Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Особенностиадаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постояннопроживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Литературнаясправка
Началообучения в ВУЗе у большинства абитуриентов является периодом формированияадаптационно-компенсаторных механизмов функциональных систем к новым условиям.Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы,представляет собой сложный процесс, сопровождающийся значительным напряжениемкомпенсаторно-приспособительных систем организма, перенапряжение которыхприводит к повышению заболеваемости студентов, снижению эффективности обучения[23].
В ВУЗприходят абитуриенты с разными возможностями адаптации, к тому же находятся внеравных социальных и бытовых условиях, что так же оказывает влияние наформирующиеся индивидуальные приспособительные механизмы адаптации. Между тем, адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимоеусловие её деятельности. В этом заключается положительное значение адаптациидля успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Процессыадаптации направлены на сохранение гомеостаза и реализуются на трех функциональныхуровнях: физиологическом, психологическом и социальном. Физиологическуюадаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязифункциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления,обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма студента в условияхобучения на протяжении осенних и весенних семестров и во время практики.Психологическую адаптацию человека можно определить как приспособление личностик существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями этогообщества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическаяадаптация связана с процессом умственного утомления [4]. Важным аспектомсоциальной адаптации является принятие индивидом социальной роли.
Процессадаптации развивается на основе взаимодействия регуляторных систем, а ихнарушения приводят к функциональным и органическим изменениям в организме. Даженезначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызватьсерьёзные сдвиги в состоянии здоровья (например, метеотропные реакции,состояния десинхроноза и др.). Снижение адаптационных возможностей организмасчитается фактором риска высокой заболеваемости [19, 25, 29].
Процессадаптации студентов отражает сложный и длительный процесс обучения ипредъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодыхлюдей [29]. Адаптация студентов к образовательным условиям имеет фазныйхарактер, обусловленный разнообразными специфическими (учебными) инеспецифическими (поведенческими, бытовыми и др.) факторами. Наиболее активныепроцессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первыхкурсах. Некоторые исследователи выделяют следующие этапы адаптации студентов:физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическаяадаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация(продолжается до 3 лет) [8]. Причём адаптация студентов, проживающих в отрывеот родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и частоприводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологическихпатологических состояний [5].
Периодадаптации студентов, связанный с ломкой прежних стереотипов, на первых порахможет обусловить низкую успеваемость и затруднения в общении [21, 23].Многолетний привычный рабочий стереотип в своей основе имеетпсихофизиологическое явление по И.П. Павлову – динамический стереотип,разрушение которого приводит к нервным срывам, к стрессовым реакциям. У однихстудентов формирование нового стереотипа происходит скачкообразно, а у других –равномерно. Эта перестройка связана с особенностями высшей нервной деятельности(ВНД) и с социальными факторами, имеющими решающее значение. На основеиндивидуальных особенностей студентов строится система включения его в новыевиды деятельности и новый круг общения. Это даёт возможность сделать процессадаптации ровным и психологически комфортным, избежать развитиедезадаптационного синдрома [12, 18].
В процессеадаптации студенты часто испытывают следующие трудности:
· отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников изшкольного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
· неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточнаяпсихологическая подготовка к ней;
· неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведенияи деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролюпедагогов;
· поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
· налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе издомашних условиях в общежитие;
· отсутствие навыков самостоятельной работы, неумениеконспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из нихимеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны снедостаточной подготовкой и дефектами воспитания [21]. От того, как долго повремени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависит успешноерешение задач начального периода обучения. По данным Франк и соавт. (2003),студенты, как правило, адаптируются к учебе в вузе лишь к концу третьего курса,а наибольший отсев происходит на первом курсе. По данным исследователей, 89%студентов I–IV курсов начинают учебный год в состоянии негативного стресса.
Адаптация студентов является актуальной проблемой, которойпосвящено значительное число научных работ. В частности, адаптационные возможности организма были исследованы устудентов-первокурсников, позволившие оценить у них физиологическую ипсихологическую адаптацию [28], были изучены социально-психологические факторыпсихологической адаптации студентов к обучению в ВУЗе [26], определялисьразличные показатели социальной и психологической адаптации в процессе учебнойдеятельности у студентов с разным уровнем нервно-психического здоровья.Установлена роль индивидуального стиля познания, типа функциональной автономнойрегуляции и особенности психологической адаптации [4]. Многочисленные работы,посвященные различным аспектам адаптации студентов показали, что если процессадаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением вВУЗе и нарушений психических функций (мышление, внимание, память, восприятие)происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливаетсянарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации,начинаются нарушения со стороны здоровья [3]. Искаженное или недостаточноразвитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что можетсопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли,снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокогонарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной,профессиональной деятельности.
Важнейшим фактором окружающей среды является климат. Смена климатаможет вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления,обострить хронические заболевания. Повышение и понижение температуры, изменениевлажности воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового днямогут вызвать плохое настроение и дискомфорт.
Рядомавторов в своих исследованиях были показаны особенности течения адаптационныхпроцессов у студентов в различных климатогеографических регионах России.Временная адаптация у студентов к условиям средней полосы России оценивалась порезультатам функциональных тестов дыхательной, сердечнососудистой ирепродуктивной системы. Временные факторы оказывали влияние на циркадные ритмы,отражая хронобиологические особенности физиологической адаптации иакклиматизации [9,10,31].
Физическоесостояние студенческой молодежи в экологических условиях Европейского СевераРоссии существенно отличалось. У них регистрировался более высокий уровеньреспираторных инфекций [14]. Уровень нервно-психического напряжения у студентовстарших курсов медицинских учебных заведений разных регионов оказалсянеодинаковым, обусловливая характер физиологической адаптации [16]. Установленыэколого-физиологические и популяционные особенности формирования функциональныхрезервов сердца и дыхания в процессе адаптации к учебной деятельности в вузе[13, 24].
Вформировании индивидуальной адаптации организма участвуют различныефизиологические механизмы: образуются условные рефлексы, охватывающие измененияв отдельных органах и системах, при этом создается новый динамический стереотипдеятельности, соответствующий новым условиям среды; формируются определенныеформы «вегетативной памяти», включающей как центральные изменения, так иизменения в тканях. Процесс адаптации к новым условиям сопровождаетсяизменением обмена веществ, кислородного режима, при этом повышаетсяустойчивость организма к гипоксии либо путем увеличения доставки кислорода ктканям, либо путем изменения метаболизма. В процессе адаптации большую рольиграет эндокринная система, в частности надпочечники [29]. Начальный этападаптационной реакции возникает непосредственно после начала действияраздражителя и, следовательно, может реализоваться лишь на основе готовых,ранее сформировавшихся физиологических механизмов. «Долговременный» этападаптации возникает постепенно, в результате длительного или многократногодействия на организм факторов окружающей среды. Он развивается на основемногократной реализации «срочной» адаптации и характеризуется тем, что в итогепостепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретаетновое качество – из неадаптированного превращается в адаптированный. Болеесложная адаптация к окружающей действительности, развивающаяся в процессеобучения на основе памяти мозга и проявляющаяся возникновением новых устойчивыхвременных связей и их реализации в виде соответствующих поведенческих реакций.Переход от «срочного» этапа к «долговременному» делает возможной постояннуюжизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободуповедения в меняющейся биологической и социальной среде. Принято считать, чтоздоровый организм, обладая достаточным запасом функциональных возможностей,отвечает на стрессорное воздействие обычным, нормальным, так называемым рабочимнапряжением регуляторных систем. Однако, даже в условиях покоя напряжениерегуляторных систем может быть высоким, если человек не имеет достаточныхфункциональных резервов. В частности, это может выражаться высокой вариабельностьюсердечного ритма, характерной для повышенного тонуса симпатического отделавегетативной нервной системы [29]. Было установлено, что напряжение, котороеиспытывали системы организма студентов под влиянием учебной нагрузки вуниверситете, сопровождались активацией нервной и гуморальной систем регуляции,что мобилизовало в первую очередь кровообращение, дыхание и психику [12].
Проблемаизменения функционального состояния различных систем организма припсихоэмоциональном напряжении уделяется большое внимание. Вегетативныепроявления при этом широки и многообразны, но особый интерес вызывают взаимоотношениямежду ССС и дыхательной системами.
Велика рольсистемы кровообращения, как тонкого и чувствительного аппарата саморегуляцииактивно участвующего во всех проявления жизнедеятельности, обеспечивая доставкуадекватного количества кислорода и питательных веществ и своевременногоудаления отходов. Данная система с ее нейрогуморальным аппаратом реагирует намалейшие изменения потребности разных органов и систем и обеспечиваетсогласование кровотока в них с гемодинамическими параметрами на организменном уровне[6, 7]. Все это дает основание рассматривать систему кровообращения в качествеуниверсального индикатора адаптационно-приспособительной деятельностицелостного организма [1]. Оценка деятельности ССС показательной и частоиспользуемой является, так как, гемодинамические изменения в различных органахобычно возникают раньше метаболических и структурных изменений и измененияэнергетических процессов в миокарде предшествуют снижению его сократительнойспособности, а значит и развитию нарушений кровообращения.
Проблемеизменения функционального состояния различных систем организма припсихоэмоциональном напряжении уделяется большое внимание. Вегетативныепроявления при этом широки и многообразны, но особый интерес вызываютвзаимоотношения между ССС и дыхательной системами. Чувствительным индикаторомпсихоэмоциональных напряжений считается дыхание, т. к. в эмоциональнозначимых ситуациях частота дыхания может превысить начальную в несколько раз,за счет уменьшения длительности как инспираторной, так и экспираторной фаз.Так, Геворкян с соавт. (2004) определили, что нарушение синхронизациисердцебиения и дыхания может отражать развивающееся напряжение. По-мнению А.Б. Шангинаи В.И. Шостака (1992) структура межфункциональных связей разных уровнейсистем дыхания и ССС может свидетельствовать об оптимальности функционированияглавных систем жизнеобеспечения в зависимости от степени стрессора иадаптационных возможностей организма
Многочисленными исследованиями показано, что выносливость кзадержке дыхания зависит от возраста, положения тела, степени тренированности[11]. В большинстве случаев применяется задержка дыхания на вдохе – пробаШтанге, реже на выдохе – проба Генча. Часто в обследованиях используетсясочетание задержки дыхания на вдохе с физическими нагрузками [13]. При анализемеханизма разной продолжительности задержки дыхания обращается внимание преждевсего на показатели ССС.
Во время задержки дыхания, когда принудительная вентиляциявыключена, уровень кислорода в альвеолах падает по мере его выхода в кровь,уровень диоксида кислорода соответственно растет. Градиенты рО2 ирСО2 между альвеолами и кровью постепенно снижаются до такогоуровня, при котором нормальная диффузия газов становится невозможной. Еслипоглощение кислорода тканями и выделение из них диоксида углерода за времязадержки дыхания не меняются, изменение градиентов зависит, прежде всего, отобъема воздуха в легких. В пробах Штанге и Генча при одном и том же объемевоздуха в легких позволяет определить изменение градиента О2 и СО2в зависимости от уровня метаболизма в тканях. Т.е. при произвольной задержкедыхания в пробах Штанге и Генча запас кислорода в легочных объемах определяетвозможность задерживать дыхание. Во время физической нагрузки отмечаетсяувеличение времени в пробе Штанге, что объясняется повышением кислороднойемкости крови после нагрузки, значительной вентиляцией легких и как, следствиеснижение содержания двуокиси углерода в артериальной крови [17].
На уровнесистемы дыхания «срочный» этап адаптации характеризуется максимальноймобилизацией внешнего дыхания, проявляющейся неэкономным ростом легочнойвентиляции вследствие увеличения частоты, но не глубины дыхания,дискоординацией между регионарным кровотоком в легких и вентиляциейсоответствующих участков легочной ткани, а также дискоординацией между дыханиеми движениями.
На уровнесистемы кровообращения происходит значительное, но недостаточное длядлительного поддержания высокого уровня работы увеличение минутного объемасердца. При этом увеличение ЧСС также ограничено недостаточно быстрымвосстановлением энергетического резерва сердечной мышцы во время диастолы искоростью реализации самой диастолы. Одновременно на этой стадии происходитперераспределение кровотока в сторону преимущественного кровоснабженияработающей мускулатуры, сердца, мозга за счет внутренних органов и кожи.Реактивность ССС на физическую нагрузку так же зависит от периода обучения вВУЗе.
На I курсе наблюдается наибольшаяреактивность показателей ССС и максимальная длительность их восстановления. От I курса к III курсу обучения у студентовотмечается более благоприятная тенденция в динамике ЧСС и показателейсинусового водителя сердечного ритма. Однако на II–III курсе систолическое идиастолическое давление было понижено, что характеризуется как артериальнаягипотония, причем, на III курсе такое влияние встречается чаще, чем на I курсе [20].
Всоответствии с концепцией о единой соматопсихологической природе человека, егоадаптационные возможности и предрасположенность к различным заболеваниямкоррелируют с принадлежностью к определенным конституциональным типам, которыеопределяются совокупностью морфологических и психофизиологических особенностей,полученных по наследству и приобретенных в течение жизни. Следовательно,адаптационные возможности индивидуума, состояние его здоровья следует оцениватьи прогнозировать по характеру его и фенотипических, и психофизиологическихпроявлений.
Умственныйтруд студентов сопряжен с частым и быстрым переключением с одного объекта надругой, постоянной переадаптацией, необходимой для сохранения интенсивности инапряженности внимания, памяти, мышления, эмоций, тесного переплетениямыслительной деятельности и эмоционального напряжения при решении учебныхзадач. На создание «адаптивного резерва» организма, который может бытьвостребован в условиях нестандартных внешних воздействий, обстоятельств,требующих срочной мобилизации функциональных возможностей, оказывают большоевлияние внешние и внутренние факторы [22].
С другойстороны, успешность усвоения учебной программы вуза зависит от силы нервнойсистемы, подвижности нервных процессов, темперамента, свойств личности, уровняфункционирования жизнеобеспечивающих структур организма [9, 10].
Наряду с важностью психосоциальных факторов надо учитывать ибиологические причины, функциональные взаимодействия полушарий мозга. Например,левополушарное доминирование может привести к сужению спектра проявлениягибкости и психологической ригидности, замедлению восприятия и переработкипоступающей извне информации, что сочетается с повышенной тревожностью,снижением самооценки, повышением интраверсии, возникновением неврозов,снижением поисковой активности. В то же время указывается, что повышениевовлеченности обоих полушарий головного мозга (билатеральность) в обеспечениецеребральных функций способствует креативности (творческой потенции), ускорениюпереработки информации и адаптации. Считают, что билатеральность обеспечиваетболее быструю адаптацию к монотонии учебного процесса[16]. Также отмечается,что решению задач начального периода обучения способствуют высокаяработоспособность, интеллектуальная и творческая продуктивность.
На основании изложенного выше, целью настоящегоисследования явилось сравнительное изучение адаптации к условиям РостГМУстудентов, постоянно проживающих в республиках Северного Кавказа (СКР) и вРостовской области (РО).
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. изучить функциональное состояние кардио-респираторной системы попоказателям работы сердца и внешнего дыхания.
2. Изучить силу нервных процессов
3. Провести оценку личностных психофизиологических характеристикстудентов.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 45 юношей в возрасте 17–21 года,которые в 2009 году стали студентами 1 курса Учебного военного центра ГОУ ВПОРостовского государственного медицинского университета.
Обследуемые были разделены на две группы, в зависимости от местапостоянного проживания. В первую группу (1 группа) вошли 27 юношей жителейРостовской области (РО), вторая (2 группа) состояла из 18 юношей, проживающих вреспубликах Северного Кавказа (СК).
Оценку кардио-респираторной системы проводили с использованиемфункциональных проб.
В течение недели ежедневно утром проводили ортостатическую ивечером клиностатическую пробу. По полученным результатам строили график иопределяли ведущий тип вегетативной регуляции сердечной деятельности. Крометого, ЧСС измеряли до и после занятий.
Резервные возможности внешнего дыхания оценивали в пробах Штанге иГенча в состоянии покоя и после физической нагрузки, представленной 20приседаниями за 30 сек.
Силу нервных процессов оценивали методом теппинг-теста. Тествыполняли в течение 60 сек. В каждом из шести квадратов испытуемые ставилимаксимальное число точек в течение 10 сек. Теппинг-тест выполняли дважды –перед занятиями и после. По графику теппинг-теста определяли силу нервныхпроцессов, утомляемость, врабатывание.
Личностные психофизиологические характеристики определяли поуровню личностной тревожности с использованием анкеты Спилбергера-Ханина имоторную асимметрию рук по анкете Аннет.
Все исследования выполнялись в октябре-ноябре 2009 года. В марте2010 года студенты повторно выполняли теппинг-тест.
 
Результаты исследования
ССС является обязательным участником приспособительных реакций кусловиям внешней среды. В Вузе первокурсникам в первую очередь необходимоприспособиться к большим учебным нагрузкам, объему информации,продолжительности учебного дня. В связи с этим мы сочли необходимым провестиизучение ССС при адаптации к условиям обучения в РостГМУ.
Результаты исследования показали, что ЧСС в течение учебного дня устудентов 1 группы изменяется в меньшей степени, чем у студентов 2 группы.Сравнивая показатели ЧСС до и после занятий, было установлено, что у 48% юношейиз РО ЧСС оставалась без изменений – нормотоническая реакция (НТ) либонезначительно снижалась концу учебного дня (у 18% студентов этой группы), чтосвязано с умеренным влиянием парасимпатического звена ВНС (ВТ) (рис1). Такаянаправленность изменений сохранялась в течение всей недели, что позволяетпредполагать переход организма на экономный режим энергетических трат,связанный с интеллектуальной деятельностью студентов. У 22% жителей РОотмечалось умеренное повышение ЧСС после занятий. Эту реакцию мы такжерасценивали, как благоприятную, поскольку умеренная активация симпатического(СТ) звена повышает возбудимость нервной системы, способствует высокойумственной и физической работоспособности. И 12% ростовчан имелинеблагоприятную реакцию ССС на учебную нагрузку, которая проявлялась выраженнойсимпатической асимметрией после занятий (ЧСС повышалась более, чем на 12уд/мин). Длительная симпатикотония может стать причиной истощенияадаптационного потенциала привести к нарушению здоровья.
По результатам орто-клиностатической пробы у жителей Ростова и РО(1 группа) было установлено два типа реагирования вегетативной нервной системына дневные нагрузки, тогда как у жителей Северокавказского региона (2 группа) –три типа реакции, два из которых были такими же, как у юношей 1 группы. Первыйтип реагирования вегетативной нервной системы на дневные нагрузки в течениенедели мы расценивали как наиболее благоприятный. Он проявлялся удержаниемсимпатического тонуса, как в течение дня, так и в течение всей недели. Второйтип реагирования вегетативной нервной системы был противоположен первому – т.е.отмечалось повышение симпатической регуляции сердечной деятельности приотносительно постоянной активности ваготонических реакций.
/>
Рис. 1. Влияние учебной нагрузки на вегетативную регуляциюЧСС у студентов, жителей РО
У студентов 2 группы характер изменения ССС несколько отличался отстудентов 1 группы. Так у 38% жителей СКР адаптации ССС к учебным нагрузкампротекала неблагоприятно, на что указывала выраженная симпатическая асимметрия у21% студентов (значения ЧСС после учебы были выше утренних более, чем на 12–15уд/мин). Еще у 17% юношей этой группы направленность изменения ЧСС менялась втечение недели, т.е. отмечались дни с повышением этого показатели, и дня соснижением ЧСС после учебы. Такие изменения мФ определила как вегетативныйдисбаланс (рис. 2).
/>
Рис. 2 Влияние учебной нагрузки на вегетативную регуляцию ЧССу студентов, жителей СКР
 
Оценка функционального резерва ССС в ортостатической пробепоказала, что в утренние часы у всех испытуемых обеих групп смена положения сопровождаласьповышением ЧСС, при этом изменения показателя не превышали 12 уд/мин. Междутем, характер изменения ЧСС в вечерней клиностатической пробе был разным.Анализ этих изменений позволил выделить три основных варианта у испытуемых 1группы, и большее разнообразие у студентов 2 группы.
Так у 88% жителей РО в течение недели отмечалась стабильностьизменения ЧСС в вечернее время. У этих студентов при смене положения ЧСС либоснижалась не более, чем на 6 уд/мин (у 56%) – нормотоническая реакция, либопроявлялся выраженный ваготонический эффект (у 32%) – снижение ЧСС на 12–15уд/мин (рис. 3). У 12% студентов симпатическая асимметрия сохранилась и вклиностатической пробе – через 10 мин. После перехода в положение «лежа»ЧСС оставалась такой же, как и в вертикальном положении. У двоих студентов несколькораз в неделю была установлена парадоксальная реакция – повышение ЧСС вположении «лежа» более, чем на 6 уд/мин. Как было установлено в последующем,оба студента жили в Ростовской области менее года и были уроженцами северныхрайонов РФ (республика Коми и Восточная Сибирь)
 
/>
Рис. 3.Изменение ЧСС в клиностатической пробе у студентов, жителей РО
Уиспытуемых второй группы 33% имели стабильную нормотоническую реакцию на сменуположения и 17% – ваготоническую. Оба типа реагирования можно расценивать какадекватную, что свидетельствует о достаточном адаптационном потенциале ССС уэтих студентов (рис. 4).
У 21%студентов 2 группы отсутствовала однонаправленность изменений ЧСС при сменеположения, однако, выраженной вегетативной асимметрии в ответе ССС ненаблюдалось. В течение недели отмечались как незначительные изменения ЧСС всторону снижения, так и сохранение показателей при переходе из вертикальногоположения в положение «лежа». Такой характер ответа ССС на клиностатическуюпробу мы оценили как вегетативную нестабильность, а адаптацию, как относительнонеблагоприятную. 29% студентов этой группы имели выраженную симпатическуюасимметрию, которая проявлялась ЧСС выше 85 уд/мин. в вечернее время и через 10 мин.при переходе в положение «лежа» показатели оставались без изменения. Напряжениесимпатического звена ВНС считается неблагоприятным прогнозом адаптации.
/>
Рис. 4.Изменение ЧСС в клиностатической пробе у студентов, жителей СКР
Изучениесистемы дыхания, показало, что у представителей КР адаптация этой системы такжепротекает хуже, чем у жителей РО.
Так всостоянии покоя время задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у 84% студентов1 группы соответствовало возрастной норме (60–75 сек. и 40–45 сек.соответственно), 7% имели показатели выше нормы, что объясняетсясистематическими занятиями спортом, и 9% имели показатели ниже возрастнойнормы. Следует отметить, что у последних студентов имела место симпатическаяасимметрия. Следовательно, длительное напряжение симпатического звена ВНСприводит к снижению дыхательного потенциала организма за счет усиленияокислительных процессов в клетках (рис. 5).

/>
Рис. 5.Показатели времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов 1 группыв состоянии покоя
У 54% студентов2 группы показатели времени задержки дыхания на вдохе и выдохе в состояниипокоя были в пределах возрастной нормы, у 46% студентов – ниже нормы.
/>
Рис. 6.Показатели времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов 2 группыв состоянии покоя
Послевыполнения физической нагрузки у всех жителей РО показатели времени задержкидыхания в обеих функциональных пробах либо не изменилось, либо незначительноповысилось, что считается адекватной скоординированной реакцией на гипоксиюсистем внешнего и тканевого дыхания (табл. 1)
У студентов2 группы ответ респираторной системы на физическую нагрузку отличалсяразнообразием. Так повышение времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генчаотмечалось лишь у 36%, у 28% время задержки дыхания на вдохе осталось безизменения, но увеличилось в пробе Генча. Есть основание полагать, что у этихюношей реализуются процессы адаптации к гипоксии, которые формируются у жителейгорных районов и проявляются на уровне газотранспортной функции крови иокислительных процессов в клетке. Еще у 15% жителей КР после физическойнагрузки увеличилось время выполнения пробы Штанге, но сократилось времязадержки дыхания на выдохе. Очевидно, после физической нагрузки повышаетсяинтенсивность клеточного дыхания, что требует дополнительного поступления кислородаи считается низкоэффективным механизмом. Это является причиной сокращениявремени задержки дыхания на выдохе. Повышение резерва внешнего дыханияобеспечивает реализацию клеточных процессов. Такую реакцию системы дыхания нафизическую нагрузку можно расценивать как относительно неблагоприятную. У 21%студентов 2 группы показатели пробы Штанге после физической нагрузки сталиниже, тогда как значения пробы Генча выше. Такое сочетание изменения временизадержки дыхания можно оценить, как самое неблагоприятное, т. к. снижениеутилизации кислорода тканями (увеличение времени в пробе Генча), при снижениирезерва внешнего дыхания в пробе Штанге, указывает на, и, следовательно,способствует сохранению состояния гипоксии.
Такимобразом, результаты исследования показали, что адаптация системжизнеобеспечения у студентов, жителей КР протекает медленнее, чем у жителей РО.При этом большее разнообразие изменений системы ССС в орто-клиностатическойпробе и системы дыхания после физической нагрузки дает основание полагать, чтоснижение резервного потенциала связано не только с учебными нагрузками, но и сизменением климатических условий, в частности, парциального давления кислорода,влажности, температурного режима.
Таблица 1. Изменениевремени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов после физическойнагрузки 1 группа 2 группа 100% 36% 28% 15% 21% Проба Штанге повышалось повышалось не изменялось повышалось снижалось Проба Генча повышалось повышалось повышалось снижалось повышалось
 
ЦНСявляется ключевым звеном адаптации, т. к. интегрирует ответ организма нафакторы внешней среды путем регуляции висцеральных систем и психофизиологическиххарактеристик личности. В связи с этим было проведено изучение силы нервныхпроцессов с использованием теппинг-теста.
Результатыисследования показали, что скорость выполнения задания у всех студентов 1группы соответствует возрастной норме. При этом, у 80% студентов из Ростовскойобласти до умственной нагрузки показатели теппинг-теста соответствовали среднейвозрастной норме (70–80 точек за 10 секунд), и лишь у 20% – приближались книжней её границе (65–70 точек за 10 секунд). У 45% студентов 2 группы этотпоказатель был ниже нормы – менее 60 точек за 10 сек. Анализ графиковтеппинг-теста показал, что у 66% студентов 1 группы, жителей РО до умственнойнагрузки (занятия в университете) график был равномерным, у 34% неравномерным.После умственной нагрузки форма графиков не изменилась, однако скоростьвыполнения задания снизилась, особенно у студентов с неравномерным графиком.Самые низкие значения были в последние 10 секунд выполнения задания, чтосвидетельствует о наступлении утомления (рис. 8).

/>
Рис. 7Показатели моторной активности кисти ведущей руки студентов 1 курса РостГМУ
Характерграфика теппинг-теста позволяет судить о силе и устойчивости нервных процессов,врабатывании и утомлении. Равномерное выполнение задания свидетельствует обустойчивой работоспособности, и высокой скорости врабатывания. Показателимоторной активности (количество поставленных точек за 10 сек) такжесвидетельствуют о силе и подвижности нервных процессов.
Равномерныйграфик с сохранением средневозрастных показателей скорости кисти руки был у 66%студентов первой группы. Такой график указывает на высокую силу нервныхпроцессов, быстрое врабатывание и длительную, оптимальную работоспособность. У34% график был неравномерным, т.е. скорость выполнения теппинг-тестасущественно изменялась каждые 10 секунд. Это указывает на неустойчивостьпроцессов возбуждения в нервной системе и быструю утомляемость, а следовательноможно расценивать как признак напряжения процессов адаптации.
Следовательно,у 66% студентов 1 группы отмечается хорошая адаптируемость нервной системы кусловиям обучения в РостГМУ, у 34% в середине первого семестра имела местонеустойчивость нервных процессов, что приводит к быстрой утомляемости иснижению адаптационного потенциала.
 
/>/>66%студентов                                          34% студентов

Рис. 8.Графики теппинг-теста студентов 1 группы до и после занятий
У студентов2 группы выявлено 4 типа графиков теппинг-теста до занятий
У 64%участвующих в обследовании студентов этой группы график теппинг-теста былравномерный или восходящий. Обычно, такие кривые графики теппинг-тестауказывают на высокую силу нервных процессов и низкую утомляемость. Однако, внашем случае у всех студентов восходящим типом графика теппинг-теста моторикакисти руки не достигала возрастной нормы, а следовательно, полученные намирезультаты не могут быть интерпритированны по обычным правилам, так как низкийуровень моторной активности кисти сохранился и после умственной работы.Полученные данные позволяют полагать, что адаптация ЦНС к условиям обучения внашем ВУЗе у этих студентов проходит за счёт охранительного торможения, котороезащищает её от перегрузок (Акопян, 2006)./> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 9.Типы графиков теппинг-теста  (Северный Кавказ, до и после занятия)

У 36% студентовскорость выполнения теппинг-теста соответствовала возрастной норме, однакографик был неравномерным или нисходящим, что свидетельствует о быстройутомляемости или слабой нервной системе.
Послеучебной нагрузки показатели теппинг-теста скорость выполнения задания сталаниже у студентов с неравномерным и нисходящим графиком, что указывает нанакопление утомления в процессе выполнения умственной работы. Высокаяутомляемость нервной системы говорит о возможности срыва механизмов адаптации.У студентов с равномерным и восходящим графиком теппинг-теста скоростьвыполнения задания осталась практически без изменений. Мы полагаем, чтоадаптация нервной системы за счет механизмов торможения будет протекатьмедленнее, но снижает риск срыва адаптации.
Низкиепоказатели теппинг-теста у студентов 2 группы дают основание полагать, чтоадаптация нервной системы к условиям обучения в РостГМУ у этих студентовпроходит за счет охранительного торможения, которое защищает нервную систему отперегрузок. Установленное нами преобладание амбидекстров у представителей 2группы и преимущественная левополушарность у студентов 1 группы также может бытьодной из причин различий течения адаптации к учебной деятельности в Вузе уобследуемых студентов.
Кроме того,мы допускаем, что характер адаптации студентов к обучению в ВУЗе в определённоймере связан с латерализацией мозга. Проведённое нами исследование показало, что62% студентов из Ростовской области имеют левополушарную симметрию, 14% – правополушарнуюсимметрию, и 24% – амбидекстрию (рис. 10).
У студентоввторой группы левополушарность и амбидекстрия представлены в равной мере. Крометого, больше число студентов, имеюших слабо выраженную левополушарность, этозначит, что детальное восприятие и анализ информации затруднено. (рис. 11)

/>/>
Рис. 10.Моторная асимметрия рук у студентов 1 группы
Такимобразом, результаты нашего исследования указывают на более медленную адаптациюстудентов из отдалённых районов к обучению в нашем ВУЗе. Очевидно этот процессзавершится через 2–3 года обучения в Рост ГМУ и проживания вклиматогеографических условиях Ростовской области.
/>
Рис. 11.Моторная асимметрия рук у студентов 2 группы
Личностныепсихофизиологические характеристики также являются важным фактором, влияющим наадаптацию. Проведенное нами исследование личностной тревожности показало, что высокий уровень тревожности имели 19% выходцев из Кавказскогорегиона, 81% – средний уровень тревожности, тогда как у всех юношей изРостовской области уровень тревожности был средним. Но, несмотря на одинаковыйбал анкеты у студентов 1 и 2 групп со средним уровнем тревожности, студенты изСеверного Кавказа чаще отмечали сильное беспокойство и переживание (рис. 12).
/>
 

РО Северокавказский ФО
Рис. 12.Показатели личностной тревожности у студентов 1 курса РостГМУ
Очевидно,одной из причин повышенной тревожности студентов 2 группы является комплекссоциальных факторов, которые включают культуру, язык, религию, бытовыестереотипы. К тому же, юноши 2 группы реже могут встречаться с родными иблизкими.
ВЫВОДЫ
1. Адаптация ССС в начальный период обучения в РОстГМУ у большинствастудентов из Ростовской области обеспечивается парасимпатическим отделом, устудентов из республик Северного Кавказа симпатическим отделом ВНС.
2. В период адаптации к условиям обучения РостГМУ резервныевозможности дыхательной системы студентов из республик Северного Кавказа ниже,чем у студентов из Ростовской области.
3. Уровень личностной тревожности студентов из республик СеверногоКавказа выше, чем у студентов из Ростовской области.

Заключение
Обучение вВузе, особенно в условиях внедрения инновационных технологий, требует отвчерашних школьников высокой активации психофизиологических процессов исопровождается психоэмоциональным напряжением. Умственная деятельностьстановиться более интенсивной, чем в школе и требует освоения культурыумственного труда. Недостаточность навыков умственной работы является одной изведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапахобучения в виде дефицита времени. В вузах медицинского профиля эта проблемаосложняется огромным объемом информации, который следует запоминать. Такиедисциплины, как анатомия, гистология требуют запоминания отдельных деталей, и,следовательно, активного вовлечения левого полушария. Возможно, особенности межполушарнойасимметрии у студентов 2 группы является одной из причин, объясняющихособенности адаптации нервной системы к информационным нагрузкам через механизмохранительного торможения.
Вероятно,характер адаптации нервной системы к учебным нагрузкам отражается наэффективности обучения и поэтому средний текущий балл успеваемости у студентов2 группы в I семестре был 2.4, а у студентов 1 группы – 3.7.
Между тем,поступление в высшее учебное заведение служит доказательствомсоциально-положительной направленности личности. Поэтому снижение эффективностиобучения, связанного с физиологическими особенностями адаптации ЦНС первыхкурсах отражается на уровне личностной тревожности студентов, которая у жителейКР выше, чем у ростовчан.
Дополнительнымифакторами, осложняющими адаптацию ЦНС у студентов 2 группы, являетсяотдаленность от дома, изменение культурной и языковой среды. Более высокоепсихоэмоциональное напряжение юношей, проживающих в КР, отражается нафункциональной активности висцеральных систем, которые обеспечиваютжизнедеятельность организма в новых условиях. Мы полагаем, особенностиадаптации студентов из республик Северного Кавказа позволяют сохранить резервыорганизма и по прохождении некоторого времени, возможно, года или полутора лет,риск дезадаптации будет минимальным и эффективность обучения станет выше.

Списоклитературы
1.  Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностейорганизма и риск развития заболеваний. – М.: «Медицина», -1997. – с. 236
2.  Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т., Иванов С.В. Количественнаяоценка уровня стресса по показателям вариабельности сердечного ритма устудентов в условиях экзаменационной сессии и спортивных соревнований. // Матер.I Всеросс. научно-практическойконференции «Функциональное состояние и здоровье человека» Ростов-на-Дону, 25–29сентября, 2006, с. 75–77.
3.  Беликова Е.А., К вопросу о психофизиологической адаптациистудентов I курса. // Матер Всероссийской конференции с международнымучастием «Достижения биологической функционологии и их место в практикеобразования» Самара, 2003, с. 33.
4.  Булатецкий С.В. Психологические особенности адаптации кобучению как критерий профессионального отбора. // Матер. 2-ойВсероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» Волгоград,2–24 июня, 2010, с. 303 – 306.
5.  Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Нарушение адаптации устудентов первокурсников университета. // Матер. Междунар. симпоз.«Адаптационная физиология и качество жизни: проблемы традиционной иинновационной медицины». – М.: РУДН, – 2008. – С. 71–73.
6.  Геворкян Э.С., Ц.И. Адамян Ц.И. и др. Особенностирегуляции ритма сердца абитуриентов при вступительных экзаменах // Физиологиячеловека. – 2004, – Т. 30, – №3, – С. 54–59.
7.  Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И., Даян А.В,Ксаджикян Н.Н. Динамика интегральных характеристик вариабельностисердечного ритма и психофизиологических показателей студентов в режимеоднодневной и недельной учебной нагрузки // Физиология человека. – 2006. –№4. – С. 57–63.
8.  Гришнова Я.Б., Шутова О.И., Емельянова М.Ю. Социально-психологическоесопровождение студентов вуза в их профессиональной адаптации // Матер. 2-ойВсероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» Волгоград,2–24 июня, 2010, с. 294–297.
9.  Дегтярёв В.П. О взаимосвязи хронотипа студентов с успешностьюучебной деятельности. // Матер. Междунар. симпоз. «Адаптационнаяфизиология и качество жизни: проблемы традиционной и инновационной медицины». –М.: РУДН, -2008. – С. 101–102.
10.  Дегтярёв В.П. Влияние личностной тревожности науспешность учебной деятельности студентов с различнымииндивидуально-типологическими качествами. // Материалы XII Междунар. симпоз.«Эколого-физиологические проблемы адаптации». – М.: РУДН, -2007. – С. 141–143.
11.  Казин Э.М., Варич Л.А. Особенности психофизиологическойадаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разныхвидах спорта, к условиям обучения в ВУЗе // Физиология человека, -2005, –Т. 31, – №1, – С. 77–82.
12.  Казин Э.М., Иванов Б.И., Литвинова Н.А. Влияние психофизиологическогопотенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека,-2002, – Т. 28, – №3, – С. 23–29.
13.  Кислицын Ю.Л., Шастун С.А., Пермяков И.А. Некоторыепоказатели морфофункционального состояния и анализа вариабельности сердечного ритмау иностранных студентов в острый период адаптации. // Материалы XII Междунар. симпоз.«Эколого-физиологические проблемы адаптации». – М.: РУДН, -2007. – С. 230–232.
14.  Кузнецова Н.С., Хышиктуев Б.С. Некоторые аспектыпараметров системы «Пол – антиоксиданты» у студентов младших курсов в процессеадаптации к факторам образовательной среды ВУЗа. // Материалы Междунар.конгресса «Здоровье и Образование в XXI веке. Концепции болезней цивилизации». – М.: Из-во РУДН. – 2007.- С. 358.
15.  Кузьмина В.Е., Кашина М.М. Энцефалографическийанализ развития синдрома монотонии в условиях умственного труда. // МатерВсероссийской конференции с международным участием «Достижения биологическойфункционологии и их место в практике образования» Самара, 2003, с. 127.
16.  Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А.М. Влияниеиндивидуальных психофизиологических особенностей на характер адаптациистудентов к умственной деятельности // Валеология. – 2004. – №4. –С. 80–86.
17.  Модин А.Ю. Результаты функциональных проб с задержкойдыхания у здоровых мужчин в положении лежа и стоя // Физиология человека, –Т.24, – №5, -1998. – С. 123
18.  Московченко О.Н. Донозологическое адаптивное состояниеиндивида. // Матер. I Всеросс. научно-практической конференции «Функциональноесостояние и здоровье человека» Ростов-на-Дону, 25–29 сентября, 2006, с. 110–112.
19.  Севрюкова Г.А. Москвина О.Н. Современныеподходы к проблеме здоровья студентов: физиологический аспект. // Матер. 2-ойВсероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» Волгоград,2–24 июня, 2010, с. 330–333.
20.  Ситников Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.П. Влияниеучебной нагрузки и условий производства на функциональное состояниесимпатоадреналиновой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек17–18 – летнего возраста // Физиология человека. – 2001. – №5. –С. 60.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие отечественных рыбохозяйственных подводных исследований
Реферат Cid – Танцевального совета юнеско
Реферат Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Реферат Перспективные направления регулирования сферы теплоснабжения
Реферат Отчет по производственной практике (гостиничное дело)
Реферат Гистогенез морфо-функциональные и гисто-химические особенности мышечной ткани Механизм мышечного
Реферат Ринок робочої сили
Реферат Нисский, Георгий Григорьевич
Реферат Искусство в период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)
Реферат America And Its Policy Toward Immigration Essay
Реферат Macbeth Fear And Ambition Essay Research Paper
Реферат Радянська держава в роки формування (1918-1921)
Реферат Россия и мировые войны: уроки и итоги
Реферат Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи
Реферат 1. Утвердить прилагаемые лицензирования кредитных бюро