Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессевоспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания вразностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5
2. Дежурство как форма организации детскоготруда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8
3. Методика организации трудадежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11
4. Роль оценки труда дежурных в воспитанииличности ребенка……………16
5. Осуществление индивидуальногоподхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20
Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшейгруппе ДОУ № 17 «Родничок».
1. Изучение проявления трудолюбия у детейв разных видах дежурств………………………………………………………………………….23
2. Описание работы по формированиютрудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26
3. Анализ результатов, полученных входе исследования……………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература
Приложение
Введение
Воспитание подрастающегопоколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задачдошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей ксамостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснениюего значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитииличности ребенка.
Главная цель трудовоговоспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у нихнравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудоваядеятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевыхчерт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
С дошкольного возрастакаждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнятьнесложные обязанности дежурного.
В процессе дежурства удетей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость кокружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.
Дежурство требует от детейбольшей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений ополном объеме ее, о требованиях к конечному результату.
Дежурство имеет большоезначение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делахформировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливоеотношение к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать у нихумение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Большой вклад вразработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организациидетского труда в воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н.К.Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова,З.Н. Борисова.
Цель данного исследования– выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского трудав воспитании старших дошкольников.
Задачи:
1. Показатьзначимость дежурства, как формы организации детского труда;
2. Изучить основныенаправления работы дежурного.
3. Изучить методикуорганизации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
4. Выявить уровеньсформированности трудолюбия в старшей группе.
Объект – дети старшегодошкольного возраста.
Предмет – особенностиформирования трудолюбия в процессе организации дежурства.
Гипотеза: уровеньсформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так какдети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированыволевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение ктруду в ходе дежурства.
Методы исследования:анализ литературы, наблюдение за работой воспитателя, проведение исследования.
Глава I. Теоретические основы организациидежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка.
В энциклопедическомсловаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека,направленная на видоизменение приспособление предметов природы дляудовлетворения своих потребностей» [2, С. 87].
Труду как человеческойдеятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказыванийо труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы(«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».- А.П. Чехов; «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человекасоблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).
Важное значение трудовомувоспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определилтеоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание нетолько должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жаждусерьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, нисчастливой» [4, С. 123].
Большое значение трудупридавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы послеОктябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа,проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детейдошкольного возраста, ставилась остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертахизучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как ониоказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественныхдошкольных учреждениях.
Уже первый съезд подошкольному воспитанию (1919 г.) определил содержание труда дошкольников итребования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию,работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекатьдетей к уборке комнаты, стирке. Были определены две ведущие задачи т рудовоговоспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно[4, С. 151].
В давние времена, когдадетство было короче, и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, еготруд также был общественно значим. Однако, современный ребенок, особенноребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и,следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носитвоспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяетпотребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей,сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.
В процессе труда детиприобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, анавыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого,самостоятельным.
Труд ребенка носитситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийсянравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важныекачества личности.
Особенностью детскоготруда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурныхкомпонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития иобязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Для развития способностиставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владениеспособами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь вначальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставитперед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возрастав привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно втех случаях, когда достигают материального результата.
При формированиицеленаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок,но и ради чего он трудится.
В труде дети овладеваютразнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: всамообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование уменийи навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощивзрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности,способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желаниеовладеть новыми умениями и навыками.
В процессе труда детипрактически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом иизменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями ихобитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Трудстановится важным средством умственного развития детей.
В трудовой деятельностиосуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнятьлюбое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются,замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибраннуюкомнату, чисто выстиранные кукольные вещи.
Труд закаливает детейфизически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятсяспособными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудоваядеятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложныеобязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое кзанятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у нихготовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнятьпосильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученномуделу, старательность и исполнительность.
2.Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитаниидетей.
Дежурство как формаорганизации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году.Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методикаруководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.
Дежурство предполагаеттруд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большейстепени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда,реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная формаспособствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения клюдям и природе.
В дошкольной практике ужестали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке кзанятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в концевторого полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когдаона накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные сподготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.
Начиная с трех лет, детиуже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных нарешение одной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждомудает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен навсех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, одинребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки,раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умениесогласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанностисамостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми кконкретному возрасту – все зависит от уровня развития детей, от того, какбыстро переходит каждый ребенок с одной ступеньки на другую.
Воспитатель обращаетвнимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявлениетворчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям.Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание ктоварищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.
Дежурство по подготовке кзанятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не такпостоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, чтодолжно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании.Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли наместе.
Дежурство в уголкеприроды должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня детичувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все делаутром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям.Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весьдень: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Крометого, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками,и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так удошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувствоответственности за ее сохранность.
Дежурство способствуетсистематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где икогда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию,которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.
Продолжительностьдежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей,воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство, дневное, то есть втечение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-х, 3-х- дневное. Вконце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы.Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и с присутствием иучастием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового видадежурств, а также особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей.Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только сдежурившими.
Иногда воспитателиувлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды.Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке квыходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода превращается вконтроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитиюдошкольников, утрачивается основной смысл дежурств – забота о других.
Таким образом, дежурствокак форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детейдошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность,самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся болееуверенными в своих действиях.
3.Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
Дежурство старшихдошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формамобъединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации вработе.
Важной задачейорганизации дежурств является формирование у детей ответственности запорученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки ксистематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можнотолько при регулярном их участии в труде.
Дети регулярно дежурят постоловой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый виддежурства ежедневно назначается по два ребенка.
Воспитателю очень важнопродумать содержание труда дежурных, в тем, чтобы он не носил формальногохарактера, а был конкретным, необходимым для коллектива. Он обращается кдежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность,инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.
Так, перед занятиемвоспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили всенеобходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». Вдругой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну, как, можно начинатьзанятие?». И после утвердительного ответа предложить: «Приглашайте ребят назанятие». Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работанужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу,относиться с уважением к их труду, например: «Пропустите дежурных вперед, чтобыони пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть на стол, пока все будутготовиться к обеду». Или: «Кто расставит сегодня раскладные кровати дежурным?Ведь им надо убрать со столов, чтобы они не задержались и могли лечь спатьвместе со всеми, им надо помочь» и т.д. Если воспитатель умеет опираться напомощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растетответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют изанятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мыдежурим». Помимо разных познавательных задач, формирования речи педагог здесьрешает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать поступкитоварищей, доброжелательно относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийтина помощь.
В содержании трудадежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды.Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в еепроцессе, деловитости и самостоятельности.
При организации дежурстввоспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу – сочетанию работыдежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, по подготовкек занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребеноксам? После еды все ли должны убирать дежурные или что-то каждый убирает засобой? Решая эти вопросы, воспитатель исходит из целесообразности работы тех идругих. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которойестественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждыйребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее надругие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдатьза тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали тамбеспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.
Точно так же следуетпродумать и работу по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянноеместо за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал длязанятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные – тучасть необходимого материала, который не хранят постоянно в ящике. Это темболее важно, потому что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, чтонадо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определеннойпоследовательности). Содержание работы дежурных по подготовке к занятиямусложняется. Дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточныйматериал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетку тушь, клей,приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их взале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочьмузыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий(флажки, ленты и т.п.). Иногда работа дежурных начинается накануне занятия,например, нарезать геометрические формы для занятия, принести из методическогокабинета картины, наглядный материал.
В старшей группе вводитсяеще один вид дежурства – дежурство по уголку природы.
Разъяснить значение этоговида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новыхобитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правилаухода сложны, и детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следуетсоединять на одном занятии. С новым животным или растением лучше познакомитьнесколько позже). Он особо подчеркивает важность тщательного постоянного уходаза животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. Назанятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных:как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какиенельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать водудля полива растений и т.д.
Следует отметить, чторабота дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитываету всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметомпостоянных наблюдений, дети отмечают малейшие изменения в их жизни, а педагог,опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных.
В подготовительной кшколе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том,чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес),выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растенияс газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу.
Организуя работудежурных, воспитатель в начале года определяет, насколько дети овладелиприемами работы, как используют необходимое оборудование, знают липоследовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Такиенаблюдения позволяют воспитателю в старшей и подготовительной к школе группахопределить каждому дежурному отдельное задание, например: «Вова накроет на этидва стола, Галя – на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки икисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы иразнесет розетки». Спустя некоторое время (через два – три месяца, а принеобходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работудежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, прикоторых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет насебя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен. Выполняя свою работу, каждый издетей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В такихусловиях воспитатель получает возможность формировать положительныевзаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь, и вкаких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следуетотноситься к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешьполивать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда ты ужеполил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежейсоломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней,и тогда пойдете играть»[3, С. 69].
Воспитатель помогаетдетям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети самиосуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами:«Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегоднявыполнял, а кА будете работать в следующий раз?». Так воспитатель помогаетдетям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, чтодля этого нужно, как следует договариваться по окончании работы воспитатель особенноподчеркивает умение детей работать дружно, слаженно помогая друг другу.
Когда воспитательпереходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединениедетей в пары для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всюгруппу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляютсяболее сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечатьвместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
В старших группах нередкопроявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следуетучитывать, поручать им дежурить вместе.
Время от временивоспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они ещемогут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательногоотношения к сверстникам, желание помочь няне. Он приучает детей заботиться оняне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобыи няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к ихнеуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказатьбольшую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
4. Рольоценки в формировании трудовых навыков детей при организации дежурств.
По окончании работыдежурного, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующиефакторы:
· отношение детей кработе;
· взаимоотношения стоварищами в процессе труда;
· отношение кматериалам и инструментам;
· степеньсамостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса;
· полученныйрезультат, его качество. Результат качества работы дежурного чаще всего зависитот операционных навыков, поэтому оценка только качества будет влиять на ихсовершенствование.
Установлено, чтосуществует зависимость между содержанием оценки педагога и нравственнымразвитием детей, в частности их взаимоотношениями [19, С. 153].
Положительная оценка какнравственных, так и деловых качеств, способствует формированию тех и других. Врезультате дети занимают благополучное положение в обществе сверстников, таккак оцениваются ими с тех же позиций.
Положительная оценкатолько деловых качеств дежурных и редкая оценка нравственных приводит кнедостаточно высокому уровню последних: однако дети занимают благополучноеположение в группе.
Таким образом, черезоценку дети получают информацию о правильности своих действий, поступков, чтоспособствует их формированию и закреплению. Педагогическая оценка помогаетдетям вычленять нравственную сторону действий, демонстрирует соответствие илине соответствие их нравственным нормам, раскрывает дошкольникам критериисамооценки и взаимооценки.
В определении содержанияоценки труда дежурного воспитатель исходит из поставленной задачи. Нужнодобиваться при этом, чтобы в педагогической оценке не только констатировалисьуспех или неудача, но и вскрывались их причины, ставились перед дошкольникамиперспективные задачи.
Только правильная,соответствующая результату самооценка характеризует уровень самосознания ипоэтому является стимулом развития личности. Одним из решающих факторовформирования самооценки дежурного является отношение педагога к детям и оценкаим результатов их деятельности [2, С. 81]:
1. Истиннаяпедагогическая заинтересованность. Таких педагогов характеризуетинициативность, последовательность в требованиях, эмоционально-положительноеотношение к детям, деловая реакция на их ошибки и проступки.
2. Подавлениедетской инициативы. Воспитатель раздражен, выполняет задания за дежурного, неучитывает мнение детей, указывает только на недостатки.
3. Завышенныетребования. Воспитатель никогда не хвалит дежурного, даже если он этогозаслуживает. О результатах деятельности высказывается категорично илинеопределенно.
4. Заниженныетребования, незаслуженно высокая оценка результатов дежурных.
5. Формальноеотношение, отсутствие интереса к то?
6. Неустойчивоеотношение: при анализе результаты работы дежурного и поступков воспитателинаходятся во власти своих настроений.
Из перечисленных типовотношений воспитателя к деятельности дежурного, лишь первый способствуетформированию у дошкольников адекватной самооценки, а сам педагог имеетавторитет в глазах воспитанников. Вот почему так важно в оценке труда дежурныхвысказать свое искреннее, заинтересованное отношение к их поступкам.
Содержание оценки можетзависеть от особенностей организации труда. Так, в работе дежурных значимостькаждого результата и его связь с другими выступает только после достиженияконечной общей цели. Поэтому очень важно объединить всю проделанную работу вобщий итог, так как в процессе дежурства каждый ребенок выполняет только однуоперацию, нередко он принимает свое задание как отдельное и не улавливает егозависимость от заданий другим детям. Поэтому при распределении работывоспитатель представляет задание каждого из дежурных как часть общего дела.Оценивая совместный труд дежурного особенно на первых порах, воспитательуточняет, кто что делал, а затем обобщает работу и подводит итог. Важноподчеркнуть, что от качества работы каждого зависит качество конечногорезультата[11, С. 74].
С накоплением трудовогоопыта дежурного, в оценке деятельности, все в большей степени подключаютсянепосредственные участники, те, кто оказался свидетелем выполняемого процесса.Воспитатель систематически задает детям вопросы, нацеливающие на анализ успехаи ошибок.
В оценке деятельностидежурного может участвовать и весь коллектив группы.
Воспитатель долженпомнить, что для оценки труда дежурного следует выбирать подходящий момент:нельзя ради этого отвлекать детей от их занятий. У дошкольников можетвозникнуть недовольство, да и воспитательный эффект не будет достигнут.
К оценке детскойдеятельности могут привлекаться все сотрудники детского сада. Очень важно,чтобы дети увидели реакцию тех, для кого выполнялась работа: радостные лицамалышей, удовлетворение воспитателей нянь. Это является хорошим стимулом дляпоследующего участия в дежурстве.
Оценка может исходить иот родителей. Сам факт, что они проявляют заинтересованность к работе детей,важен. А если еще это сопровождается и поощрением и советами, то можнодобиться глубокого эмоционального воздействия, стимулирующего потребностьребенка приносить пользу.
Оценивая детский труд,воспитатель формирует у ребят определенные навыки критического отношения квыполненной работе.
Вначале детидовольствуются лишь достижением любого результата. Они не видят допущенныхошибок, так как критерий оценки у них еще не сформирован. Затем начинаютзамечать допущенные ошибки, но не связывают их со своими неправильнымидействиями. Дошкольники пытаются найти причину ошибок или вне себя, или вообщене ищут их, а потому и не знают, как можно исправить ошибки. На третьем этапедети сразу обнаруживают допущенную ошибку, но ее причину находят лишь с помощьюнаводящих вопросов воспитателя. На четвертом этапе — они не только самизамечают ошибку, но и находят ее причину, которую устраняют.
Одновременно у детейсформируется умение оценивать работу своих товарищей. Этот процесс можноразделить на четыре этапа:
1. Дети, например,оценивая работу дежурного, просто перечисляют те дела, которые он выполнял,своего мнения не имеют, присоединяются к оценке воспитателя;
2. Выражают своеодобрение, действиям дежурного, не раскрывая причин подобного отношения;
3. По аналогичномуповоду высказывают свое мнение, но уже аргументируют его;
4. Критическиотносятся к своему поведению, например перед дежурным [13, С. 142].
Итак, оценивая детскийтруд, педагог исходит из воспитательных задач. Заинтересованная, содержательнаяоценка способствует нравственному развитию детей и совершенствованию ихтрудовой деятельности.
5.Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе дежурств.
Во время обучения детейобязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход.
Во время дежурства труддетей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, иэто способствует воспитанию и них чувства ответственности за порученное дело. Впроцессе дежурства ярко проявляются индивидуальные особенности детей исоздаются благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода кним. Но эффективность воспитательного воздействия дежурства во многом зависит отправильной организации этой работы.
Чтобы дети знали, ктодолжен дежурить, какое звено, воспитатель может вывешивать на специальной доскесоответствующие рисунки, и ребята в конце концов запоминают сами, кто с ним иза ним дежурит.
При организации всех видовдежурств – по столовой, по уголку природы, на занятиях – необходимо определитьчетко круг обязанностей дежурных.
Дежурные по столовойдоговариваются, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надевпередники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют,хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления,приглашают к столу детей. Во время еды дежурные помогают воспитателю подаватьвторое и третье блюда. После еды относят на раздаточный стол посуду, тарелкиставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки – на поднос,сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают ихвдвоем, кладут в определенное место.
Дежурные по уголкуприроды должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных,отметить в календаре погоду.
Дежурные на занятияхдолжны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателюразложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.
Для всех дежурных должнобыть два общих правила: первое – делать все быстро и аккуратно и второе – еслитоварищ от тебя отстал – помоги [11, С. 162].
Распределение и учетработы дежурных рекомендуем вести в специальной тетради по форме, предлагаемойв приложении.
Хорошо, если дежурят по двачеловека, по каждому виду дежурств, тогда дежурит все звено, все сидящие застолом. В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем нужно обсудитьработу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство другое звено,напомнив детям их обязанности и правила дежурства – правила совместной работы.
При назначении дежурныхследует учитывать индивидуальные особенности каждого.
В результате такойорганизации дежурств и учета работы дежурных, воспитатель получает обширныйматериал о каждом ребенке в отдельности и звена в целом, что помогаетосуществлению индивидуального подхода.
При учете, анализа работыдетей очень важно отметить, как в результате такого повседневного учета,помогает ему найти наиболее эффективные приемы индивидуального подхода к детям.
Индивидуальный подход втрудовой деятельности является процессом и не только связан с задачамитрудового воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно безпродуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую постановкуцели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведениенеобходимой работы, обязательной подведение итогов сделанного – анализрезультативности данного приема в данном случае.
В организациииндивидуального подхода к детям большое значение имеет воздействие коллектива,общественный контроль, общественное мнение и общественная оценка работы.
В индивидуальном подходе,в трудовом воспитании нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют вседелать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детейиспользуются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, ихположительные качества совершенствуются в коллективном труде.
Большое значение дляиндивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт ссемьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома являютсяположительным фактором, способствующим профилактике нежелательных проявлений уних по отношению к труду.
Индивидуальные проявленияв трудовой деятельности – очень характерные качества, которые показывают нетолько отношения ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровеньнравственной воспитанности, его «общественное» лицо – готовность помочьтоварищам, трудиться не только для себя, но и для других[11, С. 168].
В процессе воспитания детейдошкольного возраста необходимо постоянно помнить о задачах их подготовки кобучению в школе, особенно в условиях перевода на обучение с шести лет. Ведьсистематическая учебная деятельность – это сложный, напряженный труд,требующий определенных умственных нравственно – волевых, физических качеств. Впроцессе формирования умений и навыков трудовой и учебной деятельностинеобходимо воспитать у ребенка волю, терпение, аккуратность, стремлениевыполнить все как можно лучше. Важно выявить интерес ребенка, склонность копределенным видам деятельности, содействовать его участию в любимом занятии,но необходимо при этом настойчиво формировать у каждого ребенка осознанноеотношение к любому виду труда, ибо это является обязательным условием успешногообучения в школе.
Глава II. Исследование уровнясформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».
1.Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств.
Исследования поиспользованию дежурства как формы организации детского труда в старшей группепроводилось нами в ДОУ №7 «Родничок» комбинированного вида в поселкеИноземцево.
Цель нашего исследованиязаключалась в следующем – определить, насколько сформировано трудолюбие уребенка.
Данное исследованиепроводилось вместе с детьми. За ними было проведено наблюдение в процесседежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждыйвид дежурства мы назначили по два человека. Нами проводилась смена видовдежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т. е.формировали самооценку.
В ходе этого исследованиямы определили: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальномпроцессе работы, каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства:уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со сторонывоспитателя, детей; работают ли хорошо во время дежурств по назначениювоспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают лидругим.
Полученные данные мызафиксировали в виде таблицы:Имя Вид деятельности
Дежурство по
столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы
1. Сергей
2. Петя
3. Оля
4. Вика
5. Денис
6. Таня
Б
А
В
В
Б
Б
Б
Б
Б
В
Б
А
А
А
Б
В
Б
А
Анализируя отношениедетей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:
Группа А (низкий уровень)– дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываютсяот дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок –дело помощника воспитателя, других детей.
Группа Б (ниже среднего)– отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа В (среднийуровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но непомогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г (выше среднего)– дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они недежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе иустраняют его, просят назначить их дежурными.
Группа Д (высокийуровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности,хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Из 6-ти детей,принимавших участие в исследовании, проявляют трудолюбие и желание дежурить, взависимости от вида дежурства:Уровень отношения к дежурству
Дежурство
по столовой
Дежурство
в игровом уголке
Дежурство
в уголке природы Высокий Выше среднего средний 2 1 1 Ниже среднего 3 4 2 Низкий 1 1 3
Данные результатысвидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровомуголке.
Таким образом, видно, чтоу детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только вовремя дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) Вэтой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также естьдети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но недоводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А)– 2 ребенка.
Другие дети трудятся внедежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовойдеятельности (группа В) – 1 ребенок.
Анализируя результатыэтого исследования, можно сделать вывод, что у детей этой группы трудолюбиепроявляется на среднем уровне.
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видахдеятельности.
Длявоспитания трудолюбия у детей мы провели разные виды работ с детьми, включающиеразличные занятия:
— «Мыдежурим». Цель этого занятия — закрепить знание детей о значении дежурства,побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностейдежурного по столовой и в уголке природы.
— «Сервировка стола к обеду». Цель занятия — формировать знания о процессесервировки стола. Развивать восприятие трудового процесса. (Приложение 3.)
— «Какправильно ухаживать за комнатными растениями». Цель — добиться усвоения детьмизнания о том, как правильно поливать комнатные растения, рыхлить почву,вытирать пыль. Воспитывать интерес к занятию.
Кромезанятий были проведены и другие виды работы: беседы, разнообразные игры. Беседыпроводились о значении дежурства, о том, как изменилась после уборки комната;как правильно нужно ухаживать за цветами и животными в уголке природы.
Учитываявозросший опыт детей в старшей группе, их знания и умения, мы реже использовалипоказ, предоставляли детям большую самостоятельность. Однако при этом мыконтролировали их действия. Повышали требования к качеству выполненной работы.Оценку давали доброжелательную и эмоциональную.
Читалидетям художественную литературу, которая способствовала формированиюпредставлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М.Б.Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В.В.Маяковский «Кем быть», Е.А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В.Т. Коржиков«Рассказы о таежном докторе», Джани Родари «Чем пахнут ремесла»).
Преждечем распределить обязанности дежурных между детьми, мы напоминали, чтонеобходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а такженаучили детей некоторым правилам распределения обязанностей.
Прираспределении между детьми заданий, мы использовали такую последовательность:
1)рассказали детям о пользе труда, так как они должны иметь представление о том,насколько нужна и важна работа;
2)перечислили детям весь объем предстоящей деятельности и представили его какодно общее задание для всех детей, например: «Вы сегодня все дежурные, будемубирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надонавести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материали т.д.»
Основноевнимание во время работы детей нами обращалось на координацию работы отдельныхдежурных, на помощь детям.
3) Мы нетолько перечислили весь объем предстоящей работы, но и выделили задания,которые стали содержанием труда отдельных дежурных. Обсуждая с детьми, какиедела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», мыпоставили перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить свою работу заотведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.
Обращаливнимание детей на то, как дети относятся друг к другу при распределении работымежду собой, в какой форме выражали свое несогласие, умеют ли корректно делатьзамечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
3. Анализрезультатов, полученных в ходе исследования.
После завершенияформирующего эксперимента мы вновь сделали срез по определению уровнясформированности трудолюбия. Нами была проведена работа, аналогичная первомуэтапу.
Мы провели наблюдения впроцессе дежурства в уголке природы, по столовой, в игровом уголке. Цель этогоисследования заключалась в следующем – определить насколько у детей повысилсяуровень воспитанности трудолюбия.
Полученные данные мызафиксировали в виде таблицы. ИМЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дежурство по столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы
1. Сергей
2. Петя
3. Оля
4. Вика
5. Денис
6. Таня
В
Б
В
Г
В
Б
Б
Б
В
В
В
Б
Б
А
В
Г
Б
Б
Из 6-ти детей,принимавших участие в исследовании, проявляют трудолюбие и желание дежурить, взависимости от вида дежурства:Уровень отношения к дежурству
Дежурство
по столовой
Дежурство
в игровом уголке
Дежурство
в уголке природы Высокий Выше среднего 1 1 средний 3 3 1 Ниже среднего 2 3 3 Низкий 1
Данные результатысвидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить по столовой.
Видно, что трудолюбие удетей повысилось, но незначительно. Опять особое место занимают детисоставляющие группу Б – отношение неустойчивое, качество работы зависело отнастроения. К этой группе относится 3 ребенка. Затем идут дети относящиеся кгруппе В – они выполняли обязанности хорошо, но не помогали другим – 2 ребенка.Появилась группа Г – где Вика охотно, хорошо дежурила, помнила о своихобязанностях. Во время дежурства, она обращала внимание на непорядок в группе иустраняла его. Группы А было мало, это один человек, Петя. Он не хотел дежуритьв уголке природы и передал свои обязанности другим. По-прежнему отсутствовалидети, относящиеся к группе Д – это дети постоянно стремящиеся участвовать вколлективной деятельности, хорошо работающие, оказывающие помощь товарищам вразных видах деятельности.
Для улучшения трудовыхспособностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми,обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременнонаправлять их действия.
Необходимы болеедоходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда дежурных.Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. Впроцессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять,закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетаяих со словесными (рассказ, беседа).
Важно так же использоватьхудожественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостьюдетская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение кдежурству, желание подражать героям литературных произведений, подобно им,хорошо трудиться.
Детям нужно представлятьбольшую самостоятельность для выполнения работы. Воспитатель должна сформироватьу детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы срезультатами сверстников.
Мы предлагаем воспитателюпроводить занятия для повышения трудолюбия детей в игровой форме. Так как вигре дети охотно и лучше стараются выполнить свои обязанности.
У детей должна бытьсформированы прочные и осознанные знания, во – первых, об отдельных трудовыхобязанностях дежурного, во – вторых, о процессах, входящих в тот или иной виддеятельности дежурства.
то требует не только систематичности и повторности наблюдения, но ипоследовательности в усложнении содержания работы. Необходимо развиватьинтеллектуальные способности у детей.
Заключение
В ходе выполнениядипломной работы «Необходимость использования дежурства, как формы организациидетского труда в воспитании старших дошкольников», мы сделали следующие выводы:дежурство, как форма организации детского труда, имеет важное значение, ввоспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
На шестом году жизнидетей осваивается последовательность трудовых операций. Это помогает имовладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. Удетей шести лет формируются умение дежурить, накрывать на стол, раскладыватьматериалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают кеженедельной уборке групповой комнаты.
Поскольку навыкисамоорганизации у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель показывает,как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.
Основная форма дежурства,как форма организации детского труда детей старшей группы – включение их вколлективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
Все поставленные намизадачи выполнены: выявлена значимость дежурства как формы организации детскоготруда; изучены основные направления работы дежурного и методика организациитруда дежурных в старшем дошкольном возрасте, выявлен уровень сформированноститрудолюбия в процессе организации дежурства.
Нами охарактеризованыосновные направления работы педагога в старшей группе по использованиюдежурства, как формы организации детского труда в воспитании старшихдошкольников.
Сформулированная намигипотеза подтвердилась. В данной возрастной группе уровень сформированноститрудолюбия недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться.Для достижения положительных результатов необходимо обучать детей навыкамдежурства, проводить с детьми специальные занятия. В форме занятийосуществляется обучение навыкам накрывания на стол, вытирания пыли, уборки игрушек.У детей старшего дошкольного возраста на занятиях можно сформировать надоступном для их понимания уровне представления об общественной значимостидежурства. После каждого занятия воспитатель обязательно должен проводитьбеседу, которая бы позволила узнать, на сколько дети овладели полученнойинформацией.
При выполнении даннойдипломной трудностей не было никаких. Дипломная работа была очень увлекательнойи интересной. Открылись новые знания о том, что воспитатель играет важную рольв использовании дежурства в воспитании старших дошкольников.
Особенно хорошо удалосьнам выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе. Нами былопроведено исследование, во время проведения которого мы узнали многоинтересного. Мы выявили знания детей о видах дежурства. Дети больше всего зналио таких видах дежурства, как дежурство по столовой; знали, как правильнонакрывать стол, стирать салфетки, приводить в порядок столы.
На основе этого мы можемсделать следующие выводы:
· с детьми нужновести постоянную работу;
· целесообразнообщаться и узнавать мнение ребенка о том, нужно ли дежурить, какие видыдежурства ему нравятся больше и почему.
Данное исследование можетбыть использовано студентами педагогических колледжей и воспитателями старшихгрупп дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по формированиютрудовых умений и навыков детей в разных видах дежурства, по привитиютрудолюбия.
Литература
1. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детейтрудиться.- М., 1983.
2. Воспитание детей в старшей группе детскогосада./Под. Ред. В. В. Гербова и Р.А. Иванкова. – М., 1984.
3. Воспитание дошкольника в труде./Под.Ред. Нечаевой. – М., 1983.
4. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1986.
5. Дошкольная педагогика./Под ред. С.А.Козловой, Т.А. Куликовой. – М., 2000.
6. Дошкольное воспитание / Гл. ред. М.А.Васильева. — № 12, 1988.
7. Дошкольное воспитание /Гл. ред. М. А.Васильева. — № 5, 1994.
8. Дошкольное воспитание /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13,1997.
9. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подходв воспитании ребенка. – М.,1985.
10.Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия удошкольников.- М., 1991.
11.Мир детства. – М.: Дошкольник, 1987.
12.Нравственно – трудовое воспитаниедетей в детском саду /Под. Ред.Р. С. Буре. – М.,1987.
13.Нравственное воспитание в детскомсаду /Под. Ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. – М., 1972.
14.Нравственное и трудовое воспитаниедошкольников./Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002.
15.Островская Л.Ф. Педагогические знания– родителям. – М., 1983.
16.Программа воспитания и обучения вдетском саду. – М., 2005.
17.Сергеева Д. В.Воспитание детейдошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.
18.Сергеева Д. Совместная трудоваядеятельность ребенка и взрослого.- М., 1983.
19.Титаренко В.Я. Семья и формированиеличности. – М., 1987.
20.Трудовое воспитание детей дошкольноговозраста/ Под. Ред. М. А. Васильевой.- М., 1984.
21.Фонарев А., Теплюк С. Предпосылкитрудового воспитания. – М., 1983.
22.Хрестоматия для детей старшегодошкольного возраста. \ Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М., 1983.
23.Урунтаева. Практикум по детскойпсихологии – М., 1995.
Приложение1.
Результатыдиагностического этапа исследования проявления трудолюбия у детей старшейгруппы в разных видах дежурства.Имя Вид деятельности
Дежурство по
столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы
1. Сергей
2. Петя
3. Оля
4. Вика
5. Денис
6. Таня
Б
А
В
В
Б
Б
Б
Б
Б
В
Б
А
А
А
Б
В
Б
А
А – низкийуровень В – средний уровень Д – высокий уровень
Б – ниже среднего Г – выше среднегоУровень отношения к дежурству
Дежурство
по столовой
Дежурство
в игровом уголке
Дежурство
в уголке природы Высокий Выше среднего средний 2 1 1 Ниже среднего 3 4 2 Низкий 1 1 3
Приложение2.
Результаты повторногоисследования проявления трудолюбия у детей старшей группы в разных видахдежурства.ИМЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дежурство по столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы
1. Сергей
2. Петя
3. Оля
4. Вика
5. Денис
6. Таня
В
Б
В
Г
В
Б
Б
Б
В
В
В
Б
Б
А
В
Г
Б
Б
А – низкийуровень В – средний уровень Д – высокий уровень
Б – нижесреднего Г – выше среднегоУровень отношения к дежурству
Дежурство
по столовой
Дежурство
в игровом уголке
Дежурство
в уголке природы Высокий Выше среднего 1 1 средний 3 3 1 Ниже среднего 2 3 3 Низкий 1
Приложение3.
Фрагмент занятия по теме
«Сервировка стола кобеду».
Мы. — Почемучка не знает,как правильно накрывать на стол. Давайте его научим. С чего надо начинать, чтосделать сначала?
Дети. — Постелитьскатерть.
Мы. — Верно. А какпостелить скатерть, чтобы было красиво?
Дети. — Надо стелитьизнанкой вниз. Разгладить складки. Проверить ровно ли висят края.
Мы. — Как узнать, где ускатерти изнанка, где лицевая сторона?
Дети объясняют, мы стелимскатерть и предлагаем оценить, красиво ли получилось.
Печемучка. — Вот спасибо,накрыли на стол, можно садиться.
Дети. — Еще рано, настоле только скатерть лежит. Еще тарелок, ложек и вилок нет. Из чего ты супбудешь есть?! Еще хлебницы не ставили.
Мы. — Что делать дальше?
Дети. — Тарелкирасставить.
Мы расставляем тарелки,спрашиваем у детей, куда их поставить. Предложили проверить, всем ли сидящим застолом хватит тарелок.
Мы. — Тарелки мырасставили, что делать дальше?
Дети. — Вилки разложить,потом ложки.
Мы. — Правильно, а как ихнадо раскладывать?
Дети. — Надо взять заручки, держать в левой руке, а раскладывать правой. Класть по одной ровненько,справа от тарелки. Вилку кладут зубчиками вверх ближе к тарелке.
Почемучка. — Я не понял,почему вилки и ложки кладут справа от тарелки?
Дети. — Так удобно. Мыедим правой рукой.
Мы.- Как проверить, всели вилки и ложки я разложила правильно?
Дети. — Нужно обойтивокруг стола, остановиться около каждой тарелки, поднять правую руку ипроверить где лежат вилка и ложка.
Мы полностью сервировалистол, осуществляя и комментируя последующие трудовые действия. Затем мычастично показывали и акцентировали внимание детей лишь на новых трудовыхдействиях. После этого мы предлагали детям самостоятельно выполнить освоенныйтрудовой процесс.
За 3 минуты до окончанияработы мы предупредили об этом детей, предлагаем всем закончившим убратьрабочее место. В конце занятия дети под руководством определяли качестворезультатов труда.
Оценку результатов мывели эмоционально, используя игровой персонаж.
Мы. — Дети поставьтестулья полукругом. Кто хочет пригласить Почемучку посидеть. (Поднимаетсямножество рук).
Мы. — Почему ты думаешь,что Почемучке понравится сидеть на твоем стуле?
Дима. — Мой стул теперьчистый. Здесь была грязь, теперь ее нет. Почемучка не запачкает штанишки. Можносадиться.
Мы. — А ты, Петя, почемуне приглашаешь?
Петя. — Стул мокрый.
Мы. — Почему же такполучилось?
Петя. — Не получается.
Таня. — Трудно выжимать,чтобы насухо. У меня тоже не получалось раньше. Надо вот так, сильно – сильно.Я тебя научу.
Мы.- Молодцы ребята!Правильно сегодня вы сервировали стол. На этом занятие закончилось.