Кишинёвский педагогический колледж им. А. Матеевича
Гром Денис
«педагогика
начальных классов»
1курс
дневного отделения
Реферат
Одарённые дети
в системевоспитания и обучения
Кишинев,2004
План :
1-определение одарённости у детей .
2-трудности обучения одарённых детей
3-причины развития одарённости .
4-типы одарённости : .
а – интеллектуальный
б — «академический»
в — художественный
г — Креативный
д – социальный
е – спортивный
5-заключение .
Библиографический список :
Лейтес Н. С Воспоминания, размышления, беседы…// Психологический журнал. № 1, 1992.
Юрий БЕЛЕХОВ, кандидат медицинских наук, руководитель окружного центра по работе синтеллектуально одарёнными учащимися «Школа сильного мышления»
Лариса ВОЛЬБЕРГ, детскийпсихолог молодёжного центра «Творческое развитие личности»В.С.Юркевич ,«Одаренный ребенок. иллюзии и реальность»1998. книга дляучителей и родителей – взята с Интернета– с сайта www.parents.agava.ru
Само слово«одарённый» вызывает довольно противоречивое отношение. Воображениеподсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес — обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.
Когда речьзаходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык«одарённости» или «не одарённости ». Все дети талантливы. Укаждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, котораязаставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делаетсвои первые шаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно осваивает окружающиймир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способностьприсуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровняразвития.
Если всё женастаивать на так называемом термине «одарённые дети», то среди нихесть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, ктоможет проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могутоказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Кпоследним относится, например, Альберт Энштейн,который в детстве отнюдь не считался одарённым, а в дальнейшем оказался гением.Интересен его ответ на вопрос, как он умудрился открыть теорию относительности:«В детстве я очень медленно развивался, поэтому те вопросы, на которые вседети получили готовый, авторитетный ответ от взрослых, возникли в моей головегораздо позже, и мне пришлось искать ответ на них самому».
Большинство специалистовподтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является невыдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, необладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения,целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются болеепродуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связидостаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьнойспециализации ребёнка. Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человекнаиболее одарён, совпадает с его интересами, внутренним мотивом.Присматривайтесь к своему ребёнку, дайте ему возможность попробовать себя вразных сферах, расширить область его компетентности, позволить сделатьмаксимально свободный выбор. Конечно, существуют специальные тестыспособностей, но они могут только помочь обнаружить способности,сориентироваться в ситуации. Результаты специальных тестов иногда оказываютсянеожиданными для родителей, зачастую они не подозревают о действительном уровнеразвития ребёнка, удивляются, когда психолог начинает хвалить ребёнка ипоказывает им его успешные работы. Тема эта требует отдельного обсуждения. Мыже поговорим о тех детях, которые проявили выдающиеся способности именно вдетстве.
Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляет еёпо-своему. Большинство специалистов определяют одарённость как выдающиесяспособности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и ужеимеющиеся достижения в одной или более областях. Выделяют следующие областипроявления способностей: интеллектуальные способности, специфическиеспособности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности кизобразительному искусству или музыке, психомоторные способности, социальныеспособности.
Чаще всего именно родители первыми замечают особые способности, одарённостьсвоего ребёнка. Наиболее рано проявляется музыкальная и художественнаяодарённость. Различают общую ичастную одарённость. Примерами всесторонне одарённого человека являются М.В.Ломоносов и Леонардо да Винчи. Последний обладал не только художественнымиталантами, но и научными, причём реализовывал их в самых различных областяхнауки и жизни. Признаки одарённости проявляются достаточно рано и являютсязалогом будущих успехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, неприбегая к специальным тестам.
Одарённые дети очень любопытны и нетерпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильностремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроенаигрушка, значит, надо её разобрать. Они буквально забрасывают взрослыхвопросами, и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способностьзадавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного незамечают, — важнейшая характеристика одарённости.
Способность к прогнозированиюпроявляется в умении представить возможные последствия действий. Уже в раннемвозрасте такие дети прослеживают причинно-следственные связи и делаютсоответствующие выводы. Одарённым детям часто свойственна оригинальностьмышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся отпринятых стандартов. Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативныеспособы решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычноодарённые дети обладают хорошей памятью, «впитывают, как губка»огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возрастаспособность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, иупорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности.
Одарённые дети обладают большимсловарным запасом, позволяющим им достаточно чётко излагать свои мысли. Дляобозначения понятий и воображаемых событий могут придумывать свои слова.
Они с удовольствием занимаютсясложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятсясделать то, что им пока не по силам. Необходимо отметить, что наличие высокогоIQ (коэффициента интеллекта) не имеет первостепенного значения, гораздо большеевлияние оказывает способность к творческому мышлению. Большинствоодарённых детей отличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присущечувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов. Ребёнок, одарённыйв социальной сфере, легко приспосабливается к новым ситуациям. Другие детипредпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям. В окружениипосторонних людей такой ребёнок сохраняет уверенность в себе. С лёгкостью можетобщаться с детьми и взрослыми, проявляет инициативу, руководит играмидетей и принимает на себя ответственность.
Безусловно, эти описания не исчерпывают всё многообразие одарённости, но могутпомочь не только в определении одарённости ребёнка, но и найти у него те качества,которые можностимулировать и развивать.
Одарённость может быть какпреимуществом, так и источником проблем. Демонстрируя высокий уровень развитиямышления и речи, одарённые дети создают иллюзию взрослости. По инерцииокружающие начинают предъявлять к ним повышенные требования. Для таких детейвполне естественным является разный темп развития интеллектуальной иэмоциональной сферы. Одарённый ребёнокможет решать сложные задачи, «как большой», а эмоциональнореагировать в соответствии со своим возрастом, «как маленький», можетбегло читать и при этом с трудом владеть простейшими ручными навыками.В школе такие дети далеко не всегда демонстрируют высокую академическуюуспеваемость, если содержание обучения не совпадает с их интересами. Часто онисопротивляются зубрёжке, строгой дисциплине и конформизму, что необходимоучитывать в воспитании и обучении одарённых детей. Игнорирование ихособенностей может привести к развитию отрицательного восприятия себя, вызватьтрудности в общении со сверстниками.
Многие одарённые дети обладаютповышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. Враннем возрасте они очень мало спят. Высокая активность воображения можетпорождать преувеличенные страхи.
Такая положительная черта, какстремление довести дело до конца, нередко превращается в перфекционизм — стремление довести дело до полного совершенства. Часто одарённые детипредъявляют повышенные требования к себе, не умеют переживать малейшие промахи,воспринимают себя как неудачников. К этому же могут приводить преувеличенныеожидания и амбиции взрослых, наша привычка ожидать и требовать лучшего:«Это неплохо, но ты мог бы лучше». Таких детей надо стимулировать ипоощрять не только за достижение результата, но и за участие, попытку.
Родители по-разному относятся кодарённости ребёнка. Условно можно выделить две крайние позиции: одни стараютсявсеми силами развивать способности ребёнка, другие же считают, что «талантсам себе дорогу пробьёт». Есть и такое мнение: одарённый — значитненормальный, «белая ворона», «пусть будет обычным ребёнком, каквсе». Для детей очень важно признание их способностей со стороны значимыхвзрослых. Исследования психологов показывают, что дети часто скрывают своиспособности, если родители их не поощряют, привыкают вести себя, «каквсе», не доставляя взрослым лишних хлопот. И в то же время ребёнокдостигает более высоких результатов в деятельности, если родители или учителясчитают его способным.
Важно выдерживать баланс в отношениик тем способностям, которые проявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация натеме способностей, высоких достижений при игнорировании других сторон личностиребёнка часто превращается в «гонку за достижениями»: ребёнок можетрешить, что его любят и ценят только за это. Игнорирование же способностейнередко приводит к столкновению ребёнка с собственными проблемами один на один.Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальныедети. Ребёнок может обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковыбудут его перспективы, зависит от взрослых. Конечно, не стоит создавать«тепличные условия», чрезмерно опекая ребёнка. Однако егоиндивидуальные особенности развития требуют особого внимания со сторонывзрослых. Любой родитель, который хотел бы способствовать наибольшей реализациипотенциала своего ребёнка, в первую очередь должен взглянуть на себя и признатьналичие способностей у себя, признать свою индивидуальность и значимость.
Лариса ВОЛЬБЕРГ,
детский психолог молодёжного центра
«Творческое развитие личности»
Согласно представлениям современной психологии одарённостьвключает в себя: способность порождать модели объективного мира, максимальноприближающиеся к реальности; высокую познавательную активность, которая необязательно порождена решением сиюминутных проблем; способность к активномувоображению, то есть возможность «в уме» создавать, удерживать иработать с различными образами.
Не важно, насколько ярко выраженакаждая из этих составляющих одарённости, опосредующая высокие результатытворческих достижений. Способность к творческому мышлению — не наборпсихических способностей, а единый, не разложимый на составные части талант. Ноэтот дар — всего лишь некая возможность, которая не обязательно осуществится. Авот его развитие зависит от системы воспитания.
К сожалению, среди родителей ипедагогов часто можно встретить мнение, что отлично успевающим по большинствупредметов ученикам не нужна какая-либо специальная подготовка для развитиятворческого мышления. Они и без неё станут прекрасными мыслителями. Заранеепредполагается, что у отличников и так высокие способности к творческомумышлению. А вот плохо успевающим ученикам вряд ли что-то поможет — они несмогут совершенно мыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышлениясо скоростными способностями анализировать и синтезировать информацию, обобщатьполученные данные — такая же, как между компьютером и его пользователем. Можнонеумело работать на мощной машине, а можно великолепно программировать и на скромномкомпьютере. Конечно же, эта способность помогает успешному усвоению школьнойпрограммы. Но знания ради знаний никогда не приводили человека к прогрессу.Наверное, всем известны печальные примеры круглых отличников, которыестановились полными «банкротами» в "послешкольной"жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньше читать и меньше знать, абольше думать. Так что потенциал ума, так же как мощность компьютера, нужноумело использовать.
К сожалению, результатом большинстваучащихся на сегодня чаще всего являются заученные знания. А вот осмыслением,адекватным пониманием окружающей нас реальности могут похвастаться единицы.
Более того, большинство далеконеглупых людей, выработав однажды свою точку зрения, используют всю мощь своегоинтеллекта на её защиту. И обычно это им неплохо удаётся. У них просто невозникает потребности глубже разобраться в предмете. Это и есть образецнегативного мышления — «школьная ловушка интеллекта».
В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века (т.к.наша Молдова тесно связана культурой и развитием с Россией – к нам, например,ссылали Пушкина) В России ни до, ни (увы!) после не было такого всплескавыдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры.Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаныс ним через своих наставников.
Считаю, что подобный феномен связан со следующими факторами: Семейное воспитание девятнадцатого века в России — образец психолого-педагогического сопровождения развития способности к творческому мышлению. Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной семейной среды, в которой выделю лишь одно — доступность даже для средних слоёв общества «общения» с выдающимися образцами цивилизации. Уважение и социальная защищённость талантливых педагогов (коих было немало). к тому — же тогда к педагогам относились более уважительно , ( снимали шляпу, повстречав на улице. ) Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны государства.
Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодыхлюдей с семейным воспитанием налицо. А поэтому попробую предложить вашемувниманию необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие иреализацию в человеке его интеллектуальной одаренности: С раннего возраста создание условий поиска ребёнком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п. Раннее знакомство одарённого ребёнка с шедеврами человеческой культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения — путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать своё чудо. Организация своевременной встречи с наставником — талантливым педагогом.
Так, если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует -
Повинен тот, кем сердце зажжено. Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте одарённого ребёнка в организацию и проведение традиционных семейных капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает ценность для человека, только если он сам принял активное участие в его создании. Важно научить ребёнка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одарённого ребёнка научно-педагогической «лабораторией». Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-мыслителе.
Каков же вклад школьного образования в процесс развитияталантливой личности? Ведь без стройной системы знаний о мире попытки создатьнечто новое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одарённой личностиогромна.
Только творческий диалог, личностнаязаинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятныеусловия для воспитания творческой личности.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний,а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно,на основе полученного материала. Сотрудничество преподавателей и семьи,полноценный диалог ученика и педагога, ребёнка и родителей обеспечатнеобходимый рост личности, понимание реальности, а следовательно, и творческоемышление.
Юрий БЕЛЕХОВ,
кандидат медицинских наук,
руководитель окружного центра по работе
с интеллектуально одарёнными учащимися
«Школа сильного мышления»
Типы одаренности :
Зачем учителю нужно знать типы одаренности?
Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, уних разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей ипсихологов.
Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценитьвозможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентироватьего в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том,что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить,принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за егонедисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степениориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистовпроблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типыодаренности.
1. Учительлегче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют«умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами»и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными,глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — самичитают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или инымисточникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебныйи внеучебный материал, нередко склонны к философскомуосмыслению материала.
Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваиватьразные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и,соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиесяучатся блестяще, а по другим — нет.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляетсяпрежде всего общие умственныеспособности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокиеспособности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этимиподтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляютсякак бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализацияспособностей и, соответственно, интересов.
Познавательная потребность,являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этихучащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, приэтом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.
Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственныхакселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов» .
Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся невсегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть иблестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяетсяне самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принятоназывать «академическим» . При этом типеодаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первыйплан выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённостипрежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности ихпознавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности ихмотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаевдаже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы,чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзянедооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательныепрофессионалы, настоящие мастера своего дела.
Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкойспособностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляютзаметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенныеспособности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областяхдеятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам илик гуманитарным).
В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный иакадемический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех идругих есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особойумственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичностимышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философскоеосмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники— это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалышкольного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого,прочного и качественного усвоения.
3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого трудадля учителей,— этохудожественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высокихдостижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи,скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности,содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня ихпроявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал ксоответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.
Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьниковс разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер»различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще ипревосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовалисьсочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческиеличности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностьютакого рода.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самимучителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощипсихолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация вряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренногоученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере этоотносится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается внестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, втом, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этоттип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так какстандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, непонимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почтивсегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях,полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создаюту учителей при работе с такими учениками большие проблемы.
Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметныеповеденческие проблемы, не случаен — именно так называемая не комфортность этихучащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всемиостальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которойи строится их нестандартное видение мира.
У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидетьв школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а поройи невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики сэтим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: ипониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоитьготовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в которомне всегда есть место школьным урокам.
Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужнопредлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявлениеих самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений,особые творческие задания или исследовательские проекты.
Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонностьэтих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью,то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов вмышлении и в работе.
У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющиенезаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которуюони берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видениепроявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, ноочень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторскиеспособности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать другихлюдей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерскаяодаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокийуровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция,понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, вомногих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора,помогающее им нравиться другим людям.
Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с нимисоветуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Естьлидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей,определяют цели и направление движения, ведут за собой.
К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интереск школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможностиреализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с нейконкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточнойшкольной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенноничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведетих на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такиеученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, чтовызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще большеусиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужнаспециальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников сэтим типом одаренности лицом к школе.
6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности,проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательнойшколы не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение опониженных умственных способностях у спортсменов не соответствуетдействительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихсяспортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальныевозможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллектавидам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многиевыдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов),удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (ИринаРоднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошоучатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Еслиу школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то естьнастрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя напути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии,укреплении и реализации их незаурядных возможностей.
[ © В.С. Юркевич ]
у частидетей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на всю жизнь,являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой характеристикой развития.Ускоренно развивались и Норберт Винер, и Лев Ландау,и поэт Александр Грибоедов. Предсказать, во что выльется то или иное ускоренноеразвитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза ужеимеются. Учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркойодаренности, его условность и во многих случаях только возрастной, временныйхарактер.
Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нетрезкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированнымпрофессионалам-психологам или внимательным учителям, много и серьезноработающим с ребенком. Видимо, к этому типу принадлежал великий математикАндрей Николаевич Колмогоров.
И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный»тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождаетсязабеганием вперед в развитии, но в некоторыхотношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие.Так, Альберт Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехамив гимназии и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметитьодаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такиедети могут вырасти в гения.
В любом случае важно знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд,подававший много надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, сдругой стороны, не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящихшкольных успехах или в явном опережении в развитии.
Если особо одаренные дети с трудом общаются, их резкое опережение сверстниковне проходит бесследно для их социального и эмоционального развития, то длядругой группы одаренных детей, более обычных, проблем общения даже меньше, чему самых обычных детей. Несколько гиперболизируя различия между двумя этимигруппами детей, можно сказать, что если первые — талантливые изгои общества, товторые — «баловни судьбы», любимчики учителей и потом общества.
Идет контрольная работа по математике. Все детиеще возятся с первой задачей, а одна из учениц уже поднимает руку и сообщает,что она не только уже все решила, но и готова решать еще. Эта ученица любитзадавать учителям каверзные вопросы, а дома увлеченно решает трудные задачи,читает учебники по математике для старших классов. В этом случае трудно недогадаться, что перед вами одаренный ребен