Новгородский государственныйуниверситет им. Ярослава Мудрого
Юридический факультет
Контрольная работа по предмету
«Педагогика»
Темы: Основные категориипедагогики. Формы организации учебной деятельности
Выполнила: студентка 2 курса
заочного отделения
по специальности: юриспруденция
Давлятова Тахмина
группа 52812006
1. Основные категориипедагогики
Категории, как известно,представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить тригруппы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это«индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека,которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияетпедагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е.процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация,образование, воспитание, обучение. И третья группа – категории, интегрирующиеосновные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательныйпроцесс, педагогическое взаимодействие.
1.1 Личность ииндивидуальность
Как известно, в человекевыделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным(личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность)– и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждомприсутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисточеловеческие качества (индивидуальность).
Понятие «индивид»обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетическогоразвития, единство врождённого и приобретенного, носительиндивидуально-своеобразных черт.
Личность отражаетсоциальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личностьесть живая система отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге,общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личностьопределяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальныймир отношений. Личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных,производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяютсяобщественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов,проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности –это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивыхкачеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное ибезразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность иагрессивность и т.п.).
Индивидуальность – этото, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможностьпроявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). Виндивидуальности скрыт источник его деяний. Она рассматривается как высокийуровень развития человеческого в человеке. Индивид, у которого развитаиндивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не толькосвободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяетсяосновными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой,предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.
Личностные ииндивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целяхнеобходимо предусматривать и воспитание личности, и развитие индивидуальности.
1.2 Образование исоциализация человека
Сегодня в качественаиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем вэто понятие включают весь процесс становления человека как социальногосущества.
Образование предполагаетформирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность иобразованность.
Образованный человек –это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.
Социализация – этовзаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение ивоспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие исамореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесспроисходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также входе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Сутьсоциализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества,к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с однойстороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальнуюсреду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводствасистемы социальных связей индивидов за счет его активной деятельности,включения в социальную среду.
Социализация выступает какэлемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение иразвитие социума. При этом человек не только обогащается опытом, но и реализуетсебя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Оттого, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество,зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организациивлиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаватьсявлиянию других людей.
Социализация формируетличность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимаетчеловек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человекстановится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает водиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительноодинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга,непрестанно реагируя на эти влияния».
В первой половине ХХ векапсихологи Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальноенаучение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социальногонаучения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
Социализация – этопроцесс, которой позволяет ребенку занять свое место в обществе, этопродвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качествеполноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация – это процесс адаптации ксоциальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определённогоуровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. Вотечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.
В процессе социализациирешаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизацииличности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же времядиалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутреннихфакторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида кусловиям общественной среды, а социальная автономизация – реализациюсовокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, котораясоответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задачсоциальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимисяпротиворечивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой».Несомненно, результатом социализации человека также является общественнаяактивность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляетсяв сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которыесвидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность,социальная автономность и социальная активность.
Выделяют три сферы, вкоторых происходит процесс становления личности: деятельность, общение,самопознание.
В деятельности личностьвсе новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей,присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Приэтом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного,сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новыхсоциальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сферасоциализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширениеобщения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми.Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации– самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образцаего Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всейжизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболеераспространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента:познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий(отношение к себе).
Процесс социализациипредполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности,общения, самопознания.
Социализация ребенка –это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания,приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социальногостановления человека.
На социализацию ребенкасущественное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями идругими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств,который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой –присвоить социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения вструктуре социального и педагогического взаимодействия.
1.3 Развитие,воспитание, обучение
Развитие – это изменение,представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшегок высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных измененийприводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождениянового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречиймежду старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняетсяобщим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет своепрошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственнывнутренние противоречия (например, противоречие между требованиями,предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем ужерасполагает человек и как он может ответить на эти требования).
Когда говорят о развитии,предполагают изменение биологического (организм), психического(индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этомупонятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальныхкачеств (личностных свойств) под воздействием других людей называетсявоспитанием.
Развитие личностипредставляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, таки качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного родапротиворечий, которые являются источниками развития личности:
— противоречие междупотребителями детей и возможностями их удовольствия;
— противоречие между возможностямиребенка и требованиями общества;
— противоречия междуцелями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.
Эти противоречияпроявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С. Выготский выделилдва уровня развития детей:
— «уровень актуальногоразвития» — отражает наличные особенности психических функций ребенка, которыесложились на сегодняшний день;
— «зону ближайшегоразвития» — отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничествасо взрослыми.
Существенное значение длясоциализации человека имеет воспитание.
Воспитание – одна изосновных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого понятияявляется одной из самых древних. Раньше оно рассматривалось, исходя изсоциальных установок и актуальных задач общества, которое при этом чащезаботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменениясоциально-экономических условий, возникшее в результате крушения тоталитаризмав стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальныхинститутов, в том числе и в сфере образования, требует новых подходов копределению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса вшколе. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественнойнауки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким,термином «образование».
Рассматривая различныетрактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которыевыделяются большинством исследователей:
— целенаправленностьвоздействий на воспитанника;
— социальнуюнаправленность этих воздействий;
— создание условий дляусвоения ребенком определенных норм отношений;
— освоение человекомкомплекса социальных ролей.
Общая социальная функциявоспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания,умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смыслевоспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновениячеловеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание исущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующимиматериальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле подвоспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваныформировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.
Одной из главных задачвоспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит отреализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечениевключенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у нихличностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный исубъективный компоненты. Объективным компонентом является собственнодеятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.Вторым условием является самореализация детей в процессе социальноговзаимодействия.
Таким образом,образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида содной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитиеобращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого,к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормахи качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитаниесоставляют сущность формирования личности.
Обучение. Впедагогической литературе существует множество определений категории обучения. Этукатегорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.
В первом случае обучениеопределяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний,умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучениеопределяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.
В процессе обученияпроисходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, отдействий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, аобучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждыйимеет свои особенности.
Обучение, формируяобщественный опыт, является необходимым условием социализации человека,способствует его образованию как полноценной личности, развивает егоиндивидуальность.
Развитие, обучение,воспитание – взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые можетоказать педагогическая деятельность.
В своем единстве развитиеи воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения,то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению.
В педагогике широкоиспользуется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной,мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностныхкачеств, формирование характера и пр.). Формирование означает приданиечему-либо определенной формы. Это – педагогическое (межнаучное) понятие.Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории.Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процессформирования… в результате его социализации и воспитания».
Обучение, развитие ивоспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той жецелью – полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, чтоуже присуще индивиду, а воспитание и обучение – к тому, чего у него нет, но чтодано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей.Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогикеисследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение какпроцесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие,придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение,развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результатцеленаправленной социализации индивида.
1.4 Педагогическаядеятельность
Педагогическаядеятельностьвсегда предполагает воздействия, целью которых являютсякачественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы наупорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализуетуправленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду своздействием и управлением педагог создает условия для воспитания исамовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическаядеятельность как сложная динамическая система наиболее полно представлена вработах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она выделяет пять тесновзаимосвязанных ее компонентов, направленных на достижение педагогической целейчерез решение педагогических задач: гностический, проектировочный,конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В.Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу впедагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения вобластях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельностиучащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельностьучителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Онасвязана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала,информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированиемдеятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальнымиособенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими онидолжны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня ихвозможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сутипроектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактическихзадач.
«Конструктивнаядеятельность учителя только в том случае приносит плоды, когда сочетается сорганизаторской деятельностью. Как бы хорошо ни был отобран материал и как быинтересно он ни был построен, учитель не будет иметь успеха, если не сумееторганизовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразноепедагогическое действие учителя в конкретном счете представляет собойкакое-либо организаторский акт».
Коммуникативнаядеятельность означает оперативное решение задач, устанавливающих педагогическицелесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, другими учителями,родителями и т.д.
1.5 Образовательный ипедагогический процесс
Образовательный ипедагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можнообъяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия,Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны)этого термина нет, но есть термин «education» — «образование». Поэтому в одних странах употребляетсяпонятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». ВРоссии употребляются оба понятия.
В одних случаях«образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественнуюсторону явления, например, «образовательный процесс в начальной школе», илидать описание образовательного процесса в нормативных документах (например,требование к образовательному процессу в государственном стандартеобразования).
В других случаях понятиетрактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательныйпроцесс).
Понятие «педагогическийпроцесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога илипедагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществленияобразования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимомявляется широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
1.6 Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие –философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов другна друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, атакже порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогическихявлений относится взаимодействие учителя и ученика, в котором реализуютсязадачи обучения, воспитания и развития школьников в единстве и взаимосвязи. Впедагогическом отношении под структурированием взаимодействия преподавателя иучащихся понимается процесс целенаправленного планирования и организациидеятельностей на основе единства их структур.
2. Формы организации учебной деятельности
Известно, что обучение – это процесс взаимодействия учителя сучащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с цельюего усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобыосуществлять процесс, необходимо его организовывать. Что же такое организация?В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «упорядочение,налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовогообъекта, расположение, соотношение частей какого-либо объекта». Там жеподчеркивается, что важны именно эти «значения понятия организации, относящиесякак к объектам природы, так и социальной действительности и характеризующиеорганизацию как расположение и взаимосвязь элементов некоторого целого(предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональнаячасть)».
2.1 Конкретные формы организации обучения
Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено –составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет своицели и структуру – состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённыезадачи; постановки цели, обобщения знаний, подведения итогов урока, определениядомашнего задания и др.
В каждом звене процесса обучения решаются как общие, так испецифические задачи обучения. Общие – это те, на решение которых направленвесь процесс обучения. Специфические – те, что доминируют в конкретном звенеэтого процесса. Все звенья взаимосвязаны, поэтому процесс обучения представляетсобой своеобразную цепь.
В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоенияшкольниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения:формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формированияумений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизациизнаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Такое деление не означает, что в звене формирования новых знанийученики только усваивают новые знания. Они могут закрепить и систематизироватьзнания по ранее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена –формировать новые знания – подчиняет себе все остальные, используемые для её достижения.Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получатьновые знания, повторять ранее изученное, но главная его цель – закрепить иусовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу программы.
На основе звена формирования знаний могут быть сконструированы уроксоответствующего знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа,лекция, конференция, экскурсия.
Каждая конкретная форма организации обучения складывается изопределенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие этапы:постановки цели и актуализации знаний, введения новых знаний и первичного ихусвоения учащимися, обобщения знаний и оперирования ими, контроля усвоения.Урок закрепления и совершенствования знаний складывается из этапов: постановкицели, проверки домашнего задания, воспроизведения учащимися ранее полученныхзнаний и способов деятельности, оперирования знаниями и овладения способамидеятельности в новых ситуациях, обобщения и систематизации знаний, контроляусвоения изученного и овладения способами деятельности. Последовательностьэтапов обусловлена целями и логикой процесса обучения.
На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источникизнаний, методы, приёмы, средства обучения, а также формы учебной работы.
Главный источник знаний – учитель, обладающий определённой суммойнаучных знаний и способов деятельности. Ведущая роль в конструировании форморганизации обучения принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетаниеметодов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностямиучащихся, целями обучения. Многое зависит от его профессионализма, личностныхкачеств, умения взаимодействовать с учащимися.
Процесс обучения в каждой конкретной форме его организациивключает:
— управление педагогом учебной деятельностью учеников (определениецелей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль завыполнением заданий, усвоением знаний, корригирование деятельности);
— познавательная деятельность учащихся, в ходе которой они усваиваютопределенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки;
— взаимодействие педагога и учащихся;
— регулирование педагогом межличностных отношений учащихся;
— создание педагогом эмоционального фона, стимулирующегопродуктивную учебную деятельность учеников.
Исходным моментом управления учебной деятельностью являетсяопределение ее цели и формирование у школьников положительного отношения кучёбе. Педагог прежде всего подбирает и обосновывает задание. Предлагая егоучащимся, он заботится о том, чтобы они приняли это задание и начали совершатьпознавательные действия. Для этого учитель использует познавательные игры,учебные дискуссии, создает ситуации эмоционально-нравственных переживаний,познавательной новизны и т.д., в которых у учащихся формируется чувства долга иответственности.
Руководя учащимися, педагог всё время стремится ставить их впозицию активного самоуправления. Он знакомит их с целями, задачами, планомработы, системой ведущих знаний и способами их усвоения. Педагог предпринимаетспециальные усилия для мобилизации внимания, воли, эмоциональнойвосприимчивости школьников.
Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствуетизучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлятьдифференцированный подход в организации их учебной работы.
В ходе учебно-познавательной деятельности обучающиеся непрерывновступают в контакт с преподавателем как руководителем всего учебного процесса.Если во время занятий педагог сумеет побудить энергично работать всех учеников,он достигнет хороших результатов. Если же ему не удастся организоватьцеленаправленной постоянной деятельности учащихся, то он не сможет добитьсяпоставленных целей. В связи с этим важно создавать реальные предпосылки длявысокой трудовой дисциплины, сформированной на принципах ответственности,сознательности учения и гражданского долга. Это обеспечит общуюцеленаправленную работу всего класса в наиболее высоком для каждого ученикатемпе.
Не менее важное значение в функционировании процесса обучения имеетстиль взаимоотношений учителя с учениками. Нередко излишняя строгость,жесткость выбивают детей из равновесия. Такое управление лишает учащихсяинициативы, сковывает их умственные силы; они не достигают желаемых результатовв учебно-познавательной деятельности, развитии; у них формируются чертыущербной личности. Либерализм демобилизует учащихся. В том случае, когдаучитель сумеет выбрать оптимальный стиль взаимодействия с учениками на данномэтапе, создаются реальные предпосылки для их самоуправляемой деятельности.Смена этапов урока вносит изменения в стиль взаимодействия. Неоправданный стильуправления на одном этапе урока в какой-то степени может компенсироватьсяоптимальным на другом этапе.
Всякое управление наряду с организацией различныхучебно-познавательных действий, операций предполагает осуществление контроля зарезультатами учебной деятельности. Он дает возможность оперативно вноситькоррективы в организацию функционирования процесса, определять егодинамичность. Хорошее усвоение материала позволяет ускорить темп учебнойработы, плохое усвоение сигнализирует о необходимости его замедления.
В ходе учебной деятельность школьники общаются с учителем и друг сдругом. Особенности этих контактов складываются не только на характере учебно-познавательнойдеятельности, но и на процессе формирования личности каждого из них.
Решающая роль в процессе педагогического общения принадлежитучителю. Его научная эрудиция, мировоззрение, психолого-педагогическаявооруженность, методическая культура имеют первостепенное значение ворганизации учебной деятельности учащихся на каждом этапе.
Учебно-познавательная деятельность строится на принципахколлективизма. Каждая группа учеников представляет настоящий или будущийколлектив, живущий общими целями, потребностями, интересами. В ходеколлективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказываютпомощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из нихзаинтересованное отношение к общей работе, требует гораздо большего направления,творческой активности, рождает подлинные коллективистические отношения,общественно ценные мотивы деятельности и поведения.
Управляя коллективной учебной работой, педагог должен проявлятьзаботу не только о том, чтобы дети усвоили знания, приобрели умения и навыки,но и целенаправленно формировать их положительные качества. Организация всейучебной деятельности должна повышать эффективность влияния на личность каждогоученика. Поэтому при конструировании форм учебной работы учитывается вся системаотношений ученика в классном коллективе.
Важный фактор в организации успешной деятельности учащихся накаждом этапе – это положительный эмоциональный настрой. Если на уроке созданаатмосфера радостных переживаний за достигнутые успехи, это обеспечивает условиядля эффективного продвижения школьников в усвоении знаний, в формированииположительных качеств личности. Необходимо четко подбирать задания. Завышенныйуровень заданий может утвердить ученика в уверенности, что он неспособен,ограничен. Духовные силы ребенка в такой обстановке не развиваются. Здороваяобстановка в классе, в которой в равной степени развивается и взаимнаятребовательность, и взаимопомощь среди учеников, способствует тому, чтобыкаждый из них не возводил в степень свои неудачи, промахи, а искал способы ихисправления.
Итак, процесс обучения реализуется только через конкретные формыего организации. Однако форма организации обучения – абстрактное понятие. Вреальном учебном процессе она проявляется в конкретном типе урока, лекции,семинара, учебно-практического занятия, экскурсии, конференции и др.
2.2 Классификация конкретных форм организации обучения
Основной формой организации обучения является урок. Учебный процессв школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цельформирования знаний, другие – закрепления и совершенствования их, третье –проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. Взависимости от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.
При этом, определяя тип уроков, целенаправленно отталкиваться нетолько от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процессаобучения могут объединяться для достижения определённой цели.
На уроке применения знаний на практике с целью расширения,углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуютсянесколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.
Для достижения совокупности целей создается такая конструкцияурока, которая строится на сочетании многих звеньев процесса обучения.
В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения,реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков: формирования знаний,закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков,совершенствования знаний, умений и навыков, применений на практике, повторенияи систематизации знаний, проверки знаний, комбинированный урок.
Урок является основной, но не единственной формой организацииобучения. В дидактике обосновываются и в школьной практике применяютсяразнообразные формы организации обучения: лекции, семинары, учебныеконференции, экскурсии, учебно-практические, практические занятия, практикумы,зачеты, экзамены.
Урок как основная организация обучения в разных его типах реализуетвсе звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляютсобой особую конструкцию, реализующую в каждом конкретном случае лишь однозвено процесса обучения. Например, лекция – звено формирования знаний; семинар– звено закрепления, совершенствования знаний. Экзамен – звено контроля, проверкизнаний. Специфика этих форм организации обучения определяется основнымиисточниками знаний, доминирующими способами сообщения материала, формирования исовершенствования знаний, выработки умений и навыков, доминирующими видамиучебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знанийучитель – учитель, на семинаре – ученики, ведущие дискуссию, и благодаря этомуобогащающие друг друга информацией.
С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урокапроводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения,целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений,экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижениюпоставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующеготипа урока – в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся вэкспериментальной и практической деятельности.
Применить знания на практике учащиеся могут в процессеучебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников(ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такойформе организации обучения целенаправленны звеньевые и индивидуальные формыучебной работы и труда.
Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующеготипа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий,консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала дляизложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекциицелесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.
Контроль за усвоением учащимся знаний помимо урока можетосуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практическогозанятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверкикачества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы,сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широкоприменяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.
Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседыпроводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений инавыков.
Практические занятия и занятия практикума также могут строиться сцелью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиесясамостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения и отчитывается запроделанную работу перед учителем, мастером.
Экзамен – это форма организации обучения, позволяющая реализоватьконтрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательнойдеятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявитьуровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами:выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написаниеизложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрироватьимеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.
Названые формы организации обучения применяются как при изучениипредметов, предусмотренных учебным планом, в том числе обязательных, так и приизучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).
2.3 Общие формы учебной работы учащихся
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения»объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Онипронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные,возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как наобязательных (классовых), так и факультативных занятиях. Групповые формыиспользуются на уроках, семинарах, практикуме и др. Они возможны наобязательных (классных), факультативных и домашних заданиях.
Эти формы организации обучения отличают друг от друга охватшкольников учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью состороны учителя.
При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностьювсего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямоеидейно-эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует ихсотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако она не рассчитана научет индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым учащимсяможет показаться высоким, а сильным – низким.
При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады,звенья. Эта группа предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причемработа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жесткимконтролем учителя. Групповые формы правомерно подразделять на звеньевые,бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебнойдеятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебной работыорганизуется учебная деятельность специально сформированных для выполненияопределённых заданий временных групп учащихся. Например, для выполнениялабораторной работы класс распределяется на 5 бригад.
При кооперировано-групповой форме учебной работы классраспределяется по группам для выполнения каждой из них части общего задания.При такой организации ученики сначала взаимодействуют, сотрудничают в группах,а затем в классе.
Особой разновидностью групповой формы обучения являетсядифференцированно-групповая форма. Она предполагает организацию работы группучащихся с разными учебными возможностями. Допустим, учитель условноподразделяет учеников класса на две группы. Учитель может дать им разные потрудности задания или оказывать помощь в разной мере. Их объединяют единые видызаданий, соответствующих их учебным возможностям.
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно,проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости,работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп также зависит отучебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организацииученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняютодинаковые для всего класса задания.
Если каждый учащийся выполняет задания определенные в соответствиис его учебными возможностями, такую форму можно назвать индивидуализированной.Иногда выделяют одного — двух учеников для выполнения специальныхсамостоятельных заданий или для дополнительной работы с учителем. Класс в этовремя работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можноназвать индивидуализировано-групповой формой.
Используемая литература
1. Гребенюк О.С. Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.:«ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
2. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга дляучителя – М.: Просвещение, 1988.
3. Есипова Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967.