Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей представлениягородских и сельских старшеклассников о семейнойжизни
1.1 Понятие «семья» в психолого-педагогическойлитературе
1.2 Особенности представления старшеклассников о семейнойжизни
1.3 Различные представления городских и сельскихстаршеклассников о семейной жизни
Глава 2. Экспериментальное исследование представлениягородских и сельских старшеклассников о семейной жизни
2.1 Изучение представления городских и сельскихстаршеклассников о семейной жизни
2.2 Анализ результатов исследования представления городскихи сельских старшеклассников о семейной жизни
Заключение
Библиография
Введение
Современная семья и ее проблемыслужат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии,демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений вбраке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейноговоспитания.
В наше время включенность всемью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личностьполучила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятиясемейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективнозаданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно ониявляются центральными в семье.
Устойчивость семейных отношенийзависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к бракупонимается как система социально-психологических установок личности,определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность кбраку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков«де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесьнаблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировалисьу молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальныхусловий и норм.
Следует сказать, чтопсихологический аспект не совсем полностью отражает широту проблемы подготовкимолодого поколения к семейным отношениям. В имеющихся исследованиях не нашладостаточно полного отражения проблема подготовки школьников к семейной жизни васпекте выработки у них положительных брачно-семейных представлений.
Все это и обусловилоактуальность темы исследования.
При изучениипсихолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между большимколичеством исследований по проблеме семейных отношений и недостаточно полнымотражением проблемы подготовки школьников к семейной жизни в аспекте выработкиу них положительных брачно-семейных представлений.
Выявленное противоречиепозволило обозначить проблему исследования: изучение особенностей представлениягородских и сельских старшеклассников о семейной жизни.
Данная проблема позволиласформулировать тему исследования: «Особенности представления городских и сельскихстаршеклассников о семейной жизни».
Объект исследования: школьникистарших классов.
Предмет исследования: особенностипредставления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.
Цель исследования: теоретическивыявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить особенностипредставления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни.
Изучениепсихолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинутьследующую гипотезу: предполагается, что у городских и сельских старшеклассниковразличные представления о семейной жизни. Сельские старшеклассники относятся ксемейным отношениям более серьезно, больше привязаны к семейной жизни.
В соответствии с целью игипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «семейнаяжизнь» в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить особенности представлениястаршеклассников о семейной жизни.
4. Экспериментальным путемпроверить особенности представления городских и сельских старшеклассников осемейной жизни.
Теоретико-методологическаяоснова исследования: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, егоконцепция психологического возраста и социальной ситуации развития; идеиотечественных и зарубежных психологов по проблемам семьи и личности подросткови юношей Э. Берна, В. Вульфа, М.Ю. Кондратьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского,В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др., а также педагогические аспекты проблемыподготовки будущего семьянина в работах И.В. Гребенникова, Л.М. Панковой, А.Я. Студенте,В.Я. Титаренко, К.Е. Романова, И.В. Бестужева-Лады и др., проблемы половоговоспитания отражены в работах И.С. Кона, В.Б. Кагана, Д.Н. Исаева, проблемыинститута семьи и брака рассмотрены в работах таких российских ученых как С.И. Голод,М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова и др. Средизарубежных специалистов следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, Ф. Мередита, К.Витека и др.
Для решения поставленных задач ипроверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение ианализ психолого-педагогической литературы по проблематике исследования; психологическиенаблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение психологическогоэксперимента, количественная обработка и качественная интерпретацияэкспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Опытно-экспериментальная базаисследования: МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево. В экспериментеучаствовали учащиеся 11 классов.
Исследование проводилось в триэтапа.
Первый этап — постановочный (01.09.09- 01.10 09) — выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогическойлитературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задачисследования, постановка гипотезы.
Второй этап — собственно-исследовательский (02.10 09 — 02.11 09) — разработка комплексамероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов,проверка гипотезы.
Третий этап — интерпретационно-оформительский (03.11 09 — 03.12.09) — проведение контрольногоэксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследованиясостоит в том, что представления старшеклассников о семейной жизни впервыерассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментальноисследованы особенности представления городских и сельских старшеклассников осемейной жизни.
Практическая значимостьзаключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут бытьиспользованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,включающего 35 наименований, приложения.
Общий объем работы 52 страницыкомпьютерного текста.
Глава 1. Теоретические аспекты особенностейпредставления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни1.1 Понятие «семья» впсихолого-педагогической литературе
Семья — это первичная ячейкасоциальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один изсамых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов,наций, государств.
Семья представляет собой сложноесоциальное явление, в котором переплетаются многообразные формы отношений ипроцессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в которомудовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественныхпотребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, котораянакладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, чтопо отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование.Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много,чтобы исследовать ее объективно» [30, с.3].
Семьёй в социологии называютсоциальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимнойморальной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляетсобой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную набраке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.
Иными словами, семья — это новыйобъект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственнымобразом исчезнуть. Семья — это прежде всего отношения между её лицами. Мызачастую не понимаем, что создать семью — это означает не только найти человекаи поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью — это значитпостроить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
Семья относится к особым,фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействиена общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именносемья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Крометого, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мереона является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношенийдля молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные,складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, иэкономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимыхблаг. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.
В семье между её членамисуществуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формированиетрудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения — все эти вопросынаходятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, кудамолодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье черезособый психологический механизм: они основываются на чувствах любвипривязанности и заботы.
Семьи различают по такимпараметрам [4, с.247]:
1. По семейному стажу супругов. Здесьвыделяют семьи:
семья молодоженов. Это толькочто рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людейразное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: уних ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные отреальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. Иони ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.
молодая семья — следующая стадия(у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый периодсокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями.Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляютсяпервые размолвки, стремление изменить, переделать его.
семья, ждущая ребёнка. На этуступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметноменяется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа поотношению к жене не знает границ.
семья среднего супружескоговозраста (от трёх до десяти лет совместного проживания). Это наиболее опасныйпериод её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие,стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и наобозначенный период приходится большинство разводов.
семья старшего супружескоговозраста (10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этомэтапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
пожилые супружеские пары. Этаразновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появлениевнуков.
2. По количеству детей выделяюттакие разновидности семей:
бездетные (инфертильные) семьи,где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третьясемья из этой группы распадается по инициативе мужчин.
однодетная семья. Таких семей вгородах 53,6%, а в селе — 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждаявторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её,условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологиотмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм [33,с.8].
малодетная семья (семья с двумядетьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, понаблюдениям социологов в 3 раза.
многодетная семья — такою нынчесчитается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайнередки, и если иногда случаются, то из-за экономической илинравственно-психологической несостоятельности мужа.
3. По составу семьи.
неполная семья — когда в семьеесть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одногоиз супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачногорождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети вэтих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью иэмоциональностью.
отдельная, простая семья (нуклеарная)Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Ониобладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как имхочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявлениеспособностей, личностных качеств каждого из супругов.
сложная семья (расширенная) — состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологическихисследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают втаких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободноговремени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередковстаёт вопрос о разводе с родителями — из-за вмешательств некоторых из них вжизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремлениямолодёжи к самостоятельности [33, с.11].
большая семья, состоящая из трёхи более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями).Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве,они мало подходят.
4. По типу главенства семьёй. Различаютдве основные разновидности семьи:
эгалитарная (равноправная) семья.По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% отобщего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределениедомашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того,у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит,потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командоватьдруг другом [33, с.14].
вторая разновидность — авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного членасемьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую частьсоставляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую — патриархатного типа. Семьиэтого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полнывсевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольномирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.
5. По однородности социальногосостава.
социально гомогенные (однородные).Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общегочисла семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковымслоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одномукультурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и междусупругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычноспокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даётлюдям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.
социально гетерогенные (разнородные).Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковоеобразование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесьобычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше,преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношенияобычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейнаяактивность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому чтонеодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.
6. По качеству отношений в семье.
благополучные, которые, пословам Толстого, все «похожи друг на друга».
устойчивые
проблемные. Тут частенько нетвзаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.
конфликтные, где семьи неудовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.
социально неблагополучные, вкоторых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.
дезорганизованные семьи, гдепроцветает культ силы, господствующим чувством является страх, каждый членсемьи живёт сам по себе.
7. По типу потребительскогоповедения.
с физическим уклоном, где напервом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одеждызанимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости дляних этих ценностей
с интеллектуальным типомповедения — эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно неотличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметьхорошую книгу, чем лакомое блюдо.
смешанный тип семьи, в которомгармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологическиес интересами духовными.
8. По особым условиям семейнойжизни.
студенческая жизнь. Особенностьтакой семьи — отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостатокденег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время этисемьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшеебудущее.
дистантные семьи. О них ужеупоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это,например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья взначительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живутвместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи наэтой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.
В настоящее время в России 66,3млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгаетсяпримерно половина этого количества. В 1999 г. число браков на 1000 населениясоставило 6,3, разводов — 3,7. Уровень разводов очень различается в городской исельской местности. В крупных городах соотношение между браками и разводами 2:
1. В сельской местности ситуациясовсем иная. Из общего количества распадающихся браков 38% приходится на семьи,просуществовавшие менее четырех лет. Быстро увеличивается число внебрачныхдетей. В настоящее время каждый пятый родившийся — внебрачный ребенок [342, с.224].
Изменения в формировании,развитии и стабильности семьи в России и в их демографическом поведениипорождены не столько кризисными явлениями последнего десятилетия, апредставляют собой накопленный результат демографических изменений,происходящих в стране на протяжении долгих лет.
Значение семьи в жизни обществаи человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления оботмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 1920-м гг.,поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьмаживучими. Они основывались на негативном отношении к старой семье, котороепостепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось вобщественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматриваласемью как нечто сугубо «личное», противостоящее интересам общества. Термин«домашняя хозяйка» имеет пренебрежительный оттенок до настоящеговремени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщинспособствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важнымфактором снижения уровня рождаемости.
Теоретический анализпсихологических научных работ, посвященных семье, дает возможность выделить дванаправления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологическогофеномена и механизмов ее функционирования.
Большой вклад в изучениединамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарскийисторик И.Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), ишотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак»(1865).
В рамках одного из направленийсемья изучается как малая группа (М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А.Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся ксоциальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью какмалую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению пониманиясемьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающихсемью от других малых групп.
В исследованиях данного подходаможно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурнуюобщность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а такжесхожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.
Другое направление дает намвозможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи каксистемы отмечается в различных моделях психотерапии. При этом существуютисследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е.В. Антонюк,Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьик рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Тем самым исследователиуглубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию (хотя вданных исследованиях — только в системе деятельностей). О.С. Сермягина такжеотмечает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена [31,с.84].
Согласно основномуметодологическому принципу системности, семейные отношения представляют собойструктурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны,взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские,детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
В семейных отношениях бываютконфликты. А.И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их всоответствии с частотой встречаемости:
нарушение этики супружескихотношений (измена, ревность);
биологическая несовместимость;
неправильные взаимоотношениясупругов (одного из них) с окружающими их людьми — родственниками, знакомыми,сослуживцами и т.д.;
несовместимость интересов ипотребностей;
различные педагогические позициипо отношению к ребенку;
наличие личностных недостатковили отрицательных
качеств у одного, а подчас и уобоих супругов; отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
В семейных отношениях обычныезаконы арифметики трансформируются в высшую математику чувств — неприятность,разделенная на двоих, уменьшается вдвое, радость, разделенная на двоих,увеличивается в 4 раза.
Общепринятой классификациисемейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость ивзаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную-биологическоевоспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную — духовноевоспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказываетсистематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всейжизни;
хозяйственно-бытовую — поддержаниефизического состояния семьи, уход за престарелыми;
экономическо-материальную — поддержаниеодними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
функцию организации досуга — поддержаниесемьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят отуровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов,возраста членов семьи, ее доходов;
функцию социального контроля — ответственностьчленов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующуюоснову составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе илив социальных группах.
Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции,вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи вцелом, так и каждого ее члена.
Функции семьи. Жизнедеятельностьсемьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов,называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видовпотребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [14, с.243].
Выполнение семьей ее функций имеетзначение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьисостоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве иматеринстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут«реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функциисемья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функциясемьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (впище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнениясемьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в трудефизических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворениеее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональнойподдержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональнуюстабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психическогоздоровья.
Функция духовного (культурного) общения- удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовномобогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социальногоконтроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенноститеми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) необладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своеповедение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зренияобщества важно, что семья при этом осуществляет регулированиесексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическоевоспроизводство общества.
С течением времени происходятизменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствиис новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичногосоциального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведенияв сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружескимизменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойноеповедение в семье [22, с.394].
Нарушения функций семьи — этотакие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуютвыполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкийкруг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними,определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательнойфункции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний инавыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания,вмешательство других членов семьи и т.д.).
Благополучные семьи такжеиспытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутреннимипротиворечиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиямижизнедеятельности в социуме:
с чрезмерным стремлениемзащитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная,потворствующая гиперпротекция и „чрезмерная опека“);
с неадекватностью соотнесениясобственных представлений о семье и тех социальных требований, которыепредъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятияпротиворечий современного социума).
Неблагополучные семьи (проблемные,конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-занеудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи подвоздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главнойпроблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к немуродителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различныепсихогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств,жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяютна конфликтные, кризисные и проблемные.
Конфликтные семьи. Вовзаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности,намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные ипродолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительносохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другимскрепляющим его факторам.
Кризисные семьи. Противостояниеинтересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватываетважные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимаютнепримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, несоглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные бракираспадаются или находятся на грани распада.
Проблемные семьи. Для ниххарактерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака.Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного изсупругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовноепреступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненныхобстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категориясемей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейныхвзаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Семейные отношения регулируютсянормами морали и права. Их основу составляет брак — легитимное признаниевзаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей иответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важнымиусловиями существования семьи являются совместная деятельность и определеннаяпространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическаяоснова ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культурыопределенного народа, конфессии, государства [5, с.117].
Таким образом, семья — этодобровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом,своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позициейи мировоззрением. Взгляд на супружеские отношения как совмещеннуюпсихологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходитперестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессахперсонализации и персонификации, позволяет выделить их в качестве предметаобщепсихологического исследования. Совокупность вышеизложенных теоретическихпостроений дает основания для того, чтобы рассматривать семью как открытуюсовмещенную психологическую систему, полюсами которой будут являться двасуверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействиясовмещенный слой бытия.
Об особенностях представлениястаршеклассников о семейной жизни пойдет речь в следующем параграфе.1.2 Особенности представления старшеклассников осемейной жизни
Исследование ценностныхориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает,что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматриваетсякак семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенноеместо в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, гденаблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее времяхарактерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны,отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могутпроявить свое главенство [34, с.224].
Как складываются и от чегозависят брачно-семейные представления?
На первой же стадии, когда идетвыбор, складывается только интерес, девочкам и мальчикам свойственно менятьсвою ориентацию, испытывать симпатию сразу к нескольким людям. Вряд ли нужнораньше времени, в школьные годы обосабливаться в пару, добиваться объяснения,уточнять свои отношения. Объяснение требует ответа, а ответ не всегда можетбыть удовлетворительным. Вот почему так важно не торопиться со словами о любви,в особенности в школьные годы. Все еще может перемениться.
На уроке в школе можно привестимножество прекрасных высказываний о любви, в которых поэты и прозаики пыталисьответить на вопрос, что такое любовь, описать это бесконечно глубокое и сильноечувство, раскрыть и понять сущность его. О любви написаны сотни страниц, но отэтого сама любовь не перестала быть загадкой.
Любовь действительно остаетсятайной и откровением для отдельного человека, и каждое поколение вновь и вновь,как и миллионы лет тому назад, будет ставить и решать проблемы взаимоотношениймужчины и женщины, откликаясь на призывный голос любви.
Первая любовь остается в сердценавсегда. Если первая любовь стала единственной, такому человеку можнопозавидовать. Он, безусловно, счастлив, счастлив настолько, что готовбезоговорочно осуждать другого, если у него не заладилась личная жизнь. Неудачнаяпервая любовь непременно оставит след, рану, вызовет разочарование. Ну а если ктому же над вами надругались, жестоко обидели, вы уже этого никогда не забудете.Скорее всего, вы попытаетесь отплатить, но уже другим, за жестокость ипредательство первого чувства.
Только нужно помнить, что этоопасный путь, в особенности для девушки. Ничто так пагубно не отражается нахарактере, внешности, здоровье девушки, как беспорядочные связи, безудержныеувлечения, случайные контакты.
Сегодня все чаще стали говоритьоб искусстве любви. Искусство любви — это постоянная корректировка своегоповедения в связи с развитием отношений мужчины и женщины, которые требуют отпартнера большого такта, деликатности, внимания и чуткости [19, с.71].
Зависимость создания семьи отлюбовного чувства понятна каждого старшекласснику.
Любовь — семья,
семья — здоровье,
здоровье — труд,
труд — благополучие — эту схемупостроил десятиклассник. При всей ее наивности и бесхитростности в ней ухваченыосновные закономерности в жизни человека и его семьи.
Мальчики начинают искатьконтактов с девочками, начинаются первые заигрывания, иногда даже в видехулиганских выходок. Время идет, интерес развивается, выходит за пределыкласса, и кому-то из мальчиковой группы поручается (идеально, если у него естьсестра, а у той, соответственно, подруги) привести в компанию несколько хорошихдевушек (»подходящих").
Девичьих компаний в подростковомвозрасте как таковых почти не существует. Дружат 2-3 подруги, близкие,преданные, но поиск мужской компании, интерес к ней, желание приблизиться иобщаться именно с ребятами никогда не оставляют девушек. При этом мальчикисвоего класса кажутся «малолетками». Девочки-десятиклассницы начинаютпосещать места, где можно познакомиться с юношами более старшего возраста. Потребностьэта естественная, знать о ней взрослым необходимо. Их задача — помочь ребятамсформировать более широкий круг социального общения, кроме школы и семьи. Иначежизнь все чаще сталкивает нас с парадоксальным явлением: самые скромные, умные,образованные девушки, готовые к браку и способные осуществить воспитание детейна должном уровне, остаются не замужем. И все же молодым (в первом юношескомвозрасте) очень важно обеспечить в определенной мере устойчивое для себяположение, прежде всего в своей среде. Здесь они общаются, группируются посимпатиям, получают новую информацию. Цель общения — кроме приятноговремяпрепровождения — поиск партнера для общения из числа представителейдругого пола. Следовательно, в подростковой среде общение нельзя заменить ничемдругим.
В выборе пары отражаетсягармоническое сочетание социальной и природной сущности человека. И чем вышеинтеллект, тем обязательнее выявление этой гармонии. В выборе происходитобъединение идеала и чувства. Социальная определенность идеала оказываетсяосновополагающим условием выбора.
Выбор начинается со знакомства. Однилюди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразуже располагают к себе, другие — нет. Отношение к человеку в первом приближениив решающей степени зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения,удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о человеке по первомувпечатлению никак нельзя [24, с.125].
Оно может быть обманчиво. Бываеттак, что за внешней привлекательностью и обаянием скрывается эгоизм,черствость, и это рано или поздно проявится. Бывает и другое, когда глубокая,содержательная личность остается незамеченной, скромность не позволяет нарочитодемонстрировать свои достоинства.
По мере созревания, в ходесоциализации, под влиянием взрослых, учителей, родителей, чтения художественнойлитературы, фильмов и общения со сверстниками юноши и девушки постепенноусваивают определенные эталоны поведения, вырабатывают свой идеалпротивоположного пола. Все большее значение начинают приобретать внутренниекачества человека, а не только внешность. Молодые люди, в особенности девушки,любят поговорить со старшими (разумеется, с теми, кому они абсолютно доверяют) освоем идеале противоположного пола, показывают свои сочинения, стихи и дажедневники с личными переживаниями.
Именно в молодости складываетсяопределенный образ противоположного пола, к которому человек стремится в своемвыборе.
В настоящее время нет недостаткав сложнейших, порой трагических ситуациях личностного характера, когдаподростку приходится совершать моральный выбор. Отец и мать, школа иобщественность прилагают немало усилий, чтобы помочь молодому человеку сделатьтот единственный выбор линии поведения, который возвышал бы его, оправдывал быего поступки. Одной из разновидностей морального выбора является выбор супруга(супруги). Рано или поздно всем приходится делать этот выбор.
Подготовка к браку — это изабота о своем здоровье, и о здоровье полюбившегося человека.
Основная сфера контактов молодыхлюдей — это школа, вуз, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно,нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно встарших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно частоперерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведетмолодых людей к браку [35, с.100].
Большую роль в межличностныхотношениях старшеклассников играет эрудиция, общий интеллектуальный уровеньчеловека. Доминирующие направления личностного выбора находятся в прямойзависимости от общих ценностных ориентации.
На выработку представлений обидеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияниеоказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются ккультурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие наформирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причемлюбопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны неучитывать. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы в своих семейных отношенияхповторить опыт своих родителей?» — большинство отвечают отрицательно. Этововсе не значит, что большинство молодых людей — выходцы из неблагополучныхсемей. Скорее это свидетельствует о возрастном максимализме и великой силепреобразования, заложенной в молодежной среде, с ее страстным стремлением кусовершенствованию, красоте отношений между мужчиной и женщиной, пересмотруустановок прошлого [26, с.165].
В настоящее время наблюдаютсявозрастающие требования к своему партнеру в браке. Любопытно, что у девушек этитребования более высокие, чем у юношей. Из анкетного опроса выясняется, что мужв идеальном представлении современной девушки должен быть, прежде всего,интересным человеком, тонким, душевным, немного романтичным. Он также долженобладать чувством собственного достоинства и чувством юмора, быть честным,умным, обаятельным, умеющим понимать жену, помогать ей как на работе, так идома, быть справедливым, отзывчивым; он не должен пить, курить, ревновать, и,конечно, он должен обязательно любить жену и детей [11, с.273].
Юноши видят в идеале своюизбранницу, обладающую следующими качествами: нежностью, чуткостью,жизнерадостностью, добротой, живостью, пониманием, эрудицией, спортивностью. Вотнаиболее общие, повторяющиеся ответы современных юношей относительно желаемыхкачеств своей подруги жизни.
На формирование идеала огромнуюроль оказывает общая культура.
Большое значение в процессеформирования межличностных отношений нового типа имеет система воспитания иобразования. Но при этом нельзя недооценивать волевой компонент, усилия самойличности в организации личного счастья, мобилизацию духовных и физическихусилий для становления своих способностей, реализации себя в социальнойпрактике.
Таким образом, особенностипредставления старшеклассников о семейной жизни состоят в том, что семья всебольше для них становится в основном средством удовлетворения их потребностей винтимном и неформальном общении. Но представления молодежи о семье вариативны исоответствуют нескольким основным моделям семейной жизни, рассматриваемым всовременной психологической науке: «традиционной», «детоцентрической»,«супружеской», «социоцентрической» и «встречающейся».Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующиесоциально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семьязнакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семьяпопулярного человека, мнение друзей. Семья старшего поколения, в целом,является для современных старшеклассников и студентов приоритетным ориентиром встановлении представлений о будущей семье. Общей тенденцией содержанияпредставлений старших подростков о семье является выделение двух главныхвекторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте,другой — с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представленияо семье как о психологической реальности становятся приоритетными длясовременной молодежи.
В следующем параграфе мырассмотрим различные представления городских и сельских старшеклассников осемейной жизни.1.3 Различные представления городских и сельскихстаршеклассников о семейной жизни
Выбор модели будущей семьи ичастота обсуждения отдельных сфер семейной жизни связаны с принадлежностьюреспондентов к определенной группе (возрастной, половой, социальной). Установлено,например, что:
с возрастом и увеличениемсамостоятельности представления молодежи о семье становятся болеесодержательными и структурированными за счет количества задействованныххарактеристик семьи и обсуждаемых сфер семейной жизни;
девушки больше, чем юношиосведомлены в вопросах семьи и брака, а их интересы чаще связаны не спсихологическими (как у юношей), а с социальными аспектами семейной жизни [27,с.53].
Старшеклассники больше другихпредставляют и обсуждают в качестве модели своей будущей семейной жизни «традиционную»семью. В характеристиках, которые они дают этой модели, задействовано не болеетрех сфер семейной жизни: «любовь», «родительство», «супружескиеотношения» (тогда как студенты оперируют в данном случае не менее чемвосемью сферами). Другие модели семьи вообще редко выбираются ими. Половыеразличия в этой группе респондентов заключаются в том, что девушки большеосведомлены и заинтересованы темами семьи и брака, а юноши представляютсоздание своей собственной семьи как отдаленную перспективу [35, с.96].
Но существуют различныепредставления о семейной жизни среди городских и сельских старшеклассников.
У сельских старшеклассниковсуществует определенное представление о будущей семье. Так, большинствошкольников планируют создать свою семью в возрасте от 20 до 25 лет (70% девушеки 50% юношей). Наиболее важные качества будущих супругов для учащихся — «любящий»,«заботливый», «внимательный»; отношения в будущей семьедолжны быть «полными любви и взаимопонимания, взаимоуважения»; в семьетакже обязательно наличие детей. Вместе с тем отмечается то, что супруг (а) долженбыть непьющий, некурящий, а в семье чтобы не было ссор, измен. Остальныеучащиеся сомневаются либо хотят в корне иных отношений. Можно сказать, чтостаршеклассники ищут новые модели построения своей семьи в современныхусловиях, так как для определенной части юношей и девушек родительская семья неявляется показательным образом семейной жизни, особенно это характерно дляучащихся из неполных семей [29, с.1-3].
Большинство городскихстаршеклассников хочет иметь только одного ребенка в своей будущей семье. Интересноотметить, что при сравнении с результатами опроса, проведенного 3 года назад,наблюдается увеличение числа таких респондентов. При анализе установок нажелание иметь многодетную семью сельских старшеклассников оказалось в пять разбольше чем городских.
Очень завышена самооценкагородских старшеклассников о возможности выполнять экономическую функцию семьипри том, что само их участие в ведении семейного хозяйства в городских семьяхсокращается.
Большинство сельскихстаршеклассников считают, что брак по любви наиболее счастливый, хотя для себядалеко не все главным мотивом заключения счастливого брака считают любовь, т.е.налицо сознательное или бессознательное программирование частью школьниковтакого брака, который, с точки зрения их же представлений о семейном счастье,счастливым не будет.
Сельские старшеклассники считаютобязательными в семейной жизни взаимопонимание между супругами, воспитаниедетей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку,любовь, уважение интересов и увлечений супруга (от 96,5 до 82,1%) [27, с.55].
Городскими старшеклассниками меньшеезначение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой.Но даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя быжелательным. Высокие требования обоих супругов, предъявляемые к браку,обеспечивают и его «лучшее качество», побуждая действовать визбранном направлении.
Сельскими старшеклассниками предъявляютк браку по сравнению с городскими более жесткие требования. Они считаютобязательным взаимопонимание, воспитание детей достойными гражданами, 91,7% — взаимнуюлюбовь и поддержку и более чем городские старшеклассники, требуют справедливогораспределения обязанностей между супругами (75%). Городские старшеклассники посравнению с сельскими старшеклассниками весьма снисходительны в своихтребованиях к семейной жизни. Чаще всего (75%) они считают необходимымвзаимопонимание, реже всего (41,7%) — справедливое распределение обязанностей. Четвертьиз них считают последнее условие желательным, а еще одна четверть — совсем необязательным. Создается впечатление, что городские старшеклассники стремятсябольше получать от супруга, чем отдавать. Они не созрели для семейной жизни, ихэнергия больше направлена на поиск себя, потому что и в учебной, и вобщественной деятельности они не преуспели, и представления о семейныхценностях у них довольно туманны. Из-за недооценки семейных ценностей почти вкаждой второй городской семье происходят частые ссоры. Из-за распределениясемейных обязанностей возникают ссоры и в каждой четвертой сельской семье [25,с.338].
У сельских старшеклассников основнуюих часть составляют ценности «любовь», «наличие хороших и верныхдрузей», «счастливая семейная жизнь», которые связаны попарноположительной связью.
Основными чертами традиционноймодели семьи, выявленными сельскими старшеклассниками, определяющих целостныйобраз феномена, являются «брак», «родительство», «муж-кормилец»,«родственные связи», «друзья»; детоцентрической семьи«любовь к детям», «жена-домохозяйка», «домашниеживотные», «юмор, смех», «счастливый ребенок», «самопожертвование»[25, с.339].
Модель семьи в представленияхгородских старшеклассников характеризуется «брачным контрактом»,«карьерой супругов», «элитным обучением детей», «материальнымблагополучием», «интересными и важными знакомствами», «яркостью,новомодностью» и «динамичностью», «компетентностью»,«здоровым образом жизни». Семейной жизни городскими старшеклассникамидаются такие характеристики, как «беззаботность», «взаимопонимание»,«любовь», «домашний очаг», «дружба, теплота,сопереживание», «демократичность», а встречающейся — «автономность»,«ребенок», «секс», «доверие», «оригинальность»[8, с.25].
Ряд наиболее часто обсуждаемыхгородскими старшеклассниками сфер семейной жизни: супружеское общение, секс,финансы, родительство, автономность, распределение.
Городские старшеклассники такжесчитают, что замужество и рождение детей не должно мешать профессиональнойкарьере женщины, что мужчины и женщины должны пользоваться одинаковой свободойдействий, в том числе и сексуальной свободой.
Напротив, большинство сельскихстаршеклассников придерживаются в целом более традиционных взглядов нараспределение ролей между мужчиной и женщиной. Сельские старшеклассники менеетерпимо, чем большинство городских старшеклассников, относятся к рождениювнебрачных детей, считают более предпочтительными семьи с двумя и более детьмии неработающей матерью, больше радуются рождению мальчиков, чем девочек.
Свидетельством инфантильностигородских старшеклассников является крайне низкая оценка ими такого факторауспешной семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами,отличающего современную модель брака от традиционной, в которой роли мужа ижены закреплены обычаем и не подлежат обсуждению. Однако традиционностьпредставлений о браке вовсе не означает совпадения их взглядов на обязанностимужа и жены, а говорит лишь о их неготовности обсуждать эти обязанности и искатькомпромиссы.
Представления старшеклассников осемейной жизни в целом стихийно согласуются с научно-психологическими знаниями,но в них нет достаточной взаимосвязи и соотнесенности между сферами семейнойжизни и разными моделями семьи. Таким образом, достаточно облегченноепредставление о браке и у городских, и у сельских старшеклассников тесносвязано с упрощенным идеалом мужа/жены, и наоборот, более сложный идеал супругаимеют в своем сознании понимающие трудности и ответственность семейно-брачных отношений.Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию представлениягородских и сельских старшеклассников о семейной жизни.
Глава 2. Экспериментальное исследованиепредставления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни2.1 Изучение представления городских и сельскихстаршеклассников о семейной жизни
Для изучения представлениягородских и сельских старшеклассников о семейной жизни нами был проведенэксперимент, в котором принимали участие учащиеся 11 классов МОУ СОШ №31 городаИшима и МОУ СОШ с. Аромашево.
Эксперимент проводился в кабинетахшкольных психологов при их участии. Цель исследования: проанализироватьпредставления старшеклассников о семейной жизни.
1 этап — изучение представлениягородских и сельских старшеклассников о семейной жизни;
2 этап — анализ результатовпроведенных методик;
3 этап — выявление значимыхразличий в особенностях представления городских и сельских старшеклассников осемейной жизни.
В эксперименте мы использовалиопросник Д.Х. Олсона (см. приложение 1). Так же, школьникам было предложенонаписать сочинение на тему «Моя будущая семья».
Результаты диагностики см. приложение2.
Проанализировав ответышкольников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получилиследующие результаты.
В качестве наиболее значимыхценностей старшеклассниками были обозначены «родные и близкие»,«здоровье», «друзья.
Школьникам было предложенодополнить фразу: „Любовь — это: …“. Было замечено, что наиболее частовстречающиеся ответы были следующие: „Любовь — это сложное чувство, неподдающееся описанию“, „Радость для двоих и необходимость быть вместе“.Причем, интересным оказался тот факт, что 40% девушек ответили, что любовь — этоболь, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответнымчувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушекособенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание,нежность, „встреча двух сердец и слияние двух тел“.
Девочки четко представляютцепочку: любовь — родители и дети — родители — совместная жизнь — доверие — поддержка — уверенность. Мальчики меньше пишут о доверии и взаимопонимании. Причемесли у девочек с возрастом число позитивных оценок семьи растет, то у мальчиковснижается. Вероятно, это объясняется тем, что девочки, взрослея, все болееидентифицируют себя с образом семьи, мальчики же, оставив позади идеальныйобраз семьи, ищут внесемейной социализации.
Восприятие ревности как одногоиз проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. По-видимому,в данном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, чтои любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше какпроявление самолюбия, нежели любви.
При изучении такого аспекта какотношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любвиинтимной близости считают обязательным 48% респондентов, причем в группе юношейданный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35% соответственно);35% опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушкидавали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся втом, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуетсяпринципом, что „интимная близость определяется силой чувств“, а 2/3респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близостинеобязательным. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте14-15 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 годараньше, чем девушки.
Анализ приведенных данныхпозволяет сделать вывод о том, что представления сельских старшеклассников олюбви и браке отличаются от взглядов городских старшеклассников. Так, 71%респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причемданный показатель не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и темобстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения длясоздания семьи совсем не обязательной, 35% допускают такую возможность приналичии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционнойточки зрения.
Среди критериев выбора партнераглавными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%).Показательно, что, несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большейчастью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение.
При ответе на вопрос: „Какуюроль играет мнение родителей при создании семьи?“ 62% опрошенных выбраливариант ответа „не играет никакой роли“ и только для десятой частимнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельствонапрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают спредставлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16% респондентовхотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизньродителей.
Нами были разработаны 6 вопросово представлениях сельских и городских старшеклассников о семейной жизни.
Вопрос № 1
Целью первого вопроса быловыяснение нужны ли представления о семейной жизни к началу создания семьи.
Обе группы старшеклассниковговорят о нужности представлений о семейной жизни к началу создания семьи.
Вопрос №2
Целью второго вопроса являлось выяснениетого, что же повлияло на формирование такой супружеской роли, как „муж“.
По результатам анкетирования сельскихстаршеклассников в возрасте 44% считают, что на их формирование понятий осемейных ролях повлияла семья. Также 44% юношей считают, что телевидение.12%юношей считают, что художественные книги. Девушки подавляющее большинство 68%считают, что на формирование их представлений о семейной жизни оказалавоздействие семья.28% ответили телевидение, а 4% — художественные книги.
По результатам опроса городскихстаршеклассников выяснилось, что по мнению юношей на формирование представленийо семейной жизни оказало воздействие семья — 48%; друзья — 32%; телевидение — 16%;художественные книги — 4%;
По мнению девушек наформирование представлений о семейной жизни в большей степени оказалавоздействие семья — 52%; друзья — 24%; телевидение — 16%; книги — 8%;
Важно отметить, что сельскиестаршеклассники в ответе на первый вопрос ни разу не указали такую категорию,как друзья, а городские старшеклассники не только указали ее, но поставили еена второе место после семьи. Это говорит о том, что городские старшеклассникинедооценивают себя, но переоценивают друзей в формировании представлений осемейной жизни.
Важно отметить, что как исельские старшеклассники, так и городские старшеклассники указали такой факторформирования их представлений о семейной жизни, как телевидение, что можетговорить о том, что в современном обществе на формирование различных понятийлюдей в большой степени влияют средства массовой информации.
Вопрос №3
Целью третьего вопроса являлосьвыяснение того, что же повлияло на формирование такой семейной роли, как „жена“.
По результатам анкетированиясельских старшеклассников 68% считают, что на их формирование понятий осемейной жизни повлияла семья. Также 20% юношей считают, что телевидение.12%юношей считают, что художественное кино. Девушки подавляющее большинство 89%считают, что на формирование их представлений о семейной жизни оказалавоздействие семья. 20% ответили телевидение.
По результатам опроса городскихстаршеклассников выяснилось, что по мнению юношей на формирование представленийо семейной жизни оказало воздействие семья — 32%; друзья — 32%; телевидение — 24%;художественные книги — 12%;
По мнению девушек наформирование представлений о семейной жизни в большей степени оказала воздействиесемья — 56%; друзья — 24%; телевидение — 20%.
Сравнивая полученные результатыможно сделать выводы, что в ответе на второй вопрос как сельскиестаршеклассники, так и городские старшеклассники на первое место поставилитакой фактор как семья. Как юноши, так и девушки на второе место поставилителевидение в формирование такого понятия, как „жена“. Важноотметить, что роли мужа и жены освещены на телевидении одинаково. Но роль женытелевидение освещает по-другому в отличие от роли мужа. Если описывают мужчину,то он обладает качествами, как и мужчины, так и мужа в комплексе. А еслиописывают женщину, то описывают отдельно женщину с присущими ей качествами иотдельно жену, то есть разделяют эти два понятия. Эта проблема требуетдальнейшего изучения.
Но важно отметить, что юношиуказали такую категорию, как кино, а девушки нет. Это может говорить о том, чтоюноши в современном обществе более интересуются художественными фильмами, берутпример с их главных героев.
У городских старшеклассниковбольшой процент, как у девушек, так и у юношей стоит категория друзья. Но важноотметить, что юноши в формировании этого понятия указывают книги, а девушки нет.Это говорит том, что городские старшеклассники недооценивают свою роль, нопереоценивают роль друзей. Тем самым считая, что они присваивают представленияо многих понятиях у своих сверстников.
Вопрос № 4
Целью четвертого вопроса быловыяснение кто такой муж, по мнению старшеклассников.№ вопроса Ответы сельских старшеклассников Количество ответов в% Ответы городских старшеклассников Количество ответов в% 4
Отец детей
Верный друг
Добытчик в семье
1,7%
1,7%
3,4%
Глава семьи
Отец
Источник дохода
3,4%
2,4%
2%
Вопрос № 5
Целью четвертого вопроса быловыяснение, кто такая жена, по мнению старшеклассников.Ответы сельских старшеклассников Количество ответов в% Ответы городских старшеклассников Количество ответов в%
Хранительница очага
Мать детей
11%
4,4%
Хранительница очага
Мать детей
Домохозяйка
3,7%
3,7%
2,7%
Старшеклассники формальноподходят к описанию таких семейных ролей, как муж и жена. Дают не реальныепредставления о семейных ролях, а выдают желаемое за действительное.
Когда так формально истереотипизированно отвечают сельские старшеклассники этот феномен можнообъяснить неосведомленностью о семейных отношениях.
Но если, такую характеристикусемейным ролям дают городские старшеклассники, то можно задуматься о глубокомисследовании этой проблемы и разработке программы для правильного и четкогоформулирования представлений о семейной жизни старшеклассников.
Вопрос № 6
Целью четвертого вопроса быловыяснение, для чего нужны представления о семейных ролях к началу созданиюсемьи.
Сельские старшеклассники: Юноши Девушки Для преодоления кризиса в семье 12% 40% Для уменьшения числа ссор 8% 16% Для профилактики разводов 24% 8%
Для развития ответственности
У молодых супругов 12% 16% Для осознания новых ролей 20% 12%
Для осознания своих новых
обязанностей 24% 8%
Городские старшеклассники: Юноши Девушки Готовность к трудностям 8% 12% Для профилактики развода 24% 12% Для адаптации в новой роли 20% 32%
Знания помогают
Находить компромиссы в семейных ссорах 20% 12%
Для осознания
Своих новых обязанностей 24% 32%
В интерпретации четвертоговопроса мы использовали метод контент — анализа (процесс выделения единиц изполученной информации).
После их выделения мывоспользовались методом ранговой корреляции Спирмена. Мы посмотрели, есть лисущественная разница между ответами юношей и девушек в 6 вопросе.
Результат оказался статистическине значимым. (связь отрицательная — отсутствие связи — P=- 0,77, то есть меньше 0,05. Значит можно предположить, что сельскиестаршеклассники дают разные понятия о функциях семейных представлений.
Важно отметить, что девушки вбольшей степени считают, что знания о семейных ролях нужны для преодолениякризиса в семье, то есть для преодоления трудностей и препятствий — 40%.
А юноши — 24% считают, что такиезнания нужны для профилактики разводов; для осознания своих новых обязанностей- 24%.
Городские старшеклассники в большинствесвоем считают, что такие представления нужны для осознания своих новыхобязанностей (юноши — 24%; девушки — 32%) и для адаптации в своей новой роли (юноши-20%;девушки — 32%).
То есть они считают, что приобразовании новой семьи молодые супруги должны осознавать в полной мере свойновый статус в обществе, должны привыкнуть к своей новой роли и положению.
Результат является статистическизначимым, связь умеренная. P= 0, 52. Можнопредположить, что городские старшеклассники имеют одну точку зрения на понятияо функциях семейных представлений.
Опираясь на данные нашегоисследования можно сформулировать функции семейных представлений:
Для сельских старшеклассников:
Профилактика разводов
Развитие ответственности умолодых супругов
Осознание своего новогоположения
Для городских старшеклассников:
Представления помогаютадаптироваться в новой роли
Сознание своих новыхобязанностей
Преодоление кризисов в семье
В ходе исследования в формесвободного сочинения на тему „Моя будущая семья“ высказывались о том,как они представляют себе свою будущую семью.
Были получены следующиерезультаты относительно типа установки на будущую семейную жизнь:
Группы Тип установки Городские старшеклассники Реальная 12% идеализированная 16% осторожная 30% неопределенная 42% Сельские старшеклассники Реальная 23% идеализированная 42% осторожная 17% неопределенная 8%
Каждому из типов установкисоответствовали предложения утверждения типа: реальная — »Отношения в моейсемье будут зависеть от… (перечисление конкретных условий)"; идеализированная- «В моей семье никогда не будет конфликтов, ссор, непонимания и т.п.».; осторожная — «Семья — это большая ответственность»; неопределенная- «Я не задумывалась (ся), что обозначает для меня будущая семейная жизнь».
Выявлено, что не тольконеопределенный тип установки, который характеризуется отсутствием конкретныхпредставлений о будущей семейной жизни и желания серьезно задуматься над ней,но и реальный, и идеализированный типы, несмотря на их меньшее процентноесоотношение, также требуют особого внимания при организации работы поформированию ценностного отношения к семье.
В рамках исследовательских задачбыл проведен тест незаконченных предложений, позволивший получить большой пластинформации, отражающий значимость семьи как социального института в системесоциально-психологических ценностей старшеклассников, а также показать ихпредставления о реально существующих семьях и будущем супружестве.
Исследование показало, что для40% испытуемых семья — это главная ценность жизни; это то место, где человекможет почувствовать себя эмоционально защищенным, где ему окажут поддержку,проявят заботу и уважение. В то же время 60% современных старшеклассниковсчитают, что получение престижного образования и профессиональная карьера важнее,чем создание семьи. Более того, 50% из 60 уверены в том, что семья — этоскучное и обременительное явление, а брак — это союз, ограничивающий свободучеловека.
Таким образом, на основеполученных данных были сделаны следующие выводы:
Любовь и брак по-прежнемуявляются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.
Изменения взглядов молодежи налюбовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций,существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представленийо любви и браке.
Наибольшие различия впредставлениях о любви и браке зависят от пола респондентов.
Молодые люди ищут в семье своихродителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семьюготовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, ноиспытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.2.2 Анализ результатов исследования представлениягородских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Данные, полученные с помощьюметодик, подвергались следующей статистической обработке: каждомуиндивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники"и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшемуиндивидуальному результату по показателю присваивался ранг 1. По показателю“представления школьников о семейной жизни" ранг 1 присваивалсянаименьшему индивидуальному результату, т.е. тому значению коэффициента,определяемому методикой, который указывает на отсутствие или низкий уровеньсформированности представления о семейной жизни.
Для того, чтобы установитьвзаимосвязь между сельскими/городскими старшеклассниками и представлениями осемейной жизни, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле
Rs=1- ( (6*S NDi2) / (N* (N2-1)))
где Rs — коэффициент ранговойкорреляции Спирмена;
Di — разность ранговсравниваемых объектов;
N — число сравниваемых объектов.
Значение коэффициента Спирмена,согласно формуле, может быть получено в пределах от -1 до +1.
Результаты исследованияпоказали, что у городских старшеклассников корреляция выражена в 0,48, вместе стем, так как она меньше 0,6 — она не может быть признана достоверной.
В целом, по группе испытуемыхкоэффициент корреляции между показателями шкалы представления о семейной жизнисоставляет 0,78, это позволяет констатировать, что между этими показателямиесть корреляция.
Рассмотрим зависимость междупредставлением о семейной жизни и проживанием старшеклассников. Исходные данныепредставлены в таблице 1.
Таблица 1. Исходные данныеСтаршеклассники Ранги
Место жительства, />
Представления о семейной жизни, /> Городские 1 9 Городские 2 10 Городские 3 8 Городские 4 5 Городские 5 4 Городские 6 7 Городские 7 6 Городские 8 1 Городские 9 2 Городские 10 3 Сельские 1 9 Сельские 2 10 Сельские 3 8 Сельские 4 5 Сельские 5 4 Сельские 6 7 Сельские 7 6 Сельские 8 1 Сельские 9 2 Сельские 10 3
Ранжируем исходные данные
Таблица 2. РасчётыСтаршеклассники Ранги
/>
/>
Место жительства, />
Представление о семейной жизни, /> Городские 1 9 -8 64 Городские 2 10 -8 64 Городские 3 8 -5 25 Городские 4 5 -1 1 Городские 5 4 1 1 Городские 6 7 -1 1 Городские 7 6 1 1 Городские 8 1 7 49 Городские 9 2 7 49 Городские 10 3 7 49 Сельские 1 9 -8 64 Сельские 2 10 -8 64 Сельские 3 8 -5 25 Сельские 4 5 -1 1 Сельские 5 4 1 1 Сельские 6 7 -1 1 Сельские 7 6 1 1 Сельские 8 1 7 49 Сельские 9 2 7 49 Сельские 10 3 7 49 Итого: 55 55 304
Вычисляем коэффициент корреляциирангов Спирмэна по формуле:
/>
В нашем случае имеем />. Тогда,
/>.
Таким образом, междупредставлением о семейной жизни и местом жительства старшеклассников имеетсяобратная, весьма существенная, связь.
Табличные значения коэффициентакорреляции рангов Спирмэна при уровне значимости />,числе наблюдений /> и числе степенейсвободы />, есть:
/>,
при уровне значимости /> и числе наблюдений /> и числе степеней свободы />, есть: />,
Так как, расчётное значениекоэффициента корреляции рангов Спирмэна равно /> и,следовательно,
/>,
то можно заключить, чтосделанный нами вывод о существовании обратной и весьма существенной связи междупредставлением о семейной жизни и местом жительства старшеклассниковгарантирован с доверительной вероятностью больше 0,98 />, но меньшей 0,99 />. То есть, получилистатистически значимый результат.
Можно утверждать, что сельскиестаршеклассники имеют более качественные представления о семейной жизни.
Исследование показало, чтоценность семейной жизни наиболее высока у сельских школьников, тогда как городскиестаршеклассники не считают семейное счастье главной жизненной ценностью. Такжестремление создать крепкую семью более характерно для сельских старшеклассников,чем для городских школьников. Счастливая семейная жизнь представляется какгородским, так и сельским старшеклассникам условием его личностного развития,самореализации и душевного благополучия.
Изучив брачно-семейныепредставления у школьников старших классов, мы считаем необходимымрекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальныхкоррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должныоказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализацияпрограммы должна создать условия для получения психологических знаний инавыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общенияи взаимодействия.
Одной из форм реализациипрограммы является проведение «Дня семьи», который в той или инойстепени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменятьв соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросыдолжны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджетсемьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знаниеособенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способностьвербально выражать эмоции (объяснение в любви).
Программа подготовки должна бытьмногосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков натеоретическом, практическом и эмоциональном уровне.
Заключение
Ценностное отношение к семье устарших школьников представляет собой систему представлений о том, что:
семья создает возможности дляличностного и профессионального роста; для проявления широкого диапазонасоциальных ролей и функций;
семья — это личностноепространство, в котором возможна персонализация личности, а также еепсихологическая защищенность;
в семье реально проявляетсямногообразие видов и форм личных и межличностных отношений;
в семье могут быть созданыусловия для различных проявлений эмоциональной сферы человека;
в семье реализуется потребностьв продолжении рода и эстафировании семейных традиций и норм;
семья — это наиболее оптимальноеместо для удовлетворения личных потребностей и интересов.
В результате нашего исследованиянами было рассмотрено понятие «семья» в психолого-педагогическойлитературе, определены особенности представления о семейной жизни устаршеклассников, выявлены различия о представлении городских и сельских старшеклассниково семейной жизни.
Для изучения различийпредставления о семейной жизни среди двух групп старшеклассников нами былопроведено экспериментальное исследование, на первом этапе которого мыпродиагностировали представления городских и сельских старшеклассников осемейной жизни. Результаты диагностики показали, что сельские старшеклассникиимеют более правильные представления о семейной жизни, чем городскиестаршеклассники, у которых представления о будущей семейной жизни могут иметькак рациональное происхождение, связанное с аналитико-синтетическим осмыслениемсвоего будущего, так и эмоционально — образное, когда молодые люди не вдостаточной мере сознательно идентифицируют себя как субъекта будущих семейныхотношений.
По результатам исследования выявлено,что различия представлений городских и сельских старшеклассников о семейнойжизни обусловлены мотивацией целеполагания. В то время как городскиестаршеклассники более направлены на себя и предпочитают добрачное партнерство,сельские старшеклассники ориентированы на оценку и поиск реального партнера побраку и на создание собственной семьи.
Таким образом, задачи,поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута,гипотеза подтверждена.
Библиография
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991. — 299с.
2. Азаров, Ю.Н. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы [Текст]/ Ю.Н. Азаров. — М.: Аргументы и факты, 1993. — 608 с.
3. Актуальные вопросы семьи и воспитания. — Вильнюс, 1983. — 245 с.
4. Антонов, А.И. Микросоциология семьи [Текст] / А.И. Антонов. — М.: Издат.Инфра-М, 2005. — 368с.
5. Антонов, А.И. Социология семьи. Учебное пособие [Текст] /А.И. Антонов,В.М. Медков. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 237 с.
6. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века [Текст] /Л.И. Антонов,С.А. Сорокин. — М.: Просвещение, 2005. — 167 с.
7. Антонова, Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов впредставлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова// Современные гуманитарные исследования. — № 1. — 2006.
8. Антонова, Л.И., Цветкова Н.А. О роли понимания старшими школьникамифеномена толерантности для формирования представлений о семье [Текст] / Л.И. Антонова,Н.А. Цветкова // Объединенный научный журнал. — 2006. — № 3. — С.23-28.
9. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представленияхстарших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современныегуманитарные исследования. — 2006. — №1. — С.276-278.
10. Антонова, Л.И. Семья в системе жизненных ценностей 16-17 летнихподростков, проживающих в мегаполисе [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Педагогическиенауки. — 2006. — №1. — С.128-134.
11. Антонова, Л.И. Психологические механизмы формирования готовностистарших школьников к созданию семьи [Текст] /Л.И. Антонова, П.А. Цветкова // Современныегуманитарные исследования. — 2006. — №1. — С.273-275,149.
12. Вайтхед, Б.Д. Изменения отношений подростков к браку, совместномупроживанию и детям [Текст] /Б.Д. Вайтхед, Д. Попно. — М.: Просвещение, 1995. — 435 с.
13. Голод, С.И. XXI веки тенденции сексуальных отношений в России [Текст] /С.И. Голод. — СПб.: Питер,2006. — 239 с.
14. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст]/ С.И. Голод. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
15. Диалоги о воспитании. Педагогика семейных отношений. / Под ред.В.Н.Столетовой. — М.: Педагогика, 1979. — 320с.
16. Дмитриева, М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старшихшкольников [Текст] /М.А. Дмитриева. — Ростов-на-Дону, 1999. — 203с.
17. Дубровина, И.В. О некоторых психологических аспектах подготовкимолодежи к семейной жизни [Текст] / И.В. Дубровина // Психолого-педагогические проблемывоспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. — 1980. — С.3-23.
18. Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире [Текст] /А.С. Запесоцкий.- СПб.: Питер, 2009. — 120 с.
19. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков [Текст]/ В.Е. Каган // Вопросы философии. — 1987. — №2. — С.71-76.
20. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейное консультирование[Текст] / О.А. Карабанова.- М.: Просвещение, 2005. — 320с.
21. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни [Текст]/ С.В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1991. — 442 с.
22. Пахолков, А.В. Источники формирования стереотипов семейной жизни[Текст] / А.В. Пахолков // Современное состояние теоретических и PDF прикладных психологических исследованийв социальной и педагогической психологии. — Иваново: ИвГУ, 2007. -С.394-398.
23. Пахолков, А.В. Представления о родителе противоположного пола какфактор выбора партнера по браку [Текст] / А.В. Пахолков // Психология XXI столетия.- Ярославль: МАПН, 2007. — Т.2. -С.168-170.
24. Пахолков, А.В. Проблемы изучения выбора партнера по браку [Текст]/ А.В. Пахолков // Социально — психологические проблемы современной семьи. — Ч.2.-Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. -С.123-129.
25. Пахолков, А.В. Семейные ценности молодых людей в провинции [Текст]/ А.В. Пахолков // Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальныебарьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности.- Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. -С.338-340.
26. Пахолков, А.В. Факторы, влияющие на брачные намерения молодежи[Текст] / А.В. Пахолков // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтическойнауки и практики. -Казань: «Новое знание», 2007. — С.165.
27. Пахолков, А.В., Минников, В.К. Эмпирическое изучение представленийо партнере по браку (региональный аспект) [Текст] /А.В. Пахолков, В.К. Минников// Социально — психологические проблемы современной семьи. Ч.2. — Армавир: РИЦ АГПУ,2007. -С.51-56.
28. Петровский, В.А. Личность в психологии [Текст] /В.А. Петровский.- Ростов-на — Дону: «Феникс», 1996. — 509с.
29. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов.// Тезисы докладов к конференции «Психология и практика» — Саранск, октябрь2001. — 3 с.
30. Представления современной молодежи о семье. // Магистр. Международныйпсихолого-педагогический журнал. — № 4. — 2001. — 12 с.
31. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова,Е.В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия»,2002. — 192 с.
32. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. — 494с.
33. Современная семья глазами психологов. (Интервью с экспертами).// Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал.- № 4. — 1999. — 19 с.
34. Современные модели семейно-брачных отношений // Общество наканунеXXI века. — Курск: Курский государственный педагогический институт, 1992. — С.224.
35. Станева, Н.Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшеннойсоциальной среды [Текст] / Н.Б.Станева. — Курск: Курский государственный педагогический университет, 2008. — 122 с.