Реферат по предмету "Педагогика"


Организация дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы

«Организациядополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений: опыт,проблемы, перспективы»
 
 
 
Автор: Вавкина Екатерина Викторовна
– заместитель директора повоспитательной работе
МОУ «Никифоровская СОШ №1»

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯБАЗА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ МОУ «НИКИФОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1».
—   Приказ по МОУ«Никифоровская средняя общеобразовательная школа» об организациидополнительного образования детей от 2.09.06 №115
—   Программа развитиясистемы дополнительного образования детей на 2006 – 2009 гг.
Настоящая программаразработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа определяетосновные направления и систематизирующие принципы функционирования и развитиядополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательнаяшкола №1» на период с 2006 по 2009 год.
·         Договоры осотрудничестве МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» срайонными ДЮСШ, Центральной и детской библиотеками, Домом культуры, Домомдетского творчества, Школой искусств.
·         Положение одеятельности педагога дополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняяобщеобразовательная школа №1».
Настоящее Положениеразработано на основе тарифно-квалификационной характеристики педагогадополнительного образования, утвержденной приказом Минобразования РоссийскойФедерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление МинтрудаРоссии от 17 августа 1995 г. №46). Положение определяет основные направления иособенности деятельности педагогов дополнительного образования в МОУ«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1». В соответствии снастоящим Положением в школе разработаны должностные инструкции педагоговдополнительного образования и определено содержание должностного порученияпедагога дополнительного образования.
—   Должностнаяинструкция педагога дополнительного образования.
Настоящая должностнаяинструкция разработана на основе Положения о деятельности педагогадополнительного образования в МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательнаяшкола №1». При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации оборганизации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерстваобразования Российской Федерации, утвержденные приказом МинобразованияРоссийской Федерации от 27 февраля 1995 г. №92.
2. ПРАВОВАЯ ОСНОВАОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
—   Закон РоссийскойФедерации «Об образовании».
—   Концепциямодернизации российского образования на период до 2010 г.
3. АЛГОРИТМ И МЕХАНИЗМУПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ШКОЛЕ
СТРУКТУРА УПРАВЛЯЮЩЕЙСИСТЕМЫ
/>

Общее руководствоорганизацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляетзаместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В.
Система управлениянаправлена на создание педагогических условий эффективного достижения конечныхцелей дополнительного образования. Каждое подразделение управляющей иуправляемой подсистемы наделено правами, обязанностями и ответственностью(моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение своихфункций.
Система управленияобеспечивает создание в школе коллектива единомышленников на принципахсамоуправления и соуправления, на основе сотрудничества, инициативы итворчества.
Взаимодействиеуправляющей и управляемой подсистем на всех уровнях путем передачи основныхуправленческих функций (анализ, целеполагание, планирование и организацияработы, контроля, регулирования и коррекции) позволят нам сделатьучебно-воспитательный процесс оптимальным.
Организационно –педагогическая деятельность сочетает работу администрации и коллективныхорганов управления. Эффективно действует Управляющий совет, который принимаетучастие в решении организационных, педагогических, хозяйственных вопросов дополнительногообразования. Внутришкольный контроль дополнительного образования сочетаеттематические, комплексные, персональные проверки. Результаты проверокобсуждаются на научно—методическом, педагогическом советах, совещаниях придиректоре. По результатам проверок принимаются решения.
Управление опирается напедагогический потенциал как основу организации, осуществляет гибкоерегулирование и своевременные изменения в своей структуре, отвечающие запросамсоциума. Это позволяет добиваться преимуществ и действовать в долгосрочнойперспективе. Надо отметить, что функциональные обязанности меняются довольночасто, в зависимости от тех изменений, которые претерпевает сам объектуправления. Учитывая деление на относительно самостоятельные модули,предполагается большая степень автономности каждого структурного подразделенияв решении тактических вопросов.
Такая структурауправления, а также распределение функциональных обязанностей позволяют решитьряд задач:
1. Гибко реагировать настремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию в нашем районе.
2. Удерживатьвертикальные  иерархические связи для  реализации единой образовательнойстратегии
4.ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современный уровеньпедагогической науки и педагогического опыта в области дополнительногообразования значительно опережает уровень подготовки будущих педагоговдополнительного образования.
Необходимымусловием нормального функционирования системы дополнительного образованияявляется формирование высокопрофессионального корпуса педагогов — воспитателей.В школе должны работать квалифицированные специалисты, которых отличаетглубокое знание не только фундаментальных теоретических основ, но и постоянныйпоиск и использование нового, умение создавать содержательную основувоспитательного процесса. С этой целью МОУ «Никифоровская средняяобщеобразовательная школа №1» начала работу в режиме эксперимента. Непрерывноевосходящее развитие творческого потенциала учителя в курсовой и межкурсовойпериод, а также непосредственно на своём рабочем месте позволит каждомупедагогу стать квалифицированным работником, компетентным, ответственным,свободно владеющим своей профессией и ориентирующимся в смежных областяхдеятельности.
В целях реализацииосновных направлений работы в школе осуществлено инновационное нововведение посозданию научно-методических подразделений и структур: научно-методическийсовет и научно-методические кафедры.
Кафедрой, управляющейвоспитательным процессом, в частности, дополнительным образованием, являетсякафедра психологии и воспитания.
Ее цель: создание условийдля раскрытия потенциальных возможностей каждого педагога в достижении конечныхрезультатов – воспитание нового поколения людей, способных к созиданию, к жизнив новых условиях.
Методическая проблемакафедры:
«Эффективностьвнедрения инновационных воспитательных методик, методов, технологий»
Задачи кафедры:
ü   организация системы обученияпедагогов современным воспитательным технологиям,
ü   помощь в самообразовании педагогов повопросам воспитания,
ü   изучение возможностей ииндивидуальных способностей каждого учителя, классного руководителя, классноговоспитателя,
ü   изучение, распространение, обобщениеи внедрение в практику педагогического опыта,
ü   повышение эффективностивоспитательной работы через систему изучения, контроля и анализа воспитательнойработы.
На кафедре воспитания ипсихологии функционируют 5 лабораторий. Творческая лаборатория «Творцы»объединяет руководителей клубов, студий, творческих объединений и работает потеме: «Профессионально-ориентированная подготовка педагога дополнительногообразования». Научно – методический багаж ежегодно пополняется благодаряфункционированию постоянно действующих семинаров, самостоятельной деятельностипо совершенствованию своего профессионального мастерства.
5. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХГРУПП НА БАЗЕ ШКОЛЫ
Основным принципомформирования учебных групп является добровольность и самоопределение. Вступление в то или иное творческое объединениеобуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открываетперед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет с учетом их потребностей и интересов.
Численный составобъединения определяется в зависимости от возраста обучающихся, спецификидеятельности учебной группы, условий работы. При приеме в спортивные ихореографические объединения учащимся необходимо иметь медицинское заключение осостоянии здоровья.
6. ПРОГРАММЫДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
В 2007-2008 учебном году вшколе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникамудовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке иживописи, в науке и технике.
План дополнительногообразования МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» на 2007 –2008 учебный год

п/п
Часов
в неделю
Часов
в год Художественно-эстетическое направление. 1 «Разноцветная палитра» 6 204 2 Танцевальный коллектив «Грация» 5 170 3 Студия «Мастерская поделок» 1 34 4 Вокальная студия «Звонкие голоса» 9 306 5 Студия «Игра на гитаре» 9 306 6 Изобразительная студия «Волшебный карандаш» 9 306 ВСЕГО 39 1326 Культурологическое направление. 1 Педагогический класс 1 34 2 «Литературный салон» 1 34 3 «Четыре страны – одно государство» 1 34 4 «Слово о словах» 1 34 5 «Проблемы устной речи» 1 34 6 «Литературные традиции земли Тамбовской» 1 34 7 «Исторические софизмы» 1 34 8 «Веселый немецкий» 1 34 9 «Родное слово» 1 34 10 «Любимый английский» 1 34 11 «Твой друг французский язык» 1 34 12 «Калейдоскоп немецких сказок» 1 34 13 Клуб «Час Пик» 1 34 14 Клуб «Лингводетективы» 1 34 ВСЕГО 14 476 I.                 Гражданско-правовое и патриотическое направления. 1 «Обществознание на пять» 1 34 2 Клуб «Подросток и закон» 1 34 3 Клуб «Память» 1 34 4 Клуб «Школа самоуправления» 1 34 ВСЕГО 4 136 Естественнонаучное направление. 1 «Экологическая тропинка» 1 34 2 «Школьная оранжерея» 1 34 3 «География на пять» 1 34 4 «Алхимик» 1 34 5 Клуб «Мир вокруг нас» 1 34 6 Клуб «Юный натуралист» 1 34 ВСЕГО 6 204 Физкультурно-спортивное направление. 1 Отряд «Юный Инспектор Дорожного движения» 1 34 2 Клуб «Страна здоровячков» 1 34 3 Клуб «Чудо — шашки» 1 34 4 Клуб «Знаток безопасности» 1 34 5 Клуб «Приключения на шахматной доске» 1 34 6 Клуб «Безопасное движение» 1 34 7 Секция «Волейбол » 6 204 9 Секция «Гимнастика» 2 68 10 Секция «Ритмическая гимнастика» 2 68 11 Секция «Баскетбол» 4 136 12 Секция «Футбол» 4 136 ВСЕГО 24 816 Научно-техническое направление. 1 «Страна Инетия» 1 34 2 «Театр математических искусств» 1 34 3 «Математические ребусы» 1 34 4 «Математическая шкатулка» 1 34 5 «Юный математик» 1 34 6 «В гостях у комбинаторики» 1 34 7 «По страницам алгебры» 1 34 8 «В мире математики» 1 34 9 Клуб «Юный конструктор» 1 34 10 Клуб «Окно в Интернет» 1 34 11 Клуб «Юный техник» 1 34 ВСЕГО 11 374
Одним из наиболеемассовых и востребованных в системе дополнительного образования школы являетсяхудожественно-эстетическое направление. Его основной целью является неформирование музыканта, художника, танцора, певца, а воспитание развитогочеловека, осуществляемое средствами разных видов искусства. Педагоги нашейшколы считают, что занятия с ребенком в художественных, танцевальных,музыкальных студиях должны ориентироваться не на его сегодняшние знания, уменияи навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на егозавтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский).В связи с этим все виды художественно-творческой деятельности в системедополнительного образования подчиняются единой цели: развитие личности детей.Очерчен круг задач, с помощью которых может быть реализована эта цель в системедополнительного образования школы. Это, прежде всего развитие способностей,общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительнойдеятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.
Программа изобразительнойстудии «Волшебный карандаш» предназначена для учащихся 2 – 11 классов. В основупрограммы положены:
—   систематворческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладнымискусством;
—   системамежпредметных связей (музыка, ритмика, литература);
—   направленностьсодержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетическогои нравственно – оценочного отношения к действительности.
На практических занятияхиспользуются разнообразные художественные материалы и техника: графическиекарандаши, акварель, гуашь, цветные мелки, бумага, бисер. Занятия лепкойразвивают у детей чувство формы (ее пропорциональности, выразительности,чувственности, ритма). Программа ориентируется на знания и умения учащихся,учитывает их интересы и потребности.
Программа студии«Мастерская поделок» рассчитана на учащихся 6-7 классов. Цель программы:раскрытие творческих способностей детей, воспитание их посредствомхудожественной культуры. Творческая деятельность детей на занятиях мастерскойимеет разнообразные формы выражения: декоративная работа, моделирование иконструирование, восприятие произведений искусства.
Программа танцевальногоколлектива «Грация» предусматривает охват дополнительным образованием детей иподростков 5 – 11 классов и направлена на развитие нравственно-эстетическихчувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному. Цельюобучения участников танцевального коллектива является самостоятельное вхождениев мир искусства, познание и восприятие мира посредством движения, пластики,грации. Важнейшей частью работы танцевального коллектива «Грация» являетсяизучение и исполнение танцев.
Программа вокальнойстудии «Звонкие голоса» рассчитана на один год обучения учащихся 5-11 классов.Она способствует развитию художественного воображения, музыкальных, творческихспособностей, воспитывает у учащихся стремление пропагандировать музыкальнуюкультуру, так как пение является самым демократичным и доступным видомдуховного развития личности.
На занятиях учащиесясоответственно возрасту осваивают естественное звукообразование, пользованиерабочим диапазоном, овладение дыханием. В ходе обучения учащиеся принимаютучастие в концертах, смотрах, конкурсах.
Программа студии «Игра нагитаре» способствует развитию индивидуальных музыкальных способностей учащихся5 – 11 классов. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальнаяработы.
Учащиеся исполняют нагитаре самые разнообразные по содержанию и степени трудности музыкальныепроизведения (русской и зарубежной музыки, популярную музыку). Главная цельпрограммы – приобщение обучающихся через живое исполнительство к сокровищницаммузыкальной культуры, а в процессе последовательного обучения – к освоению всехразнообразных умений и навыков игры на гитаре. В процессе обучения у ребятразвивается музыкальный слух, музыкальная память – все это непосредственновлияет на формирование художественных взглядов, вырабатывает эстетический вкус,закладывает фундамент музыкальной культуры.
Важнейшей задачей программы«Разноцветная палитра» является развитие индивидуальных художественныхспособностей и интересов, умение творить по законам красоты. Данная программаспособствует воспитанию думающего художника, умеющего формировать и отстаиватьнаправление своей творческой деятельности, воплощать в практической работеконкретные идеи. В программе выделены три способа художественного усвоения:изобразительный, декоративный и конструктивный, что позволяет учащимсяразвивать навыки рисования, графики, живописи, скульптуры. Программапредназначена для учащихся 7 – 11 классов.
Одной из приоритетныхзадач педагогического коллектива школы является создание здоровьесберегающейсреды, предполагающей организацию всего учебно-воспитательного процесса наоснове принципа природосообразности и в соответствии с санитарными нормами,включением двигательной активности детей. Основной компонент решения даннойзадачи — оптимизация системы дополнительного образованияфизкультурно-спортивного направления.
Программа «Ритмическаягимнастика» составлена на элементах школы «Модерн» Марты Грехэм и рассчитана научащихся 5-6 классов. Движение в ритме, заданном музыкой, способствует работевсех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общемуоздоровлению организма. Комплекс упражнений составлен с учетом распределениянагрузок на такие хрупкие части тела, как позвоночник, колено, голеностопныйсустав. Занятия ритмической гимнастикой помогают ребенку правильно развиваться,повышать физическую работоспособность, радостнее общаться, и главное – бытьздоровым.
Программа «Клубздоровячков» поможет детям 2 – 3 классов приобщиться к волшебному мирудвижений, подскажет, как сохранить и укрепить здоровье при помощи физическихупражнений, будет способствовать профилактике заболеваний и предупреждениювредных привычек. Данная программа по своей направленности является комплексной,т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различныенаправления оздоровления.
Основной целью программы секции«Гимнастика» являются укрепление здоровья учащихся и содействие их общемуфизическому развитию. На занятиях дети получают не только физическуюподготовку, но и специальную. Техническую, тактическую и волевую. Подборупражнений и дозировка физических нагрузок четко дифференцированы с учетомособенностей развития мальчиков и девочек.
Основной целью программыклуба «Чудо – шашки» является изучение теории и практики шашечной игры. Врезультате обучения по данной программе предполагается ознакомление детей систорией развития шашечной игры, со строением шахматной доски и шашечнойаннотацией, способами и методами игры; изучение основных понятий теориишашечной игры: «дебют», «миттельшпиль», «пентишпиль», «размен», «темп»,«аппозиция», «комбинация», а так же методов тактики ведения игры (решение исоставление комбинации, рациональное использование методов ведения игры встандартных окончаниях). Программа предназначена для учащихся 3 – 6 классов.Программой предусмотрено время на тренировочные, турнирные игры иклассификационные соревнования.
С возрастанием активностидвижения транспорта на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всемучастникам движения. В этой связи большое значение приобретает процессприобщения школьников к сознательному определению своего места в сфередорожного движения. С целью создания оптимальных условий для снижения уровнядетского дорожного травматизма в школе функционируют кружки и клубы по проблемеуглубленного обучения школьников правилам дорожного движения.
Программа «Отряд ЮныйИнспектор Движения» предназначена для формирования у учащихся 9 – 11 классов сознательногои ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности,приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасныеситуации, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативныеявления и последствия, оказывать само и взаимопомощь. Главной задачей отрядаЮИД являются: активное участие в пропаганде правил дорожного движения средидетей и подростков и предупреждение нарушений этих правил. Отряд ЮИД принимаетактивное участие в обеспечении безопасности движения в районе школы в обычныедни, а также при проведении спортивных соревнований по безопасности движения.
Программа кружка «Знатокбезопасности» призвана обеспечить активное изучение детьми младшего школьноговозраста (1 — 4 классы) правил дорожного движения. Особое внимание на занятияхуделяется созданию благоприятного климата с целью формирования у учащихсяосознанного понимания необходимости личной безопасности. Содержание программыреализуется через использование активных форм: игр, конкурсов, интеллектуальныхсостязаний.
Программа клуба«Безопасное движение» предназначена для учащихся 5 – 8 классов. Главная цельпрограммы – привить навыки безопасного поведения на улице. Специфика программызаключается в ее реализации через практические занятия по привитию детямнавыков соблюдения ПДД, обучению велотехнике, оказанию доврачебной помощи.
В период модернизацииобразования ведущая роль отводится информатизации образования как средствуповышения эффективности образовательного процесса. В связи с этим особое местов системе дополнительного образования школы занимают клуб «Окно в Интернет» икружок «Страна Инетия», использующие в свой работе информационные технологии.
Программа клуба «Окно в Интернет» рассчитана на учащихся 5 –8 классов. В современном интегрированном сообществе школьники уже не могутучиться изолированно, ограничиваться замкнутым социумом: учителя, друзья,родители. Интернет распахивает окна в широкий мир. На занятиях учащиесяполучают доступ к богатейшим информационным ресурсам сети Интернет. Это создаетсильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности. Настоящаяпрограмма призвана осуществить принципиально новый подход к обучению ивоспитанию учащихся, который имеет в своей основе исследовательские поисковыеметоды, формирует коммуникативные навыки, культуру общения, развивает умениесамостоятельно добывать информацию из разнообразных источников, способствуетобщекультурному развитию учащихся.
Программа кружка «Страна Инетия» рассчитана на учащихся 5-6классов, увлекающихся компьютерными технологиями. На занятиях кружка учащиесяобучаются работе в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office РowerPoint, умению создавать мультимедийные презентации и проекты.
В системе дополнительногообразования школы всегда уделялось и уделяется большое внимание гражданско –правовому и патриотическому воспитанию. Интерес к занятиям в клубах и кружках поданному направлению не ослабевает, а растет из года в год.
Программа клуба «Память» направленана воспитание человека достойного называть себя гражданином Отечества,человека-патриота нашей Родины, так как именно патриотизм являетсядуховно-нравственной основой жизнедеятельности государственной системы. Поисково-исследовательскаяработа по изучению родного края, накопление разнообразных краеведческихматериалов явились основой создания в МОУ «Никифоровская СОШ №1» школьногоисторико- краеведческого музея. Программа рассчитана на учащихся 5 – 11классов.
Программа клуба «Подросток и закон» нацелена на накопление ираспространение правовых знаний среди учащихся, на содействие формированиюправового мышления школьников, на становление и развитие правовой культурыучащихся, на формирование высоконравственных черт личности и подростков. Клубобъединяет в своих рядах подростков от 14 до 16 лет, тесно взаимодействует с внешкольнымиучреждениями: РОВД, прокуратурой, юридической консультацией, наркологом, ГИБДД, Детскойкомнатой милиции, Комиссией по делам несовершеннолетних.
Для развития личности ученика, готовности учащихсяиспользовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни,для решения практических задач организована кружковая работа по предметам какодна их форм профессиональной ориентации. Разнопрофильные кружки реализуютдифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированныепрограммы, направленные на повышение способности к обучаемости, творческуюсамореализацию личности, что обеспечивает стабильную посещаемость занятий.
Программа кружка «Алхимик»предназначена, главным образом, для учащихся 8 классов, проявивших интерес кновому предмету, носит предметно-ориентированный характер. Программа тесносвязана со школьным курсом химии. Углубляет теоретические знания и способствуетразвитию экспериментальных умений учащихся.
Программа «Театрматематических искусств» позволяет школьникам 6-9 классов, которые стремятсяуглублять свои познания в области математики, повышать уровень математическойграмотности, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности,развивать творческие способности. Задачи:
·    Обучениешкольников умению работать с научными источниками, приёмам доступных имисследований;
·    Создание условийдля повышения творческой активности, осуществления общественно и лично значимыхпроектов и начинаний;
·    Подготовка иучастие в школьных и районных олимпиадах;
·    Реализациятворческих интересов и способностей учащихся.
Теоретические групповыезанятия чередуются с гастрольными выступлениями, которые пропагандируютматематическую науку как своеобразный вид искусства.
Программа кружка«Калейдоскоп немецких сказок» содействует развитию языковых и речевыхспособностей учащихся 8-9 классов. Занятия в кружке обогащают кругозоручащихся, лексический запас слов, развивают коммуникабельность, расширяютзнания учащихся о стране изучаемого языка. Стихи, песни, сказки, пьесы, игры,пословицы на немецком языке помогают развивать у детей познавательный интерес кизучению немецкого языка.
Специфика кружка«Литературные традиции земли Тамбовской» в интеграции литературы как искусстваслова с краеведением. Цельпрограммы: воспитание художественного вкуса иуглубление представлений о роли Тамбовской земли в формировании русскойлитературы и культуры. Реализация программы предполагает сочетание различныхвидов деятельности: учебной (лекции, викторины, игры, заочные путешествия поТамбовской земле, изучение художественных сочинений), эвристической(читательские конференции в библиотеке, экскурсии по историко-литературнымместам Тамбовщины), творческой (выпуск бюллетеней, подготовка заметок врайонную газету) и собирательской (опросы старожилов, запись диалектов ифольклора, сбор экспонатов для школьного музея).
Программа кружка «Школьнаяоранжерея», рассчитанная на учащихся 5 – 7 классов, имеет экологическуюнаправленность, формируя у обучающихся необходимость чуткого и бережногоотношения к природе. На занятиях кружка осваиваются агротехника (полив,подкормка, рыхление, борьба с сорняками), культура земледелия, вегетативноеразмножение растений. Дети учатся правильно ухаживать за комнатными цветами,углубляют знания о них, рационально использовать лекарственные растения дляоздоровления организма, знакомятся с разнообразием растительным миром.Теоретические занятия чередуются с практическими агротехническими мероприятиямии трудовыми десантами.
Программа «Экологическаятропинка» направлена на развитие экологической культуры младших школьников.Теоретические занятия способствуют экологически грамотному, безопасному дляприроды и собственного здоровья поведению учащихся, являются базой длясамостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений. Программапозволяет проводить практические занятия в неформальной обстановке,занимательной форме, играх на природе. Исследовательская деятельностьспособствует воспитанию инициативы, интереса к изучению экологическогосостояния своей местности, экологических проблем родного края.
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИРЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными показателями эффективностии результативности работы педагогов дополнительного образования в МОУ«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» являются:
—   творческиедостижения обучающихся (результаты участия в выставках прикладного итехнического творчества, спортивных соревнованиях, научно-практическихконференциях, конкурсах);
—   результатыпедагогической и психологической диагностики (тестирование, творческиеотсчеты);
—   сохранностьконтингента учащихся;
—   связь с социумом(образовательные школы района, ДЮСШ, Школа искусств, центральная и детскаябиблиотеки, Дом творчества, Дом культуры и т.д.);
—   участиеобучающихся во внеконкурсных мероприятиях школы, района, области (показательныевыступления, концерты, выставки).
Руководители творческихобъединений, педагоги дополнительного образования школы имеют реальныеподтверждения успешности своей работы по многим направлениям:
— в организацииметодической работы (призовые места в областных и районных конкурсах «Учительгода», «Традиции школы», «Школа – 2000г.», обобщение распространение опытаметодической работы на уровне области, участие во Всероссийском конкурсеметодических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитаниюобучающихся «Растим патриотов России» и др.);
 в работе с одареннымидетьми (участие в творческих конкурсах областного и районного уровня, победы врайонных и областных олимпиадах);
— в спортивно-оздоровительнойработе (победы на районных и областных соревнованиях, в спартакиадах, врайонной военно-спортивной игре «Зарница»);
— в воспитательной работе(победы на конкурсах проводимых ОО администрации района, Домом творчества детейи подростков, выход в финал областного конкурса «Классный руководитель» в 2007г).
В 2007 году коллектившколы награжден благодарственным письмом Тамбовского областногогосударственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Центр развития и научно-естественного образования «Бионика»» за активноеучастие в областной выставке – акции милосердия «Дети – детям», посвященной Днюзащиты детей.
Кружок «Калейдоскопнемецких сказок».
Руководитель: учительнемецкого языка Константинова С.В.Год Участие в районных конкурсах 2003
1 место в конкурсе стихов
 на немецком языке. 2004
1 место в конкурсе инсценировок
 на немецком языке 2005
2 место в конкурсе инсценировок
 на немецком языке 2006
1 место в конкурсе инсценировок
на немецком языке 2007
1 место в конкурсе стихов и песен
на немецком языке

В 2006 – 2007 учебномгоду приняли участие в областном экологическом форуме «Зеленая планета – 2007»в номинации «Зеленая планета глазами детей», областном конкурсе «Мой любимыймультфильм» для воспитанников семей опекунов, приемных родителей; победители вобластном заочном творческом конкурсе «Великий могучий русский язык» вноминации «Юные художники – иллюстраторы», в районных конкурсах прикладноготворчества «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Краски всей России», «Уголок России– отчий дом».
Клуб «Безопасноедвижение»
Руководитель: учитель ОБЖДенисова О.В.
Члены клуба ежегоднозанимают призовые места в районном смотре – конкурсе «Безопасное колесо».Совместно с инспекторами ПДН линейного отдела внутренних дел станцииг.Мичуринск систематически проводят профилактические мероприятия попредупреждению детского травматизма.
Интеллектуальный клуб«Чудо — шашки».
Руководитель: учительначальных классов Суслова И.Ф.
С 2004 по 2007 годы членыклуба являются победителями районных соревнований по русским шашкам. В 2007году на областных соревнованиях по шашкам в Академии детства члены клуба заняливторое место в командном первенстве и первое место в личном первенстве средидевочек. Участвовали в товарищеских встречах в г.Моршанске (2006 г) и в г. Липецк (2007 г). Успехи работы клуба, в первую очередь, связаны с профессионализмомруководителя, имеющим первый разряд по русским и международным шашкам, повышающимсвое мастерство на областных соревнованиях среди взрослых: в 2005 году 2 место,в 2006 году – 1 место в личном первенстве.
Клуб «Лингводетективы».
Руководитель: учительрусского языка и литературы Немцова Л.Н.
Участники клуба ПоповаАнастасия ученица 5б класса и Колонтаева Ирина ученица 8б класса награжденыблагодарственными письмами Тамбовской детской литературно-творческогообъединения «Тропинка», руководителем которой является Дорожкина В.Т. Стихидевочек были одобрены поэтессой и рекомендованы для публикации в областнойгазете «Ровесник».
Ежегодно члены клубапринимают участие в районных и областных конкурсах сочинений и творческихработ. В 2007 году Бутырская Татьяна ученица 8б класса стала победителемрайонного конкурса сочинений «Их имена забыться не должны», посвященного 62годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Вокальная студия «Звонкиеголоса».
Руководитель: педагогдополнительного образования Хлуденцов В.Н.
В 2006 году вокалистыстудии участвовали в областном этапе Всероссийского конкурса патриотическойпесни «Я люблю тебя, Россия», в 2007 стали победителями в районном этапеконкурса. Участники студии востребованы РДК, систематически участвуют вконцертах районного уровня.
Кружок «Литературныетрадиции земли тамбовской»
Руководитель: учительрусского языка и литературы Зуева Т.Б.
I место в районном и участиев областном конкурсе творческих работ «Гвардейская гордость земли Тамбовской» в 2006 г.
ШНОУ (школьное научноеобъединение учащихся)
В 2007 – 2008 учебномгоду члены ШНОУ принимали активное участие в районных и областных творческихконкурсах:
—   I место врайонном конкурсе мультимедийных презентаций, посвященного 100-летиюС.П.Королева «С.П.Королеву посвящается…». Тамбовским областным государственнымобразовательным учреждением дополнительного образования детей «Центртворческого развития и научно-естественного образования» выдано свидетельствоучастника областного конкурса мультимедийных презентаций и участие в областномконкурсе.
—   I место врайонной заочной викторине «Детская организация. Время. Мы».
—   Участие вобластном заочном творческом конкурсе
«Великий могучий русскийязык»
—   Участие в мастер- классе члена Союза писателей, заслуженного работника культуры Дорожкиной В.Т.на базе районной библиотеки
—   I место врайонном и в областном конкурсе «Гренадеры, вперед».
—   Участие врегиональном творческом конкурсе среди учащихся 11 классов тамбовской областипо номинации «Психология»
—   I место вобластном конкурсе исследовательских и творческих работ обучающихся «Первыешаги в науку»
—   I место вобластном форуме «Зеленая планета 2007» в конкурсе сайтов по экологическойтематике.
Клуб «Час Пик».
Руководитель: учительрусского языка и литературы Недобежкина Т.Н.
Гостями клуба сталимногие известные люди школы, района и области: руководитель пресс – службыобластной Думы Расстегаев Ю.Н., тамбовский поэт Герасимов П.С., врач-нарколог БурлаковаЮ.В., районный судья Нищев В.В., руководитель службы спасения района ПоздняковВ.В., военный летчик в отставке Васильев С.В., штурман военной авиации, ветеранвойны Боднар А.Н., военный комиссар района Пиняскин И.М., священник отец Олег идр. Клуб работает на базе школы и районной библиотеки на протяжении 12 лет.
Клуб «Память»
Руководитель: учительистории Пустовалова Р.Ф.
С 1998 по 2005 годычленами клуба был собран материал об истории возникновения Бельского городка, огероях Советского Союза – Никифоровцах, который послужил основой для создания вшколе Музейной комнаты. В 2002 году на базе клуба проходила областная конференция
«Мы помним и чтим ВоиновРоссии». Лидеры движения «Возрождение Тамбовщины», присутствующие наконференции, дали высокую оценку деятельности клуба. В 2005 году члены клубаучаствовали в выставке – акции милосердия «Миру – мир», посвященной 60-летию Победыи заняли 1 место в областном смотре школьных музеев, комнат, залов. В 2006 годуучаствовали в районной акции «Пост №1», посвященной 30-летию создания Поста №1в г.Тамбове, заняли 1 место в районном смотре – конкурсе музеев, комнат, залов.
Клуб «подросток и закон»
Руководитель: учительистории Медведева С.А.
·          Участие вобластных, районных конкурсах на правоведческие темы «Права человека глазамиребенка», «Право на образование, гарантии, реальность»;
·          Подготовка изащита проектов по девиантному и делинквентному поведению на темы: «Шаг вбездну», «Мы говорим нет», «Мои права и обязанности»;
·          Участие в XВсероссийской конференции ученических исследовательских работ;
·          Тесная связь исотрудничество с РОВД, библиотекой, детской комнатой милиции.
Танцевальный коллектив «Грация».
Руководитель:
педагог дополнительного образованияСвиридова Н.П.
1.Лауреат районногоконкурса «Утренняя звезда» 2000 года и 2002 года.
2. Лауреат областногоконкурса «Танцевальный марафон» 2003 года.
8. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Школа сегодня становитсятем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установкиличности.
Главная цельобразовательного учреждения — организация условий для всестороннего развитияучащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами,способствующими успешной социализации школьников через их включение в различныевиды межличностных отношений в практической деятельности.
Входе анализа организации дополнительного образования выявлены проблемы:
Ø  Созданиеединого функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов,обеспечивающих благоприятные условия для развития учащихся в соответствии с ихсклонностями, способностями и интересами.
Ø  Ликвидация разрывамежду основным и дополнительным школьным образованием, между образовательными, воспитательнымии оздоровительными процессами.
Ø  Отсутствиеобразовательного пространства для реализации образовательных и воспитательныхтраекторий школьников.
Ø  Проблема учебнойперегрузки учащихся.
9.ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективойразвития дополнительного образования МОУ «Никифоровская средняяобщеобразовательная школа №1» является изменение целевых ориентиров школы,широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практикуинновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы,интеграция общего и дополнительного образования.
Дополнительноеобразование будет осуществляется в группах разного возрастного состава.Посещаемость школы полного дня составит не менее 85%. Дети большую частьвремени будут находиться под присмотром взрослых. Составленное расписаниеработы на первую и вторую половину дня позволит регламентировать учебную ивнеучебную деятельности и исключить перегрузку школьников. В школепредусматривается определенное время на творческую деятельность детей: работу вкружках, занятия музыкой, ритмикой, иностранным языком. Необходимые условиясоздаются в технических кружках, в художественной самодеятельности, шахматныхсекциях, компьютерном классе. Обязательной является активно-двигательнаядеятельность (занятия на свежем воздухе, спортивные игры, состязания и др.),которая должна составлять не менее 20% времени, проведенного в школе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.