Реферат по предмету "Педагогика"


Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ ИОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выпускнаяквалификационная работа
по предмету «Теория иметодика физического воспитания и спорта»
Организационно-методическиеособенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста вмалокомплектной школе
Тотьма
2009 г.

Оглавление
Введение
Глава1. Теоретический анализ научно–методической литературы по проблеме урокафизической культуры в малокомплектной школе
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста
1.2Малокомплектная школа
1.3Особенности уроков в малокомплектной школе
1.4Основные способы организации занятий
Глава2. Организация и методика исследования
2.1Методы и исследования
2.2 Организация и результатысобственных исследований
Заключение
Списоклитературы

Введение
Сельская малокомплектная школа — весьма специфическое явлениена образовательной карте России. Поиск путей улучшения её деятельности идётдавно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа-гигант,решает одни и те же учебное — воспитательные задачи, разве что учителявынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшитькачество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективномурезультату. Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях,то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенностиразнообразных средств обучения, наглядности. Применение разнообразных способови методов ведения уроков в малокомплектной школе очень важно. Урок являетсяосновной формой организации учебного процесса в современной школе. Онпредставляет собой более или менее законченный отрезок.
Так как в школе может быть различный возраст учеников, ихмалое количество задача учителя состоит в том, чтобы найти подход ко всем детямна уроке, даже если у них различный возраст. Из-за плохой материальной базыучителю приходиться применять различные методы ведения уроков, чтобы выдатьвесь материал, предусмотренный государственным стандартом.
По данной теме печатается большое количество разнообразныхпутей выхода из данной ситуации. Предлагаются самые разнообразные пути выхода.В данной курсовой рассмотрены организационно-методические особенности уроковфизкультуры в малокомплектной школе, которые в последствии могут стать одним изпутей решения этой проблемы.
Актуальность: Поиск путей улучшения её деятельности идётдавно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа-гигант,решает одни и те же учебное — воспитательные задачи, разве что учителявынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшитькачество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективномурезультату.
Цель: выявление организационно-методических особенностейурока физической культуры в малокомплектной школе.
Объект исследования: урок физической культуры вмалокомплектной школе.
Предмет исследования: организационно-методические особенностиурока физической культуры в малокомплектной школе.
Задачи:
1.        раскрытьорганизационно-методические особенности
2.        выполнитьсравнительный анализ урока физической культуры в основной общеобразовательнойшколе и малокомплектной школе.
3.        выявитьизменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующиеэффективной физкультурной деятельности учащихся с учетоморганизационно-методических особенностей.
Проблема: во влиянии организационно-методических особенностейна проведение урока физической культуры в малокомплектной школе.
Гипотеза: если реализовывать организационно-методическиеособенности на уроках физической культуры в малокомплектной школе, то данныеуроки будут проходить более эффективно.

Глава 1. Теоретический анализ научно- методической литературыпо проблеме урока физической культуры в малокомплектной школе
1.1     Психолого-педагогическаяхарактеристика детей школьного возраста
Физическое, психологическое развитие ребёнка начала младшегошкольного возраста. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет ивведением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапапереместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, какпрежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста,совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящеевремя с 6-7 лет до 9-10 лет.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определённыеосложнения, сопровождающие физиологическую перестройку, физиологический кризисне столь отягощает, сколько напротив способствует усиленной адаптации ребёнка кновым условиям. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерностьпсихофизиологического развития у разных детей. Сохраняются различия и в темпахразвития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указываяна это, некоторые учёные приходят к выводу, что фактически в младших классах «заодной и той партой сидят дети разного возраста; в среднем мальчики моложедевочек на год, полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». Напротяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения,количественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность,складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебнаядеятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психикидетей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываютсяпсихологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения вразвитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитиена следующем возрастном этапе.
Переходный период от дошкольного к младшему школьномувозрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского,этим кризисом открывается школьный возраст.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения вповедении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросаться в глазадемонстративностью. Всё это производит впечатление странного, немотивированногоповедения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошознакомым, привычным нормам поведения.
Учебная деятельность младших школьников регулируется сложноймногоуровневой системой мотивов. Мотивы учебной деятельности, ради чегошкольники учатся. У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальныемотивы, отражающие «внутреннюю позицию школьника», связанную с потребностьюребёнка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этимсерьёзную, общественно значимую деятельность: «Хочу ходить в школу», «Хочуучиться в школе, как старшие». На первых порах пребывания в школе эти мотивы всочетании с достаточно выраженными познавательными интересами способныобеспечить включение ребёнка в освоение учебной деятельности и поддерживатьинтерес к ней[12, с. 143].
Возрастная периодизация.
Младший школьный возраст с точки зрения психологии:
1. Пренатальный период.
2. Период новорожденности.
3. Грудной период (до 1 года).
4. Ранний период (1-3 года).
5. Дошкольный возраст (3-6 лет).
6. Школьный возраст (6-11 лет).
7. Пубертатный период (11-15 лет).
8. Юношеский период (15-20 лет)[12, с. 46]
С точки зрения педагогики:
1.        Младенчество(1-й год жизни).
2.        Предшкольныйвозраст (от 1 года до 3 лет).
3.        Дошкольныйвозраст (от 3 до 6 лет).
4.        Младшийшкольный возраст (6-10 лет).
5.        Среднийшкольный возраст (10-15 лет).
6.        Старшийшкольный возраст (15-18 лет)[11, c. 39]
Практическая педагогика опирается на закономерности:
1)        Вмолодом возрасте физическое развитие человека более идёт быстрее и интереснее;по мере того, как человек становится старше, темп развитие замедляется.
2)        Физическиребёнок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.
3)        Каждыйорган человеческого тела развивается в своём темпе: в целом части теларазвиваются неравномерно и пропорционально[11, c. 105].
В шестилетнем возрасте ребёнка ждёт первая крупная перемена вжизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в егодеятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностьюстановится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новымистановятся и отношение ребёнка с окружающими.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система,интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга. Быстроразвивается психика ребёнка.
Повышается точность работа органов чувств. По сравнению сдошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %,суставно-мускульные ощущения – на 50 %, зрительные – на 80 %.
С развитием мелких мышц кисти появляется способностьвыполнять тонкие движения, скелет подвергается окостенению.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью инеорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательнойлюбознательностью». Младший школьник может путать цифры, мягкий и твёрдый знак,но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, котораякаждый день раскрывает перед ним что-то новое.
Внимание школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво,ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнканачальной школы подчинён воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требуетот ребёнка постоянных упражнений в произвольном внимании волевых усилий длясосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, ипрежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебнойдеятельности[12, c. 36].
В школьный возраст ребёнок вступает с относительной слабойфункцией интеллекта. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какоедругое время. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарьнынешних четырёхклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияниешкольного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащаетсясловарный запас ребёнка, но прежде всего в приобретении исключительно важногоумения устно и письменно излагать свои мысли.
1.2     Малокомплектнаяшкола
Малокомплектная школа – это школа, которая имеет маленькуюкомплектацию, то есть малое количество учащихся[8, c. 7]
Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, нов тоже время большие преимущества. Материальная база в сельских школах,малочисленных, в подавляющем большинстве не соответствует требованиям и необеспечивает нормальных условий для уроков физической культуры: отсутствуютспортивные залы, нехватка спортивного инвентаря и т.д. Поэтому рекомендуетсязаниматься на свежем воздухе, пришкольном участке.
Малокомплектная школа отличается от остальных небольшимколичеством учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которыевходят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях иселах, а также в поселках городского типа, в мелких же и крупных городах такойвид школ не распространен, потому что есть больше возможностей для созданияшкол с обычной комплектацией учащихся[18, c. 42].
Малокомплектные школы в основном начальные, но среди нихпопадаются и средние. В России существует несколько тысяч малокомплектных школ.Для них характерна такая особенность: один учитель одновременно работает не содним, а с двумя или даже тремя классами. По своему укладу малокомплектные школыпохожи на большие семьи, где учителя — это родители, а ученики — их дети.Поскольку учеников в таких школах очень мало, то учителя хорошо знают каждогоиз них, следовательно, могут применять к ним индивидуальные методы обучения.
В начальной малокомплектной школе могут работать всего 1—2учителя, поэтому на них возложено еще много других обязанностей, кроменепосредственных обязанностей учителя. Они сами могут формировать классы иподходят к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей ученикови конкретных условий существования школы в данной местности.
При том условии, что в школе работают 2 учителя, можносоединять учеников разных классов и с ними проводить урок. Поэтому, когдапланируют расписание занятий, то стараются у этих классов одновременно ставитьурок по одному предмету. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по однойтеме. Например, если это урок литературы, то можно двум разным по возрастуклассам представить материал об одном писателе. В других случаях сочетают разныепо тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русскийязык и природоведение[8, c. 81]
Словом, в малокомплектной школе учитель должен уметь быстро ичетко перестраиваться на работу с разными классами. Его задача — уметь такраспределять свое внимание и время, чтобы он сам успевал объяснить новыйматериал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не оставались безработы в то время, когда он занят другим классом. Поэтому лучше всегоиспользовать комбинированный тип урока, потому что в его структуре присутствуетбольшой объем самостоятельной работы в виде занятий с книгой и различныхупражнений. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс в этовремя выполняет небольшую самостоятельную работу, а потом наоборот.
Особенности такой самостоятельной работы заключаются в том,что она не требует внимания учителя и выполняется учениками самостоятельно. Акомбинированный урок помогает в течение одного занятия сделать несколькопереходов от работы с учителем к самостоятельным занятиям и обратно.
Поскольку малокомплектные школы в основном расположены вдеревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и вособенности разнообразных средств обучения, наглядности. Поэтому учитель восновном сам обеспечивает своих учеников рабочим материалом, а также средствамиобучения. Он создает рисунки, плакаты, карты и некоторые другие учебныепособия, необходимые для проведения урока и обеспечения лучшего результатазнаний у учащихся.

1.3 Особенности уроков в малокомплектной школе
Как форма обучения урок имеет следующие признаки:
·          точноустановленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин, а вначальных классах он может составлять 30—35 мин);
·          вкаждой школе имеется твердое расписание уроков;
·          накаждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста исостава;
·          учительосуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;
·          науроке применяются различные методы и средства обучения, использование которых зависитот поставленных задач.
Урок решает конкретные задачи каждогоотдельно взятого временного отрезка учебного процесса, но одновременно онявляется маленькой частью учебного предмета, темой конкретной программы,поэтому решает те цели, которые стоят в данный момент перед ним. Формулаэффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки имастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспехспроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественнымбыть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такойорганизации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретныхусловиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа:диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этомпредполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободноориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные такназываемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшиесведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросыи задания, и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно,чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенновладел учебным материалом.
При подготовке к уроку очень важно подобрать соответствующийпрограммный материал для всех трех частей урока: подготовительной, основной изаключительной. Сначала подбирается материал для основной части, так как именнов ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной [9,c. 78].
Программы для начальных классов по предмету «Физическаякультура» состоят из следующих разделов: «Теоретические сведения»,«Гимнастика», «Подвижные игры», «Лыжная подготовка» и «Легкая атлетика». Вкаждый раздел включены однотипные для всех трех классов упражнения и игры, но сразличной сложностью и дозировкой их выполнения. При подготовке к уроку учительподбирает соответствующий программный материал и дифференцирует его по классам.При включении в основную часть урока любого материала (прыжки, упражнения смалыми мячами, метание и т. д.) необходимо учитывать, что в этой части урока,как правило, изучается новый материал и проводятся упражнения, требующиенаибольшего внимания и точности выполнения.
Отдельные разделы программы выполняются последовательно напротяжении ряда уроков. Так, прыжки в длину, метание в цель проходят в течение6—9 уроков. Такая система прохождения программного материала обеспечиваетнаибольший успех в обучении тому или иному двигательному умению и закреплениюего в прочный навык.
В основную часть можно включить и общеразвивающие упражнения.Комплекс обычно составляется из 6—8 упражнений в следующем порядке: 1 —потягивание, 2 — на осанку, 3 — приседание, 4 — наклоны, 5 — работа мышцплечевого пояса, 6—махи ногами, 7 — прыжки на месте, 8 — ходьба на месте.
При подборе материала для совместных занятий с ученикамиразного возраста существенное внимание следует уделить сложности и дозировкеупражнений. Это имеет решающее значение, потому что с увеличением сложности ичисла повторений повышается физическая нагрузка. В зависимости от возрастаучащихся упражнения выполняются 6—10 раз, прыжки—18— 25 раз[13, c. 23].
Для того чтобы увеличить плотность урока, учительмалокомплектной школы при одновременном проведении занятий с учениками всехклассов подбирает такие упражнения, которые выполняются под одинаковый счет.Например, ученики I и II классов выполняют повороты, наклоны, отведение локтейв стойке ноги врозь, в то время как эти же упражнения ученики III классавыполняют в стойке ноги вместе или с дополнительными движениями рук и ног.
Увеличивает плотность уроков и применение карточек-заданийдля самостоятельной работы учеников: упражнения без предметов и с предметами(упражнения с короткой и длинной скакалками, с малыми мячами и т. п.), игры«Совушка», «Пустое место», «Затяни в круг» и др. (см. приложение).
От содержания основной части урока будет зависеть выборматериала для вводной и заключительной частей.
В вводной части урока проводятся построения и перестроения,повороты на месте, бег, ходьба, т. е. те виды упражнений, которые «разогревают»учеников и подготавливают их к выполнению более сложных видов программы.
В заключительную часть можно включить игры. Их выбор зависитот того, какую цель преследует учитель. Если основная часть урока была насыщенабегом, прыжками, то следует подобрать игры, которые не дублировали бы этиупражнения, а дополняли их другими видами.
Учитель никогда не должен забывать, что планирование —процесс творческий, что в план всегда можно внести коррективы с учетом техвозможностей, которыми располагает учитель в данное время [1, c. 54].
После того как учитель определил конкретные задачи урока,подобрал соответствующий программный материал для совместной и индивидуальнойработы учеников, он составляет план урока. В плане должно быть зафиксированосодержание урока, по каким видам упражнений будет проведена проверка знаний иумений, какие виды упражнений предназначены для самостоятельной работы, местопроведения занятий, перечень учебных пособий. Решая вопрос о месте занятия,нельзя исключать того, что урок, начатый на площадке, в связи с изменениемпогоды может быть перенесен в помещение. Учитель должен быть готов к этому ипредусмотреть другой вариант проведения урока. Например, прыжки с высоты,метание в цель, упражнения с малыми мячами, гимнастическими палками и набивнымимячами, разучивание поворотов и другие виды можно проводить в классной комнате.
Подготовительная работа сводится к«приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выборутакой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества,которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведенияурока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе— алгоритм подготовки урока в соответствии с принципами планирования:
Планирование в основном сводится к правильному ипоследовательному распределению программного материала, исходя из дидактическихи воспитательных задач, решаемых в течение учебного года, на отдельных уроках.Планируя работу, учитель намечает методические средства, которые он применитдля выполнения поставленных задач[18, c. 81].
Приступая к планированию учебной работы, учитель долженучитывать: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность,уровень физического развития; климатические условия района, где находитсяшкола, для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытомпомещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает школа;личный опыт. Важное условие планирования — соблюдение преемственности междупредыдущим и последующим материалом.
Учитель малокомплектной школы работает в сложных условиях:ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разнойфизической подготовленности, по учебным программам разных классов (I—III).Кроме того, в большинстве таких школ нет физкультурных залов илисоответствующих приспособленных помещений. Поэтому работу нужно начать сподготовки материально-технической базы. Особенности материальной базымалокомплектной школы заключается в нехватке инвентаря, поэтому вполне доступнов малокомплектной школе оборудование простейшей спортивной площадки с беговойдорожкой, с ямами для прыжков в высоту и длину, площадки для игр. Следуетпостроить также и гимнастический городок: установить бревно для равновесия,гимнастическую стенку, приобрести канат и шест для лазанья. Желательно, чтобыплощадки были обсажены деревьями и кустарниками.
В оборудовании площадки вместе с родителями и шефами должныучаствовать дети. Они охотно помогут взрослым расчистить, выровнять и разметитьбеговую дорожку и площадку для игр, засыпать песком ямы для прыжков, посадитьдеревья, кустарники, цветы. Зимой для устройства снежных горок и мест длякатания па санках и лыжах также следует привлекать самих детей.
Стойки для прыжков, веревочки и мешочки с грузом, чурки икубики, эстафетные палочки, флажки, щиты для метания могут быть изготовлены вшкольных мастерских шефствующих средних и восьмилетних школ. Эстафетные палочки(длиной до 30 см и диаметром 3 см) делают из дерева. Флажки (желательно разногоцвета, прямоугольные или треугольные со сторонами 15—22 см) изготовляют излегкой ткани или бумаги. Скакалки длинные (до 3,5 м) делают из веревкидиаметром около 10 мм, короткие (1,5—1,8 м)— из веревки диаметром 6—8 мм.Гимнастические палки (длиной до 80 см и диаметром 2,5—3 см) желательно делатьиз березы (концы должны быть закругленными). Щиты для метания (1x1 м)изготовляют из фанеры или легких дощечек[10, c. 91]
При наличии магнитофона (проигрывателя) можно попроситьучителя физкультуры шефствующей школы сделать нужные записи или воспользоватьсягрампластинками.
Эффективность уроков физической культуры в большой степенизависит от умения учителя максимально использовать все возможности, которымирасполагает школа, и от четкой организации и проведения занятий.
Несущая задача – найти новые пути учебно-воспитательногопроцесса в малокомплектной школе, новые, более эффективные формы, методы,приёмы обучения и воспитания. Оптимально используются для этого средства,связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе, к этому жедемократизация и гуманизация образования значительно расширили конструктивную функциюпедагога в связи с предоставлением школ, учителю права выбора учебного плана.
Важным направлением в решении задач физического воспитания вмалокомплектной школе служит объединение близких по возрасту учащихся смежныхклассов на уроках физической культуры, а в школах, где численность учениковневелика, возможны объединения 4, 5 классов. Такой разновозрастный составшкольников на одном уроке, конечно, предъявляет высокие требования кдеятельности учителя по организации учащихся и обучения, но в тоже времяпозволяет проводить уроки значительно чаще, разнообразнее[4, c. 31]
Индивидуальный подход состоит в учёте особенности развития ифизической подготовленности каждого учащегося в конкретном случае обучения илиразвития физических качеств. Малочисленная школа позволяет в полной мереосуществить индивидуальный подход или предоставляет (в полной мере) для этогобогатые возможности, что практически невозможно в городских школах с большойнаполняемостью в классах. В условиях сельской местности тесное общение жителейс учителями в повседневной жизни позволяет выявить наследственные факторы ииспользовать их влияние на развитие детей при организации учебного процессафизическому воспитанию [8, c. 99].
В условиях обучения учащихся разно возраста и неодинакового уровняих физической подготовленности в пределах первого класса методику организации ипроведения уроков физической культуры целесообразно строить, объединив однойтемой программного содержания, но возможны и другие варианты построения урокаособенно при повторении пройденного материала, при разучивании нового.Осуществляя дифференцированный подход в обучении разного возраста необходимоболее сложные задания предлагать старшим детям 3-4 класс и упрощенный вариантэтих же заданий – младшим в соответствии с программой каждого класса.Естественно предъявляются и разные требования к качеству выполнения упражнений.Учитель малокомплектной школы непосредственно занимается с учениками в половинуменьше времени, чем в обычных условиях, остальная часть учебных занятий в силунеобходимости отводятся на самостоятельную работу учеников. Но, несмотря натакие неблагоприятные условия обучения малокомплектная школа должна давать тотже объём знаний и на таком же уровне, как и школа, где учитель занимаетсятолько с одним классом. («Не классные модели» Народное образование 2005 год).
Уроки физической культуры проводятся по общепринятойструктуре, которая состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Цель каждого урока должна отличаться конкретностью. Учительточно должен знать, какими средствами он будет пользоваться, чтобы достичьпоставленной цели, а также не забывать про конкретные дидактические задачи.Часто бывает так, что перед учителем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобыдобиться положительного результата, он должен решить три основные задачи:
·          помочьвспомнить учащимся те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темойурока;
·          датьучащимся новые понятия и научить их новым способам действия;
·          позволитьучащимся самостоятельно применить знания и опыт деятельности с цельюформирования у них нового познавательного опыта, новых знаний, умений и навыков.
Для проведения занятий учителя однокомплектных школ обычноделят учащихся на две группы (в одной — ученики I и II классов, в другой — IIIи IV классов) или на четыре (по классам). Одной — двум группам учитель даетзадание для самостоятельной работы, с одной (двумя) занимается сам.
Возможен такой вариант: ученики III класса приходят в школуко второму уроку, занимаются со всеми учащимися три последующих урока, а затемпроводится урок физкультуры только для учеников III класса. Это даетвозможность разучивать с ними новый материал[7, c. 37].
В двухкомплектной школе один учитель может на урокахфизической культуры объединить I и II классы, а другой—-III и IV. Один учительможет специализироваться в проведении уроков физической культуры и труда, адругой, например, физкультуры, пения и рисования.
В малокомплектных школах, где имеется воспитатель группыпродленного дня, уроки по физической культуре ставятся в расписание школы стаким расчетом, чтобы воспитатель мог проводить их с каждым комплектом классаотдельно[2, c. 25].
Уроки направлены на организацию учащихся, на сосредоточенииих внимания, на подготовку к предстоящей двигательной нагрузке, во второй –основной части. В первой части уроков используются: игры, ходьба, бег малойподвижности. Учитель акцентирует внимание старших детей на чёткое выполнениекоманд и распоряжений, на умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе ибеге. При использовании словесных методов следует учитывать темп и тонизложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как этозатрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишкоммедленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательновлияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонноеизложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткоесравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал,зависит дальнейшее усвоение предмета. Если выступления учителя скучны, ученикимогут возненавидеть преподаваемый им предмет.
Впереди колонны ставят старших ребят, а сзади младших снебольшим интервалом от них. Физическая нагрузка при этом регулируетсяпрограммными нормативами и появлением внешних результатов, признаков утомленияу детей.
Уроки решают наиболее сложные задачи – разучивается новыйпрограммный материал по развитию движений, повторяется пройденный с цельюсовершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными ииндивидуальными особенностями учащихся каждого класса. Общеразвивающиеупражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться впространстве. Ведущее место занимает обучение основными видами движения –ходьбе, бегу.
Очень важно, чтобы ученики видели своего учителя во времяизложения материала. Поэтому лучше, если он будет стоять на одном месте, а нерасхаживать по классу. К тому же для установления необходимого контакта склассом сам учитель должен видеть всех школьников. Так ему будет легчеудерживать их внимание. Одновременно он сможет видеть, успевают ли ониусваивать излагаемый материал. Не менее важны мимика и жесты учителя. Длялучшего усвоения темы необходимо поделить ее на смысловые части и после каждойделать обобщающие выводы и подводить итоги. Очень полезно для усвоенияматериала повторение того, что сказал учитель, но своими словами. Если вниманиекласса чем-то отвлечено, не помешает делать паузы. Для сохранения вниманияпрекрасным способом является повышение и понижение голоса. Во время изложенияматериала учитель может задавать риторические вопросы [13, c. 88].
Наиболее рациональным вариантом — это построение по классам снебольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действиядетей и регулировать физическую нагрузку. Вначале предлагается упражнение длямышц верхнего плечевого пояса, затем для мышц спины и брюшного пояса.Использование физкультурного инвентаря вносит не только интерес и разнообразие,но позволяет развить мелкую мускулатуру мышц. Кроме этого дети знакомятся сразличными свойствами предметов, формой, цветом и т.д.
Целесообразно с первых уроков научить детей всех возрастовсамостоятельно брать мелкий инвентарь, а по окончании убирать его на место.
При обучении основными видами движений в малочисленной школемогут применяться различные методы организации и их сочетания. Например,использовать фронтальный метод. Он позволяет добиваться наибольшей плотностизанятий, что увеличивает двигательную активность детей. В работе с учащимися малочисленнойшколы наиболее удачный поточный способ. Первым потоком выполняется с участием3-4 классов, а затем выполняют младшие дети. При таком потоке возможностьдифференцированного подхода в обучении учащихся разного возраста. Один или двакласса занимаются самостоятельно, выполняя упражнения по повторению изакреплению пройденного, а учащиеся другого класса обучаются новым упражнениям.По мере необходимости учитель отдельно занимается то с одним, то с двумяклассами для усвоения наиболее сложных разделов программы. Групповой методиспользуется, как правило, в основной части урока. При проведении подвижных игрпроисходит не только повторение и закрепление, но и значительное выполнениеэмоций. Проводить игры в малочисленной школе сложно. Предложенные учителемварианты должны быть детям доступны и понятны. При проведении эстафет с бегом ипрыжками для младших детей уменьшают дистанцию, для старших увеличивают высоту.
Заключительная часть урока — приведение организма детей вотносительное, спокойное состояние. Во всех частях урока при решениипоставленных задач учителю важно осуществить обучение в соответствии стребованиями школьной программы и возможностями учащихся каждого класса, тоесть дифференцированно. При проведении уроков физической культуры учителю необходимособлюдать правила безопасности для предупреждения травм. Если занятияпроводятся в зале, то надо проследить, чтобы пол был не только чистым, но исухим. Спортивная площадка для занятия подвижными играми должна быть очищена.Как показано на практике дети младшего возраста не всегда могут соразмеритьсвои возможности, связанные с физической нагрузкой при переносе и подъёметяжестей, что может привести к травмам и появлению нежелательных последствий[6,c. 23].
1.4 Основные способы организации занятий
Фронтальный способ организации занятий (одновременное выполнениеупражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства упражнений,предусмотренных учебной программой: гимнастические построения и перестроения,общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах и др.Этот способ используется в ходе выполнения простых, не требующих страховкизаданий. Фронтальный способ обеспечивает большую плотность урока, многократноеповторение движений позволяет учителю одновременно следить за действиями всехучеников, но затрудняет индивидуальный контроль.
Поточный способ (поочередное выполнение упражнений, когда один ученикзакончил задание, другой приступает к нему) применяется для выполнения прыжковс высоты и в высоту, упражнений в равновесии, акробатических упражнений, приподъемах и спусках с гор на лыжах и т. д. Чем больше потоков, тем вышеплотность урока.
Посменный способ применяется при проведении занятий в тесном помещениии при недостатке учебных пособий. В этих случаях вес классы получают одно и тоже задание, но выполняют его по очереди, сменами. Например, ученики I классавыполняют метание к цель, II — собирают мячи, III — отмечают ошибки метающих, аученики IV класса готовятся сменить метающих мяч первоклассников.
Групповой способ наиболее удобен для учителя малокомплектной школы, нотребует хорошей подготовки помощников учителя (физоргов). Каждая группа-класс,получив задание, работает отдельно под руководством физорга. Например,первоклассники повторяют комплекс упражнений с малыми мячами покарточкам-заданиям, группа второклассников выполняет упражнение с мячом нагимнастической скамейке, третьеклассники упражняются на бревне, учащиеся IVкласса играют в «Бой петухов». Или, например: ученики I класса упражняются сдлинной скакалкой; II — выполняют кувырок; III — занимаются на бревне. Учительосуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видах упражнений, вданном случае, т.е. бревне.
Индивидуальный способ применяется в тех случаях, когда отдельныеученики занимаются по карточкам. Этот способ во многом помогает учителюработать с отстающими[15, c. 19]
В условиях малокомплектной школы учитель иногда сочетает науроке ряд способов: индивидуальный и групповой, поточный и групповой и т. д.
Таким образом по методическим особенностям мы можем увидетьразличия между малокомплектной школой и общеобразовательной, какие плюсы иминусы проведения уроков могут существовать у малокомплектной школы.

Раздел 2. Организация и методика исследования
2.1 Методы и исследования
Метод анализа научно – методической литературы.
Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мыизучили 19 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболееизвестных авторов: И.П. Подласый, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. Теоретическойосновой данной выпускной квалификационной работы послужил источник «Малокомплектная школа » В.И. Пензулаева, а практической основой служил«Физическое воспитание в малокомплектной школе» Л.П.Горчаков.
Метод анализа и сравнения
Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-эторазложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков икачеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью ихвсестороннего изучения.
Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основесуждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляютсяколичественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мысравнивали и анализировали уроки в малокомплектной школе и общеобразовательнойшколе.
2.2 Организация и результаты собственных исследований
В своем исследовании мы проводили сравнения проведения уроковв общеобразовательной школе и малокомплектной школе. Исследования проходили набазе Кипеловской средне общеобразовательной школы и Сельской малокомплектной школы,для данного исследования мы брали методы, такие как сравнения и анализ.
На первом этапе исследования мы определились собразовательными учреждениями, методиками исследования, и изучили даннуюлитературу.
На втором этапе мы провели уроки в общеобразовательной школеи в малокомплектной школе, где было проведено сравнение и анализ, а затем быливыявлены положительные и отрицательные моменты данных уроков.
Для того чтобы провести урок в малокомплектной школе мыприменили организационно-методические особенности такие как:
1 Сложность и дозировка упражнений так как при проведенияурока в малокомплектной школе надо учитывать тот факт, что одновременно можетприсутствовать два класса. Следственно и дозировка для разных классов различна.
2 Применение карточек-заданий для самостоятельной работыучеников позволяет частично разделить класс: старшие занимаются по карточкам, ас младшими работает учитель.
3 Объединение близких по возрасту учащихся так как один классизучает тему, а второй – совершенствует. Например, пятый класс изучает кувыроквперед, а шестой совершенствует. (Приложение 1)
4 Индивидуальный подход может осуществляться по причине того,что на уроке в малокомплектной школе присутствует мало человек, следственно,можно применять такую особенность как индивидуальный подход, который вобщеобразовательной школе довольно трудно осуществить.
5 Работу начинаем с подготовки материально-технической базы.Так как в малокомплектной школе есть проблема нехватки инвентаря, поэтомуподборку необходимо начинать заранее.
6 Объединение одной темой программного содержания то естьклассы объединяются темами занятия, только для разных классов идут разныечастные задачи.
7 Применение поточного метода выполнения упражнений. Так какна уроке присутствует мало человек и при выполнении упражнений плотность урокапрактически не снижается, а учитель постоянно следит за правильностьювыполнения что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.
8 Предлагать более сложные задания старшим детям так какуровень подготовленности старших детей выше. Например, при изучении темы«гимнастика» старшим можно давать более сложные по технике упражнения иликомбинацию из относительно простых.
9 Впереди колонны ставить старших ребят. Так как старшиеребята лучше усваивают на слух команды и задания, а младшим дается возможностьзрительно воспринять задание.
10 Построение классов с не большим интервалом так как заданиядля классов различны и дети не путались в выполнении.
Данные особенности мы учитывали при проведении урока всельской малокомплектной школе. После проведения урока мы проанализировали.
Анализ урока в Сельской малокомплектной школе:
В начале урока было проговорено, чем будут заниматься втечение урока, доступно разъяснены задачи 5,6 классу. Проговоренные задачи былиреализованы на уроке. На уроке был использован групповой метод выполненияупражнений. Освобожденных детей не было. Все термины были использованыправильно.
Подготовка условий для проведения началась до начала урока. Былиподготовлены: инвентарь, спортзал, проверено наличие спортивной формы уучащихся.
Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Из-затого, что на уроке присутствовали два класса, то периодически один из нихоставался без присмотра и контроля учителя, следственно на уроке была плохаядисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обученияучитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку, применяласьработа по карточкам. Из-за разности возраста учеников возникали трудности срегулированием нагрузки. При проведении урока не всегда правильно выбираламесто нахождения.
Анализ урока в общеобразовательной школе:
В начале урока было проговорено, чем будут заниматься втечение урока, доступно разъяснены задачи 5 классу. Проговоренные задачи былиреализованы на уроке. На уроке был использован групповой и поточный методывыполнения упражнений. Учитель смог занять освобожденных детей на помощь впроведении урока. Все термины были использованы правильно.
Подготовка условий для проведения была полностью соблюдена: испортзал, и инвентарь и гигиенические требования.
Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Веськласс был постоянно занят, поэтому присутствовала хорошая дисциплина. Командыподаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил заправильностью выполнения и оказывал страховку. При проведении урока не всегдаправильно выбирала место нахождения.
Мы сравнили два урока и увидели плюсы, минусы в обеих школах,но можно сказать о каждой отдельно.
Малокомплектная Сельская школаположительное отрицательное
Исправление ошибок старшими детьми
Показ и рассказ старшим классом
Повтор и зрительное закрепление младшими детьми
Помощь при раздаче инвентаря
Маленькая плотность урока
Разные возрастные особенности учащихся
Нехватка инвентаря
Разные ОРУ и другие упражнения
Разная нагрузка
Учитель не может видеть всех детей
На уроке присутствует плохая дисциплина
Общеобразовательная Кипеловская школаПоложительное Отрицательное
Хорошая дисциплина
Хорошая плотность урока
Учитель не видит всех детей
Не полное исправление ошибок
Маленький объем знаний

Заключение
Проведя сравнительный анализ мы можем сделать вывод, чтопроводить урок сложнее в малокомплектной школе чем в общеобразовательной. Этоможем увидеть по результатам исследования, в проведение урока в малокомплектнойшколе мы видим, что большинство сельских школ имеют слабую материальную базу иучитывается разновозрастный контингент занимающихся, целесообразно планируютсяуроки смешанных типов и множество других отрицательных моментов в проведениефизической культуры.
Поскольку отдельной программы физического воспитания вмалокомплектной школе нет, в данной ситуации большее значение для организации учебно-воспитательногопроцесса приобретает планирование, многие темы учебной программы повторяется вкаждом классе, но с разным уровнем требования к учащимся.
Исходя из этого мы приходим к одному, для того, что бы провестиурок физической культуры нужно подобрать более эффективные формы, методы,приемы обучения и воспитания. Оптимально используя для этого средства,связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе

Список литературы
1.      «Настольнаякнига учителя» под редакцией Л.Б. Комана Москва 1998 г.
2.      «Начальнаяоднокомплектная школа» Москва 2000 г.
3.      «Неклассные модели» Народное образование 2005 г.
4.      «Организацияурока» У.Древа Москва 2003 г.
5.      «Физическаякультура в школе» № 3 1998 г.
6.      БольевичВ.К. «Физкультура и спорт – ваши дети» Москва 1998 г.
7.      ГорчаковаЛ.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей.-2-еизд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 2003 г. – 160 с.
8.      ДубровинаИ.В., Данилова Е.Ё., Прихожина А.М. «Психология»… Москва 1999 г.
9.      ЗагорскияБ.И., Залетаев И.П. «Физическая культура, практические пособия» Москва 1989 г.
10.   КачалкинВ.М. «Методика физического воспитания» Москва. 1989 г.
11.   КачашкинВ.М. Физическое воспитание в начальной школе. 3-е издание М., 2001 г.
12.   КрюковаВ.С. «Книга учителя физической культуры» Москва 2003 г.
13.   ПензулаеваВ.И. «Малочисленная школа». Москва 2000 г.
14.   ПодласыйИ.П. «Педагогика». Москва 2004 г.
15.   РыльцовП.А. «Воспитание и работа в сельской школе» Москва 2002 г.
16.   СоставскийИ.Ю. «Энциклопедия – словарь юного спортсмена» Москва 2001 г.
17.   СтрезикозинВ.П. «Организация занятий в малокомплектной школе». Москва 2000 г.
18.   ФроловВ.Г. «Физкультурные занятия с детьми младшего школьного возраста» Москва 2006г.
19.   ЮркинВ.Г. «От А до Я по стране спорта» Москва 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.