Министерство образования и науки РФ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТДефектологическийфакультетОтделениедошкольной дефектологииУвадьева М.С.Оптимизация детско-родительских отношений
при задержке психического развитияДИПЛОМНАЯРАБОТА Научныйруководитель — к. п. н.,доц. Чернышёва Е.А.
Москва,2005 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1. Особенности формирования детско-родительскихотношений………………. 4
1.2. Взаимодействиеродителей и детей как детерминант
психического развития ребёнка…………………………………………………………. 5
1.3. Родительские установки и стили воспитаниядетей……………………………. 8
1.4.Основные нарушения детско-родительских отношений………………………. 16
1.5. Детис задержкой психического развития
1.5.1.Дети с задержкой психического развития
как группа «социального риска»……………………………………………… 21
1.5.2.Поведенческие особенности дошкольников с ЗПР .………………………. 23
Глава 2. Экспериментальное изучение взаимоотношений в семьях,
воспитывающих детей с задержкой психического развития
2.1. Методы, цели,задачи и содержание констатирующего
этапа исследования………………………………………………………………………… 27
2.2. Анализ полученныхрезультатов ...............………………………………………… 41
Глава 3. Основные направления психокоррекционной работы
с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
3.1.Организационные формы работы коллектива дошкольного
образовательного учреждения с родителями детей с ЗПР...............................43
3.2.Комплекс игр и упражнений, направленных на нормализацию
детско-родительских отношений…………………………………………...…………….49
3.3. Практическиерекомендации по нормализации детско-
родительских отношений при задержке психического развития…………………....58
Заключение ………………………………………………………………………………....64
Литература……………………………………………………………………………………66
Приложения…………………………………………………………………………………70
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие впоследнее время политические преобразования, изменения всоциально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и насемейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Именно поэтомувозрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейногофункционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследованиймедицинского, психологического и педагогического направлений.
Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватнойсамооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые.Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка сзадержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде«родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будетзависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время дляспециалистов, работающих с детьми данной категории,особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи вспециальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогическийпроцесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительскихотношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросунедостаточно, что и обусловило выбортемы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работыс родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогическогопроцесса в условиях специализированного дошкольного учреждения, формирования вих сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
В качестве объектаисследования рассматриваетсяспецифика детско-родительских отношенийпри ЗПР. Предметом исследования являютсяпроцесс оптимизации межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.
Всоответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучениелитературы по проблеме исследования;
– изучение микросоциальных условий воспитания, обучения иразвития детей данной категории;
–экспериментальное изучение детско-родительских отношений;
– разработка направлений коррекционной психолого-педагогическойработы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР.
Организация и методы исследования.
Исследованиепроводилось в несколько этапов:
– анализ литературных источников(2002-2003 гг.) состоял из изучения результатов исследования разных авторов общейи специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования;
– экспериментальная часть исследования (2003-2004 гг.)проводилась на базе ГОУ № 675 компенсирующего вида и я/с № 1964 г. Москвы.
В экспериментальномисследовании принимали участие десять семей, в отборе которых обязательнымбыл факт наличия ребёнка младшего дошкольного возраста с задержкой психическогоразвития и нормально развивающихся.
Экспериментальная работа,связанная с реализацией комплекса мероприятий, направленных на реализациюдетско-родительских отношений в семьях с ребенком с ЗПР, позволила выявить:
–особенности восприятия матерью своего ребенка;
–специфику общих родительских установок;
–реакцию на поведение ребенка в разных ситуациях;
–переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.
Выявленные особенности послужили основой дляпоследующей разработки практических рекомендаций, которые помогут членам семьиправильно относиться и адекватно воспринимать ребенка с особымиобразовательными потребностями.
Научная новизнаработы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о спецификедетско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основныенаправления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейногомикроклимата.
Структурадипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискалитературы, включающего 50 источников и 5 приложений. В работе имеется: 4 таблицы и 2 рисунка. Общий объемсоставляет 103 страницы.
Глава 1. Теоретическоеобоснование
проблемы исследования
1.1.Особенности формирования
детско-родительских отношений
Основное влияние на формирование полноценной личностиребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительскогоповедения, особенно в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития.Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам дляадекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями объективного статусапсихического развития их ребёнка либо неприятие первичной оценки состоянияребенка нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что вызываетнеобходимость целенаправленной всесторонней консультации с целью полученияобъективной анализа как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательныхпозиций.
Средиотечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогическойпомощи семьям, имеющим детей с ЗПР, принадлежит Т. Н. Волковской (Л. 7), вработах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультированиятаких семей.
Учитывая,что значительная часть детей, имеющих неглубокие нарушения психического развития, посещают дошкольные группыкоррекционной направленности, возникла необходимость разработки методическогообеспечения работы (в специализированных дошкольных учреждениях) с родителями,воспитывающими детей с ЗПР, с целью вовлечения их в процесс коррекционнойработы. Такая работа диктуется двумя обстоятельствами.
Во-первых, система отношений ребёнка с близкимивзрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельностисоставляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяютзону его ближайшего развития. Практика показывает, что достижение коррекционного эффектав системе специальных занятий в ДОУ само по себе не гарантирует переносапозитивных сдвигов в реальную жизнедеятельностьребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активноевоздействие на близких ребёнку взрослых с целью изменения их позиции иотношения к ребёнку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлениюнаправленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитииребёнка вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционнойслужбы, в частности, организованных форм психолого-педагогической коррекцииребёнка с ЗПР.
Полная реализация целей коррекции достигается лишь черезизменение жизненных отношений ребёнка с близкими взрослыми, изменениеособенностей общения, способов и форм совместной деятельности – этих важнейшихкомпонентов социальной ситуации развития ребёнка, которые требуют отвзрослых осознанных усилий. В одних случаях ЗПР усугубляется, что может бытьвызвано неблагоприятным социальным статусом семьи, в других случаях ЗПР можетбыть компенсирована благодаря влиянию семьи на преодоление ЗПР, когдаосуществляется направленная активизация и развивают различные стороныинтеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Как правило, этовстречается в благополучных семьях. В связи с этим система направленной работыс родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценкисостояния своего ребенка должна представлять собой комплексную программу коррекционноговоздействия по преодолению ЗПР.
1.2. Взаимодействиеродителей и детей
как детерминант[1] психического развитияребёнка
Впоследние годы в психологии и педагогике быстро развивается идея о сильнойбиологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного«запуска» биологической основы материнства существенны три фактора –сензитивный[2]период, ключевые раздражители и импринтинг[3].
Считается,что у матери есть сензитивный период материнства – первые 36 часов после родов.Если в этот период матери предоставлена возможность непосредственного общения сноворожденным, так называемый контакт «кожа – кожа», то у матери возникаетпсихологический импринтинг на данного ребёнка, интимная (душевная) связь сребёнком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Детская улыбка – мощное поощрение для матери. Онапридает этой улыбке коммуникативное значение, придает действиям ребёнка большесмысла, чем есть на самом деле. Впоследствии улыбка станет специфическойреакцией на приближение человеческого лица, на звук знакомого голоса (С.Лебович, 1982). Таким образом, вовремя использованный сензитивный периодматеринства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребёнком и служитгарантом хорошего контакта, тёплой и любящей атмосферы общения матери сребёнком.
Стильобщения с ребёнком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями.Матери воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойственен ихсобственному детству, нередко повторяя стиль своих матерей.
Патологическаязаострённость характерологических черт родителей порождает специфику отношенияк ребёнку. Родители, например, не замечают у себя тех черт характера иповедения, на малейшее проявление которых у ребёнка они реагируют аффективно –болезненно и настойчиво стараются их искоренить. Таким образом, родителинеосознанно проецируют свои проблемы на ребёнка, а затем реагируют на них, какна свои собственные. Так, нередко «делегирование» – упорное желание сделать изребёнка «самого» (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного)– является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживаниясебя как неудачника.
Проекцияродительских конфликтов на ребёнка не предрешает, однако, стиля родительскогоотношения. В одном случае это выльется в открытое эмоциональное отвержение несоответствующее идеальному родительскому образу; в другом случае примет болееизощрённую форму: по защитному механизму образования реакции обернётся либогипоопекой, либо гиперпротекцией.
Особенно сильно обостряется конфликтное отношение кребёнку-дошкольнику, если в семье есть ещё маленький ребёнок: родители обычносклонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостаткидошкольника – реальные и мнимые – воспринимают как невыносимые. Существуетточка зрения, что «воспроизведение стиля воспитания из поколения в поколение –общая закономерность» (А.И.Захаров, 1995. Л.12). Большое значение дляформирования определённого стиля общения с детьми в семье имеют социокультурныетрадиции.
Существенный вклад в развитие проблемывлияния поведения и отношений родителей на поведение ребёнка внёсла Л.Беньямин (1974). Ее модель взаимоотношений в диаде «родитель–ребёнок» позволяетне только охарактеризовать поведение каждого из них, но и учитывать имеющийсятип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей иповедением ребёнка не однозначна: ребёнок может реагировать на одно и то жеповедение родителей двумя способами. Он может отвечать на родительскоеповедение «дополнительно» не инициативой на предоставление самостоятельности,бегством на преследование, а «защитно», например, в ответ на отвержение можетпытаться вести себя с родителями так, как будто его любят и к нему внимательны,и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению кнему. Следуя логике этой модели, можно предположить что ребёнок, вырастая,начнет вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя поотношению к нему.
Потому как происходит интериоризация[4]самосознания ребёнка, можно выделить несколько типов общения:
– прямое или косвенное (через поведение) внушениеродителями образа или самоотношения;
– опосредованная детерминация самоотношения ребёнкапутём формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий,формирования уровня притязаний;
– контроль за поведением ребёнка, в котором ребёнокусваивает параметры и способы самоконтроля;
– косвенное управление формированием самосознанияпутём вовлечения ребёнка в такое поведение, которое может повысить или понизитьего самооценку, изменить его образ самого себя.
Важнейшими чертами, выделяемымиродителями в ребёнке и одновременно выступающими объектом их внушающеговоздействия, являются:
– волевые качества ребёнка, его способность к самоорганизациии целеустремлённость;
– дисциплинированность, которая в родительской интерпретациичасто превращается в послушание;
– подчинение ребёнка родительскому авторитету;
– интереспрежде всего к занятиям;
– способности (ум, память).
Образ и самооценка, внушаемыеребёнку, могут быть как положительными, так и отрицательными. «Названия –странная вещь, – пишет Ж.П. Рихтер, – если дитя солжёт, испугайте его дурнымдействием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаетеего нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна. Родители и другиевзрослые могут воздействовать на формирование «Я – образа» и самоуважениеребёнка не только внушая ему свой собственный образ ребёнка и своё отношение кнему, но и «вооружая» ребёнка конкретными оценками и стандартами выполнения техили иных действий, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами,которые необходимо реализовать. Если эти цели, планы, стандарты и оценкиреалистичны, то ребёнок повышает самоуважение и формирует позитивный «Я –образ», если же планы и цели не реалистичны, стандарты и требования завышены,т.е. и то, и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводитк потере веры в себя, потере самоуважения».
1.3.Родительские установки
и стили воспитания детей
Родительскиеустановки или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительскихотношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность,эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителеми способы поведения с ним.
Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» частоупотребляетсякак синоним понятию «позиции», хотя целесообразнее сохранитьтермин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которыене связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Крайнимвариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация[5].Отсутствие материнской заботы возникает как естественныйрезультат при раздельном проживании с ребёнком, но, кроме того, оно часто существуетв виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не ухаживает заним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Всё этосказывается на ребёнке в виде общих нарушений психического развития.
Детив детских учреждениях без материнской заботы и ласки отличаются более низкиминтеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью,уплощённостью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях сосверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональнойпривязанности ко взрослым – они быстро привязываются к любому лицу(«прилипчивы»), но столь же быстро отвыкают.
Отдалённые последствия материнской депривации проявляютсяна уровнеличностных искажений – вариантпсихопатического развития с ведущим радикалом в видеэмоциональной бесчувственности, – неспособности к эмоциональной привязанности и любви, отсутствия чувства общности с другими людьми,глобального отвержения себя и мира социальных отношений.Другой вариант искаженного развития соответствует классическому типуневротической личности – низкое самоуважение, повышенная тревожность,зависимость, навязчивый страх потери объекта привязанности.
Разныестили ухода и обращения с ребёнком начиная с первых дней его жизни формируют теили иные особенности его психики и поведения. Были выделены четыре типаматеринского отношения.
Матери первого типалегко и органично приспосабливаются к потребностям ребёнка. Для них характерноподдерживающее, разрешающее поведение.
Матери второго типасознательно стараются приспособиться к потребностям ребёнка. Не всегдауспешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряжённость,недостаток непосредственности в общении с ребёнком. Они чаще доминируют, а неуступают.
Матери третьего типане проявляют большого интереса к ребёнку. Основу материнства составляет чувстводолга. В отношениях с ребёнком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. Вкачестве основного инструмента воспитания такие матери применяют жёсткийконтроль (например, они последовательно и сурово старались приучить ребёнкаполутора лет к навыкам опрятности).
Матери четвёртого типахарактеризуются непоследовательностью. Они проявляют неадекватность квозрасту и потребностям ребёнка, допускают много ошибок в воспитании и плохопонимают своего ребёнка. Их прямые воспитательные воздействия так же, как иреакции на одни и те же поступки ребёнка противоречивы.
По нашему мнению, наиболее тяжелым дляребёнка оказывается четвёртый тип материнства, так как постояннаянепредсказуемость материнских реакций лишает ребёнка ощущения стабильностиокружающего мира и провоцируют повышенную тревожность. Если в материнскомотношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка, то уребёнка возникает чувство опасности. Дефицит родительской отзывчивостиспособствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствиинередко приводит к апатии и даже депрессии.
Различают также стили родительского воспитания.
Демократическийстильопределяется:
–высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями;
– включённостью детей в обсуждение семейных проблем,учётом их мнения;
–готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно ихверой в успех самостоятельной деятельности ребёнка;
–ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.
Контролирующийстильвключает:
– ограничения поведения детей;
– чёткое и ясное разъяснениеребёнку смысла ограничений;
– отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарныхмер.
В семьях с демократическим стилем воспитания детихарактеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью,стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавалисьвнешнему контролю. Дети отличаются также хорошим физическим развитием,лёгкостью вступления в контакты со сверстниками.
При контролирующем типе воспитания дети послушны,внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей,неагрессивны.
Присмешанном типе воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональнаячувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальностимышления, бедная фантазия.
Исследователивыделяют совокупность детских черт, связанных с фактором родительскогоконтроля. Были выявлены три группы детей.
Компетентные– сустойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитымсамоконтролем собственного поведения, с умением устанавливать дружескиеотношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избегающие новыхситуаций.
Избегающие– с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые–неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа вофрустрационных[6]ситуациях.
Некоторые авторы, например, А.И.Захаров, Г.А. Ковалев и др. (Л.12, Л.15) выделяют также четыре параметрародительского воспитания.
Родительскийконтроль– контролирующие действия направлены на модификациюпроявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, атакже на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительскиетребования – побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются,чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах,межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей нанезависимость и самостоятельность.
Воспитательное воздействие в ходе общения с детьми –родители с высоким баллом по этому показателю, чтобы добитьсяпослушания, стремятся использовать убеждение, обосновывают свою точку зрения иодновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию.Родители с низким баллом не выражают чётко и однозначно своих требований инедовольств или раздражения, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам,крику, ругани.
Эмоциональная поддержка– родителивыражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направленына содействие физическому и духовному росту детей, они испытываютудовлетворение и гордость от успехов детей.
Наиболее распространённым механизмом формированияхарактерологических черт ребёнка выступает интериоризация средств и навыковконтроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагаетсочетание эмоционального приятия с высоким объёмом требований, их ясностью,непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребёнку. Дети с адекватнойпрактикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью кучебной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, доброжелательны иэмпатичны[7]. Нопагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитанияспособствует развитию личности ребёнка по психопатическому или невротическомутипу.
В.И. Гарбузов с соавторами (Л.10) разграничивает неправильноевоспитание следующим образом.
Воспитание по типу А(неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностейребёнка, попытки «улучшения», «коррекции» врождённого типа реагирования,сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, симперативным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. Нарядус жёстким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля,равнодушием к распорядку жизни ребёнка, полным попустительством.
Воспитание по типу Б(гиперсоциализирующее)– тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребёнка, егосоциальном статусе среди друзей и особенно в детском саду, ожидание успехов назанятиях и в дальнейшем в школе (родители стремятся к многопрофильному обучениюи развитию ребёнка, однако либо вовсе не учитывают, либо недооценивают реальныхпсихофизических особенностей и ограничений ребёнка).
Воспитание по типу В(эгоцентрическое) – «кумир семьи», «смысл жизни», т.е. культивирование вниманиявсех членов семьи на ребёнке иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
В литературных источниках широко представлены стилисемейного воспитания детей с акцентуациями характера и психопатиями (А.Э.Личко,1983; Л. 23), а также рассмотрен тип родительского отношения, которыйспособствует возникновению той или иной аномалии развития (Э.Г.Эйдемиллер,1996;Л. 49). К таким стилям можно отнести следующие:
–гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногдадо полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы кфизическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытаягипопротекция наблюдается при формальном контроле,реальном недостатке тепла и заботы, невключённости в жизнь ребёнка. Этот типвоспитания особенно неблагоприятен для детей и подростков с акцентуациями понеустойчивому и конформному типу, провоцируя асоциальное поведение – побеги издома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типапсихопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви иприятии, эмоциональное отвержение ребёнка, невключение его в семейную общность;
–доминирующая гиперпротекция:обострённое внимание и забота о ребёнкесочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливаетнесамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять засебя. Особенно ярко проявляется у детей с психостенической сензитивной иастено-невротической акцентуациями. У гипертимных детей и подростков такоеотношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я»,резко усиливает реакции эмансипации;
– потворствующая гиперпротекция:воспитание потипу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительствои обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний ребёнка,безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся снедостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствуетформированию психопатий истероидного круга;
– эмоциональное отвержение:игнорированиепотребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемоеэмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком,постоянным ощущением родителей, что он не «тот», не «такой», например,«недостаточно живой и активный для своего возраста». Эмоциональное отвержениеодинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на ихразвитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступаютреакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции;шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грёз, неустойчивые находятотдушину в детских и подростковых компаниях;
–повышенная моральная ответственность:несоответствующее возрасту иреальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга,порядочности, возложение на ребёнка ответственности за жизнь и благополучиеблизких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественносочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственныхинтересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. И вусловиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главысемьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка».
Практика консультативной работы в Центре психологическойпомощи семье показала, что можно выделить ещё несколько представляющих интерестипов неадекватного (материнского) отношения к ребёнку (А.И.Захаров, 1995; Л.12):
1. Отношение матери к сыну как к «замещающему» мужа:требованиеактивного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно вобществе сына, быть в курсе его личной жизни, стремление ограничить егоконтакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствие контакта с сыном, егожелание отгородиться от неё, его «презрение».
2. Гиперопека и симбиоз:навязчивоежелание удержать и привязать к себе ребёнка, лишить его самостоятельности из-застраха возможного несчастья с ребёнком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). Вэтом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка приводитродителей к максимальному контролю и ограничениям, желание всё сделать за него,предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребёнка», что по существуозначает «зачёркивание» реального ребёнка, стагнацию развития ребёнка, регресси фиксацию на примитивных формах ободрения ради обеспечения симбиотическихсвязей с ним.
3. Воспитательных контроль посредством нарочитоголишения любви.Нежелательное поведение (например, непослушание),недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем,что ребёнку или подростку демонстрируется: «он такой не нужен, мама такого нелюбит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребёнком,недопустимости такого поведения, не демонстрируют явно негативных чувств,которые они переживают в связи с плохим поведением ребёнка. С ним неразговаривают, его подчёркнуто игнорируют, говорят о ребёнке в третьем лице какоб отсутствующем. Послушание достигается ценой обесценивания «я», сохранения примитивнойпривязанности.
4. Воспитательный контрольпосредством вызова чувства вины.Ребёнок,нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавшийродительскую любовь», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитиесамостоятельности сковывается постоянным страхом ребёнка оказаться виновным внеблагополучии родителей, отношениями зависимости.
В литературе приводится рядподходов к анализу семейных взаимоотношений, в том числе предлагается следующиедиагностические критерии семейнойдисгармонии (Т.Гордон, 1997; Л. 11):
1 — эмоциональныеконтакты:смягчение стрессов;психологическаязащищённость.
2 – модель поведения:способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды; дисциплинированностьпри последовательности требований.
3 – коммуникативные связи: вербальные (требование,понимание, сопереживание, порицание т.п.); невербальные (поза, мимика, жесты ит.п.).
4 – источник жизненного опыта: стиль преодолениястрессов; выполнение домашних обязанностей; игры и занятия; совместныемероприятия.Типы неблагополучных семей
1 – семьи с дефиц