Контрольнаяработа
пометодике развития детского изобразительного творчества
Тема №5
Ознакомлениедетей с народными промыслами в старшей группе
Планработы
1. Воспитательноезначение ознакомления детей с народным декоративно — прикладным искусством
2. Особенностинародного промысла
3. Задачидекоративного рисования в данной возрастной группе
4. Приемыознакомления детей с декоративно — прикладным искусством
5. Методикаобучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию сиспользованием мотивов народного промысла
1.Воспитательноезначение ознакомления детей с народным декоративно — прикладным искусством
Успешному развитиютворческих способностей детей помогает умелое использование произведенийнародного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народныеобразцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, бытьдоступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования впрактике воспитательной работы детского сада.
Но, какими бы высокимихудожественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие надетей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрытьперед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведенийнародного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес кдекоративно-прикладному творчеству.
В любом видедеятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают сувлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенноважны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей можетвозникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте,при овладении различными техническими приемами художественной обработкиматериалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещенийдетского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышейи т. д.
В работе с детьми следуетшироко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур ирасцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури дляросписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперныекраски, цветные мелки, пастель.
Выбор этих материаловдля декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточнополно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой иособенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание изразноцветной мозаики сказочной жар-птицы, превращение обычной глины всверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию ивоображение, активизирует творчество.
Следует отметить также,что великолепные приемы художественной обработки различных материалов,выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественнойвыразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесениемштрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучениекоторым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.
На материалах,выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводитьсопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурныесвойства различных материалов и способы их художественной обработки. В своюочередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыкидекоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию. Выборперечисленных выше материалов для детского творчества обосновывается также итем, что большинство из них может приобрести любой детский сад.
Одной из интересных иувлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладногоискусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органичносочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их вдекоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как«Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др.,достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенныеассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.
В основу методикитворческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьмиразличных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, восвоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. Квыполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся,что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.
Тематические творческиезадания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественнымипризнаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочностьобразов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.
В процессе выполнениятематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народногоискусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров избесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов икниг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы сизображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и
кости, глиняных идеревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важнопри этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества,отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтическойвыразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколенийталантливых мастеров.
Отбор произведенийнародного прикладного искусства, поэтому должен быть очень тщательным. Здесь неможет быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе ипривязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностномувосприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д. В отборепроизведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателемдетского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы,занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, вфондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастеранародных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательныепроизведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определениикритериев художественной значимости произведений народного искусства,правильного их отбора.
Красочный мир народногоискусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будетэмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям отом, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, каквозникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, какрасцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождаетсясказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов самидолжны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с нимони могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило,обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики,образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиямихудожественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладногоискусства.
Много интересного иполезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народномдекоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последниегоды литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интереснымикнигами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроетперед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства,заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенныев своей пластической, цветовой и композиционной выразительности образыдымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавныхмедвежат из подмосковного села Богородское, на ритм непроизвольно брошенныхцветов в крестьянской набойке, на фантастичность зверей и птиц в керамикеСкопина.
Следует особоостановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведенияминародного декоративного искусства в местах традиционных народных художественныхпромыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера резьбы иросписи по дереву, кружевницы, искусные вышивальщицы, мастера, знакомые ссекретами плетения из бересты, узорного вязания из цветной шерсти, создаютсянаиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основамхудожественного мастерства. С творчеством народных мастеров и художниковпредприятий художественных промыслов они могут познакомиться непосредственно вусловиях производства: в цехах и мастерских.
На экскурсию к мастерамдымковской или тульской глиняной игрушки, резчикам по дереву из Богородского, ктобольским косторезам, в живописный цех хохломской росписи, к живописцам из Жостоваследует почаще приходить с ребятами из детского сада с тем, чтобы они увидели,как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной нагончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветокгустой синевы, порезка, оставленная острым ножом богородского мастера набесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеров — истинноеэстетическое наслаждение, и, кроме того, это одна из наиболее действенных формпередачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозностивладения профессиональным мастерством. Для воспитателей детских садов этореальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, резцом, с техникойвышивки и кружевоплетения, которые затем можно показать и объяснить детям,выбрав наиболее простые и доступные для ребят технические приемы работы сматериалом и способы его декорирования.
Назовем лишь некоторыецентры традиционных народных художественных промыслов.
В Московской областиэто Богородская фабрика художественной резьбы, Жостовская фабрика декоративнойросписи, Гжельский гончарный завод, Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.В Горьковской области — семеновская фабрика «Хохломской художник» ипроизводственное художественное объединение «Хохломская роспись», строчевышивальнаяГородецкая фабрика и фабрика «Городецкая роспись», на которой создаются изделияиз дерева, украшенные кистевой росписью, полхов-майданская фабрика игрушек«Красная заря». Ивановская область широко известна произведениями лаковойминиатюры Палеха и Холуя, строчевышивальными фабриками. Во Владимирской областиэкскурсии с детьми могут быть организованы на мастерскую художественную фабрику«Пролетарское искусство», где создается поэтическая миниатюрная живопись напапье-маше.
Архангельская областьизвестна изготовлением каргопольских глиняных игрушек, искусством мастеровплетения из бересты, вязания из шерсти, ткачеством, резьбой и росписью подереву. Кировская область знаменита дымковской глиняной игрушкой, резьбой подереву, серебристым кружевом и вышивкой. Вологодские ребята могут познакомитьсяс удивительными кружевными изделиями объединения «Снежинка», а тульскиедошкольники с керамическими игрушками. С росписью металлических подносовпознакомятся дошкольники в Нижнем Тагиле.
Названы лишь некоторыепредприятия и художественные мастерские, где трудятся замечательные художникинародного искусства и где ребятишки из детского сада всегда будут желанными идорогими гостями. Можно назвать и другие не менее интересные производства,сохранившие замечательные художественные традиции народного ремесла, знакомствос которыми обогатит фантазию и художественный вкус детей.
Более пристальноевнимание к народному декоративному искусству, изучение его воспитателямистановится особенно актуальным в свете постановления ЦК КПСС «О народныххудожественных промыслах» (февраль 1975 г.), в котором особое место отводитсявопросам раннего приобщения детей к народному искусству, обладающемунепреходящими художественными ценностями.
В интерьер детскогосада хорошо включать произведения народного искусства, стараться использовать воформлении помещений разнообразные образцы: керамику, изделия из дерева,вышивку. Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятиядетей.
Большую роль вознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставкипроизведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы этиэкскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемогодетьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей сфантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами натканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков,керамических изразцов.
Необходимо тщательноподготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседыо народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, оматериалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделияиспользуются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно,такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечтоподобное.
Интересен опыт детскогосада № 1949 Куйбышевского района Москвы в организации и проведении экскурсий вМузей народного искусства. Между сотрудниками музея и педагогическим коллективомдетского сада установились тесные контакты.
Детский садсвоевременно оповещался о выставках, организуемых в помещении музея, сотрудникикоторого помогали проводить экскурсии. Благодаря их заботливому и внимательномуотношению, воспитатели сумели познакомить детей не только с тематическимивыставками музея, но и с его замечательными фондами: с вятской, каргопольской итульской глиняной игрушкой, с росписью и резьбой на прялках, с мастерской исеверной вышивкой, с народными костюмами и рисунками на набивных тканях, сдекоративными Павловскими платками и богородской резной игрушкой, вологодскимии Елецкими кружевами.
СотрудникиНаучно-исследовательского института художественной промышленности, в ведениикоторого находится Музей народного искусства, своевременно информировалидетский сад о новых выставках в музее, провели с ребятами ряд интересных исодержательных бесед о народном искусстве, доступно и увлекательно рассказав имо красоте форм, красок, орнаментальных ритмах, которые несут в себе подлинныеобразцы народного творчества, о значении произведений народного искусства внаши дни в оформлении интерьеров учреждений, жилых домов, о той духовнойценности, которой обладают произведения народных мастеров. Дети встретились вмузее с художниками золотой Хохломы, с косторезами Чукотки, с кружевницами изВологды и живописцами из подмосковного села Жостово. Гончары из Гжели и резчикииз села Богородское демонстрировали детям свое замечательное искусство созданияиз обыкновенной глины и липовых чурок выразительных и совершенных форм глинянойпосуды и деревянной резной игрушки.
Надо ли говорить о том,какое яркое, неизгладимое впечатление может оставить встреча с художником —народным умельцем, который здесь же покажет малышам наиболее простыедекоративные приемы росписи деревянных или глиняных изделий! Следует отметить,что названия тематических творческих заданий, перечисленных выше, носятусловный характер. Здесь предоставляется большая самостоятельность и творческаяинициатива для всех, кто будет обращаться к образцам народного искусства.
Вятская глинянаяигрушка, городецкая и хохломская роспись, набивные ткани, кружева, резьба ироспись по дереву могут подсказать и другие темы для творческих заданий,которые будут вполне оправданы в творчестве детей. Хотелось бы толькоподчеркнуть, что ознакомление детей с народным прикладным искусством в форметематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детскоговосприятия и тем возможностям, которые могут проявиться вдекоративно-прикладном творчестве детей.
Важно, чтобы при выборетем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовалиопределенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному,к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков вработе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведенийнародного искусства внутри каждой темы творческого задания.
Именно поэтому первоетворческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено квятской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее наряднойорнаментальной росписью названо «Веселые узоры».
2.Особенности народного промысла
Дымковская игрушка. Средисовременных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностьюпользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративнаяглиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментомиз кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто сдобавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковскойигрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзуколоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемыеняньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальныи фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, коньв ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.
Во всех этих наивных икрасочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль,оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Вженских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически,головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики,сумочки и т.п.
Вылепленные игрушкивысушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (взависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжигпроводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах.Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрываютослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке.По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На однойфигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски,разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухиханилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошломкисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного напалочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляютколонковые или хорьковые кисти.
С развитием промыслапоявилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций,включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья,символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборкакапусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогаетсохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах даетширокий простор творческой фантазии авторов.
Для производстваигрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелкимречным песком. Фигурки лепят по частям, свертываянужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают идолепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепкисглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Послеполной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелкуосуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывалианилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистейпалочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавалоблеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы — додесяти цветов — придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Значение дымковскойигрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Промысел игрушки уже вXIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Названиеигрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район г.Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративнойскульптуре. Наиболее характерны женские фигуры («барыни»,«кормилицы»). Большое место принадлежит многофигурным жанровымкомпозициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушексоздается росписью по меловому фону, в основе росписи — геометрический орнаменти яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочкамизолотистой фольги.
К сожалению, дымковскаяпродукция давно утратила основные качества народной игрушки — простоту,непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народнымпраздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели исвист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этомупразднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однакоблагодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишнейдетализованности, Дымка стала просто сувениром. Городецкая роспись.
Этотнародный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века встаринном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городецславился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметыбыта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источникомрождения народного промысла.
Особенностигородецкой росписи — чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи,создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают нетолько растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. Вначале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960года работает фабрика «Городецкая роспись».Русская матрёшка.
Матрёшка- настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркийплаточек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, тоуточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
Но,главное, эта куколка — с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. Посравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть болееста лет. Для народной игрушки этоне возраст.
Прообразомматрёшки могли послужить «писанки» — деревянные, расписные пасхальныеяйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большеевкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизухудожника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревяннуюкуколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, вплаточке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясьвоскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут этуигрушку матрёшкой.
Матрёшка- один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовоепроизводство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотоймедалью.
Вскорематрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городеСеменове, в селе Полхов — Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.
Внаши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Воттолько изменилась её внешность.Хохломская роспись
Ужев 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписнойпосудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.
Хохломскаяроспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным,иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыбобразуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы — применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверхунаносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов.Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него«золотом» сверкает алюминиевый слой.
Современныехохломские изделия — посуду, мебель, сувениры — создают мастера фабрики«Хохломской художник» и объединения «Хохломская роспись»,что в Нижегородской области.Гжельская керамика
Гжель- это один из самых известных народных художественных промыслов России.Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 векагжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью побелому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных,птиц.
Вдевятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого временипреобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с«фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией имастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельскаякерамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
3.Задачидекоративного рисования в данной возрастной группе
промыселнародный декоративный рисование
Задачи обучениядекоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все видыизобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного.Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью,простотой композиции.
Знакомя детей спроизведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашейстраны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к трудулюдей, создающих эту красоту.
Перед педагогом,обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
развивать чувствокомпозиции в связи с построением узора на различных формах;
развивать чувствоцвета;
развивать способностиразличать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы всвоем творчестве;
совершенствоватьтехнические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детейдекоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видетьвзаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементамиформы.
Ребенок долженпочувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предметаизменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение,целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакомясь сдекоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такоеритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративномрисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписноморнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Овладеть всемивозможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, немогут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
Задача использованияцвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболееярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов вразных сочетаниях.
Осуществление этихзадач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейшихизобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят нановой задаче — расположении этих форм в определенном порядке для полученияузора.
Первоначальныеизобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах,причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер(например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия — не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разныхнаправлениях.
Непосредственноеобучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачиобучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
развиватькомпозиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе,квадрате, круге;
развивать чувство цвета- умение красиво сочетать контрастные цвета;
развивать умения врисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;
развивать техническиенавыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действоватьвсей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания подекоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны снаклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии инаносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки поцвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок — самый легкийдля исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точныхдвижений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала вузор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемомработы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитойкоординации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Композиция первыхрисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогаетпередаче ритма в изобразительных формах.
Чередование — болеесложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм.Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Усложнение программногоматериала идет за счет более сложной композиции и введения новыхизобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатсяиспользовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых онизнакомились еще в младшей группе.
В декоративномрисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, пририсовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, онине связаны с образом предмета, что также делает их изображение более труднымдля ребенка.
Кроме полоски, детиучатся располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуютдругой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейныйповтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга — край и центр.
Детям пятого года жизниможно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровеньразвития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимонаучить:
симметрично располагатьузор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
использовать в узореразнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
находить красивыесочетания красок в зависимости от фона;
умело пользоватьсякистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разныхнаправлениях).
Вначале закрепляются умения,приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямыхлиний, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материаласредней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов;элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первомквартале новому приему построения узора на круге — заполнению всей формыузором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов поконцентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник,розета и шестиугольник — формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе вкачестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов,что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента,различных по форме или цвету.
В качестве элементовузора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкиелинии, мазки, точки, круги) и более сложные формы — растительные (листья,ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показываютновый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученныеотпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе детиучатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. Вдекоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем втематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красотуцвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый идр. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонкихкружевных узоров снежинок, кружева.
В старшей группе детейучат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка втом, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично,элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности.Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметьпростые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцудымковских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен — сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец.По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона снесколькими яркими основными цветами.
Задачи обучения детейседьмого года жизни декоративному рисованию следующие:
развивать чувствокомпозиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимостиот их особенностей и назначения предмета;
развивать чувствоцвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различныхсочетаниях;
учить видетьособенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисункахотдельные элементы народных орнаментов;
совершенствоватьтехнические навыки рисования красками и карандашами.
В подготовительнуюгруппу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора наокруглых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник имногоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки,рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы,и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краюгорлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра).
Усложняется и понятие осимметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятсяс зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваиваютеще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатогоорнамента — повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуютразличные узоры для тканей, кукольных платьев.
Узор на треугольникестроится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла ираспространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма неравностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом.Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.
Для создания узора ониучатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Детиподготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народныхдекоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей пообразцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы,украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенномсочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская идругие росписи).
Кроме росписи глиняныхигрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчикииз папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.
В подготовительнойгруппе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. Вболее младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании,так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветовогоэффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности ваккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и силдетей.
В подготовительнойгруппе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандашдля получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый рядлепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Детиприучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных,спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается вподготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
В декоративномрисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наноситьцвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо приработе акварелью.
4.Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством
Прежде всего педагогвоспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматриваякартинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомыепредметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развиваяэстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только насодержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средстваизображения, которые делают образ выразительным.
Через произведенияискусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получаютпредставления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е.учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно инравственные суждения — что хорошо и что плохо.
Для эстетическоговосприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемымявлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего вкартине, переданного в скульптуре.
Направленность вниманияна выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатствохарактерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства даетвозможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочноеотношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведенийдругим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось изапомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувстворадости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3—4лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, припомощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложитьему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом вкартине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечениемначинает рассказывать про самого себя.
При рассматриваниикартины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекаетребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его кнаблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаяхмалыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей,учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки,помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольникиприобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не толькоте, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместес тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в болеемладшем возрасте, — о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогаютполучаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этоговозраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся кпейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени ивесны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимнийхолод, вьюга, осенний ветер.
Очень важнопрактиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызываетоживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не былизамечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое пониманиесобытий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, чтоизображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образцарассказа.
Рассказ воспитателя покартине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднятьинтерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно,воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения,отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводитдетей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны кнекоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана«Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по ихмнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда, —говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, — а здесь, —показывает на картину «Март», — еще ни одной птички не видно, и тут снегумного, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет».
Вопрос воспитателя, «Накакой картине изображен солнечный день?» — направляет внимание детей на колориткартины — сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог проситдетей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине«Грачи прилетели».
Беседа может начаться срассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает идетей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детейразвито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямоначинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель взаключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детейформе, обобщая их высказывания.
Книжная иллюстрацияпозволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большуюроль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь междусодержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например, прианализе образа героя («Дядя Степа». С. Михалков) воспитатель, показываяиллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, атакже задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, егопоступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращаетих внимание на главное.
В результате такихзанятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинаютзамечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю.Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляетсявозможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки.Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки, и детибудут сами выбирать их.
Весной, после того какв старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошоустроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин,которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонныепаспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новыхкартин.
Когда выставка готова,воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картинык другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей,проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для нихново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят,какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательнорассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
При ознакомлении сдекоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Преждевсего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты сназначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно,следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.
При рассматриванииузоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитательпредлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как ониповторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковыхэлементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, обих правильном чередовании, о разнообразии их использования.
Узоры, орнаменты напредметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры болееритмичные и многокрасочные. Художественно выполненные игрушки и скульптураслужат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями,с передачей формы, движения.
Необычнаязанимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки(красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т. д.) позволяютиспользовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты(«Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).
Желательно организоватьэкскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративногоискусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями,дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснениясотрудника музея.
Итак, в детском садуиспользуются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством:Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин,скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Длязанятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — илирепродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладногоискусства.
Рассматриваниесопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниямидетей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаическихпроизведений.
В детском саду, вгрупповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведенийна ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы,иллюстрации, скульптура и пр.
Со старшими детьмипроводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранногоматериала, доступного для детского восприятия как по объему, так и посодержанию.
Поощряетсясамостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду ивне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.
5.Методикаобучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию сиспользованием мотивов народного промысла
Средняя группа. Как и вмладшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуетсяобрисовывающим жестом и словесным объяснением.
Для детей, которыеприобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, счего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.
В процессе занятиявоспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее инарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение сопределенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобыони видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить внескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом всепредметы должны быть одинаковы). При рисовании воспитатель должен обращатьвнимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и поокончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе неможет быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.
Учитывая особенностичетырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровыемоменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализеработ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость вработу детей, что повышает их активность.
В средней группе длялучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисуноквоспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшейгруппе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисованияна основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детскихпредставлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в среднейгруппе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богачесама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть инесложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.
Показ приемов рисованияв средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на техзанятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображениячастей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.
Например, темарисования — снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильныепропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показываетдетям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего ипараллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?
Мелкие детали (глаза,рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставитьвозможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.
При всех последующихзанятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка,матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета,картинки.
В декоративном жерисовании он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композициейузора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке,ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рукавоспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяетто, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям дается заданиенарисовать тот же узор на цветных полосках бумаги, но другими красками. Натаких повторных занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смоглисправиться с заданием.
В декоративномрисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, наоснове которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с темиэлементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Если это былновый композиционный прием или новое красочное сочетание, дети повторяют рисунокобразца без изменения, иначе поставленная задача может заслониться другимицелями, самостоятельно поставленными ребенком.
Когда же занятиеявляется повторным, дети могут после рассматривания образца рисоватьсамостоятельно, так как не обязательно уже точное повторение его.
Если ребенок проявляетинициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, прианализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тожепридумать что-нибудь интересное.
Например, в программномматериале была поставлена задача закрепления умения ритмично наносить мазкимежду двумя линиями. На образце линии нарисованы зеленой краской, мазки — красной, а ребенок изменил цвета — мазки дал зелеными, а два ряда линий — красными. Это значит, что ребенок не только усвоил программный материал и унего закрепилось умение, но самое главное то, что процесс рисования становитсяне простым подражанием.
С целью развитияподобной инициативы, которая является зародышем будущей творческойдеятельности, при объяснении задания воспитатель предлагает детям самимвыбрать, какой краской рисовать, сколько мазков сделать в углах квадрата и т.п.
Образец в предметном исюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковыватьинициативу и воображение ребенка.
Использованиехудожественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущихгруппах.
С одной стороны,художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования длятого, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятыев жизни. В этих случаях словесный образ должен главным образом воздействоватьна чувства детей и в то же время ясно передавать внешние черты предмета,указывая на какой-либо один зримый признак.
Например, начинаязанятие с чтения стихотворения:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются,летят,-
воспитатель стараетсявоспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.
В другом случаевоспитатель выбирает загадку, которая дает образ с некоторыми отличительнымипризнаками, например:
Летом серенький,
Зимой беленький,
Никого не обижает,
А всех боится,
— и предлагаетнарисовать отгадку. В этом случае словесный образ будет являться содержаниемдетских работ. При заключительном анализе рисунков в конце занятия эта загадкабудет служить критерием правильности рисунка.
В средней группе анализрисунков в конце занятия может быть построен по-разному.
Дети четырех лет несмогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состояниисамостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нетна изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать,почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.
В средней группе можноустроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельныхработ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе,показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но савторами слабых работ воспитатель может заниматься индивидуально в свободное отзанятий время, когда ребенок захотел рисовать.
Дети средней группымогут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но своюсобственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисованиядоставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своеготруда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, в 6-7 лет.
В старшей группе многовнимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческаяработа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта.Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детейстаршей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию.Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза,в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.
В качестве натуры здесьмогут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в среднейгруппе. Вначале натура проста — фрукты, овощи, но если в средней группе пририсовании яблока обращалось внимание на его основные признаки — круглую форму ицвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерныеособенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая,удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, вкачестве натуры можно предложить два яблока разной формы.
Кроме предметов простойформы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру — комнатныерастения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис,плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, уамариллиса 1-2 цветка).
Можно рисовать с натурыветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели,тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов(ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).
Рисовать такие предметытруднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричнымпостроением, как, например, неваляшка и др. Сложное построение растения, укоторого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, детистаршей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочкиподнятыми вверх, а другие опущенными им доступно.
Еще сложнее натура — игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное,следует брать плюшевые игрушки с простыми формами — удлиненные лапы, овальноетуловище, круглая голова, например мишку, зайца.
Расположение натурыперед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции,натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы яснобыли видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детямдается задание передать движение.
В старшей группе детимогут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.
Основная структурапредмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и формачастей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ногиповернуты носками в одну сторону и т. д.
Необходимость изменитьформу при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру,сравнивать с ней рисунок.
Для еще большегоуточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей телавоспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую рукуили ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взялв руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, онаосталась прямой».
Натура способствуетусвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натурапомещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка,как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматриваниинатуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа,по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисункау себя на листе.
Рассматривание и анализформы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросамивоспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычнодополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новыхтехнических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании веткиели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.
После рассматриваниянатуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобывыяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь изних, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем,кто начал работать неправильно.
Натура используется и вконце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателякритерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей — конкретное сходство с натурой.
Использование картин назанятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнениипредставлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторымиизобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч — у нее нарисованыруки, поднятые вверх.
Иногда картину можноиспользовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части,детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежаниекопирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не можетслужить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания.Восприятие картины должно основываться на наблюдениях в жизни, помогать ребенкуосознать виденное.
Образец, изготовленныйвоспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративномрисовании.
В зависимости от целейрисования методика использования образца может быть различной. Для точногоповторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новымкомпозиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем«примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра.Все внимание должно быть сосредоточено на выполнении этой задачи, поэтому здесьвполне оправданно копирование детьми образца воспитателя, подкрепленного нагляднымпоказом последовательности рисования лепестков — вверху-внизу, слева-справа,между ними.
Но чаще в старшейгруппе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узордети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все егоэлементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи.
Чтобы новое заданиебыло уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.
С целью поощрениядетской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращаетвнимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то чтоскопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуютодобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работатьсамостоятельно.
Часто использованиенатуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показвсего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегдаследует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
Показ может бытьполным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например,объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок скабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основныечасти машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали.
Такой же показосновного построения предмета и при рисовании других предметов, когда ихизображение дается вновь.
Употребляется ичастичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где детиучатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитательне рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, каклегкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать рядокон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша,переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома онивидели, и рисовать так, как им хочется.
В декоративномрисовании при построении узора из центра круга или квадрата послерассматривания нескольких образцов воспитатель частично показывает, с чего надоначать рисовать цветок, как симметрично располагать лепестки. Воспитательрисует не весь цветок, а всего 2-3 ряда лепестков, полный рисунок цветка детивидят на образце.
Ребенку, плохосправляющемуся с заданием, воспитатель помогает. При этом он должен помнить,что показывать неполучающийся у ребенка элемент надо не на его рисунке, а надругом листе бумаги. В таком случае ребенок видит, как надо рисовать, и можетсам повторить этот прием.
При объяснениирасположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а простообрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Длястарших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постаралисьвыполнить ее самостоятельно.
Использованиелитературных произведений расширяет тематику детских рисунков и являетсяодновременно методом их обучения, способствующим развитию творческойинициативы.
Словесныйхудожественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета илиявления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, иситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро«Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета,корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает самребенок — позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.
Дети старшей группыудачно справляются с изображением таких словесных образов, представление окоторых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка — девочка, кукла; жадный медвежонок — игрушечный мишка; теремок — небольшой дом ит. п.
Некоторые сказочныеобразы представлены в игрушках — Буратино, доктор Айболит и др. Игра с нимиделает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает ихизображение.
Но для ребят старшейгруппы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесногообраза. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся вхудожественном образе, создать его целиком.
Использованиехудожественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования пособственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку извсей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так каксовершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным,неправильным.
Литературноепроизведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определеныдействующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могутсамостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия разбирает сними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала,потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либоэпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. Например, при рисовании натему сказки «Теремок» воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучатодин за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает по собственному желанию.Или из сказки «Лиса, заяц и петух» детям предлагают изобразить плачущегозайчика около избушки, а кому он жалуется — медведю, собакам или петушку — выбирают сами ребята.
Дошкольники старшейгруппы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могутподметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения снатурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит овозросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.
Дети старшей группымогут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивомсочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.
Неудачную работу неследует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ееавтором.
У детей пяти летповышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесьвозможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натуройили образцом. Ребенок может заметить несоответствие, ошибку; хотя дать полную,объективную оценку собственного рисунка — правильно или нет он выполнен — ещене может. И этого добиваться от него не надо, так как важнее, чтобы ребеноксохранил чувство удовлетворения от своей работы. Если он нашел и осознал, в чемего ошибка, надо дать ему возможность исправить ее сейчас же или в свободноевремя.
К способным детям,быстро усваивающим приемы и хорошо выполняющим задания, надо предъявлятьбольшие требования по качеству и содержанию работы, выразительности рисунка.Постоянное захваливание детей так же вредно для их творческого развития, как ипостоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшимрезультатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.