Реферат по предмету "Педагогика"


Основные научные подходы к определению понятия компетентности

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫК ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 
С.Н. Добросмыслова
Тверской государственный университет
Рассмотрены научныеподходы к понятию «компетентность», охарактеризованы сущность и структуракомпетентности; показано соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» впсихолого-педагогической литературе.
Ключевыеслова: компетенция, компетентность, компетентный; компетентностный подход вобразовании, компоненты компетентности; профессиональная, личностная икоммуникативная компетентность; готовность личности к деятельности.
Повышение качества образования являетсяодной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мировогосообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования,оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и,конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В последнеедесятилетие, особенно после публикации текста «Стратегии модернизациисодержания общего образования» и «Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 года», происходит резкая переориентация оценкирезультата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общаякультура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность»обучающихся. Соответственно фиксируется компетентностный подход в образовании.
Термины«компетенция» и «компетентность» широко используются в последнее время висследованиях, посвященных воспитанию и обучению в высшей школе. В то же времяанализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по этойпроблеме показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовкисамих понятий «компетенция» и «компетентность».
Прежде всего, отметим, что есть дваварианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либодифференцируются. Согласно первому варианту, наиболее эксплицитно представленномув Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется как:
1. Способностьделать что-либо хорошо или эффективно.
2. Соответствиетребованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
3. Способностьвыполнять особые трудовые функции.
Там же отмечается, что «… термин“компетентность” используется в тех же значениях. Компетентность обычноупотребляется в описательном плане».
В рамкахтакого отождествления этих понятий (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров,М.В. Рыжаков) авторы подчеркивают именно практическую направленностькомпетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений,существующих между знанием и действием в человеческой практике» [4, с. 59]. Этаже позиция неразграничения понятий «компетенция» и «компетентность» характернаи для большинства зарубежных исследователей данной проблемы.
Второйвариант рассмотрения соотношения понятий «компетенция» и «компетентность»сформировался в 70-х гг. в США в общем контексте предложенного Н. Хомским в1965 г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теорииязыка, трансформационной грамматике.
Н. Хомскимбыло отмечено: «… мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знаниемсвоего языка говорящим — слушающим) и употреблением (реальным использованиемязыка в конкретных ситуациях)». Обратим здесь внимание на то, что именно«употребление» — есть актуальное проявление компетенции как «скрытого»,«потенциального». Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности», вреальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками ит.д., т.е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека.
Такимобразом, в 60-х гг. прошлого века уже как бы было заложено пониманиерассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и«компетентность», где последнее и трактуется как основывающаяся на знаниях,интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональнаяжизнедеятельность человека [2]. При этом отметим, что сами понятия «компетенция»,«компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее – вбыту, литературе; их толкование приводилось в словарях.
Так, например, в «Кратком словаре иностранныхслов» (М., 1952) приводится следующее определение:
· компетенция(от латинского competentia – принадлежность по праву):
1)  круг полномочийкакого-либо органа или должностного лица;
2)  круг вопросов, в которыхданное лицо обладает полномочиями, опытом;
· компетентность:
1)  обладание компетенцией;
2)  обладание знаниями,позволяющими судить о чем-либо.
Слово «компетенция» буквально означаетсогласованность частей, соразмерность, симметрию. Согласно этимологии, основныеформообразующие признаки компетенции – соответствие, совпадение.
Термин «компетентность» является производным отслова «компетентный». Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие«компетентный» как «1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудьобласти; 2) обладающий компетенцией».
Термин «компетенция» пришел в педагогику из миратруда и предприятий. Как отмечают в своих исследованиях С.Е. Шишов и В.А.Кальней, «в течение последних десятилетий этот мир значительно отточил,заформализировал свои концепты и свою технику оценки и управления людскимиресурсами. Столкнувшись с большой конкуренцией и с быстрым изменением знаний итехнологий, мир предприятий направил растущие инвестиции в развитие того, чточасто называют “человеческим капиталом”» [6, с. 80–81].
В производственной сфере значительная частьпрофессий и должностей характеризуется более или менее подробным списком(набором) компетенций, которые используются при найме на работу, повышенииквалификации сотрудников.
Исходя из принятого в производственной сфереподхода, С.В. Шекшня определяет компетенцию как личностные характеристикичеловека, его способности к выполнению тех или иных функций, освоению типовповедения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента,умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления [5, с.106].
В логике этого подхода компетенциярассматривается как составная часть компетентности, понимаемой какинтегративное качество личности профессионала, которое включает не толькопредставление о квалификации, но и «освоенные социально-коммуникативные ииндивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональнойдеятельности» [8, с. 454–455].
Следует отметить, что в педагогическойлитературе термин «компетентность» встречается в контексте исследованийпрофессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Т.Г. Браже,С.Г. Вершловский, Н.П. Гришина, Н.В. Карнаух, М.В. Крупина, В.Ю. Кричевский,Л.М. Митина, Н.П. Попова и др.).
В.А. Сластенин выделяет личностную ипрофессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью авторпонимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлениюпедагогической деятельности и характеризует ее как профессионализм, аличностная компетентность предопределяет возможность реализациипрофессиональной готовности человека в его социальных действиях, проявляяналичие или отсутствие успешности действий человека, она позволяет соотнестисоциальный норматив, общественно-групповые традиции и личностные установки суровнем его притязаний.
Таким образом, применительно кпрофессиональной деятельности педагога термины компетентность и компетенциярассматривается не как часть и целое, а в основном как идентичные исинонимичные категории, причем, термин компетентность является наиболееустоявшимся, более распространенным.
С.Е. Шишов определяет «компетенцию» какобщую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях,которые приобретены благодаря обучению. По его мнению, компетенция не сводитсяни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, она рассматривается как возможностьустановления связей между знаниями и ситуацией [6].
Другой, более узкий, подход связан с «прикладным»пониманием компетентности. Здесь компетентность рассматривается как владениеметодами воздействия на среду, как совокупность знаний, умений и навыков,позволяющих успешно выполнять задание. Ряд ученых понимают под компетентностьюхарактеристику конечной цели обучения, интегральное образование в структуремодели специалиста.
В психологии первые попытки научно определитьпонятие «компетентности» были сделаны в связи с развитием науки управления иисследований субъективных факторов управления.
В частности, А.Г. Никифоров в своих работахрассматривает компетентность в широком и узком смысле слова. Широкое толкованиепри этом имеет три стороны:
·как методологический принцип руководства иуправления;
·как форма проявления сознательной общественнойактивности;
·как элемент социальной роли руководства.
В узком смысле слова компетентность связана сотраслевой спецификой управленческой деятельности.
Ю.Ф. Майсурадзе осуществил анализ различныхподходов к определению компетентности и в результате этого разделил их на триосновные группы:
1) определение компетентности как знания дела,науки управления;
2) включение в содержание компетентности уровняобразования, опыта работы по специальности, стажа работы в должности;
3) рассмотрение компетентности во взаимосвязизнаний и способов реализации их на практике.
Собственные размышления по поводу определенияпонятия «компетентность» приводят автора к необходимости разведения понятий«компетентность» и «компетенция». Он определяет компетенцию как полномочия, акомпетентность как характеристику носителя этих полномочий. И приходит квыводу, что люди могут быть наделены компетенцией, но при этом не обладатькомпетентностью. Тогда задача оптимизации управления, по мнению автора, состоитв том, чтобы «привести в соответствие фактическую и официальную компетентность».
М. Кяэрст также осуществил попытку рассмотрениякомпетентности в психологической концепции совершенствования управления. Онпредложил рассматривать это понятие как состоящее из следующих компонентов:
1. Предпосылки компетентности (способности,талант, знания, опыт, умелость, образование, квалификация и т.д.).
2. Деятельность человека (преимущественно работа)как процесс (её описание, структура, характеристика, признаки).
3. Результаты деятельности (плоды труда,изменения в объектах деятельности, количественные и качественные параметрырезультатов, а также встречающиеся в них сдвиги).
Кроме того, данный автор формулирует несколькодефиниций, раскрывающих содержание понятия компетентности.
«Дефиниция 1: Компетентность выражаетинтеллектуальное соответствие лица тем задачам, решение которых обязательно дляработающего на этой должности человека.
Дефиниция 2: Компетентность выражается вколичестве и качестве задач, сформулированных и решаемых лицом в его основнойработе (на основном отрезке труда или в области основных его функций).
Дефиниция 3: Компетентность является одним изосновных компонентов личности или совокупностью известных свойств личности,обусловливающих успех в решении основных задач.
Дефиниция 4: Компетентность является системойизвестных свойств личности, выражающейся в результативности решённых проблемныхзадач.
Дефиниция 5: Компетентность является одним изсвойств проявления личности и заключается в эффективности решения проблем,встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах даннойорганизации» [3, с. 43].
Следует заметить, что М. Кяэрст настаивал на том,что компетентности вообще не существует. Она есть лишь в области конкретнойпроблематики, в определённой деятельности, в определённой сфере компетентности.
Под «компетентностью» обучаемых С.Е. Шишов и И.Г.Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности,основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению,ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательномпроцессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовуюдеятельность» [7, с. 59]. М.А. Чошанов в основном указывает на содержательныйкомпонент компетентности (знания) и процессуальный компонент (умения). В.С.Безрукова под компетентностью понимает – «овладение знаниями и умениями,позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»[1, с. 46]. В рамках образовательного процесса В.В. Краевский и А.В. Хуторскойпод образовательными компетенциями понимают знания, умения и способы действия.
Подход к рассмотрению компетентности в связи соспособностью решать проблемные ситуации имеет место у Н.В. Яковлевой [9]. Она всвоём диссертационном исследовании, посвящённом вопросам психологическойкомпетентности и путям ёё формирования в вузе, указывает на несводимостькомпетентности к понятиям:
·         культураспециалиста (В.М. Алахвердов, Н.В. Беляк.);
·         профессиональноемастерство (Н.К. Бакланова.);
·         готовностьк деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов.);
·         информационнаяоснова деятельности (Д.А. Ошанин, В.Д. Шадриков.) и т.д.
Автор определяет компетентность как уровеньпредставленности в индивидуальном сознании иерархической структуры проблемныхситуаций деятельности и владение методами их решения [9].
В работах посоциальной психологии «компетентность» трактуется как доскональное знаниесвоего дела, сущности выполняемой работы, сложных связей явлений и процессов,возможных способов и средств достижения намеченных путей. Социальные психологи,в частности Д. Брунер, рассматривают компетентность как совокупность качеств,присущих наиболее компетентному специалисту, тех качеств, уровня которых должендостичь каждый овладевающий профессией индивид.
В исследованиях социальной психологии80–90 гг. компетентность включает, кроме общей совокупности знаний, еще изнания возможных последствий конкретного способа воздействия, т.е. имеются ввиду коммуникативные способности, коммуникабельность, коммуникативнаякомпетентность.
В 90-х гг. термин «компетентность» висследованиях, кроме совокупности знаний, отражает знание возможных последствийконкретного способа воздействия. Компетентность рассматривается как один изосновных компонентов личности и совокупность известных свойств личности,обусловливающих успех в решении основных задач, встречающихся в сфередеятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации. С.Г.Молчанов формулирует понятие профессиональной компетенции как круг полномочий всфере профессиональной деятельности. В более узком понимании профессиональная компетентностьтрактуется им как круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом,совокупность которых отражает социально-профессиональный статус ипрофессиональную квалификацию, а также некоторые личностные, индивидуальныеособенности, обеспечивающие возможность реализации определеннойпрофессиональной деятельности. Таким образом, автор рассматриваеткомпетентность как системное понятие, а компетенцию как ее составляющую.
В.А. Кальней считает компетентностьумением мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Онасчитает, что есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда онипроявляются в какой-нибудь ситуации. Исследователь полагает, что не проявленнаякомпетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, асамое большее – скрытой возможностью.
В.В. Нестеров и А.С. Белкин в социальном планепод компетентностью подразумевают совокупность, прежде всего, «знаниевыхкомпонентов в структуре сознания человека, т. е. систему информации о наиболеесущественных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих егополноценное социальное бытие».
Таким образом, проведенный анализ работ попроблемам компетенции позволил условно выделить три этапа их становления вобразовании [2]:
Первый этап –1960–1970-е гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории«компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий «компетенция» и«компетентность».
Второй этап –1970–1990-е гг. – характеризуется использованием категорий «компетенция» и«компетентность» в теории и практике обучения языку (особенно неродному),профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению.
Важноотметить, что исследователи и в мире, и в России начинают не только исследоватькомпетенции, выделяя от 3 до 37 видов, но и строить обучение, имея в виду егоформирование как конечного результата этого процесса (Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А. Петровская). При этом для разных деятельностей исследователивыделяют различные виды компетентности.
Третий этап исследования компетентностикак научной категории в России применительно к образованию, начиная с 1990 г.,характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993, 1996), где в общем контекстекомпетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
Таким образом, в научной литературе встречаетсяпонимание компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватноговыполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности»,«эффективность действий». Значительная часть исследователей связывает понятие«компетентность» прежде всего со способностью, потенциальной возможностьювыполнения определенной деятельности.
Из вышеизложенного видно, что понятие«компетентность» может использоваться на самых различных уровнях и, взависимости от этого, наполняться различным содержанием. Компетентность имеетопределённые предпосылки, обеспечивает деятельность человека и влияет нарезультаты этой деятельности. Оно очень многообразно и может рассматриваться спомощью различных подходов.
Основные разногласия ученых заключаются вразличных подходах к определению интегрирующего компонента содержания понятия«компетентность». Одни таким компонентом считают знания, умения, навыки, другие– «способность и готовность личности к деятельности», третьи разделяют содержательныйи процессуальный компоненты компетентности.
Исходя из анализа психолого-педагогической исоциологической литературы, можно дать следующее определение понятия«компетентность»: личностная характеристика индивида, отражающая егоспособность использовать универсальные способы деятельности, основанная насовокупности научных знаний в конкретных жизненных ситуациях.
При этомнеобходимо отметить большой вклад в разработку проблем компетентности в целомименно отечественных исследователей – Л.П. Алексеевой, Н.В. Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, Г.И. Сивковой, Н.С. Шаблыгиной и др.

Списоклитературы
 
1.  БезруковаВ.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993.
2.  ЗимняяИ.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшееобразование сегодня. 2003. № 5. С.35–41.
3.  КостенкоН.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986 .
4.  ЛедневВ.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты всистеме общего образования: теория и практика. М., 2002.
5.  Симен-СеверскаяО.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы впроцессе профессиональной подготовки в вузе: дис… канд. пед. наук. Ставрополь,2002.
6.  ШекшняС.В. Управление персоналом современной организации: учеб.-практ. пособие. 3-еизд., перераб. и доп. М., 1998.
7.  ШишовC.Е., Агапов И.Г.Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандартыи мониторинг в образовании. 2002, март-апрель. С.58–62.
8.  ШишовС.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.
9.  ЯковлеваН.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения ввузе (на материале деятельности врача): дис… канд. психол. наук. Ярославль,1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.