Реферат по предмету "Педагогика"


Организация уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей младших школьников

Введение
Современная педагогика, как любая другаянаука, находится в постоянном развитии: появляются новые концепции обучения ивоспитания, изменяются цели и задачи науки в целом, идёт её переориентированиеи переосмысление, как практиками, так и теоретиками. В концепции современногообразования появляются такие идеи, как развивающее обучение, гуманно –личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность общегообразования и ряд других. Практически все предметы школьного курсапереосмыслены с учётом новых социальных и психолого-педагогических позиций.
Только урокитруда до недавнего времени являлись исключением и трактовались в рамкахремесленно-технологической подготовки, что совершенно не соответствовало духувремени и огромным развивающим возможностям данной учебной дисциплины.
В течение нескольких десятилетий, начинаяс 1918 года, каждая общеобразовательная школа в нашем государстве обязательнобыла и трудовой политехнической. «Основой школьной жизни должен служитьпроизводительный труд. Он должен быть тесно связан с обучением, освещающимсветом знания всю окружающую жизнь». (3, с. 15)
Впоследствии, в 1919 году Крупской Н.К.была предложена первая программа по ручному труду (16, с. 35), основнымстержнем которой была идея развивающего значения ручного труда. Главнымиобразовательными и воспитательными задачами были политическая образованность,воспитание трудолюбия и профориентация.
В 1965 годубыл подготовлен проект новой программы по трудовому обучению, составителямикоторого являлись Фарапонова Э.А., Розанов И.Г., Гукасова А.М., Демидова А.П.и Цейтлин Н.Е. И снова основной упор в программе делался наполитехнический труд, формирование общетрудовых умений и навыков,профориентацию.
Сегодня школапризвана решать иные задачи. Хотя обществу по-прежнему нужны люди самых разныхпрофессий, всё чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен бытьтворческим работником, человеком мыслящим. Таким образом, происходитпереориентирование социального заказа – от подготовки исполнителя, как это былораньше, для подготовки творца. Такое переосмысление привело к появлению новыхпрограмм по трудовому обучению. (5, с. 44)
Именнопоявление новых подходов к методике трудового обучения, господство идеи развивающегообучения и концепция подготовки человека мыслящего, творческого,социально-активного побудило нас сделать предметом нашего исследования изучениенародных культурных промыслов, как один из способов повышения творческихспособностей. Так как, на наш взгляд, именно народные промыслы, народноеискусство являются важнейшим средством как эстетического воспитания, так исредством формирования творческой, самостоятельной, активной личности.
Объектомнашей работы стал процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предметизучения народных промыслов в развитии творческих способностей младшихшкольников.
Цельисследования состоит в обосновании педагогической целесообразности организацииуроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развитиятворческих способностей младших школьников.
Длядостижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Провестианализ психолого-педагогических литературных источников по данной теме.
2. Выявитьсущность понятия «народный промысел».
3. Изучитьвиды народных промыслов.
4. Определитьместо народного искусства в современной методике трудового обучения.
5. Изучитьметодики развития творческих способностей.
6. Выявитьуровень развития творческих способностей младших школьников в результатеиспользования диагностических методик творческих способностей.
Гипотезаисследования формулируется следующим образом: организация учителем уроков трудас элементами изучения народных культурных промыслов будет способствовать развитиютворческих способностей.
В ходе работыбыли использованы следующие методы:
1) теоретическийанализ педагогической и психологической литературы, освещающей проблемуисследования;
2) анализ иобобщение передового педагогического опыта;
3)Констатирующий эксперимент:
а)анкетирование с целью определения уровня развития творческих способностей;
б) беседа сучащимися с целью определения знаний детей о народных промыслах;
4)Формирующий эксперимент:
а) разработкасодержания уроков труда с элементами изучения народных промыслов;
5)Контрольный эксперимент:
а)анкетирование с целью определения уровня сформированности творческихспособностей;
б) разработкаметодических рекомендаций учителю.
На первомэтапе исследования был наработан библиографический список по теме. Данныетеоретического анализа полученные в ходе работы с научными источникамисоставили основу системного изложения теоретической части работы.
Данныетеоретического моделирования, анализа литературы и анкетирования легли в основусодержания третьей главы.
Наибольшуюпомощь в подготовке и проведении исследования оказали труды таких авторов как Конышева Н.М.,Павлик К.В., Волкова С.И., Вишневская В.Н., Богуславская И.Я.
Так,например, Конышева Н.М. в учебном пособии «Методика трудового обучениямладших школьников. Основы дизайнообразования» предполагает разработку уроковтрудового обучения с использованием народных промыслов для учащихся 1–3 классови методические рекомендации педагогу по проведению данных уроков.
Богуславская И.Я.в книге «Русская глиняная игрушка» описывает методику выполнения глинянойигрушки, образец инструктажа по выполнению работы, предлагает фрагменты уроковтрудового обучения, построенные на использовании лепки.
Павлик К.В.в статье «Свободная работа кистью без предварительного прорисовывания»предлагает описание методов и приемов работы младших школьников с кистью, приработе по изображению узоров хохломской и дымковской росписи.
1. Теоретические основы методики изучения народных промыслови творческих способностей младших школьников1.1 Сущность понятия «народные промыслы»
Изучениеоснов народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важностьэтой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующегоопыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культурапредставлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети знакомы с хохломскойим гжельской посудой, жостовскими подносами, дымсковской и филимоновскойигрушкой, семеновскими матрёшками, городецкими досками. Разумеется, хорошо, чтоони знают об этих ремеслах, умеют их различать. Но к этому нельзя свести всюсложную и глубокую проблему народной культуры. Её следует представлятьпо-другому, начиная с того, что в ней является самым главным.
Основа любойнародной культуры – мировоззрение народа, его представления об устройствемироздания. Всякая национальная эстетика отражает прежде всего именно этипредставления, и её изучения не может быть сведено лишь к поверхностномуанализу декоративно-художественных приёмов. Нужно вырабатывать у детейправильные ориентиры, поскольку информация по данной проблеме бывает разногокачества.
Часто впопулярной литературе можно встретить рассуждения о том, что существованиенародного искусства объясняется стремлением народа к украшению жизни. Это якобыи побуждало его украшать избу резьбой, одежду – вышивкой и т.д. Действительно,стремление к красоте хорошо заметно в любом произведении народного искусства.
Однакопервопричиной его возникновения является понимание магического смысла вещей иих связи с человеком.
Каждая вещь, по-видимому,помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитныесилы добра и отгоняя всё тёмное. Для этого её следовало соответствующим образомподготовить – сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть приданаособым словом или каким-либо знаком: рисунком, жестом и пр.
Надополагать, что в те времена, в которых зарождались и развивались народные промыслы,человек вообще едва ли рискнул пользоваться не украшенным (т.е. незащищенным)предметом. Скажем, выткать полотно и сшить рубаху непросто; однако украшать еёвышивкой зачастую приходилось гораздо дольше.
Оченьпоказательным является факт использования таких украшений, как всевозможныеожерелья, подвески, серьги и т.п. Такие вещи вообще лишены сколько-нибудьзаметной «полезной» функции. Но на их изготовление, как правило затрачивалисьзначительные силы и средства. И это вновь убеждает, что едва ли люди по всемуземному шару и во все исторические периоды могли так упорно тратить время набесполезное дело; украшения в их жизни носили охранительный характер и былимагическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национальногоорнамента. Чтобы украшение могло выполнять свою магическую функцию, в неговключались определённые символы. Прежде всего это знаки Солнца, воды, Земли,хлебных зерён; женские фигуры.
Одним израспространенных и важных символов является солнце. При всём многообразиипринятых для него обозначений они, тем не менее, отличаются единством: какправило, это круг, крест и их различные сочетания.
Согласнопредставлениям древних, мир существует взаимодействию трёх основных уровней:верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного, подводного).Эти представления можно найти в общем устройстве быта и в отдельных вещах.
Например, воформлении русского женского костюма выделяют три яруса. Его верхняя часть –головной убор – символизирует небесную сферу. Одежда щедро отделываласьвышивкой, в которой по традиции на строго определённых местах располагалисьсоответствующие знаки. В самом низу, по подолу, обычно шли элементы,символизирующие Землю, чаще всего знаки распаханного поля (ромбы и точки). Вследующем ряду могло быть изображение древа жизни или женская фигура – богиняплодородия с воздетыми к небу руками, по бокам их располагались изображения илимагических животных.
Не случайнымбыл и выбор цветовых сочетаний. Чаще всего исполнялась красная вышивка побелому полю; при этом красный цвет символизировал мужское начало, а белый –женское.
Женщина каксимвол плодородия – также один из значительных мотивов в искусстве самых разныхнародов.
В русскойкультуре образ женщины представлен глиняными «бабами», расписанными в строгомсоответствии с традицией. Глиняная баба с воздетыми к небу руками и птицами(такие встречаются и в вышивке) символизирует моление «матери сырой земли» овеликих лучах солнца, о свете и тепле, необходимых для её плодородия.
Как видим, внародном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе неабстрактные художественно-декоративные вкуса народа.
Русскоенародное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многихпоколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычно,разнообразно. Декоративно-прикладное искусство включает в себя резьбу и росписьпо дереву, художественную керамику, резьбу по кости, художественную обработкукамня и металла, лаковую живопись, вышивку, кружевоплетение и многое другое.
В нашейработе мы остановились лишь на нескольких видах декоративно-прикладногоискусства, изучение которых предусмотрено в курсе трудового обучения вначальной школе, а также рассмотрим некоторые аспекты методики изучения основнародной культуры на уроках труда.
1.2 Аспекты методики изучения основ народных промыслов на урокахтруда
Говоря ометодической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах,нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобыработы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можнодобиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используяразличные методы обучения.
Одним из них является вступительнаябеседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, егосмысловой основой.
Для того,чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о нейзадумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновенияинтереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяетсоздать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимуюбазу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своейпрактической деятельности.
Из содержаниябеседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получитьпредставление как минимум:
а) окультурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) охудожественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) охудожественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связинародной культуры с современностью.
Конечно,целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а из их серии, но,тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к каждой беседедостаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей,следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение внём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрениенарода, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении,орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическимипонятиями, а в первую очередь традицией.
Отголоскидревних мотивов содержаться в некоторых вышивках, ткачестве. Например, ещё вначале века каргопольские женщины носили нарядные передники, которые шили изтёмно-красной ткани и украшали необычными узорами – «месяцами». Такой узорсостоит из «солнышка» в виде цветка и обведённого вокруг него незамкнутогокольца – «месяца». Сегодня многие из нас воспримут это просто как узор,украшение. Однако этот узор был настоящим земледельческим месяцесловом, гденашли своё отражение солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб и гадали обудущем урожае.
Чтобы помочьдетям разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо,прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают.Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различныхремесел. Например, такие мотивы, как солнце, женщина, конь, птица, растениявстречаются и в вышивке, и в пряниках, и в росписи посуды, и в глинянойигрушке. Все эти мотивы символичны, поскольку творчество народного художникадиктовалось всем укладом жизни. Именно народное искусство поможет ребёнкупонять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвученприроде, определяясь целиком годичным кругом сельскохозяйственных работ. Вопределённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву, жать хлеб. Вэтот же круг естественно вписывались праздники, время которых также никогда неопределялось произвольно. Вся жизнь крестьянина была связана с землёй, зависелаот её плодородия. Земля была как бы живым существом: в определённую пору она«засыпалась» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей. Образ матери –земли обобщён и закреплён в многочисленных символах женских фигур, глиняныхбабах, стилизованных изображениях женщин в вышивках. Разнообразны вариациисимволического изображения солнца, несущего свет всему живому, дающего самужизнь. Эти символы нередко без труда узнаются детьми.
Рассматриваяобразцы, учащиеся непосредственно ощущают это дыхание времени, видят бережное,уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Детиубеждаются, что многие сюжеты, мотивы украшений на изделиях имели когда-томагический смысл, отражали обожествление человеком окружающей природы, авернее, тесную связь с ней.
Например,интересен такой распространенный мотив в народном творчестве, как птица –символ весны и тепла. В виде птиц делались многочисленные глиняные свистульки.На праздник весеннего равноденствия хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и«тетёрок». Образ птицы встречается также в мотивах многих вышивок.
Ребёнкуполезно узнать значение этих образов – символов, чтобы смысл изображений былему более понятен, а главное, для того, чтобы ощутить высокую духовность своегонарода и понять, что настоящий народный мастер никогда не был просто ремесленником,что он обязательно должен был обладать определённым объёмом знаний и общейкультурой.
Если говоритьо практической работе на уроках труда при знакомстве с народной культурой, тоздесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующейсамого пристального внимания к материалу.
Но какдобиться этого и не «засушить» уроки труда, не превратить их в нудную муштру?
Прежде всего,всегда возможно и необходимо включать в урок разумное соотношениеинтеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на учащихся.
В процессеурока ребёнок должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность.
С первых жешагов детям предлагается анализировать и размышлять.
В качествепрактических ручных умений нужно осваивать различные операции, которыенеобходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и нато, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовкуучителя.
Смысл всехчерновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень,если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них. Однойиз таких идей, предложенных Конышевой Н.М., может быть то, что на урокахтруда дети учатся у Мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работаимеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к урокам такиематериалы (наглядность, тексты), которые помогут настроить на бережное итщательное овладение приёмами мастерства.
ДействияМастера оттачивались веками, передавались из поколения в поколение. Поэтомуважно как можно более подробнее проследить за этими приёмами, как можно точнееповторить их. Изучение приёмов работы народных мастеров дополняется итворческой работой по созданию образа. Учитель подчеркивает, что одну и ту жеоснову Мастер может превратить в самые разные вещи.
Усилениюэмоционального воздействия таких уроков будут способствовать и рассказы онародных художниках; Мастерах, гармонии их творчества с бытом, обычаями иобрядами, мировоззрением народа.
Ещё однаважнейшая идея, которая поможет соединить на уроке обучение и творчество,состоит в том, что и инженер, и художник учатся у Природы, которая являетсяобразцом гармонии и красоты.
Такимобразом, зная основные методические особенности работы при изучении народнойкультуры, мы хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, скоторыми целесообразно познакомить детей и методике работы с ними.
Хохлома –один из древнейших, русских художественных промыслов. Начало своё это искусствоберёт в многовековом опыте крестьянского изобразительного творчества с егоузорчатостью, цветистостью и праздничностью.
Хохломскуюроспись называют пламенной и золотой. Пламенная – потому, что основной вросписи красный цвет, и потому, что окрашенная посуда закаливается в печи. Азолотая она оттого, что простая по материалу посуда блестит, словно золотая.Достигается это тем, что деревянная вещь проходит соответствующую обработку,сначала изделия вытачивают из дерева, затем натирают раствором глины, маслом ипорошком алюминия. После того, как художник украсит изделие орнаментом, на негонаносят лак. Далее следует закалка в печи. Под влиянием высокой температурыплёнка лака, покрывающая роспись темнеет и приобретает янтарный оттенок, апросвечивающая сквозь неё поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевымпорошком становится похожей на золотую.
Специфическаятехнология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок. Ихгруппу составляют красный, чёрный, зелёный, коричневый, жёлтый цвета.
Кроме того,есть различия и в художественном оформлении изделий. Старый, классический дляХохломы приём верхового письма представляет собой роспись по металлизированномуфону веток, цветов, ягод. Разновидностью этого письма является травка –написанные чёрным и красным цветом кустики и веточки, пояски и розетки. Другойприём росписи – под фон, когда цветом покрывается фон, её основной мотиврисунка остаётся светлым с небольшой штриховой разделкой. Вариантом фоновойросписи является кудрина, узор которой отличается укрупненным размером, а всееё формы напоминают круглящиеся растительные завитки.
Богатство хохломской росписи достигаетсятем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно,свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь своим опытом изакономерностями росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, чтоделает нехитрую деревянную вещь произведениям народного искусства.
В работе сдетьми рекомендуется поупражняться в исполнении травки. Композиционная основатравной росписи проста: ведущая волнистая линия, от которой в стороны наносятсямазки – травинки, большие, имеющие различный силуэт, и маленькие, густообрамляющие стебель.
Хохломскиехудожники выполняют роспись без предварительного карандашного контура. Впервоначальном периоде обучения особенно полезна работа кистью безпредварительного прорисовывания.
Учиться этомулучше начинать с самых простейших упражнений, которые включают следующиеэлементы линии разных толщины и направлений, мазок кистью (прикладывание),точка.
Дляпроведения прямой и волнистой линии одной и той же ширины кончик кисти долженравномерно касаться поверхности бумаги. Угол наклона кисти к бумаге одинаков напротяжении всей линии.
Прикладываниезаключается в следующем: кисть наполняют краской, прижимают её боком к бумаге,не двигая с места, при этом получается овальный силуэт мазка. Мазки должныполучаться сразу, с одного приложения кисти, без поправок.
Точкаобразуется тоже единичным прикосновением кисти к бумаге или кругообразнымдвижением её с середины.
Этим правиламросписи следует научить детей перед тем, как приступать к написанию болеесложных, композиционных элементов.
При обучениимладших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно этоделается перед всем классом на листе бумаги крупного размера, прикреплённого кклассной доске. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словамикаждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгкимдвижением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».
С выработкойопределённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия длярешения творческих задач в каждом новом задании.
Так же, как ироспись по дереву, изделия из обожженной глины представляют широкораспространённый и древний вид народного художественного ремесла. Различногоназначения посуда, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями дляэтого вида искусства.
Средипромыслов изготовления глиняной игрушки одно из видных мест занимаетдымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова.Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродаваласьна праздник проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сампраздник назывался «Свистунья». Весёлые игры, торговля, шум, свистсимволизировали приход весны.
Распространеннымисюжетами являются различные животные и птицы, наездники, барыни.
Длябольшинства дымковских игрушек характерно при обобщённости формы обилиедеталей, которые делают их более нарядными. Это оборки на юбках, передниках,рукавах, зубцы на кокошниках барынь, лепные украшения на коронах, начрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т.д. Роспись игрушек нарядна идекоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный,жёлто-оранжевый цвета. При этом оригинален сам орнамент, которым расписаны юбкибарынь, хвосты павлинов, туловища животных. Небольшие кручи, овалы, точки,полосы, клетки составляют несколько типов узоров.
Орнамент вросписи представляет собой всякий раз импровизацию, но общие приёмы здесь можноназвать. Юбка барыни или туловище животного расписываются большими кругами,которые оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольцамогут быть украшены полосами, точками; точки как бисер, могут располагаться ипо внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположеннымимежду ними более мелкими. Круги иногда симметрично чередуются с широкимиполосами, в которых также включается какой-либо несложный узор: волнистаялиния, точки, штрихи и пр. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаютсяи другие элементы. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для любыхфигур, но располагаются они на поверхности в соответствии с формой игрушки.
Глинянаяигрушка поэтична, полна остроумия, чувства радости и полноты жизни.
На занятияхпо лепке применяются два вида учебной работы: лепка с натуры и лепка попредставлению.
Этому видуработы отдаётся некоторое предпочтение, так как он больше привлекает учащихся,даёт им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующихнаблюдений.
Основнаязадача занятий по лепке с натуры – обучение учащихся приёмам наблюдения ивозможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностьювоспроизведения понимается не подробное копирование его внешних свойств, аумение схватить главное, определяющее.
В зависимостиот вида, темы и конкретных задач уроки по лепке строятся разнообразно. Однако вкаждом из них можно выделить наиболее структурные части: беседу с организациейвосприятия образцов (7–10 минут), практическую работу учащихся по выполнениюизделия (25–35 минут), подведение итогов урока (5–15 минут).
Болееподробно и конкретно об этом мы скажем ниже.
Вступительнаябеседа имеет место на занятиях лепкой, как с натуры, так и по представлению. Наэтом этапе урока детям разъясняется задание, а поскольку смысл характер работына каждом из видов уроков разный, то и вступительные беседы на них имеют своиособенности.
Так на урокахлепки с натуры вступительная беседа имеет следующие этапы:
а) восприятиепредмета в целом, его формы;
б) анализ егоконструкции, технологии;
в) повторноецелостное восприятие.
Рассмотримэти этапы подробнее.
На этапецелостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательноего рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений датьдетям полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную реакциюна него и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональнаяреакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти, детей цельногообраза предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает детям вопрос: начто похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии –самый общий образ предмета, его формы.
Теперь важноопределить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоитпредмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратитьвнимание детей на основные.
Каждый изучащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей(представления по памяти). О свистульке – поросёнке, коне – качалке у детей нетготовых представлений. Чтобы создать эскиз таких игрушек, ребёнку приходитсяперерабатывать свои представления памяти, учитывая функциональное назначениеигрушки (представления воображения).
Рассматриваяс детьми народные глиняные свистульки, надо обращать их внимание на изменениевнешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкойможно было пользоваться как свистком.
Учителюследует ознакомить учеников с некоторыми приёмами лепки народной игрушки, окоторых будет сказано ниже, во второй части нашей работы.
Приизготовлении фигурок людей, так называемых «барынек», следует также обратитьвнимание на их форму и основные правила лепки: основой является юбка – колоколторсом, к которым отдельно прикрепляются шарик – голова и руки калачиком. Затемигрушку наряжают: на голову – кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями,капор, кокошник, плечи покрывает пелерина: пышные рукава; по низу юбки –оборки; в руках – ребёнок; муфта, сумочка, собачка.
Для того,чтобы изделия имели законченный вид, их нужно расписать. Расписывают их нераньше, чем через три – пять дней после изготовления. Когда изделие высохнет,его покрывают белилами, а когда и они высохнут, расписывают узоры.
Знакомство сглиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетическоговоспитания, поэтому на уроках лепки, как и на любых других уроках по изучениюнародных культурных традиций, эти возможности следует как можно ширеиспользовать.
Не следуеттакже забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то частьнеобходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупицскладывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувствоисторической общности поколений.1.3 Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудовогообучения младших школьников: основы дизайнообразования»
Прежде чем перейти непосредственно краскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на нашвзгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудовогообучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживаетпрограмма трудового обучения (основам дизайнобразования) Конышевой Н., таккак она построена с учётом научных разработок последних десятилетний в областипедагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеямновой педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход кребёнку, культурологическая направленность образования.
Автор неставит задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, она обращаетвнимание учащихся на главное в этой проблеме – на её космический,мировоззренческий смысл.
Уже наначальном этапе школьникам даётся информация о знаковой системе народногоискусства: демонстрируются наиболее распространённые символы и знаки.
Кроме того,дети узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий не случаен:приводится краткая информация о том, что означают, например, птица, конь,баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной функциинародного искусства, о включении народного искусства, о включении его в быт иобряды. Задача состоит в том, чтобы показать общность, универсальность,основной смысл народного искусства, а усвоить затем частности (например, чемразличаются дымковские и филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.
Эти урокипозволяют создать очень общее, но в целом верное представление о народномискусстве и культуре; здесь закладывается база для более обстоятельногоизучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом вчетвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваютсяособенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметнойсреде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладенияотдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилосьустойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающейповседневный быт.
Важно, чтобыдети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научилисьих изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры.Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умеливглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся системаработы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна бытьнаправлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения темкультурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемойим предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемовпрактической работы в данном случае также является средством; а цель ихосвоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народнойкультуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметнойсреды.
2. Психические особенности творческих способностей младшихшкольников2.1 Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитиедетей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологииискусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческихпроцессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сценудважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». Отсюдавытекла задача осмысления самого понятия «творчество» – вещь тонкая и хрупкая.Слишком сильно зависит оно от многих факторов: памяти, мышления, гибкости ума.
В узкомсмысле творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественное,никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно историческую ценность.
В болеешироком (и весьма распространенное в психологии) смысле, творчество (илитворческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическаядеятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъектадеятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальныепродукты).
По словам Выготского Л.С.«Творчество – как электричество, действует и проявляется не только там, гдевеличественная гроза и ослепляющая молния, но и в лампочке карманного фонаря».
Существуеттакже точка зрения, что творчество это не только феномен человеческойдеятельности, но и например поведение животных, и даже атрибут материи.
Чему же нужнонаучиться, чтобы быть творческим человеком? Нужно научить удивляться всему,будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому,любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нужно научитьвидеть, слышать, ощущать.
Источникхудожественного творчества – память.
Нужно научитьмечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи,соединяя их в одно удивительное целое), владеть техникой творчества (приемамиремесла), создать «законченную вещь», то есть произведение.
Ребеноктворит потому, что ему это надо сейчас. Серьезной задачей для педагогическогоколлектива является нахождение удобной формы организации занятий творческойдеятельности по интересу.
Независимо оттого, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способности кталанту.
1 этап –игровой.
Ребенок лишь«играет» со своими способностями, применяя к себе различные виды занятий иразвлечений.
Детей можетинтересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечениеможет померкнуть при столкновении с первыми трудностями.
2 этап –индивидуальность.
На этом этапебольшую роль играют семейные традиции, взрослые постоянно приспосабливаются кребенку, постигающему свой талант, проявляется желание трудиться и достигатьвысоких результатов.
3 этап –роста.
Ребенокнуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основнымсудьей его успехов.
На этом этапедля поддержания творчества очень важны конкурсные задания, концерты илисоревнования.
4 этап –этап мастерства.
На этом этаперебенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногдастановится и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.
Основнаязадачапедагога в этом вопросе – рост профессионального мастерства. Задачей жеродителей является воспитание, которое необходимо любому ребенку. Творческойдеятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечтоновое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудьвещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим иобнаруживающимся в самом человеке. Всякая деятельность человека, результатомкоторой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действийи будет принадлежать к творческому виду мышления. Мозг есть не только орган,сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также органкомбинирующий, творческий перерабатывающий и созидающий из элементов этогопрежнего опыта новые положения и новое поведение.
Творчество удетей проявляется в самом раннем возрасте, выражается в играх. Конечно, в своихиграх они воспроизводят очень многое из того, что видели. Игра ребенка не естьпростое переживание о пережитом, но творческая переработка пережитыхвпечатлений, комбинирование их и постановление из них новой действительности,отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. В развитии детскогохудожественного творчества, в том числе и изобразительное искусство, нужнособлюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всего творчества.Мы считаем, что очень важно ежедневно заниматься с ребенком, учить его нетолько тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как смотреть, чтобыувидеть красоту, слушать, чтобы услышать гармонию в музыке и искусстве.2.2 Приемы развития творческих способностей младших школьников
 
Как развиватьтворческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью?
Еще недавноэти вопросы педагогика перед собой не ставила.
Школаготовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемойразвития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решенииэтой проблемы наметились различные пути.
Одни педагогиподробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, изанимаются с детьми по существу, тренингом способностей предлагая им заданиятипа: «Придумайте как можно больше…». Такие упражнения, конечно, развиваютдетей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в пониманииребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.
Другие –увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют, сочиняют), не особозадаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают: умениечувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве иостается с человеком на долгие годы.
Крупнейшийпедагог Сухомлинский В.А. полагал, что детям надо показыватьпротивоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острыхситуаций.
Аналогичнуюпозицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особо широкоераспространение в США.
Чтобыпрактические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этомуучить.
В процессеформирования творческой деятельности мы вычленяем 3 последовательных этапа:
1. Выработкапрактических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность,рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочемместе.
2. Формированиеи расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3. Развитиемыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применениеего в другой ситуации.
Мы считаем,что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, апоследний – обобщающий во всем процессе. При чем практическая деятельностьучащихся за счет задания творческого характера./>
Также с цельюразвития творческих способностей младших школьников можно использовать приемытеории решения изобретательской задачи.
Приемытеории решения изобретательских задач.
1. Биномфантазии – ребенку предлагается 2 произвольно выбранных слова (они могут бытьразными частями речи – существительными, прилагательными, числительными,глаголами), его задача – создать новый образ, манипулируя этими словами (меняяих формы с помощью предлогов). Например, слова – КОНФЕТА, ШКАФ, образ – КОНФЕТАНА ШКАФУ. Дальше с этим персонажем можно придумать целый рассказ (наверное, такполучился сказочный образ Мальчика-с-пальчика).
2. Приемфантастических гипотез – ребенку предлагается необычное начало фразы, он долженпродолжить. Например, что было бы если бы петух умел лаять… Что было бы если быЗемля была плоской…
3. Приеможивления – ребенок наделяет человеческими качествами (характер, способностьговорить, двигаться и др.) неживые предметы или животных.
4. Приемувеличения – уменьшения – ребенок может увеличить или существенно уменьшитьразмеры (рост, объем, части тела) или качества предметов или живых существ,которые живут в его воображении.
5. Приеминверсии (инверсия – действие наоборот) – ребенку предлагается описатькакое-либо действие, а затем изменить причинно-следственные связи привыполнении этого действия. Например, не человек водит ручкой по бумаге, чтобыполучился рисунок или слово, а сама бумага движется под ручкой (так получаетсяновый образ волшебной бумаги).
6. Приемпрефиксов (префикс – приставка) – ребенку объясняют значение иноязычных слов,использующихся в русском языке для обозначения нового смысла. Это такие словакак:
зоо – связанный с животными;
аэро – воздушный;
супер – очень, сверх;
эго – сам;
экс – бывший;
аква – водный;
мини – маленький;
миди – средний;
макси – большой;
био – живой;
психо – связанный с душой;наделенный душой;
вице – заместитель;
социо – связанный с обществом,общением;
аудио – связанный со звуком.
Ребеноксоставляет новый образ, добавляя префиксы к известным ему словам.
Указанныеприемы теории решения изобретательских задач способствуют развитию творческоговоображения и творческих способностей младших школьников.
народный творческийпромысел способность
3. Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития творческих способностей младшихшкольников3.1 Констатирующий этап эксперимента: описание диагностическихметодик по определению уровня творческих способностей младших школьников
Следующимэтапом нашей работы был сбор сведений об уровне развития творческихспособностей младших школьников. Мы сделали это, опираясь на данные, полученныев ходе работы с ученическим коллективом 1 класса средней школы №44 г. Краснодара.
Детямпредлагался ряд заданий, которые будут описаны ниже, на основе того, как онибыли выполнены, делался обобщающий вывод.
Методикаопределения уровня знаний народных промыслов (беседа).
– Здравствуй!
– Хочешьподружиться с ребятами? Зовут их Машенька и Ванечка. Они пришли к тебе в гостииз прошлого и жили в то время, когда еще не было всех тех предметов, которые тыпривык видеть сейчас.
– Как быты одел их?
– Рассмотриодежду. Выбери ту, которая по твоему мнению, больше всего подходит детям,живущим в прошлом.
– Тывидишь, что осталось еще много неукрашенной одежды. Нужно сделать так, чтобыона была красивой. Укрась узором выбранную одежду.
– Сегоднядетям надо сходить к двоюродному брату Степану на другой конец села. Онженился, да целое лето дом для своей семеюшки строит. Ох, и дом, чудо дом!Скоро построим. Поможем Степану, молодцу, кудрявому, на все руки умелому! Вотрезное крылечко, вот ставни с намечниками и конек.
– Найдидетали, которыми нужно украсить дом. Вырежь их. Подумай и расскажи, в какойпоследовательности выполняется аппликация. Дом раскрась. Помни, что ондеревянный. Поэтому приглядись к рисунку, на котором показаны сучки.
– Делайтакже.
– Славноработали. Спасибо всем за помощь. Теперь можно и к новоселью готовиться. В новыйдом нужно много разного добра. Выбери то, что нужно.
– Папамастерит стол – такой стол, чтобы все гости Степана поместились.
– Пора истол накрывать. Здесь и гжельская посуда, и золотая Хохлома, и расписныежестовские подносы! Подбери нужный узор к каждому предмету.
– Давайтеи мы сделаем подарки к новоселью: веселые расписные дымковские игрушки.Раскрась их, дополни их. Если сможешь, выбери узор, нужный для дымковскойигрушки и нанеси его.
– А вот,что можно сказать новоселам: «Хлеб да соль! Счастья вашему дому!»
Методикаопределения творческих способностей младших школьников.
Для выявлениятворческих способностей мы использовали следующую методику, предложенную Торрансом Е.П.В основе этой методики лежит способность строить различные изображения на основеодного и того же повторяющегося контура.
Бланк тестапредставляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядамиодинаковых контуров изображений. Изображения могут напоминать капли, круги.
Инструктажребенка: «Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать иизобразить как можно больше предметов и вещей. Можно дорисовать фигурам любыедетали и объединять фигуры в один рисунок.»
Времявыполнения задания ограничивается – 15–20 минут (в зависимости от общего уровняразвития детей).
Главныйпоказатель творчества это количество идей, воспроизводимых ребенком.Подсчитывая их мы обращаем внимание на количество изображенных предметных тем.Каждая новая тема оценивается новым балом. Итоговый результат определяется потаблице, где предварительные данные.
возраст
низкий
средний
высокий 5–6 лет 2–3 3–4 5–6 6–7 лет 3–4 4–5 5–8  
Анализируярезультаты, полученные в процессе проведения диагностической методики, мыпришли к следующим выводам.
Большеполовины ученического коллектива не имеют представления о народной культуре,элементах ее составляющих, ее роли в жизни народа, которые можно было сделать,опираясь не столько на реальные знания, сколько на догадку, сделано более 55%,то все остальные задания, подразумевающие сформированность прочных знаний,умений и навыков в данной сфере, вызвали затруднение.
Полученныерезультаты позволили сделать вывод, что знания детей носят избирательныйхарактер, представления о предмете нас интересующим не точно, либо их нетвообще.3.2Формирующий этап эксперимента: проведение уроков труда с элементами изучениянародных культурных промыслов
В ходеформирующей работы с учащимися 1 класса СОШ №44 г. Краснодара былопроведено: 5 уроков и 1 внеклассное мероприятие с целью развития творческихспособностей по средством изучения народных культурных промыслов.
Послевыявления уровня знаний мы разработали ряд заданий по данной теме.
Первый урокнаправлен на знакомство с видами народных промыслов. Тема урока: «Старинныеобычаи и обряды. Место вещей в этих обрядах».
Детямнеобходимо за урок нарисовать рисунок дымковской игрушки на альбомном листе.Задача учителя, четко и понятно изложить материал о народном промысле детям, вданном уроке о дымковской игрушке. На этом уроке мы отправились в Дымковскуюслободу, рассказали об истории возникновении русского декоративно-прикладногоискусства и в частности дымковской игрушке, о процессе рождения игрушке вДымковской слободе, ее место и роли в жизни русского народа. Внимание детейбыло обращено на особенности пластики, на «украшательство», используемые прилепке игрушек, на цвета, которые присутствуют в росписи.
На втором итретьем уроках дети знакомятся с деталями узора дымковской игрушки, учатсяприемам рисования, составляют узор в полоске. Рассматривая дымковскую игрушкудети самостоятельно приходят к выводу о том, что в ней является главным, чтосоставляет основу узора и в какой цветной гамме должен быть выполнен узор.
На четвертомуроке «Лепка дымковской игрушки» мы продолжаем знакомить детей с различнымиформами дымковской игрушки и предлагаем подумать, как можно вылепить, кпримеру, дымковского индюка, какие приемы при этом применить, обращаем вниманиена соразмерность всех частей туловища индюка. При оценке работ обращаетсявнимание на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются своииндивидуальные особенности. Мы предлагали каждому ребенку сказать несколькослов о своей игрушке. Пусть дети немного пофантазируют.
Тема пятогоурока: «Роспись дымковской игрушки». На этом уроке мы продолжаем знакомитьдетей с элементами дымковской росписи, беседуем об особенностях дымковскогоузора, отмечая что на нем есть круги, кольца, линии – прямые и волнистые,которые могут составлять квадраты. Еще раз обсуждается выбор цветов для составленияузоров. Дети знакомятся с понятием «композиция», получают представление окомпозиционном построении. Затем предлагаем детям, используя дымковские мотивы,самостоятельно расписать игрушки.
Главнымизадачами проделанной работы мы считаем следующее:
1. Формированиеу детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народногодекоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматьсяподобной деятельностью.
2. Формированиеобобщенных знаний и умений:
ü умениеразличать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской,городецкой, дымковской, жестовской и др.;
ü освоениедетьми характерных элементов колорита композиции;
3. Умениесоздавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание приэтом чувства формы, ритма, симметрии.
С этой цельюи проводятся эти уроки и внеклассные мероприятия.3.3 Контрольный этапэксперимента: повторное проведение диагностических методик по выявлению уровнятворческих способностей младших школьников
По окончанииформирующей работы нами была повторно проведена диагностика.
Вопросыанкеты на констатирующем и контрольном этапах были направлены в основном навыявление наличия творческих способностей и знаний в области народныхкультурных промыслов у учащихся 1 «Г» класса.
Сравнительныйанализ показал, что по окончанию формирующего этапа количество учащихся сосредним уровнем творческих способностей осталось неизменным, при этомизменились показатели высокого и низкого уровней:
o  высокий уровень –констатирующий этап – 54%,
контрольныйэтап – 69%;
o  низкий уровень – констатирующийэтап – 10%,
контрольныйэтап – 3%.
Такимобразом, изменения составили 6%. Разумеется, эта цифра может показатьсянезначительной и определенное влияние на ответы детей могло оказать их общееэмоциональное и физическое состояние. Тем не менее, учитывая кратковременностьформирующего этапа, можно говорить о позитивной тенденции.
Исходя извсего вышесказанного, мы считаем, что включение в учебный процесс занятий наразвитие творческих способностей необходимо на протяжении всего обучения начальнойшколы, чтобы способствовать формированию общей культуры и личностному отношениюк явлениям жизни и искусства.

Заключение
Итак,необходимость планомерной методической работы по изучению народных промыслов ивключение в занятия виды работ по развитию творческих способностей не вызываетсомнения. Закономерен, на наш взгляд, и вывод о том, что учитель, которыйосуществляет эту работу, должен владеть специальными знаниями в областидекоративно-прикладного искусства, педагогическими и психологическими знаниями,а также умением построить и провести комплексную работу, связанную с изучениемнародных промыслов.
Правильнопостроенная система уроков по изучению народных промыслов, даст положительныйрезультат, что и подтвердит гипотезу, которая заключается в следующем: изучениенародных промыслов будет способствовать развитию творческих способностей,эстетической культуры, художественного вкуса, почтительного отношения ккультурным традициям своей Родины.

Список литературы
1.  Богуславская И.Я. Русскаяглиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975.
2.  Вишневская В.М. Хохлома.– Л., 1969.
3.  Волкова С.И.«Математика и конструирование» – М., 1999
4.  Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказкусделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль.: Академия развития,1998.
5.  Конышева Н.М. Методикатрудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования. – Москва,Академия, 1999.
6.  Конышева Н.М. Лепкав начальных классах. – М.: Просвещение, 1980.
7.  Конышева Н.М. Нашрукотворный мир (От мира природы – к миру вещей).: Учебник по художественномутруду для Iкласса начальной школы. – М.: Линка – пресс, 1996.
8.  Конышева Н.М. Обучениеи творчество на уроках трудового обучения // Начальная школа. – 1992. – №5– 6. – с. 41 – 45.
9.  Конышева Н.М. Воспитаниенациональной памяти у младших школьников на уроках художественного труда //Начальная школа. – 1990. – №7. – с. 47 – 51.
10. Крупин В. Дымка. – М.: Малыш, 1988.
11. Павлик К.В. Свободная работакистью без предварительного прорисовывания // Начальная школа. – 1991. – №10.– с. 58 – 63.
12. Пантелеева Л. Искусство русской глинянойигрушки // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – с. 43 – 47.
13. Первушина С.М. Беседа на тему:«Произведения русского народного декоративного искусства» // Начальнаяшкола. – 1984. – №1. – с. 34 – 38.
14. Полунина.Н. Искусство и дети. – М.:Просвещение, 1982.
15. Попова О.С. Русское народноеискусство. – М., 1972.
16. Рондели Л.Д. Народноедекоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
17. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народныехудожественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992.
18. Федотов Г. Послушная глина. Основыхудожественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997.
19. Цейтлин Н.Е. Трудовое обучениемладших школьников за 70 лет. Журнал «Начальная школа». – 1987. – №11.
20. Шпикалова Т.Я. Народноеискусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1979.
21. Шпикалова Т.Я. В мастерской глинянойигрушки // Начальная школа. – 1990. – №12. – с. 54 – 62.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.