов физического воспитания в согласии с индивидуальнымиособенностями каждого человека.
Таким образом, либерализация процесса формированияфизической культуры человека потребует отказа от излишней унификации и стандартизациисодержания воспитания, создания возможно большего числа альтернативныхпрограмм, учитывающих национальные, культурно-исторические традиции,материально-техническую обеспеченность конкретных учебных заведений. В даннойситуации немаловажно, что можно будет в большей степени учитывать интересызанимающихся и профессиональные возможности педагогических коллективов.
Обращаясь к вопросу о перспективах освоенияценностей педагогических технологий физической культуры, в первую очередьследует говорить о творческом переносе передовых методик, наработанных вобласти спорта, в практику физического воспитания, т.е. о своеобразнойконверсии средств, методов и форм спортивной подготовки.
В процессах адаптирования технологических достиженийв области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциаламолодого человека принципиальное место должно занять признание приоритетатренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования.
Это особенно важно для повышения эффективностифизического воспитания детей, подростков и молодежи, где до сих порприоритетная роль отводилась обучению двигательным умениям и формированию навыков.В результате упускались самые благоприятные возможности для развития физическихкачеств человека в сенситивные периоды их возрастной эволюции. Внедрениеконцепции тренировки в сочетании с обучением в методику физического воспитанияможет оказаться решающим фактором преобразования менталитета педагогов итренеров, работающих с дошкольниками, школьниками и студентами.
Методический арсенал физического воспитания и«спорта для всех» должен быть существенно обогащен за счетиспользования конкретных технологий развития физических качеств и освоениятехники выполнения двигательных действий, выработанных при осуществленииспортивной подготовки олимпийцев. Суть заимствований здесь, конечно, не в механическомпереносе объемов и интенсивности тренировочной работы олимпийцев в практику физическоговоспитания и «спорта для всех», а в использовании наработанных имипутем многих проб и ошибок наиболее удачных приемов достижений вбиомеханическом и функциональном планах.
Особого внимания заслуживают успехи олимпийцев ворганизации многолетней спортивной тренировки. Специалистам спорта высших достиженийуже давно ясно, что каждый день 15-20-летней спортивной карьеры — на весзолота. Специалисты в области физического воспитания и «спорта длявсех» еще не прониклись сознанием того, что существует дефицит времени идля полноценного формирования и поддержания достойного уровня физическойкондиции человека.
По существу нам только предстоит создать системумноголетней физической подготовки от рождения до старости, и в этом процессеопыт тренировки олимпийцев может стать серьезной концептуальной опорой для структурированияэтапов подготовки и конкретизации их содержания[2].
Однако нужно помнить о необходимости разумнойдостаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий и ихстрогой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией иуровнем спортивных притязаний самого занимающегося.
Особенностью физической культуры современногообщества является определенный дуализм, который обусловлен наличием двухуровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным, имассового, призванного обеспечить развитие физических кондиций и укреплениездоровья основной части населения. Взаимодействие этих уровней не всегдасоответствует реализации социальных задач и той роли, которую общество отводитфизической культуре.
И если в сфере спорта действуют, как правило,экстремальные режимы преобразования физического потенциала человека, то вобласти физического воспитания в силу различных обстоятельств интенсивностьэтого процесса бывает явно недостаточной. Поэтому возникает необходимостьсвоеобразного компромисса, позволяющего в полной мере использовать достиженияфизкультурного знания, опыт спортивной подготовки и (в то же время) уйти отпримитивизма и организационно-методической слабости физического воспитания.
Говоря о перспективах повышения эффективностифизической культуры, следует особо остановиться на эмоциональном аспектепроцесса воспитания. Важнейшим эмоциональным фактором в освоении ценностейфизической культуры является получение быстрого эффекта от физкультурно-спортивныхзанятий. Поэтому приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм долженотдаваться пользующимся популярностью видам физической активности, например,таким, как шейпинг, ритмическая или атлетическая гимнастика, дающим быстрыерезультаты в физической подготовленности, коррекции фигуры, снижении массытела. Успех, даже небольшая победа над собой — это потенция, превращающаячеловека в субъект осознанного воздействия на собственное здоровье.
В этой связи можно с уверенностью говорить, чтобудущее за такими видами физкультурной и спортивной деятельности, которыеспособствуют гармоническому развитию интеллектуальных двигательных способностейзанимающихся, обеспечивая тем самым новые возможности привлеченияэмоционального фактора. Примером могут служить уже проводимые регионами детскиеи молодежные соревнования «спартианского движения»: «Рыцариспорта», «Спартианская семья», «Сибириада» и т.п.Такие состязания не просто имеют физкультурно-спортивный характер, но и несут всебе социально-культурный, образовательный и воспитательный смысл.
Обращаясь к перспективам освоения ценностейинтенционного характера, нужно иметь в виду, что они оказывают значительноевлияние на сферу физической культуры. Уровень развития этих ценностей во многомопределяет финансово-экономическую и производственную деятельности государственныхи общественных организаций, призванных создавать условия для полноценнойфизической активности и спортивной подготовки людей. В то же времядеятельностная активность общества, его реальные условия по обеспечениюэкономических, правовых, нравственно-этических, информационных и других условийдля развития сферы физической культуры служит одним из критериевцивилизованности современного общества.
Перспективным в освоении ценностей интенционногохарактера может стать активное влияние средств массовой информации на формированиементальных ориентаций общества на здоровье нации путем пропаганды здоровогообраза жизни, идей охраны природы человека, создания спортивного имиджаделового человека, своеобразной моды здоровья, силы, выносливости, физическойкрасоты человека.
Процесс освоения мобилизационных ценностейдолжен регулироваться характером и значимостью решения задач физкультурноговоспитания. Формирование спортивного стиля жизни само по себе предполагаетвысокую организованность жизнедеятельности человека. Регламентированные этим стилемпостоянные повторяющиеся действия: утренняя разминка, регулярные тренировки,организация питания, отдыха, восстановление, учет физических нагрузок и оценкарезультатов их применения, объективная самооценка возможностей и способностейспортивной деятельности и физического самосовершенствования — вот перечень лишьнемногих реальных факторов, обеспечивающих освоение человеком физкультурныхценностей мобилизационного характера.
Современное общество провозгласило идею приоритета вразвитии личностных способностей и индивидуальности человека. Одним из факторовполноценной реализации этой идеи является освоение комплекса ценностейфизической культуры как мощного стимула самореализации человеческой личности,прежде всего через новые возможности самоорганизации на основе высокого уровняфункциональных и психологических кондиций, приобретенного в процессе активнойфизкультурно-спортивной деятельности.
1.4 Взаимосвязь дошкольного и школьногофизического развития
 1.4.1Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольныхобразовательных учреждениях
На современном этапе развития образования существует несколько концепцийфизического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той илииной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерностиего развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуютстановлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческийпотенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должнопротекать в форме их приобщения к физической культуре как естественнойсоставляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.
Т.Н. Доронова — кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга»обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентомона отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания — физическойкультуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физическойкультуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве долженпочувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронестичерез всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образужизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здоровогоребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительнойработе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образужизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыкиздоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладеваетосновными культурно — гигиеническими навыками, знакомится с элементамисамоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещеныважные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни издоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрытысредства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиенанервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая,лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.
Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие»,в которую заложены два теоретических положения. Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного пониманиядошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А. Венгер оразвитии способностей, которые понимаются как универсальные действияориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образныхсредств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическомуразвитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенкак программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристикусредств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание,физические упражнения) с другой — конкретные описания физкультурных занятийпроводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их припланировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей,сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведениемнеобходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большоевнимание на правильное питание детей. На необходимость его полноценности. Еюкритикуется общепринятая система физического воспитания, которая не можетрешить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условиядетских учреждений в разных регионах России, не предусматриваетдифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальнымиособенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении М.Д.Маханевой разработаны:
Гигиенические факторы: Режим, питание, гигиенические процедуры.
Средства физического воспитания: Закаливание (специальные мерызакаливания, беседы), Физические упражнения (спортивные игры, праздники,развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики,плавание).
В.Т. Кудрявцев — доктор психологических наук, Б.Б. Егоров — кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарногоподхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающаяпедагогика оздоровления в 2000 году. Их Программно-методическое пособиеотражает две линии оздоровительно — развивающей работы:
· Приобщение к физической культуре.
· Развивающая форма оздоровительной работы.
Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работедошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующихметодов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т. Кудрявцеви Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе.
Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной иобщепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другойстороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организациизанимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника.Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же ониговорят об оздоровительной работе.
Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, ростудетской заболеваемости. Материалы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова продолжаютидеи физиологов — А.А.Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов — А.В. Запорожцаи В.П. Зинченко, педагога П.С. Лесгафта, философа Э.В. Ильенкова, педиатра и педагогаЮ.Ф. Змановского.
Авторы программы исходят из того, что: «ребенок — это целостный духовно-телесныйорганизм — средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно-и социально-экологических связей… Эффект образовательно-оздоровительныйусматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулироватьэти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности». Общая цельданной программно-методического материала состоит в формировании двигательнойсферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основеих творческой активности.
Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепеннооформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детскойпсихологии. Одним из его зачинателей был российский ученый-педиатр и педагогЮ.Ф. Змановский.
Названному направлению присущ ряд отличительных черт:
1.Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимойнорме детского развития.
2.Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостноготелесно-духовного организма.
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактическихмер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4. Индивидуально-дефферинцированный подход является ключевым,системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Ефименко/Украина/ в1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» длядетей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировалосновные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровлениядетей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законыразвития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразныезанятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу ихфизическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Чем коренным образом система Н.Н. Ефименко отличается от других Т.И. Осокиной,Е.А. Тимофеевой, Д.В. Хухлаевой, Ю.В. Змановского, Л.В. Карманова в 10профессиональных заповедях:
· Следуй логике природы — педагогика должна быть естественной;
· Физическое воспитание дошкольников должно происходить поразвивающей спирали;
· Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающихупражнениях, подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционнойгимнастикой».
Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологическойсути.
«Театр физического воспитания дошкольников», играя — оздоравливать, играя- воспитывать, играя — развивать, играя — обучать. Физическое воспитание должнозаряжать детей положительными эмоциями/ Двигательный портрет дошкольника рисуетметодика игрового тестирования, «создавай тренажеры сам», «Здоровье здоровыхтребует профилактики и коррекции», «Через движение и игру — к воспитаниюЧеловека будущего: комплексная педагогика жизни».
В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева. В разделе «Здоровьечеловека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставитзадачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться освоем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, датьзнания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, датьэлементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать,чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры — занятия,изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающиемероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтениелитературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа сродителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физическойактивности.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольноговозраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б.Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, чтобезопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных детьмизнаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, втом числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направленияразвития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правилаповедения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этогозависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы попрограмме должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Эмоциональное благополучие ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
6. Здоровье ребенка.
Содержание последнего раздела «Здоровье ребенка» представляет для наснаучный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагаютавторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают егорешать. Так, авторы содержание раздела направляют на формирование у ребенкапредставлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должензнать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Педагог, работающий по этой программе, должен рассказать детям, какустроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная,мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервнаясистема, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умениеприслушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремяреагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.
Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемойпроблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболееценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средствоздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробныехарактеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятсяработы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан,Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др. Интересные спедагогической точки зрения публикации найденные нами в журналах «Дошкольноевоспитание», «Обруч».
Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учрежденийпозволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях,подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольноговозраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровьядетей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программыпредлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всехпроанализированных программ для дошкольных учреждений:
· Научить детей определять свое состояние и ощущения.
· Сформировать активную жизненную позицию
· Сформировать представления о своем теле, организме.
· Учить укреплять и сохранять свое здоровье
· Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
· Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражненийи различных видов деятельности.
· Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
· Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
1.4.2 Классификация методов обучения физическойкультуре в начальной школе
Однойиз острых проблем современной дидактики является проблема классификации методовобучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи стем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы иподгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболееранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя(рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения,самостоятельная работа).
Распространеннойявляется классификация методов обучения по источнику получения знаний. Всоответствии с таким подходом выделяют:
а)словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б)наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления,наглядные пособия);
в)практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняяпрактические действия).
Болееподробно остановимся на этой классификации.
Словесные методы. Словесныеметоды занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методыпозволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставитьперед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизируетвоображение, память, чувства учащихся.
Словесныеметоды подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа,дискуссия, лекция, работа с книгой.
Науроках физической культуры в начальной школе применяются, чаще всего, рассказ,объяснение, беседа.
Рассказ.Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержанияучебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения.Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Крассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется рядпедагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающихправильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— быть эмоциональным;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам,событиям.
Объяснение.Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей,существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение-это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают приизучении теоретического материала различных наук, решении химических,физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин иследствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использованиеметода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации идоказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснениекак метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастныхгрупп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнениемучебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся,использование этого метода становится более необходимым, чем в работе смладшими школьниками.
Беседа.Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательнопродуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала илипроверяет усвоение ими уже изученного.
Беседаотносится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерскииспользовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическаябеседа”.
Взависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровнятворческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическомпроцессе выделяют различные виды бесед.
Широкоераспространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” — нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся уучащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новыхзнаний, формулированию правил и выводов.
Длясообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествуетизучению нового материала, ее называют вводной или вступительной.Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовностик познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения новогоматериала.
Входе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальнаябеседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Однойиз разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводитьсякак с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезноорганизовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют большесамостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказыватьсвое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успехпроведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросызадаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросыдолжны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобыбудили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов илинаталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативныхвопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
Вцелом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— активизирует учащихся;
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Недостаткиметода беседы:
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, которыйвоспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
— необходим запас знаний.
Наглядные методы. Под нагляднымиметодами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебногоматериала находится в существенной зависимости от применяемых в процессеобучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методыиспользуются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядныеметоды обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстрацийи метод демонстраций.
метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин,карт, зарисовок на доске и пр.
Методдемонстраций обычно связан с демонстрацией приборов,опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такоеподразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные являетсяусловным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядностикак к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показиллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средствв учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяетвозможности наглядных методов обучения.
Прииспользовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а)применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б)наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно итолько в соответствующий момент урока;
в)наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся моглихорошо видеть демонстрируемый предмет;
г)необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д)детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е)демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержаниемматериала;
ж)привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособииили демонстрационном устройстве.
Наиболееприменимы на уроках физкультуры в начальной школе практические методы.
Практические методы. Практическиеметоды обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методамиформируют практические умения и навыки. К практическим методам относятсяупражнения, и практические работы.
Упражнения.Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного илипрактического действия с целью овладения им или повышения его качества.Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапахучебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностейучебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возрастаучащихся.
Постепени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а)упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;
б)упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочныеупражнения;
 
1.4.3 Личностное развитие младших школьников
Направленность современного образования на личность школьника как нигдеярко проявляется на уроке физической культуры.
Не будет у школьника мотивации к занятиям физической подготовкой, кздоровому образу жизни – не будет результата в физическом развитии и физическойподготовленности.
Нравственные качества и мотивы также занимают важное место в структуреличности школьника, поэтому обоснованно применение элементов народнойнациональной культуры в учебном процессе по физическому воспитанию.
Уровень развития личности во многом зависит от уровня развитиямежличностных отношений социальной группы, в которую она включена. Социальныегруппы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальныестереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы.
В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромноеразнообразие видов культур как локально-исторических форм общности людей.Каждая культура своими пространственными и временными параметрами тесно связанасо своим творцом-народом. Культура выражает специфику уклада жизни, поведениеотдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системерелигиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованиючеловека.
Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное илинеявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типовкультур. Традиционная культура – это образ жизни общества, в котором регуляцияосуществляется на основании обычаев, традиций, установлений. Источник знаний иумений – старшее поколение. Современный тип культуры характеризуется достаточнобыстрыми изменениями в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний,умений, культурных навыков – институализированная система воспитания иобучения.
Надо иметь в виду, что в сельской местности развитых стран существуеттенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в однойстране могут объединяться два типа культуры – унифицированно-индустриальная иэтнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляетсобой сложное сочетание традиционной и современной культур.
Культурное развитие человека включает в себя присвоение им нравственныхнорм и ценностей общества. Формирование нравственных взглядов, убеждений,идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условияхморального выбора в поведении и деятельности.
К простым, общечеловеческим моральным нормам относятся: любовь к Родине,уважение к достижениям материальной и духовной культуры, уважение к родителям,старшим, честность, скромность, осуждение жестокости и другие. Все это создаетвысокий уровень духовности в деятельности людей.
Теперь стало очевидно, что уважение к культурному наследию своего народа– это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня, наконецутвердилось признание того, что патриотизм выражается в преданности высшимценностям народа, опираясь на духовно-национальные начала, базируется напринципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих своиистоки в глубине веков и составляющих основы русского национальногосамосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровлениясовременной начальной школы.
Современная школа нуждается в такой организации своей деятельности,которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческогоотношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебныхпрограмм, реализацию принципа гуманного подхода к детям и другие. Инымисловами, школа чрезвычайно нуждается в знании об особенностях развития каждогоконкретного ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучениешкольников на протяжении всего периода обучения с целью выявленияиндивидуальных вариантов развития, творческих способностей ребенка, укрепленияего собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности.
Нравственные качества и мотивы занимают важное место в структуре личностишкольника. Нравственное развитие младшего школьника осуществляется на основеосвоения им нравственных знаний и нравственного опыта предыдущих поколений,эмоционального переживания нравственных отношений современного общества.
Преобразования в физическом воспитании подрастающего поколения должныбыть направлены на усиление его культурообразующих и гуманистических функций.
Определено место и направленность методов нравственного воспитания назанятиях по физическому воспитанию. Воспитательные воздействия, сочетаясь сосредствами физического воспитания, обеспечивают выполнение следующих функций:
1. Формирование, уточнение и закрепление знаний, представлений и понятийо нормах нравственного поведения.
2. Создание положительного эмоционального настроя перед выполнениемупражнений.
3. Включение в организованную коллективную деятельность и в ходе ееприучение к культуре поведения.
Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется внастоящее время на исследовании спортивно-диагностических нормативов (президентскиетесты, тесты мэра г. Москвы и другие) и почти не учитывает мотивы и потребностишкольников в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности.
Учет состояния мотивационно-потребностной среды детей выдвигается всовременном образовательном процессе как обязательное условие воспитания у нихустойчивого желания к ведению здорового образа жизни.
Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, котороеосновывается на внутренних потребностях.
Школа должна раскрыть перед младшими школьниками основные черты русскогонационального самосознания, воспитывать у учащихся высокое чувствонационального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическоесознание личности, любовь к Отечеству, России.
Приобщение учащихся начальной школы к национальной культуре должноосуществляться через продуманные, глубокие авторские программы. Внесение измененийв программу по физической культуре позволит вернуть в школу такие народные игрыи забавы, как лапту, городки, русскую борьбу и другие. Благодаря смыслу,заложенному в русских народных играх, в детях может ожить двигательнаягенетическая память.
В концепции развития школы должна быть заложена организация обучения ивоспитания целостного процесса формирования национального самосознания уучащихся в разделе физического воспитания. Поэтому не случайно все чаще поднимаетсявопрос о разработке концептуальных подходов к предмету «Физическая культура» наоснове русских традиций. Главная цель концепции сделать жизнь детей ярче,содержательнее, духовнее, приобщить их к двигательной русской культуре, помочьребятам развить свои способности и дарования.
ГлаваII. Методы физического воспитания на уроках физкультуры вначальной школеВажнейшая социальнаязадача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан,гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту ифизическое совершенство.
Исключительное значение при этом играет физическоевоспитание подрастающего поколения.
Перспективные задачи совершенствования физическоговоспитания, которое далеко не удовлетворяет общество, выражены в резолюциях и постановлениях,в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничномразвитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастаниизначения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь.
Указывается на необходимость поставить дело так,чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии,обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образжизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требуетглубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта вобразе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладываетсяфундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчивосохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение,интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физическогосовершенствования.
В настоящее время очень важна проблема повышенияэффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать,применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания,привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическимиупражнениями.
Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизическихвозможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физическоговоспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательнымдействиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническомуфизическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительновлиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процессфизического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью,динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий,использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средствобучения.
Особенностями уроков физической культуры в начальной школе являютсязнакомство с основными понятиями физической культуры и овладение доступными упражнениямиоздоровительного и общеразвивающего характера. Очень важно заинтересоватьребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать егозначимость. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурнойдеятельности, необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которыереально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют ихгармоничному развитию. Как известно, основными бедами младших школьниковявляются простудные заболевания, стрессы, связанные с незнакомой обстановкой вначале школьного обучения, создание предпосылок для нарушения осанки, недостаточнаядвигательная активность.
Основными разделами, которыми нужно овладеть младшим школьникам на урокефизической культуры, являются основы дыхательной гимнастики, навыки мышечнойрелаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрациювнимания, комплексы для профилактики нарушений осанки. Очень важно использоватьигры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, научить детейзнаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а такжеиспользовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний,закаливающие мероприятия. 2.1Игровая деятельность как форма и метод обучения младших школьников 
Игровая деятельность, как форма и метод обучениямладших школьников, является наиболее продуктивным направлением вучебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания.Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает ирадует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм даетвозможность успешного и полного решения задач физического воспитания.
Ребенка, начинающего обучение в школе, особенноинтересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительнотрудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстроустают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразныеупражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть вкороткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи вкратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.
Младшие школьники, проявляя нередконаблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому ихдеятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным«сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживаетинтерес к таким занятиям.
Игровой метод используется в процессе физическоговоспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальномразучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому чтов игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости,силы, быстроты, выносливости.
В обучении с использованием игровой формы в урок илитренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. Кигровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения,где присутствуют элементы соперничества.
Вспомогательные игры включают: простые, сложные,переходные и командные игры.
Игра сама по себе является формой стихийногоповедения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий,направленный на придание играм упорядоченного характера и достижениеопределенных воспитательных и развивающих задач при большой свободедвигательной деятельности в атмосфере радости.
В игровом методе можно выделитьподражательно-игровой и классический игровой методы.
Игровой метод необязательно связан с какими-либообщепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми.Он может быть применен на базе любых физических упражнений.
Таким образом, игровой метод в силу всех присущихему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько дляначального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физическиеспособности, сколько для комплексного совершенствования двигательнойдеятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяетсовершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования,находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста онявляется также весьма действенным средством для воспитания коллективизма,товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижныеигры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д.отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся.Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируютпроцесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений,способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных передзанимающимися задач.2.2Примерное содержание основной части урока физической культуры типа круговойтренировки на основе игрового метода1-й класс
Задача урока: обеспечить воздействиена воспитание ловкостно-координационных способностей.
Дозированная нагрузка:количество и интенсивность упражнений лимитируются величиной пульса140–150 уд/мин.
Ориентировочное время непрерывной работы в пределах:140–150 уд/мин. – 4 сс, время – 15–30 сек., темп – индивидуальный, времяотдыха – 15–30 сек.
Сюжетом урока является игра «Космонавты». Учительрассказывает о подготовке к полету в космос и о том, как важно быть готовым вусловиях полета к физическим перегрузкам, а, следовательно, учащимся необходимоповышать свои физические качества.
Рассмотрим схему построения тех станций, черезкоторые последовательно проходят ученики.
/>Рис. 1Схематические представления форм игрового метода на урокефизической культуры по типу круговой тренировки
1-я станция: Подготовка кпрохождению всех станций. Прыжки через скакалку. Передачи мяча.
2-я станция: «Перешагиваниетреугольника».
Один из пары держит гимнастическую палку (руки ипалка образовали треугольник), второй ученик перешагивает, стараясь как можноменьше касаться палки.
3-я станция: «Преодоление ручья».
Из гимнастических палок укладывались «ручьи». Надобыло перепрыгнуть так, чтобы не попасть в «ручей».
4-я станция: «Делай наоборот».
Один из учеников выполняет упражнения, другой ученикиз пары делает эти упражнения наоборот (например: первый стоит руки вперед,другой – присев, руки назад и т. п.).
5-я станция: «Попади в цель».
Нужно попасть в корзину резиновыми кружками (от 3 до5), кто больше.
6-я станция: «Капли воды».
Один ученик из пары держит теннисные мячи и внезапноопускает один, затем другой. Второй ученик должен поймать падающие «капливоды».
7-я станция: «Хвостики».
Ученики в парах. Каждый ученик старается поймать«хвостик» партнера, укрепленный сзади.
8-я станция: «Передай и посчитай».
Ученики стоят напротив друг друга, бросают мяч,стараясь быстро передать и сосчитать, сколько раз они передали мяч.
Прохождение через станции в данном игровом методеобеспечивает воздействие на воспитание ловкости (координации движений),ориентирования в пространстве, вырабатывает точность движений по временным исиловым характеристикам.
Прыжки с приземлением по заданию и черезопределенную отметку, жонглирование мячами, метание мяча – это подобранные вигровой форме средства воспитания ловкости.
При прохождении через станции применялись необычныеисходные положения (станции 2, 3) и «зеркальный» показ (станция 4), изменялисьскорость, темп (станции 3, 8), пространственные границы движения (станции 5,6). Для более старших классов возможно усложнение игровых ситуаций, например:на станции 3 ширина «ручья» увеличивается; на станции 5 увеличивается расстояниедо цели; на станции 6 используются мячики поменьше или их количествоувеличивается до трех, на станции 8 мячи передаются усложненным способом: однойрукой, из-за головы и т. д.
В подготовительной части урока используютсяобщеразвивающие упражнения с различными предметами, игры и игровые упражнения,подготавливающие учеников к движениям и нагрузкам основной части урока. В заключительнойчасти используются игры и игровые упражнения успокоительного характера.
Соревновательный метод в процессе физическоговоспитания используется как в относительно элементарных формах, так и вразвернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общейорганизации занятия (способ стимулирования интереса и активизации привыполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором – оботносительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные,официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, а такжеусловия их организации и проведения (официальное определение победителя,поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений,признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатыхсоревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный ифизиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений иможет способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условияхсостязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичныхнесоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном иобщественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психическойнапряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия,противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командныесоревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственностиперед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.
Соревновательный метод широко используется в тренировке спортсменов высокогокласса. В практике используются несколько методических подходов:
– выполнение соревновательным методомподготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочнойнагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений общеподготовительногоупражнения или элементов основного соревновательного упражнения и т. п.);
– состязание в выполнении эпизодически вводимыхзаданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психическоймобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых формдвижения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
– введение в качестве предмета состязания частичновидоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метаниеутяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательнойдистанцией, и др.);
– «смещение» соревновательной установки с акцентомпреимущественно на качественную сторону упражнений.
Первостепенное значение соревновательного метода вформировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходитиз естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установкина достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфическихмежличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена переднеобходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же времяспособности владеть собой в самых сложных ситуациях.
По мере адаптации спортсмена к соревновательнымнагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке неуменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевымкачествам, возрастает. Таким образом, соревновательный метод используется прирешении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральныхкачеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рациональноиспользовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими он позволяетпредъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организмаи тем способствовать их наибольшему развитию.

Заключение
За последние годы в школе появилось много новыхпредметов, увеличился объем информации, которую должны усвоить учащиеся. Чтобыуспешно учиться, школьникам необходимы хорошее самочувствие, высокаяработоспособность. Поэтому особое значение приобретает предмет «Физическаякультура».
Воспитание будущего гражданина страны, должно начинаться с воспитаниядисциплинированности, ответственности, уважения к себе и своему здоровью.
Целью физического воспитания в начальной школе является содействиевсестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себякрепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей ифизического развития, необходимые знания и навыки в области физическойкультуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивнуюдеятельность.
Конкретными задачами физического воспитания учащихся 1-4 классовявляются:
— укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничномуфизическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешнейсреды;
— овладение «школой движений»;
— развитие координационных и кондиционных способностей;
— формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияниифизических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитиедвигательных способностей;
— выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре,соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
— приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,подвижным играм или иным видам спорта;
— воспитание дисциплинированности.
Пути решения задач: занятия, игры-занятия, гигиенические процедуры,закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы,чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм.
Литература 
1. БальсевичВ.К.Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направлениесовершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория ипрактика физической культуры, 1993, №4.
2. БальсевичВ.К. Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность.// Теория и практика физической культуры, 1995, №4.
3. БальсевичВ.К.Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988.
4. Выборметодов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
5. Дидактикасредней школы./Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982.
6. КазначеевВ.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродныхсвойств. «Вопросы философии», 1988, №7.
7. КуписевичЧ. Основы общей дидактики. М., 1986.
8. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
9. ЛубышеваЛ.И.Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992.
10. ЛубышеваЛ.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровомстиле жизни // Материалы международной конференции " Современные исследованияв области спортивной науки".- С.-Петербург, НИИФК, 1994.
11. ЛяхВ.И., Мейксон Г.Б. Перекресток мнений, Воспитание, а нетолько физическая подготовка. // Физическая культура в школе. 1991, № 1.
12. ПарсонсТ.Человек в современном мире: Пер. с англ. (общ.ред. В.А.Кувакина). — М.:Прогресс, 1985.
13. РусаловВ.М.Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М.: Наука, 1979.
14. СерегинаО.Б.Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физическойкультуре. // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2000,№ 2.
15. ШевандринН.И.Социальная психология в образовании. Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные иприкладные основы социальной психологии. М., ВЛАДОС, 1995.
16. ЭндрюсД.К.Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии//Теория и практика физической культуры. 1993, № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :