БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Кафедра гражданского права Контрольная работа По дисциплине «Экологическое право» Вариант № VIII Тема: Правовой режим использования и охраны лесов. Выполнил Студент 1 курса (цикл 1) Юридического факультета
Очно-заочной формы обучения Чистякова В. В. Проверил: к.сх.н проф. Мухаметдинов Р. К. УФА-2005 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Понятие леса и земель лесного фонда … 2. Управление государственным лесным фондом … 3. Правовые меры охраны лесов, ответственность за лесонарушения и меры по их предупреждению … 17 Задача № 1 … 22 Задача № 2 … 24 Список использованной литературы … 29 Приложение 1 … 31
Вопрос 1. Понятие леса и земель лесного фонда. В соответствии со ст.7 Лесного кодекса РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного
фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации. Лесной фонд Республики Башкортостан (ст. 1 Лесного кодекса РБ) (далее - лесной фонд) составляют леса с землями, на которых произрастают леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли;
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли (ст. 8 Лесного кодекса РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками,
дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). В лесной фонд не входят леса, расположенные на: - землях обороны; - землях городских поселений - городские леса; - землях сельских поселений. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного
фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности (ст. 55 Лесного кодекса РФ). В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под
угрозой исчезновения диких животных, растений и другие). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о запрещении рубок главного пользования на этих участках принимаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается порядок ведения
лесного хозяйства в них, использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда. К лесам первой группы (ст. 56 Лесного кодекса РФ) относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; - запретные полосы
лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; - противоэрозионные леса; - защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; - государственные защитные лесные полосы; - ленточные боры; - леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; - леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; - леса первого и второго поясов зон санитарной
охраны источников водоснабжения; - леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; - особо ценные лесные массивы; - леса, имеющие научное или историческое значение; - памятники природы; - орехово-промысловые зоны; - лесоплодовые насаждения; - притундровые леса; - леса государственных природных заповедников; - леса национальных парков; - леса природных парков; - заповедные лесные участки. К лесам второй группы (ст. 57 Лесного кодекса
РФ) относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы (ст. 58 Лесного кодекса РФ) относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно
эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса. Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. В соответствии с ст. 59
Лесного кодекса РФ при отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном Кодексом. Параметры особо защитных участков лесов утверждаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства на основании материалов лесоустройства или специального обследования.
Перечень особо защитных участков лесов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. Отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющим важное значение для охраны окружающей природной среды, если
это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Вопрос 2. Управление государственным лесным фондом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного Кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить Лесному Кодексу Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству
Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Лесной Кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В соответствии со ст. 2 Лесного Кодекса Российской Федерации Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного
использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются
составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, возникающим в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, непосредственно, за исключением случаев, когда для применения международного договора требуется принятие внутригосударственного правового акта. Лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации. К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся (ст. 46 Лесного кодекса
РФ): - определение основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства; - разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением; - владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных статьей 47 Лесного Кодекса РФ; - проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов; - разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; - определение федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства, их функций и полномочий; - установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другую, а лесов первой группы из одной категории защитности в другую; - установление
норм и правил пользования лесным фондом; - определение и утверждение расчетной лесосеки; - установление видов платежей за пользование лесным фондом, установление ставок лесных податей, а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; - определение порядка предоставления участков лесного фонда в пользование; - утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; - организация и координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских
работ по ведению лесного хозяйства; - осуществление государственного контроля за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и установление порядка проведения этого контроля; - определение порядка и организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства; - осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; - установление порядка осуществления государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства; - приостановление, ограничение, прекращение прав пользования участками лесного фонда, а также приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства
лесов; - перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий; - объявление участков лесного фонда зонами чрезвычайных экологических ситуаций и зонами экологического бедствия; - иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся: - тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации; - осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: - принятие решений о предоставлении участков лесного фонда
в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; - организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов; - определение ставок лесных податей; - выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; - разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель
лесного фонда в земли других категорий; - обеспечение проведения лесоустройства; - обеспечение воспроизводства лесов; - обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; -проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов" было установлено, что специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена, ее функции переданы
Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Ведению органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования лесных отношений подлежат (ст. 5 Лесного кодекса РБ): - разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан; - разработка, утверждение и реализация республиканских программ по развитию
лесного хозяйства, рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения; - осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; - установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), а также платы за перевод лесных земель
в нелесные земли; - участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Башкортостан; - отнесение лесов к категориям защитности, и перевод лесов из одной группы или категории защитности в другую в порядке, установленном законодательством; - утверждение по районам и городам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки по представлению органа государственного управления лесным хозяйством; - утверждение составов аукционной и конкурсной комиссий;
- организация и координация научно-исследовательской, проектно-конструкторской работы в области лесного хозяйства и лесопользования; - разработка и утверждение мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, организация их выполнения; - осуществление государственного контроля за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории Республики Башкортостан; - организация экологического воспитания, образования и просвещения; - обеспечение
населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов; - принятие решения о предоставлении участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) и краткосрочное пользование; - перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах второй и третьей групп; - принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности организаций при нарушении ими требований; - регулирование лесных отношений
по другим вопросам, не отнесенным к полномочиям Российской Федерации; В соответствии со ст. 50 Лесного Кодекса РФ Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах: - устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды); - рационального, непрерывного, неистощительного использования
лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; - несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины. Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется Лесным
Кодексом РФ, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд (ст. 18 Лесного кодекса РФ). Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной
фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи
его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены Лесным Кодексом РФ, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования (ст. 22 Лесного кодекса
РФ). Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов,
не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях). По договору аренды участка лесного фонда (ст. 22 Лесного кодекса РФ) лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного
фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда участков лесного фонда запрещена. Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно с учетом интересов населения,
проживающего на соответствующей территории. Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается. Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным Кодексом РФ, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым
Правительством Российской Федерации. По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 Лесного Кодекса РФ, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет
для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до девяноста девяти лет право возмездного
пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. В соответствии со ст. 42 Лесного Кодекса РФ осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или)
лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании
лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку
древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и
вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства
или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для выполнения ими лесохозяйственных работ (рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ) оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке.
Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного
хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются
лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории. Вопрос 3. Правовые меры охраны лесов, ответственность за лесонарушения и меры по их предупреждению. В соответствии со ст. 76 Лесного кодекса РФ задачей государственного контроля за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного
фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Порядок осуществления федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается
Правительством Российской Федерации. Государственная лесная охрана Российской Федерации (далее - государственная лесная охрана) создается в федеральном органе исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и состоит из должностных лиц федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов (ст. 77 Лесного Кодекса РФ). Перечень должностных лиц государственной лесной охраны утверждается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Задачами государственной лесной охраны являются: - обеспечение соблюдения лесного законодательства Российской Федерации; - осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Государственная лесная охрана в соответствии с возложенными
на нее задачами обязана: - предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; - осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; - обеспечивать в пределах своей компетенции правопорядок на территории лесного фонда; - исполнять в пределах своей компетенции решения судов; - направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной,
административной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд в пределах своей компетенции; - давать в пределах своей компетенции гражданам и юридическим лицам указания (предписания) по устранению выявленных недостатков; - принимать в пределах своей компетенции решения об ограничении, о приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности; - выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Государственной лесной охране для выполнения возложенных на
нее обязанностей предоставляется право: - проверять у граждан и должностных лиц документы, разрешающие осуществлять пользование участками лесного фонда; - составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществлять задержание соответствующих лиц и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры; - задерживать и доставлять лиц, совершивших преступления и административные правонарушения в области
использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в правоохранительные органы; - производить в соответствии с законодательством досмотр транспортных средств, иных объектов и мест, а при необходимости личный досмотр задержанных лиц; - изымать у граждан и должностных лиц в соответствующих случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; - иные права, предусмотренные законодательством
Российской Федерации. Должностные лица государственной лесной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Должностным лицам государственной лесной охраны разрешаются хранение, ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Деятельность государственной лесной охраны определяется положением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации. Споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке (ст. 109 Лесного Кодекса РФ). В административном порядке споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрешаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства
Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 110 Лесного Кодекса РФ). Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц.
Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает привлечение к административной ответственности в следующих случаях: самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9); самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком
лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10); нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12); нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24); нарушение правил лесопользования (ст.
8.25); нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26); нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8. 27); незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28); нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31);
Уголовный кодекс РФ устанавливает следующие случаи привлечения к уголовной ответственности: В целях пропаганды знаний в области охраны, рационального использования и воспроизводства лесов постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. N 126 создан Российский музей леса. Задача 1 В Кармаскалинском районе на территории, отведенной в пользование Союзу фермерских хозяйств, имеются карьеры для разработки общераспространенных полезных ископаемых.
Кто и в каком порядке имеет право пользоваться этими карьерами? Имеет ли право Союз фермерских хозяйств передать карьеры в аренду третьим лицам? РЕШЕНИЕ. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О недрах» порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых,
а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять
без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 19 ФЗ «О недрах»). В соответствии со ст.
19 Кодекса РБ «О недрах» порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается законом Республики Башкортостан. Статья 22 Кодекса РБ «О недрах» устанавливает, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются Кодексом РБ «О недрах» и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан. В постановлении Кабинета Министров
Республики Башкортостан от 5 июля 1999 г. N 203 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Республики Башкортостан" содержится полный перечень общераспространенных полезных ископаемых. Статья 23 Кодекса РБ «О недрах» устанавливала, что юридические лица и граждане в границах предоставленных им земельных участков имеют право без лицензии, по своему усмотрению, непосредственно для своих нужд
осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до 5 метров. Законом Республики Башкортостан от 5 октября 2004 г. N 112-з действие статьи 23 приостановлено. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О недрах» право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном
порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование. Задача 2 Жительница г. Березники Скрябина предъявила в суд иск к химкомбинату о возмещении вреда, причиненного ее здоровью вредными выбросами, в результате чего она заболела астмой и вынуждена была сменить профессию.
Решите дело. Определите величину вреда, причиненного Скрябиной. РЕШЕНИЕ В соответствии со ст. 8 Федерального закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами,
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии со ст. 11 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Также ст. 22 указанного закона устанавливается, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях,
на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В соответствии со ст. 52 Закона в обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор входит рассмотрение обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и принятие соответствующих мер. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 57). Исходя из положений данного закона существуют методические указания МУ 2.1.9 000-2000 "Определение объема и порядка возмещения вреда здоровью граждан вследствие нарушений
санитарного законодательства" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 декабря 2000 г.) В соответствии с действующим законодательством причинители вреда обязаны возместить причиненный вред. Государственные органы или органы местного самоуправления, а также непосредственно сами граждане вправе предъявить к ним претензии и иски на возмещение вреда в соответствии с размером затрат, фактически понесенных территориальными (муниципальными) бюджетами, фондами обязательного медицинского
страхования, экологическими и другими фондами, а также самими гражданами на ликвидацию последствий нанесенного ущерба их здоровью. Установление порядка начисления и взыскание с субъектов хозяйственной деятельности денежных средств для компенсации понесенных затрат возлагаются в данном случае на органы исполнительной власти г. Березняки. Исчисление размеров вреда здоровью граждан осуществляются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с "
Методическими рекомендациями по определению объема вреда, нанесенного здоровью граждан вследствие нарушений санитарного законодательства", на основе результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, гигиенических и иных видов оценок, выполненных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, либо организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием
утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений в целях установления причин возникновения единичных либо массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, результатов определения состава и исчисления размеров вреда здоровью граждан, главными государственными санитарными врачами в соответствии
со статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" даются санитарно-эпидемиологические заключения, являющиеся для органов исполнительной власти основой предъявления к причинителям вреда претензий или исков по его возмещению. Состав вреда здоровью граждан и его размер устанавливаются по факту (фактам) его причинения гражданке Скрябиной. Вред от воздействия загрязнений атмосферного воздуха на состояние здоровья населения в соответствии
с методическими рекомендациями устанавливается только в той части, которая может быть оценена в денежном выражении как материальные потери. В соответствии с п.2.5. Методических рекомендаций вред, причиненный здоровью гражданки Скрябиной воздействием загрязнений атмосферы при проведении лечебно-диагностических или санитарно-гигиенических мероприятий может оцениваться как экстренные или внеплановые расходы в виде: - затрат на лечение и восстановление
здоровья граждан; - расходов на возмещение материальных потерь в связи с временной или стойкой утратой трудоспособности или инвалидностью; - расходов соцобеспечения; - потерь поступления в бюджет. Оценка такого убытка как упущенные возможности профессиональной или иной деятельности, моральный вред "Методическими рекомендациями " не предусмотрена. Следовательно, гражданка Скрябина не может получить возмещение вреда по данным основаниям.
Основанием для вынесения судом решения о полном или частичном возмещении вреда служит юридический факт причинения вреда гражданке Скрябиной по её иску, подтвержденному следующими документами: - актом органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о факте загрязнения атмосферы с указанием кратности превышения ПДК_м.р ПДК_с.с. по каждому вредному веществу или эффекту суммирующегося воздействия малых доз аэрогенных
загрязнений, в том числе в неблагоприятных метеорологических условиях. Могут быть использованы также данные других ведомств, осуществляющих государственный мониторинг качества атмосферы - Росгидромета, Госкомэкологии. - актом медицинской экспертизы, проведенной медицинским учреждением либо выпиской из истории болезни или амбулаторной карты больного, либо истории развития ребенка, подтверждающего факт и степень нарушения здоровья; - заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы, либо медико-
социальной экспертизы о наличии причинно-следственной связи между фактом загрязнения атмосферы и расстройством здоровья с указанием степени его нарушения; - заключением главного государственного санитарного врача по факту причинения, составу и размеру вреда здоровью гражданина и правомерности гражданско-правовой ответственности причинителей вреда в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При доказанном по исковому заявлению гражданки
Скрябиной факте нарушения здоровья, наступившего вследствие загрязнения атмосферного воздуха, используется принцип полного или частичного определения размеров вреда с учетом: - расходов на амбулаторное лечение и диагностику экообусловленных состояний; - расходов на стационарное лечение и диагностику экообусловленных состояний; - расходов из средств социального страхования на оплату листков временной нетрудоспособности; - потерь доли налоговых поступлений в бюджет вследствие временной утраты трудоспособности лицами, отвлеченными
от производственной деятельности. Информацию об экономических затратах на различные виды лечения предоставляют территориальные управления здравоохранения, исходя из утвержденных и действующих на территориях тарифов на оказание амбулаторной и стационарной помощи населению. Методика определения экономических затрат и потерь вследствие воздействия аэрогенных загрязнений на население при оказании медицинской помощи находится в
Приложении 1. Компенсация расходов и убытков потерпевшему производится причинителем вреда (Химкомбинатом) добровольно или по решению суда либо в единовременном порядке, либо путем выплаты ежемесячных сумм до срока переосвидетельствования, либо пожизненно в размере, определенном судом, либо по его поручению администрацией территории. Денежная компенсация по соглашению сторон может быть заменена полностью или частично натуральной компенсацией за счет материальных ресурсов ответчика.
Производство расчетов по искам граждан решается в установленном законодательством порядке со специальных счетов депонированных средств причинителей вреда (в данном случае - Химкомбината) либо в другом порядке, не противоречащем правовым нормам. Список использованной литературы 1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г 25 июля, 24 декабря 2002 г 10, 23 декабря 2003 г 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.). 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая,
25 июня 1998 г 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г.). 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП
РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г.). 5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г 10 января, 30 июня 2003 г 22 августа 2004 г.). 6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г.). 7. Закон Российской Федерации "О недрах" (с изменениями от 26 июня, 25 декабря 1992 г 1 июля 1994 г 3 марта 1995 г 10 февраля 1999
г 2 января 2000 г 14 мая, 8 августа 2001 г 29 мая 2002 г 6 июня 2003 г 29 июня, 22 августа 2004 г.). 8. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов". 9. Лесной кодекс Республики Башкортостан от 18 июня 1991 г. (с изм. и доп. от 28 октября 1992 г 26
февраля 1997 г 30 декабря 2000 г 6 марта 2001 г 6 мая 2004 г.). 10. Экологический Кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. N ВС-13/28 (с изм. и доп. от 1 ноября 2000 г 12 марта, 11 ноября 2003 г.). 11. Кодекс Республики Башкортостан «О недрах» от 28 октября 1992 г. N ВС-13/26 (с изм. и доп. от 14 июля 1998 г 30 декабря 2000 г 11 марта 2001 г 20 марта 2003 г 5 октября 2004
г.). 12. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 5 июля 1999 г. N 203 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Республики Башкортостан". 13. Методические указания МУ 2.1.9 000-2000 "Определение объема и порядка возмещения вреда здоровью граждан вследствие нарушений санитарного законодательства" (утв. Главным государственным санитарным врачом
РФ 30 декабря 2000 г.). Приложение 1 Определение экономических затрат и потерь вследствие воздействия аэрогенных загрязнений на население при оказании медицинской помощи. В общем виде определение экономических затрат и потерь вследствие воздействия аэрогенных загрязнений на население при оказании медицинской помощи (массовое или индивидуальное нарушение здоровья) (У_о) производится в виде расчета суммы потерь и расходов по следующим статьям (8.1.): - расходы на различные
виды лечения (амбулаторное, стационарное) /У_л/; - расходы из средств социального страхования на оплату листков нетрудоспособности заболевшим или людям, отвлеченным от производительной деятельности по уходу за больными членами семьи /У_сс/; - расходы из фонда социального обеспечения в случаях назначения пенсий по инвалидности вследствие болезни /У_со/; потери доли налоговых поступлений в бюджет в связи с временной или стойкой нетрудоспособностью работающего /У_пн/.
У = У + У + У + У . (8.1) о л сс со пн 8.2. Расходы на лечение (У_л), руб. определяются по формуле: Ул = У + У , где (8.2) л а с У - расходы на амбулаторное лечение, а У - расходы на стационарное лечение. с 8.3. Расходы на амбулаторное лечение (У_а), руб. определяются из соотношения: У = З х С х Е, где (8.3) а а а З - средние затраты, приходящиеся соответственно на 1 случай а лечения в амбулаторных условиях; С - число случаев данного вида заболеваемости в амбулаторных
а условиях; Е - доля заболеваний, обусловленных аэротехногенным воздействием для рассчитываемого класса болезней или нозологических форм (п.8.6). 8.4. Расходы на стационарное лечение (У_с), руб. определяются по формуле: Ус = З х Д х Е, где (8.4) с с с З - средние затраты, приходящиеся соответственно на 1 день лечения с в стационаре, руб.; Д - число дней лечения в стационарных условиях, с данным видом с заболевания; Е - экообусловленная доля для рассчитываемого вида заболеваний.
8.5. Дополнительный экономический ущерб (У_сс), руб. по статье "Расходы из средств социального страхования на оплату листков временной нетрудоспособности", связанный с повышенным уровнем заболеваемости населения и его части, рассчитывается по формуле: Ч У = Б х Ч х Е х Д х К х —, где (8.5) сс 1 р 1000 Б - средний размер оплаты одного листка нетрудоспособности по больничным листам, руб.;
Д - среднее число целодневных потерь рабочего времени в расчете на р один случай заболевания, дни; К - коэффициент, отражающий удельный вес работающих в общей численности исследуемого контингента населения; Ч - численность изучаемого контингента; Ч - среднегодовые стандартизированные показатели заболеваемости в 1 экспонированной группе (районе) в случаях на 1000 человек; Е - экообусловленная доля для рассчитываемого вида заболеваний.
8.6. Потери доли налоговых поступлений в бюджет вследствие временной утраты трудоспособности работающими и лицами, отвлеченными от производственной деятельности (У_пн ), руб. определяли следующим образом: Ч У = Н х Ч х Е х Д х К х —, где (8.6) пн 1 р 1000 Н - средняя величина налога с прибыли (дохода), приходящаяся на один отработанный человеко-день, руб.; Остальные обозначения прежние. 8.7. Расходы из фонда социального обеспечения на оплату пенсий инвалидов
по заболеваниям, связанным с нарушением санитарно-эпидемиологической обстановки, рассчитывали по формулам: Ч У = Р х Ч х Е х n х —, где (8.7) со 1 1000 Р - среднегодовой размер пенсионного обеспечения инвалида; n - коэффициент, отражающий удельный вес пенсионеров-инвалидов в общем числе исследуемого контингента больных; Остальные обозначения прежние.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |