КУРСОВАЯРАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности классногоруководителя
1.1. Развитие классного руководства: историко-логическаяхарактеристика
1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классногоруководителя
1.3. Условия эффективности деятельности классногоруководителя в общеобразовательной школе
Глава 2. Методические рекомендации по использованиюинформационных компьютерных технологий при организации деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
В работе почти каждогоучителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своейпреподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы нибыла сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям,поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Низкий статусвоспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века вмассовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельностиклассных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченностьвозможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительномчисле общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальныетребования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведениедокументации, проведение классных часов, родительских собраний). В то же время,для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложностивоспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы,классные кураторы).
Общий официальный фон и тонупоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в нашей странеизменился. В «Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 года» высказывается пожелание о возвращениивоспитанию положения «первостепенного приоритета» [18].
В этом и ряде другихдокументов: />Конвенции о правах ребенка [10], Законе РФ «Обобразовании»[7], определяются конкретные ценностные ориентиры длявоспитательной работы.
Определенной точкой отсчета можетслужить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функцийклассного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательныхшкол. Данное обстоятельство породилодостаточно противоречивую ситуацию, которая, на наш взгляд, заключается не тольков материальном подкреплении, но и в методической подготовке будущих учителей,неготовности выпускников к осуществлению функционала классных руководителей,ведь специально этому не учат, а знания студентов часто носят отрывочныйхарактер.
Все эти явленияактуализировали проблему понимания организации деятельности классногоруководителя и определения сферы его ответственности в выполнениивоспитательной функции.
Анализпсихолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особенностиорганизации деятельности классного руководителя находят отражение в работах В.П.Сергеевой [21], Ф.П. Черноусовой[26], Б.В. Куприянова[12] и многих другихавторов, работающих в области образования. С нормативно-правовой точки зрения деятельностьклассного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такимидокументами, как Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и наукиРоссии от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций обосуществлении функций классного руководителя педагогическими работникамигосударственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации имуниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классномруководстве.
Вместе с тем, необходимоотметить, что на современном этапе развития системы образования становитсяактуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельностиклассного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников.Все это определило выбор темы исследования: «Организация деятельности классного руководителя».
Объект исследования– организация деятельности классного руководителя вобщеобразовательной школе.
Предметисследования – содержание и условия эффективности деятельностиклассного руководителя в современном образовательном учреждении.
Цель данной работы сводится ктеоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективностидеятельности классного руководителя.
Гипотезаисследованиязаключается в предположении, что эффективность деятельности классного руководителяв современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания играмотной организации работы классного руководителя.
В реализации цели выполнялисьследующие задачи:
- анализпсихолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- характеристикасодержания деятельности классного руководителя и условий эффективности егоработы;
- разработка методическихрекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий приорганизации деятельности классного руководителя.
Припроведении исследования были использованы следующие методы исследования:
— анализсуществующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научногоанализа);
— обобщение исинтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтезаи обобщения);
Практическаязначимость исследованиясводится к возможности использования предложенных материалов в работе классныхруководителей общеобразовательных школ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Развитие классного руководства:историко-логическая характеристика
Жизнедеятельностью ивоспитанием классной группы в современной школе руководит педагог в должности«классного руководителя», но такая должность была не всегда. Рассмотримосновные аспекты развития классного руководства в России.
В России первоеупоминание о школе можно найти в русских летописях 988 года. В «Повестивременных лет» можно прочитать такую фразу: «Послал князь Владимир собирать улучших людей детей и отдавать их в обучение».
В 12 веке князь КириллТуровский написал произведение. Которое назвал «Слово о том, яко не забывати учителейсвоих». В нем он писал: «Если и научился и от простого человека, не от иерея,то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей».
Издревле складывалось наРуси уважительное отношение к учителю. Премудрый Епифаний, обращаясь в своем«Слове похвальном Сергию Радонежскому» восхваляет Сергия не только какчудотворца, но и как Учителя: «…он был отцам отец и учителям учитель… неложныйучитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник…»
В.И. Даль так даетопределение функции учителя. «Учитель – это обучатель, который должен учить,поучать, наставлять».
В России идеи классическогообразования, по общему мнению историков (П.Н. Милюкова, И.М. Демкова и пр.),начали распространяться с 17 века, когда появились первые Греко-латинскиешколы.
В 18 веке в России былиоткрыты первые гимназии: в 1726 году при Академии наук в Санкт-Петербурге, в1755 году при Московском университете, в 1758 году при Казанском университете.
Государственные гимназиикак тип общеобразовательной средней школы были созданы в России по Уставу 1804года.
Именно тогда, какутверждает И.М. Демков, возникла в гимназии и реальных училищах должностьклассного наставника, который в дореволюционной России нес ответственность завоспитание учащихся и осуществлял надзор за их поведением. По Уставу 1864 годав каждой гимназии учреждалось по две должности воспитателей с высшимобразованием: одна для высшего сословия, другая – для низшего сословия [3].
В 1872 году в помощьклассному наставнику была учреждена должность классного надзирателя. В егообязанности входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне класса: наулице, в театре, анна частных квартирах, где жили иногородние гимназисты иреалисты. Для того, чтобы получить должность классного надзирателя, требовалосьсвидетельство об окончании уездного, городского или духовного училища. Классныенаставники часто перекладывали на плечи классных надзирателей своивоспитательные функции.
Одновременно с введениемдолжности классного наставника в женских гимназиях была введена должностьклассной дамы, которая назначалась в помощь начальникам женских гимназий ипрогимназий. Если классная дама имела среднее образование, то она получалавозможность работать домашней учительницей или вести предметы в женскойпрогимназии или низших классах женской гимназии. Если классная дама среднегообразования не имела, ее функция сводилась к функциям классного надзирателя:надзор за ученицами, контроль их поведения на улице, в театре.
До революции 1917 годавоспитание детей носило классовый характер, в соответствии с которымсуществовали следующие типы учебных заведений:
· церковно-приходскиешколы для крестьян;
· реальные училищадля детей мещан и купцов;
· гимназии – длядворян.
С 1917 года ведущей идеейвоспитания учащихся стала идея коммунистического воспитания, в основе которойбыла программа всеобщей грамотности и трехступенчатая программа непрерывногообразования: детский сад, общеобразовательная школа, профессиональные училища,техникумы, вузы.
После революции 1917 годадолжности классных надзирателей и классных дам были отменены, организациявоспитательной работы в учебных группах учащихся осуществлялась всемипедагогами.
По мнению И.М. Демкова, жизньпосле смены государственного строя в стране потребовала согласования иобъединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички ворганизации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Именно поэтомуво многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательнойработы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами. [3]
Из того же источника мыузнаем, что в 1934 г. после переименования групп в классы групповоды сталиназываться классными руководителями. [3] Положение о классномруководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.
Согласно данному положению,на должность классного руководителя назначался один из учителей, на котороговозлагалась особая ответственность за воспитательную работу в отдельном классе.Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.
Из того же источника сталоизвестно, что в 1960 году было принято «Положение о классном руководителевосьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы спроизводственным обучением». Оно регламентировало основные функциональныеобязанности классного руководителя и определяло направления его деятельности. Классныйруководитель должен был: всесторонне изучать учащихся; выявлять их запросы,склонности и интересы; организовать деятельность классного коллектива; заниматьсявопросами успеваемости и дисциплины в классном коллективе; содействоватьучастию учащихся в производительном труде; заниматься вопросамипрофессиональной ориентации; заниматься вопросами внеурочной деятельности; поддерживатьсвязь с родителями.
В 1965 году былаофициально введена должность классного руководителя, регламентированы егофункциональные обязанности.
Анализ литературы по темеэтой главы показал, что, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, функциисовременного классного руководителя мало в чем претерпели количественныеизменения, но значительно изменяются качественно.
По утверждениюсовременных отечественных педагогов (Л.П. Крившенко[16], М.И. Рожкова [21] внастоящее время российское общество постепенно перестраивается, переоцениваетсвои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и вобразовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепциигражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многомэто происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений ивариативности образовательных программ.
Школьное образование вРоссии представлено следующими типами школ:
· начальная школа;
· средняяобщеобразовательная школа;
· лицеи;
· гимназии;
· специальные школы
Среди современных типовучебных заведений самыми распространенными в России являютсяобщеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей – «тип среднего или высшегоучебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название«лицей» принимают некоторые средние учебные заведения с углубленнымизучением дисциплин по определенному профилю.
Гимназии же — это вбольшинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднеготипа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.
Анализ литературыпоказывает [15], что в практике современных общеобразовательных школ внастоящее время сложилось несколько концепций классного руководства:
· учитель-предметник,одновременно выполняющий функции классного руководителя;
· классныйруководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классныйруководитель, его еще называют классный воспитатель);
· в некоторыхучебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должностиосвобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат.попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора(лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя рядорганизаторских функций педагога.
В учебнике по педагогикеЛ.П. Крившенко дано такое определение: «Классный руководитель – этонепосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе,официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательнойработы в классе»[ 16].
В настоящее время права иобязанности классного определяются Законом РФ «Об образовании и Уставомобщеобразовательного учреждения. В большинстве и органов управленияобразованием субъектов Российской федерации действуют разработанные положения оклассном руководителе, которые регламентируют их деятельность, закрепляют праваи обязанности в работе с коллективом учащихся.
В заключенииисторико-хронологической характеристики классного руководства можно сделатьвывод о том, что необходимость в работе педагога, осуществляющего деятельностьпо воспитанию детей, возникла в России одновременно со школами, развивалась и видоизменяласьна протяжении всего исторического времени, не потеряв актуальности донастоящего времени.
1.2. Анализ направлений и содержаниядеятельности классного руководителя
Среди современных типовучебных заведений в настоящее время самыми распространенными в России являютсяобщеобразовательные школы.
Средняяобщеобразовательная школа целенаправленно готовит учащихся к жизни, труду винформационно всё более насыщенной среде, требующей от членов обществаповышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкойобщеобразовательной базы, подлежащей обогащению и развитию. Современная школаставит перед собой цель — учить детей эффективно справляться с задачаминастоящего дня. Она призвана сочетать подготовку нового поколения к будущему ссодержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся.
Есть прекрасные слова отом, что «школа – это место, где ребенок получает знания, умения, навыки, школа– это пространство и время его бытия». Именно в этом пространстве и реализуетсвою деятельность классный руководитель. Классный руководитель, по определениюЛ.И. Маленковой, — «это профессионал – педагог, духовный посредник между обществоми ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий системуотношений через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающийусловия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий коррктивразвития каждой личности» [14 ].
По мнению И.Д. Демаковой, современныйклассный руководитель, работающий с детьми любого возраста, должен иметьпредставление о « пространстве детства», которое в современной философииописывается не как «нейтральное вместилище», а как «деятельностное поле».Именно в этом «поле» педагог призван по возможности блокировать отрицательноевоздействие социума, максимально использовать его позитивные характеристики,компенсировать то, что недодает ребенку жизнь [2]
Специфичным, на наш взгляд, длясегодняшнего этапа развития педагогической науки и практики является то, чтоэтот процесс воспитания подрастающих поколений происходит в условиях реализацииПНПО — Приоритетного национального проекта «Образование», которыйдемонстрирует отрадное явление — повышение внимания государства к школе,учителю, талантливой молодежи.
Этот проект взял старт в 2006 г. В документах ПНПО, в частности в документах о стратегии развития молодежной политики,называются принципиально новые направления работы с детьми и молодежью, которыемогут стать основой для нового содержания воспитательной деятельности педагога.Особенно привлекательными представляются такие идеи, как реализация потенциаламолодежи в интересах России, через информирование о потенциальных возможностяхразвития страны вовлечение молодых в активную социальную практику. В проектепридается большое значение развитию волонтерства, воспитанию лидеров, развитиюстремления молодых к успеху, карьерному росту, обучению детей и молодежи работев команде. Очень важным кажется нам привлечение внимания к детям и подросткам,оказавшимся в сложной жизненной ситуации, интеграция их в жизнь общества.Внимательное прочтение этой программы даст любому педагогу-воспитателю немалоновых идей для работы с детьми. Все проекты в рамках ПНПО имеютотношение к деятельности современных классных руководителей, но, естественно,главную роль тут призван сыграть проект «Классный руководитель».
В приказе №21 Министерстваобразования и науки от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методическихрекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическимиработниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» в частностиподчеркивалось, что в связи с постановлением Правительства Росийской Федерацииот 30 декабря 2005 г. №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовойпомощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплаты вознагражденияза выполнение функции классного руководителя педагогическим работникамгосударственных общеобразоваельных школ субъектов Российской Федерации имуниципальных общеобразоваельных школ» [18] вводятся методические рекомендацииоб осуществлении функций классного руководителя педагогическими работникамигосударственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации имуниципальных общеобразовательных учреждений.
Не повторяя дословно «Методическихрекомендаций», полезно, тем не менее, остановиться на некоторых наиболее важныхдля школьной практики положениях.
Имеется в виду трактовка воспитаниякак одного из «важнейших компонентов образования в интересах человека, обществаи государства», обозначение в качестве приоритетных таких задач воспитания, как«формирование у обучающихся гражданской ответственности и правовогосамосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активнойадаптации на рынке труда». Самое серьезное внимание уделяется ключевой роликлассного руководителя в решении всех вышеназванных задач.
В соответствии с п. 66 Типовогоположения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196 на педагогического работника общеобразовательного учреждения могут возлагаться функцииклассного руководителя по организации и координации воспитательной работы собучающимися в классе. При этом класс рассматривается, как «группа обучающихся,как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательнуюпрограмму в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения» [26].
Согласно «Методическимрекомендациям», целью деятельности классного руководителя является «созданиеусловий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешнойсоциализации в обществе», а деятельность классного руководителя рассматриваетсякак «целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основеустава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализапредыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни,на основе личностно-ориентированного подхода к школьникам с учетом актуальныхзадач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учрежденияи ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений».
В настоящеевремя имеют место быть иные подходы к пониманию деятельности классногоруководителя. Научный коллектив под руководством Б.В. Куприяноваhttp://www.ucheba.com/met_rus/k_klass_ruk/avtorskykomponent.htm — _ftn1рассматривает деятельность классного руководителя как«управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды дляреализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса»[13 ]
Весьмаинтересным представляется подход научного коллектива Б.В. Куприянова приопределении направлений деятельности классного руководителя, характеризующихсякак «сферы ответственности» за процесс социализации, воспитания школьников. Поих мнению, ответственность классного руководителя школы охватывает различныестороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном ивариативном компонентах.
Инвариантныйкомпонент деятельностиклассного руководителя включает четыре сферы ответственности.
· - обеспечениежизни и здоровья учащихся;
· - обеспечениепозитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися иучителями;
· - содействиеосвоению школьниками образовательных программ;
· - осуществлениепатриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальнойкомпетентности учащихся.
В качестве вариативныхнаправлений, где содержание деятельности определяется самим классным руководителем,названы, во-первых, определение зон риска для учащихся класса, планированиепрофилактической деятельности, а во-вторых, определение целей воспитанияучащихся класса на основе учета возрастных особенностей, планирование работы склассом.
На наш взгляд, авторамидостаточно подробно и грамотно определена содержательная сторона каждой сферыответственности.
Перваясфера ответственности предполагает обеспечение жизни и здоровья учащихся. Для этого классныйруководитель осуществляет контроль за посещаемостью школы учащимися класса,контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихсякласса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листкомздоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуетсякомплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятияфизкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячимпитанием, проведение инструктажей и ведение документации по техникебезопасности.
Втораясфера ответственности — обеспечение позитивных межличностных отношений междуучащимися и между учащимися и учителями включает информированность омежличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимисякласса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностныхотношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определениезадач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющихпроблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работыпсихолого-педагогическую службу.
Третьясфера ответственности классного руководителя — содействие освоению школьниками образовательныхпрограмм и предусматривает информированность об особенностях содержанияобразования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективахреализации образовательной программы в ученическом классе, координациюдеятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторингуспеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования,планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися.
Четвертаясфера ответственности — воспитание патриотических чувств, формирование опытагражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся.Нормативным основанием может служить следующее: «Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания,духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности,способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынкетруда (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010года). Реализация данного направления классным руководителем предполагаетразработку годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма игражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся,содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученическогосамоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов,осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основеисходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных началво взаимодействии классного руководителя и учащихся.
Вариативныйкомпонент деятельностиклассного руководителя скромнее – две сферы.
Пятаясфера ответственности — программирование воспитательной работы с классом на уровне авторскойпрограммы воспитания. Здесь предполагается, что классный руководительосуществит комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив ввоспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованноецелеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведениеотчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственнойдеятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованияхгородского, областного и Всероссийского уровня.
Шестаясфера ответственности — профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшееопасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка, согласование ссоциальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетоми реализация комплекса профилактических мер). [12]
Психолого-педагогическиеисследования в области организации деятельности классного руководства [10] утверждают,что деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучшийрезультат при условии, если она проводится в определённой системе. Системаработы классного руководителя трактуется исследователями как «совокупностьвзаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей изадач воспитания». По их мнению, система работы классного руководителяпредполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательногоматериала и умелое использование наиболее эффективных средств и методоввоздействия. Опираясь на результаты исследовательских работ, попытаемсярассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые всвоей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
Во-первых, изучениеучащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса иотдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия дляправильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществленияиндивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всегосрока их обучения.
Организация ивоспитание классного ученического коллектива – это один из основных, ведущихразделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный ицелеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки дляуспешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделомдеятельности классного руководителя является повышение качества знаний иукрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина– важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы.Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников,стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своёмклассе.
Организация ипроведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделовдеятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяютсяразнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессеобучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организациивнеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления –идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделомдеятельности классного руководителя является координация воспитательнойдеятельности учителей. Классный руководитель должен координировать инаправлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школызаписано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружениеучащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательныхинтересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесноесотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований ипедагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречаетсяс учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качествознаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классногоруководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий разделдеятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся.Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связьшколы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются сродителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают путисовместной деятельности по их воспитанию [10].
Анализпсихолого-педагогической литературы по определению направлений и содержаниядеятельности классного руководителя позволяет сделать вывод, что работаклассного руководителя многогранна и должна охватывать такие стороны жизнидетей класса, как здоровье, общение, обучение, воспитание и прочее.
1.3. Условия и критерииоценивания эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательнойшколе
Классныйруководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельностиобразовательного учреждения. От эффективности его работы во многом зависитуспешность всего воспитательного процесса в целом.
Изучение и определение эффективностидеятельности классного руководителя относится к числу сложных педагогическихпроблем. Неоднократные попытки повысить результативность воспитания детей безвнесения существенных изменений в содержание и организацию деятельностиклассных наставников, как правило, оказывались неудачными. Неоднократнопредпринимались попытки определения условий эффективности работы классногоруководителя.
Е.А. Слепенькова считает,что эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередьот личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющихстиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов еговзаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителяс учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания имосновных социально-психологических феноменов класса [6].
В качестве условийэффективности деятельности классного руководителя И.Ф. Диком рассматриваютсятакже степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делахклассного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися;адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятияпедагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, спецификивнутриколлективных отношений) [6].
На современном этапе темаопределения эффективности работы классного руководителя становится особоактуальной в связи с введением денежного вознаграждения педагогам – класснымруководителям. По мнению педагогического коллектива под руководством Е.Н.Степанова, изменение принципов и порядка оплаты труда />/>классных руководителей не следует рассматривать в качествесамоцели. Оно должно способствовать повышению качества трудапедагогов-воспитателей, формированию современной />моделивоспитательной деятельности, адекватной изменившейся политической,экономической и социально-педагогической ситуации жизни и развития детей.
На основе этого педагогамибыли определены черты, из которых может складываться модель(образ) эффективной деятельности />/>классногоруководителя в современном образовательном учреждении. К таким чертам(условиям) целесообразно отнести следующие:
1) стратегическуюустремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;
2) направленностьсодержания воспитательной деятельности на развитие детей;
3) системностьосуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентациювоспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
5) технологичность />работы педагога-воспитателя;
6) диагностическуюоснащенность деятельности />/>классногоруководителя
Рассмотрим каждую изперечисленных черт более детально.
Первая черта –стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процессавоспитания. Впостсоветский период развития российской системы образования в подавляющембольшинстве школ отказались от программирования и применения других методовстратегического планирования воспитательного процесса. Чаще всего вдеятельности />/>классногоруководителя используется календарное (текущее) планирование на месяц,четверть, семестр, полугодие, учебный год. В то же время текущее планирование, какправило, связано с «текучкой» — решением каких-то оперативных небольших проблеми не способствует осуществлению качественных масштабных изменений в практикевоспитания детей, достижению стратегических целей образования и развития школьников.При таком планировании перспективность, целенаправленность, а порой и научнаяобоснованность остаются за кадром. В отличие от большинства своих коллегуспешно работающие />классные наставники используют всвоей деятельности такие методы стратегического планирования, какпрогнозирование, программирование, проектирование, моделирование. С помощьюэтих методов они составляют авторские (адаптированные, усовершенствованные)программы воспитания детей на период от трех до пяти лет или разрабатывают натакой же промежуток времени концепции воспитательных систем классов. У нихвозникает гораздо меньше проблем с целеполаганием, выбором содержания испособов организации воспитательного процесса, разработкой критериев ипоказателей его результативности. Да и процесс воспитательной деятельностистановится более продуманным, целенаправленным и эффективным.
Вторая черта– направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей. Педагогическая целесообразностьвоспитания, как известно, заключена во взаимосвязи с развитием школьников.Однако не всегда педагогам-воспитателям удается обеспечить эту взаимосвязь впрактической деятельности. Что же отличает в данном аспекте деятельностьуспешно работающих классных руководителей? Такими отличиями являются:
1) у них сформированынаучные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях ифакторах ее развития;
2) когда они формулируютв плане />работы цель воспитания, то в этой формулировкевсегда содержится информация о структурных элементах (качествах) личности, наразвитие которых в первую очередь будет направлен воспитательный процесс;
3) нередко планывоспитательной />работы таких педагогов содержат разделы,связанные с развитием основных потенциалов личности (интеллектуальный,ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениямиличностного развития (умственное, нравственное, физическое);
4) ни одно организуемоедело не проводится только просто ради мероприятия или для того, чтобы толькоотметить «красный день» календаря, ведь оно должно внести вклад в развитиедетей;
5) особое внимание в ходеанализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлениипсихолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развитияшкольников, изменениям параметров личностного развития каждого отдельногоребенка и />классного сообщества в целом.
Эти отличия идетерминируют их более весомый вклад (по сравнению с другими педагогами) вразвитие своих воспитанников.
Третья черта –системность осуществления воспитательного взаимодействия. Что означает профессионально управлятьпроцессом воспитания? Это означает действовать системно. Успешно/>/> работающие классные руководителиубедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только вмасштабе всего учреждения образования, но и в рамках />классногосообщества. Благодаря их усилиям, создаются уникальные и эффективныевоспитательные системы классов. Посредством чего это достигается?
Во-первых, в соответствии с педагогическимзамыслом/> классного наставника формулируется названиевоспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующегофактора. Например:
— Самоумейка;
— Вселенная Жизнь;
— Экоград;
— Чистое озеро;
— ЖЗЛ (жизньзамечательных людей);
— Наши 25 «Я»;
— Звонница;
— Искусство быть собой;
— Зажги свою звезду;
— Мы в ответе за..;
— Дорога к себе;
— Выбор;
— Космос театра;
— Спираль времени.
Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий)вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. егосистемоинтегрирующий фактор. К примеру:
— в воспитательнойсистеме «Звонница» — краеведческая деятельность;
— в воспитательнойсистеме «Космос театра» — деятельность театрального объединения учащихся;
— в воспитательнойсистеме «Чистое озеро» — экологическая деятельность;
— в воспитательнойсистеме «Наши 25 «Я» — коллективная проектно-творческая деятельность (азбукапроектов);
— в воспитательнойсистеме «Зажги свою звезду!» — деятельность, направленная на обеспечениепроцесса становления и проявления индивидуальности детей.
В-третьих, предпринимаются попытки объединитьвоспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания»:
— разработка иосуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Досуг», «Общение»,«Образ жизни», «Здоровье»;
— объединение проводимыхдел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля»,«Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек»;
— систематизациявоспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием такихпотенциалов, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический,физический;
— формирование годовогокруга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилиячленов />классного сообщества и воспитательные действияво времени.
И, наконец, устанавливаются более тесныевзаимосвязи между основными компонентами воспитательного процесса – целевого,содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.
Четвертаячерта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей.Мечта многихпоколений российских педагогов – дойти до каждого ребенка – остается до сих порнесбывшейся. Чтобы она стала реальностью, надо постараться сделать процессвоспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие ипроявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению индивидуальности ипроцессу ее становления мало уделяется внимания в практической деятельности.Преобладает усеченный взгляд на этот человеческий феномен: индивидуальностьрассматривается как уникальность, неповторимость, особенное в человеке и егосвойствах. Очень часто за пределами рассмотрения остаются три существенных еехарактеристики:
1) индивидуальность какважнейшее, системообразующее качество человека;
2) индивидуальность какэтап, уровень развития индивидуума;
3) индивидуальность какособая форма бытия человека, его самобытность, способность стать и быть самимсобой.
Именно целостный, а неусеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие />/>классные руководители избирают еев качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности. Неслучайно в их планах воспитательной />работы с детьмизаметное место занимает раздел «Индивидуальная />работа сучащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуальноговзаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка,его личностных достижений, проблем в развитии. В практике />классногоруководства они часто используют индивидуальностно-ориентированные формывоспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации,смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы,мастер-классы учащихся и т.п. Разработка и включение форм содействия развитиюиндивидуальности учеников в практическую деятельность не только обогащает иповышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным ижеланным для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют судовольствием и высокой активностью.
Пятая чертадеятельности успешного />классного руководителя – этотехнологичность воспитательной работы. В данном случае понятие «технология» используется вшироком и узком смысле своего значения. В широком смысле под технологиейпонимается любая совокупность действий по достижению цели и получению какого-либорезультата (продукта). В узком смысле под технологией понимают взаимосвязаннуюсистему действий, направленную на достижение диагностируемых целевыхориентиров, выполняемую по определенному алгоритму, обладающую высокойэкономичностью и возможностью повторения любым педагогом. Однако длявоспитательной практики важно не столько умение учителя узнавать, в какомсмысле используется понятие «технология», сколько овладение педагогом широкимспектром современных педагогических технологий. Очень часто учитель болеетехнологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательноговзаимодействия… Арсенал эффективно работающих />классныхнаставников более богат и включает в себя такие технологии, как:
— технология КТД;
— технологиямоделирования воспитательной системы класса;
— технология совместного(коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;
— технология полготовки ипроведения личностно-ориентированного />классного часа;
— игровые икоммуникативные технологии;
— технологияанкетирования, тестирования и применения других методовпсихолого-педагогической диагностики.
Шестая черта –диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Педагоги, которые достигают высокихрезультатов в воспитательной работе, отчетливо осознают, что деятельность поразвитию детей не может строиться «на глазок» — без применения средствдиагностики. Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она являетсямногоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов,проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностическогоизучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемомпроцессе, явлении, предмете. Очень часто к понятию «диагностика» добавляетсяопределение «психолого-педагогическая», подчеркивая тем самым, что вобследовании нередко применяются как педагогические приемы и методы изучения,так и психологические методики исследования. Корректное использование последнихзначительным образом способствует повышению эффективности диагностическойдеятельности педагогов, ведь психология обладает широким арсеналом средств диагностикиличности и коллектива [25].
Результативностьработы классного руководителя анализируется и оценивается администрациейобразовательного учреждения и другими участниками образовательного процесса. Сэтой целью в каждом образовательном учреждении разрабатывается системакритериев, показателей и методов оценочно-аналитической деятельности.
Чаще всего, по мнениюЕ.Н. Степанова, мерилом эффективности воспитательной />работыклассного руководителя выступают следующие критерии:
— развитость основных потенциалов личности человека: познавательного,нравственного, коммуникативного, эстетического и физического;
— успешность усвоения учащимися образовательной программы со стабильнойили положительной динамикой успеваемости и качества знаний;
— сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса;
— защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе,сохранение его здоровья;
— репутация класса;
— удовлетворенностьродителей жизнедеятельностью в классе и результатами работы классногоруководителя [25].
Дляоценивания эффективности работы классного руководителя администрациейобразовательного учреждения совместно с педагогами разрабатываются системымониторинга, отражающие качество работы классного руководителя по основнымнаправлениям деятельности. В книге Г.Н. Сибирцовой приведена следующая системамониторинга [23].
Параметрыоценки результатов деятельности классного руководителя№ Содержание параметров Критерии и баллы Подтверждающие документы 1 Планирование воспитательной работы в классе
Максимум – 3 б.
· Воспитательная система класса – 3б;
· Программа воспитательной системы – 2 б;
· План-сетка – 1б Анализ указанных документов зам. Директора по УВР, руководителем кафедры педагогики и психологии 2 Ведение методической папки классного руководителя
Максимум – 2 б.
· Наличие собственных разработок и всей необходимой документации – 2б;
· Наличие необходимой документации – 1б Анализ материалов, представленных в папке классного руководителя ( в том числе и электронной) 3 Наличие темы самообразования и представление методических материалов по данной теме
Максимум – 2 б.
· Представление рефератов, презентаций, методических разработок по выбранной теме – 2б;
· Наличие темы самообразования и частичная подготовка методических материалов – 1б Подборка методических материалов за текущий период 4 Участие в экспериментальной и инновационной деятельности по воспитательной работе
Максимум – 2 б.
· Проведение мероприятий в рамках экспериментальной работы, участие в проектной деятельности по воспитательной работе – 2б. Представление материалов на бумажных или электронных носителях 5 Организация воспитательной работы в классе по выбранным целевым комплексным программам, разработанным в лицее
Максимум – 3 б.
· Используются одна или несколько программ полностью – 3б;
· Используются элементы одной или нескольких программ – от 1 до 2 б. Анализ документов, представленных в папке: циклограмма мероприятий, классная программа, архив мероприятий. 6 Наличие классных СМИ
Максимум – 2 б.
Классная страничка на лицейском сайте – 2б;
Классная регулярная газета или иной печатный орган – 1б. По факту 7 Позиция классного руководителя в воспитательном процессе лицея
Максимум – 2б.
· Активное участие в семинарах, педсоветах, праздниках, заседаниях кафедры ПиП; обмен опытом работы; наличие печатных работ;
· Участие в семинарах, педсоветах, заседания кафедры ПиП. Наблюдение, проводимое администрацией лицея 8 Динамика положительных изменений психологического климата в классе
Максимум – 2б.
· При положительной динамике более года – 2б;
· Наличие динамики – 1б. Результаты анкетирования учащихся и их родителей, проводимые КР и социально-педагогической службой ( по отдельному плану) 9 Активное участие учащихся класса в жизни лицея
Максимум – 5б.
· За победу в годовом конкурсе на лучший класс ( по различным номинациям) – 5б;
· За активное участие во всех общелицейских мероприятиях и конкурсах – 4 б;
· За разовое участие – от 1 до 3 б. Рейтинг классов и результаты мероприятий. 10 Наличие и уровень самоуправления в классе
Максимум – 2 б.
· Высокий уровень – 2б;
· Средний уровень – 1б. Анализ плана, анкетирование учащихся. 11 Участие класса в работе органов лицейского общественного управления ( Совет лицея, органы ученического самоуправления, Пресс-центр и др.)
Максимум – 2б.
· За качественную работу представителей класса в органах общественного управления – 2б;
· За участие в работе – 1б. Протоколы заседаний и рейтинг участия в данных органах ( подается координаторами данных органов) 12 Оценка внеурочной деятельности класса ( экскурсии, классные тематические часы, творческие встречи и др.)
Максимум – 2 б.
· Высокий уровень, предполагающий разнообразие в организации жизнедеятельности класса – 2б;
· Средний уровень – 1б. Анкетирование учащихся, отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия 13 Организация учащихся в выборе объединений дополнительного образования лицея, информирование об основных направлениях работы кружков, секций и др.
Максимум – 2 б.
· Более 50% учащихся класса заняты в кружках и секциях лицея – 2б;
· Менее 50% учащихся заняты в системе ДО лицея – 1б. Отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия, результаты внутришкольного контроля 14 Участие класса в социально- значимой деятельности, региональных, всероссийских, международных конкурсах и акциях
Максимум – 4 б.
· Регулярное участие в конкурсах, акциях и соревнованиях – 4 б;
· Разовое участие - от 1 до 3 б. По факту 15 Организация работы с родителями ( тематические родительские собрания, инд. беседы, посещение семей учащихся, ведение электронного журнала на лицейском сайте)
Максимум – 5 б.
· Высокий уровень организации работы – 4-5б;
· Средний уровень – до 3 б. Анализ плана работы, отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия 16 Эффективное использование современных технологий при организации воспитательной работы в классе
Максимум – 3б.
· Использование информационных технологий, в том числе мультимедийных – 3б;
· Представление отчетной документации на электронных носителях, использование лицейской локальной сети – 2б. Отчеты, представленные в течение года, результаты внутришкольного контроля.
На наш взгляд, переченьусловий для эффективной деятельности классного руководителя, разработанныйпедагогическим коллективом под руководством Е.Н. Степанова, необходим дляумелого выстраивания работы с коллективом класса, а разработка и наличиекритериев оценки эффективной деятельности, систем мониторинга, способствуетрезультативности работы классного руководителя.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ
Компьютер — лучшийдруг
В последние годы мирменяется так быстро, и учителям никак нельзя отставать от стремительногоразвития общества, науки и техники. Учителя не только учат детей, но и всюжизнь учатся сами. Появляются новые предметы, новые учебники.
На всё это уходитогромное количество времени и сил. Развиваются новые компьютерные технологии,которые могут придти на помощь учителю в его работе. Современному учителю восновном самостоятельно приходится осваивать эти технологии.
А можно ли обратиться кпомощи компьютера для организации работы классного руководителя. Ведь никто иникогда не учил этому. Все ученики очень любят компьютер и проявляют к немуинтерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло.
Для этого нужно немногожелания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своейработе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерныхтехнологий. Этого требует время. А учитель всегда должен идти в ногу современем, улавливая малейшие изменения в обществе.
Дети легче идут наконтакт, если в учителе, классном руководителе они видят грамотного,современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии. Ушловремя лекций и бездумного послушания. Пришло время диспутов, самостоятельногопоиска правды и истины, использования для этого новых информационныхтехнологий.
Электронный воспитатель.
Когда мы произносим слово«ШКОЛА», то подразумеваем не только заведение, в котором дети получают знания,но и где дети получают хорошее воспитание, чтобы выйти в жизнь не только умным,но и воспитанным человеком. Именно о проблеме использования новыхинформационных технологий в воспитательной работе пойдет речь. Компьютер ужетак прочно вошёл в нашу жизнь и жизнь наших детей, что без него уже мир кажетсяскучным и не интересным. Но, как и везде, есть сторонники и противникииспользования компьютеров в воспитательной работе. Да, действительно, ни накакую машину, пусть даже самую умную, мы не сможем возложить все обязанности повоспитанию детей. Но компьютер может стать нам верным помощником в этом деле.Он может вызвать море положительных эмоций. А учитель должен гармонично вписатьновые информационные технологии в свою деятельность, чтобы учащиеся даже неосознали этой маленькой хитрости!
Воспитательная функция вработе классного руководителя занимает первостепенное место. Основной формойработы классного руководителя для осуществления этой функции является классныйчас. Применение компьютера для подготовки и проведения классных часов можетзначительно разнообразить и увеличить эффективность проведения классного часа.
Сейчас существует большоеколичество дисков и кассет с художественными и документальными фильмами,носящими воспитательный характер. Имеются в продаже диски с готовыми класснымичасами, ориентируясь на которые можно строить работу классному руководителю вэтом направлении. По телевидению часто показывают фильмы, в которыхзатрагиваются проблемы курения, алкоголизма, наркомании, правонарушений,преступлений подростков и их наказаний и многое другое. Полезно увидеть детямэти фильмы на классном часу и обсудить. В этом тоже пригодится компьютер,только с выходом в Интернет. В «мировой глобальной сети» возможно найтипрактически любой художественный или документальный фильм, а потом использоватьна классном часе. Кроме этого компьютер на классном часе может использоваться идля других целей.
Компьютер – классномУ часу
С момента появлениякомпьютеров в школе стало возможным использовать их при проведении классныхчасов, которые сразу для детей становятся интереснее и полезнее. Для классногочаса полезно создать презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыкизатрагивает учеников за живое, пронизывает душу. Одними словами, беседой, вкоторой используется только воображение учеников, никогда не добиться такогорезультата.
Вниманию классныхруководителей можно предложить сценарии таких классных часов. Для их создания используетсяпрограмма MS Power Point. При показе слайдов классного часа очень часто идётзвуковое и видео сопровождение, поэтому необходимо использовать колонки. Самымсложным оказывается найти фотографии и фильмы для классного часа. Весь материалможно найти в Интернет, используя поисковые системы, в учительской газете, налазерных дисках, в литературе и др. Фотографии из книг отсканировать.
Таким образом становитсявозможно организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделатьнаглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о ВеликойОтечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сраженийили радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроникипозволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должноповториться.
Во время классного часаребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поискакакой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов навопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернетесть много познавательных сайтов, ребят с ними можно знакомить. Организоватьэто можно очень интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будутискать ответы, сделать необычные схемы для заполнения.
Праздники и игры – навысшем уровне!
На школьных праздникахкомпьютер становиться незаменимым помощником. Все мероприятия, на которыхудаётся использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровнеи очень нравятся детям. Теперь стало возможным проводить разнообразные игры.Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. Некаждый ребёнок может попасть на телевидение, но зато все они хотели быучаствовать в них. Сейчас современная техника позволяет детскую мечту сделатьреальностью. «Звёздный час», «Самый умный», «Великолепная семёрка», «Что? Где?Когда?» и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку реально могутвойти в жизнь класса и быть полезными. Развлекательные и интеллектуальныемероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность ивысокий технологический уровень помогает детям, живущим далеко от большихгородов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своегоразвития. Примеры компьютерных игр.
«Крестики-нолики»(5класс) Счёт от 1 до 30 может превратиться для учащихся в азартное удовольствие,ребусы заставляют хорошенько подумать. На рыбалке нужно не только поймать рыбу,но и поразмыслить, при расшифровке секретного послания. «Счастливый случай» (8класс). Дает возможность ребятам проявить себя на внеклассном мероприятии,проходящем во время декады физики и математики в школе.
Подобных компьютерных игрдля разного возраста существует огромное количество
Документация классногоруководителя
Классный руководитель впроцессе своей работы должен располагать различными сведениями об учащихся.Часто приходится составлять списки учащихся, с указанием каких-либо данных.Чтобы сэкономить своё время, все сведения об учащихся можно хранить в Базеданных, созданной в программе MS Access. Данные хранятся в виде таблиц:
/>
В виде форм:
/>
С помощью этой программыможно делать любые запросы и получать списки для печати.
Для планирования работыклассного руководителя необходимо проводить различные диагностики. При их проведениичасто бывает необходимо изготовить большое количество анкет. На помощь учителюприходит компьютер. Причем, чтобы анкетирование не было скучным и однообразным,можно применять разные формы анкет. Анкетирование очень удобно проводить накомпьютере, где сразу становится видным результат и для детей и для учителя.Его можно сразу обсудить и проанализировать. Результаты диагностик удобнохранить и просматривать с помощью программы базы данных MS Access. В базе данных уже хранится различная информация обучащихся, в неё же и вносятся дополнительные данные по каждой диагностике.
После обработки, итогикаждой диагностики представляются в виде диаграмм, это позволяет увидеть единуюкартину происходящего в классе.
/>
При такой работе из годав год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошопрослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса,изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время.По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно импланировать дальнейшую работу классного руководителя.
По диаграммам хорошовидно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительныерезультаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики.Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательнойработы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании,эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки.
Пример планированияработы.
/>
По итогам года дляучащихся удобно создавать ведомости успеваемости (двухсторонняя).
Например:
/>/>
При создании портфолиокомпьютер становится незаменимым помощником. Сканирование грамот, дляразмещения их в портфолио ученика, фотографии школьных мероприятий, различных конкурсовмогут очень помочь классному руководителю.
Оформлениеклассного уголка тоже может происходить с использованием компьютера идополнительной компьютерной техники. Это очень удобно и эстетично. При этомучащиеся овладевают компьютерной грамотностью.
Компьютер народительском собрании
Компьютер и новыеинформационные технологии могут помочь классному руководителю в работе сродителями. Темы бесед с родителями на родительских собраниях зачастуюсовпадают с темами классных часов. Родителям интересно бывает узнать, о чём учительговорит с учащимися и как их дети отнеслись к той или иной теме. При этом оченьэффективно использовать на каждом собрании мультимедийный проектор для показапрезентации. Например, тема «Конвенция о правах ребёнка» необходима как детям,так и их родителям, поэтому материалы этого классного часа можно использовать ина родительском собрании. С родителями, как и с детьми, полезно проводить анкетирование,сравнивая при этом мнения детей и родителей по разным вопросам. Большоеколичество анкет можно изготовить и размножить только на компьютере.
Ещё один необычныйспособ применения информационных технологий моет быть предложен для классныхруководителей. Это использование Web-камеры. С её помощью можно записыватьфрагменты уроков, классных часов, дежурство учащихся после уроков, поведение ихво время перемен, репетиции номеров художественной самодеятельности кпраздникам и многое другое. Получается съёмка «скрытой камерой». Наиболееинтересные и поучительные сюжеты можно показать детям, а также их родителям народительском собрании. Каждый ребёнок может посмотреть на себя со стороны ипроанализировать свои поступки. Но особенно эти кадры ценны для родителей. Хотя,нужно оговориться, что применение такого способа в работе классного руководителядолжно сопровождаться предварительной работой с детьми и их родителями.Необходимо их согласие на участие в такого рода деятельности. А классномуруководителю необходимо использовать этот способ очень осторожно, грамотно и продуманно.
Для каждого родительскогособрания можно создавать «Памятку для родителей» в программе Publisher, где записывать самое важное, о чёмродителям нужно помнить в настоящее время, самые насущные проблемы их детей икласса в целом.
Помимо описанных способовприменения компьютерных технологий в деятельности классного руководителя, можноперечислить еще некоторые новейшие технологии, внедряющиеся в современноепространство школы и класса: электронный журнал, SMS-дневники, Web-сайты класса.
Таким образом, можносделать вывод, что развитие и совершенствование работы классного руководителявозможно и должно проходить параллельно с развитием всех остальных сторон жизнисоциума для того, чтобы воспитательный процесс в школе не шел вразрез ссовременными идеалами, а умело с ними сочетался.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выдвинутая нами гипотеза,заключающаяся в предположении о том, что эффективность деятельности классногоруководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений,содержания и грамотной организации работы классного руководителя подтвердиласьв результате проведенной исследовательской работы.
Анализпсихолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точкизрения относительно определения направлений и содержания деятельности классногоруководителя, но все они сходятся в том, работа классного руководителя должнаохватывать такие стороны жизнедеятельности классного коллектива, как здоровье,обучение, общение и воспитание.
Результат работыклассного руководителя зависит от ряда условий:
1) стратегической устремленностии долгосрочной перспективы планирования процесса воспитания;
2) направленностисодержания воспитательной деятельности на развитие детей;
3) системностиосуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентациивоспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
5) технологичности работыпедагога-воспитателя;
6) диагностическойоснащенности деятельности классного руководителя.
Четкое знание класснымруководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий дляповышения эффективности воспитательного процесса позволяет качественновыполнять возложенную на него миссию.
Эффективность работыклассного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериевотносительно ведущих направлений деятельности самим педагогом и администрациейобразовательного учреждения.
На современном этаперазвития общества, с появлением новых информационных и технических возможностейклассному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные иинформационные технологии для повышения эффективности воспитательной работы.
Литература
1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классногоруководителя: 5-8 классы. – Ростов: Феникс, 2004
1. Демакова И.Д.Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007
2. Демков М. И.История русской педагогики. – СПб, 1982
3. Дереклеева Н.И.Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006
4. Дереклеева Н.И.,Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-6, 7-9 классы. – М.:ВАКО,2007
5. Дик Н.Ф.Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов:Феникс, 2007
6. Журнал классногоруководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007
7. Закон РФ от10.07.1992 N 3266-1(ред. от 13.02.2009) «Об образовании»
8. Классномуруководителю. Учебно-методическое пособие (под ред. Рожкова М.И.). – М.: Владос,1999
9. Классныйруководитель 2004/ 5 Научно-методический журнал для заместителей директоров повоспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальнойшколы
10. Конвенция о правах ребенка
11. Константинов Н.А., Медынский Е.Н.,Шабаева М.Ф.История педагогики.–М.:Просвещение, 1982 г.
12. Куприянов Б.В.Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классныйруководитель – 2007.- №8.
13. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.:Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999
14. Нечаев М.Н.Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школыпо воспитательной работе: Метод. Пособие для руководителей образовательныхучреждений. – М.: 5 за знания, 2007
15. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2008
16. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 «О национальнойдоктрине образования в Российской Федерации
17. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 07.09 2006 г. N 548 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательныхучреждений за выполнение функций классного руководителя»
18. ПриказМинистерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393 О концепциимодернизации Российского образования на период до 2010 года. Приложение кприказу Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
19. Приоритетныйнациональный проект «Образование»
20. РожковМ.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
21. Сергеева В.П.Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ,2003
22. СибирцоваГ.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. –Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
23. СлепенковаЕ.А., Кильянова Л.В., Повшедный А.В. и др. Работа классного руководителя:Методическое пособие (под ред. Слепенковой Е.А.) — М: Аркти, 2005Спутникклассного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград:Учитель,2007
24. СтепановЕ.Н. Дифференцированный подход к оплате труда классного руководителя.Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009
25. Типовое положениеоб общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 19 марта 2001 г. №196
26. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательнойработы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации),-М.: Центр«Педагогический поиск», 2004
27. Шевелев А.Н.Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции по историироссийской педагогики. – СПб.: КАРО, 2003
28. Шилова О.Н., ЛебедеваМ.Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическоепособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М:ИНТУИТ.РУ, 2006.