Реферат по предмету "Педагогика"


Ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов

СОДЕРЖАНИЕ:
1.   Словесные методы, их рольв формировании экологических знаний, экологической культуры дошкольника
2.   Методика проведенияприродоведческой беседы, виды бесед
3.   Рассказ воспитателя идетей о природе, его особенности
4.   Чтение познавательнойприродоведческой художественной литературы о природе
5.   Использование малых формфольклора в ознакомление с природой (стихи, загадки, пословицы, поговорки,народные приметы) и формировании экологических знаний
6.   Библиография
7.   Приложение.

1.        Словесныеметоды, их роль в формировании экологических знаний, экологической культурыдошкольника
При ознакомлении детей сприродой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческойкниги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются,пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах изжизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, ополоводье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимосочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогаетуглубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесныеметоды дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей.С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе,формируют природоведческие понятия.
При использовании словесныхметодов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительномупроизвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, атакже наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении илифакте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
В младшемдошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются большенаблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образецвзаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковыйразговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том,что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в нихучастие. Например, пригласив двух трех ребят участвовать в поливе комнатныхрастений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной ко окну,посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их.(подходит кокну).Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли?Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у насрастения, как приятно на них глядеть?(трогает землю в горшке).Сухая земля. Аведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель даеткаждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам,приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и растидальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместнойдеятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают егодействия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место.Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и естьобразец взаимодействия с природой.
С самогоначала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократнорассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед,который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с«фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в садурастут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами,участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относитсядоброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и дедаиз «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другиеживотные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове стеленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном,поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощниковпоучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасутих, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая играпозволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровыеумения, воображение, закрепляет знание сказок.

2.        Методикапроведения природоведческой беседы, виды бесед
Исходя из дидактическихзадач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.
Предварительная беседаиспользуется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы —уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюденияс имеющимися знаниями.
Сопровождающая беседаиспользуется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направленана пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранеенеизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.
Итоговая беседа направленана систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закреплениеи уточнение.
Эти беседы по содержаниюмогут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узкимкругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовкезверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений(например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явленияхнеживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Эффективность беседы зависитот предварительной подготовки детей.
Беседа — это итогпроведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления удетей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтениеприродоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть уребят конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливопредставлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить иконкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизацииследует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей витоге беседы.
Беседа начинается с анализаявлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей изависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям,приводит в систему разрозненные факты.
В первой части беседы сцелью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя кдетям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели?Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьмивыяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?»(Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседыможно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?».Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечиваютбольшую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, пониманиеими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседепредъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в нихвсегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Онидолжны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должнасодержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов:«Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установлениясвязей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети самисформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.
Необходимо такжеиспользовать разнообразный наглядный материал, который поможет детямвосстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы,погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения,записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемомуматериалу.
Беседа как методознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего истаршего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы вбольшей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительнойк школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
3.        Рассказвоспитателя и детей о природе, его особенности
Решая определенныеобразовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интересадошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом егопреимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятиерассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью.Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказаосмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточнояркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которыхговорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежнимопытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этихтребований.
Знания,сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности.Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов.Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, бытьэмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают вниманияребят, не запоминаются.
Яркость, образность иконкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такойрассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолгозапоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержаниюрассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лицагероя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включаютвопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.
Рассказывать детям можно сразными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных,растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых вприроде, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.).Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями,картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хужевоспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольноговозраста должна быть не более 10—15 мин.
Для рассказа воспитательиспользует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы,деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научныематериалы.
4.        Чтениепознавательной природоведческой художественной литературы о природе
 
Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать имконкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик,пробуждать эстетические чувства.
Каждый объектприроды, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и,описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передаватьего в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазиюребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Такимобразом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное иэстетическое отношение к действительности.
Задачавоспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана сзадачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Этоимеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности наблаго Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда,рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.
Любовь кприроде определяется прежде всего действительным, бережным отношением к ней. Удетей дошкольного возраста это прежде всего выражается в элементарной заботе оживотных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.
Интерес кприроде появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется,встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег,бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые росткирадостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять,поддерживать.
При встречеребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные иэстетические задачи. Например, поэтическое произведение даёт доступныйпониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может бытьиспользован им как образец для подражания.
Эмоциональноеотношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнокгуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детейс природным материалом.
Рассматриваяс детьми картину «Берёзовая роща» обращаемся к рассказу И. Соколова — Микитова«Берёза». В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. Простыедеревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. Можно предложить детямпослушать хороводную песню «Во поле берёзонька стояла» и вспомнить какие ониещё знают песни о русской берёзе. Прочитать детям стихотворение А. Прокофьева«Берёза».
С цельювоспитания любви к природе можно проводить различные дидактические игры, игры-занятия и т.д.
Прирациональном сочетании разных видов деятельности, возможно добиться успехов вэкологическом воспитании и образовании.
В детской литературе природаотображается различными художественными средствами. Будучи научной по своемусодержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно ихудожественной. В этом ее особенность.
Детская книжка о природеиспользуется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видомискусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливыхдеревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любитьее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательногоинтереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новыевопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
 Вруках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательнуюценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяетпредставления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственновоспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, ожизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизироватьимеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книгараскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи иотношения, существующие в природе.
Основоположниками советскойдетской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В.Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки,созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающейприроде. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрытьперед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие вмире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде,взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка «Первая охота» В. Бианкизнакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия,показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другиепрячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?»,«Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрытьобусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания,жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того,чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии.Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь»дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разныхпредставителей животного мира.
Детская природоведческаялитература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умелосочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста сразными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествоватьнаблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляютсяпервые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькоеописание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтенияу детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что икак наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом»(о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).
Перед тем как познакомитьдетей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитатьрассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой непогибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этогорассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.
Использованиеприродоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильновоспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Дляэтого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьихтараторок» Н. Сладкова и др.
Природоведческую книжкувоспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное,дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшеевосприятие природных явлений.
Чтение детскойприродоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления сприродой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важнопомочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание.Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главноевнимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслениюфактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новыхсведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новымизнаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственностьвпечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов отлица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.
5.        Использованиемалых форм фольклора в ознакомление с природой (стихи, загадки, пословицы,поговорки, народные приметы) и формировании экологических знаний
Пословицы, поговорки, загадки,небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык ихпомогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилитьэстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом,погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь вокно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги носв большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

6.Библиография
1.   ГромоваО.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд.«Творческий Центр СФЕРА», 2005 год.
2.   ВересовН.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старшихдошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
3.   ДерябоС.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону:Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
4.   ЗацепинаВ. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. –1996. – № 7. – С. 29-36.
5.    Мир природы и ребенок(Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой,П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство — пресс», 2000. – 319 с.
6.   «МЫ».Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд.,испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
7.   НиколаеваС.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. — 1996.– 48 с.
8.   НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр«Академия», 1999. – 184 с.
9.   СмирноваВ.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическоеобразование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУим. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.
10. СаморуковаП.Г… Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

Практическаячасть
1.      Составитьрассказ о природе с учетом основных требований к нему.
2.      Подобратьстихи и загадки о природе по темам. (об овощах и фруктах, грибах, птицах,домашних и диких животных, о временах года, цветах).
3.      Разобратьконспект бесед о природе (подобрать или составить итоговые задачи о природе).
4.      Подобратьсловесные игры для уточнения знаний о природе.
5.      Сделатьподборку художественной литературы по ознакомлению детей с трудом взрослых вприроде, по ознакомлению детей с домашними и дикими животными, временами года.
1.Рассказ о ветре
Насвете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветероклюбит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосени приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветерпахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такомуветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам,ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья,сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу. Вы ужезнаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух.Если один из них будет очень–очень холодным, а другой – очень–очень теплым, тополучится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будетнастоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называетсясмерч.
Этовоздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”,в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч изахватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проноситсяочень быстро, а иногда носится по земле несколько часов.
Бури,ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так какпоявляются внезапно, без предупреждения. Но ученые со специальных спутников,самолетов следят за тем, куда движутся ураганы, чтобы предостеречь людей отнадвигающей опасности.
2. Стихи и загадки о природе по темам. (об овощах и фруктах, грибах,птицах, домашних и диких животных, о временах года, цветах)
** *
Прекрасныйдень!
Такаячудная погода
Бываеттолько дивною сентябрьскою порой.
Ликуетв праздничном наряде вся природа,
Изолотая осень кружит над землей.
Асолнце светит
Ласковои нежно,
Даряземле частичку теплоты,
Инад водой с изяществом небрежным
Порхаютбабочки, как поздние цветы.
Икак приятно,
Выйдяна прогулку,
Почувствоватьвдруг свежесть ветерка,
Услышатьтишины дыханье гулкое,
Увидеть,как прекрасны облака...
Владимир Кочураев
** *
Огурцыи помидоры,
Естьморковка и салат,
Лукна грядке, перец сладкий
Икапусты целый ряд.
Всаду созрели сливы,
Яблокии груши.
Дочего ж они красивы
Наздоровье кушай.
 * * *
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
  Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла?
   Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
  Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла?
   Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
Загадки.
Нистола в жилище том,
Нитрубы, ни печки,
Изакручен этот дом
Вхитрые колечки.
(Улитка)
Подрастала–
Хвострастила,
Платьетемное носила.
Подросла–
Зеленойстала,
Хвостна весла поменяла.
(Лягушка)
Чтовыше леса?
(Солнышко)
Вводе она живет,
Нетклюва, а клюет.
(Рыба)
Золотойхозяин с поля идет,
Серебряныйпастух на поле идет,
Мелкоестадо гонит.
(Солнце, месяц, звезды)
Незверь,
Нептица,
Анос, как спица,
Летит- кричит,
Сядет- молчит,
Ктоего убьет,
Своюкровь прольет.
(Комар)
Надбабушкиной избушкой
Виситхлеба краюшка.
(Месяц)
Всядорожка
Обсыпанагорошком.
(Звезды, Млечный Путь)
Хвостпушистый, мех золотистый,
Влесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Онв берлоге спит зимою под большущею сосною,
Акогда придёт весна, просыпается от сна.(Медведь)
Сделалдыру, вырыл нору.
Солнцесияет, а он и не знает. (Крот)
Маленькийрост, длинный хвост,
Серенькаяшубка, остренькие зубки. (Мышь)
Поветкам скачет, да не птица,
Рыжая,да не лисица. (Белка)
Травкопытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходитсмело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Онв своей лесной палате
Носитпёстренький халатик,
Ондеревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)
Зимойбеленький, а летом серенький.
Никогоне обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Схозяином дружит, домик сторожит,
Живётпод крылечком, и хвостик колечком. (Собака)
Вместохвостика – крючок, вместо носа – пятачок.
Пятачокдырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)
Сбородою, а не старик; с рогами, а не бык;
Доят,а не корова; с пухом, а не птица;
Лыкодерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Яне будильник, но бужу,
Яс бородой и в шпорах.
Сбольшою важностью хожу
Ивспыльчив, словно порох. (Петух)
Рыжиймолокозавод день жуёт и ночь жуёт.
Ведьтраву не так легко переделать в молоко. (Корова)
Сер,да не волк, длинноух, да не заяц,
Скопытами, да не лошадь.(Осёл)
Оченьмного силы в нём; ростом он почти что с дом.
Унего огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (Слон)
Домовитаяхозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочетнад цветком – он поделится медком.(Пчела)
Надомной она кружит, надо мной она жужжит.
Нуи приставуха эта цокотуха. (Муха)
Белка.
Кто тамскачет, кто мелькает?
Белка делозатевает-
Сосны сеет напригорке,
А подгорочкою- ёлки.
На подмогу ейспешу-
Тоже шишкишелушу.
Борзый конь.
Гоп-гоп! Ну,скачи в галоп!
Ты лети,конь, скоро-скоро,
Через реки,через горы!
Все-таки вгалоп — гоп-гоп!
Трух-трух!Рысью, милый друг!
Ведьсдержать-то станет силы.
Рысью, рысью,конь мой милый!
Трух-трух-трух!Не споткнись, мой друг!
Ходит конь побережку,
Вороной позеленому.
Он головушкойпомахивает,
Чернойгривушкой потряхивает,
Золотой уздойпобрякивает.
Всеколечушки-то — бряк, бряк, бряк!
Золотые они — звяк, звяк, звяк!
Кто кемстановится.
Жил-былмаленький щенок.
Он подрос,однако,
И теперь онне щенок -
Взрослаясобака.
Жеребенок скаждым днем
Подрастал истал конем.
Бык, могучийвеликан,
В детстве былтеленком.
Толстыйувалень баран -
Толстенькимягненком.
Этот важныйкот Пушок -
Маленькимкотенком.
А отважныйпетушок -
Кро-о-хотнымцыпленком.
А измаленьких гусят
Вырастаютутки
Специальнодля ребят,
Тех, ктолюбит шутки.
А. Шибаев
Лось
— Я схожусейчас в аптеку, -
Говоритлосихе лось.
— У меня сначала лета
Выпадениеволос.
Да не нуженмне рецепт -
это вздор!
Нужен мнеодин огромный
ядовитыймухомор!
О.Г. Зыкова

Косуля
Вот промчаласьточно пуля,
Мимо стройнаякосуля.
Грациозна инежна,
Истремительна она.
Прежде здесьони не жили.
Их в леса кнам запустили,
И теперь ониживут,
Травку сочнуюжуют.
В.Л. Гаазов
Белка
Вот мелькнулаточно стрелка,
Перед намисверху белка.
Хочет выпроситьорех -
Это для неене грех.
Не ручнаяпусть она,
Но пушиста имила.
По деревьямпрыг да скок.
И уселась насучок.
Там немножкопосидела,
Вспомнив, чтоеще не ела,
Гриб нашлаодин, другой,
Понесла ксебе домой.
Яства этизапасает,
Но зимой незасыпает.
Холода ей нестрашны,
Не боится ижары.
В.Л. Гаазов
Лиса
Это что тамза краса?
В кустикахсидит лиса.
Здесь добычустережет -
С места долгоне сойдет.
Эта хитраяплутовка
Схватитжертву очень ловко,
Отнесет ее внору
И лисятамдаст еду.
В.Л. Гаазов

Конспектзанятия
Сравнениеснегиря с вороной
 
§  Закрепитьзнания детей о вороне.
§  Учитьсравнивать двух птиц, находя признаки различия ( величина тела, цвет перьев) исходства ( крылья, клюв, ноги).
§  Развиватьинтерес к жизни комнатных растений и птиц.
Ø  Особенностистроения снегиря (форма тела, голова, клюв)
Ø  Особенностистроения вороны (форма тела, голова, клюв).
Ход занятия
Приходитигровой персонаж и говорит: что по дороге в детский сад встретил чудовище.Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на головебольшой клюв.
Воспитательспрашивает у детей, как называется эта птица. (Вывешивается картина вороны).
Игровойперсонаж спорит, что ворона – это не птица, потому что она большая.
Детидоказывают игровому персонажу, что ворона – птица. Называют существенныепризнаки (крылья, клюв, перья). Обсуждается размер крыльев, цвет перьев.
Воспитательговорит о том, чем питается ворона.
Игровойперсонаж спрашивает у детей, каких птиц они знают ещё. Воспитатель с детьмивспоминают снегиря. ( Вывешивается картинка). Игровой персонаж сомневается, чтоснегирь тоже птица. Воспитатель обращается к детям с вопросом, почему снегирьтоже птица. Дети описывают снегиря, опираясь на модели.
Игровойперсонаж предлагает поиграть в птиц. Дети разделяются на снегирей и ворон,имитируют движения.

Конспектзанятия «Птички на кормушках»
Дидактическаязадача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются),природоохранительные представления.
Материал иоборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь,воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением кормадля птиц.
Игровоедействие.
Первыйвариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают иподнимают картинку с изображением этой птицы.
Второйвариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, которыйсклевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют еена кормушке.
Третийвариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображениемкорма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическаязадача Н.В.Виноградовой «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшемможно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающиезнания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, асамое главное, часто мотивируют свое решение,
Ход игры. Предварительнопроводится беседа, в которой уточняются знания о зимующих птицах. Это помогаетдетям лучше понять содержание и правила игры. Воспитатель загадывает загадку:«В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это?Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надоподкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» ивспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В рукаху воспитателя «Птичий календарь», на столе картинки-вставки.)
1. Впонедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха иветочку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечкисклевали, а рябину не тронули. Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку,изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяютправильность ответа.
2. Во вторникприлетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечкисклевали. Кто это? Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички ивыставляет на кормушке.
3. В средуприлетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской натемно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это? Вызванныйребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четвергна кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бываютбелые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедална кормушке в четверг? Вызванный ребенок выбирает картинку с изображениемголубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницуприлетело много птиц. Отгадайте: кто это?
1) Зимой наветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…(Снегири).Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют. Не боится онпростуды, С первым снегом тут как тут.(Снегирь.)Свои ответы дети сопровождаютпоказом картинки.
2) Непоседа,невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узналее?(Синичка.)
3) Уличныймальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крошки собирает, по полямкочует, коноплю ворует.(Воробей.)
4)Гладенький, аккуратненький. Урчит, воркует, дружка целует.(Голубь.)
В конце игрывоспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает свежий корм

Упражнение «Поздороваемся»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитиюэкологической эмпатии.
Рекомендации к проведению упражнения.
Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природес глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просилипрощения у Земли-кормилицы за то,
" Что рвала я твою грудушку
Сохою острою, разрывчатой,
Что не катом укатывала,
Не гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой тяжелою
Со железными зубьями ржавыми..."
Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детскогосада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести этиприветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику вовремя произношения.
Упражнение «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулированиежелания передавать их образы в танце.
Рекомендации к проведению упражнения.
Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растениеили животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает,остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнениеусложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка,засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги идругих явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любоймузыкой.

Упражнение «На участке дождь»
Цель. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологическойэмпатии, воображения.
Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказатькак он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой,большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.)Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на егоместе. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придуматьнебольшой рассказ о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая егонастроение, эмоции.
Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состоятьсяво время дождя, н-р, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком иветром.
Упражнение «Лесовичок»
Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе,коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.
Рекомендации к проведению упражнения.
Рассказ воспитателя: «Лесовичок — хозяин леса. Он следит запорядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется ичувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природенарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым».
Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в ВеселогоЛесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичкабывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки сизображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой(веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, ахмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются.
Упражнение «Экологический пост»
Цель. Экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологическогопространства, коррекция способов взаимодействия с природой. Рекомендация кпроведению упражнения.
Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка, выявитьместо экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организоватьдеятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия.Предложить выполнить карточку-предупреждение. Объяснить свой выборвыразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологическогопоста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.