Реферат по предмету "Педагогика"


Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения

ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТРРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ПОЧЕМУЧКИ».
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
 ДОШКОЛЬНИКОВ СНАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ЧИТА, 2007

АННОТАЦИЯ
Уважаемые коллеги: методисты,педагоги, воспитатели! Вашему вниманию предлагаются сборник методическихрекомендаций, в котором представлен результат опытно-экспериментальной работытворческой группы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центрразвития ребенка – детский сад» № 87 г. Читы.
В Iразделеданного сборника представлена программа раздела работы «Ознакомление сокружающим миром» и перспективный план коррекционно-образовательной работы поданному разделу, разработанный с учетом требований программ: «Детство» и«Программы детского сада (специальных коррекционных образовательных учрежденийIV вида). Перспективное планирование разработано творческой группой МДОУ № 87г. Читы «Почемучки» и представляет систему ознакомления с окружающим миромдетей с нарушением зрения дошкольного возраста. Вниманию педагогов и родителейпредлагается опыт совместной работы воспитателей и учителей – дефектологов,перспективное планирование коррекционно-педагогической работы, примерныеконспекты занятий разработаны с учетом тифлопедагогических требований.
В основу IIразделалегли статьи и выступления педагогов МДОУ № 87. Представленныйтеоретический материал, позволяет узнать особенности психофизического развитиядетей со зрительной глазной патологией.
В приложенияхпубликуются тифлопедагогические рекомендации по организациикоррекционно-педагогической работы, комплексы зрительных упражнений, советыофтальмологов по охране зрительных функций. Последний раздел сборника знакомитчитателя с правилами работы на компьютере, с общими гигиеническими требованиямизрительной работы.
Авторский коллективблагодарит всех, кто оказал поддержку при создании этого сборника и надеется насотрудничество с заинтересованными людьми в данной области.

ВВЕДЕНИЕ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманиюпредлагается сборник, в котором представлен результат опытно-экспериментальнойработы творческой группы Центра Развития Ребенка – детского сада № 87 г. Читы:программа «Почемучки» — ознакомление с окружающим миром дошкольников снарушением зрения, примерное перспективное планирование по возрастным группамданного раздела работы, теоретический и практический материал.
С 1993 года воспитанниками детского сада№ 87 г. Читы являются дети, имеющие патологию органа зрения. До 2000 –2001учебного года коллектив детского сада №87 г. Читы работал по программе«Детство». Педагоги ДОУ, несмотря на специфику учреждения, пользовалисьпрограммами для массовых дошкольных образовательных учреждений, так какспециальной программы для детских садов компенсирующего вида IVтипа не было. Творческая группа, решая потребностьпедагогов специализированного ДОУ в особых программах, с 1996 года начинаетработать над составлением авторской экологической программы «Почемучки».
Первая специальная программа ДОУ дляработы с детьми с нарушением зрения, рекомендованная Управлениемреабилитационной работы и специального образования Министерства общего ипрофессионального образования Российской Федерации издана в 1999 году. В 2000 –2001 учебном году педагогический коллектив МДОУ № 87 г. Читы перешел на«Программу детского сада (специальных коррекционных образовательных учрежденийIV вида)». Разработали её специалисты Лаборатории содержания и методов обучениядетей с нарушениями зрения ИКП РАО (заведующая лабораторией — Л.И.Плаксина).Педагогический совет ДОУ принимает решение адаптировать и внести региональныйкомпонент в разделы специальной программы «Ознакомление с окружающим миром» и«Социально-бытовая ориентировка». Таким образом, авторская программа«Почемучки» была дополнена и переработана на основе «Программы детского сада(специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида)» с учетомтифлопедагогических требований.
Дошкольники с амблиопией и косоглазием — это дети с особыми  образовательными  потребностями и знание специфики психофизическогоразвития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему сребенком с нарушением зрения. Следует отметить, что количество детей со сложнойструктурой дефекта возрастает с каждым годом. В связи с этим педагогамнеобходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы иприемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.
Проблему своеобразия развития детей с глазнойпатологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают всвоих работах ученые — тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой(1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001),В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой(1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторыопределили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделилисоотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекциинарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощитаким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения кусловиям существования в окружающей среде до настоящего времени остаетсяактуальной и значимой.
Косоглазие — не только косметический дефект. Оно приводитк нарушению зрительных функций, прежде всего, бинокулярного зрения, а такжетравмирует психикуребенка,снижает работоспособность и ограничивает профессиональные возможности.Функциональные нарушения зрения обусловливают возникновение зрительной депривации,которая особенно опасна в детском возрасте, когда ребенок активно познаетокружающий мир. Современными научными исследованиями выявлено отрицательноевлияние депривации, в том числе и зрительной, на состояние корковых отделовголовного мозга. Поэтому амблиопию и косоглазие следует рассматривать не какнарушение периферического, а как нарушение центрального порядка. В то же времядоказана принципиальная возможность влияния специально организованногообразовательного процесса на состояние коры. Следовательно, нарушения, вызванныеамблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы.
Организация всей системы лечения,воспитания и обучения в соответствии с требованиями офтальмологов и тифлологовпозволяет достичь хороших результатов в восстановлении зрения и в подготовкедетей к обучению в школе. Основными задачами обучения и воспитания в детскомсаду для детей с нарушением зрения являются: ранняя коррекция и компенсациявторичных отклонений в развитии ребенка, осуществление лечебно-восстановительнойработы по исправлению косоглазия и амблиопии, развитие социально-адаптированнойличности дошкольника с нарушением зрения. Необходимо отметить, что далеко невсегда ребенок с нарушением органа зрения может быть помещен в специализированныйдетский сад. Поэтому и в массовые образовательные учреждения могут бытьзачислены дети со зрительной патологией.
Материалы, представленные в данномсборнике, отражают накопленный опыт работы с детьми с амблиопией и косоглазиемв МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 87» г. Читы и предназначены дляродителей, для педагогов специализированных и неспециализированных учреждений,для всех специалистов, которые решают проблемы обучения и воспитания детей снарушениями зрения.
Педагогический коллектив детского сада№87 г. Читы с 2001 по 2007 год в режиме опытно экспериментальной работыапробировал и внедрял «Программу специальных (коррекционных) образовательныхучреждений IVвида» под редакциейЛ.И.Плаксиной. Особое внимание было уделено разделам данной программы:«Ознакомление с окружающим миром» и «Социально-бытовая ориентировка». Итогомшестилетней работы внедрения данных разделов стала дополненная и измененнаяавторская программа «Почемучки» творческой группы «Центра развития ребенка — детского сада № 87», представленная в данном сборнике.
В Iразделепредставлена авторская программа творческой группы МДОУ «Центр развития ребенка– детский сад № 87» г. Читы «Почемучки». В ней предлагается системаознакомления с окружающим миром детей с нарушением зрения дошкольного возраста.Вниманию педагогов и родителей предлагается опыт совместной работы воспитателейи учителей – дефектологов, изложенный в примерном тематическом планировании.Программа сопровождается приложениями, в которых вашему вниманию предлагаем примерыразработанных занятий для детей дошкольного возраста с учетомтифлопедагогических требований
В IIразделеданного сборника представлен теоретический материал, позволяющий узнатьособенности психофизического развития детей со зрительной глазной патологией.Статьи второго раздела были представлены на конференциях различных уровней.Статья Большаковой Л.В. «О работе с детьми раннего возраста с нарушением зренияв период адаптации к ДОУ» опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» № 5 в2007 году.
В IIIразделепубликуются тифлопедагогические рекомендации по организациикоррекционно-педагогической работы, комплексы зрительных упражнений, советыофтальмологов по охране зрительных функций. Последний раздел сборника знакомитчитателя с правилами работы на компьютере, с общими гигиеническими требованиямизрительной работы.
Творческая группа, в составе — руководитель ОЭР — КозловаИ.Г., заместитель по НМР — Дудина Н.А.,педагоги-исследователи: Большакова Л.В., Фильшина Н.В., Осотова И.Ф., СивковаЕ.А., Степанова О.И., Липатникова Е.В., Протасова Е.В., Дашиева С.Д. благодарит всех, кто оказал поддержку при созданииэтого сборника и надеется на сотрудничество с заинтересованными людьми в даннойобласти.

IРАЗДЕЛ.
ПРОГРАММА
«ПОЧЕМУЧКИ»
(ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)

Пояснительная записка.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается спервых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаютсяс предметами  и явлениями природы: живойи неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка,удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становитсяпроводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. 
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – этосредство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных начувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство сокружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостныхпереживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети с нарушением зрения могут создать объективнуюкартину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зренияискажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяетего качественную характеристику. Образ становится фрагментарным.  Из-за нарушения зрения дети с глазнойпатологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: ихформу, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно впериод дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением,правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства. Процессадаптации ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающейдействительности зависит от того, как у них формируются определенные знания,навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходяиз своих возможностей.
Зная зрительные возможности детей, педагоги могутцеленаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитанияи обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитиипознавательной деятельности детей с нарушением зрения.
Знакомство с окружающим миром детей с нарушениемзрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка.Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка вдетском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детальногоизучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должнынаучиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянныхпризнаков исследуемого объекта. Необходимо изучать предметы окружающего мира сопорой на полисенсорную основу. Педагог учит детей сознательно использовать ввосприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системыи остаточные зрительные функции. Все вышеперечисленное позволяет детям снарушением зрения получить более точную и полную информацию об окружающем мире.
Настоящая программа «Почемучки» и перспективноепланирование по коррекционно-образовательной работе является обобщением опытаработы коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центрразвития ребенка – детский сад № 87» по разделам коррекционно-педагогическойработы «Ознакомление с окружающим» и «Социально-бытовая ориентировка» сдошкольниками с нарушением зрения. Программа «Почемучки» построена с опорой напрограммы «Детство» и «Программы детского сада (специальных коррекционныхобразовательных учреждений IV вида)».
Внедрение педагогическим коллективом детского сада №87 г. Читы в практику работы представленного материала помогло решить задачудополнения региональным компонентом образовательной программы. В связи с изменениямиприоритетов современного дошкольного образования (акцент на процесс управлениякачеством образования) появилась возможность более глубокого изучения вопросовэкологического обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения с цельюпроведения эффективной коррекционно-педагогической работы.
Творческая группа МДОУ изучила, интегрировала иапробировала образовательные и коррекционные программы, указанные ранее,органично включая в их содержание региональный компонент. Важным условиемработы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязькоррекционно-педагогической работы с лечебно-восстановительным процессом.Педагогами при построении перспективного планирования были учтены рекомендацииврача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрениядетей.
В программе «Почемучки» и перспективном планеизложена последовательность изучения материала раздела «Ознакомление сокружающим миром». Усилена значимость регионального компонента. Климатическиеусловия Забайкалья проявляются в сезонных явлениях природы, в приспособлении кним растений и животных, в смене трудовой деятельности населения региона.Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира — системообразующая часть коррекционно–образовательного процесса в МДОУ IV вида. В процессеознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграциядошкольников с нарушением зрения в социум.
Тематическое планирование отражает совместную работувоспитателя и тифлопедагога по разделам образовательной программы «Ознакомлениес окружающим миром» и коррекционной программы «Социально-бытовая ориентировка».Распределение материала по возрастам соответствует принципам доступности,линейности, систематичности. Данный вариант перспективного плана позволяетпроследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционной работы вдетском саду. Вниманию педагогов представлены изучаемые лексические темы накаждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи, что позволяет педагогическому коллективу специализированногоДОУ решать задачи воспитания и обучения дошкольников со зрительной глазнойпатологией коллегиально, учитывая специфический режим работы.
Представленная работа будет интересна всемдошкольным работникам, заботящимся о здоровье своих воспитанников, родителям,ответственным за уровень развития своих детей, студентам, изучающим вопросыобучения и воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ивсем небезразличным людям нашего общества.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
IIМЛАДШАЯ ГРУППА.
1. МИР ЛЮДЕЙ:
Самовосприятие.Влияние сезонных  изменений на жизньчеловека. Предметные представления. Приобщение ребенка к труду взрослых.
Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Учитьразличать: — мальчик, девочка. Моя семья, знать: мама, папа, брат, сестра,бабушка, дедушка.
Познакомить с понятиями: «Я, мои друзья (коллективсверстников), детский сад.
Познакомить с интонационными способами выражения эмоций.Учить детей красиво улыбаться, следить за своим отражением в зеркале.
Учить называть и показывать слева и справа части своеготела (руки, ноги, уши, глаза).
Наблюдать за трудом взрослых в детском саду по подготовкек смене сезонов.
Знакомить с сезонными изменениями в одежде.
Познакомить с сезонными изменениями в жизни детей вгородских условиях.
Упражнять детей в выделении признаков  и свойств предметов (форма, цвет, величина,пространственное положение).
Знакомить с предметным окружением в домашней обстановке.
Учить пониманию слов: «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Одежда»,«Транспорт». Учить группировать предметы по выделенным признакам и назначению.
Познакомить с понятиями: «Улица», «Город».
Познакомить с трудом работников детского сада:воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, медсестра, дворник.
Познакомить с профессиями: водитель, продавец, парикмахер.
Упражнять в самообслуживающем труде.
Включать индивидуальные поручения в режимные моменты.
Сезонный совместный труд взрослых и детей на участкедетского сада.
2. МИР НЕЖИВОЙПРИРОДЫ:
Предметы.Явления. Взаимодействие явлений. Сезонные изменения в природе.
Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметовближайшего окружения.
Познакомить с информационными признаками предметов,изготовленных из металла, дерева.
Упражнять в выделении характерных признаков льда.
Учить наблюдать за объектами неживой природы. Например,металлический предмет тонет, а деревянный — плавает,
Познакомить с отличительными признаками объектов неживойприроды. Упражнять в выделении свойств:
1)     
2)     
3)     
4)     
5)     
Учить устанавливать простейшие взаимодействия:
1)     
2)     
3)     
Организовывать небольшие экскурсии вокруг детского сада, вближайший парк, лес, по улицам города. Учить наблюдать за сезонными изменениямив природе. Учить устанавливать частные связи при наблюдении за конкретнымифактами и явлениями природы.
3. МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ:
Познакомить с общими свойствами растений: имеют корень;листья, цветы, плоды. Каждое конкретное растение живое: оно растет, цветет,питается. Чтобы выжить, растению нужны все части.
Формировать зрительные представления о комнатных растенияхс ярко выраженными внешними признаками: колеус, китайский розан, хлорофитум.
Формировать знания об отличительных свойствах и признаках(цвет, форма, размер, вкус, запах, тактильные характеристики):
a.      
b.     
c.      
Познакомить с цветущими растениями участка: космея,одуванчик.
Формировать представления о кустарниках ближайшегоприродного окружения: акация, черемуха, сирень.
Формировать представления о деревьях ближайшего природногоокружения: сосна, береза, тополь.
Познакомить с отличительными признаками мухомора.
Познакомить с названиями некоторых животных ближайшегоокружения.
Учить выделять характерные видовые признаки представителейразных групп животных и каждого конкретного животного:
1.      муравей, бабочка, комар, жук, таракан;
2.     
3.     
4.     
5.     
-         
-         
Формировать представления о приспособление животных ксреде обитания.
Формировать представления о росте и развитие животных:животные живые, рождаются от других животных. Упражнять в назывании животного –«мамы», животного – «папы», и их детенышей:
1.     
2.     
3.     
Познакомить с особенностями состояния конкретных животныхв разные сезоны, изменениями внешнего вида и поведения, образа жизни.
Знать отдельных животных, живущих в лесу, на лугу, в пруду,в аквариуме.

СРЕДНЯЯГРУППА.
1. МИР ЛЮДЕЙ.
Самовосприятие.Влияние сезонных  изменений на человека.Предметное окружение. Труд. ОБЖ.
«Откуда я?». Продолжать знакомить детей с собственнымтелом, называть части тела, знать, для чего они нужны. Упражнять в ориентировкена своем теле: правая, левая сторона; живот, спина, лицо.
Упражнять детей в мимическом выражении эмоций. Упражнять вразличении по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей.
Иметь представления о детях разного возраста, мальчиках идевочках.
«Мои поступки»: правила поведения (хорошо — плохо). Учитьпроявлять интерес к поступкам сверстников, учить интересоваться их делами.Упражнять в использовании элементарных представлений при оценке поступков.Упражнять в сравнении своих действий с действиями других детей.
«Моя семья»: знать всех членов своей семьи и ближайшихродственников. Проявлять стремление узнавать от взрослого некоторые сведения особытиях жизни членов семьи.
Гигиенические правила: познакомить с правилами гигиеныполости рта.
Расширить и конкретизировать знания о сезонном влиянии наизменения в одежде, жилье, жизнедеятельности людей.
Знакомить детей с транспортными средствами ближайшегоокружения. Познакомить с понятиями: «Улица», «Город».
Упражнять в назывании домашнего адреса, адреса детскогосада. Организовывать для детей экскурсии, целевые прогулки с целью знакомства ссамыми яркими достопримечательностями родного города.
Расширять детские представления о предметном мире, упражнятьв обследовании основных признаков и свойств с использованием зрения и другиханализаторов.
Учить понимать назначение предметов, различать и называтьсущественные детали предметов.
Учить выделять существенные признаки, лежащие в основеродовых обобщений. Познакомить с классификациями предметов:
1)        
2)        
3)        
4)        
5)        
Привлекать внимание детей к труду и занятиям работниковдетского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, медсестра,дворник.
Познакомить с профессиями: работник почты, военный,строитель, зубной врач. Упражнять в рассказывании по алгоритму(предметно-схематической модели) о труде взрослых.
Упражнять детей в самообслуживающем труде.
Ввести дежурство:
-         
-         
Привлекать детей к посильному труду в уголке природы, взимнем саду. Включать индивидуальные поручения, выполнять более длительныепоручения. Сезонный совместный труд взрослых и детей на участке детского сада.
Ввести понятия о правилах охраны зрения.
Формировать осознанное отношение к офтальмологическомулечению: значимость лечения, правила обращения с очками, правила поведения припроведении окклюзии.
Учить правильному поведению на участке детского сада: гдеиграть, как играть.
Учить детей вести себя соответственно местонахождению(магазин, улица, групповая комната и т.д.). Познакомить с правилами поведения вприроде – общие понятие.
Формировать компенсаторные способы ориентировки на улице.Знакомить с правилами уличного движения.
2. МИР НЕЖИВОЙПРИРОДЫ.
Предметы. Явления.Взаимодействие явлений. Сезонные изменения в природе.
Закрепить и расширить знания о предметах ближайшегоокружения, их назначения
Упражнять в выделении качеств и свойств предметов наоснове сохранных зрительных функций и анализаторов.
Познакомить с разнообразием материалов для изготовленияпредметов и их отличительными признаками.
Элементы экспериментальной работы по выявлению свойствпредметов: твердый, жидкий, газообразный с использованием методики маленькихчеловечков (ММЧ)
Игра-экспериментирование с различными материалами:
-         
-         
-         
-         
-         
-         
Расширять понятия об отличительных признаках и свойствахобъектов неживой природы.
Учить устанавливать простейшие связи и зависимости междупредметами неживой природы.
Ввести понятие «погода».
Учить наблюдать и устанавливать состояние погоды повнешним признакам.
Познакомить с ярко выраженными народными приметами и учитьиспользовать их в своих наблюдениях.
Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживойприроде.
Конкретизировать все знакомые понятия о признаках сезонныхизменений в природе.
Познакомить с понятием «время года».
3. МИР ЖИВОЙПРИРОДЫ.
Познакомить с «Краснойкнигой Забайкалья».
Познакомить спризнаками и свойствами растений как живых организмов. Привлекать детей квыявлению комфортных условий для роста растений.
Познакомить схарактерными особенностями:
1)     
2)     
Знакомить с назначениемосновных органов и частей растений.
Учить выявлять признакирастений, доступные сенсорному анализу. Формировать компенсаторные умения детейпри анализе.
Учить выявлять отличительные признаки комнатных растенийгрупповой комнаты: стебель, листья, цветы и их пространственное расположение.
Формировать знания об отличительных свойствах и признаках(цвет, форма, размер, вкус, запах, тактильные характеристики):
1.     
2.     
3.     
Познакомить с цветущими растениями участка: календула,мышиный горох, анютины глазки.
Формировать представления о кустарниках ближайшегоприродного окружения: багульника (рододендрон), дикого абрикоса.
Формировать представления о деревьях ближайшего природногоокружения: ивы, осины, лиственницы.
Ввести понятие «хвойные и лиственные деревья». Учитьклассифицировать знакомые деревья по данному признаку.
Познакомить с отличительными признаками грибов:
1. съедобных – груздь, подосиновик;
2. несъедобных — поганка
Учить выявлять вариативность признаков у разных объектоводного вида.
Формировать представления том, как животное:
-         
-         
-         
-         
Познакомить с назначением основных органов.
Учить выделять характерные видовые признаки представителейразных групп животных и каждого конкретного животного:
1.      шмель, паут, стрекоза;
2.     
3.     
4.       «декоративные птицы»
5.     II младшей группы:
— домашние: кот, собака,корова, коза, свинья,
— дикие: заяц, мышь, медведь,лис, волк, еж.
Расширять представления о приспособление животных к средеобитания. Знакомить с сезонными изменениями в жизни животного мира на примереэкосистем ближайшего природного окружения.
Учить различать голоса некоторых птиц, узнавать крикиживотных.
Закрепить знания о домашних животных. Познакомить с трудомчеловека по созданию условий и уходу за животными.
Упражнять в назывании домашних животных по половомупризнаку. Например: корова – бык, коза – козел, овца – баран и т.п.
Закрепить знания об отличительных признаках дикихживотных: приспособление к условиям проживания.
Познакомить с отличительными признаками животных зоопарка,цирка, уголка природы.
Дать общее представление о существовании разных средобитания: наземной, воздушной, водной. Познакомить с  основными компонентами сред обитания.
Учить выявлять признаки, свидетельствующие оприспособлении живого организма к среде обитания.
Учить устанавливать взаимосвязь живых организмовопределенных экосистем: леса, луга, поля, водоема.
Формировать элементарные экологические знания озависимости окружающего мира от деятельности человека.

СТАРШАЯГРУППА.
1. МИР ЛЮДЕЙ
Самовосприятие.Влияние сезонных  изменений на человека.Предметное окружение. Труд. ОБЖ.
«Я» и мой организм: ознакомление со строениемчеловеческого организма. Формировать представления о возможностях детскогоорганизма. Уметь составлять свой словесный портрет: лицо, волосы, глаза, рост,мимика.
Развивать полисенсорные и бисенсорныеспособности детей с нарушением зрения. Дать детям представления о возможностяхих зрения, учить зрительному контролю на суженой основе.
Мои чувства и эмоции. Чувства и эмоции окружающих.Мимическое и пантомимическое выражение эмоций.
Мое поведение. Правила поведения в обществе.
Воспитывать любовь к родным местам, формироватьгражданскую позицию: «Я – россиянин». Моя страна, символика России. СтолицаРоссии – Москва Мой край, символика Забайкалья. Столица Забайкальского края –Чита.
БлижнееЗарубежье (знакомство с 3-5 странами по выбору).
Уточнениеи закрепление знаний о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
Учить называть окружающие предметы и материалы, ихразнообразные качества. Учить ориентироваться в многообразии предметов одноговида:
1)                 
2)                 
3)                 
4)                 
5)                 
6)                 
Совершенствовать умение группировать предметы по признакампутем сравнения пар и групп предметов разных видов. Учить делать обобщения.
Формироватьправила ухода за предметами, знакомить с правилами безопасности при работе сразличными предметами.
            Закреплениезнаний о знакомых профессиях.
Познакомить с профессиями работников швейных  фабрик — закройщик, швея.
Познакомить с профессиями работников поликлиник -  педиатр, хирург, стоматолог, лор,офтальмолог, регистратор.
Ознакомление с профессиями работников театра — актер,режиссер, гример, костюмер, кассир, звукооператор, билетер.
Труд детей: закрепление всех знакомых навыков. Введениедежурства по уголку природы. Сезонный труд взрослых и детей: закрепление всехзнакомых навыков, уточнение знаний.
Ознакомлениес сельскохозяйственным трудом. Познакомить с профессиями — овощевод,животновод, механизатор, тракторист, комбайнер, агроном.
            «Я»и мое здоровье. Гигиена, закаливание, физическая культура.
Учить пользоваться предметами быта. Дать понятие обосторожном, безопасном использовании бытовых приборов.
Учитьправилам поведения на улице. Знакомить с ПДД.
2. МИР НЕЖИВОЙПРИРОДЫ.
Предметы.Явления. Взаимодействие явлений. Сезонные изменения в природе.
Познакомить смногообразием материалов:
1)      глина, стекло, керамика, фарфор, пластмасса,
2)      ткань, хлопок, шерсть, мех,
3)      резина,
4)      бумага, картон.
Ввестиклассификацию данных понятий. Проводить экспериментальную работу по расш


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.